Положение женщины в исламе

ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

Абдуллаева М.А.,

аспирантка Дагестанского государственного университета

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ

Многие исследователи неверно понимают положение женщины в исламском обществе. Эта одна из основных тем не только в мусульманском праве, но и в международном праве вообще.

До недавнего времени положение женщины в исламе оценивалось как приниженное, с ущемлением прав, свободы слова и мнения. Считалось, что поведение женщины-мусульманки сохраняет средневековые пережитки и к современным условиям мало подходит. Все эти представления были связаны с недостаточной изученностью и пониманием сущности морально-правового положения женщины в исламе. Однако сегодня, когда появился наибольший доступ к первоисточникам этой религии, к трудам мусульманских ученых, становится ясно, что, действительно, отстало не религиозно-этическое учение ислама, а наше представление о нем, и, в частности, наше представление о женщине в исламе, природа и сущность которой остается неизменной.

История показывает, что до возникновения ислама за женщиной в различных обществах не признавалось должного права, и ее положение оставляло желать лучшего. Например, в Японии им не разрешалось молиться и участвовать в любых религиозных отправлениях. В Китае им было запрещено входить в храмы. В Египте женщин часто и самым варварским обычаем приносили в жертву на берегах Нила. По законам Рима женщина была полностью зависима от мужа, не обладала имуществом и не могла считаться свидетелем. Договоры или завещания ее не считались действительными. В Индии она была лишена права читать священные тексты, считалась собственностью мужа, имуществом.

На женщину смотрели как на низшее существо. Ее можно было продавать, дарить. После смерти мужа женщина передавалась по наследству родственнику супруга. О существовании такого обычая упомянул сам пророк Мухаммед: «Когда мужчина умирал, его наследники брали в жены женщину своего родственника и могли не отпускать ее. Родственники мужа имели больше прав над ней, чем ее родственники»1.

Арабы до ислама нередко даже закапывали в землю живыми новорожденных дочерей, боясь нищеты. Знать общества полагала добродетелью убивать девочек в младенчестве, пока они не навлекли позора на семью.

1 Ибн Касир. Толкование Великого Корана (на арабском языке). Хиван, 1983. Т. 1. С. 464.

Если ее оставляли в живых, то она жила в унижении. Женщина не могла получить наследство, даже если отец был богатым. Наследником мог быть только мужчина.

Неравенство между мужчиной и женщиной проявлялось и в мерах наказания. Например, если преступником был мужчина, а женщина жертвой, ущерб мог и не возмещаться.

Ислам оказал положительное воздействие в плане улучшения положения женщины и дал ей более устойчивый правовой статус, чем в доисламской Аравии. Например, ислам запретил убивать детей: «И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их великий грех!»1. Он отверг джахилийские 2 обычаи, которые узурпировали права женщин. Коран установил равенство между мужчиной и женщиной, исходя из того, что они сотворены из одной души. Коран подчеркивает, что Бог сотворил все виды живых существ парами, также были сотворены и человеческие существа. «Он тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее»3. «Он сотворил вас из единой души, потом сделал из нее ей пару…»4.

Запреты религии, налагаемые на поведение мусульманина, касаются и женщин. Женщина-мусульманка подчиняется тем же правилам и законам, что и мужчина. Женщине запрещается участие в лотереях, играх на скачках и в других азартных играх. Алкогольные напитки запрещены женщине так же, как и мужчине. Соблюдение этого запрета особенно значимо для женщины, поскольку она является матерью. Она передает свое здоровье ребенку, новым поколениям и будущему человечества. Хотя мужчины и женщины близки друг другу духовно, ислам учитывает особенности женского пола в социальной жизни. Так, некоторые различия прав исходят из исполняемых ими жизненных функций и обязанностей, предписанных самой их природой. Возложенная на женщину обязанность деторождения накладывает на нее тот груз, от которого освобожден мужчина, и он обязан содержать семью. По исламу, женщина является источником нежности и милосердия, то есть того, в чем нуждается ребенок. Она была создана в основном для рождения и воспитания детей, и мужчина должен охранять женщину в исполнении ей основной обязанности. Превосходство мужчины над женщиной объясняется тем, что мужчина имеет больше ответственности и больше обязанностей. И это не значит, что участие женщины в решении семейных проблем непозволительно.

2 Джахилийя — доисламская эпоха, период язычества.

3 Коран, сура 7:189.

4 Коран, сура 39:8.

Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, уделяет большое внимание регламентации семейно-брачных правоотношений и правовому положению женщины, в частности. Вместе с тем следует отметить, что в мусульманском обществе религия являлась, а в некоторых странах мусульманского мира поныне остается основой регулирования этих правоотношений.

Важный научный интерес представляет изучение идейных и социальных концепций и основ ислама по семейно-правовому положению женщин. Для Российской Федерации такое изучение и научный анализ имеют практическое значение, так как семейные отношения у народов Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, Дагестана и Чеченской Республики практически регулируются не только соответствующими нормами российского законодательства, но и нормами исламского права.

В соответствии с исламом брак является двусторонним договором, основанным на взаимном согласии сторон и учитывающим целый набор взаимных обязательств. Для того, чтобы этот договор имел силу, необходимо публичное выражение согласия на брак обоими новобрачными (то есть жениха и невесты). Без их согласия брачный договор считается недействительным. Свидетельство о согласии на брак невесты должен выразить и покровитель — самый близкий мужчина из близких родственников или судья по делам шариата, если нет покровителя. Покровитель (отец, брат, дядя или опекун) не должен отказывать в женитьбе на девушке. Отказ может быть разумен только в случае, если у жениха плохая репутация. Кроме покровителя, свидетельствовать о довольстве двух сторон должны два справедливых свидетеля. Необходимо строгое соблюдение всех условий для того, чтобы семья состоялась. Согласно всем существующим хадисам, женщину ни в коем случае нельзя принуждать к замужеству с тем, кого она не желает.

Кроме того, женщина получает от своего мужа махар пропорциональный его средствам, который ни в коем случае не должен превышать возможностей жениха. Без махара свадьба также не признается состоявшейся. Такое право женщины заставляет усомниться в том, что женщина в исламе ущемлена в правах. И как пишет богослов А.Баязитов: «В то время как у европейцев невеста приносит с собой в дом жениха приданое, у мусульман, наоборот, жених платит за невесту махар. После этого не логичнее ли сказать, что у мусульман женщина стоит выше, чем у европейцев»2. Были времена в истории Европы, когда женщина, не имевшая приданого, не

1 Махар — имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака. Махар принадлежит только жене и обеспечивает ее в случае смерти мужа или развода по его требованию.

2 Баязитов А. Ислам и прогресс. СПб., 1898. С. 73.

могла выйти замуж. А при попытке заработать на приданое прибегала к безнравственным поступкам. В исламе же все это недопустимо.

Не обошел молчанием ислам вопрос о замужестве вдовы. Ислам не принижает роль женщины как жены ни при каких обстоятельствах. Она имеет право выйти замуж, если муж умер, и в этом нет ничего непристойного. Вдова сама должна изъявить желание на вторичный брак.

Ислам допускает многоженство. В мусульманском обществе ничто не препятствует возможности полигамии, она столь же уважаема, как и моногамия. Позволение заключать брак с несколькими женщинами дается при условии соблюдения полной справедливости по отношению ко всем женам. В Коране по этому поводу указывается: «…И женитесь на тех, что приятны вам, женщинах и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной»1.

Закон не навязывает многоженство, а только разрешает его в определенных случаях. Мусульманская религия позволяет полигамию, учитывая различные обстоятельства жизни людей. Одной из предпосылок полигамии может быть особая демографическая ситуация, когда количество женщин превышает количество мужчин. (И это проблема не только общества военного периода. Например, в настоящее время в трудоспособном возрасте мужчин умирает в четыре раза больше, чем женщин)2. Полигамия обусловлена тем, что преследует цель защиты женщин от распутства, цель создания ими семьи. Ислам не допускает, чтобы женщины жили в одиночестве, решая все экономические и прочие жизненные проблемы. В таких условиях мужчина берет на себя ответственность более чем за одну женщину и заботится о них. И можно осмелиться сказать, что полигамия ислама проявляет заботу о праве женщины на семью.

По мусульманскому закону женщина имеет право на развод, если муж не способен выполнять супружеский долг. Следует, тем не менее, отметить, что ислам не одобряет развода. Женщина в исламе так же, как и мужчина, несет ответственность за сохранение крепкой семьи, живущей в любви, симпатии, спокойствии, удовольствии и утверждает, что если женщина без принятой законной причины попросила развод, то этим она уже совершила крупный грех. Пророк Мухаммед говорил: «Из разрешенных вещей самая нежелательная в глазах Аллаха — развод»3. Не разрешается и мужу давать развод жене без уважительной причины. Но если все попытки примирения жены и мужа оказались тщетными, расторжение брака допустимо. При разводе

1 Коран, сура 4:3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Султанова Р.И. Россия и Башкортостан: проблемы демографии // Мать и дитя у народов Башкортостана. Уфа, 2001. С. 44.

3 Коран, сура 2:230.

права женщины охраняются юридически. Если развод объявляет муж, то мужчине предъявляется ряд требований. Муж не должен забирать брачный дармахар.

Права женщин проявляются и в вопросе собственности. Ислам из всех религий в свое время сделал наибольшее для обеспечения экономической независимости женщины. Из истории известно, что в некоторых европейских странах замужняя женщина не имела прав обладания собственностью независимо от мужа. Собственность, которая принадлежала незамужней женщине, после замужества переходила в право собственности мужа. Ислам с самого начала своего возникновения узаконил экономические права женщин.

Коран узаконил право женщины на наследство. Женщина может получить наследство от мужа, отца, матери, брата, детей. Суры Корана гласят, что заповеди Аллаха по отношению к наследству, оставленному детям и родителям в случае смерти, преследуют цель соблюсти справедливость и улучшить положение наследников. Исламская система законов не оставляет места для несправедливостей в распределении наследства и исключения женщины из права наследования. Однако доля наследства женщины меньше доли наследства мужчины, но не намного. «Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну долю, подобную доле двух дочерей»1. Данное положение объясняется тем, что женщина всегда должна находиться под опекой мужчины (отца, брата, мужа), которые содержат ее и обеспечивают ее женские потребности. Кроме того, женщина получает махар от своего мужа. Очевидно, что женщине легче удовлетворить свои материальные потребности, чем обремененному обязанностями мужчине. В таком случае понятно, почему мужчина имеет право на большую часть наследства.

По шариату женщина имеет равные права с мужчиной в вопросе приобретения собственности и абсолютные права на свою собственность, которую она получила в наследство, в дар, как приданое или заработала собственным трудом. Также она свободна в распоряжении своей собственностью: может подарить или продать ее по своему усмотрению. Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение ее собственностью, но, если она предпочитает распоряжаться или управлять своей собственностью самостоятельно, муж не имеет права вмешиваться в ее дела. Замужняя женщина может собственность вложить в общее хозяйство семьи, но она не обязана так поступать. Ведение общего хозяйства находится в полной ответственности мужа. Если жена поможет мужу в деле, потратив из собственных средств, это будет считаться благотворительностью.

1 Коран, сура 4:12(11).

Показателем того, что женщина может обладать независимым от мужчины имуществом, является призыв ислама ко всем (мужчинам и женщинам) выплачивать закят. Закят — особый налог в пользу нуждающихся мусульман, который должен выплачивать каждый взрослый и дееспособный мусульманин с посевов, скота, золота и серебра, а также предметов торговли. В уплате этого налога женщина приравнена к мужчине. Однако здесь есть послабления для женщин: налогообложению не подлежат личные украшения женщин.

Женщина по исламу имеет право и должна получать образование и профессию. Стремление к знаниям в самом широком смысле этого слова фактически является священным предписанием, возложенным на каждого мусульманина. В любой главе Корана можно найти наставления стремиться к знаниям. «Разве сравняются те, которые знают и которые не знают?»1. «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени»2.

Когда в мусульманских обществах существует социальное разделение ролей между мужчинами и женщинами, доходящее до того, что женщина не имеет права работать, получать образование, вести общественную деятельность, тогда это на самом деле противоречит самим канонам ислама.

Несомненно, ислам оказывает значительное влияние на общественную и личную жизнь женщины, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности и устанавливая строгие нормы, но в правовом отношении интересы и особенности женщины учтены и защищены. Проблемой остается лишь реализация прав женщины, закрепленных в исламе.

Этот стих можно трактовать в исламе как указание на полное равноправие женщин. Это подтверждают и примеры из истории.

Например, для всех мусульманских стран, расположенных на территории трех континентов, от Испании до Индонезии, первой женщиной, владевшей престолом, была Султан Делийского тюркского мусульманского государства Разия-Хатун. Среди женщин-государынь, законных властительниц в средневековом мусульманском мире, второй по времени (после Вази-ти) была жена египетского султана Шаджара Малика Салиха Шаджар.

Перечисленные женщины были монархами в исламских государствах.

Женщины-мусульманки во многих исламских странах преуспевали на поприще науки, имели дипломы, преподавали в медресе фикх (права, составная часть шариата), хадисы (предания о жизни и деятельности Пророка).

Примером, свидетельствующим о том, что и в современной жизни исламская религия не ограничивает прав женщин, является тот факт, что на

1 Коран 39:12(9).

2 Коран 58:12(11).

Перспективы развития трудового договора

Шония Г.В.

выборах в 1964 г. в Пакистане, где большинство жителей — фанатичные мусульмане, сестра основателя государства Мухаммада Али Джинны — Фати-ма Джинны была избрана членом парламента. В Пакистане министром дважды была избрана мусульманка Беназир Бхутто.

Люди путают два совершенно разных понятия: равенство и сходство. Права женщины равны правам мужчины, но вовсе неодинаковы. Женщина в исламе — такая же независимая личность, как и мужчина, со всеми человеческими качествами и душевными стремлениями. Ее мнение всегда принимается во внимание и не игнорируется лишь потому, что она женского пола. Женщина может свободно заключать контракты, заниматься предпринимательством, самостоятельно принимать решения, владеть деньгами и т.д. Что касается права наследования, то и она его имеет. Однако доли, которые получают мужчина и женщина, различны. Доля наследования у мужчины чуть больше, но причина этого кроется не в превосходстве его над женщиной, а в обязанностях мужчины, возложенных на него Аллахом. Ислам защищает женщину как духовно, так и материально.

Теперь очевидно, что положение женщины в исламе высоко и реально подходит к ее женской природе. Я считаю, что в общественной жизни мусульманка играет не менее важную роль, чем мужчина, только принцип участия не всегда одинаковый. Ислам требует, чтобы женщина оставалась полноправным членом общества. Экономическая независимость женщин была с самого начала законодательно установлена исламом. И если в некоторых мусульманских странах достоинства и свобода женщины не всегда обеспечиваются, это не значит, что ислам является причиной неравенства между мужчиной и женщиной и главным препятствием на пути цивилизованного развития мусульманки.

Часть серии по

Христианство и пол

Основные позиции

Прочие должности

Деноминационное обучение

Церковь и общество

Часть серии по

Женщины в обществе

Роли женщин в христианстве могут значительно отличаться сегодня, поскольку они менялись исторически, начиная с церкви Нового Завета третьего века. Это особенно верно в отношении брака и официальных должностей служения в определенных христианских конфессиях, церквях и парацерковных организациях .

Многие руководящие роли в организованной церкви были запрещены женщинам, но большинство церквей теперь придерживаются эгалитарных (равные роли мужчин и женщин) взглядов на роли женщин в церкви. В Римско-католической и Православной церквях только мужчины могут служить священниками, старейшинами или деконами; только мужчины занимают высшие руководящие должности, такие как папа , патриарх и епископ . Женщины могут служить настоятельницами . Большинство основных протестантских конфессий начинают ослаблять свои давние ограничения на рукоположение женщин в священники, хотя некоторые большие группы, в первую очередь Южная баптистская конвенция , ужесточают свои ограничения в ответ. Большинство харизматических и пятидесятнических церквей были пионерами в этом вопросе и с момента своего основания принимали рукоположение женщин.

Христианские традиции, официально признающие святых личностями исключительной святости жизни, действительно включают женщин в эту группу. Наиболее известна Мария, мать Иисуса, которую очень почитают во всем христианстве, особенно в католицизме и восточном православии, где ее считают «Матерью Бога».

И апостолы Павел, и Петр высоко ценили женщин и занимали видные должности в церкви, хотя они были осторожны, чтобы никого не побуждать пренебрегать домашними кодексами Нового Завета , также известными как домашние кодексы Нового Завета или Хаустафелен . Апостолы Павел и Петр прилагали усилия, чтобы побудить новообращенных христиан первого века повиноваться Patria Potestas (букв. «Правило отцов») греко-римского права . Письменные записи Нового Завета об их усилиях в этом отношении можно найти в Колоссянам 3: 18-4: 1 , Ефесянам 5: 22-6: 9 , 1 Петра 2: 13-3: 7 , Титу 2: 1-10 и , 3: 1 , 3: 8 , 5:17 и 6: 1 . Как видно из Ветхого Завета и из греко-римской культуры времен Нового Завета , патриархальные общества ставили мужчин на руководящие должности в браке, обществе и правительстве. В Новом Завете упоминаются только мужчины, названные среди 12 первоначальных апостолов Иисуса Христа . Тем не менее, женщины первыми открыли для себя Воскресение Христа .

Некоторые христиане полагают, что рукоположение духовенства и концепция священства возникли после Нового Завета и что в нем нет никаких указаний на такое рукоположение или различие. Другие цитируют использование терминов пресвитер и эпископос, а также 1 Тимофею 3: 1–7 или Ефесянам 4: 11–16 . Ранняя церковь развивала монашескую традицию, которая включала учреждение монастыря, через который женщины создавали религиозные ордена сестер и монахинь, важное женское служение, которое продолжается и по сей день в создании школ, больниц, домов престарелых и монастырских поселений. .

Известные женщины в Исламе

Многие понапрасну представляют женщин из мира Ислама как ограниченных, слабых, безвольных и глупых. На самом деле, история Ислама полна женщин, которые были активны в различных сферах деятельности. Они хранили целомудрие, были верны Исламу, и при этом достигали успехов в области наук, религии, искусств, ремесел и т.д. Вспомним некоторые женские имена, которые так или иначе отражены в Исламе как образец веры, смирения, мудрости.

Хадиджа – первая из людей, принявшая Ислам. Успешная бизнес-вумен тех времен, поддержавшая материально миссию Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Филантроп. Первая супруга Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует

Марьям – мать пророка Исы, мир ему. Посвятила свою жизнь служению Всевышнему. Одна из сур Корана названа ее именем – Марьям.

Аиша – любимая жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Достигла больших успехов в поклонении и в знаниях. Благодаря хорошей памяти знала наизусть Коран и множество хадисов. Со слов Аиши передано около 2 000 достоверных хадисов.

Асия – жена Фараона и приемная мать Мусы, мир ему. Она приняла истинную веру, несмотря на преследования, угрозы, насилие со стороны мужа. Будучи женой богатого, сильного, могущественного диктатора она не потеряла мудрость и здравый разум, которые помогли временные блага предпочесть служению Аллаху и будущей жизни.

Умму Аммар (Суммая) – первая женщина не из семейства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которая приняла Ислам. Считается первой мученицей в Исламе.

Фатима бинт Мухаммад – дочь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, любящая жена и заботливая мать. Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, помогала нуждающимся, раненым и больным во время сражений.

Мы перечислили имена разных женщин, которые так или иначе отметились своими достижениями в истории Ислама. Они разные, но объединяет их верность Творцу и искренность веры. Это, как говорится в одном из аятов, единственный и главный критерий величия человека, будь то мужчина или женщина:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 13)

Ася Гагиева

«Странно, что до сей поры у нас никто ещё не догадался написать книгу об отношении церкви к женщине, а ведь женщинам давно следовало бы знать, чем они обязаны религии и церкви, особенно — «православной» христианской.

Известно, что все религии установили взгляд на женщину более или менее отрицательный, некоторые даже определенно враждебный.

За 2700 лет до нашей эпохи греческий поэт Гезиод в книге «Теогония», то есть учение о происхождении богов, сказал: «Смертным мужам зло — женщин дал Зевес», в поэме «Труды и дни» он называет женщину «красивым злом» и «горем для людей». В молитвеннике евреев есть краткая и выразительная, но явно не лестная для женщин молитва: «Благодарю тебя, Господи, за то, что ты не создал меня женщиной». Церковная легенда о создании женщины из ребра мужчины, злобные стихи библейских пророков о женщинах, легенды арабов, индусов и бесчисленные образцы всяких иных наветов на женщину — всё это свидетельствует о единодушном стремлении жрецов всех религий социально унизить женщину. Взгляды на неё как виновницу изгнания мужчины из рая, как на «сосуд греховный» и «соблазн мира» из церкви переходят в быт. На бесчисленных пословицах и поговорках, которые шельмуют женщину, советуют относиться к ней с недоверием, бить её, — совершенно неоспоримо отражено влияние церкви: «Женою и Адам из рая изгнан», «Жена и Олоферну голову отсекла», «Жену содержи в страхе, наказывать не скупись», — советует Ефрем Сирин, а быт переводит это на свой язык: «Бей жену чаще, любить будет слаще». Кирилл Иерусалимский внушает: «Речению женскому не верь много» — «Баба говорит — бредит, кто ей поверит», — отзывается быт. «Бабий промысел — лживый помысел». Бесконечную цепь таких и подобных пословиц заключает характерное звено: «Жена да муж — змея да уж».

Христианская церковь две тысячи лет служила источником, из которого черпались оправдания правового и экономического ограничения женщин. «Пред богом все люди равны», — учит церковь в лице апостола Павла, и она же учит: «Не муж создан для жены, но жена для мужа». «Жена да боится мужа». Такими и подобными поучениями совершенно определённо утверждается, что жена, женщина — существо не равное мужчине, «человек второго сорта».

Это не мешает женщинам, поклонницам евангелия, признавать его самой мудрой и «человечной» книгой, хотя вся его мудрость сводится только к попыткам внушить людям, что земная жизнь со всеми её муками не что иное, как предварительная подготовка человека к вечному блаженству на небесах, куда человек может попасть при условии, если он будет кроток, терпелив подобно камню и послушен законам церкви. В общем учение это утверждает, что бедный и голодный должен считать тяжёлое — лёгким, а горькое — сладким.

По словам Септимия Тертуллиана, христианского писателя, который жил в конце второго века, христиане должны «удовлетворить» Христа «святым позором веры за преступный позор идолопоклонства». Странные в устах церковного писателя слова о позоре веры совершенно оправданы изуверской деятельностью христианской церкви, её беспощадной борьбою против критической мысли, против науки, жесточайшим преследованием и массовым истреблением «инаковерующих», кострами, на которых она живыми сжигала «еретиков» и «ведьм» — женщин, душевнобольных, а чаще таких, которые обладали исключительными способностями и отказывались думать о делах жизни так, как повелевали церковники. «Не убий» — проповедовала церковь и освящала междоусобные войны христиан, — войны, которые начинались в целях грабежа и в нарушение заповеди «Не укради». Сама богатая, церковь всегда служила только интересам богатых, сама будучи рабовладелицей, она никогда не протестовала против рабства. Всё это более или менее понятно: церковь — классовое учреждение, она была «сводом законов» класса эксплуататоров чужого труда, она служила целям своего класса и за страх и за совесть. Гораздо труднее понять её враждебное отношение к женщине, её политику социального унижения женщины. Можно думать, что жрецы дохристианской эпохи были профессионально заинтересованы в том, чтоб изображать женщину воплощением всяческих зол и грехов, — этим они преграждали ей путь к лёгкому и выгодному труду, к служению богу во храмах. Возможно, что не только в целях обогащения, но именно в целях социального унижения женщины некоторые из языческих культов установили и церковную проституцию.

Но одними этими причинами невозможно объяснить болезненное озлобление христианской церкви против женщины. Если к этим причинам прибавить чувство мести за безбрачие, на которое осудила церковь Христова своих священников и епископов, это тоже не вполне объяснит вражду попов к женщине, — вражда эта возникла до установления безбрачия римской церковью, а «православным» «белым» попам и не запрещено жениться, запрещено только «чёрному» духовенству, монахам. Конечно, следует вспомнить, что «любовь и голод правят миром». Инстинкт продолжения рода, соединяя мужчину и женщину, ещё более осложнял невыносимо тяжкие условия трудовой жизни. Вышеупомянутый Гезиод жаловался, что «женщина не соучастница в трудах, а соучастница в растрате имущества». Наша русская пословица говорит: «Жена вытащит из дома горшком — больше, чем муж мешком». Можно привести тысячи таких жалоб, выраженных в стихах пророков, проповедях, пословицах, сказках, анекдотах. Но — все они доказали бы одно и то же: они придуманы людьми, у которых было имущество, был дом и можно было из дома что-то вытащить.

Тут, как везде, очевидно, выявляет свое влияние фактор экономический, тут как будто подчёркивается некоторое противоречие между мужчиной-хозяином и женщиной — его домоправительницей, его наложницей, социально бесправной. Противоречие это видимо в различном отношении мужчины и женщины к священному делу накопления имущества. Возможно, что женщина, рабыня мужа, не чувствовала себя так глубоко рабыней собственности, как это чувствовал её владыка, женщине мешало углубиться в дело накопления собственности именно её бесправие и к этому зверскому делу она была равнодушней своего властелина. Возможно, что в большинстве своём женщины и до наших дней сохранили это равнодушие.

Но, чтобы чувствовать себя прочнее в доме и на постели владыки своего, чтоб удержаться там возможно долгое время, до старости его, когда ему нужна уже не любовница, а больничная сиделка, женщина должна усердно заботиться о теле своём, всячески сохранять его красоту, свежесть, силу, всячески украшать и тело свое и окружение его. Это стоит дорого и становится всё дороже.

Недавно один американец, миллионер, пошутил: — Мы не боимся коммунистов, жёны разорят нас гораздо раньше, чем это успеют сделать рабочие, — не плохая шутка.

Церковь, не чуждая страсти к накоплению имущества, преследуя свою цель укрепить «духовную» власть над верующими в бога, всегда и весьма азартно обличала пристрастие женщин к роскоши, что, впрочем, не мешало попам и кардиналам римской церкви окружать себя роскошью безумной, как не мешало и «православным» епископам, митрополитам, архимандритам жить богато и владеть рабами. Но и естественным стремлением женщин к роскоши невозможно вполне объяснить злобу церковников. Тут есть что-то поистине болезненно изуверское. Нельзя же назвать здоровой проповедь аскетизма, «умерщвления плоти», проповедь церковниками, рабами бога, борьбы против инстинкта жизни, созданной — по их учению — тем же самым богом.

Инстинкт размножения церковь назвала «блудом», проповедовала в прикрытой форме скопчество, а рождение ребёнка признала делом поганым, потому что роженицам запрещалось посещать церковь в продолжение шести недель после родов, — роженица могла войти во храм только после того, как поп прочитает над нею «очистительную молитву».

Отрицательное и враждебное отношение к женщине деятельно и непрерывно внушалось церковью мужчине на протяжении двух десятков веков; оно весьма глубоко проникло в сознание мужчины и приобрело у него силу почти инстинкта. Влияние религиозного «женофобства» совершенно ясно в книгах тех «учёных», которые время от времени пытаются доказать миру, что женщина — «по природе своей» существо «духовно ограниченное» и не может быть признана человеком, равным мужчине. Практический вывод из этой «теории» очень прост: женщина должна быть ограничена в правовом и политическом отношениях. Её и «ограничили». Она была лишена права распоряжаться личной своей судьбой, не могла получать образования, равного с мужчиной, не могла распоряжаться наследственным имуществом своим без разрешения мужа. Был введён в быт, в практику жизни, ещё целый ряд унизительных для женщины ограничений, которые задерживали нормальное развитие её сил и способностей. Освященная церковью «власть отцов», устраивая, по соображениям экономики, браки, не равные по возрасту жениха и невесты, способствовала вырождению своего же класса, пополняя убыль худосочными дегенератами.

Нет никакого сомнения в том — если б женщину не уродовали, стесняя искусственно круг её интересов, возлагая на нее только обязанности наложницы, матери, домоправительницы и отталкивая от широкой общественной, культурно-политической работы, — скорость развития культуры была бы вдвое более быстрой, потому что творческой энергии было бы вдвое больше».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *