Польский священник

«Дорогая община, я испытываю радость и облегчение от того, что смогу впредь открыто и честно выражать мои чувства к женщине, которую люблю!» — эти слова прозвучали 19 июля 2015 года под сводами старинной приходской церкви в Вайсенcберге на Боденском озере. После этого настоятель храма, Хельмут Гуггемос (Helmut Guggemos), последний раз поднял руку, чтобы благословить свою паству. Некоторое время в храме царила тишина. После чего разразились овации, почти все встали со своих мест, лишь несколько человек вышли из церкви.

В соответствии с действующими в католической церкви правилами, 45-летний теолог и священник Хельмут Гуггемос попрощался не только с паствой Вайсенсберга, но и с работой, которой отдал почти 20 лет жизни. «Если бы я мог оставаться священником, будучи женатым, я бы, несомненно, сделал это», — признался Гуггемос в интервью местной газете Lindauer Zeitung. Однако, несмотря на все более острую дискуссию о целесообразности целибата в условиях современного общества, католическая церковь настаивает на безбрачии тех, кто наделен правом совершать таинство литургии.

Петер Кемметер перешел в католицизм из евангелической церкви, уже имея детей

Случаи, когда желание иметь семью, внезапно вспыхнувшая любовь или просто стремление жить не по лжи «уводят» у церкви пастырей, учащаются: буквально одновременно с Гуггемосом при таких же обстоятельствах покинул свою общину в Вассербурге, что всего в десяти километрах от Вайсенсберга, священник Мартин Штайнер (Martin Steiner). Штайнер был любимцем прихожан, члены общины утверждают, что он был «лучшим священником в мире». Отца Мартина провожали с цветами и слезами. Меньше умиления вызвал случай в одной из общин под Кельном: пастырь также признался после воскресной проповеди, что «отдал свое сердце любви», но представил общине не спутницу, а спутника жизни.

Аугсбург, Бамберг, Мюнстер, Регенсбург — из самых что ни на есть католических городов Германии приходят аналогичные вести. В одном лишь Трирском епископстве за 2014 год подали прошение о сложении сана шесть священников.

Треть состоит в гражданском браке

Международная федерация женатых католических священников (организация, находящаяся в оппозиции к официальной церкви) исходит из того, что с 1964 по 1996 год во всем мире сложили сан 85 тысяч человек. Более точных и, главное, актуальных цифр, которым можно было бы доверять, не существует, поскольку официальный Рим в течение долгих лет крайне неохотно обрабатывал прошения о сложении сана. Отдавая себе отчет в сложности процедуры и необратимых последствиях для карьеры, многие священники и не пытаются сложить сан, а просто живут, как считают нужным, — часто с молчаливого согласия паствы.

Штефан Хартман, священник из Бамберга, сложил сан и признал свою 24-летнюю дочь

«Среди нас, священников, курсируют такие цифры: треть живет в гражданском браке, треть имеет гомосексуального партнера, и еще треть борется с одиночеством, как может», — говорит Флориан Вёс (Florian Wöss). Ему известны случаи алкоголизма, депрессий и иных душевных недугов среди коллег. Сам священник из Нойэттингена также недавно сложил сан из-за любви и только что начал работать школьным учителем. «Обет безбрачия не мешал мне до тех пор, пока я не влюбился», — признается Вёс, первым делом обзаведшийся страничкой в Facebook.

Впрочем, его отношение к целибату всегда было критическим: «Целибат — возможность, но не обязанность для священника. В ранней христианской церкви священники были женаты. Не хочу рассуждать о том, был ли женат Христос, но у апостола Павла была жена, у Петра имелась теща, а апостол Филипп выдавал замуж своих дочерей. Сексуальность лишь в куда более поздние времена начала считаться чем-то нечистым. Интересно, что эта сомнительная заслуга в большой степени принадлежит такому почитаемому отцу церкви, как Блаженный Августин. При этом сам Аврелий Августин был, как известно, изрядным плейбоем и половину жизни провел в конкубинате».

Папа Бенедикт XVI (на снимке со своим личным секретарем Георгом Генсвайном) в свое время не стал пересматривать обязательность целибата

«Могут ли пастыри жениться?»

«Да, вплоть до XI века целибат не был обязательным», — подтверждает Рихард Н. (имя изменено DW по просьбе собеседника), занимающийся в Кельнском епископате вопросами, связанными с выходом из сана. Причина окончательного установления целибата Павийским собором в 1022 году носила скорее меркантильный характер: наследство состоятельных клириков не должно было уходить из церкви. В Германии это решение было воспринято в штыки: например, клир епископства Пассау чуть не линчевал своего епископа за такую скверную весть.

Попытки отменить или хотя бы смягчить обет целибата предпринимались в католицизме неоднократно. В частности, в 1970-е годы с предложением рукополагать женатых в священники выступили два таких влиятельных немецких епископа, как Вальтер Каспер (Walter Kasper) и Йозеф Ратцингер (Joseph Ratzinger), будущий папа Бенедикт XVI. В 2008 году прекращения «табу на обсуждение целибата» потребовал председатель Конференции католических епископов Германии Роберт Цоллич (Robert Zollitsch), он же назвал целибат «не обязательным с теологической точки зрения».

«Однако я не думаю, что отмена целибата поможет решить вопрос с острым дефицитом священников, который испытывает наша церковь», — говорит Рихард Н. «И еще одно скажу вам: ни один человек, вышедший из сана, даже «по любви», не бывает вполне счастлив. Ведь служить — это призвание», — резюмирует он.

Цифры, которые говорят за себя

Согласно репрезентативному опросу, проведенному по заказу католической церкви Германии среди клириков, более трети ответили, что целибат «плохо влияет на их работу и жизнь». Каждый четвертый сожалеет о том, что принял обет безбрачия. Каждый пятый признается, что «страдает от эмоционального одиночества».

И наконец: 85 процентов немецких католиков не возражают против женатых священников у алтаря и считают, что принятие или неприятие целибата должно быть вопросом личного выбора. Но не обязанностью соискателя сана.


  • Семь смертных грехов показывают в монастыре

    Корень зла

    Выставка «Семь смертных грехов» показывает, насколько сильным было и остается влияние в обществе устоявшихся представлений о пороке. Собственно, смертными грехами католическая церковь считает такие тяжкие проступки, как убийство или супружеская измена. Но обычно так называют главные или «коренные» пороки: гордыню, алчность, гнев, зависть, похоть, чревоугодие и лень.


  • Канон пороков

    Нравственная концепция «главных греховных помыслов» сложилась в IV-V веках. Различные соблазны тогда приписывали определенным демонам, составив настоящий канон человеческих пороков. На старейшем экспонате выставки — черепке керамической вазы VI-VII века — фрагмент этого списка.


  • Гордыня и плагиат

    Этот башмак с длинным носом, изготовленный в XV веке, символизирует гордыню его хозяина. В 1353 году гражданам города Циттау грозил высокий штраф и отсечение слишком длинных обувных «носов». Еще один экспонат, иллюстрирующий этот порок, — докторская диссертация бывшего министра обороны Германии Карла-Теодора цу Гуттенберга, оказавшаяся плагиатом.


  • Скупость не порок?

    Алчность и скупость всегда идут рядом. Рекламный слоган дисконтного магазина бытовой электроники «Geiz ist geil!» («Скупость – это круто!») — что это? Смертный грех трансформируется здесь в рекламные обещания исполнения всех желаний чуть ли не задаром.


  • Похоть и любовь

    Изобретение противозачаточных таблеток сыграло очень важную роль в сексуальной революции конца 1960-х годов. Сексуальное раскрепощение придало распущенности и сладострастию статус вседозволенности, считает церковь. Но когда секс порочен? Если он не связан с любовью? Ответить на эти вопросы предлагается самим посетителям выставки.

  • Гнев протестующих

    Отстаивать свои права, бороться против устаревших общественных устоев, об этом мечтали участники молодежного движения 1968 года. Но его идейный вдохновитель Руди Дучке (куртка которого — экспонат выставки) организовывал насильственные акции протеста, намеренно провоцируя общество. За агрессивность группу Дучке окрестили «яростными гражданами».

  • Особый шик обжорства

    Есть больше, чем досыта, то есть чревоугодие, в Германии долгие годы считалось особым шиком. Круглый животик был признаком благополучия. Сегодня общество во многом изменилось. И все же… Не случайно перед Бранденбургскими воротами в Берлине сегодня обличают именно обжорство.

  • Зависть возраста не имеет

    Церковь считает это попроком. Между тем, считается, что завидуют даже уже трехлетние малыши. Во избежание ссор многие родители стараются покупать своим детям даже разного возраста одинаковую одежду, обувь, игрушки. Помогает это или нет, ясно одно: зависть возраста не имеет.

  • Душевная лень

    Лень — это и душевная лень, равнодушие, безразличие. Равнодущие к бедам и проблемам других людей, когда главным становится собственное благополучное, сытное житье. Мы и сегодня считаем это пороком.

    Клаус Кремер, Инга Ваннер

Практически весь польский народ является верующим. Люди ходят на службы, придерживаются постов и стараются как можно меньше совершать греха. Какой же религии придерживаются поляки. В основном, а точнее от 75% до 90% (по разным данным) поляков, посещают Римско-католические храмы. Главная религия в Польше это христианство, но направление католицизм. Но это не единственное направление религии в стране. Помимо этого есть еще и другие религии и даже секты. Среди поляков можно встретить и иудеев и православных верующих и много других направлений вероисповеданий.

Чем отличается православная вера от католической

Особых различий между этими двумя вероисповеданиями, по сути, не так много. Отличительной чертой в католицизме является то, что к «символу веры» прибавлено филиокве: присутствие христианских догматов о целомудренном зачатии Святой девы Марии и об её телесном вознесении, также о том, что папа непогрешим (с обетом безбрачия). Филиокве (filiokue) это приложение, созданное в западно-христианской церкви о том, что святой дух исходил не только от бога-отца, но и от сына. А православная церковь отказалась от Филиокве, это и послужило основным поводом для разделения этих двух церквей. Вообще это разделение церквей произошло в 1054 году. Но также существует версия, что это случилось в 1204 году, в тот период, когда крестоносцы завоевали Константинополь.

Католиков от православных, можно отличить по тому, как они накладывают на себя крест. У них это происходит по-разному, православные крестятся справой стороны на левую сторону, а католики точно также, только, наоборот, с левой стороны на правую. Также есть различие в постановки пальцев, Православные верующие крестятся тремя пальцами, что означает единство отца, сына и святого духа, а католики крестятся всей ладошкой. Хотя это не строгие правила, все зависит от того какой обряд происходит.

Брак католических верующих с православными

Если ваш избранник либо избранница принадлежит к православной вере, а вы к католической, либо наоборот, и вы решаетесь связать свою жизнь узами брака, то особых проблем на вашем пути возникнуть не должно. Об этом говорил сам Папа Римский Иоан Павел II. В том случае если представители разных вероисповеданий, католицизма и православия решать вступить в брак друг с другом, то никому из них менять свое вероисповедание нет необходимости. А обряд самого венчания может проходить как в католическом костеле, так и в православном храме. И та и другая церковь признает такие браки.

Главные католические праздники в Польше

Рождество Христово и Пасха. Также отмечаются День Всех Святых, Новый год, Три короля, Пепельная среда, Великая Неделя, Вознесение, День Божьей Матери Королевы Польской, Праздник Тела Господнего и Праздник Божьей Матери.

Существующие обряды католической церкви

Первым католическим обрядом в жизни человека является крещение. Этот религиозный обряд проводиться малышу, спустя небольшое время после его рождения, заключается он в обмывании дитя святой водой.

Затем некоторое время спустя, перед Причастием проводиться Первая Исповедь. Во время Причастия преломляется хлеб, и ребенок должен съесть небольшой кусочек от него. Этот обряд делает его настоящим католиком, но и накладывает на верующего обязательства блюсти Господни заповеди, а также посещать служения по воскресным дням.

История перехода костёла на польский язык

Ранее служба в католических костелах проходила на латинском языке, это происходило еще до начала военных действий. Поэтому не все верующие улавливали смысл читаемого во время этих служб. Первые изменения в католической церкви произошли в пятидесятых-шестидесятых годах. Второй Ватиканский собор принял решение о том, что с этих пор все службы в католических костелах должны проходить на польском языке. Но даже после этого решения некоторые службы продолжали вестись на латинском языке. И только когда Папой Римским становиться Иоан Павла II, все католические церкви полностью переходят на польский язык.

Папа Римский Иоан Павел II, сделал очень много для церквей и для верующих в Польше. Со слов известной фразы сказано, что Римский Папа для Польши больше чем Папа Римский. Это на самом деле так и есть. Поляк Иоан Павел II становиться Папой Римский в период Советской Власти. В то время костел являлся одной альтернативой официальным пропагандам.

Лагерь социализма, в то время был отделен от внешнего мира «железным занавесом». Коммунисты, которые находились тогда у власти, творили, то что им вздумается. Обо всех событиях, которые происходили, не знал никто за пределами Польши. Но уже в, то время был информационный канал, по которому передавались честные новости о происходящих событиях в стране. Это была дипломатическая почта Ватикана.

Происходило это так, любой польский житель мог отправиться в костел и рассказать своему ксендзу о любых новостях. Затем ксендзу отправлял эту информацию дальше, по своим церковным каналам. Тогда существовал закон о том, что дипломатическую почту не имеют право проверять на границе. Это давало ксёндзу, который ехал в Ватикан решать дела костела, перевести на запад новости об истинном положении вещей. Именно так обо всех новостях, которые происходили в стране, было известно на западе.

Вообще жизнь поляка сложно представить без костела и без веры. У них у всех принято по воскресным дням посещать служения в костеле. Для них это также привычно, как и пожелать соседу доброго утра. У детей в школах существует урок под названием «Религия», на этих занятиях детей обучают основным понятиям католической веры. По окончанию всего курса таких уроков, ребенок сдает экзамен на знание этого предмета, и только после успешной сдачи, может проходить церемонию венчания в католической церкви. Но в том случае если ребенок, относиться к какому, либо другому вероисповеданию, имеет право пропускать эти занятия.

Конечно же, в Польше существуют и атеисты, но их в стране совсем не много. И в наше время поляков, считают одним из самых верующих народов в мире.

На вопросы Hitkiller.com отвечает Кристофор (бас-гитара, гитары, вокал).

С чего начался BATUSHKA? Как и почему вы решили создать столь необычную группу?
Идея была моя. Она появилась в процессе работы над альбомом другой моей команды. Я услышал, что риффы, которые я сочиняю, слишком отличаются от того, что делалось ранее, звучат по-другому. Они получились более блэк-металлическими по своей сути. И, в общем, в этот момент я понял, что начинаю двигаться в кардинально новом для себя направлении. Затем появилась идея совместить эту музыку с православными песнопениями – на такую мысль меня натолкнул комментарий на YouTube. Там было что-то вроде: «Божественные гимны – это метал помощнее, чем любой блэк-метал на свете».

Вы ожидали, что Litourgiya вызовет такой ажиотаж? И… какое самое удивительное мнение вам довелось услышать об этом альбоме?
Нет, не ожидали совершенно. Рецензий было много, по большей части положительные – и мне сложновато припомнить все, что говорилось. Но самым забавным, что я прочитал в интернете, был комментарий одного блэк-металиста, спрашивавшего своих «коллег», можно ли ему слушать BATUSHKA, поскольку группа с таким названием способна играть только «unblack» метал.

Вы не раскрываете имен и лиц, говоря лишь, что участники БАТЮШКИ представляют известные метал-команды. Не буду спрашивать, кто вы; но как быть в турах? Как будете скрываться – масками? Или начало живых выступлений будет означать конец анонимности?

Нам хотелось бы сохранить анонимность, но это не главная наша цель. Тем не менее, есть много задумок на тему того, как одеваться на сцене, какие использовать декорации и так далее. Пока этот вопрос не решен. Неизвестно, на чем мы остановимся в конечном итоге.

Готовится ли что-то особенное в плане концертного шоу?

Пока никто не знает. И не может предугадать.

Ты часто ходишь в церковь? И… назови свое любимое место для молитв.
Места, не загрязненные другими людьми. Я стараюсь посещать их настолько часто, насколько только могу.

Думаю, второй по частоте появления вопрос касательно BATUSHKA – это действительно ли вы православны? Или все-таки в творчестве группы заложен потаенный сатанинский подтекст? Вы видели, как старательные люди исследуют ваши тексты и образы, — и что бы хотелось сказать им по этому поводу?

Да ничего, на самом деле. Пускай каждый думает что хочет. Все, что я хотел сказать, уже есть в музыке, в текстах и в кавер-арте. И пускай слушатели делают выводы сами. Мне приятно знать, что Litourgiya оказалась интересным и неоднозначным альбомом, который люди разбирают, пытаясь понять, что к чему.

А от священников и других церковных представители отзывы были? Вы не боитесь, что ваши концерты буду запрещать в связи с тем, что религиозные люди почувствуют некую «бласфемическую» нотку?
Я слышал, что некий священник провел подробное исследование альбома. Это здорово. Думаю, услышанное зацепило его, вызвало противоречивые эмоции. И я по-настоящему счастлив, что альбом выходит за рамки «естественного» круга слушателей.

Есть распространенное мнение, что рок – творение диавола. Как ты думаешь, способен ли рок или метал, напротив, привести людей в церковь?
Музыка, как и религия, является частью культуры. Когда одна из этих частей пользуется большей популярностью, вторая начинает сражаться за лидирующую роль. А понимая, что победа невозможна, она ищет способ сработаться. Это защитный рефлекс.

Каким вы видите будущее проекта? Начата ли уже работа над следующим релизом?
Я стараюсь не строить планы на будущее. Вместо этого я наслаждаюсь настоящим, тем, что приносит удовольствие. Иногда из этого рождается нечто креативное. Что выйдет дальше? Посмотрим. Время покажет.

А как насчет коммерческого потенциала BATUSHKA? Мне кажется, вы продали уже достаточное количество дисков и мерча…
Маркетинговый потенциал в блэк-метале?..

Какими бы вы хотели видеть посетителей своих шоу? Какой-то особый дресс-код?
Гости – это гости, а мы не фэшн-стилисты, чтобы подбирать им одежду.

Что бы ты хотел сказать фанатам команды (а их уже правда много!), ожидающим приезда BATUSHKA с концертами?
Приходите посмотреть наше шоу!

Спасибо за интервью! И аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *