Пономарь в церкви

В терминологии слова «пономарь» и в развитии пономарства как церковного института произошли существенные изменения со времен апостольских.

Само слово «пономарь» в русском языке искажено. Греческий оригинал пишется как «парамонарь» и переводится «привратник», «приставник». Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников, молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии. Они следят за освещением храма, возжигают светильники, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, выходят со свечами во время входа, совершают другие важные действия. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Следят также они и за порядком во время богослужения. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Из опыта скажу, что значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Иерей Андрей Чиженко

Ксения Зимина: Детское отделение онкологического диспансера

Фото: Ксения ЗиминаВсё, что происходит в Забайкалье и городе Чита

Екатерина Шайтанова: Бог с ним, с мужеством

Заместитель председателя гордумы Читы Александр Зенков на этой неделе обвинил экс-губернатора Забайкальского края Константина Ильковского в ликвидации выборов главы города.

Внезапно выяснилось, что гордума вводить институт сити-менеджера не хотела, а решение это принял и насильно навязал заксобранию лично Константин Ильковский. Заявил это Зенков, правда, после отставки Ильковского: «Люди могли подумать, что мы сами решили отменить выборы мэра. На самом деле у нас совершенно другая позиция». Такое вот мужество. Немного запоздавшее.

Я говорю о внезапности потому, что два года назад, в мае 2014-го, Зенков говорил совсем другие вещи. «Предлагаемая модель устройства в Чите на сегодняшний день — оптимальна, — говорил вице-спикер. — При низкой обеспеченности города финансовыми средствами возрастает роль главы края — губернатора. (…) Сити-менеджер — человек губернатора. Взаимодействие будет налажено, если отношения сложатся нормальные, результат будет положительным. Будет движение вперёд».

С Зенковым так, главное, уже было: вот он накануне выступал за двухмандатную систему, а после того, как Михалёв решил, что нужна одномандатная, старшего товарища поддержал.

Но бог с ним, с мужеством, важно то, что на фоне отставки Забелина, которая, хоть и опровергнута, мерещится мне всё явственнее, мы имеем все шансы в сентябре поиметь ещё и выборы мэра. Для этого городским депутатам нужно только внести изменения в устав. Ну, и чтобы Ильковский на них не давил!

Роман Шадрин: Два грузовика безответственности

Фото: Ксения ЗиминаВсё, что происходит в Забайкалье и городе Чита

Что изображено на этой фотографии? Бомжатник? Да. Помойка? Тоже верно. Но кроме этого, на фотографии изображена часть одного из красивейших домов Читы. Объект культурного наследия не местечкового, федерального (!) значения известен части горожан, как Дом Шиллинга. Большинству он не известен вовсе. Спрятавшийся во дворах квартала Ленинградская — Смоленская — Горького, он не виден ни с одной улицы, а потому всегда остаётся в тени. В прошлом году Артём Стромилов описал этот чудесный, страдающий от всеобщего попустительства особняк в проекте «Исчезающая Чита». Почитайте, внутри текста есть вся история и цепочка причин, по котором один из самых впечатляющих старых домов региона остаётся ночлежкой для бомжей и только чудом до сих пор не пал жертвой пожара.

На этой неделе сотрудники краеведческого музея Забайкалья, студенты Железнодорожного техникума и участники туристско-краеведческого отряда «Бурундуки» вывезли из дома Шиллинга два КамАЗа с мусором. За этот поступок ребят нужно искренне благодарить. Кроме реальной помощи памятнику, они обратили на него внимание всего города. По словам сотрудника музея Андрея Черепанова, вопрос о реконструкции здания будет решаться в 2017 году — то есть, ох, как не скоро. А до того времени нужно умудриться не потерять де-факто бесхозную жемчужину городской архитектуры. Без общего внимания, без общей, за отсутствием частной, ответственности, Дом Шиллинга может пропасть на раз-два, оставив после себя всего несколько фотографий, на части которых он — бомжатник и помойка.

Фото: Ксения ЗиминаВсё, что происходит в Забайкалье и городе Чита

Дарья Прокопьева: Безбилетница

В начале этой недели 11-летняя девочка без билета долетела из Москвы до Санкт-Петербурга. В итоге прилетело всем. Авиакомпания «Россия», самолётом которой воспользовалась школьница, введёт дополнительную проверку посадочных талонов на входе в самолёт. Достаётся и оператору по наземному обслуживанию перевозок и службы безопасности UTG. Наконец, против родителей девочки завели административное дело за «неисполнение родителями обязанностей по воспитанию ребёнка».

Но больше всего я надеюсь на то, что выговор устроят самой «зайчихе». Потому что в 11 лет ребёнок уже должен понимать, что нельзя просто так сесть на самолёт и улететь, куда глаза глядят. И дело не в билете и не в деньгах, а в ответственности, которая есть и у детей. Прежде всего – в ответственности перед родителями, которые любят, волнуются и всегда ждут. Ведь далеко не всегда дети убегают из-за серьёзных и страшных причин – побоев, ругани, тяжёлой психологической атмосферы в семье. Многие уходят из тяги к приключениям или любви. Например, отключив телефон, гуляют с возлюбленными или, пообещав не уходить дальше соседнего двора, отправляются в путешествие едва ли не за город. А всё потому, что не думают о родителях, не могут поставить себя на их место. И винить в этом стоит не только мам и пап, но и несущие те же самые воспитательные функции детские сады, школы, мультфильмы, фильмы. Присмотритесь, с кем ваш ребёнок, младшая сестра, брат, племянник проводит свободное время, что он смотрит. И не глядит ли, часом, на 11-летнюю безбилетницу с восторгом?

Мария Шестакова: Пивная геометрия

После изменения режима продажи алкоголя в магазинах Забайкальского края Чита медленно, но верно эволюционировала из обычного города в нечто с совершенно своеобразной питейной «культурой».

Сегодня стали нормой службы доставки алкоголя на дом – как явные, так и не очень. Негласные договорённости с владельцами общепита о том, что «напитки можно взять с собой», даже вовсе не занимая столика. А уж пивных «баров» размера 2 на 2 метра стало настолько много, что, кажется, есть они почти в каждом квартале в центре города. И открываются обычно в жилых домах.

К этим пивнушкам прилагаются и другие бонусы – расползающиеся по округе пьяные читинцы разной степени интеллигентности. И если зимой они предпочитали отсиживаться по домам или притулиться внутри тесного заведения, то сейчас с неумолимостью муравьиной армии заполоняют окружающие дворы и подъезды. И количество их растёт, кажется, просто в геометрической прогрессии.

Если такой вот приют для обездоленных любителей пива открылся в вашем доме, и постоянные посетили «паба» досаждают пьяными драками под окнами, справляют нужду во дворе и пугают небритыми лицами детей, собирайте подписи и жалуйтесь в Роспотребнадзор. Потому что вы действительно можете изменить ситуацию, и, если будете достаточно упорны, добьётесь закрытия пивнушки. Жители дома на Чайковского уже вот сделали первый шаг.

Юлия Скорнякова: И снова фонд капремонта

Если бы при назначении на руководящие должности кандидаты проходили тест на уважение к людям, было бы намного проще. Судите сами: в любой более-менее напряжённой ситуации было бы понятно, ждать срыва, крика и оскорблений или спокойного поведения и грамотного задействования возможностей всех работников. То же и со сторонними контактами: либо ты ушёл в глухую оборону и разругался со всеми в пух и прах, либо владеешь ситуацией и развивает своё дело.

В последнее время в общении с представителями фонда капремонта создаётся ощущение, что против фонда настроен почти весь мир. Это и ситуация с депутатами читинской гордумы, доведённая едва ли не до абсурда, и нервное отношение к случившемуся на Ленина, 110, где собственники, увидев свои подписи в акте приёма капитальных работ заявили, что подписи поддельные, и ситуация с запросом ИА «Чита.Ру» по поводу зарплат руководства фонда, финансируемого из бюджета края.

На минувшей неделе замначальника фонда Евгений Кривуля пообещал назвать сумму своей зарплаты, только если сборы взносов за капремонт с населения поднимутся до 90%, сыпал цитатами про кидающих грязь и лающих собак.

По моему мнению, это один из последних звонков для учредителей фонда о том, что его коллектив надо выводить из состояния какой-то тотальной войны со всеми через какие-то тренинги, или попросту менять руководство на тех, кто сможет работать, не теряя своего человеческого отношения к людям и понимая, что прозрачность его работы, спокойствие и доброжелательность — не столько его личный имидж, сколько необходимое условие для успеха или не успеха идеи о фонде капремонта в целом.

Татьяна Акишина: Честные депутаты

В начале недели на сайте Кремля было сообщено о том, что Президент РФ Владимир Путин внёс изменения в закон об охране здоровья граждан от табачного дыма. Под запрет попала розничная продажа сигарет более 20 штук в пачке.

Кажется, что правительство России заботится о здоровье населения. Но автор инициативы зампред комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев заявил, что сигареты продаваемые в больших пачках дают возможность экономить покупателю. А это противоречит закону, по которому запрещено делать скидки на табачные изделия.

Также, по словам депутатов, производство больших пачек может привести к сокращению акцизных поступлений в федеральный бюджет, потому что с 1 тысячи сигарет, реализуемых в больших пачках, акцизные платежи на 5-15% меньше, чем со стандартных пачек.

То есть чиновников не волнует, что, возможно, люди, покупающие сигареты в больших пачках, стали чаще курить. Их беспокоит то, что курильщики начали экономить в ситуации бесконечного роста цен на табачные изделия. Сначала я возмутилась, но сейчас понимаю, что это было честное заявление. А если бы депутаты попытались прикрыться заботой о здоровье граждан, про них бы всё равно сказали, что их волнуют только деньги.

Ирина Халецкая: Чита без основателя

Ветеран органов прокуратуры Степан Третьяков, вероятно, располагая достаточным количеством времени, решил оспорить в суде сложившиеся мнение, что в «1653 году казаки Петра Бекетова положили начало нашему городу». Фраза, которая написана на торце гостиницы «Забайкалье» ещё в 60-е годы, по мнению Третьякова, не соответствует исторической действительности, является вымыслом автора Георгия Граубина, вводит в заблуждение население края и искажает историю основания Читы.

Истец попросил суд признать слова недостоверными и обязать руководство учреждений, которые находятся в здании, убрать надпись. Суд в исполнении требований Третьякова отказал. Отказал, поскольку панно — это культурное наследие, находящиеся под государственной охраной и его нельзя просто так переделать.

Нет единого мнения на такой, казалось бы, архиважный момент — дата начала жизни города. Да, казаки Бекетова не возводили никаких сооружений в тех границах Читы, которую мы знаем, это началось позже — в 1680-е, с созданием поселений. Но что важнее — отказаться от мифа, который вводит в заблуждение своей исторической неточностью или продолжать верить строкам, красиво сложенным на старом панно? Скорее второе, потому что альтернативной правильной даты у нас и нет и не будет.

Егор Захаров: Место Забелина

Источник «Чита.Ру» на этой неделе сообщил об отставке руководителя администрации Читы Владимира Забелина. Времена в Забайкалье наступили неспокойные, отставки при новом руководстве — не редкость. Впрочем, сам Забелин и человек, который должен подписывать его заявление — глава города Анатолий Михалёв — слухи об отставке опровергли.

Потеря Забелина сегодня стала бы довольно печальным событием. Дело, в первую очередь, в начатых им реформах. Изменение структуры в мэрии, дробление ДМРСУ на ДМ и РСУ, изменение маршрутов общественного транспорта, линия на КСК, которую, впрочем, отряхивают от пыли в каждый предвыборный период, потребуют дальнейшей работы. Даже такие мелочи вроде открытого конкурса проектов ледового городка или общественный совет по озеленению должны быть доведены до конца.

Пока польза от этих нововведений не очень-то очевидна, но совершенно ясно, что не доведённые до логического завершения проекты Забелина станут гордиевым узлом для его прeемника. В этом свете сити-менеджера хочется видеть 10 мая именно в администрации города, а не где-то в другом месте.

Кира Деревцова: Типичный пономарь

«Лента.Ру» к пасхе сделала прекрасный текст о православном юморе. Есть такой, да. От сайтов и форумов до страниц в социальных сетях, где православные шутят не зло, а по-светлому. Смеются и постят «эдвайсы» с шутками про еду в пост или публикуют анекдоты о бабушках в храме. Ортодоксальные православные к юмору относятся очень осторожно или вообще не шутят. Но Патриарх Кирилл сегодня поддерживает все средства массовой коммуникации и спокойно относится к доброму юмору. В статье «Ленты» уважительно (праздник ведь), не публикуют группы и шутки злые — про первомай и Пасху, например. Хотя, градус зла в них определить сложно, на чёрный юмор они точно не тянут. Скорее, на забавное совпадение, столкновение светского и религиозного. Оскорбляются ли православные ими, я не могу знать. Могу предположить, что тоже тихо посмеиваются. Нужны ли такие шутки в обществе? Нужны, всё-таки государство у нас светское. Но меня во всей этой истории смутило многое: от группы «Типичный пономарь», где на картинке со Эддардом Старком (на минуточку, кровавые «Игры престолов»), том самом «эдвайсе», какая-то шутка церковнослужащих до фотографии перед службой, сделанной на селфи-палку пономарём в церкви.

Православие трансформировалось, стало больше шутить, красиво выкладывать яйца для фотографии в Instagram. Не удивит меня, если службу скоро в Periscope будут транслировать. Шапито какое-то, хотя Пасха уже давно стала полусветским праздником и большой маркетинговой акцией, как и другие. Никогда не думала, что назову некоторых православных ортодоксальными, но кажется, уже можно.

В причт храма помимо священнослужителей входят миряне, которые несут различные послушания. Одно из них – пономарство. Пономарь – это человек, в обязанности которого входит следить за порядком во время совершения богослужения.

В древности пономари заботились о сохранности храмового имущества, об его освящении, наблюдали за поведением прихожан. В определенное время пономарь закрывал врата храма, чтобы никто из непосвященных – оглашаемых, инаковерующих, еретиков – не смог проникнуть на совершаемую Евхаристию, участие в которой могут принимать лишь крещеные христиане.

В настоящее время в обязанности пономаря входит приготовление облачений священнослужителей, подготовка некоторых сосудов, разжигание кадила, возжжение светильников и свечей в алтаре. Служение пономаря позволяет проводить службу чинно и без суеты. Кроме того, пономари, как правило, исполняют обязанности чтецов. Пономарями могут стать только мужчины (за редким исключением, к примеру, для женских монастырей).

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре. Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии, второй же – нет. Чтобы стать пономарем или алтарником, необходимо иметь пламенное желание помогать в алтаре священству в присутствии Живого Бога, примерное поведение и веру.

Как же становятся алтарниками? Расскажу вам свою историю. Мне было одиннадцать лет, учился я в воскресной школе Свято-Андреевского храма города Маркса уже третий год. И довольно часто посещал богослужения в нашем приходе. Таинственное, загадочное и в какой-то мере непонятное чувство всегда влекло меня узнать, понять, как устроено все в алтаре, как совершают жертву Богу, по какому распорядку все происходит на службе.

В очередную субботу, до начала урока по церковнославянскому языку, учительница сказала, что настоятель протоиерей Валерий Генсицкий предложил мне попробовать себя в качестве алтарника. Я был ошеломлен, но согласился без раздумий.

В долгожданный воскресный день я стоял на паперти храма, ждал настоятеля. Батюшка встретил меня, сразу объяснил правила поведения в алтаре. А я, будучи ребенком, не до конца осознавал происходящее. И вот сам алтарь, Святая Святых христианского храма. Меня покорила обстановка этого места. Здесь своя, особенная тишина. Здесь как нигде чувствуется незримое, но действительное присутствие Живого Бога.

Батюшка подвел меня к старшему пономарю Сергию Карабанову, который прислуживал в храме более двадцати лет. Он встретил меня очень по-доброму: объяснил все, дал советы, за что ему я сердечно благодарен.

Стихарь носить мне сразу не благословили. Настоятель дал неделю «подготовки», я впитывал, наблюдал и усваивал информацию. Было это все в первую неделю поста. Непередаваемое чувство страха, радости, благоговения переполняли меня во время постовых богослужений, а песнопения покоряли до глубины души.

Прошло пять лет. За это время стремление служить в алтаре во мне только усиливалось. Особенно радостно бывает принимать участие в крестном ходе на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия, в Покровск приезжают священно-, церковнослужители и миряне со всех благочиний. Здесь я увидел – нас много, и только вместе мы сила. И сила эта — в соборной молитве Воскресшему Господу и Его Пречистой Матери.

Алексей Николаенко

Первый опыт редко бывает удачным

Недавно мне посчастливилось попробовать себя в пономарском служении. Скажу сразу, «служитель алтаря» из меня вышел никудышный. Кадило постоянно запутывалось, ладан еле-еле дымил, уголь постоянно гас. Даже записки на проскомидии я читал медленно, с трудом разбирая имена рабов Божиих. К тому же на мне и стихаря то не было.

Но все это не столь важно, первый опыт редко бывает удачным. Главное — это ощущение причастности к Таинству. Вдыхая в алтаре фимиам, как во сне слушая тихую молитву священника, я почти физически чувствовал, что в маленьком храме-вагончике совершается нечто космического масштаба. Помогать священнику при совершении Литургии, произносить пред Господом имена здравствующих и усопших — это большая ответственность и большая радость.

Главное — ощущение причастности к Таинству

За утренней службой священнику сослужил пономарь более опытный, следить за его действиями было чрезвычайно интересно. Он то кланялся специальным образом, то зажигал, то гасил свечу, ловко управлялся с кадилом, сортировал записочки по неведомым мне категориям. Глядя на все это, я понял, что пономари — не просто мальчики в стихарях, выполняющие роль «подсвечника» (как это может показаться за пределами алтаря), а самые настоящие церковнослужители, с широким кругом обязанностей и послушаний.

Пономарь — это страж храма. Само греческое слово «парамонариос» можно перевести как «привратник», «приставник». Древние функции такого служения заключались, прежде всего, в поддержании порядка во время богослужений, постоянном пребывании в святых местах. Пономари следили за храмовым имуществом, возжигали свечи (последнее сегодня почти полностью перешло к «церковным бабушкам»).

Пономарь — страж храма

Интересно, что слово «пономарь» типично, прежде всего, для сибирских епархий. На западе России, к примеру, чаще употребляется слово «алтарник». А в народе также ходят такие слова как «послушник» и даже «дьячок».

Сегодня обязанности этого церковнослужителя не ограничиваются охраной церковных врат. Пономари разжигают уголь для каждения, в целом следят за кадилом, совершают вход со свечами, а во время проскомидии читают поминания (за здравие, за упокой и т.д., то, что мы часто называем «записочками»). Кроме того, они выносят антидор, готовят теплоту, а самые опытные — читают Апостол.

Алтарники следят за чистотой в храме, протирают иконы, готовят облачения для священников. Вообще, послушания пономарей на разных приходах могут существенно различаться, варьируясь между обязанностями певчих, чтецов, звонарей и даже дворников.

Большинство алтарников — это школьники и студенты

Важно сказать, что сегодня для того, чтобы стать пономарем, не обязательно епископское руковозложение — достаточно благословение настоятеля храма. Так что, будучи служителем алтаря, новоначальный остается все тем же мирянином.

Некоторые прихожане уверены, что молодые дьячки уже сделали свой выбор и вскоре обязательно станут митрофорными протоиереями. Но это совсем не так. Подавляющая часть пономарей рано или поздно прекращает свое служение в алтаре: работа и семья занимают все больше времени. Так что сегодня большинство алтарников — это школьники и студенты. Пожалуй, есть еще отдельная категория: пожилые мужчины, вечные послушники. Одни пономари впоследствии становятся добрыми прихожанами, другие — охладевают к Церкви и лишь немногие принимают сан.

Не знаю, будет ли у меня еще возможность помогать в алтаре в Таинственное время Литургии, но мгновения моего послушничества, несомненно, стали для меня незабываемым духовным опытом. Ведь тот крохотный храм, в котором я неумело разжигал уголь, в те минуты казался мне бóльшим, чем храм Соломона. А алтарь преобразился в центр мироздания, в котором сам Бог совершал Таинство, отдавая себя людям.

Словарь:

Антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец (четвероугольная частица, вырезаемая из первой просфоры, которая в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово). Раздается молящимся в конце Литургии.

Кадило — один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев — ладан. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам.

Проскомидия — часть Литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения Таинства Евхаристии.

Просфора — специальный квасный, то есть дрожжевой, хлеб. Употребляется для совершения литургии.

Стихарь — богослужебное облачение, длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами.

Теплота (запивка) — теплая вода с вином, или разведенным вареньем, или подслащенная (в некоторых случаях — просто остывший кипяток), которую причастники вкушают с ломтиком просфоры или антидора сразу после причащения.

Пономарил и делился опытом Юрий Пасхальский

Для газеты «Православное слово Сибири» и сайта «Касьяновский дом»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *