Поляки в Москве

Праздник 4 ноября — День народного единства.

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).
К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

4 ноября (22 октября, ст. ст.) — День народного единства — стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.
С 2005 года 4 ноября — День народного единства — в России государственный выходной. 4 ноября 2008 года в нашей стране впервые отмечался новый национальный праздник — День народного единства. История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открывало путь к укреплению независимости государства и способствовала развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия. Празднование Дня народного единства 4 ноября поможет сплотить россиян.

Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться прошлым столетием. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному празднованию еще одного дня победы — 4 ноября, объявленного государственным праздником — Днем народного единства.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

ПОЖАРСКИЙ Дмит­рий (в кре­ще­нии Кос­ма) Ми­хай­ло­вич. Князь из ро­да ста­ро­дуб­ских Рю­ри­ко­ви­чей, русский во­енный и государственный дея­тель, боя­рин (1613).

Пра­внук И.Н. Бер­се­ня-Бек­ле­ми­ше­ва. Впер­вые упо­мя­нут во ввоз­ной гра­мо­те от 28.2(9.3).1588 года, дан­ной княжне Ма­рии Фёдо­ров­не По­жар­ской (ма­те­ри Пожарского) и её ма­ло­лет­ним сы­новь­ям на по­ме­стья их по­кой­но­го му­жа и от­ца князя Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча По­жар­ско­го в Ме­щовском и Сер­пей­ском уез­дах. С конца 1590-х годов на­хо­дил­ся на при­двор­ной слу­ж­бе у лиц, по­сле­до­ва­тель­но за­ни­мав­ших русский пре­стол, — ца­ря Бо­ри­са Фё­до­ро­ви­ча Го­ду­но­ва, Лже­дмит­рия I и ца­ря Ва­силия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го. В чи­не «стряп­че­го с плать­ем» под­пи­сал Ут­вер­ждён­ную гра­мо­ту 1598 года об из­бра­нии на цар­ст­во Бо­ри­са Фё­до­ро­ви­ча Го­ду­но­ва. В чи­не столь­ни­ка пот­че­вал («си­дел за ес­т­вою») Ю. Мни­ше­ка на тор­же­ст­вен­ном обе­де в честь при­бы­тия в Мо­ск­ву М. Мни­шек для бра­ко­со­че­та­ния с Лже­дмит­ри­ем I, на сва­деб­ном пи­ру — по­слов польского ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III (1606). Уча­ст­ник по­дав­ле­ния Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ния 1606-1607 годов. Раз­бил в селе Вы­со­кое (Вы­соц­кое; ны­не город Егорь­евск) поль­ско-ли­товский от­ряд (1608/1609), у реки Пе­хор­ка, близ Мо­ск­вы, — от­ряд под ко­мандованием по­сту­пив­ше­го на служ­бу к Лже­дмит­рию II двор­цо­во­го кре­сть­я­ни­на И. Сал­ко­ва, бло­ки­ро­вав­ший под­воз про­до­воль­ст­вия в го­ло­даю­щую сто­ли­цу (1609/1610). Вое­во­да в городе За­райск (1610). Вес­ной 1610 года от­кло­нил пред­ло­же­ние П.П. Ля­пу­но­ва о со­вме­ст­ных дей­ст­ви­ях про­тив ца­ря Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го и воз­мож­ном сою­зе с Лже­дмит­ри­ем II, пе­ре­слал гра­мо­ту Ля­пу­но­ва ца­рю. По­сле Клу­шин­ско­го сра­же­ния 1610 года убе­дил жи­те­лей За­рай­ска (на­ме­ре­ва­лись под влия­ни­ем по­слан­цев из Ко­лом­ны при­сяг­нуть на вер­ность Лже­дмит­рию II как го­су­да­рю) слу­жить по-преж­не­му ца­рю Ва­си­лию Ива­но­ви­чу Шуй­ско­му или то­му, кто бу­дет цар­ст­во­вать по­сле не­го. По­сле све­де­ния в ию­ле 1610 года ца­ря с пре­сто­ла и за­клю­че­ния в ав­гу­сте то­го же го­да мно­го­численными пред­ста­ви­те­ля­ми чи­нов Русского государства и польским гет­ма­ном С. Жол­кев­ским до­го­во­ра об ус­ло­ви­ях из­бра­ния на русский пре­стол польского ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва, воз­мож­но, при­сяг­нул ему на вер­ность. В конце 1610 года Пожарский во гла­ве от­ря­да вы­сту­пил на по­мощь Ля­пу­но­ву к городе Пронск, оса­ж­дён­но­му за­по­рож­ски­ми ка­за­ка­ми во гла­ве с «мо­с­ков­ским из­мен­ни­ком» И.Н. Сун­бу­ло­вым (Сум­бу­ло­вым), по­сле от­сту­п­ле­ния которого от­бил его по­пыт­ку взять За­райск. Уча­ст­ник вос­ста­ния мо­ск­ви­чей про­тив поль­ско-ли­товского гар­ни­зо­на 19(29)-20(30).3.1611 года, тя­же­ло ра­нен (по од­ной из вер­сий, Пожарский на­хо­дил­ся в Мо­ск­ве как вое­во­да Пер­во­го опол­че­ния 1611 года, по дру­гой — при­был, что­бы вы­вез­ти се­мью из го­ро­да).

Один из ор­га­ни­за­то­ров и ру­ко­во­ди­те­лей Вто­ро­го опол­че­ния 1611-1612 годов, его 1-й вое­во­да (по не­ко­то­рым дан­ным, кан­ди­да­ту­ра Пожарского пред­ло­же­на Кузь­мой Ми­ни­ным), на­пра­вил уси­лия на из­гна­ние поль­ско-ли­товских войск и их со­юз­ни­ков из Русского государства. Рас­сы­лал гра­мо­ты в го­ро­да с при­зы­вом при­сое­ди­нить­ся ко Вто­ро­му опол­че­нию; от­прав­лял во­енные от­ря­ды для за­щи­ты или ос­во­бо­ж­де­ния Яро­слав­ля, Суз­да­ля, Уг­ли­ча и других го­ро­дов от за­по­рож­ских ка­за­ков и ка­за­ков И.М. За­руц­ко­го. Вес­ной 1612 года во­шёл в со­став Зем­ско­го пра­ви­тель­ст­ва; гра­мо­ты пра­ви­тель­ст­ва до осе­ни 1612 года, как пра­ви­ло, за­пе­ча­ты­ва­лись лич­ной пер­ст­не­вой пе­ча­тью Пожарского, в ря­де гра­мот имя Пожарского пи­са­лось с тор­жественным ти­ту­лом (например, «по из­бра­нью Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва вся­ких чи­нов лю­дей в ны­неш­нее на­стоя­щее вре­мя то­го мно­го­чис­лен­но­го вой­ска у рат­ных и у зем­ских дел столь­ник и вое­во­да»). Пред­ла­гал Я. Де­ла­гар­ди на­чать со­вме­ст­ную борь­бу с поль­ско-ли­товскими ин­тер­вен­та­ми. Сто­рон­ник из­бра­ния на русский пре­стол гер­цо­га Сё­дер­ман­ланд­ско­го Кар­ла Фи­лип­па (млад­ше­го бра­та шведского ко­ро­ля Гус­та­ва II Адоль­фа) при ус­ло­вии при­ня­тия им пра­во­сла­вия, по-ви­ди­мо­му, под­дер­жи­вал его кан­ди­да­ту­ру до из­бра­ния Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва. В августе 1612 года, по­дой­дя к Мо­ск­ве во гла­ве основных сил Вто­ро­го опол­че­ния, от­ка­зал­ся от пред­ло­же­ния князя Д.Т. Тру­бец­ко­го рас­по­ло­жить­ся в его ла­ге­ре близ Крым­ско­го дво­ра (на­хо­дил­ся в рай­оне современной улицы Крым­ский Вал), при­ка­зал со­ору­дить ме­ж­ду Ар­бат­ски­ми и Чер­толь­ски­ми во­ро­та­ми Бе­ло­го го­ро­да (ны­не пло­ща­ди — Ар­бат­ские Во­ро­та и Пре­чистен­ские Во­ро­та со­от­вет­ст­вен­но) ук­ре­п­ле­ния для от­по­ра польскому гет­ма­ну Я.К. Ход­ке­ви­чу, при­бли­жав­ше­му­ся к го­ро­ду с обо­зом про­до­воль­ст­вия для поль­ско-ли­товского гар­ни­зо­на. В хо­де сра­же­ния 24.8(3.9).1612 года с Ход­ке­ви­чем ра­нен, одоб­рил план Кузь­мы Ми­ни­на о вне­зап­ном уда­ре во фланг поль­ско-ли­товского вой­ска. В сентябре/октябре 1612 года су­мел дос­тиг­нуть со­гла­ше­ния с Тру­бец­ким об объ­е­ди­не­нии сил по ос­во­бо­ж­де­нию Мо­ск­вы. По­сле взя­тия Ки­тай-го­ро­да опол­чен­ца­ми и сда­чи поль­ско-ли­товского гар­ни­зо­на спас чле­нов «Се­ми­бо­яр­щи­ны» и их се­мьи, в том числе Ро­ма­но­вых, от гра­бе­жа и рас­пра­вы ка­за­ков.

По све­де­ни­ям ав­то­ра «По­вес­ти о Зем­ском со­бо­ре 1613 го­да», яв­лял­ся од­ним из кан­ди­да­тов на русский пре­стол. Под­пи­сал, оче­вид­но, не ра­нее ле­та 1613 года Ут­вер­ждён­ную гра­мо­ту об из­бра­нии Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча на русский пре­стол (со­став­ле­на в мае; имя Пожарского сто­ит де­вя­тым сре­ди бо­яр). Уча­ст­во­вал 11(21) ию­ля в це­ре­мо­нии вен­ча­ния на цар­ст­во Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча; в тот же день по­жа­ло­ван бо­яр­ст­вом, ми­нуя чин околь­ни­че­го. В 1615 году ко­ман­до­вал вой­ском, по­слан­ным про­тив поль­ско-ли­товских от­ря­дов А.И. Ли­сов­ско­го, дал им бой близ города Орёл, пре­сле­до­вал от­сту­пав­ших до города Пе­ре­мышль (ны­не се­ло Пе­ре­мышль­ско­го района Ка­луж­ской области). На под­хо­де к го­ро­ду ут­ра­тил воз­мож­ность ко­ман­до­ва­ния из-за «бо­лез­ни лю­той» (ве­ро­ят­но, при­сту­па эпи­леп­сии). Гла­ва при­ка­зов — Га­лиц­кой чет­вер­ти (1617), Ям­ско­го (1619-1628), Раз­бой­но­го (1621-1628), Мо­с­ков­ско­го суд­но­го (1634-1638, 1639-1640). Вто­рой член так называемых от­вет­ных ко­мис­сий на пе­ре­го­во­рах в Мо­ск­ве с английским по­слом и аген­том Московской ком­па­нии Дж. Ме­риком («кня­зем Ива­ном Уль­я­но­вым») (1617), два­ж­ды с поль­ско-ли­товскими по­сла­ми — А. Пе­со­чин­ским и К.Л. Са­пе­гой (1635 год; за­вер­ши­лись ра­тифи­ка­ци­ей По­ля­нов­ско­го ми­ра 1634 года), М. Ста­хор­ским и К. Ра­ец­ким (1640) и другими; но­сил почетный ти­тул на­ме­ст­ни­ка Ко­ло­мен­ско­го. Во вре­мя по­хо­да польского ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва на Русское государство 1-й вое­во­да в Ка­луге (1617-1618 годы; на­прав­лен в го­род по прось­бе жи­те­лей). Ле­том 1618 года по­слан ца­рём Ми­хаи­лом Фё­до­ро­ви­чем «со все­ми людь­ми» из Ка­лу­ги в город Бо­ровск для ока­за­ния по­мо­щи русскому вой­ску, обо­ро­няв­ше­му город Мо­жайск от поль­ско-ли­товского вой­ска, за­тем в город Сер­пу­хов для сра­же­ния с за­по­рож­ски­ми ка­за­ка­ми во гла­ве с П.К. Са­гай­дач­ным. Вско­ре вслед­ст­вие бо­лез­ни ото­зван в Мо­ск­ву. В 1619 году встре­чал (совместно с ар­хи­епископом Ря­зан­ским и Му­ром­ским Ио­си­фом и князем Г.К. Вол­кон­ским) в Мо­жай­ске от­пу­щен­но­го из поль­ско-ли­товского пле­на митрополита Рос­тов­ско­го, бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Фи­ла­ре­та; в даль­ней­шем поль­зо­вал­ся его по­кро­витель­ст­вом. Член бо­яр­ских ко­мис­сий, управ­ляв­ших Мо­ск­вой во вре­мя па­лом­ни­чес­ких по­ез­док ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча (1619, 1621, 1624, 1626, 1628, 1631, 1635, 1637, 1639, 1640). 1-й вое­во­да в Нов­го­ро­де (1628-1630). В апреле/мае 1632 года, на­ка­ну­не Смо­лен­ской вой­ны 1632-1634 годов, на­зна­чен 2-м вое­во­дой под Смо­ленск (на­хо­дился по Де­улин­ско­му пе­ре­ми­рию 1618 года в со­ста­ве Ре­чи По­спо­ли­той). В ию­не то­го же го­да из-за эпи­леп­тического при­сту­па за­ме­нён околь­ни­чим А.В. Из­май­ло­вым, в но­яб­ре оп­ре­де­лён гла­вой ко­мис­сии, за­ни­мав­шей­ся взи­ма­ни­ем «пя­той ден­ги» (чрез­вы­чай­но­го 20%-но­го на­ло­га) для уп­ла­ты жа­ло­ва­нья рат­ным лю­дям (в 1616 году был 3-м чле­ном по­доб­ной ко­мис­сии). Во вре­мя вой­ны 2-й вое­во­да в городе Мо­жайск (1633-1634); совместно с князем Д.М. Чер­кас­ским за­ни­мал­ся ор­га­ни­за­ци­ей рат­ных лю­дей для под­кре­п­ле­ния вой­ска во гла­ве с боя­ри­ном М.Б. Шеи­ным, оса­ж­дав­ше­го Смо­ленск. Один из ор­га­ни­за­то­ров ра­бот по строи­тель­ст­ву Зем­ля­но­го ва­ла и де­ревянных ук­ре­п­ле­ний во­круг Мо­ск­вы (1637). 1-й вое­во­да в городе Пе­ре­яс­лавль-Ря­зан­ский (1638 год; на­зна­чен в свя­зи с опас­но­стью на­бе­га крым­ских та­тар и но­гай­цев на Русское государство). Круп­ный зем­ле­вла­де­лец, ему при­над­ле­жа­ли вот­чи­ны во Вла­ди­мир­ском, Дмит­ров­ском, Зве­ни­го­род­ском, Клин­ском, Ко­ло­мен­ском, Ме­дын­ском, Московском, Ни­же­го­род­ском, Рос­тов­ском, Суз­даль­ском, Юрь­ев-Поль­ском уез­дах, Де­рев­ской пя­ти­не Нов­го­род­ской зем­ли, по­ме­стья в Ряж­ском, Сер­пей­ском и Суз­даль­ском уез­дах, а так­же усадь­ба в Мо­ск­ве. На сред­ст­ва Пожарского в его селе Мед­ве­де­во (Мед­вед­ко­во) близ Мо­ск­вы (ны­не в чер­те го­ро­да) к середине 1630-х годов вме­сто де­ре­вян­ной воз­ве­де­на ка­мен­ная шат­ро­вая церковь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Воз­мож­но, по за­ка­зу Пожарского из­го­тов­лен спи­сок раз­ряд­ной кни­ги 1475-1605 годов, с ко­то­ро­го во 2-й половине 1640-х — начала 1650-х годов, ско­рее все­го, сня­та ко­пия по рас­по­ря­же­нию чет­ве­ро­юрод­но­го пле­мян­ни­ка Пожарского — князя С.Р. По­жар­ско­го (из­вест­на в ис­то­рио­гра­фии как «раз­ряд­ная кни­га Д.М. По­жар­ско­го»). Рас­про­стра­нён­ную в ис­то­рической литературе вер­сию о при­ня­тии Пожарского ино­чес­ко­го по­стри­га с име­нем Кос­ма не под­твер­жда­ет за­ве­ща­ние кня­зя, в ко­то­ром он име­ну­ет­ся «…боя­рин князь Коз­ма (проз)ви­ще князь Дмит­рей…».

За­слу­ги Пожарского и Кузь­мы Ми­ни­на пе­ред Рос­си­ей уве­ко­ве­че­ны в па­мят­ни­ке, воз­двиг­ну­том в их честь в Мо­ск­ве на Крас­ной площади (1818 год, скульп­тор И.П. Мар­тос); фи­гу­ры Пожарского и Ми­ни­на по­ме­ще­ны в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де (1862 год, ав­тор про­ек­та М.О. Ми­ке­шин). Пожарскому ус­та­нов­ле­ны па­мят­ни­ки в Суз­да­ле (1955), За­рай­ске (2004), поселок городского ти­па Бо­ри­сог­леб­ский Яро­слав­ской области (2005), а так­же в селе Пу­рех Чка­лов­ско­го района Ни­же­го­род­ской области (1998 год, скульп­тор П.И. Гу­сев). Как спа­си­тель Оте­че­ст­ва от поль­ско-ли­товских ин­тер­вен­тов и на­род­ный ге­рой Пожарский один или вме­сте с Ми­ни­ным изо­бра­жён в про­из­ве­де­ни­ях ху­дожественной литературы (тра­ге­дия М.В. Крю­ков­ско­го «По­жар­ский», 1807 год, и другие), жи­во­пи­си (кар­ти­на В.Е. Са­вин­ско­го «Ни­же­го­род­ские по­слы у кня­зя Дмит­рия По­жар­ско­го», 1882 год, ны­не в Крас­но­дар­ском крае­вом ху­дожественном му­зее имени Ф.А. Ко­ва­лен­ко, и прочие), ки­не­ма­то­гра­фа (ху­дожественный фильм «Ми­нин и По­жар­ский», ре­жис­сё­ры В.И. Пу­дов­кин, М.И. Дол­лер, 1939 год). В честь Пожарского на­зва­ны бро­не­нос­ный фре­гат Бал­тий­ско­го фло­та (спу­щен на во­ду в 1867 году), крей­сер Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та (1953), реч­ное кру­из­ное суд­но (про­ект 588, № 116; 1957 год), элек­тро­по­езд Горь­ков­ской железной дороги. ЭД9М-0212 (в экс­плуа­та­ции с 2007 года). Имя Пожарского но­сят ули­цы в ря­де российских го­ро­дов, пе­ре­улок в Мо­ск­ве, име­нем Пожарского и Ми­ни­на на­зва­на пло­щадь в Ниж­нем Нов­го­ро­де. С 2004 года в городе Южа Ива­нов­ской области в па­мять о Пожарском про­во­дит­ся крае­ведческая кон­фе­рен­ция — «По­жар­ские Не­опа­ли­мов­ские чте­ния».

Исторические ис­точники:

Двор­цо­вые раз­ря­ды. СПб., 1850-1851. Т. 1-2;

Но­вый ле­то­пи­сец // Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. СПб., 1910. Т. 14. Пер­вая по­ло­ви­на;

Ак­ты слу­жи­лых зем­ле­вла­дель­цев XV — на­ча­ла XVII в. М., 1997. Т. 1. № 219. М., 2002. Т. 3. № 329;

Ду­хов­ная гра­мо­та кн. Д.М. По­жар­ско­го / Публ. Ю.М. Эс­ки­на // Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия. 2000. № 1;

Вы­пись в док­лад о вот­чи­нах и по­ме­сть­ях кн. Д.М. По­жар­ско­го / Публ. Ю.М. Эс­ки­на // Там же.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

4 ноября 1612 года — это не только венец подлинного единения народа России вне зависимости от национальной принадлежности, религиозных убеждений и политических предпочтений, но и грозное напоминание потомкам о необходимости твердого знания и внимательного изучения своей истории. Только объединившись мы сильны и созидательны!

Движение ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ и все ее участники от всей души поздравляют Вас с общенародным праздником — Днем Народного Единства!

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Двадцать второго октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года воины второго ополчения штурмом взяли Китай-город. Эта победа предопределила окончательную капитуляцию противника через несколько дней. В 1649 году царь Алексей Михайлович повелел «во всех городах, по вся годы» праздновать этот день в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери «в воспоминание помощи, оказанной свыше заступлением Богородицы Русскому государству в годину лихолетья». С этой чудотворной иконой ополчение освободило Москву. Праздник изначально носил как религиозный, так и общегражданский характер.

С приходом поляков в Москву Патриарх Гермоген, будучи уже глубоким старцем, «как ему и подобало яко духовному пастырю, стал возбуждать народ на защиту веры… Поляки никак не могли его обойти и обмануть», — рассказывал Н.И.Костомаров. И тогда Патриарха заключили под стражу. Но пламенные его призывы прозвучали как набат.

«Пора было возбуждать спящих, то есть указать выход из безвыходного, гибельного положения! Такой живой человек, возбудитель спящих, и явился», — писал русский историк И.Е.Забелин. Это был нижегородский земский староста Кузьма Минин.

Летописцы свидетельствуют, что обратился Кузьма к землякам с такими словами: «Буде нам хотети помочи Московскому государству, ино не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы свои продавать, и жены и дети закладывать; и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». И выдвинул программу действий. Прежде всего, действовать не порознь, а «купно за едино!» — «вместе за одно!». Избрать на престол не иноземца — иноверца, а только русского, истинно православного царя. Наконец, собрать средства на вооружение и продовольствие для ополченцев.

Нижегородцы поддержали своего старосту. Местное духовенство дало благословение. С каждого хозяина, торговца, ремесленника, пахаря, монастырского настоятеля взималась «пятая деньга», а позже и «третья». Нерадивых, уклонявшихся от почина народного, строго и прилюдно наказывали.

Нашелся и достойный воевода. «Бить челом» отправились за 120 верст от Нижнего Новгорода, в Суздальский уезд, к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, в родовое его село Мугреево. Не сразу — ссылаясь на незажившие боевые раны — дал согласие Дмитрий Михайлович возглавить ополчение. Однако поставил нижегородцам условие: чтобы «выбрали у себя из посадских людей, кому быть с ним у такова велика дела и казну сбирати». Сам же и указал — на земского старосту Кузьму Минина, которого нижегородский сход избрал первым помощником воеводы — «выборным человеком всею землею».

О Кузьме Минине того времени мало известно.

Известно, что торговал он в Нижнем мясом и рыбой, был, по сегодняшним меркам, предпринимателем средней руки. Одним из многих. Почему же Минина выбрали земским старостой? Что это вообще была за должность такая?

Земщину на Руси установил Иван Грозный, взамен так называемого кормления — самовольного обложения наместниками и волостелями государевым оброком. Выбираемый на сходе, обычно на год, «излюбленный» староста в первую очередь отвечал за сбор налогов. Должность была с серьезными властными полномочиями, но — общественная, без жалования и, в общем-то, малоприятная. Помимо всего прочего, в его ведение входили благоустройство, пожарный надзор, общинные работы, ходатайства по мирским делам. Хлопотная, одним словом, должность. Хотя и почетная. Но лишь в той мере, в какой было отмерено: даже фамилии Кузьме сыну Минину, человеку посадскому, равно как и холопу, и крестьянину, не полагалось. Разумеется, случайного человека на такую должность не выбрали бы.

Староста должен был обладать целым рядом качеств, которые в совокупности редко встречаются. Умом и смекалкой, жизненной умудренностью и деловой хваткой, милосердным нравом, но и твердостью. Нестяжателем должен был быть, немздоимцем — власть-то в руках была немалая! Кроме того, внешности представительной, не косноязычен, но оратор, дабы и народ в случае надобности убедить, и начальство, хлопоча «в верхах» по земским делам. О народной нужде чтоб душой болел.

Только-только по осени 1611 года выбрали Минина старостой, и заниматься бы ему делами местными, нижегородскими. А он спасать взывает Россию, к чему ни по званию его, ни по роду-племени никто не обязывал. И не было еще в нашей истории примера, когда бы простолюдин, человек из народа вершил судьбы Отечества! И не было подобного боевого братства, и, казалось бы, быть не могло на Руси, где понятия рода и чина были в хозяйстве и политике основополагающими. Кузьму Минина, пусть выборного, но простого человека, и Дмитрия Пожарского, представителя хотя и обедневшей, но княжеской фамилии. Но с именем Господа на устах, плечо к плечу шли они по намеченному пути.

Единомышленники и соратники, они такие же отношения прививали собранному воинству. «Любовь к Отечеству, без сомнения, трогательна, — писал Н.М.Карамзин, — но еще трогательнее для меня тогдашнее братское согласие русских воинов, изображенное сею милою, простою чертой в наших летописях: «Никакой ссоры между людьми Пожарского не бывало, но все совместно и единомысленно друг с другом поступали»». Отбор ратников вели тщательно, при этом брали в ополчение «перелетов», бывших противников, истинно по-христиански прощая им, давая возможность кровью искупить былые прегрешения.

Минин и Пожарский сплотили общей освободительной идеей людей разных народностей и вероисповедания, так же как издавна Россия объединяла под своим крылом многие народы многих вер. Среди ополченцев числились татары — из Касимова и Темникова, Алатыря и Казани, Кадома и Шацка; цесаревич Араслан с боевым отрядом из далекой и загадочной Сибири, чуваши, башкиры, мордва. Ополчение было в полном смысле народным, многонациональным. И это лишний раз подтверждает, что неотъемлемыми чертами православного человека являются веротерпимость и добрососедство.

Милосердно, как и подобает православным христианам, относились и к поверженному врагу. С.М.Соловьев писал: «Доведенные голодом до крайности, поляки вступили наконец в переговоры, требуя только одного, чтобы им сохранена была жизнь, что и было обещано. Сперва выпустили бояр». Казаки «хотели броситься на них, но были задержаны ополчением Пожарского», после чего бояре «были приняты с большой честию. На другой день сдались и поляки: Струсь с своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили. Будило с своим полком отведен был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка».

Однако и требовательности руководителям ополчения было не занимать.

В Балахне купцы и промышленники пожалели денег в ополченческую казну. «Руки бы вам поотсекать!» — как пишут летописцы, возмутился Минин. За прижимистость в тяжелую для Отечества годину велел взять под стражу коллегу своего — ярославского земского старосту, богатейшего купца Григория Никитникова. Покорились и ярославские толстосумы.

За этой требовательностью стоял личный пример. Начав сбор средств в казну ополчения, Минин первым внес лепту из собственного имущества «на строение ратных людей», при этом «мало что себе в дому своем оставив». А Пожарского московские «семибояре», объявив изменником, лишили имения. Другими словами, собиравшие немалые суммы в ополченческую казну, руководители похода на Москву были по сути неимущими.

Князя Дмитрия Михайловича всегда отличала скромность. Пожарские владели Стародубским удельным княжеством на Клязьме. Но со временем, деля его между многочисленными наследниками, обеднели. Ко двору Дмитрий, по выражению одного из современников, «князюшка захудалый, ветром подбитый», был представлен пятнадцати лет в 1593 году, но лишь в 1597 году получил звание стряпчего с платьем. В обязанности стряпчих входило сопровождать царя на выходах, нести перед ним скифетр, в церкви — держать платок и шапку, в походе — панцирь, саблю, саадак, исполнять разные мелкие поручения. И было стряпчих на Москве до 800 человек. Семь лет Дмитрий, уже отец семейства, был «на посылках», пока в 1604 году не продвинулся на следующую должностную ступень — стольника. А воеводой Зарайска стал еще через шесть лет, в 1610 году, при Василии Шуйском. Сказывалось и то, что по натуре не властолюбивый Дмитрий держался особняком от придворных интриг, в тайные союзы и заговоры не вступал.

К тому же не мог похвастать князь ни отменным здоровьем — до конца дней своих страдал он «черным недугом», — ни особой княжеской статью. Был худощав, ростом невелик. В действиях нетороплив, в речах немногословен, в обращении с людьми прост и доступен. Лишь высокое, с отброшенным назад волосом чело, если судить по дошедшему до нас прижизненному изображению, да проницательный взгляд больших открытых миру глаз выдавали в нем недюжинный природный ум и некую нескончаемую внутреннюю работу.

Но исполнял ратный долг Дмитрий Михайлович не за страх, а за совесть. Служил смолоду. С 1606 года его жизнь неразрывно связана с борьбой против польских интервентов. Назначенный воеводой в Зарайск, подавил здесь мятеж сторонников очередного Лжедмитрия. В 1611 году примкнул к ополченцам Григория Ляпунова. Из уст в уста передавались слова, сказанные князем при отходе из охваченной огнем, занятой поляками столицы: «Лучше бы мне умереть, чем видеть такое горе!». Не ушел бы Пожарский из Москвы, если бы не тяжелые ранения в голову и ногу.

«Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели, — писал православный философ И.А.Ильин. — Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии». «Истинное христолюбие» отличало Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского — плоть от плоти сыновей русского народа. Великою любовью к родному Отечеству, но к Отечеству православному, а следовательно, прежде всего Верой проникнуты каждая их мысль, любое чувство, всякий побудительный мотив и поступок. Здесь и нужно искать истоки народного ополчения, освободившего Москву от захватчиков-иноверцев. При этом показали себя мудрыми, толковыми политиками, дипломатами.

Многотруден был путь воеводы и верного его от народа помощника к стенам Московского кремля. Все было на этом пути. Проявлять приходилось не только решимость, но и несказанное долготерпение, здравую рассудочность, чисто русскую хладнокровную смекалку. Когда с севера, заняв Новгород и другие города, грозили нападением шведы, начали они переписку на предмет якобы воцарения на Руси шведского королевича и тем самым нейтрализовали возможного противника, исключив войну на два фронта.

В сражении с гетманом Ходкевичем у Московского кремля отступать было некуда: впереди польские тысячные отряды, позади — крепостные стены и пушки засевшего в Кремле вражьего гарнизона. Три дня шло кровавое сражение, а исход был все еще не ясен. Вечером третьего дня, когда стихли бои, а изнуренные войска с обеих сторон расположились на отдых, Минин, испросив разрешения Пожарского, собрал добровольцев. Около четырехсот ратников под покровом ночи вброд преодолели Москву-реку, ударили по флангу противника. В стане врага началась паника. На подмогу Минину устремились москвичи и другие ополченческие отряды. Ходкевич, неся колоссальные потери, отступил, а затем с остатками войска и вовсе покинул Россию. Один дерзкий бросок решил исход всего противостояния.

После победы ополчения предлагали Пожарскому московский престол, но отказался князь. Не мог, поскольку был «из славного, из богатого дому Романова» Михаил сын Федорович. Свою миссию К.Минин и Д.Пожарский выполнили. Не ради денег и почестей и уж тем паче престола московского.

В июне 1613 года, жалуя Минина «думным дворянином», царь «велел ему быти всегда в Москве при нем, государе, безотступно и заседать в палате». Пожаловал также село Богородское с деревнями и дом казны на Соборной площади Нижегородского кремля. Несколько раз с участием Кузьмы Минина были проведены в государстве «пятинные сборы» для обнищавшей российской казны. Выполнял и другие важные поручения государя.

В начале февраля 1616 года вместе с боярином Ромодановским прибыл Минин в Казань, где «черемиса заворовала». Завершив расследование, двинулись обратно. Видимо, в дороге сильно занедужил Кузьма. Современник-хронограф пишет: «А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало». Предположительную дату кончины героя, 21 мая по новому стилю, отмечала вся Россия вплоть до 1916 года как День памяти гражданина Минина.

Дмитрий Михайлович Пожарский получил звание думного боярина. До последних дней своих верой и правдой служил Царю и Отечеству.

Изгонял остатки интервентов с Русской земли. Вел дипломатические переговоры. Собирал налоги в казну. Воеводствовал в Новгороде. Руководил Ямским, Разбойным, Поместным, Судным приказами. Что бы ему ни поручалось, какой бы важности дело ни было, справлялся блестяще.

Содержал покалеченных в боях однополчан, семьи погибших. Строил храмы в селах Вершилово, Пурех, Медведково, наконец, Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве, в советское время разрушенный и не так давно восстановленный, — главный в России, посвященный памяти героев ополчения 1611-1612 годов.

Помещиком был добросердным, милостивым. У издателя «Русского архива» П.И.Бартенева обнаружена запись рассказа старожила села Пурех, который в свою очередь ссылался на рассказы своих предков о князе Пожарском: «Крестьян же своих любил, как отец детей, за то и православные не могли нахвалиться им. Бывало, пойдет с Псалтырью в руке ко всем мужичкам, расспрашивает о житье-бытье их, читает им Псалтырь, а у кого увидит много хлеба и скота — порадуется избыку хозяина, похвалит за досужество…».

Умер Дмитрий Михайлович Пожарский 20 апреля 1642 года.

Лучшие умы России давали высочайшую оценку героям народного ополчения 1612 года. Так, в 1764 году Михайло Ломоносов подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было посвящено семь, из них три — Минину и Пожарскому.

В дореволюционные времена им посвящались исторические и художественные произведения, поэмы и гимны, живописные полотна. Морские просторы бороздили военные корабли с именами героев.

Не где-нибудь, а на Красной площади с 1818 года возвышается памятник Минину и Пожарскому, выполненный скульптором И.Ф.Мартосом. Минуя его, в снежный промозглый ноябрьский день уходили на защиту Москвы от фашистской нечисти ополченцы сурового 1941 года. Напутствием им были слова Верховного главнокомандующего: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».

В год 300-летия династии Романовых император Николай II лично заложил в Нижнем Новгороде памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. В том же 1913 году Русской православной церковью был канонизирован один из деятельных участников освободительного движения Смутного времени, духовный его вдохновитель Патриарх Гермоген.

После Октябрьского переворота 1917 года герои ополчения впали в немилость. Минин — торговец, буржуй, Пожарский — вообще князь. Привели к власти Романовых. Душители, значит, свободы! Памятник героям на Красной площади спеленали в кумач, по кумачу начертали: «Утро свободы сияет светлым днем!». Снести, однако, не решились. Лишь передвинули с центра площади ближе к собору Василия Блаженного.

В 1929 году был разрушен Спасо-Преображенский собор Нижегородского кремля, вскрыта гробница, где покоились останки Минина. Несколько десятилетий они в коробке «навалом» хранились в местном краеведческом музее, пока случайно не «обнаружились» и в 1962 году не были перезахоронены в Михаило-Архангельском соборе. На каменной плите высечено: «Кузьма Минин. Скончался в 1616 г.».

Над могилой Дмитрия Пожарского в суздальском Свято-Ефимиевом монастыре большевики также надругались: часовня была разрушена, надгробные гранитные плиты пошли, как гласит легенда, на выделку станции московского метрополитена. Захоронение народного героя было вновь обретено летом 2008 года в результате археологических раскопок, восстановлен и памятник-часовня.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника – Дня народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.

В пояснительной записке к закону отмечено: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Праздник «День народного единства» — возвращение к доброй традиции Российской Империи.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА:

03 июня 1611 г. После двадцатимесячной осады под натиском поляков, возглавляемых Сигизмундом, пал Смоленск.

16 июня 1611 г. Шведы под командой генерала Делагари штурмом взяли Новгород. Сдались Тихвин и Ладога. Долго держался Орешек, но и тот пал.

Октябрь 1611 — март 1612 г. В Нижнем Новгороде формируется общерусское ополчение.

Начало марта 1612 г. Народное Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль.

Конец марта — июль 1612 г. В Ярославле продолжается подготовка к освобождению земли Русской от оккупантов.

27 июля 1612 г. Народное Ополчение выступило из Ярославля на Москву.

20 августа 1612 г. Народное Ополчение вступило в Москву.

22-24 августа 1612 г. Народное Ополчение разгромило армию гетмана Ходкевича.

22 октября 1612 г. Народное Ополчение штурмом освободило Китай-город.

Ноябрь 1612 г. Совет всей земли во главе с Д.Пожарским, К.Мининым и Д.Трубецким выступает с инициативой созыва Земского собора для выбора нового правителя.

21 февраля 1613 г. Земский собор избирает царем молодого Михаила Федоровича Романова…

По материалам Сергея Скатова

Неурожаи и голод, поразившие страну в 1601—1603 годах, вызвали массовое разорение крестьян и привели к усилению их крепостной зависимости. Именно при Борисе Годунове произошло окончательное закабаление крестьянства, а как результат — участились крестьянские восстания и голодные бунты. В народе росла вера в возможность появления истинного «доброго царя». Не желая того, центральная власть создала все условия для появления самозванцев.

В 1604 году польская шляхта, стремясь вернуть отвоеванные Россией исконно русские земли, а, если получится, и ликвидировать ее государственную самостоятельность, сделала ставку на авантюриста Григория Отрепьева (Лжедмитрия I). Начался период напряженной борьбы русского народа с внешними врагами.

Лжедмитрий I с трехтысячным отрядом польско-литовских шляхтичей и несколькими сотнями запорожских казаков в октябре 1604 года вступил в пределы России. Поддержанный частью народа и изменниками воеводами он без боя занял несколько городов, но в январе 1605 года около Севска, под деревней Добрыничи самозванец потерпел серьезное поражение от царского войска.

Вступивший на престол после смерти Годунова его сын Федор не смог воспользоваться благоприятной ситуацией и организовать отпор самозванцу. А обострившаяся борьба среди боярства и предательство в армии помогли Лжедмитрию 20 июня вступить в Москву.

Несмотря на широкую поддержку поляков, на российском престоле самозванец продержался меньше года. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, и Лжедмитрий был убит. Царем бояре провозгласили отдаленного потомка Рюриковичей Василия Шуйского. Но смута на этом не прекратилась, осенью 1607 года на территории России появился новый ставленник Речи Посполитой — Лжедмитрий II. Ядро его армии составлял 20-тысячный польско-литовский отряд. Поддержали нового самозванца и отдельные отряды донских и запорожских казаков.

Неудачи Лжедмитрия II, прозванного в народе «Тушинским вором», который не смог взять Москву, терпел поражения от царских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского и ополчения, вынудили поляков перестать оказывать ему помощь. Самозванец бежал в Калугу и был там убит.

Осенью 1609 года началась открытая польско-литовская интервенция. Армия короля Сигизмунда III в составе 12,5 тысяч человек перешла русскую границу и осадила Смоленск. Город-крепость почти два года сковывал большие силы интервентов, его героическая оборона способствовала росту национально-освободительной борьбы в стране.

Так и не сумев взять Смоленск, Сигизмунд двинул войска на Москву. У села Клушино интервенты разбили царское войско под предводительством брата царя князя Д. Шуйского и уже не встречали серьезного сопротивления. В столице начались волнения. В результате боярского заговора 17 июня царь Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть перешла к Временному боярскому правительству из семи представителей крупной знати, которое народ метко окрестил «Семибоярщиной».

Боярское правительство заключило договор с поляками и признало польского королевича Владислава IV русским царем. В конце сентября в столицу вступили польские войска. Страна оказалась на гране утраты национальной самостоятельности. «Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части; чуть ли не каждый город действовал особняком. Государство преображалось в какую-то бесформенную мятущуюся федерацию,» — писал об этом периоде историк Ключевский.

Бесчинства интервентов вызвали волнения и восстания в стране, в разных городах начали формироваться отряды ополчения. Борьба за независимость приняла общенародный характер. 19 марта 1611 года восстание началось и в Москве. По всему городу шли ожесточенные уличные бои. Восставших поддержали отряды народного ополчения, одним из которых, действовавшим в районе улиц Сретенки и Никольской, руководил князь Дмитрий Пожарский. К этому времени князь уже был опытным военачальником: четыре года оборонял южные рубежи страны от крымских татар, успешно воевал с войсками Лжедмитрия II, разбив у села Высоцкое отряд Лисовского, а у реки Пехорки атамана Салкова, освободил города Пронск и Зарайск.

Отряды восставших горожан и ополченцев освободили почти всю Москву, оттеснив поляков в Китай-город и Кремль. Стремясь подавить восстание, поляки и поддерживающие их бояре подожгли город. Перед огнем восставшие отступили, а обострившиеся разногласия в народном ополчении привели к его распаду. Тяжело раненого Пожарского вывезли из столицы в Троице-Сергиев монастырь, где его лечили монахи, а затем в его вотчину — село Мугреево.

Страна переживала тяжелейшее время. Москва находилась под властью поляков, шведы захватывали северо-западные русские земли, крымские татары грабили южные окраины государства. В июне 1611 года пал Смоленск, почти два года героически оборонявшийся под руководством воеводы Шеина. Бояре Великого Новгорода, захваченного шведами, призвали на царство сына короля Карла IX. Народ не хотел мириться с оккупацией, ширилась освободительная борьба, но для победы над интервентами необходимо было объединить разрозненные силы под единым руководством.

Центром народно-освободительной борьбы стал Нижний Новгород — один из крупнейших русских городов того времени. Возглавили борьбу с интервентами нижегородский посадский человек Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Кузьма Минин «имяши торговлю мясную, но тем и люб народу, что свой, не из господ. Справедлив, честен, умен, за что и выбран земским старостой». Осенью 1611 года он бросил клич о необходимости создания нового ополчения и сборе для этого средств. Минин сам показал пример согражданам, пожертвовав на спасение Отечества все наличные средства и украшения жены. Его призыв активно поддержали нижегородцы, а затем и жители многих русских городов. Так «выборный человек» Минин стал организатором и душой ополчения, распорядителем средств, собираемых на его содержание.

После долгих споров нижегородцы решили пригласить воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского, ибо он «честный муж, кому заобычно ратное дело… и который во измене не явился». Пожарский не сразу согласился с почетным и столь неожиданным для него предложением и выставил условие, что всеми финансовыми и хозяйственными делами будет, как и прежде, ведать Кузьма Минин. Впервые князь, потомок Рюрика, и купец, земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку готовить ополчение к битве с врагом.

Прдолжение статьи

Теги: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Русь, Россия, история, Смутное время

На портале «Узнай Москву» появился новый маршрут, посвященный Смутному времени. Его разработали специально ко Дню народного единства, который ежегодно отмечается в России 4 ноября.

«День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов и положило конец Смутному времени. Прогулявшись по новому маршруту на портале «Узнай Москву”, горожане и туристы узнают, где проходило историческое сражение с поляками, история каких зданий тесно связана с временами Смуты и какая святыня помогла освободить от польских захватчиков Кремль», — рассказал Эдуард Лысенко, Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента информационных технологий.

Для того чтобы найти описание маршрута, на портале «Узнай Москву» нужно выбрать вкладку «Маршруты», а затем из списка — прогулку «Москва в Смутное время».

Маршрут протяженностью шесть километров включает в себя девять пунктов. Все они обозначены на интерактивной карте. Нажав на одну из девяти точек, можно найти информацию о том или ином месте, связанном со Смутным временем. Познавательная прогулка займет чуть более часа.

Она начинается от дома Орлова-Денисова на Большой Лубянке. В разное время им владели Долгорукие, Нарышкины, Голицыны, Хованские и Волконские. Во времена царствования Анны Иоанновны здесь размещался Монетный двор, а в годы правления Елизаветы Петровны — Камер-коллегия, заведующая казенными сборами. В начале XVII века на этом месте находились каменные палаты князя Дмитрия Пожарского. Именно возле них в 1611 году произошло сражение отряда русского ополчения с польскими интервентами, захватившими Москву.

Следующая точка маршрута — церковь Казанской Иконы Божией Матери на Никольской улице. Она стоит на месте исторического сражения с поляками, которое состоялось 1 ноября (22 октября) 1612 года. Именно тогда второе ополчение сумело захватить Китай-город, а спустя несколько дней, 5 ноября (27 октября), освободило от захватчиков Кремль. Ополченцы привезли с собой в Москву чудотворный образ Казанской иконы Божией матери, в честь которого впоследствии Дмитрий Пожарский и построил храм. В 1632 году деревянный храм сгорел, а на его месте построили новый, каменный. Позднее облик церкви претерпел большие изменения, а в советские годы ее снесли. В начале 1990-х годов собор был восстановлен по сохранившимся материалам.

А на улице Ильинке расположена церковь Пророка Ильи на Новгородском подворье. Именно с набата Ильинского колокола началось восстание против Лжедмитрия I в 1606 году.

От Ильинки маршрут ведет на Красную площадь, где у стен Кремля стоит памятник Минину и Пожарскому. С предложением увековечить память лидеров второго ополчения в начале XIX века выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Монумент выполнен по проекту скульптора Ивана Мартоса.

В стенах самого Московского Кремля произошли многие события Смуты. Здесь в 1605 году перед народом предстал Лжедмитрий I, здесь же он построил себе роскошный дворец на польский манер. В 1606 году самозванец был убит во время народного бунта. Кроме того, за стенами Кремля прятались польские отряды полковников Струся и Будилы, пока их не изгнали оттуда ополченцы в 1612 году.

От Кремля через Боровицкую площадь можно пройти на улицу Волхонку— в годы Смуты она называлась Чертольской. Русским войскам удалось занять ее в марте 1611 года. С двух сторон их защищали стены Белого города, но поляки вышли из Кремля через Тайницкие ворота по мартовскому льду Москвы-реки и вошли в Белый город через незапертые Чертольские ворота— ныне Пречистенские. Интервенты атаковали русское войско и сразили его. Как раз на месте этого боя стоит храм Христа Спасителя. Правда, построен он в честь других событий — в память о победе над Наполеоном и изгнании французской армии из России.

Завершается маршрут в 2-м Обыденском переулке. Там находится церковь Илии Пророка Обыденного. 3 сентября (24 августа) 1612 года, в день одного из решающих сражений ополченцев с польскими интервентами, келарь (монах, заведующий монастырским хозяйством) Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками. На нем присутствовал Дмитрий Пожарский. Неподалеку от храма располагался штаб второго ополчения, который в итоге отразил натиск гетмана Хоткевича.

Еще несколько мест, связанных с событиями Смутного времени, пользователи портала «Узнай Москву» могут посетить уже вне маршрута. Это Крутицкое подворье, где ополченцы останавливались на подступах к Москве, и храм Святого Климента. Там в 1612 году развернулось сражение между казаками и отрядом гетмана Ходкевича.

А находясь недалеко от станции метро «Добрынинская», можно вспомнить о том, что 400 лет назад здесь проходила граница Москвы с Земляным валом и деревянной крепостью. Через Серпуховские ворота в 1605 году в город торжественно въехал Лжедмитрий I.

«Узнай Москву» — совместный проект департаментов образования и науки, культурного наследия, культуры и информационных технологий города. Интерактивные гиды по достопримечательностям столицы содержат описания 1,8 тысячи зданий и сооружений, 643 памятников, 318 музеев, 192 территорий, сведения о 207 исторических личностях и 98 тематических прогулочных маршрутах.

Все объекты можно посмотреть как на портале «Узнай Москву», так и в мобильном приложении, которое доступно в App Store и Google Play.

День народного единства — государственный праздник. Он отмечается 4 ноября начиная с 2005 года. Праздник учрежден в честь победы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского над войсками Речи Посполитой.

В честь Дня народного единства в Москве традиционно организуют разнообразные мероприятия. С 2 по 4 ноября в Москве в третий раз пройдет фестиваль «День народного единства». В этом году праздничная программа развернется на девяти ярмарочных площадках и 21 площадке в городских парках.

Москвичи и туристы смогут узнать о культуре и традициях народов всех восьми федеральных округов России. Гостей ждут выступления творческих коллективов, старинные игры, ремесленные и кулинарные мастер-классы и другие развлечения. Кроме того, на фестивале можно будет приобрести изделия народных промыслов и попробовать угощения из разных регионов.

А с 28 октября по 4 ноября в рамках фестиваля «День народного единства» для москвичей и туристов проходит 30 бесплатных познавательных экскурсий. Экскурсоводы проекта «Гуляем по Москве» приглашают пройти по центральным московским улочками и переулкам, побывать в усадьбе Останкино, саду «Эрмитаж» и Лефортовском парке, познакомиться с Москвой Гиляровского, Цветаевой, Ахматовой, Есенина, Станиславского и Шаляпина, а также послушать множество увлекательных историй о нашем городе и его знаменитых жителях. Чтобы принять участие в экскурсиях, достаточно зарегистрироваться на сайте проекта «Гуляем по Москве». Продолжительность каждой экскурсии — от двух до двух с половиной часов.

В День народного единства парковки в столице будут бесплатными. 4 ноября можно будет оставить машину на любой улице Москвы, включенной в зону городского парковочного пространства. Платными останутся лишь плоскостные парковки со шлагбаумами — они будут работать в обычном режиме по действующим тарифам.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *