Помощь святых

Для наших читателей: помощь святых угодников божиих в наши дни с подробным описанием из различных источников.

Муж уехал на рыбалку, сын — к друзьям… Я решила помыть голову и пойти в церковь. Думаю: пока мою голову, поставлю картошку — как раз она сварится к моему уходу. Поставила на плиту картошку, помылась и отправилась в храм. И только к концу службы вспомнила о кастрюле на плите. Я выбежала на набережную, принялась ловить такси, чтобы быстрее добраться до дома. Никто не останавливался. Тогда я взмолилась Святителю Николаю, — и тут же передо мной остановилась «ГАЗель». Я рассказала водителю про свою беду, попросила ехать побыстрее, спросила, как его зовут. «Николай!» — ответил он. Ну, значит, Святитель меня услышал! Мы примчались домой, и тут я увидела, что картошка спокойно кипит на плите, и даже — через несколько часов! — воды в кастрюле нисколько не убавилось. Это меня поразило больше всего.

Собирали мы с мужем грибы, но дождик нас из леса выгнал. В машине мы обнаружили пропажу документов: прав, техталона, которые выронили в лесу. Искали мы их долго, просили у Бога, но не нашли. Через неделю я посоветовала мужу помолиться коленопреклоненно перед образом Святителя Николая, попросить его о помощи. Муж согласился, только спросил: «А что после молитвы делать, опять в лес ехать?» Я ответила: «Как Бог даст». Через минуту нам позвонили и сказали, что нашли наши документы в целости и сохранности, несмотря на то, что неделю лил проливной дождь. Вернули безвозмездно.

В. ездил на заработки вместе со своими товарищами. Строили дачи за городом. Жили возле стройки в вагончиках, которые зимой отапливали обогревательными электроприборами, часто самодельными. Однажды мужчины оставили электроплитку включенной на ночь, а над ней вокруг развесили постиранное белье. Ночью, когда все спали, возник пожар. Полусонные рабочие в ужасе выпрыгивали из вагончика. В. проснулся не сразу, а когда проснулся, убегать было поздно, и некуда. Он сидел посреди вагончика, а со всех сторон бушевало пламя. Вдруг среди огня и дыма он увидел Святителя Николая Чудотворца. Святитель позвал его, а потом резко вытолкнул через окно. В. получил ожоги, но остался жив. Особенно пострадали кисти рук, но работоспособность они не потеряли. Вскоре В. выздоровел и сменил профессию. Теперь он священник.

В течение многих лет я страдала бессонницей, а в последние два-три года засыпала только с таблетками. И вот узнала, что по большим городам везут образ св. Николая Чудотворца. Будет он и в Тольятти, где я живу. Я ждала этого дня с нетерпением и надеждой. Когда образ привезли в храм в честь Казанской иконы Божией Матери, был совершен крестный ход. Народу было очень много: казалось, что собрался весь город. На душе было светло и радостно, а сердце питало надежду на исцеление. И благодаря Божию милосердию оно пришло. Теперь я сплю крепко. И каждое утро благодарю нашего Спасителя, Его Пречистую Матерь и св. Николая Чудотворца.

Калининград – портовый город. Там живет много людей, чья судьба связана с морем. Поэтому особый промысел виден в том, что первый городской храм освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков. В церкви есть придел в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, над входом в который со стороны улицы висит икона святителя Николая. Однажды поздно вечером мимо храма шли несколько парней. Они решили снять образ святителя, находящийся не очень высоко над землей. Сделав это, один из них на иконе выколол святителю глаза… Через несколько дней к о. Мариану, одному из священников храма, прибежала женщина и стала просить прощения за сына. Оказалось, что это мать парня, который после случившегося ослеп. Что было дальше – неизвестно.

Есть у меня простой по исполнению, но непростой по своей благодатной силе образ святителя Николая. Я вырезала его из календаря, и показался он мне, – Господи, прости – не очень удачным: уж больно лик темный. Но лишь глянула в глаза св. Николаю Угоднику, не по себе стало: взгляд строгий, смотрит тебе прямо в душу, и никуда от этого взгляда не деться. Это как в детстве: стоишь перед родителями и чувствуешь, что они знают о твоей провинности, но ждут, когда сама признаешься, и невозможно никак увильнуть. Так я и повесила этот бумажный образ в святом углу. А вскоре узнала, что у маминой подруги пропал сын. Четвертый день нет дома: ушел с работы и не вернулся. Бросилась в святой угол. Кому молиться? Как молиться? И вдруг в голове – совершенно четкая мысль: молиться за пленного. Обычно в трудные минуты я обращаюсь к св. блаженной Ксении, но особенно теплая молитва была, когда молилась святителю Николаю. Со слезами, простыми словами молилась и просила скорого помощника в скорбях, чтобы вернул пленного. Я не ожидала, что так быстро все произойдет: через полчаса позвонила мама и сказала, что нашего знакомого отпустили. Весь избитый, вернулся он домой. Причем потом он говорил, что неожиданно грабители перестали требовать от него деньги и привезли его к дому.

Дело было на рынке. Дул сильный ветер, и с крыши одного из павильонов сорвало 4-метровый железный лист. Побелевшие от ужаса продавцы следили за летевшей прямо на меня железной махиной, а я шла и молилась Николаю Угоднику о чем-то своём, так была увлечена «разговором» со святым, что не сразу сообразила, что к чему. И вдруг этот огромный лист сворачивается в трубочку, чуть зацепив мое плечо, и встает шестом, как вкопанный. Засвидетельствовавший чудо продавец Николай (который родился 19 декабря и был назван строго по святцам!), тихо меня поздравил: «С днем рождения! Вы чуть не погибли, мы это видели… Так что с новым днем рождения вас…». И не рассказать об этом было бы неблагодарно.

  • Главная
  • Кому молиться и просить о помощи
  • Как молиться об исцелении от недуга пьянства
  • Можно ли исцелиться от иконы и святых мощей
  • Как и кому молиться о чадородии
  • Поговорим о покаянии
  • Молитвы
  • Акафисты
  • Святые праздники
  • Православное видео
  • Статьи с Православия.Ru
  • Православные истории
  • Мои личные истории
  • Чудеса Божии
  • Дивеевские чудеса
  • Матрона Московская
  • Святитель Николай Чудотворец
  • Преподобный Серафим Саровский
  • Бл Ксения Петербургская
  • Великомученик и целитель Пантелеймон
  • Иоанн Кронштадтский
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Св Петр и Февронья Муромские
  • Икона Богородицы Тихвинская
  • Икона Божьей матери Милосердная
  • Икона Божьей матери Всецарица
  • Икона Богородицы Неопалимая Купина
  • Икона Богородицы Семистрельная
  • Икона Богородицы Владимирская
  • Икона Богородицы Федоровская
  • Икона Богородицы Иверская
  • Икона Богородицы Почаевская
  • Икона Богородицы Неупиваемая чаша
  • Икона Богородицы Казанская
  • Икона Богородицы Скоропослушница
  • Преподобный Александр Свирский
  • Святой Спиридон Тримифунтский
  • Общецерковные новости
  • Поучение святых отцов на каждый день
  • Объявления
  • Фотогалерея
  • Баннер сайта
  • Полезные ссылки
  • Поиск по православным сайтам
  • Обо мне и нашем монастыре
  • Просьба о молитве
  • Гостевая книга
  • Обратная связь

Преподобный Николай — реальная личность III века нашей эры. Этот угодник прославился целеустремленностью в служении Всемогущему Господу и искренней добротой к окружающим. За свою великую деятельность был причислен церковью к лику святых. О невероятных свершениях преподобного знали еще при его жизни.

Помощь Преподобного Николая

Современные чудеса Николая Чудотворца отличаются колоссальной мощью и предназначаются для спасения людей, попавших в тяжелейшие или смертельные ситуации. Существует множество сведений мирян и церковных служителей, которые своими глазами видели божественные свершения от имени этого великого монаха.

В период СССР, славящийся антирелигиозными гонениями на христиан, люди боялись делиться историями о невероятных происшествиях божественной природы. Советские граждане видели, как закрывались монастыри и снимались колокола, а потом плавились ради нужд металлургической промышленности. Коммунистические власти запрещали разговоры о Боге и отменяли все церковные праздники.

В настоящее время у мирян есть прекрасная возможность делиться друг другом историями чудесных деяний Николая Угодника (Чудотворца).

Поклонение верующих мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя.

Явление ангела Господа

Этот случай произошел с одной женщиной в 1991 году. Прогуливаясь по берегу озера, она завела разговор со старенькой бабушкой. Последняя принялась исповедоваться, говорила, что семья её совершенно не любит и желает её скорейшей кончины. Благочестивая женщина подарила ей молитвенник, принялась рассказывать о Божьей помощи и сказала, что спасения нужно искать у Творца или Его вечных слуг.

Бабушка ответила на это своей историей.

За неделю до этого знакомства она приходила на это же место с целью самоубийства. От страшного дела её спас старец, который указал бабушке на её грехи и наказал прийти сюда же через семь дней, потому что здесь она научится просить перед Господом. Старец представился Николаем и напомнил, что суицид приносит колоссальные страдания душе.

Чудеса заключались в том, что женщина подарила старушке молитвослов.

На заметку! Преподобный имеет множество имен, потому что оказывает разноплановую помощь всем людям. Чудотворцем его называли, так он мог воскрешать умерших и исцелять страшные недуги. Угодник он потому, что всю свою жизнь посвятил аскетизму и служению Небесному Отцу.

Преподобный по праву почитается во всей христианской традиции.

Чудеса Николая угодника в виде креста

История произошла в 1941 году. Жена осталась в Москве с детьми, а муж отправился на фронт. Матери и семейству приходилось очень тяжело. Она погрузилась в отчаяние, видя страдания своих отпрысков, и задумала самоубийство. Она не была религиозна, не умела читать молитвы, но дома обнаружилась старая иконка Николая Чудотворца.

Обреченная мать стала импульсивно упрекать святое изображение в том, что Господь не способен сберечь её семью от голода.

Она уже собиралась привести страшную задумку суицида в действие, но по дороге споткнулась и нашла две десятирублевые банкноты, сложенные в виде креста. Через время она поняла, что деньги были вручены ей по милости Всевышнего.

Происшествие изменило её мировоззрение, она искренне поверила, стала ходить в храмы и благодарить Николая за чудесный дар.

Другие истории чудес Николая Чудотворца в наши дни

Церковь утверждает, что иконы с изображением преподобного защищают простой народ, исцеляют людей от недугов и совершают благочестивые деяния.

Могущество святынь не ослабевает, несмотря на то, что их можно приобретать в разных религиозных местах.

  • Однажды трехлетний мальчик, играя на берегу глубокой и полноводной реки, соскользнул в поток и сразу же начал тонуть. Стоявшая неподалеку мать бросилась в воду, забыв, что не умеет плавать. В этот момент она вспомнила о Николае Чудотворце, его умении совершать чудеса и начала душераздирающе просить о спасении. Уже через несколько секунд сильный поток подхватил несчастных и вытащил их на безопасное место.
  • При восстановлении Никольского храма на помощь молодым людям пришла престарелая бабушка и изъявила желание принять участие в строительстве. Никто не поверил, что она найдет в себе силы поднимать тяжести, но она всех посрамила. Бабушка поведала, что к сложной работе её побудил святой Угодник, появившийся в доме. Святой чистосердечно просил старушку помочь в строительстве храма.
  • У женщины начались преждевременные роды, и она, будучи глубоко верующей, взяла с собой изображения Христа, Девы Марии и преподобного Николая. Будущая мать успокаивала себя мыслями о том, что в праздник ребенок не должен умереть. Целую неделю врачи переживали за жизнь плода, а женщина ежедневно молилась перед святынями. Родившийся ребенок дышал самостоятельно, но опасность оставалась. Новорожденный пережил множество операций и пошел на поправку, а родители укрепились в вере и торжественно возблагодарили Господа.

На заметку! Правильная молитва перед иконой, с чистыми намерениями, является гарантом исполнения самых сложных прошений. Верующий не должен сомневаться в могуществе и чудотворном стремлении преподобного Угодника Николая.

Чудеса по молитвам

Атеистически настроенных людей тяжело убедить в реальной дееспособности святого изображения.

В наше время существует большое количество убедительных доказательств из уст людей, молящих о чем-либо. Некоторые выживали в авариях, другие — обретали здоровье после долгих лет страшного недуга, а третьи — находили свою вторую половину и счастье до самой кончины.

  • Однажды перед сном женщина, редко обращающаяся к иконе Чудотворца, которая осталась от почившей матери, услышала слова «Дочь моя». Она не придала этому «видению» особого значения, но через три дня все повторилось. Женщина поняла, что преподобный Николай желает общения. Ее разум прозрел, мировоззрение повернулось в сторону религии. Женщина стала приобщаться к церкви и просить защиты для родных и всего человечества.
  • В одной богатой семье до самой старости трудилась богобоязненная домработница. Когда вышел закон о пенсии, хозяйка не смогла найти необходимые документы, что очень огорчило благочестивую бабушку. Она предложила смиренно помолиться перед изображением святого Николая Угодника. В этот же вечер хозяйка обнаружила бумажный сверток с необходимыми для пенсии документами.
  • У маленького ребенка (2 года) случилось сильное пищевое отравление, температура повышалась, и состояние быстро ухудшалось. Отец был шокирован, увидев открытый «родничок», а мать страстно читала молитву перед святыней Николая Чудотворца. По приезду врачу состояние ребенка несколько улучшилось, а родители поспешили помазать его лоб и живот освященным маслом, получившим силу от горячей просьбы. Мальчик выздоровел, даже не приняв обыкновенных лекарств.

Представленные выше чудеса Николая Угодника — это только малая часть множества сотворенных деяний.

Важно! Святой смиренно служил Богу и трудился во благо общества, его дух и тело настолько чисты, что продолжают оказывать помощь долгое время после смерти. Христианский мир возлагает большие надежды на образы этого невероятного человека.

Посмотрите видео о чудесах Николая Чудотворца

Чудеса по молитвам свт. Николая Чудотворца, рассказанные нашими прихожанами и их сродниками.

Рассказывала р.Б. Нина: Это было еще в начале моего воцерковления, когда в моей комнате даже святой угол не был выделен для святых икон. В то время мой дядя сильно заболел, и мы всей семьей опасались за его жизнь. Тогда я решила молиться свт. Николаю Чудотворцу. Надо отметить, что жили мы тогда на 4 этаже. Я поставила иконку прямо на подоконник, встала на колени так, что икона свт.Николая оказалась прямо на фоне неба за окном, встала и начала читать Акафист. Читала долго, преодолевая усталость. И только закончила чтения и произнесла «Аминь», как ровно над иконкой красивой россыпью разных цветов разлетелся салют. Кто-то во дворе устроил фейерверк. Но для меня это было чудо и знак того, что молитва моя услышана. Так и было – здоровье моего дяди поправилось.

***

Вот уже долгое время меня волнует квартирный вопрос и как вариант его решения я видела – ипотеку. Но взять ее не решалась. Пошла в храм, подошла к иконе свт. Николая, приложилась и говорю: «Николушка, скажи нужно ли мне брать ипотеку? Только скажи так, чтобы я точно поняла твой ответ». Помолилась, пришла домой и включила телевизор. А в передаче у ведущих в гостях батюшка , который и говорит: «Меня часто спрашивают прихожане: нужно ли брать ипотеку?» Я, конечно, не хочу подрывать финансовое положение банков нашей страны, но я им советую не брать…

Р.Б. Галина

P.S. Пусть эта история не станет поводом к расстройствам для читателей, взявших ипотеку. История является ответом для конкретной рабы Божией в конкретно её жизненных обстоятельствах и приведена здесь как пример скорого слышания молитв святителем Николаем.

***

Этот случай произошел с прабабушкой моей дальней родственницы. Баба Настя после войны осталась одна с четырьмя детьми: муж и младший сын погибли. Но ничего не поделать нужно было продолжать жить. Стали они строить своими силами новый дом. Жила она в то время с детьми в Луганской области и дом-то стали строить, как принято в тех местах, на украинский лад – мазанку. А когда дело дошло до крыши, потолок-то и обвалился. И обвалился прямо на бабу Настю. Привезли ее в больницу, а врачи и говорят: «Если даст Бог, то выживет, но ходить не будет». Стала баба Настя плакать: кто деток-то ро́стить будет? Муж погиб, одна она осталась, а теперь ей будет и вовсе не справиться, если без ног останется. Плакала она, плакала да и заснула. И видит в полусне, что на кровати у нее в ногах сидит Николай Угодник и говорит ей: «Ты думаешь не встанешь? Встанешь и детей на ноги поставишь». Так всё и произошло. Баба Настя выздоровела и детей вырастила и внуков. Надо сказать, что она смолоду была верующей и веру пронесла через всю жизнь. Детей еще до войны тайно от мужа окрестила в храме Пресвятой Троицы. Храм тот и войну выстоял, и отреставрирован был и поныне стоит. А Николая Чудотворца баба Настя всю жизнь почитала и всех учила, указывая на образ Николушки: «Самая сильная икона, – говорила она, — эта икона Николая Чудотворца».

Р.Б. Валентина

***

В тот день я впервые оказалась в ситуации, когда на моих руках умирал человек. Мне было поручено отвезти сестру во Христе в районную больницу. Положение осложнялось тем, что у сестры не было медицинского полиса. В моем сознании вставали ужасающие картины, что врачи могут оставить человека умирать на пороге, но без документа в больницу не принять. Тогда, поняв, что я оказалась в безвыходной ситуации, я стала мысленно взывать к святителю Николаю. Женщина, сидевшая в регистратуре, быстро перелистывала бумажки, верно ища злополучный полис. Вдруг неожиданно ее отвлекли, она уладила ситуацию и снова принялась за поиски. Время шло. В какую-то минуту я стала понимать, что медработница забыла, что именно она ищет. Она стала медленнее переворачивать листок за листком, силясь вспомнить предмет поиска. Прошло еще пару напряженных минут и моей непрерывной молитвы к святителю. Но женщина, заступничеством Николая Чудотворца, так и не вспомнила, что она ищет, отдала мне документы и пропустила нас на прием к врачу без полиса.

Р.Б. Светлана

Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою,

ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

17 октября Русская Православная Церковь совершает празднование Собора Казанских святых. Сегодня в списке — 34 святых из нашего края. За какие духовные подвиги их прославили, рассказываем в настоящем материале.

До недавнего времени Собор Казанских святых включал лишь несколько человек. Но в 2015 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил его обновленный список, и сегодня в Соборе Казанских святых числится 34 имени. Это святители и преподобные, мученики и новомученики.

О том, кем были эти люди и за какие заслуги были канонизированы Русской Православной Церковью, рассказал председатель комиссии по канонизации святых Казанской епархии священник Антоний Ермошин.

«Некоторые историки самостоятельно включают некоторые имена в канон, поэтому в интернете можно найти более обширные списки. Но официально Русской Православной Церковью канонизированы 34 человека, связанных с казанской землей, — рассказывает отец Антоний. — Все они жили на территории современного Татарстана, были почитаемы здесь и отмечены духовными подвигами. Часть из них — общероссийского почитания и включены во все церковные месяцесловы, другие — местночтимые святые. Впрочем, это разделение весьма условно».

Первый по времени казанский святой — Авраамий Болгарский, живший в XIII веке, последний — наместник Седмиезерной пустыни преподобный Александр Седмиезерный, умерший во времена Хрущева.

Святой Авраамий Болгарский

Жизнеописание мученика Авраамиия, Болгарского чудотворца

Считается не только первым известным нам казанским святым, но и, в некоторых источниках, одним из первых канонизированных русских святых. О его жизни, возрасте, семейном положении почти ничего не известно, ведь жил он в XIII веке в Волжской Булгарии. При этом он упоминается в русских летописях.

Известно, что он был купцом и, согласно его житию, исповедовал ислам, занимался благотворительностью. От русских купцов он узнал о Господе Иисусе Христе и настолько проникся христианской верой, что решил принять крещение. А после начал проповедовать христианство, за что был убит. Его останки русские купцы перевезли во Владимир, где Авраамий Болгарский начал почитаться как мученик и чудотворец.

Почитание его в Казанской епархии началось гораздо позже — лишь во второй половине XIX века, благодаря деятельности архиепископа Антония (Амфитеатрова). Из Владимира была привезена частица его мощей, которая была помещена в Благовещенском соборе Казанского кремля, сейчас частица мощей мученика находится в посвященном ему храме в Болгаре. Кстати, в Болгаре же есть источник его имени. По преданию, он забил в том месте, где Авраамий был казнен. Считается, что вода из него обладает целебными свойствами.

В состав Собора Казанских святых Авраамий Болгарский был включен в 2015 году.

Мученики

Известны и святые эпохи Казанского ханства — мученики Петр, Иоанн и Стефан Казанские. Они жили накануне присоединения ханства к Московскому государству.

Иоанн был русским крестьянином из нижегородских земель. Его взяли в плен во время одного из набегов казанских татар на русские земли и обратили в рабство. Он находился в услужении у одного из местных вельмож. Из сказаний XVI века известно, что вельможа его очень ценил за работу и хотел сделать своим помощником. Но, будучи убежденным мусульманином, старался склонить к переходу в свою веру. Тот оказался, за что был казнен — ему отрубили голову. Но так получилось, что Иоанну удалось выжить, он очнулся и, придерживая голову руками, смог добраться до жилища русских купцов, где исповедался и причастился у находившегося при них священника. А к утру скончался и был похоронен на русском кладбище в Казани. Историки предполагают, что оно находилось на Зилантовой горе, за чертой города. День его памяти — 6 февраля, в один день с блаженной Ксенией Петербургской.

Мученики Петр и Стефан были казанскими татарами-мусульманами, принявшими христианство. Причем один из них даже получил при крещении исцеление от долго мучившей его от болезни ног. Они пострадали за веру весной 1552 года — за полгода до взятия Казани. В результате антирусского восстания родственники умертвили их, как предателей, отказавшихся от веры. По преданию, это произошло в районе родника у Тайницкой башни.

В XVI веке казанский митрополит Гермоген ходатайствовал о включении их в святцы. До XX века Петр и Стефан считались местночтимыми святыми Казани. В результате оплошности редактора церковного календаря в середине ХХ века они попали в список святых общероссийского почитания и так в нем и остались. Мощей мучеников не сохранилось.

Первосвятители

Гурий, Герман и Варсонофий — наиболее почитаемые казанские святые, которые входят во все православные месяцесловы. День их общей памяти — 4 октября (17 октября по новому стилю) является и днем празднования Собора Казанских святых.

Имена святых связаны с возникновением и становлением Казанской епархии.

Святитель Гурий (в миру Григорий Руготин) — первый казанский архиепископ, выходец из обедневшего княжеского рода. В молодости он служил у князей Пеньковых, где его оклеветали и обвинили в любовной связи с женой князя. Княжеский сын попросил не казнить его. Гурий был брошен в яму, где провел длительное время, питаясь колосками. Но поскольку он был грамотным (что было редкостью по тем временам), то попросил друзей приносить ему бумагу и краски и изготавливал рукописные азбуки для детей. Не переставал молиться и не унывал. И в один из дней он увидел свет — двери темницы были открыты. Никем не замеченный, он вышел и направился в Иосифо-Волоцкий монастырь, где принял постриг, а впоследствии стал игуменом. Через некоторое время его перевели в один из Тверских монастырей.

В это время он познакомился с молодым Иваном Грозным, на которого произвел большое впечатление своей духовностью. Поэтому, когда в 1555 году была основана казанская кафедра, именно на Гурия пал выбор царя. Архиереем он был семь с небольшим лет, но, согласно писцовым книгам, после этого Казань представляла из себя город с большим количеством церквей (почти все приходы, бывшие на карте Казани в начале ХХ века, были основаны еще при Гурии). Гурий много болел, в последние годы не мог передвигаться — сказались месяцы, проведенные в темнице. На службах он стоял, опершись на костыль.

Его посох сохранился до нашего времени — он хранился в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, а сейчас находится в экспозиции музея истории Благовещенского собора.

В последние годы архиепископа лежа приносили на службу. А жил Гурий в подвальчике строящегося Благовещенского собора. До нашего времени сохранилась келья святителя. Ее нашли краеведы в XIX веке, после чего она стала местом почитания.

Гурий умер 5 декабря 1563 года (по старому стилю) и был погребен на территории Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле (уже не существует).

Кстати, монастырь был основан сподвижником Гурия Варсонофием. Он прибыл в Казань в сане архимандрита, при этом монастырь еще не был построен. Выбор пал на него неслучайно. Варсонофий был рабом в Крымском ханстве, там же выучил татарский язык, а позже отец-священник выкупил его. После основания монастыря в Казани Варсонофий был избран епископом Тверским, но, уйдя на покой, он вернулся в Казань. Здесь он скончался в 1576 году и был похоронен рядом с архиепископом Гурием.

Спустя 20 лет при перестройке собора Спасо-Преображенского монастыря была задета их могила и обретены мощи святителей. Свидетель этих событий, будущий патриарх Московский (а тогда митрополит Казанский) Гермоген писал, что мощи плавали в гробу поверх благоуханного мира. Тогда же Гермоген ходатайствовал о канонизации Гурия и Варсонофия. В 1595 году они были прославлены в лике святых. Изначально их мощи хранились в Спасо-Преображенском монастыре, в 1630 году мощи Гурия перенесли в Благовещенский собор, а мощи Варсонофия остались в монастырском соборе.

День обретения мощей святителей Гурия и Варсонофия — 4 октября (по новому стилю 17 октября) является общим праздником Собора Казанских святых.

В 1918 году, когда кремлевские храмы закрывались, мощи святителей были вынесены из Кремля будущим священномучеником Иоасафом (Удаловым) и монахинями Казанско-Богородицкого монастыря. Большевики разрешили вынести из храмов лишь то, что можно было унести в руках. Пришлось оставить много святынь, но в первую очередь верующие казанцы спасли мощи святителей, которые в советское время несколько раз переносили по церквям. В конце концов мощи Гурия оказались в храме на Арском кладбище, где пребывают и поныне. В возрожденном Благовещенском соборе воссоздана вторая символическая гробница, где также находится частица мощей святителя.

А вот мощи святителя Варсонофия были утрачены: в советское время они оказались в Госмузее ТАССР (сейчас Национальный музей РТ), где и были уничтожены в ходе очередного субботника уже в 1980-е годы. Святителя Варсонофия почитают как целителя. Неслучайно храм на ул. Бутлерова при Груздевской клинике носит его имя.

Третий святитель — Герман, выходец из Иосифо-Волоцкого монастыря, служил в Свияжске, куда прибыл в сане архимандрита еще не существующего монастыря. На острове-граде он основал Богородицко-Успенский монастырь (действующий и поныне). Монастырь стал одним из богатейших и процветающих во всей епархии.

В 1564 году Герман стал преемником Гурия на казанской кафедре — вторым архиепископом. Потом уехал в Москву, где принимал участие в ряде церковных соборов. По официальной версии, он скончался от моровой язвы в 1567 году, но Андрей Курбский писал, что он был убит по приказу Ивана Грозного. Известно, что в XIX веке проводилось освидетельствование мощей, и на шейных позвонках обнаружили следы ударов топором. Это подтвердило версию о насильственной смерти Германа. Он стал широко почитаться как святой в конце XVII века, хотя его мощи были перевезены в Свияжск столетием ранее — во времена святителя Гермогена. После революции мощи считались утраченными, но на рубеже нового тысячелетия при ремонте в церкви Ярославских чудотворцев был найден ящик под престолом. Оказалось, что это спасенные из Свияжска мощи святителя, сейчас они возвращены на остров-град и находятся в раке. Когда в Успенском соборе закончится ремонт, их вернут на место.

Патриарх Гермоген

Одним из наиболее значимых святых Казанской епархии является Гермоген — будущий патриарх Московский. С его именем связано прославление казанских святых, обретение Казанской иконы Божией Матери.

Жизненный подвиг Патриарха Ермогена

Родился он, скорее всего, не в Казани, но с молодости жил здесь, служил священником в Никольском храме на Гостином дворе, затем принял монашество и был настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. После учреждения на Руси патриаршества и возведения Казани в ранг митрополии он стал первым казанским митрополитом (с 1589 по 1606 годы). Его служение в Казани — это строительство храмов, строительство Богородицкого монастыря на месте обретенной иконы, просвещение населения края.

В 1606 году Гермоген был избран на Московский патриарший престол. Годы его патриаршества выпали на Смутное время. Свою жизнь он закончил мученически — он активно боролся с Семибоярщиной и отказался благословить польского королевича Владислава Сигизмундовича на царский престол без его перехода в Православие. Был посажен в темницу и умер от голода в феврале 1612 года. Похоронен в кремлевском Чудовом монастыре, канонизирован в 1913 году в рамках юбилейных торжеств по случаю 300-летия дома Романовых. В Собор Казанских святых он включен в 2015 году своим преемником — нынешним патриархом Кириллом.

Святой подвижник

Еще один почитаемый в Татарстане святой — Гавриил Седмиезерный, продолжатель традиции Оптинских старцев. Он подвизался в разных монастырях и был отовсюду изгнан людьми, которые не понимали его подвижнической жизни, считали его чудаком.

Оказавшись в Казанской епархии, он некоторое время жил в Раифском монастыре и в «Новом Иерусалиме» на озере Кабан, но затем обосновался в Седмиезерной пустыни, где провел около четверти века. Там он, попав в аварию, обезножел и пролежал несколько лет в постели, принял великую схиму и готовился умирать. Но получил исцеление и даже стал наместником монастыря. К этому времени он стяжал славу как старец и молитвенник. К нему приезжали не только известные казанцы, у него окормлялись преподаватели и студенты Казанской духовной академии, многие общественные и культурные деятели (его духовной дочерью стала и сестра императрицы великая княгиня Елизавета Федоровна). Был у него и Григорий Распутин.

Став жертвой очередной клеветы, он был изгнан из Казанской епархии в 1908 году при архиепископе Никаноре (Каменском), но незадолго до революции, в 1915 году, он вернулся в Казань, где 24 сентября (7 октября) скончался в здании духовной академии и был погребен в своем монастыре. Многие его духовные дети в советское время стали мучениками за веру. Когда Седмиезерная пустынь была разрушена, часть мощей Гавриила была спасена одним из иеромонахов монастыря Серафимом. Он, скитаясь по квартирам и живя у старушек, переносил их с одного места на другое. В конце концов мощи старца оказались в Казанском епархиальном управлении. В 1996 году Гавриил был канонизирован как местночтимый святой. Часть его мощей хранится в Седмиезерной пустыни и в храме при Казанской духовной семинарии на ул. Челюскина. Сейчас Казанская епархия получает множество писем от верующих с просьбой ходатайствовать о включении Гавриила в общецерковные святцы.

Новомученики

Еще одна категория казанских святых — это убиенные за веру новомученики и исповедники, прошедшие через тюрьмы и страдания, но скончавшиеся мирной смертью. Среди священников-новомучеников — Михаил Вотяков, сельский священных из Чистопольских Выселок, расстрелянный в 1931 году за то, что якобы настраивал людей против колхозов. А также два казанских священника — Димитрий Шишокин и Филарет Великанов.

Димитрий Шишокин служил в Троицкой церкви при тюремном замке (здание сохранилось — сейчас это следственный изолятор на ул. Япеева). Он был арестован осенью 1918 года, в разгар Гражданской войны. Якобы за то, что в тюрьме выбивал показания у арестованных большевиков. И хотя революционно настроенные арестанты писали в его защиту письма, за него вступились представители совета рабочих, рабочие Пятницкого прихода, это не помогло. Его расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности.

За «пособничество белым» расстреляли и Филарета Великанова, эконома Казанской духовной академии, служившего в дни Гражданской войны в Борисоглебоском храме в Плетенях по приглашению рабочих завода Крестовниковых (район современной улицы Ахтямова). Сохранились и опубликованы его письма из тюрьмы. В одном из них он пишет ректору духовной академии, где с трогательностью просит у всех прощения, распоряжается своим скромным имуществом и просит как можно аккуратнее сообщить о его казни пожилой матери.

Зилантовы мученики

К лику святых причислены и преподобные мученики Зилантовы. Их убили в первый же день взятия Казани Красной Армией — 10 сентября 1918 года. Именно со стороны Зилантовой горы отступающие белочехи вели обстрел подходов к городу, поэтому красноармейцы выместили злобу на братии монастыря. На расстрел вывели 11 человек, но один — иеромонах Иосиф — упал первым, лишившись чувств. На него посыпались тела остальных. Иосиф спустя время очнулся и ночью пришел в Иоанно-Предтеченский монастырь, где рассказал о случившемся. Место захоронения братии монастыря неизвестно.

Святая среди святых

Есть в Татарстане и своя женщина-святая. Маргарита Мензелинская была гречанкой по происхождению, выросла в Киеве. Там приняла монашество и была назначена настоятельницей в Мензелинский монастырь (тогда он относился к Уфимской епархии, сейчас не действует).

В августе 1918-го Белая армия отступала и у нее возникла мысль бежать. Игуменья уже выходила из монастыря, когда ей явился Николай Чудотворец. Он укоризненно сказал ей: «Зачем бежишь от своего венца?» Маргарита вернулась в монастырь, зная, что её ждет. На следующий день во время литургии в храм ворвались красноармейцы. У стен храма они расстреляли настоятельницу без суда и следствия.

В том же августе по обвинению в контрреволюционной деятельности был расстрелян и настоятель Свияжского монастыря епископ Амвросий (Гудко).

Мученики при советской власти

В начале 30-х годов был нанесен новый удар по духовенству — в основном сельскому. Их обвиняли в том, что они агитируют против колхозов. В числе пострадавших — братия Раифского монастыря. После того, как монастырь был закрыт большевиками, насельники продолжали жить поблизости, в Васильево, Бело-Безводном, и служили в закрытых храмах. В престольный праздник — день памяти Раифских преподобных отцов — они собрались на литургию. Шел 1930-й год. После службы монахов арестовали, шестерых расстреляли, остальных отправили в ссылки, а кого-то отпустили. При этом ризничего иеромонаха Сергия (Гуськова) пытали дольше других, чтобы узнать, где деньги монастыря.

Раифские мученики были канонизированы в конце 90-х. С братьями были расстреляны и два мирянина из крестьян. История сохранила их имена — Василий и Степан. Не исключено, что со временем их также включат в число святых.

Канонизированы были и три казанских архиерея, ставших жертвами Большого террора 1937-1938 годов. Это священномученники митрополит Кирилл (Смирнов), епископ Иоасаф (Удалов) и митрополит Анатолий (Грисюк). Кирилл был Казанским архиереем с 1920 до 1929 года, однако фактически управлял епархией совсем немного, так как постоянно находился в ссылках и тюрьмах: на Соловках, в Сибири и Казахстане. В декабре 1937 года он был расстрелян под Чимкентом.

В период его заключения епархией управляли викарные епископы Анатолий и Иоасаф.

Анатолий (Грисюк) был последним ректором Казанской духовной академии (с 1913 года). В первый раз он был арестован в 1921 году за то, что тайно продолжал учить студентов закрытой духовной академии. Несмотря на допросы, он не выдал ни одного имени своих учеников. На его время пришлось начало разгрома Казанской епархии. Впоследствии он был архиепископом в Самаре, митрополитом в Одессе. Неоднократно арестовывался, подорвал здоровье на тяжелых работах. В январе 1938 года, когда он лежал в тюремной больнице, лагерные врачи силой вырвали у него из рук Евангелие. При попытке сорвать нательный крестик он испустил последнее дыхание.

Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) занимался делами епархиального управления во время отсутствия Кирилла (Смирнова). Долгое время он также провел в ссылках и тюрьмах. После освобождения жил с матерью в Казани на ул. Тихомирнова (этот деревянный дом напротив театра кукол недавно был отреставрирован). В декабре 1937 года и он был арестован и расстрелян на Архангельском кладбище, могила его неизвестна.

Священномученики Кирилл, Анатолий и Иоасаф были канонизированы в 2000-2002 годах.

Последним по времени казанским святым был преподобный исповедник Александр Седмиезерный, умерший в 1961 году. Последний наместник Седмиезерной пустыни прошел ссылки и лагеря, после освобождения из которых жил в Мордовии, где в Санаксарском монастыре хранятся его мощи.

Сегодня не каждая митрополия может «похвастаться» таким количеством чудотворных икон и святых, и работа по канонизации мучеников советского периода и подвижников веры иных эпох продолжается.

Теги: Собор Казанских святых святые Казанской епархии святые Казанского края

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *