Положить жизнь за други своя

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих

Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18).

Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня.

Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26:53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.

Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее. Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.

Знаете, что были многие тысячи мучеников Христовых, которые, подражая Ему, отдали жизнь свою за имя Его святое, добровольно шли на страдания, на такие пытки, какие измыслить мог только дьявольский мозг врагов Христовых. Они могли сохранить жизнь свою, и всё же отдавали ее. Только отрекись от Христа, принеси жертву идолам — и получишь всё; а они отдавали жизнь свою. И что же, разве не приняли они ее потом, как Сам Господь Иисус? Приняли, приняли: все они славят Бога у Престола Всевышнего, все радуются радостью неизреченной и вечной. Они, после того как отдали жизнь, приняли ее на веки веков, приняли навсегда. Видите: слова эти могут относиться и к нам, людям, к нам, христианам.

Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?

Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.

Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.

В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.

Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.

Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.

Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.

Спешите идти за Христом. На слова: «Положить душу свою за други своя».

Продолжение беседы с доктором филологических наук Татьяны МИРОНОВОЙ. И коснемся важнейших понятий русского языка и национального самосознания: кто для нас ближний? Кто такой свой? И кто — свободный?..
КТО ДЛЯ НАС БЛИЖНИЙ?
Две главные христианские заповеди даны нам для благочестивой жизни и спасения души. Первая — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Вторая — возлюби искреннего твоего как самого себя. Так написано в Евангелии от Матфея. То же читаем в Евангелии от Луки: возлюби ближнего твоего как самого себя. А еще в Евангелии от Иоанна: «Нет любви больше той, если кто душу свою положит за други своя».
Искренний, ближний, друг — таковы в русском православии имена тех, кого мы должны любить и за кого должны быть готовы на самопожертвование. Как же размыты и извращены сегодня значения этих слов!
Ближним именуется любой человек, оказавшийся рядом. Другом мы называем просто хорошего знакомого, а слово «искренний» и вовсе вызывает удивление. Сегодня оно означает — откровенный, неложный.
Вот и получается, что христианский призыв возлюбить искреннего, ближнего, возлюбить друга своего понимается нами неправильно. Ибо эти слова в русском языке резко изменили свое значение. Обратимся к их исконному смыслу, чтобы увидеть, кого же наши предки почитали своим другом и ближним.
«ИСКРЕННИЙ» — ИЗ ОДНОГО КОРНЯ
Слово «искренний» в славянском языке родственно понятиям «искра» и «корень». Оно означало «высеченный из общего кресала, духовно и кровно родной человек, ветвь одного со мною корня». Христианство всегда мыслилось единым духовным кресалом для всех, кто, взяв крест, шел за Господом. Поэтому понятие «искренний мой» именует только православного христианина. И более никого!
Христианское выражение «ближний мой» имеет еще более узкий смысл. Человеку, раненному разбойниками, ближним был тот, что не прошел мимо, а оказал помощь.
Ближний — тот, кто откликается на зов о помощи, кто всегда готов быть близ тебя. На Руси только родного человека называли «близок». Вот и духовно родной, православный христианин именуется нами ближним.
«ДРУЗИ МОИ»
И совсем строго понималось искони славянское слово «друг», означавшее «соратник». Разумело оно, что рядом с тобой всегда есть такой же надежный, преданный воин, как ты. Други-воины на Руси составляли дружины — то, что сегодня назвали бы «мое второе я». И слово это изначально родилось как обозначение ратников на поле боя, дружинников, плечом к плечу стоявших за свою свободу и веру.
Так кто же христианину друг? Его соратник, единомысленник, воин, вместе с ним идущий в наступление. И более никто! Вот за кого призывает Господь в заповеди «положить душу свою». И при этом властно отделяет нас, христиан, от всех прочих, называя «друзи мои».
Но сегодня в друзья и ближние нам записывают всех иноверцев, что подрывает основы веры, выставляемой в виде непотребной женщины, готовой всякого заключить в свои объятия.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО РУССКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Почему еще русская душа так отзывчива на евангельскую заповедь «положи душу свою за други своя»? Понятие «други своя» для нее врожденное. Оно входит в нас с русским языком. Само слово «свой» было и есть коренное, ключевое для русского самосознания. Это открытие сделано академиком ТРУБАЧЕВЫМ, когда он реконструировал древнейшие понятия русской культуры, на которых наши предки строили дом, семью, а главное, веру. Эти понятия живы в нас и по сей день — они суть идеалы, образцы, установки жизни русского человека.
Идея своего как лучшего, доброго, правильного пронизывает всю русскую жизнь. А сегодня нам старательно внушают обратное: что русская-де натура широка, всеохватна и всечеловечна. И мы должны мыслить себя в образе недалекого простеца, распахивающего двери и свой хлебосольный дом любому инородцу, открывающего свою душу любому иноверцу и усердно прислуживающему им во всем.
Но язык наш — первый свидетель того, что русские никогда не были настежь распахнуты для чужаков. Они честно и нелицемерно разделяли мир на своих и чужих. Своими первоначально, еще до принятия христианства, были для русских люди одного рода. Одной крови.
Древний корень «сво» означал «рождать». Следовательно, свой — это «родной, единокровный». Такое понимание выражено в формулах народной мудрости: свой своему поневоле брат; всякая сосна своему бору шумит. Из такого смысла родства вырастало и понимание своего как всего Богом установленного, Богу угодного, правильного. И вот вам законы русской жизни: как Бог положил, так и живи; всяк жив своим умом да своим горбом; всякому зерну своя борозда; всякая избушка своей крышей крыта. И коли «свой» изначально несло в себе мысль о богоустановленности всего, чем богат русский человек в этой жизни (здоровье, имение, родня, доля), то и убежден был русский, что «свое» — это подходящее именно для него. Хорошее, доброе, благое…

Так рождались правила русской жизни, где всякому свое любо-дорого. Всякая птица свое гнездо вьет. Свой уголок других краше. И даже свой сухарь лучше чужих пирогов.
И поскольку свое — это родное и Богом данное, то русские понимали, что Родина, Отчизна тоже своя. Потому и сохранилось в русском языке понятие «восвояси» — «к себе домой, в свои пределы». Исстари не глянулась нам чужбина. Не садись-де под чужой забор! Лучше в крапиву, да в свой…
«СВОБОДНЫЙ» — ЭТО САМ СВОЙ
Именно с пониманием своего как родного и правильного связано у русских представление о свободе. Корень этого слова тот же, что и в слове «свой». Свободный — это «сам свой, принадлежащий себе». Вспомним, например, что в нашем языке есть выражение «сам не свой», то есть подчинившийся чему-то чуждому: человеку ли, идее, болезни — не суть.
Все «свое» говорит русскому о его свободе. Своя рука — владыка. Не князь, не дворянин, а в своем дому господин. Со своим уставом в чужой монастырь не ходи. В своем гнезде и голубь коршуну глаз выклюет.
Неволя, плен, тягота, несчастье, связывающее свободу человека, именуется по-русски «не свой брат». И голод — не свой брат, и палка — не свой брат. Зато своя — волюшка-раздолюшка! Свое — широко полюшко. Своя — краса-березонька. Свой вкуснее — хлебушко…
Заметим, что слово «свой», пронизавшее все русское сознание, могло рождать и такие единичные уродства, как «моя хата с краю». Это когда взгляд человека дальше своего забора ничего не видывал, выше своей избы не возлетывал. Ох, сколько нынче таких уродов развелось на нашей земле…
…Но будем помнить самое главное. Русские из рода в род берегли коренной, древний смысл слова: свое — это вера и Родина. Други своя — единокровные и единоверные братья. Свое — это свобода жить по законам отцов.

21 ноября 2015г. по благословению Преосвященнейшего Стефана председатель Информационного отдела Гомельской епархии протоиерей Олег Кострома принял участие в мероприятии, посвященном 72-летию освобождения г.Гомеля от немецко-фашистских захватчиков.
Организаторами мероприятия выступили военно-историческое клубное объединение «Честь мундира», местный горисполком и Гомельский дворцово-парковый ансамбль.
В мероприятии также приняли участие: заместитель председателя Гомельского горисполкома по социальным вопросам О.К. Руденок и глава администрации Центрального района г.Гомеля А.А. Горбачев.
Зрителям была представлена реконструкция боя по освобождению Гомеля в 1943 году.
В имитации сражения были использованы пиротехника и боевые машины времён Великой Отечественной войны. Всего же в реконструкции военных действий приняли участие более 80 представителей различных исторических клубов Беларуси и России.
«Реконструкция боя проходила на месте исторического сражения в направлении форсирования Сожа, где наступали 96-я и 217-я стрелковые дивизии Красной армии, – пояснил руководитель военно-исторического клубного объединения «Честь мундира” Владимир Колот. – В результате этой операции 26 ноября 1943 года был окончательно освобождён наш родной город».
Обращаясь к присутствующим протоиерей Олег Кострома отметил: «Сегодня важно помнить подвиг наших отцов, дедов и прадедов, которые согласно слову Евангелия: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя»(Ин. 15.13). И эта реконструкция показывает нам – молодому поколению насколько сложно было и морально и физически нашим предкам, часто ценою собственной жизни, заслужить эту победу».


У моей прабабушки Марии было 5 сыновей и одна дочка. Первый сын, Алешенька, умер маленьким, что навсегда поселило тревогу в её сердце, и над последующими детьми она просто задыхалась…
Пётр, Андрей, Александр, Сергей и последняя долгожданная доченька Тося просто купались в материнской любви. Все они получили высшее образование, несмотря на многие трудности…
Будучи ветвями старинного дворянского рода, многое критиковали в новом, социалистическом строе, отличаясь мятежным и правдолюбивым характером.
Но когда пришёл враг, чтоб забрать всё и воцариться на родной земле, все они ушли воевать.
Помните, как сказал Андрей Болконский:»Они оскорбляют МЕНЯ ЛИЧНО, идя по МОЕЙ земле…»
Воины Андрей, Пётр, Александр и Сергей.
Все они были инженерами и имели бронь.
И все от этой брони отказались. Только Александра не пустили на фронт: в тылу очень нужны были хорошие железнодорожники, чтобы обеспечивать ток жизни по венам-рельсам. Чтобы не прекращалась жизнь.
Ушёл на войну и Андрей, к тому времени уже занимающий хорошую должность и строивший «город-сад» В Кузбассе.
Вот его фото 1932 года, где он, умный и ироничный, снялся в провинциальной фотографии в лубочном стиле, выставив напоказ символ благополучия — галоши…И подпись его на обратной стороне полна самоиронии.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
А потом он пропал без вести…
Все вернулись, Пётр, Александр и Сергей, а Андрей сгинул…
Мать Мария не верила, что он погиб, и жила до 96 лет, потому что надеялась увидеть живым своего Андрюшеньку… Не увидела…
Злые языки, знавшие мятежный характер Андрея, говорили, что он ушёл к немцам, так как сильно критиковал советскую власть.
А несколько лет назад тщательный поиск в архивах дал информацию, что он погиб как герой, в страшных боях под Курском… Это был знаменитый Воловский рубеж, где в аду сражения врага не пустили к Москве. Убит он был 26 января 1943 года.
А жены и детей Андрей Николаевич не успел завести: строил Россию своей мечты и бесконечно учился на благо ей…
Это мой праздник.
Он в сердце моём.И в сердце моего внука Дани, который всё знает про прапрадедушку Андрея.
С Великой Победой вас, друзья мои!
И пусть НИКОГДА не будет войны…
UPD: Женщины, девочки, девушки! Берегите мужчин! И когда ругаете их за немытую сковородку или невынесенный мусор, посмотрите внимательно и подумайте: волновало бы вас это, если б ЕМУ завтра надо уходить на войну????

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя…»

Евангелие от Иоанна, 15:13

22 июня 1941 года. Один из самых страшных дней в русской истории. И в то же время – большой церковный праздник: Собор всех святых, в Земле Российской просиявших. Тогда, без малого восемь десятилетий назад, об этой дате православного календаря не задумывались ни коммунистические вожди, впервые столкнувшиеся с по-настоящему сильным противником, ни германские нацисты, уверенные в своем победоносном блицкриге и скорой победе.

И только русские православные люди, в большинстве своем не отрекшиеся от веры, несмотря на два десятилетия жесточайших гонений, осознавали: Господь не оставит Русскую землю и дарует ей победу. По молитвам многотысячного сонма русских святых. Именно об этом были первые слова Предстоятеля Русской Церкви того времени – Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), который обратился к верующим именно в тот самый день – 22 июня 1941-го:

Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой. <…> Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью, и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь нам дарует победу…»

Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Фото: patriarchia.ru

Исторические сравнения очень точны. Не хватает разве что наших польско-литовских «западных партнеров», в начале XVII века также попытавшихся не только захватить столь вожделенную территорию Государства Российского, но и лишить русских людей не только их политического суверенитета, обретенного относительно недавно, но основы самой русскости – православной веры. Те, кто хотя бы немного знаком с историей Смутного времени, знает: одним из ключевых его эпизодов была героическая оборона одной из главных русских святынь – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, главного монастыря Московской Руси, обители духовного отца преподобного Сергия Радонежского.

Троицкая осада длилась с 1608 по 1610 год и стала самым ярким примером воинского героизма русского духовенства. Согласно церковным правилам, клирики не должны брать в руки оружие, но этим каноническим правилом пришлось пренебречь ради евангельского принципа «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» и для защиты самого Православия, против которого ополчились польско-литовские захватчики. Архимандрит Иоасаф, наместник Троице-Сергиевой обители, бесстрашно ответил на предложение сдаться, подчеркнув, что главным для защитников Лавры является вера Православная и верность «Государю, который на Москве будет» (то есть не самозванцу Лжедмитрию II, а законному монарху). Крестом и огнем, силой православной молитвы и русского оружия инокам-воинам удалось отстоять не только святую обитель, но и своим примером поднять многие тысячи русских людей на освобождение родной земли.

Также и в годы Великой Отечественной войны немало священнослужителей встали на защиту своей Родины, которая, несмотря на захват власти воинствующими безбожниками, оставалась все той же исторической Россией. Той самой, что выстояла и перед ордынцами, и перед лицемерными «крестоносцами», и перед лжедмитриями и прочими наполеонами. Было бы очень важно создать галерею этих людей, чей гражданский героизм вплотную соприкасался с духовным подвигом, в рамках же этого материала хотелось бы предложить рассказ о четверых из них: тех, кто, пройдя фронтовые дороги, стал не просто служителем Церкви, но ее архипастырями.

***

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990 гг).

Этого человека, Предстоятеля Русской Православной Церкви в 1971-1990 годах, помнят многие. И то, как он служил в московском патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, и его проникновенное чтение великопостного Канона святого Андрея Критского, и конечно, последние выступления по Центральному телевидению. Еще советскому, но уже не безбожному. Именно при Патриархе Пимене началось Второе Крещение Руси, по времени совпавшее с тысячелетием Крещения Первого.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Фото: Неизвестный автор, архив Издательского Совета РПЦ/ patriarchia.ru

Патриарх Пимен ушел в вечность 3 мая 1990 года, в канун 45-летия Великой Победы, не оставив воспоминаний. Но его многолетнему помощнику архимандриту Дионисию (Шишигину), недавно также отошедшему ко Господу, удалось составить максимально подробное и чрезвычайно интересное жизнеописание Святителя, вышедшее под названием «Былое пролетает… Патриарх Пимен и его время».

Церковь и война: служение и борьба

К июню 1941 года будущий Патриарх Пимен (в миру – Сергей Михайлович Извеков) уже был молодым священнослужителем – иеромонахом. Но, как и многие пострадавшие в годы репрессий пастыри, в эти годы он не служил, а находился в ссылке в Узбекистане, откуда и был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Окончил пехотное училище, получил офицерское звание, был несколько раз контужен и ранен.

Подобно многим другим ветеранам Великой Отечественной, Патриарх Пимен не любил рассказывать о своих ратных подвигах, но от ранений и контузий страдал всю оставшуюся жизнь. Жизнь, которая не раз могла прерваться в те годы, и которой Святейший считал себя обязанным Пресвятой Богородице. Вот как об этом написал в жизнеописании Патриарха архимандрит Дионисий:

С конца 50-х годов прошлого века и почти до самой смерти Святейший Патриарх Пимен совершал благодарное акафистное пение перед чудотворным образом иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в московском храме во имя пророка Илии, что в Обыденском переулке. Тогда никто не сомневался, что Патриарх молился в благодарность за спасение на войне».

***

Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (1910-1988 гг).

Ровесник Святейшего Патриарха Пимена, владыка Алексий во многом пересекался с приснопамятным Предстоятелем и в церковном служении, и в жизни. Также как и Патриарх, будущий митрополит немало претерпел в 1920-30-х годах, служил псаломщиком, был лишен избирательных прав, прошел тюрьмы и Свирские лагеря, и наконец, в октябре 1941-го, оказался на фронте. Тоже был неоднократно ранен, а однажды, в 1944-м, несмотря на тяжелое ранение, продолжил выполнять задание командования, за что был награжден медалью «За боевые заслуги».

Митрополит Тверской и Кашинский Алексий (Коноплев). Фото: Сенцов Александр/Фотохроника ТАСС

День Победы будущий архипастырь встретил в звании старшины, а при увольнении в запас удостоился грамоты с благодарственной записью Маршала Советского Союза Л. А. Говорова. И уже вскоре после демобилизации будущий владыка вернулся к церковному служению: в 1948-м был рукоположен в сан диакона, в 1951-м – священника, а в 1956-м стал епископом, прослужив в архипастырском сане 32 года. Один из самых ярких и авторитетных архиереев Русской Церкви, митрополит Алексий до самых последних своих дней оставался на удивление простым в личном общении человеком, о чем свидетельствуют воспоминания одного из его духовных чад – протоиерея Валерия Ильина:

Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал. Поспеет рябина — говорит: «Надо вина сделать», и я рвал ягоды, выжимал сок. Он настойки делал — на хрене и на шишках. Помидоры в теплице выращивал. В огороде копался с больной ногой: она у него черная, раненая. Я говорю: «Не надо», он отнекивается: мол, я потихоньку».

***

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (1924-2001 гг).

Один из самых ярких архиереев в новейшей церковной истории, владыка Николай нередко вызывал противоречивые отношения в церковной среде. Очень строгий и бескомпромиссный, особенно в вопросах веры, митрополит Николай почти четверть века управлял одной из крупнейших епархий Русской Православной Церкви.

Число открытых приходов за годы его служения увеличилось почти в 10 раз, не считая монастырей, в том числе знаменитой Дивеевской обители. И в то же время его политическая позиция (митрополит Николай был убежденным советским патриотом, крайне критично относился к Русской Зарубежной Церкви и последнему Государю) не принималась многими православными людьми.

Войну будущий архипастырь встретил старшеклассником. Сразу после школьного выпускного юный Коля Кутепов поступил в Тульское пулемётное училище, откуда был направлен на один из самых страшных участков фронта – под Сталинград. В октябре – декабре 1942-го в составе 38-й гвардейской стрелковой дивизии будущий владыка воевал на Сталинградском фронте. Был контужен, получил тяжелое ранение и сильное обморожение ног. Ему были частично ампутированы обе ступни, после чего владыка Николай всю оставшуюся жизнь страдал от этих ранений.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Фото: pravoslavie.ru

По рассказам близким митрополиту Николаю людей и сослужителей, когда после долгих богослужений владыка снимал сапоги, его ноги часто бывали в крови. И, тем не менее, он до последнего сам совершал все церковные службы. По сути, всей своей земной жизнью митрополит Николай оправдал свои же слова, произнесенные в далеком 1961-м, в день своей архиерейской хиротонии:

Епископское служение — служение высокое, почетное, ответственное, полное скорбей и трудностей. Оно, говоря словами святителя Григория Богослова, «завидная и опасная высота».

***

Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (1921-2005 гг.)

Владыка Михей. Удивительно колоритный дедушка, возглавивший древнюю Ярославскую и Ростовскую кафедру на склоне своих земных лет, став архиереем в 72 года. Без малого 10 лет архиепископ Михей управлял этой епархией, после чего находился на покое. Автор этих строк прекрасно помнит, с какой любовью к владыке, в последние годы передвигавшемуся на инвалидной коляске, приходили его многочисленные духовные чада. Как светились глаза верующих, и как ласково старец-архиерей, которого часто именовали просто «Владыченькой», благословлял их.

Когда началась Великая Отечественная война, будущий архипастырь был студентом медицинского института. Уйдя на фронт, он всю войну служил радиотелеграфистом: участвовал в снятии блокады Ленинграда, освобождал Эстонию и Чехословакию, дошел до Берлина. Был награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За взятие Берлина», а после демобилизации в 1946 году сразу стал послушником Троице-Сергиевой Лавры. И уже в 1947-м, в неполные 26 лет, молодой ветеран Александр Хархаров принял монашеский постриг с именем в честь ветхозаветного пророка Михея.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров). Фото: pravoslavie.ru

По воспоминаниям епископа Переяславского и Угличского Феодора (Казанова), в молодости на протяжении многих лет бывшего личным секретарем и келейником архиепископа Михея, владыка всегда был очень добр к другим и строг к себе:

Когда владыка Кирилл (преемник архиепископа Михея – ред.) приехал на кафедру, он был, можно сказать, шокирован теми условиями, в которых проживал владыка Михей. Старая коммуналка, все ветхое — все предельно просто и небогато. А к себе он относился очень строго. К людям — всегда с любовью, к себе — всегда предельно строго».

***

Конечно, представленные портреты воинов-архипастырей – это только малая часть священнослужителей-победителей. И конечно, в их числе прославленный в лике святых святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который не был на передовой, но, будучи главным хирургом эвакогоспиталя, спас жизни многих бойцов Красной армии, а также многие-многие другие православные архипастыри и пастыри, внесшие свой вклад в нашу Великую Победу. И сегодня, 22 июня, каждый год Русская Церковь во всех храмах возносит заупокойные молитвы обо всех почивших воинах Великой Отечественной войны!

Вечная память!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *