Понимаю чтобы верить

COLTA.RU открывает серию материалов о коллекционировании искусства. О своем опыте рассказал Максим Боксер.

— Максим, вы — человек, известный в трех ипостасях: коллекционера, дилера и галериста. Как все они сочетаются в вашей жизни?

— Про эксперта забыли… На самом деле все то, о чем вы говорите, — практически одно и то же. И никакого раздвоения личности. Если вещь «моя» — просыпается коллекционер и совершает глупости, если нет — холодный расчет. Удовольствие приносит, пожалуй, только первое, когда что-то меняется в домашней компании предметов, появляется какая-то новая нота в разномастном хоре, причем мною выбранная, и кайф именно в этом.

— Какое искусство вы собираете для себя?

— Собираю — искусство. То, что для меня является искусством — ну и соответствует моим финансовым возможностям. Поэтому в коллекции есть несколько тем, и может даже показаться, что я отношусь к тем, кого старики-коллекционеры снисходительно называли интерьерщиками. Но это не так: если мебель — то отборные образцы эпохи классицизма, которые отражают достоинство, скромность и элегантность людей того времени. Их тягу к прекрасному. К просвещению. Если стекло или серебро — то еще чуть раньше — середина XVIII века, когда русские мастера создавали самобытные произведения, вторя европейским образцам, но никогда не видя ни львов, ни пальм, ни греческих и римских видов и скульптур, ставших теперь и их сюжетами. Наивные и прекрасные. Особая история с работами на бумаге начала ХХ века. Серебряный век, просвещенные западники, они словно иллюстрировали ту далекую эпоху, о которой я только что говорил. Иллюстрировали с тоской. «Мир искусства», «Голубая роза», Союз русских художников — примерно такой круг.

Лев Бакст. Сатир и нимфа. 1895. Собрание Максима Боксера

— А что покупаете как дилер и представляете в своей галерее?

— Галерейная коллекция (Максим Боксер — сооснователь галереи Ravenscourt. — Ред.) состоит из парижской школы, поздних фовистов и импрессионистов. Эти вещи заведомо покупались для продажи, для московских и лондонских коллекций, но это отнюдь не значит, что выбирались они менее тщательно. Кроме того, существует еще и уникальная коллекция костюмов, которые мы с моим компаньоном по галерее Елизаветой Мешквичевой купили по наитию. Когда-то в них выступали артисты балета «Русских сезонов» в Монте-Карло. Удержаться было невозможно; правда, мы не ожидали, что их не только безумно сложно хранить, но и страшно дорого реставрировать. И все же это наша любимая коллекция, она путешествует по миру — от Третьяковки до Сарагосы, участвует не только в выставках, но и в музыкальных событиях.

— Где предпочитаете покупать: на аукционах, в галереях, у дилеров или коллекционеров?

— Мне абсолютно все равно, где покупать картины, готов за ними ехать на край света, лезть и на чердак, и в подвал или биться в аукционном зале с разодетой публикой. Когда-то рынок еще помнил подпольные советские времена и был окутан тайной и романтикой, еще существовал обмен, а не только всеобщий эквивалент, а сделки сопровождались длинными беседами за чаем или бутылкой — тогда, разумеется, я предпочитал общество старых коллекционеров, пусть даже они меня по-доброму и обманывали. Учили.

Кес Ван Донген. Эскиз гобелена. 1920-е. Собрание Максима Боксера

— Часто обращаетесь за экспертной оценкой?

— Для себя — никогда. Даже больше того: иногда удается купить неподтвержденную подлинную работу. Дешево, разумеется. А вот с галереей совсем другая история. Я знаю, что покупатель наверняка попросит экспертизу, да еще и конкретного эксперта (хорошо, если мою), которому доверяет. Люди хотят иметь гарантии, это правильно и понятно. Приходится возиться.

— Что бы вы сказали о различии коллекционера и дилера с точки зрения психологии, философии, логики и этики поступков? Ну, если начать с философии, некой главной цели всего действа?

— У дилера цель, безусловно, меркантильная, но я не могу сказать, что это менее азартно и увлекательно, — постоянный поиск и риск, точно так же побеждают знания и глаз. Ну и наглость, конечно. С коллекционерами все сложнее, есть разные типы коллекционеров. У одних превалирует тщеславие, других назовем архивариусами, потому что собирают системно, а есть люди, которые сами точно не знают, что собирают. К последним я отношу и себя. Для них суть в самом процессе, в изучении и познании предметов, которые потом оказываются в необходимой, незаменимой компании друг друга. Если про философию, то — сублимируют все три типа, точно по Фрейду; надеюсь, никто не обидится.

Андре Дерен. Франция. Провинция. 1920-е. Собрание Максима Боксера

— Процесс идет до тех пор, пока не соберется весь пазл?

— А он никогда не соберется!

— А что скажете о психологии покупки и собирательства?

— Коллекционером чаще управляет сильная эмоция, дилер действует более хладнокровно. Коллекционер может позволить себе хулиганские жесты — например, заплатить неразумно дорого. И другие — романтические (улыбается). Однажды Соломон Шустер показал мне небольшую очаровательную картинку в старинной тонкой деревянной рамке с закругленными углами. «Кто это?» — я замялся. «Дарю, разберешься потом». Разобрался — чудесный Чехонин. Потом еще разобрался — фальшивый. Висит дома много лет, единственный и любимый фальшак. Он все знал.

— Этическая сторона вопроса?

— Этическая? Этика для всех одна. Искушение присутствует в любом деле, а уж кто и как с ним борется, зависит от породы и воспитания. Лично я считаю, что обманывать невыгодно — репутация дороже. Это, конечно, не значит, что я буду кого-нибудь убеждать, что его вещи стоят больше, чем он просит. И еще я верю, что вещи выбирают хозяев и любовь к ним бывает вознаграждена, так что вести себя с ними стоит деликатно. У кого-то по-другому, бывают и весьма преуспевающие люди, с которыми едва здороваются, хотя они часто успешнее тех, кто руководствовался моральными принципами. Единственное отличие от других профессий в том, что многое построено на доверии, а проверить правильность субъективной оценки качества живописи невозможно, во всяком случае, на начальном этапе коллекционирования, и отсюда — погоня за бумажками, мнениями, экспертизами — аналитическое коллекционирование — не вижу, не понимаю, не верю… какая тут этика!

Константин Сомов. Аллея. 1904. Собрание Максима Боксера

— Что бы вы сказали о российском арт-рынке? Мне приходилось слышать, что имена хороших экспертов и дилеров держатся в секрете и не светятся в медиа.

— Видимо, они держатся в таком строгом секрете, что даже я их не встречал. Может быть, у нас никак нельзя без флера. На самом деле все известны, и известно, кто чего стоит. Тот, кому надо, найдет. Например, в свое время группа известных и серьезных галеристов организовала конфедерацию арт-дилеров, одной из задач которой была сертификация экспертов, ее проводят ежегодно тайным голосованием, и список «доверенных» висит на сайте конфедерации. Спад русского рынка и ажиотажного спроса сильно повлиял на ситуацию с экспертизой: люди стали серьезнее относиться к покупкам, а эксперты после ряда скандалов — к своей работе. Это не значит, что не осталось слепых искусствоведов и восторженных теоретиков, которые, искренне заблуждаясь или за деньги, подтверждают всякую дрянь, но их число точно сокращается. А ваша этика, нет, скорее наша фальшивая корпоративная этика не позволяет их топить, но это не страшно… в конце концов, и новые коллекционеры должны учиться, в том числе на ошибках, это же просто плата за обучение.

* * *

COLTA.RU обратилась также за комментариями к коллекционерам.

Мэрили ван Даален

коллекционер, основатель и президент Young Artist Check-in (программа по поддержке молодых талантов в изобразительном искусстве и классической музыке), член совета управляющих Bard College, Берлин

Мой вкус с течением времени не сильно менялся, я остаюсь верна своему внутреннему чутью. К примеру, я бы никогда не купила работу Дэмиена Херста, даже если это очень модная вещь или хорошее вложение средств. Вообще искусство как инвестиция мне неинтересно. Мне важна фигура художника, я люблю общение с авторами и всегда интересуюсь, откуда он родом, на каком этапе жизненного пути он находится и какое социальное положение занимает, потому что все эти факторы так или иначе влияют на создаваемое им искусство. Перед покупкой я не собираю мнения разных экспертов, а прислушиваюсь к своему галеристу. Например, если говорить о российских художниках и трендах на этом рынке, то я консультируюсь с Frolov Gallery. Но даже галерист не решает все за меня — последнее слово предпочитаю оставить за собой. Помнится, только однажды я пошла на поводу у дилера, хотя работа не была мне близка изначально. Продавец знал о моей страсти к музыке и убедил меня купить недешевую работу одного китайского художника — бюст Вагнера, сделанный из книг, большой и очень тяжелый. Сейчас эта вещь, как и многие другие из моей коллекции, находится в Нью-Йорке. Только есть один нюанс — она не располагается у всех на виду, как прочие, а хранится в подвале. Скорее всего, в скором времени я передам ее какой-нибудь музыкальной школе или другой институции.

Денис Окулов

коллекционер, генеральный директор компании «ОКИЛ-САТО»

Можно сказать, что я вырос в художественной среде — учился в детской студии при Эрмитаже, потом оканчивал художественную школу. Лет десять назад начал покупать первые работы, потом, правда, случился длительный перерыв, и вот последние пару лет я серьезно занимаюсь коллекционированием искусства. Сфера моих интересов довольно широка — собираю в основном российских авторов, как соцреалистов, так и нонконформистов, современных художников. Недавно начал присматриваться к европейскому искусству — сейчас вот торгуюсь за Вазарели. Как видите, я не ограничиваю себя одним направлением: главную роль в выборе работы играет мое эмоциональное восприятие. Понравившиеся мне цветовые решения, фактура письма могут стать мотиватором для покупки. Галеристов и дилеров я слушаю, но с пониманием того, что каждый из них все-таки преследует свои цели и желание представлять ангажированных художников. Так что полагаюсь на свое внутреннее чутье. Задача инвестировать в искусство передо мной пока что не стоит — я оформляю свое пространство, как личное, так и рабочее. Кроме того, я очень много летаю и во всех странах мира первым делом иду в национальные галереи или музеи современного искусства — ну и отслеживаю в Фейсбуке и Инстаграме интересных художников. Думаю, я выбираю те работы, которые каким-то образом отражают мой вкус и характер, представляя окружающим мой «портрет коллекционера».

Понравился материал? Помоги сайту!

Подписывайтесь на наши обновления

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

Художественный фильм (Великобритания, 2007). 2 части.
Оригинальное название: Sense and Sensibility.
Режиссер Джон Александр.
По роману Джейн Остин «Чувство и чувствительность».
Сценарий Эндрю Дэвис.
Оператор Шон Боббит.
Композитор Мартин Фиппс.
В ролях: Дэвид Морриси, Дженет МакТир, Хэтти Морахен, Чарити Уэйкфилд, Доминик Купер, Дэн Стивенс, Марк Уильямс, Линда Бассет.
Часть 1-я. Джон Дешвуд получает в наследство от умершего отца не только поместье, но и мачеху с тремя дочерьми, которые живут в этом поместье. Фанни, жена Джона, добивается, чтобы все четыре женщины переехали к своему кузену Джону Мидлтону. Перед их отъездом старшая дочь мачехи Мэри, Элинор, повстречала Эдварда Ферраса, брата Фанни, и в знак своего особого расположения, он дарит ей книгу. На новом месте жительства, кузен Мидлтон в первую очередь знакомит Мэри, Элинор, Мариан и Маргарет с полковником Брэндоном. Сразу стало понятно, что полковник неравнодушен к Мариан, но девушка влюбилась в молодого повесу Уиллоби, который однажды оказал ей помощь.
Часть 2-я. После неожиданного отъезда Уиллоби в Лондон, Мариан заскучала, да и Элинор в полном смятении: после краткого визита Эдварда, она случайно узнала, что одна из ее кузин, Люси, надеется на скорую помолвку с Эдвардом Феррасом. Поэтому, когда тетушка везет Элинор и Мариан в Лондон, обе по-разному относятся к этому: Мариан надеется встретиться там с Уиллоби, а Элинор боится повстречать Эдварда. Чувствительная Мариан, встретившись на балу с Уиллоби, натыкается на его холодность и узнает, что он собирается жениться на очень богатой девушке. Поэтому, когда приходит время возвращаться, обе сестры несказанно рады. А как сложится дальнейшая жизнь девушек, что победит: разум или чувство?
В эфире:
1 — 2 мая 2008 года,
8 — 9 сентября 2008 года.

Поэты о русском языке

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
М. Ю. Лермонтов

Язык есть исповедь народа,
Его душа и быт родной.
П. А. Вяземский

Блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою.
А. С. Пушкин

Звуча у Пушкина так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке.
Е. А. Евтушенко

Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К. Д. Бальмонт

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
А. А. Ахматова

Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Е. Я. Весник

К нам пришел он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужою медью
Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.
С. Н. Сергеев-Ценский

Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык
С. Абдулла

…язык наш чудный,
Метальный, звонкой, самогудный.
Разгульный, меткий наш язык!
Н. М. Языков

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. А. Бунин

***

Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На русскую суть языка.
Я. В. Смеляков

***

Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;

Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав его, я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
М. Ю. Лермонтов

Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
В. С. Шефнер

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею.
Утратив русский, – стану я глухой.
Т. М. Зумакулова

***
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.

Вскричать: «Полцарства за коня!» —
какая вспыльчивость и щедрость!
Но снизойдет и на меня
последнего задора тщетность.

Когда-нибудь очнусь во мгле,
навеки проиграв сраженье,
и вот придет на память мне
безумца древнего решенье.

О, что полцарства для меня!
Дитя, наученное веком,
возьму коня, отдам коня
за полмгновенья с человеком,

любимым мною. Бог с тобой,
о конь мой, конь мой, конь ретивый.
Я безвозмездно повод твой
ослаблю — и табун родимый

нагонишь ты, нагонишь там,
в степи пустой и порыжелой.
А мне наскучил тарарам
этих побед и поражений.

Мне жаль коня! Мне жаль любви!
И на манер средневековый
ложится под ноги мои
лишь след, оставленный подковой.
Б. А. Ахмадулина

Слово
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слов.
Н. С. Гумилёв

Родной язык
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!
В. Я. Брюсов

Высказывания о русском языке

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен тонкостью оттенков.

П. Мериме

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

П. Мериме

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.

М. В. Ломоносов

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

М. В. Ломоносов

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…

Н. В. Гоголь

Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

М. А. Шолохов

Всякий народ своеобразно отличился, каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженьи его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н. В. Гоголь

Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка.

А. С. Пушкин

Язык есть вековой труд целого поколения.

В. И. Даль

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

Н. М. Карамзин

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.

Н. А. Добролюбов

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

В. Г. Белинский

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Г. Белинский

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Ф. М. Достоевский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. И. Куприн

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А. Н. Толстой

Слово – великое оружие жизни.

В. О. Ключевский

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

М. Горький

Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью.

М. Горький

Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. <…> Язык и мышление теснейшим образом связаны. Если язык обеднеет, обеднеет и мышление. Язык же опирается в своем развитии на письменность, а в ней преимущественно на литературу. А литература имеет колоссальное значение для развития нравственности. <…> О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в ХIХ веке лучшую в мире литературе и поэзию.

Д. С. Лихачёв

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды.

В. М. Иллич-Свитыч

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

К. Г. Паустовский

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
… С русским языком можно творить чудеса!

К. Г. Паустовский

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…

К. Г. Паустовский

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.

М. М. Пришвин

Отражая географические просторы и «общежительность» разных народов, образ «вечно созидающейся России», русский язык несёт непреходящие ценности красоты и благодати, которые, по Достоевскому, «всё спасут».

В. Г. Костомаров

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Д. С. Лихачёв

Высказывания о литературе

Литература во всех ее видах — не что иное, как тень доброй беседы.

Р. Стивенсон

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Д. С. Лихачев

Литература есть выражение общества, так же как слово есть выражение человека.

Л. Г. А. Бональд

Литература — это руководство человеческого разума человеческим родом.

В. Гюго

Ни один жанр литературы не содержит столько вымысла, сколько биографический.

У. Э. Чэннинг (Чаннинг)

Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.

Н. Г. Чернышевский

Литература рождается из глубины народной души.

А. Мицкевич

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.

В. Г. Белинский

Литература… обязана быть верной народу, обязана страстно и ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и счастье.

Ч. Диккенс

Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель.

М. А. Светлов

Литература — это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких-либо талантов.

Ж. Ренар

Литература портится лишь в той мере, в какой люди становятся испорченнее.

И. Гёте

Беда иной литературы заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие не мыслят.

П. А. Вяземский

В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало.

А. Ф. Писемский

Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов.

С. Цвейг

Немало литературных произведений обязано своим успехом убожеству мыслей автора, ибо оно сродни убожеству мыслей публики.

Н. Шамфор

Рукописи не горят.

М. А. Булгаков

Рассуждения писателей о языке и речи

Вспомните, как часто вы слышали подобные фразы: «Я сразу почувствовала что-то неладное», «Я сразу поняла», «Сердце мне подсказывало», «Внутри все сжалось» и так далее.

Сердце имеет доводы, которых не знает разум

Часто такие фразы говорят уже после того как:

– случилось, что-то неприятное,

– вы сделали неправильный выбор,

– дело уже сделано,

– вы не послушали это самое сердце.

А вы никогда не задумывались, откуда эти подсказки? Кто нам подсказывает и почему? Для чего нам даны предчувствие и интуиция? И последний, но, на мой взгляд, самый важный вопрос: почему мы не слышим и не слушаем эти важные подсказки?

Наше тело помогает нам жить в этом мире! А вместе с душой оно обеспечивает правильную подачу информации. Иногда это болезни, недомогания, иногда просто предчувствия, а иногда радость. Так вот, если вы радостны, значит, вы на правильном пути! Если сомневаетесь – разворачивайтесь.

Если заболело сердце – это накопленные непрощеные обиды, которые таблетками не залечишь, только прощением и отпусканием. Это наше тело подсказывает нам, что мы носим с собой ненужные, давно забытые обиды.

Если болит желудок – это, как правило, неправильное питание и нерациональное отношение к себе и своему здоровью. А боль предупреждает нас о том, что надо обратить внимание на свой рацион и свое здоровье.

Лишний вес – это защита от окружающей среды, непринятие себя, неправильное питание и крайняя невнимательность к себе.

А если болит душа, то это недостаток любви, низкая самооценка и даже ненависть к себе. Принижение себя и своих достоинств. Пониженная уверенность и отсутствие внутреннего стержня, собственных целей и взглядов на жизнь.

Наше тело – это наш индикатор и проводник в мир счастливой и прекрасной жизни.

А НАША ЗАДАЧА – УЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ СЕБЯ!

ЭТО ОЧЕНЬ СИЛЬНОЕ УМЕНИЕ, КОТОРЫМ СПОСОБЕН ОБЛАДАТЬ ЧЕЛОВЕК. А ИНТУИЦИЯ ЖЕНЩИНЫ, КАК ИЗВЕСТНО, СИЛЬНЕЕ МУЖСКОЙ.

Слушайте свое сердце, а не разум! Почему же так важно прислушиваться к сердцу, а не быть холодно-расчетливым в разумных думах?

Как пишет Луиза Джоунс: «Роль разума состоит в изучении и анализе. Роль сердца состоит в выборе и выполнении. Сердца соединяют, а разум разделяет».

Только сердце умеет любить, а любовь гораздо сильнее логики!

Миром правит именно любовь, и только настоящие человеческие отношения имеют ценность!

Хорошо сказала Хелен Келлер: «Самые лучшие и прекрасные вещи в мире нельзя увидеть и услышать… их чувствуют сердцем…».

Аналогично вторит ей Паскаль: «Сердце имеет доводы, которых не знает разум».

Мне, например, легче и радостнее уступить именно своим предчувствиям, своему сердцу, а не доводам разума, потому что потом я сто раз скажу себе: «Ведь чувствовала, что надо сделать по-другому, а не сделала… и что теперь?!».

А после решения будь что будет… И знаете, всегда такие решения преподносят прекрасный результат. Вот что на этот счет пишет Рей Бредбери: «Если мы станем прислушиваться к голосу разума, у нас никогда не будет любовных отношений. У нас никогда не будет друзей. Мы никогда не займемся никаким бизнесом, потому что решим: «Ничего не получится». Или «Она причинит мне боль». Или «Я пару раз влюблялся неудачно, а потому…». Все это чепуха. Вы не должны упускать жизнь. Каждый раз прыгайте с утеса и, пока летите вниз, отращивайте крылья».

Конечно, совсем в омут с головой прыгать не стоит. Самый идеальный вариант – когда и сердце, и разум соглашаются с вашим выбором. А чтобы чаще встречались такие ситуации, стоит слушать сердце, очень внимательно относиться к голосу разума и различать информацию: ГДЕ разум говорит с целью помочь и подсказать, а ГДЕ с целью отговорить вас не делать того, чего никогда не делал, только потому что он боится. Разум дан нам, чтобы оберегать нас, держать в безопасности. Привычные дела, застоявшееся болото – это и есть любимое состояние разума.

Но если вы человек, который умеет правильно думать, человек, который в ответе за свою жизнь, так научитесь управлять своим разумом и сделать так, чтобы его мысли приносили вам пользу, а не останавливали вас на полпути.

И напоследок – отрывок из притчи «Разум или Сердце?!»:

Однажды Сердце тихо сказало Разуму:

– Кажется, я начинаю понимать, в чем подвох… На самом деле я всегда поступало так, как хотел ты.

Разум посмотрел на Сердце исподлобья:

– Потому что, поступая по-своему, ты теряло меня.

– Когда я поступало по-своему, я было живым! Поступая же так, как велишь мне ты, я умираю…

– Ну, хорошо, скажи мне: кому нужно сердце, лишенное разума?

– А кому нужен разум, лишенный сердца…

Разум лишь холодно улыбнулся в ответ:

– Успокойся. Я обязательно что-нибудь придумаю. И никто никогда этого не заметит.

Прошу вас, не отказывайтесь от шепота сердца!

Здравый смысл часто заглушает шепот души. Разум всегда старается ДОКАЗАТЬ свою правоту, душа же пытается РОБКО возразить, но разум НАСТАИВАЕТ на своем, опираясь на «здравые рассуждения». А душа не думает, она чувствует и знает! Поэтому учитесь слушать себя! И когда на самом деле хотите что-то сделать, хотите всем сердцем, сделайте это, чего бы это ни стоило! Просто возьмите и сделайте.

Хочу еще добавить, что, для того чтобы научиться прислушиваться к себе, нужно просто начать прислушиваться. Сначала начните слушать свою душу, каждый день в ней может быть несколько разных ощущений, прорабатывайте их, убирайте ноющие и тянущие ощущения. Потом при длительной тренировке научитесь слышать самые слабые подсказки. И когда вы будете прислушиваться к ним больше и больше, приходить они к вам будут все чаще и чаще.

Тогда вы сможете построить свою жизнь на ощущениях и действовать так, как подсказывает сердце.

Екатерина КОВАЛЕВА, психолог. «Суперстиль»

«Сердце имеет доводы, которых не знает разум» / Газета «Ставропольская правда» / 20 апреля 2012 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *