Политика и религия

Политика и религия

Вопрос о соотношении религии и политики в обществе — не простой. Что есть политика? Единого определения этого понятия не существует. Древнегреческий философ Платон считал, что политика — это искусство жить вместе; социолог М. Вебер определял политику как стремление к участию во власти; известный немецкий государственный деятель и дипломат Бисмарк — как искусство возможного.

С одной стороны, политика упорядочивает общественную жизнь, регулирует отношения в социально дифференцированном обществе. С другой стороны, стержень политики составляет власть, а стремление различных социальных групп и отдельных индивидов к участию в осуществлении власти приводит к тому, что сфера политики — это сфера политической борьбы, конфликтов и конкуренции.

Религия также играет регулятивную функцию в обществе, стремясь обеспечить равноправное и мирное сосуществование людей, различающихся по социально-статусным и имущественным позициям. Первобытные люди, исповедовавшие культ неба и земли, поклонявшиеся тотемам прародителей рода, признавали власть сверхъестественных сил. Во многих религиях, например в христианстве, можно проследить связь идеи политической власти с властью церковной, она воплощается в идее божественного направления дел человеческих. На протяжении веков для традиционных мусульманских государств было характерно полное сращивание государственной и церковной власти. Глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка Мухаммеда, высшее духовенство играло роль политических советников, а уголовное и гражданское право было основано на религиозных законах — шариате. Таким образом, все сферы жизни общества — семья, культура, правовые отношения, политика — подвергались вмешательству со стороны ислама. Чем более значительную роль играл в жизни страны религиозный фактор, тем более сильное влияние он оказывал и на отношения государства и церкви.

Можно выделить три основных исторических типа отношений церкви и государства Мухаев Р.Т. Политология. — М.: Дрофа, 1995. С. 86.:

  • 1. Верховенство государственной власти над церковной. Так, например, в XIV в. по приказу французского короля Филиппа IV резиденция римских пап была перенесена в город Авиньон, располагавшийся на территории Франции, папство использовалось французскими монархами в политических целях. Этот период, длившийся с 1309 по 1377 г., носит название «Авиньонское пленение».
  • 2. Подчинение государства церковным учреждениям. В традиционных исламских государствах мусульманское духовенство выполняло светские функции, полностью контролируя политическую сферу.
  • 3. Взаимное невмешательство государства и церкви. Такая ситуация характерна для большинства стран современной Западной Европы.

В современном западном обществе государство и церковь сосуществуют параллельно друг другу. Религия способствует обоснованию и поддержанию общественных ценностей, в том числе и политических, что влияет на отношение общества к закону и власти. Церковные институты могут представлять интересы отдельных социальных групп, способствовать усилению их влияния. Религиозные организации принимают участие в политическом процессе через активную идеологическую деятельность. Такая взаимосвязь религии и политики обусловлена тем, что для большинства людей религиозная вера является частью национальной культуры и неотделима от образа жизни и основ социально-политического устройства общества.

В современном мире речь может идти о трех основных формах взаимодействия религии и политики.

Во-первых, об использовании религии в политических целях. Например, в 1991 г. иракский лидер Саддам Хусейн мотивировал нападение на Кувейт тем, что королевская семья Кувейта ведет себя не в соответствии с нормами ислама.

Во-вторых, о влиянии религии на политику в рамках установленных законом или общепринятых процедур. В Западной Европе церковь стремится влиять на законодательство через общепринятые демократические каналы. В таких государствах, как Испания, Португалия, Италия церковь полемизирует с государством по вопросам семьи и образования.

В-третьих, о сакрализации политических институтов. В качестве примера можно привести Японию, где национальная религия — синтоизм — является духовной основой японских политических институтов.

В современном мире религия все еще продолжает выполнять функции, сходные с функциями идеологии, что приводит к ее политизации Тавадов Г.Т. Политология. — М.: Омега-Л, 2011. С. 48.. Однако это не всегда означает, что общество становится более религиозным. Очень часто, особенно в странах третьего мира, недовольство социально-экономическими или политическими реалиями выражается в форме религиозных волнений, направленных на достижение некоей высшей справедливости. В этих случаях религия может выступать альтернативой таким идеологиям современности, как консерватизм, либерализм или социализм. Как уже было сказано выше, религиозная вера представляет собой органичную часть национальной культуры. Процессы глобализации, которые зачастую способствуют вестернизации традиционных обществ, могут приводить к усилению тенденций национализма, способствующих сохранению самобытной культуры; религия в таких случаях становится важной частью националистических программ Фесенко В.Ю., Погорелый Д.Е., Филиппов К.В. Политология. — М.: Эксмо, 2008. С. 39..

Эти особенности общественного развития приводят к тому, что религиозный фактор все чаще играет важную роль как во внутренних, так и в международных конфликтах. Что лежит в основе таких явлений, как средневековые Крестовые походы или террористические акты современных исламских фундаменталистов? На первый взгляд, в основе этих агрессивных действий лежит религиозная вера. Значит ли это, что в религии изначально содержатся нормы и предписания, призывающие к насилию и экспансии? Мировые религии, т. е. буддизм, христианство и ислам в их классическом варианте, основаны на терпимости и человеколюбии, они не призывают напрямую к борьбе с инакомыслящими. Однако религия и церковь обладают особыми возможностями воздействия на мировоззрение и поведение верующих. Истолкование божественных заветов — монополия священнослужителей, и такая монополия часто приводит к тому, что наибольшее внимание уделяется одним догматам в ущерб другим. Например, исламские фундаменталисты используют понятие джихад для обозначения войны с неверными во имя распространения мусульманской веры. Однако с арабского языка джихад переводится как «усилие». Если в первые века распространения ислама джихад действительно трактовался как война, причем война оборонительная, то начиная с XIV в. концепция джихада усложняется: наивысшим проявлением считается джихад духовный, т. е. внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху. Таким образом, джихад можно истолковать и как обоснование приложения максимальных усилий для процветания государства, и как оправдание для терактов — все зависит от политических задач того или иного лидера.

Российский государствовед Л. А. Тихомиров выделял три типа отношений государства к религии Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. — М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. С. 281.:

  • · превращение государственной власти в центр религии (цезаропапизм);
  • · подчинение государства церковным учреждениям (папоцезаризм);
  • · союз государства с церковью.

Папоцезаризмом называют ситуацию, в которой патриархи церкви имеют возможность управлять делами светского правительства. В наиболее ярком виде папоцезаризм был характерен для средневековой Западной Европы, где католическая церковь во многом определяла политическую ситуацию в ней, хотя и далеко не всегда, о чём свидетельствует, например, авиньонское пленение пап.

Под цезаропапизмом понимается явление, когда светские власти имеют чрезмерное влияние на церковь, особенно когда они пытаются определять её вероучение. Термин часто ассоциируется с Византией и послепетровской Россией. При этом сама православная церковь рассматривает в качестве идеальных отношений с властью в стране, где православная религия является государственной, симфонию — обоюдное сотрудничество, поддержка и ответственность, подчеркивая, что попытки отдельных представителей светских властей взять на себя, кроме вполне законных полномочий, еще и власть в сфере вероучительной, были явлениями эпизодическими и нехарактерными.

Религия в ряде случаев может выполнять организационно-политическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин.

В истории России формы переплетения политики и религии сводятся к следующим:

  • 1). Религия как определённая мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, определяет умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.
  • 2). Воздействие на политику оказывают конфессиональные организации и священнослужители. В зависимости от особенностей конкретной религии это воздействие может быть открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). В регионах с развитыми светскими традициями руководство религиозных объединений высказывается за неучастие в политической жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела, однако определённую политику при этом осуществляют не сами религиозные учреждения, а примыкающие к ним специфические общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры.
  • 3). Взаимодействие политики и религии проявляется в использовании религии в своих интересах политическими деятелями различных ориентаций, в первую очередь, стоящими у власти.
  • 4). Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собственных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись социальные и национально-освободительные движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих его регионах.

церковь государство политика общество

Политика и религия

Введение

Проблема взаимодействия политики и религии — одна из самых давних в истории человечества. На протяжении всей истории взаимодействие различных сфер общественной жизни вносило существенные коррективы в бытие общества. Поскольку и политика, и религия являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества. Так как эти сферы общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга. Поэтому выяснение закономерностей взаимовлияния и поиска способов урегулирования возможных конфликтов между политическими и религиозными факторами — одно из самых важных заданий политической науки.

Для того, чтобы получить удовлетворительные результаты исследования, необходимо более детально разобраться в том, что же, собственно, представляют собой политика и религия, ибо обыденное толкование этих слов может привести к неоднозначности в лучшем случае, и к неверным выводам в худшем. Если с политикой все более-менее ясно и без особых препятствий можно в качестве рабочего взять определение:

Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы,

то с определением религии дело обстоит сложнее. Дело в том, что многие источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает суть самой религии, как духовно-ориентированной сферы общественных отношений, с весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия заключается в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание, причем такой, какой она является в собственном самосознании. Даже если смысл кажется непонятным или странным, необходимо принимать его именно таким, делая скидку на его значение во внутреннем построении. Итак, что же религия говорит сама про себя:

Религия — специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.

Религия как фактор политической жизни общества

Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях — структурном и функциональном.

Структура политики охватывает политическое сознание, политическую деятельность, политические организации и политические отношения. А структура религии — религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации и религиозные отношения. Следовательно, составные религии и политики взаимосвязаны. Отношения институтов публичной власти с религиозными организациями могут изменяться от доминирования определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это от конкретного времени и места деятельности религиозных, светских институций, типа религиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количество последователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим многочисленным адептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций, партий. В более сложном положении находятся секты и харизматичные культы, функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения, репрессии против сторонников отдельных церквей, сект, культов нередко влеклись экономической, политической нестабильностью общества.

Тесная связь религии и политики обусловлена и основными функциями, которые выполняет религия в обществе. У религии есть множество различных социальных функций и большинство из них опосредовано через социум все же оказывают влияние на политику.

Взаимовлияние политики и религии

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. В их системе убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Не меньшее влияние оказывает и религия на политику. Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа. Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака.

Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов.

Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

Государство и церковь: основные модели взаимодействия

На современном этапе характер государственно-церковных отношений — один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

Теократия

Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах — в Папской области, а с 1929 г. — в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.

Цезаропапизм

Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.

Законодательная поддержка, которая обеспечивает привилегированное состояние определенной церкви в государстве

Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.

Отделение церкви от государства

На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.

Невмешательство государства и церкви в дела друг друга

Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины.

Схемы государственной финансовой поддержки церкви

В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных институций:

  1. Прямое финансирование государством религиозных организаций и государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия и др.).
  2. Сбор специального «церковного» налога, который тратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)
  3. Использование средств «церковного» налога религиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролем государства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.)
  4. Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям, которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки от церковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь и государство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды).

Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви и государства.

Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны общественной жизни сложно оценить однозначно. Тем не менее, это влияние существует, и представления о нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных частей и явлений, тем проще ему в этом обществе жить.

Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некоторых вопросов. Тем не менее, роль религии в общественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как кладезь национальной культуры и истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

Список литературы

  1. Политология. Основные понятия и логические схемы: Пособие / В.А. Мельник.
  2. Политология. Под ред. Радугина А.А. — Москва: Центр, 2004.
  3. Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. — Москва: Центр, 2005.

gutta_honey

Еще некоторая информация касательно политически возбужденных граждан.
Есть такой термин «политическая религия». Отношение к нему не единодушное. Кто-то говорит что она имеет место в современном мире, а кто-то утверждает, что ее нет. Мое мнение, она все-таки есть. Политика, в принципе, не равна религии, но иногда она может приобретать подобные черты.
Например, у государства или политического движения есть свои символы, ценности, идеология, мифы, ритуалы, взгляды и своя «карта мира». Все как положено религии. Но наличия этих атрибутов не достаточно. Важно, как граждане внутри политического образования относятся к существующему вокруг них миропорядку.
Существуют следующие черты членов группы, которые указывают, что их политические взгляды приобретают черты религиозности:
1. Разделение мира на своих и чужих. Чужие достойны умерщвления, потому что они второй сорт.
2. Наличие лидера, группы лидеров или идеи, которым приписывается волшебная сила, изменяющая все. Т.е. он/она/оно/они спасут нас от чего-нибудь и мы станем самыми-пресамыми.
3. Иерархическая структура, основанная на том, кто ближе всего находится к телу лидера, у кого больше полномочий, или кто самый правильный в рамках преданности к идее. Внутри группы может существовать соревнование между членами, кто более идейно предан и кто готов перешагивать через мораль и правила воимя идеи или лидера.
4. Контроль над идеологией и правомыслием. Образование в нужном русле и продвижение конкретных идей. Правильное идейное воспитание.
5. Вера в то, что если будешь следовать идейному пути, поддерживать лидеров, то будет тебе счастье. А если не будешь, сгоришь в «аду». Отмечается своеобразная «слепота» по отношению к фактам, которые не входят в идеологическое мировоззрение.
6. Вера в то, что идеи самые правильные, и естественные. Люди очень сильно удивляются и реагируют агрессивно на то, что с ними не согласны. Приверженцы подобных групп активно заняты обращением других в свою правильную идеологию. Если тут немного приходится соврать или приукрасить, то на что уж не пойдешь ради причинения добра.
Многие считают, что такие изменения в группах людей—заслуга исключительно лидера или характера идеи которой преклоняются. Однако все это сделать невозможно в одностороннем порядке. У самих людей есть потребность в чувстве идентичности с какой-то группой, которая отличается от других, и понятно, в лучшую сторону. Когда человек находится в этой группе, он чувствует себя на голову выше других, ощущает поддержку окружающих. Он видит себя защищенным от негативных воздействий среды. Люди стараются следовать полностью принципам и мировоззрению группы, становятся конформными. Критика к своим действиям у них снижается и они предпочитают пользоваться плодами мысли лидеров группы, к которой принадлежат. И, кроме того, конформисты имеют более высокий уровень удовлетворенности жизнью, чем те группы населения, которые производят критическую оценку происходящего вокруг. Так что особой потребности менять положение вещей у них нет.
И в заключение хочу сказать, что конформисты это не только те, кто мирно сидят дома и со всем соглашаются. Конформист это тот, кто подчиняется слепо и полностью любой группе, чтобы она ни делала и как бы себя ни вела. Конформисты могут сидеть дома и внимать зомбоящику, потому что все друзья и родные так делают, или ходить на демонстрации, если уж все туда идут. Если у всех активная гражданская позиция, значит и у меня должна быть.
Некоторое время назад я писала посты о токсической вере и зависимости от религии. Темы перекликаются.

Tags: политиКо

Глава 2. Религия и политика в современном мире

В начале прошлого столетия многие социологи предрекали исчезно­вение религии в конце XX века. Подобные прогнозы покоились на при­знании того, что революционные изменения, происходящие в мире, на­учный и технический прогресс, развитие культуры подрывают веру в сверхъестественное, человек теряет смысл священного, становится все более рационалистичным. А выполнявшиеся ранее религиозными орга­низациями социально-политические, юридические, образовательные и идеологические функции все более переходят к государственным орга­нам, политическим партиям и механизмам светской культуры. В резуль­тате, кризис переживаемый религией остановить нельзя и ее движение к полному упадку необратимо, считали мыслители того времени.

Несмотря на то, что посылки были в целом верными и секуляризаци-онные процессы продолжаются, а индивидуальное и общественное со­знание все более освобождается от влияния религиозной идеологии, об­щий вывод оказался неверным. Религия, имеющая многовековой опыт приспособления к самым различным условиям, не только сохранилась, но в ряде регионов планеты даже испытывает своеобразный ренессанс. Большинство человечества продолжает находиться под ее влиянием и осознает социальные процессы и политические идеалы в религиозных формах.

Важным фактором, способствовавшим укреплению позиций религии, стала война. Ужасы, обрушившиеся на многомиллионные массы насе­ления Земли в ходе двух мировых войн, углубили религиозность одних, побудили обратиться к религии других, заставили значительную часть колеблющихся сделать выбор в пользу веры в сверхъестественное. Уг­роза всё уничтожающей термоядерной войны, висевшая над человече­ством в течение десятилетий, давала новые импульсы развития таких тенденций. Активное участие вероисповедных объединений в антиво­енном движении, в борьбе за решение глобальных проблем человече­ства поднимает престиж религии.

Использование религии в политических целях, в борьбе за полити­ческое пространство является еще одним серьезным фактором, повыша­ющим к ней интерес различных кругов общественности многих стран.

век стал веком широкого вовлечения верующих в христианско-де-

мократические общественно-политические движения и политические ПаРтии. Многие из них представлены в парламентах, местных органах власти.

з»

Сохранению и упрочению влияния религии на разные группы насе­ления способствует участие конфессиональных организаций в деятель­ности различных клерикальных объединений: профсоюзных, молодеж­ных, женских, студенческих и иных. С учетом настроений масс, заинте­ресованных в социальных преобразованиях, разработаны новые теоло­гии: теология прогресса, теология надежды, теология освобождения, теология революции и другие.

Религия (особенно ислам) и ее институты сыграли существенную роль в развертывании национально-освободительного движения народов ко­лоний и зависимых стран. Наиболее впечатляющей стала антиимпериа­листическая исламская революция в Иране, вновь продемонстрировав­шая мощный социальный потенциал самой молодой мировой религии и давшая импульс для усиления исламского фундаментализма. Отголоски этой революции способствовали активизации исламского движения на территории СССР, вместе с другими факторами приблизившего час па­дения советского режима.

Росту рядов верующих в Бога в большой мере способствует активная миссионерская деятельность, опирающаяся на мощную материальную базу и сочетающаяся с разносторонним социальным служением, вклю­чающим благотворительность, учебно-образовательную и медицинскую помощь населению, правозащитную и миротворческую деятельность, обучение использованию новых технологий, особенно в сельскохозяй­ственном производстве.

О размахе и результативности этой работы свидетельствуют многие факты. Вот некоторые из них. В одной Индии, где христиане составляют не более 2,5% населения, христианские организации содержат 15 тысяч начальных и средних школ, 174 колледжа, более 270 технических школ. Всемирная община протестантов на протяжении 15 лет (с 1976 по 1990 год) ежегодно увеличивалась на 2,6% (уступая только мусульманам, чьи ряды ежегодно прирастают на 2,9%.

Протестантские организации имеют более 50 тысяч миссионеров. Международный конгресс по евангелизации, состоявшийся в 1989 году в Маниле (Филиппины) принял решение с 2000 года вести проповедь Евангелия во всех странах мира, для чего организована широкая подго­товка миссионерских кадров. Протестантские миссионеры успешно кон­курируют в последнее время с католическими миссионерами во многих

районах Америки и Африки.

Исключительную роль в сохранении позиций религии в мире и ее воздействии на политические процессы, развивающиеся внутри конк-

ретных стран и на международной арене, играют Римско-католическая церковь и Всемирный совет церквей, объединяющий 330 христианских церквей и общин, функционирующих более чем в 100 странах мира. В исламском мире во многом похожую роль играет Организация Исламс­кая конференция.

2.1. Современная география религий

По числу своих приверженцев первое место среди религий мира за-°т христианство. В 2000 году на планете жило около 2 миллиардов Нй!стиан (1995 млн.). За предшествующее столетие их численность воз-ХР Гпочти в 4 раза. Больше всего христиан живет на американском К -яте (768 млн.). На втором месте стоит Европа (около> 500 млн.), яа третьем — Африка (380 млн.), на четвертом — Азия (285 млн.).

с£ой крупной христианской конфессией в мире является католи­цизм В 2000 году на планете насчитывалось более 1 миллиарда католи-ZКЮ46 млн.). За столетие их численность возросла в 6 раза. На аме-Гканском континенте проживает 768 млн. католиков (65% населения этоТчасти света), в Европе и СНГ насчитывается 285,5 млн. католиков (372% всего населения), в Африке 120,5 млн. (15%), в Азии 108 млн. 0%) в Австралии и Океании 8 млн. (26,6%).

Во всех странах Латинской Америки, кроме Уругвая, католики со­ставляют большинство. Внушительной является доля католиков в соста­ве населения США (25%) и Канады (45%).

В Европе странами с преобладанием католицизма являются Австрия, Андорра Бельгия, Венгрия, Ирландия, Испания, Италия, Литва, Лих­тенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Польша, Португалия Сан-Ма­рино, Словения, Хорватия. В Азии к таким странам относятся Филиппи­ны. Как видим, в Азии и Африке католиков не очень много, но впечатля­ющими являются темпы роста. За истекшее столетие в Азии последова­телей Римско-католической церкви стало в 18 раз больше, а в Африке-в

80 раз

Второй по численности христианской конфессией является протес­тантизм (более 750 млн.) или почти в 4 раза больше чем сто лет назад. К «ранам с преобладанием протестантизма относятся: в Европе: Вели­кобритания, Дания, Исландия, Латвия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония; в Америке: Канада, США. Весьма высокими темпами растут протестантские общины во многих странах Латинской Америки, Афри­ки и Азии.

Третьей по числу последователей христианской конфессией являет, ся православие. В 2000 году в мире насчитывалось 151,5 млн. право, славных, примерно на 72% больше чем сто лет назад. Наибольшее число православных живет в России (70-80 млн.). Они живут также в Украину (около 30 млн.); в Румынии (20 млн.), в Греции (9,5 млн.), Болгарии ($ млн.), Белоруссии (около 5 млн.), Сербии (около 5 млн.),Молдове (около 3 млн.), Македонии (1,2 млн.). Все эти страны с преобладанием право, славия.

Ислам является второй по численности последователей религией в мире. В 2000 году его исповедовали 1180 млн. человек, в 5 с лишним раз больше, чем в 1900 году. Подавляющее большинство мусульман — сун­ниты (993 млн.), шиитов 187 млн. Большая часть мусульман живет в Азии (около 800 млн.) и в Африке (более 320 млн.). К странам с преобладани­ем ислама относятся в Азии: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бах­рейн, Бруней, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт. Кыргызстан, Малайзия, Объединенные арабские Эмираты, Оман, Паки­стан, Саудовская Аравия, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Турция. Узбекистан; в Африке: Алжир, Египет, Западная Сахара, Ливия, Маври­тания, Марокко, Сомали, Тунис.

В связи с усилившимися в последние десятилетия миграционными процессами существенно выросли мусульманские общины в странах Западной Европы.

Буддизм является третьей по численности приверженцев мировой религией. За истекшее столетие число приверженцев этой религии воз­росло почти в 3 раза и составило в 2000 году более 350 млн. человек (по другим оценкам — около 500 млн. человек). К странам с преобладанием буддизма относятся: Бирма, Бутан, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Монго­лия, Таиланд, Шри Ланка, Япония.

Среди национальных религий по числу последователей выделяются индуизм (около 900 млн.), основная масса последователей которого жи­вет в Индии и иудаизм (более 14 млн.), чьи последователи живут в США (около 6 млн.), в Израиле (около 5 млн.), в России, Франции, Украине, Канаде, Великобритании, Аргентине, Бразилии и других странах.

Особняком стоит конфуцианство. Религиоведы относят это мораль­но-философское учение к числу религий, китайцы не считают его рели­гией. Как сказано в энциклопедии «Народы и религии мира» (М. 1999 г.), «в Китае конфуцианство повлияло на образ мышления населения » сыграло значительную роль в формировании китайского национализма’ Каждый китаец, где бы он ни жил, в той или иной мере является конфу

аНцем, независимо от степени его образованности, социального поло-еция и даже исповедуемой религии».1

JC числу верующих религиоведы относят около 5 миллиардов жите-ей планеты, к числу неверующих — 1200 млн. Если сравнить эти дан-,,е с теми, которые характеризовали религиозность населения в 1900 гоДУ> а т0ГДа из 1630 млн. жителей земли лишь 5 млн. считались неверу-щИми, можно сделать вывод о том, что доля неверующего населения пастет довольно высокими темпами. Но говорить о том, что религия по­терпела крах, что ее дни сочтены, было бы совершенно неверно. Подав­ляющее большинство землян продолжает находиться под влиянием ре­лигии, которая оказывает заметное влияние на их политическое созна­ние и политическое поведение. Государственные институты не могут с этим не считаться.

Глобализация и связанные с ней перемещения больших групп насе­ления из одних стран в другие, с одних континентов на другие континен­ты побуждает парламенты, правительства и политические партии при­давать серьезное значение этим процессам. В прежние времена такие проблемы крупным планом стояли перед Соединенными Штатами Аме­рики, как перед страной иммигрантов. Теперь они во весь рост встали и перед странами Западной Европы.

В Великобритании на начало XXI века жило около 3 млн. мусульман, в Германии — около 5 млн., во Франции — более 6 млн., а в целом в Запад­ной Европе около 20 млн., то есть почти столько же, что и в России. При этом в последние десятилетия ислам приняли около 1 млн. европейцев. Рождаемость среди мусульман значительно выше, чем у коренных жи­телей. В результате, как отмечалось в одном из материалов «Новой газе­ты», «сегодня в большинстве начальных школ Мюнхена, Нюрнберга, Аусбурга, Регенсбурга, других крупных городов Баварии число детей, чьи родители исповедуют ислам, достигает 60 и более процентов».2 В школах целого ряда городов Германии решено организовать изучение ислама на немецком языке. В населенных пунктах Западной Европы по­строены многие тысячи мечетей: в Великобритании почти 2 тысячи, во Франции более 3 тысяч, в Германии свыше 2 тысяч.

Активизация ислама происходит и в Соединенных Штатах Америки.

Такие процессы происходят на фоне ослабления позиций традици­онных конфессий, что серьезно беспокоит многих людей. Так, к приме-

ру, в Великобритании в 1960-х годах было 250 тысяч мусульман, сейчас — свыше 3 млн, численность мормонов за последние 50 лет возросла в 30 раз и подошла к 200 тыс. человек. Что же касается последователей анг­ликанской церкви, то только в 1990-х годы их доля в составе населения страны снизилась с 41,5% до 27%.3 Во многих странах Европы мусуль­манские общины стали серьезным фактором внутриполитического вли­яния. В этом плане вполне объяснимо стремление западноевропейских политиков идти на широкие контакты с мусульманскими общинами в своих странах.

Изменения, происходящие в религиозной ситуации различных стран ставят новые проблемы как перед государственными органами, так и перед традиционными, так сказать, религиозными объединениями. Об одной из них достаточно деликатно, но вместе с тем весьма определенно сказано в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1556 (2002) «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе». Ис­ламская культура, говорится в ней «все более становится частью евро­пейского ландшафта», между тем «приверженцы двух христианских тра­диций (Западной и Восточной) не проявляют особого интереса» к ней. А незнание особенностей традиций, обычаев, культурных ценностей боль­ших групп сограждан может способствовать усилению напряженности во взаимоотношениях с ними.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *