Поместный собор 1988

Священный синод Русской православной церкви

Запрос «Священный Синод» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Свяще́нный сино́д Ру́сской правосла́вной це́ркви — согласно действующему уставу РПЦ, «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами».

В синодальный период Святейший правительствующий синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи.

Статус

Глава пятая Устава Русской православной церкви (в редакции 2013 года) гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишинёвский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.— Глава V. Священный Синод, пп. 1—5. Дата обращения 17 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.

Персональный состав Священного Синода в настоящее время

Председатель

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Постоянные члены

по кафедре

(Список представлен в порядке значимости кафедр или должности)

  1. Онуфрий (Березовский), митрополит Киевский и всея Украины (с 2014 г.)
  2. Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1972 г.)
  3. Владимир (Кантарян), митрополит Кишинёвский и всея Молдавии (с 2000 г.)
  4. Александр (Могилёв), митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан (с 2011 г.)
  5. Викентий (Морарь), митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа (с 2011 г.)
  6. Варсонофий (Судаков), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (с 2009 г.)
  7. Павел (Пономарёв), митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси (с 2014 г.)

по должности

  1. Дионисий (Порубай), епископ Воскресенский, управляющий делами Московской патриархии и секретарь синода (с 2019 г.)
  2. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей (с 2009 г.)

Временные члены

Участники зимней сессии (август 2019 года — февраль 2020):

  1. Григорий (Петров), митрополит Челябинский и Миасский;
  2. Димитрий (Елисеев), митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский;
  3. Игнатий (Пунин), епископ Выборгский и Приозерский;
  4. Корнилий (Синяев), митрополит Архангельский и Холмогорский;
  5. Матфей (Андреев), епископ Сурожский.

Учреждения и комиссии

Основная статья: Список синодальных учреждений Русской православной церкви

Священному синоду подотчётны следующие синодальные учреждения:

  • управление делами, действующее в составе Московской патриархии на правах синодального учреждения;
  • отдел внешних церковных связей;
  • издательский совет;
  • учебный комитет;
  • финансово-хозяйственное управление;
  • отдел религиозного образования и катехизации;
  • отдел по церковной благотворительности и социальному служению;
  • миссионерский отдел;
  • отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами;
  • отдел по делам молодёжи;
  • отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • информационный отдел;
  • отдел по тюремному служению;
  • комитет по взаимодействию с казачеством;
  • отдел по монастырям и монашеству;
  • Патриарший совет по культуре.

При Синоде существуют также синодальные комиссии:

  • синодальная библейско-богословская комиссия;
  • синодальная комиссия по канонизации святых;
  • синодальная богослужебная комиссия.

В ведении Синода находится синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

История

Святейший синод со времени учреждения в 1721 году располагался в Санкт-Петербурге: первоначально на Городском острове, затем в здании Двенадцати коллегий. С 1835 года помещался в трёхэтажном здании на Сенатской площади. В Москве имелась Синодальная контора, и при особых обстоятельствах (например, на время коронации монарха) синодальные заседания могли быть перенесены в Москву.

В августе 1917 года, перед открытием Поместного собора, Святейший синод переехал в Москву и остался там на постоянное пребывание. Согласно соборному определению от 7 декабря 1917 года, «Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год». Епархиальный архиерей мог быть вызван в Синод не ранее, чем через два года после начала управления епархией. Епархии были разделены на пять групп по географическому принципу, внутри групп епархии располагались в алфавитном порядке (в каком и вызывали архиереев), срок полномочий временных членов Синода был с 1 января по 31 декабря календарного года.

С 1918 года Священный синод работал на Троицком подворье на Самотёке — резиденции патриарха Тихона.

1 июня 1921 году прежний состав Синода в связи с истечением 3-летнего межсоборного срока утратил свои полномочия. Был определён новый состав в количестве пяти человек по избранию Патриарха. При этом полномочия членов Синода исходили уже не от Поместного собора, а лично от патриарха Тихона.

После ареста Патриарха в 1922 году Русская православная церковь на пять лет оказалась на «нелегальном положении». Её частичной «легализации» удалось достичь заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию, который организовал «при себе, с разрешения власти» Временный патриарший Священный синод. В мае 1935 года он был официально распущен («самоликвидировался»). При этом митрополит Сергий, сохранивший личную «легализацию» и право иметь канцелярию, переименовал управляющего делами Временного патриаршего Священного синода в «управляющего делами Московской патриархии».

Члены Священного синода, избранные на Архиерейском соборе 1943 года: митрополит Алексий, митрополит Сергий, митрополит Николай; стоят: архиепископ Алексий (Палицын), архиепископ Сергий (Гришин), архиепископ Иоанн (Соколов), протоиерей Николай Колчицкий

Постоянный Священный синод был сформирован на Архиерейском соборе 1943 года и стал заседать в здании в Чистом переулке, дом 5, «дарованном» Иосифом Сталиным Московской патриархии, или в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры, после их передачи Патриархии в конце 1940-х годов. В состав Синода вошли: патриарх Сергий, три постоянных члена (архиереи по избранию Собора) и три временных члена (вызываемых на полугодовую сессию). Епархии были разбиты на три группы по географическому принципу, вызов временных членов осуществлялся в порядке старшинства хиротонии.

Согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью», принятому на Поместном соборе 1945 года, Священный синод состоит из Патриарха-председателя, трёх постоянных членов — митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого, и трёх временных, вызываемых «для присутствия на одной сессии, согласно списку Архиереев, по старшинству хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются все епархии». В отличие от «Определения» Поместного собора 1917—1918 годов, в котором подробно регламентирована компетенция Синода, в «Положении» ничего не говорится о круге подведомственных ему дел. Однако статьёй 1-й предусматривается, что управление Русской церковью осуществляется Патриархом совместно со Священным синодом, согласно 34-му апостольскому правилу и 9-му правилу Антиохийского Собора.

16 марта 1961 года Священный синод расширил число своих постоянных членов до пяти архиереев, дополнительно включены управляющий делами Московской патриархии и председатель отдела внешних сношений. Данное решение было утверждено на ближайшем Соборе 1961 года.

10 апреля 1970 года было проведено не предусмотренное действовавшем тогда «Положением об управлении Русской православной церкви» «расширенное заседание» Синода, на котором была дарована автокефалия Православной церкви в Америке. В брежневский период, видимо, Синод очень зависел от Совета по делам религий при Совете министров СССР. Заместитель председателя Совета Фурсов, отчитываясь перед ЦК КПСС за период 1974 — начало 1975 годов, утверждал: «Синод находится под контролем Совета. Вопрос подбора и расстановки его… членов был и остаётся всецело в руках Совета… Ответственные сотрудники Совета проводят систематическую воспитательно-разъяснительную работу с членами Синода, устанавливают с ними доверительные контакты».

С принятием в 1988 году нового устава об управлении Русской православной церкви число временных членов Синода увеличилось до пяти, вызов в Синод обусловлен не менее чем двухлетним пребыванием архиерея на кафедре. В этом же уставе определялось, что президиум Архиерейского собора составляет Священный синод, а секретарь Собора избирается из числа членов Синода.

На Архиерейском соборе 30—31 января 1990 года число членов Синода увеличилось: стало шесть постоянных членов (добавился Экзарх Белоруссии) и шесть временных.

6—7 мая 1992 года состоялось второе в истории Синода расширенное заседание, на котором Синод имел суждение о «новой ситуации в Украинской Православной Церкви» (то есть о расколе, устроенном её бывшим предстоятелем Филаретом (Денисенко)).

18 июля 1999 года также прошло расширенное заседание Синода, на котором было решено провести юбилейный Архиерейский собор в 2000 году.

С принятием устава Русской православной церкви в 2000 году число постоянных членов увеличено до семи (включён предстоятель Молдавской православной церкви), число временных членов сокращено до пяти.

30 июля 2003 года состоялось выездное заседание Священного синода в городе Сарове Нижегородской области в связи со столетним юбилеем канонизации Серафима Саровского

С 2009 года Священный синод по инициативе патриарха Кирилла стал периодически проводить «выездные заседания» там, где укажет патриарх. Так, «в течение 2009 года состоялось шесть заседаний Синода <…> Три заседания мы провели в Даниловской обители; два — в Санкт-Петербурге, в историческом здании Святейшего Синода; одно — первое историческое заседание в „матери городов русских“ — в Киеве, в Киево-Печерской лавре; и завершаем синодальный год заседанием в Чистом переулке, в городской исторической резиденции Патриархов Московских». С того же года появилась традиция приглашать в число временных членов Синода епископа из Украинской православной церкви. C 2012 года заседания Синода иногда проводятся в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре на Юге России (в Геленджике), в 2018 году по одному заседанию проведены в Екатеринбурге и Минске

5 октября 2011 года решением Священного синода (с последующим утверждением Архиерейским собором; состоялся в феврале 2013 года) в число постоянных членов Священного синода включены митрополит Среднеазиатский и митрополит Астанайский и Казахстанский.

27 декабря 2011 года состоялось торжественное освящение Синодальной резиденции Патриарха Московского и Всея Руси в Свято-Даниловом монастыре после её капитальной реконструкции, где и прошло последнее в 2011 году заседание Священного синода Русской православной церкви. Патриарх по этому случаю сказал: «Это здание и будет основной Синодальной резиденцией, как это и мыслилось её создателями в далеком 1988 году, с чем я всех нас поздравляю».

> Непостоянные члены Синода Основная статья: Список членов Священного синода Русской православной церкви с 1943 года

См. также

  • Временный патриарший Священный синод
  • Список синодальных учреждений Русской православной церкви
  • Высший церковный совет Русской православной церкви
  • Церковная реформа Петра I

Примечания

  1. Написание по словарю: Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2004. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X.
  2. в Русской православной церкви принято написание: «Священный Синод Русской Православной Церкви» см.
  3. Устав РПЦ 2000 года. Дата обращения 24 января 2007. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  4. http://www.patriarchia.ru/db/text/5467407.html
  5. 1 2 Свящ. Александр Мазырин. Вопрос о Патриаршем Синоде в «межсинодский» период 1925—1927 гг. // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. — 2010. — Вып. II:2 (35). — С. 61—78.
  6. Священный Синод в истории Русской Православной Церкви в XX веке. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  7. Прот. Владислав Цыпин. Временный Священный синод // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 516—517. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  8. Попытки восстановления Патриаршества в 1935—1937 годы: малоизвестные страницы истории. Русская линия.
  9. Деяния Архиерейского собора Русской православной церкви
  10. Положение об управлении Русской православной церкви 1945. Древо.
  11. 1 2 О значении Патриаршества в России XX в. (Телепрограмма 17.11.2007) (комментарий в русле истории). Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  12. Деяния Архиерейского собора РПЦ 1961 г (Александр Бабич) / Проза.ру
  13. При этом фактическое число постоянных членов Синода могло быть меньше, периодически управляющий делами или председатель ОВЦС занимали кафедры, дающие право постоянного членства в Синоде
  14. Макарова Д. Ю. Церковная политика в СССР в 1964—1982 гг. (на материалах Курской области) // Вест. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 10 (102). — С. 270.
  15. Русская Православная Церковь и право: комментарий. — М., 1999. — С. 79—83. Фактически Экзарх Белоруссии митрополит Филарет стал постоянным членом Синода (по кафедре) с ноября 1989 года.
  16. Журналы №№ 30-47 заседания Священного Синода от 30 июля 2003 года (г.Саров) : Russian Orthodox Church
  17. В Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Кирилла открылось очередное заседание Священного Синода. Патриархия.ru.
  18. Игумен Савва (Тутунов): Разукрупнение епархий назрело в нашей Церкви уже давно. Патриархия.ru.
  19. В Геленджике открылся Патриарший и Синодальный духовно-административный и культурный центр РПЦ — Живая Кубань — Интернет-дневник Краснодарского края
  20. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 6-7 июня 2012 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  21. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  22. Заседание Синода РПЦ в Минске длится уже более 5 часов
  23. Завершился первый день работы зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. Дата обращения 5 октября 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  24. Состоялось освящение Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Дата обращения 28 декабря 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года.. Патриархия.ru.
  25. Священный Синод завершил первый день работы в обновленной резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре. Дата обращения 28 декабря 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года.. Патриархия.ru.
  26. Видео: Состоялось освящение Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Дата обращения 28 декабря 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года.. Патриархия.ru.

Священный Синод Русской Православной Церкви

Фото: Патриархия.ru

24 декабря 2010 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Священный синод

Священный Синод (в переводе с греческого «собрание», «собор») – один из высших органов церковного управления. Согласно главе V действующего Устава Русской Православной Церкви «Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами».

После упразднения Петром I патриаршего управления церковью, с 1721 по август 1917 г. учрежденный им Святейший Правительствующий Синод был главным государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, который заменял собой патриарха в области общецерковных функций и внешних сношений. В 1918 г. Святейший Синод как государственный орган был ликвидирован де-юре декретом Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

После того как на Поместном соборе Православной российской церкви было восстановлено патриаршество, в феврале 1918 г. Священный Синод начал свою работу в качестве коллегиального управляющего органа. Однако указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 г. Синод и Высший Церковный Совет были распущены. В 1927 г. местоблюстителем патриаршего престола Сергием (Страгородским) был учрежден Временный патриарший Священный синод, который работал в качестве вспомогательного органа с совещательным голосом вплоть до 1935 г. Деятельность Священного синода была возобновлена на Поместном соборе 1945 г.

Принятое на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церковью» определило порядок работы и состав Священного Синода. Синодальный год разделен на две сессии: летняя с марта по август и зимняя с сентября по февраль. Председателем Синода является Патриарх, постоянные члены — митрополиты Киевский, Минский и Крутицкий. Архиерейский Собор 1961 г. расширил состав Синода, включив в число постоянных членов Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений, а Архиерейский Собор 2000 г. – добавил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Пять временных членов Синода из числа епархиальных архиереев вызываются на полугодовую сессию поочередно, по старшинству архиерейской хиротонии — по одному от каждой из пяти групп, на которые поделены епархии.

В настоящее время постоянными членами Священного Синода являются:

Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев);

митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан);

митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров);

митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии Филарет (Вахромеев);

митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков);

митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) ;

митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской патриархии Варсонофий (Судаков);

митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Иларион (Алфеев);

В качестве временных членов в зимней сессии 2010/2011 гг. принимают участие:

митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец);

митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал);

архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов);

епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин);

епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских);

Участие постоянных и временных членов в заседаниях Священного Синода является их канонической обязанностью. Заседания созываются Патриархом Московским и всея Руси (либо местоблюстителем патриаршего престола) и, как правило, являются закрытыми.

В обязанности Священного Синода входит:

1. Попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия;

2. Служение внутреннему единству Русской Православной Церкви;

3. Поддержание единства с другими Православными Церквами;

4. Организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения;

5. Оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений;

6. Координация действий всей Полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости;

7. Поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством;

8. Установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом Русской Православной Церкви.

Священный Синод избирает, назначает, в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; назначает руководителей Синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей, а также ректоров Духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей, архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей.

В настоящее время Священному Синоду подотчетны следующие синодальные учреждения: отдел внешних церковных связей (существует с 1946 г., до 2000 г. – отдел внешних церковных сношений); издательский совет; учебный комитет; отдел катехизации и религиозного образования; отдел по церковной благотворительности и социальному служению; миссионерский отдел; отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями; отдел по делам молодежи; отдел по взаимоотношениям церкви и общества; синодальный информационный отдел; отдел по тюремному служению; комитет по взаимодействию с казачеством; финансово-хозяйственное управление; управление делами Московской патриархии; синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II. Так же при Священном Синоде существуют следующие комиссии: библейско-богословская комиссия; комиссия по канонизации святых; Богослужебная комиссия; комиссия по делам монастырей.

Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.

Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний.

Поместный собор Русской православной церкви (1988)

У этого термина существуют и другие значения, см. Поместный собор Русской православной церкви.

Поме́стный собо́р Ру́сской правосла́вной це́ркви 1988 года — четвёртый в истории Русской православной церкви Поместный собор во втором патриаршем периоде (с 1917 года), который проходил 6-9 июня 1988 года в Троице-Сергиевой Лавре, в Трапезном храме. Проводился в связи с 1000-летием крещения Руси.

Важнейшими итогами собора стали принятие нового устава Русской православной церкви а также канонизация девяти подвижников православия:

На Соборе 1988 года, в отличие от Соборов 1945 и 1971 годов, дискуссии по вопросам церковного устроения на различных уровнях были весьма оживлёнными, порой приобретали острый характер: нередко члены Собора высказывали диаметрально противоположные суждения.

Подготовка

С 28 по 31 марта 1988 года в Московском Новодевичьем монастыре заседало Предсоборное Архиерейское Совещание. На нём были рассмотрены программа юбилейного Поместного Собора и проекты его документов. Особое внимание привлёк проект Устава об управлении Русской Православной Церкви, разработанный по решению президиума Юбилейной комиссии архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым). Проект устава был ранее рассмотрен и одобрен постоянными членами Священного Синода 22 января 1988 года, редакционной комиссией и президиумом Юбилейной комиссии 14 марта, пленумом Юбилейной комиссии 26 марта. Архипастыри внесли в него ряд поправок. Проект Устава был также представлен в Совет по делам религий при Совете министров СССР, который констатировал, что проект Устава не противоречит нормам гражданского законодательства и может использоваться на территории СССР. На Архиерейском Совещании были приняты имена подвижников благочестия для канонизации на Поместном Соборе.

Участниками собора должны были быть все архиереи Русской Церкви; по избранию — по два представителя от клириков и мирян каждой епархии; а также представители духовных школ, наместники и игумений монастырей. Собор состоял из 272 человек: в их число входили 74 архиерея (все правящие), 95 священников, 14 монахинь, 87 мирян (из них 6 женщин).

Деятельность собора

6 июня

Поместный Собор открылся 6 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры преподобного Сергия. На Собор прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви.

В Президиум Собора были избраны Патриарх Пимен и постоянные члены Синода. Собор образовал Секретариат во главе с митрополитом Одесским Сергием, Мандатную комиссию под председательством митрополита Сурожского Антония и Редакционную комиссию во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым).

Слово приветствия поместному собору от Совета Министров СССР огласил председатель по делам религий Константин Харчев. С приветствиями в адрес собора обратились почётные гости. На первом заседании с докладом «1000-летие Крещения Руси» выступил митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко).

В тот же день митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Для прославления в лике святых были предложены: великий князь Московский Димитрий Донской (1350—1389), Андрей Рублёв (1360 — I половина XV века), Максим Грек (1470—1556), митрополит Макарий Московский (1482−1563), преподобный Паисий Величковский (1722—1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 — начало XIX века; почитаемая в народе), святитель Игнатий Брянчанинов (1807—1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812—1891), святитель Феофан Затворник (1815—1894). Решением собора был совершен чин канонизации.

Благоверный князь Димитрий Донской был местночтимым святым несколько веков, на некоторых фресках XVI века его писали в нимбе — собор утвердил то, что уже давно было церковной практикой. Так же и с другими канонизированными на соборе святыми. Местное почитание преподобного Андрея Рублёва, известно с конца XV века. Преподобный Максим Грек был местно почитаем с конца XVI века. Прославление Макария Московского отчасти было и поклоном в сторону старообрядчества. Ксения Петербургская почиталась в народе и в XIX-м и в XX веке; особенно во время и после Великой Отечественной войны..

В деяниях собора о канонизации также было сказано:

Напечатать их жития и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных… Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чём иметь Священному Синоду.

7 июня

На утреннем заседании 7 июня с докладом «Жизнь и деятельность Православной Церкви», содержащим обзор основных событий в жизни церкви со времени предыдущего поместного собора в 1971 году, выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан).

Председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) выступил с докладом «Внешние связи Русской Православной Церкви», в котором был дан обзор взаимоотношений Русской Церкви с другими Православными Церквами во второе тысячелетие христианской истории. Большой раздел доклада посвящён экуменической деятельности Русской Церкви.

На вечернем заседании с докладом о миротворческой деятельности Русской Православной Церкви выступил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). В докладе были освещены миротворческие аспекты экуменической деятельности Церкви в 1970—80-е годы.

Председатель Издательского отдела Московского Патриархата митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим выступил с докладом об издательской деятельности Русской Православной Церкви. Он подчеркнул ведущую роль Церкви в распространении на Руси книжной культуры в синодальную эпоху. Первоочередной задачей церковно-издательской деятельности митрополит Питирим назвал публикацию Священного Писания и богослужебных книг, выпуск научно-богословских трудов.

8 июня

8 июня перед началом утреннего заседания митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) сообщил Собору о вручении ему накануне в Киеве документа Совета министров Украинской ССР о передаче Русской Православной Церкви части Киево-Печерской Лавры.

Председатель Учебного комитета, ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) выступил с докладом «Духовное образование Русской Православной Церкви». В докладе была отражена история духовного просвещения и школьного дела на Руси, особенное внимание докладчик уделил духовному просвещению в синодальный период, а также привел отчёт о деятельности духовных школ в период после Поместного Собора 1971 года. Особое внимание в докладе уделено проблемам, перед которыми на тот момент столи духовные школы.

Доклад председателя Хозяйственного управления митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) «Хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви от древности до наших дней (988—1988)» ввиду болезни докладчика был зачитан секретарём Хозяйственного управления протоиереем Леонидом Кузьминовым.

Главным событием вечернего заседания 8 июня стало обсуждение и принятие нового Устава Русской Православной Церкви, разработанный и представленный Собору архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым), обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28-31 марта 1988 года. Во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки. При выработке нового устава архиепископ Кирилл (Гундяев) использовал наработки собора 1917—1918 годов. Был отвергнут устав 1945 года. Объяснялось это тем, что устав 1945 года готовился в срочном порядке во время войны и многие моменты были не определены — устав признан абсолютно устаревшим.

«Положение об управлении Русской Православной Церковью», принятое на Поместном Соборе 1945 года, устарело. Изменения, внесенные в него в 1961 году, продиктованные сложной ситуацией, в которой оказалась Церковь на рубеже 50-60-х годов, привели к тому, что духовенство оказалось фактически отстраненным от руководства приходами, а юридически — и вообще от самих приходов.

Это был первый Устав в истории Русской Церкви. В синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного регламента», в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент» заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917—1918 годов. С 1945 года по 1988 годы действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью».

Устав ввёл периодичность созыва Поместных и Архиерейских Соборов — не реже одного раза в два года. Был расширен состав Священного Синода: число его временных членов увеличено до пяти. Были восстановлены епархиальные собрания. Правящий епископ при содействии собрания (из равного числа клириков и мирян) руководит церковной жизнью в епархии. При самом епископе учреждается епархиальный совет в составе не менее четырёх человек, одна половина из которых должна назначаться епископом, а другая — избираться епархиальным собранием на один год. Важнейшим изменением стала отмена решения Архиерейского Собора 1961 года об отстранении священника от финансово-хозяйственной деятельности. Высшим органом в приходском управлении становилось приходское собрание из клириков и мирян — членов прихода; председателем собрания избирался настоятель храма. Исполнительным органом приходского собрания, призванным реализовывать его решения и подотчетным ему, стал приходской совет из трёх членов: председатель, его помощник, казначей.

На вечернем заседании Собора 8 июня был принят ряд других документов: «Обращение к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», «Обращение ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви».

Обращение «К чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью» содержало призыв представителей Русской Православной Церкви заграницей к диалогу:

Такой диалог милостью Божией, мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды. Заверяем вас, что никоим образом мы не хотим ни стеснить вашу свободу, ни получить господство над наследием Божиим (1 Пет. 5. 3), но всем сердцем стремимся к тому, чтобы прекратился соблазн разделения между единокровными и единоверными братьями и сестрами, чтобы мы могли в единомыслии единым сердцем возблагодарить Бога у единой Трапезы Господней.

Обращение «ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом» было выражено стремление к сближению со старообрядчеством:

Поместный Собор Русской Православной Церкви <…> с глубокой болью вспоминает возникшее в XVII веке разделение чад церковных <…> Мы молитвенно уповаем, что изменившиеся условия религиозной жизни в нашем Отечестве позволят всем нам вновь почувствовать наше духовное родство…

Вы, наши единокровные и единоверные братья и сестры, хотя и не находитесь в молитвенном общении с Московским Патриархатом, но разделяете с нами общие труды, направленные на благо нашего земного Отечества, на сохранение и упрочение мира между народами.

Духовное сокровище «древлего благочестия» ныне открывается не только тем, кто исповедует спасительную веру Христову, но и тем, кто ценит в древних памятниках проявление нашей национальной культуры.

9 июня

9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности».

На заключительном заседании Собора с докладом от Мандатной комиссии выступил митрополит Сурожский Антоний.

Заключительное слово на Соборе произнёс Патриарх Пимен.

  1. 1 2 3 4 5 Русская Православная Церковь XX век. 8 июня
  2. 1 2 Цыпин В. А. Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви // Церковное право. Часть III. Органы церковного управления. Высшее управление Русской Православной Церкви по ныне действующему уставу от 9 июня 1988 г.
  3. Вера Михайловна Ерёмина Новейшая история Русской Православной Церкви (1917—2000). 59. Празднование 1000-летия крещения Руси. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года.
  4. Деяние освящённого поместного собора Русской Православной Церкви о канонизации святых (недоступная ссылка). Дата обращения 14 апреля 2010. Архивировано 5 мая 2010 года.
  5. К подписанию Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2010. Архивировано 21 апреля 2013 года.
  6. Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу
  7. 19. Тысячелетие Крещения Руси (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2010. Архивировано 20 мая 2011 года.

Ссылки

  • Гл. 19. Тысячелетие Крещения Руси. // Русская Православная Церковь в советское время (1917—1991)
  • Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви о канонизации святых // Журнал Московской Патриархии. — 1988. — № 8. — С. 2—4.
  • Ерёмина В. М. Новейшая история Русской Православной Церкви (1917—2000). 59. Празднование 1000-летия крещения Руси. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года.
  • Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви.
  • Поместный собор 1988 (видео)
  • Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви X. Русская Православная Церковь в 1980-е годы
  • Владислав Цыпин. История Русской Церкви 1917—1997
  • Протоиерей В. А. Цыпин. Поместный Собор 1988 г. и принятый им Устав об управлении Русской Православной Церкви
  • Протоиерей В. А. Цыпин. Высшее управление в Русской Православной Церкви с 1988 по 2000 год

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 г. К вопросу об изменениях во внутрицерковной жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

УДК 348.01/.07

Иеродиакон Евлогий (Харитонов), асп., (Россия, Москва,Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия)

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1988 г. К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ВО ВНУТРИЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ.

Анализируя итоги духовного и идейного развития России в XX веке, нельзя не остановить внимание на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года. Его Деяния и Определения заложили базу в основание современного церковного законодательства.

Ключевые слова. Русская Православная Церковь, Поместный Собор, Каноническое право, церковное управление, Устав, епархия, приход, духовное образование.

Поместному Собору в Русской Православной Церкви по сложившейся в XX веке традиции принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда -законодательная, исполнительная и судебная. В состав Поместного Собора входят архиереи, а также представители духовенства и мирян от всех епархий, важнейших учебных духовных заведений и монастырей, зарубежных учреждений Русской Православной Церкви.

Важность Поместного Собора 1988 года обусловлена тем, что проводился он во время, когда появились предпосылки для кардинальных перемен в положении Церкви в советском государстве и обществе.

Процессы так называемой перестройки и демократизации наряду с негативными последствиями имели и ряд положительных. К последним можно отнести перемены в государственно-церковных отношениях. На волне проводимых в стране демократических реформ Церковь постепенно освободилась от чересчур навязчивой опеки госаппарата; получила самостоятельность в вопросах собственности, проповеди, духовного образования и просвещения, кадровой политики, установления сотрудничества с государственными и общественными организациями. В том, что это стало возможным, велико значение Поместного Собора 1988 года.

Он создал предпосылки для перемен в государственном законодательстве в отношении религии, которые и произошли в 1990 году с принятием нового российского и всесоюзного законов о свободе вероисповеданий. Проводимый в год Тысячелетия Крещения Руси Поместный Собор привлек к Русской Православной Церкви самое

широкое внимание общественности не только Советского Союза, но и мировой.

Одним из главнейших деяний Собора явилось обсуждение и принятие нового Устава об управлении Русской Православной Церкви, взамен устаревшего «Положения об управлении Русской Православной Церковью», принятого на Поместном Соборе 1945 года с изменениями, внесенными Архиерейским Собором 1961 года.

Важнейшие изменения претерпело управление приходами. Проведенная в 1961 году реформа приходского управления полностью устранила духовенство от участия в хозяйственных делах приходов, создала ненормальное положение, когда вопросы материального состояния Церкви зачастую решали люди неверующие. На Поместном Соборе 1988 года последствия этой реформы были признаны отрицательными. Архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) отметил, что «поправки к «Положению», внесенные в 1961 году, были продиктованы не внутренними потребностями Церкви, а той сложной внешней ситуацией, в которой оказалась наша Церковь в конце 50-х — начале 60-х годов. «Реформа 1961 года» по существу оказалась несостоятельной и обратилась внутренними нестроениями в Церкви».1 В 1988 году духовенству была вновь возвращена возможность активного участия в финансово-хозяйственной стороне жизни приходов, что нашло отражение и в принятом на Соборе новом Уставе об управлении.

Необходимо отметить, что наряду со многими положительными изменениями в Уставе 1988 года были сохранены некоторые пункты реликтового характера, играющие, однако, весьма важную роль в жизни Церкви. Так, например, в числе требований к кандидату в Патриархи в качестве обязательного называлось, чтобы он был гражданином СССР.

В связи с этим в 1990 году, во время выборов нового Патриарха не была принята к голосованию кандидатура митрополита Сурожского Антония, пользовавшегося большим авторитетом у части епископата. Причиной было именно то, что глава приходов Русской Православной Церкви в Великобритании не был гражданином СССР.

Однако, в целом Собор был переломным этапом в новейшей истории Русской Православной Церкви. Были приняты решения об активизации работы в сфере духовного образования, издательской деятельности Церкви.

1 Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра 6-9 июня 1988 года. Материалы. Издание Московской Патриархии, 1990.

2 См.: там же. С. 30.

Важным событием явилось прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы новых святых, впервые за весь советский период. В лике святых были прославлены благоверный князь Димитрий Донской (1350-1380), преподобный Андрей Рублев (1360 — 1-я половина XV века), преподобных Максим Грек (1470 — 1556), святитель Макарий Московский (1482 — 1563), преподобный Паисий Величковский (1722 -1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 — нач. XIX в.), святитель Игнатий Брянчанинов (1807 — 1967), преподобный Амвросий Оптинский (1812 — 1891), святитель Феофан Затворник (1815 — 1894).

До этого на Поместном Соборе 1917 — 1918 гг. были причислены к лику святых святители Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. За все же остальное время советского периода Русской Православной Церковью были прославлены только двое святых — святитель Иннокентий (Вениаминов) и Николай, архиепископ Японский. Причем важно отметить, что в обоих случаях инициатива канонизации исходила не непосредственно от Русской Православной Церкви, но шла из зарубежья. В первом случае инициатором канонизации выступил Священный Синод Православной Церкви в Америке, во втором — Собор Православной миссии в Японии. Поэтому прославление на Поместном Соборе 1988 года целой группы святых стало большим событием для Русской Православной Церкви. На Поместном Соборе 1988 года, пусть и не совсем прямо, в выступлении митрополита Сурожского Антония прозвучали и слова о необходимости прославления новомучеников и исповедников XX века. Он сказал тогда: «Единственные люди, которые молчат о том, что только героическая верность и стойкость тысяч неизвестных людей спасла Церковь от совершенного разрушения — это мы. И мы могли бы хоть какой-нибудь фразой в нашем Послании, не говоря о новомучениках, не употребляя таких слов, которые, может быть оскорбят чей-то слух, указать на то, что мы благодарим Бога, что за все XX столетие в Русской Православной Церкви оказались свидетели веры, которые до крови, до плахи, до жизни, до муки сумели остаться верными Христу, Который искупил их и спас, и этим они прибавили к сиянию и святости в Русской Церкви».4 По тем временам это были смелые слова, проблему гонения на Церковь со стороны безбожной власти было принято обходить. И это был уже шаг на пути к Архиерейскому собору 2000 года, официально прославившему новомучеников и исповедников Российских.

Помимо официальных докладов на Поместном Соборе 1988 года прозвучали и выступления рядовых членов Собора, где говорилось о

3 См.: там же. С. 141-144.

4 Там же. С. 388.

сложном положении Церкви на местах, высказывались многие критические замечания.

Особенно резким было выступление архиепископа Иркутского и Читинского Хризостома. В частности он отметил, что на его взгляд самыми существенными недостатками церковной жизни того времени являются отсутствие всякой дисциплины, разобщенность архиереев, наличие большого количества покровителей у порочных священнослужителей, трудности, встающие перед правящим архиереем, желающим очистить свою епархию от недостойного духовенства, отсутствие у епархий должной связи с Патриархией. Он обличил финансовые злоупотребления, привыкания к богослужению, когда многие священнослужители во время службы ведут себя, по образному сравнению архиепископа Хризостома, хуже, чем зрители на спектакле. В заключение он призвал: «Мы должны прислушиваться друг к другу, быть солидарными и прежде всего, очистить свои ряды от тех, кто забылся, кто пренебрегает правилами приличия, кто просто ведет себя непорядочно и подло».5

Г.Н. Лопаев из Калининской епархии критиковал работу издательского отдела Московского Патриархата. В частности он отметил, что «в изданиях Московской Патриархии чудеса позволялись только в далекие времена. Мало того — в Минеях даже русские святые прошедших времен представлены, скорее, как строители, администраторы и в самой меньшей степени как люди, отмеченные

Самим Богом, то есть чудотворцы, прозорливцы. А ведь ничто так не

~ 6 вдохновляет к деятельной жизни, как православная мистика».

Проблемы, стоящие перед духовной школой, обозначили в своих выступлениях ректор Ленинградской Духовной Академии протоиерей Владимир Сорокин, архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл.

Протоиерей Владимир в частности отметил низкий уровень многих поступающих в духовные школы абитуриентов, не имеющих ничего за плечами, кроме хорошей рекомендации из своей епархии. Были такие абитуриенты, которые не умели даже толком писать по-русски, допускали грубые ошибки, не умели излагать свои мысли.

Архиепископ Кирилл критически отозвался о разрыве богословия с практической церковной жизнью, он отметил, что «выпускник духовной семинарии практически беспомощен в вопросах душепопечения, пастырства, чаще всего он не способен отвечать на те вопросы, с которыми к нему обращаются не только современные люди, но даже пожилые, находящиеся на покое». Он отметил необходимость

5 Там же. С. 397-398.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Там же. С. 403-303.

7 Там же. С. 412.

реформирования системы богословского образования связью ее с церковной практикой, сокращения срока обучения, так как до сорока процентов времени студенты тратили на изучение одного и того же -вначале в семинарии, потом в академии. Проблемы, стоящие перед духовным образованием, отмечал и председатель Учебного Комитета при Священном Синоде, ректор Московской Духовной Академии архиепископ Дмитровский Александр.

Многие практические проблемы, стоявшие перед Церковью затронул архиепископ Псковский и Порховский Владимир. Он говорил о проблемах в строительстве новых храмов, о противлении местных властей: «нет, вы нам не портите город, село, район».9 Конкретным его предложением было создание архитектурного отдела или проектного бюро при Патриархии, которое бы выработало типовой проект нового храма или отдельные проекты, которые не могли бы оспорить местные власти.10 Он говорил также о том плачевном состоянии, в котором находилась хозяйственная жизнь епархий и монастырей: «В Почаевской Лавре нет офиса, где бы иностранцы могли после дальней дороги вымыть руки. Шабский монастырь прозябает в первобытном состоянии убогой общины, которая живет непонятно какими представлениями. Когда я приехал в Псковский монастырь, там не было комнаты для архиерея, который является священноархимандритом Свято-Успенского Псковского монастыря, негде было переночевать: я срочно

переоборудовал две комнаты. Я знаю, что когда приехал Горьковский Владыка Николай, в доме не было телефона. Я знаю, как умирал Владыка Тамбовский Михаил: у него, извините, не было в доме туалета. … Нельзя, дорогие отцы и братья, продолжать так жить».11

Были подняты и многие другие важные вопросы внутрицерковной жизни.

Впрочем, нельзя сказать, что в адрес Поместного Собора 1988 года не было критики. Так например канадский ученый Д. В. Поспеловский считает, что был необходим «Собор, рассчитанный на несколько месяцев, решения которого поэтому имели бы силу подлинного соборного голоса всей Церкви, т. е. духовенства и мирян, а не одного епископата. Трех-четырехдневные соборы в лучшем случае дают лишь епископату, а вернее Патриаршему Синоду, некоторое представление о

8 См.: там же.

9 Там же. С. 421.

См.: там же.

11 Там же. С. 421-422.

настроениях на периферии, наиболее острых проблемах — на основании нескольких десятков выступлений с мест».12

Однако и критик находит в деятельности Собора целый ряд принципиальных положительных моментов. «Собор 1988 года — первый Собор в Русской Православной Церкви с XVII века, не связанный с избранием Патриарха, — не был пустой декорацией к празднованию 1000-летия. На нем при всеобщей поддержке были отменены навязанные Церкви безбожной властью в 1961-м году поправки к Положению об управлении Русской Православной Церкви», которые лишали всякой власти и епископов и настоятелей приходов за исключением т. н. «отправления культа». Юбилейный Собор — и это крайне важно — принял новый «Устав об управлении Русской Православной Церкви», который по своему содержанию и более совершенен и ближе к соборности, чем «сталинское» положение 1945-го г., предельно централизованное, не предусматривавшее ни церковных судов, ни периодичности Соборов, ни

даже обязательности Епархиальных Советов».

Возвращаясь к основным принципам «Определений» Поместного Собора 1917-1918 гг. о епархиальном управлении, Поместный Собор 1988 года восстановил и такой институт, как Епархиальные Собрания. «Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное Собрание», — сказано в Уставе. Епархиальное Собрание состоит из равного числа представителей клира и мирян. О Епархиальном Совете в уставе говорится, что он «образуется по благословению правящего архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным Собранием на один год».14

Поместный Собор 1988 года проводился во время, когда Русская Православная Церковь еще жила практически по дискриминационному постановлению ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» от 1929 года. Внесенные в него к 1988 году изменения и дополнения также не давали Церкви возможности полноценного осуществления своего служения в государстве и обществе.

Значение Собора невозможно переоценить, ведь он хотя и решил далеко не все, стоящие перед Русской Православной Церковью на данном этапе, проблемы, но, сняв многие из них, стал мощнейшим стимулом к избавлению Церкви от гнета государственного атеизма, к

Поспеловский Д. В. Некоторые проблемы современной Русской Православной Церкви — ее внутренней жизни, культуры, образования//ВестникРХД. №172. 1995. С. 201.

13 Там же. С. 201-202.

14 Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С.

развитию внутрицерковной жизни, к направленности деятельности Церкви на взаимно полезное сотрудничество с государством и обществом, к развитию духовной, мистической стороны жизни Церкви, религиозного образования и духовного просвещения.

Список литературы

1. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР :

историяисовременность. Симферополь, 1998.

2. Бессонов М.Н. Собор 1988 года и современные тенденции в русском православии. М., 1989.

3. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990.

4. Клибанов А. И. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Одинцов М.И. Русская Православная Церковь в 80-х годах XX

столетия (общая оценка состояния, организационная структура,

социально-политическаядеятельность). М., 1989.

6. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 г. Документы, материалы. Издание Московской Патриархии, 1989.

7. Поспеловский Д.В. Некоторые проблемы современной Русской

Православной Церкви, ее внутренней жизни, культуры, образования // Вестник РХД. 1995 № 172.

8. Поспеловский Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР: учеб. пособие. М.: ББИ, 1996.

9. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

10.Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг. К постановке проблемы // Церковь, государство и общество в истории России XX века. Иваново, 2001.

11. ЦыпинВ. Историярусскойцеркви. 1917-1997. М., 1997.

12.Цыпин В.А. Церковное право: курс лекций. М.: Изд-во МФТИ. 1994.

13.Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995.

The local council of the russian orthodox church In 1988. To the question about changes of internal church life.

XVIII в.

  1. XVII в.

  2. XVI в.

  3. XIV в.

Какое учреждение осуществляло управление Русской православной церковью после упразднения Петром I патриаршества?

  1. Синод

  2. Сенат

  3. Государственный совет

  4. Земский собор

Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого являлась собственность на землю, — это:

  1. дворяне

  2. духовенство

  3. казаки

  4. мещане

Россия получила выход к Черному морю в результате…

  1. русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

  2. Крымской войны 1853 – 1856 гг.

  3. Семилетней войны 1756 – 1763 гг.

  4. русско-турецких войн второй половины XVIII в.

В результате принятия Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству» (1785 г.)…

  1. служба для дворян стала обязательной

  2. упразднены губернские дворянские собрания

  3. были окончательно закреплены права и привилегии российского дворянства

  4. установлен новый порядок прохождения службы для дворян

Прочтите отрывки из трудов историка П.А. Вяземского и назовите правительницу, о которой идет речь: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д’Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».

  1. царевна Софья

  2. Екатерина I

  3. Елизавета Петровна

  4. Екатерина II

Коллегии как органы центрального управления пришли на смену:

  1. земствам

  2. приказам

  3. министерствам

  4. воеводствам

Понятие политика «просвещенного абсолютизма» связана с царствованием…

  1. Петра I

  2. Анны Иоанновны

  3. Екатерины II

  4. Алексея Михайловича

Реформы Петра I…

  1. способствовали оформлению абсолютной монархии

  2. поставили во главе государства боярскую аристократию

  3. ограничили права императора дворянскими «кондициями» (условиями)

  4. усилили роль Земских соборов

Кто из перечисленных ниже правителей представлен на иллюстрации?

  1. Иван III

  2. Василий III

  3. Иван IV

  4. Борис Годунов

Как назывался документ, определявший в XVIII в. систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?

  1. Табель о рангах

  2. Указ о единонаследии

  3. Строевое положение

  4. Регламент адмиралтейства

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в России во второй половине XVIII в. принадлежала:

  1. императору

  2. Сенату

  3. Земскому собору

  4. Государственному совету

Славяно-греко-латинская академия в России XVIII в. — это:

  1. орган высшей церковной власти

  2. учебное заведение

  3. ведомство, руководившее школьным образованием

  4. совещательный орган при царском дворе

В результате какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю?

  1. Ливонской

  2. Смоленской

  3. Северной

  4. Семилетней

Как назывался основной налог с податных сословий, введенный Петром I в начале XVIII в.?

  1. выкупные платежи

  2. оброк

  3. пожилое

  4. подушная подать

Деятельность Уложенной комиссии, созванной Екатериной II в 1767-1768 гг.:

  1. не привела к составлению нового Уложения

  2. завершилась составлением нового свода законов

  3. внесла существенные поправки в действовавшее законодательство

  4. привела к ограничению власти императрицы конституцией

Между какими странами был подписан Ништадтский мирный договор (1721 г.), которым завершилась Северная война&

  1. Россией и Швецией

  2. Россией и Польшей

  3. Россией и Данией

  4. Россией и Англией

Кто из перечисленных ниже правителей представлен на иллюстрации?

  1. Петр I

  2. Петр II

  3. Петр III

  4. Павел I

Кто из перечисленных ниже императоров изображен на портрете?

  1. Павел I

  2. Александр I

  3. Николай I

  4. Александр II

Согласно принятой в 1722 г. Табели о рангах продвижение по службе зависело от:

  1. знатности рода

  2. личных заслуг

  3. богатства

  4. выслуги лет

Золотым веком русского дворянства называли царствование:

  1. Петра I

  2. Анны Иоанновны

  3. Екатерины II

  4. Екатерины I

Санкт-Петербург был основан в:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *