Помазанник божий

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияФилософиявопросы

1-15 316-330 331-345 346-360 361-375 376-390 556-565
346. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека:
• Провиденциализм
347. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для:
• Фомы Аквинского
348. Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»:
• Апокрифы
349. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:
• Предпринимательскую деятельность
350. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
• теология
351. Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий:
• Мессия
352. Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» — это:
• Аврелий Августин
353. Сторонники номинализма – направления средневековой теологической философии – считали, что реально существовали:
• Единичные понятия
354. Схоластика – это:
• тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
355. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
• схоластике
356. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
• Бога
357. Учение о спасении души:
• Сотериология
358. Философ средневековья, утверждавший независимость души и тела:
• Аврелий Августин
359. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
• богословию
360. Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии выдвигает:
• 5 собственных доказательств бытия Бога

Крестьянские бунты, восстания и войны потрясали Россию на протяжении более чем трех столетий. Крестьяне боролись против своего невыносимого, бедственного положения и часто жестоко, беспощадно расправлялись с притеснителями. Казлось бы, борьба крестьян за освобождение могла не быть направлена против самого государственного устройства, которое закрепляло их рабское положение, а значит, и против самодержавного монарха. Однако крестьянское сознание не поднималось до такого обобщения, никогда не объединяло помещика и царя в общего врага. Крестьяне стремились освободиться только от своего властителя. А в царе всегда видели заступника, от которого можно ждать помощи и заботы. Если же их нет, то означает лишь одно — государь не знает о бедах «детей» своих, злые бояре скрывают от него правду.

Царскую власть крестьяне понимали как данную Богом. Даже само слово ”царь”, полагали они, создано Богом. Ведь и в церковных текстах Бог часто именуется царем: «Царь Небесный», «Царь Нетленный». Один — на небе, другой — на земле. Уже само миропомазание во время церемонии поставления на царство уподобняло царя Христу (греч. «христос» — буквально «помазанник»), а потому и царя могли называть «христом».

Образ жизни монарха должен был соответсвовать «царскому чину»: православным канонам и национальным традициям. В противном случае его считаи «ложным царем». Так было с Петром I. Уже в начале его правления появились слухи о том, что бояре подменили настоящего царя на «немчина», потому он печется исключительно о немцах. Равнодушие государя к религии, несоблюдение им церковных постов, пренебрежение к «старой вере» называли в народе «чудесами Антихраиста». Нововведения Петра — бритье бород, европейское платье — убеждали в том, что Антихрист уже воцарился и настали «последние времена».

Народ к тому же «окрестьянивал» монарха, приписывал ему ход собственных мыслей. Так, волнения нередко возникали непосредственно после того, как крестьяне подавали жалобу царю на притеснения со стороны помещика. Они рассуждали примерно так: государь обязательно на их стороне; как только он узнает об обидах, чинимым им помещиком, сразу же накажет угнетателя. А значит, неповиновение помещику законно, приятно царю. Если в такой ситуации власти вводили войска, народ воспринимал это как нарушение царской воли и брался за оружие. Волнения перерастали в бунт.

(Из книги Энциклопедия для детей. Истоpия России от дворцовых пеерворотов до эпохи великих реформ. )

«Твои слова о совершенном мною на самом деле не имеют значения. Бог призвал меня на это место, и ты не устоишь у Него на пути.”

Согласно сказанному моим другом, именно эти слова употребил лидер общины, отвечая члену общины, попытавшемуся бросить ему вызов в вопросе, глубоко его заботившем – в вопросе греха.

Это напомнило мне кое-что, произошедшее со мной, когда я учился в библейской школе. Я посещал церковь на Лонг Айленде, которую вел один горячий проповедник. Всем нравились его пламенные учения. Он был по-настоящему помазан. Однако, я забеспокоился, когда однажды во время собрания он ударил служителя группы порядка. Этот ашер возложил руку на человека, а жена пастора убрала его руку, поскольку он ашер, а не молитвенник. Ашер сердито отреагировал на этот поступок жены пастора, и потом их с пастором пришлось физически удерживать и разводить в разные стороны.

Я перестал посещать эту общину. Спустя пару недель, один из моих друзей по колледжу пришел с некоторыми новостями о последнем послании Пастора Фила (имя изменено). «Рон, тебе нужно это услышать!”

Я вставил кассету в мой Walkman (да, дело было в 1986 году!) и услышал, как Пастор Фил кричит на людей и ругает их на чём свет стоит. Я ощущал не помазание, но человеческий гнев.

Пару недель спустя я узнал, что Пастор Фил пророчествовал одной молодой женщине в церкви, сразу же по возвращении с 4-дневного молитвенного ретрита. Оказалось, правда, что эта юная леди была с ним на этом ретрите. Кто-то увидел их возвращающимися вместе, и Пастору Филу предъявили обвинение в прелюбодейной связи.

«Он всё так же помазан!”

Когда старейшины сели за стол для обсуждения этой ситуации с Филом и его женой, первые слова его жены были, «Он продолжает быть помазанным.”

Большинство женщин ударили бы его, закричали бы на него, назвали бы его лжецом – да, даже верующих женщин. Но её более всего заботил авторитет мужа в общине – чтобы он, не дай Бог, не был утрачен. Она, будучи женой старшего пастора, имела высокую степень свободы и ей нравилось такое положение дел.

В её понимании, Фил был помазан Богом, даже если это помазание не помогло ему справиться с молнией в штанах! Это как если бы она говорила, «Давид совершил прелюбодеяние и продолжал оставаться царем. Кто такие эти старейшины, чтобы лишать нас власти? Мы – помазанники Господни!”

Теория о том, что лидеры могут быть смещены только Богом, происходит из 1 Царств 26:9-10, где Давид предостерегает своего друга Авессу, говоря ему не убивать царя Саула:

«Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня;” (1Цар.26:9,10)

Опасное учение

Из этого отрывка некоторые лидеры вывели очень опасное учение, касающееся старшего лидера и вопроса подотчетности. Согласно этому учению, старший лидер понимается как находящийся на позиции подобной древним царям Израиля. Он – «помазанник Божий”; таким образом, он не может быть смещен человеческой волей – что бы он ни делал. Он находится вне общинной дисциплины. Хотя у него и может совет старейшин, они – всего лишь советники, а все решения принимает он. В его сфере, он – последняя инстанция и наивысший авторитет (другими словами, я бы сказал, диктатор).

Если он оскорбляет людей и плохо с ними обращается, или если им не нравятся его решения, у них есть два варианта. Они могут либо подчиниться его лидерству и доверить всё происходящее Богу, либо вынуждены тихо покинуть общину. В любом случае, они не должны, уходя, поднимать волны возмущения и протестовать. Поступающие же иначе объявляются бунтарями и часто становятся объектами злонамеренных слухов и сплетен.

В таких кругах, авторитет старшего лидера преподается в абсолютных категориях. Нам говорят, «Не прикасайтесь к помазанникам Господним.” Я считаю, что это деструктивное и дьявольское учение, и людям стоит отмежеваться от тех, кто его преподает.

Во-первых, это нисколько не было учением в Ветхом Завете. В исходном тексте, именно Давид не желает брать ситуацию в свою руки и делать себя царем. В Ветхом Завете есть множество примеров обличения царей:

  • Нафан обличал Давида
  • Самуил обличал Саула
  • Илия обличал Ахава
  • кстати, и Давид публично обличал Саула, после того как тот пощадил его. Давид даже сказал, «Да рассудит Господь между мною и тобою.” (1 Цар.24:13)

Ясности ради нужно отметить, что мы должны почитать и уважать тех, кто взял на себя иго лидерства, но лидеры должны придерживаться даже более высоких стандартов, чем члены их общин:

«Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению” (Иак.3:1)

И если вы обнаруживаете себя в ситуации, когда вам нужно исправить лидера, делайте это с любящим, смиренным сердцем.

Лидер – не царь

В Новом Завете не цари вели общины. Да, я знаю, что во многих кругах с пастором и его женой обращаются как с членами королевской семьи. Некоторые даже называют жену пастора первая леди.

Как раз этим утром, один мой друг-пастор рассказал мне о молодом старейшине, сказавшем: «Теперь, поскольку я старейшина, люди будут уважать меня.”

Мой друг же обратил его внимание на нечто совершенно противоположное: «Теперь, поскольку ты старейшина, тебе нужно отказаться от своих прав, чтобы служить людям.”

На иврите, слово служитель (мешарет) – это то же самое слово, что и слуга. Лидер призван служить, а не быть коронованным. Иешуа сказал, «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою” (Марка 9:35).

Новозаветные общины должны вестись командой старейшин под управлением старшего лидера, подотчетного этой команде. Титу и Тимофею, старшим лидерам, было рекомендовано назначать старейшин (в синодальном переводе – пресвитеров – прим.пер.) (Титу 1:5; 1 Тим. 3:1-13). И старейшины руководили общиной:

«Руководители церкви, хорошо ведущие работу, заслуживают двойной чести, особенно те, кто проповедует или учит. (1Тим.5:17, современный перевод)

Помазанники Господни

Саул не объявлял себя помазанником Господним. Он не говорил людям, «Вы не можете поднимать на меня руку, поскольку я Божий помазанник.” На самом деле, когда Давид отказался убивать его, отрезав край его одежды, Саул не упрекнул его, но покаялся перед Давидом.

В большинстве случаев сегодня, именно старший пастор объявляет себя помазанником Божьим, то есть неприкосновенным для людей. В случае же с Давидом и Саулом, именно враг Саула, Давид, объявил Саула Божьим помазанником. Опасно человеку называть себя помазанником Господа.

В библейской школе у меня была возможность познакомиться с великим учителем Библии, Дэвидом Поусоном. Во время одной из его лекций (он преподавал целую неделю), я был глубоко затронут. Я чувствовал себя так, словно услышал пророка. Я подошел к мистеру Поусону и спросил, «Скажите, вы пророк?” Он ответил мудро, со своим британским акцентом, «Это не мне отвечать на этот вопрос, а тебе.”

Я был потрясен. Он был прав. Вы не становитесь пророком или Божьим помазанником, потому что объявили об этом на своей странице в Фейсбуке или написали на визитке. Вы не можете сами объявить себя апостолом. Нет, другие люди утверждают дар Божий в вашей жизни.

Так давайте же покончим с этим оскорбительным учением. Оно коренится в гордости и ведет к злоупотреблениям. Да поднимет Господь сильных лидеров, достаточно уверенных, чтобы быть подотчетными их старейшинам. Если вы обнаруживаете себя в ситуации, когда старший лидер отказывается быть подотчетным, поскольку он «помазанник Божий”, мой вам совет – бегите! Найдите общину, в которой имеются ясные моральные стандарты для её лидеров.

Автор – Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод – Алекс Фишман для ieshua.org

Последнее: 25.09 (Украина). Спасибо!

Спрашивает: Светлана

Вопрос (сокращен): Объясните, пожалуйста, что такое помазанник Божий и имеет ли такой статус пастор в общине?

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

Помазанником Божьим или Машиахом в ТаНаХе является человек, на которого возлит специальный елей помазания. Таковыми в Израиле являлись цари и первосвященники. Примером помазания царя может служить история помазания Саула и Давида Самуилом (1-я Царств 9, 10 главы) примером помазания священника являются тексты:

«это имена сынов Аарона, священников, помазанных, которых он посвятил, чтобы священнодействовать» (Чис.3:3).

«Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс.132:2).

Мы как христиане понимаем, что как царь Давид, так и первосвященник Израильского храма являются непосредственными прообразами Иисуса, помазанника Божьего (Пс. 44:8) – помазал тебя Боже елеем Бог твой.

А теперь рассмотрим, что такое пастырь. Слово «пастырь» — латинское слово, которое является переводом греческого слова «пресвитер» встречающегося более 60 раз в Новом завете. Этимологически это греческое слово буквально означает «над овцами» — тот, кто над овцами. Прес – над, бютерос – овца.

На основании книги Деяний Апостолов и послания Иакова, мы видим, что пресвитеры являлись духовными лидерами общин, но не выполняли никакой ритуальной священнической функции. Библия также не наделяет пресвитера царскими полномочиями. Также пресвитеров рукополагали, а не помазывали. Со времен Торы рукоположение символизирует передачу полномочий. Моисей возложил свою руку на Иисуса Навина, но не помазывал его. Весь народ возложил руки на левитов, делегировав им обязанности, приписываемые ранее первенцев Израилевым, но Левиты тоже не были помазаны.

Точно так же рукоположение пресвитеров и пастырей символизирует тот факт, что община делегирует им полномочия быть духовными лидерами. В отличие от левитов, пресвитер или пастор не выполняет никакого прообразного ритуального служения. Поэтому с библейской точки зрения пресвитер/пастор помазанником Божьим не является. Пресвитерское служение является выборным, им наделяются те, в ком община видит соответствующий дар лидерства. Тем не менее, Павел говорит о том, что пресвитеру нужно оказывать сугубую честь и по другому быть не может. Несмотря на то, что пастор не наделен какими-то сверхъестественными силами, он является, прежде всего, лицом общины в обществе. Оказывая уважение пастырю, община, уважает свой выбор, который они сделали, помолившись Богу. И поэтому если члены общины относятся неуважительно к своим пастырям и пресвитерам, то они, прежде всего, неуважительно относятся к собственному молитвенному выбору. Однако же пресвитер и пастырь не наделены сверхъестественными силами и как и любые люди они могут совершать ошибки и даже падения. В отличие от пророка или первосвященника или царя церковь может отстранить от должности своего духовного лидера, не справляющегося со своим поручением. Однако же это следует делать с осторожностью, помня о том, что он является лицом церкви, а потому необходимо следовать рекомендациям «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1Тим.5:19).

В этом коренное отличие пастыря/пресвитера от помазанника Божьего. Будучи помазанником Божьим, Саул совершал грехи. Но никто ни коим образом не пытался самостоятельно сместить его, доверяя это Богу, потому что Саул был помазан Самуилом по прямому указанию свыше. Таким образом, он и должен был быть смещен по такому же указанию свыше. Пастырь же выбирается и рукополагается церковью, а потому в случае, когда он не справляется со своими обязанностями, церковь имеет право отстранить его от служения.

Метки: Помазанник, помазание.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *