Понтий пилат

Понтий Пилат

В Википедии есть статьи о других людях с именем Понтий.

26—36 гг.

Понтий Пилат
лат. Pontius Pilatus

Николай Ге «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890 год
Префект Иудеи
Предшественник Валерий Грат
Преемник Марцелл
Рождение декабрь 12 до н. э.

  • Абруцци
Смерть не позднее 41

  • Галлия, Франция
Супруга Клавдия Прокула
Понтий Пилат на Викискладе

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Πόντιος Πιλάτος) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

(Лк. 23:21)

Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Луций Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата — одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. 4:21). В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.

Исторические свидетельства

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉVM
…PON]TIVS PILATVS
..PRAEF]ECTVS IVDAE
..́.

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н. э..

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем, начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века, такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

В 2018 году израильские учёные расшифровали надпись на найденном полвека назад древнем кольце и выяснили, что это имя римского наместника Иудеи Понтия Пилата. Специалисты предполагают, что кольцо, сделанное из медного сплава и датируемое первым веком до нашей эры — серединой первого века нашей эры, могло принадлежать либо самому Пилату, либо чиновнику в его администрации, еврею или язычнику. «Я не знаю никакого другого Пилата из той эпохи, а кольцо указывает на то, что он был человеком высокого положения», — отметил профессор Данни Шварц.

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне, музыке (например, рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Мастер и Маргарита» А. Градского, песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:

  • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
  • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
  • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
  • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.), Германия, 1923)
  • Виктор Варкони («Царь царей», «The King of Kings» (Австрия, 1927)
  • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
  • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
  • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
  • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
  • Ричард Бун (» Плащаница» (США, 1953)
  • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
  • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
  • Алан Уитли («Иисус из Назарета», Великобритания, 1956)
  • Жан Маре («Понтий Пилат», Италия — Франция, 1956)
  • Фрэнк Тринг («Бен-Гур», США, 1959)
  • Хурт Хетфилд («Царь царей», 1961)
  • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея», 1964)
  • Ян Кречмар («Пилат и другие», ФРГ, 1972)
  • Барри Деннен («Иисус Христос — суперзвезда», 1973)
  • Род Стайгер («Иисус из Назарета», 1977)
  • Харви Кейтель («Дело Назаретянина», 1986)
  • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа», 1988)
  • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита», Польша, 1989)
  • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита», Россия, 1994)
  • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
  • Фред Йохансон («Иисус Христос — суперзвезда», 2000)
  • Христо Шопов («Страсти Христовы», 2004); «Расследование», 2006.
  • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита», Россия, 2005)
  • Скотт Смит («Пилат», 2008)
  • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)
  • Пилу Асбек («Бен-Гур» , 2016)

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Понтий Пилат
  • Суд над Иисусом Христом: богословский и юридический взгляд
  • Монеты Понтия Пилата

Римские префекты и прокураторы Иудеи

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Персонажи Мастер · Маргарита · Воланд и его свита (Азазелло, Фагот-Коровьев, Кот Бегемот, Гелла) · Михаил Александрович Берлиоз · Григорий Данилович Римский · Никанор Иванович Босой · Иван Бездомный · Барон Майгель
Персонажи романа Мастера: Иешуа Га-Ноцри · Понтий Пилат · Иуда из Кириафа · Иосиф Каифа · Афраний · Левий Матвей
География Александровский сад · Нехорошая квартира · Патриаршие пруды · МАССОЛИТ · Театр Варьете · Клиника профессора Стравинского · Иудея · Ресторан «Грибоедов» · Сад «Аквариум» · Ялта · Воробьёвы горы
Фильмы Пилат и другие (ФРГ, Польша 1972) · фильм 1972 года (Югославия, Италия) · фильм 1994 года (Россия) · фильм 2005 года (Венгрия) · фильм 2021 года (Россия)
Сериалы
Театральные
постановки
спектакль · мюзикл (2009) · мюзикл (2014) · рок-опера
Иисус Христос

Аспекты: Исторический · Новый Завет · Христианский

Евангелия
Персонажи Алфей · Анна · Анна Пророчица · Варавва · Вартимей · Архангел Гавриил · Гестас · Диавол · Дисмас · Дочь Иаира · Елисавета · Закхей · Захария · Зеведей · Иоаким · Иоанн Креститель · Иоанна · Иосиф Аримафейский · Иосиф · Иосия · Каиафа · Клеопа · Лазарь · Легион · Лисаний · Лука · Малх · Мария Магдалина · Мария, мать Иакова · Мария · Мария из Вифании · Мария Клеопова · Марк · Марфа · Нафанаил · Никодим (бен Гурион) · Саломея · Самаритянка · Симеон · Симон Киринеянин · Симон прокаженный · Слепой из Вифсаиды · Сусанна · Сын вдовы из Наина · Феофил
Группы

Ангелы · Апостолы от семидесяти · Godfearers · Евангелисты · Иродиане · Жёны-мироносицы · Зелоты · Прозелиты · Саддукеи · Самаритяне · Синедрион · Книжники · Три царя · Ученики · Фарисеи

Двенадцать апостолов Андрей · Варфоломей · Иаков Алфеев · Иаков Зеведеев · Иоанн (Возлюбленный ученик, Иоанн Евангелист, Патмос) · Иуда Искариот · Левий Матфей · Матфий · Пётр · Симон Зилот, (Иуда Зилот) · Фаддей · Филипп · Фома
Деяния
Пётр · Павел

Агав · Акила · Анания · Анания (Иудея) · Анания (первосвященник) · Аполлос · Аристарх · Бар-Иисус · Варнава · Власт · Гамалиил · Димитрий · Дионисий · Евтих · Иаков · Иасон · Иосиф Варсава · Иуда Варсава · Иуда Галилеянин · Корнилий · Лидия · Лука · Луций · Мария, мать Иоанна Марка · Марк-Иоанн · Матфий · Николай · Павел · Прискилла · Публий · Рода · Сапфира · Семь диаконов · Сила/Силуан · Симеон Нигер · Симон Волхв · Скева · Сосипатр · Стефан · Тавифа · Тимофей · Тит · Тихик · Трофим · Февда · Филипп

Римляне и
Иродиады
Евангелия

Жена Пилата · Ирод I Великий · Ирод Антипа · Ирод Архелай · Ирод Филипп II · Иродиада · Квириний · Корнилий · Лонгин · Понтий Пилат · Саломея · Тиберий

Деяния

Агриппа II · Галлион · Ирод Агриппа I · Клавдий Лисий · Феликс · Сергий Павел · Фест

Послания

Александр · Андроник · Арета IV · Архипп · Ахаик · Диотреф · Еводия и Синтихия · Епафрас · Епафродит · Ераст · Именей · Иисус Иуст · Крискент · Мариамь · Архангел Михаил · Нимфан · Онисим · Фива · Филет · Филимон · Юния

Откровение

Антипа · Аполлион · Вавилонская блудница · Два свидетеля · Жена · Зверь · Три ангела · Четыре всадника

Полный список · Иисус: (Служение, Чудеса, Притчи, Timeline) · Новый Завет · Канонизация Нового Завета · Евангелия (Синоптические) · Послания (Павловы, Соборные) · Apostolic Age

>Поэмы » Мастер и Маргарита » Часть первая» Глава 2. Понтий Пилат

Глава 2

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета. Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствовавшему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался все тот же жирный розовый дух. О боги, боги, за что вы наказываете меня?

«Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От неё нет средств, нет никакого спасения. Попробую не двигать головой».

На мозаичном полу у фонтана уже было приготовлено кресло, и прокуратор, не глядя ни на кого, сел в него и протянул руку в сторону.

Секретарь почтительно вложил в эту руку кусок пергамента. Не удержавшись от болезненной гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написанное, вернул пергамент секретарю и с трудом проговорил:

— Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело посылали?

— Да, прокуратор, — ответил секретарь.

— Что же он?

— Он отказался дать заключение по делу и смертный приговор Синедриона направил на ваше утверждение, — объяснил секретарь.

Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:

— Приведите обвиняемого.

И сейчас же с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью. Приведённый с тревожным любопытством глядел на прокуратора.

Тот помолчал, потом тихо спросил по-арамейски:

— Так это ты подговаривал народ разрушить Ершалаимский храм?

Прокуратор при этом сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов. Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой.

Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить:

— Добрый человек! Поверь мне…

Но прокуратор, по-прежнему не шевелясь и ничуть не повышая голоса, тут же перебил его:

— Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно, — и так же монотонно прибавил: — Кентуриона Крысобоя ко мне.

Всем показалось, что на балконе потемнело, когда кентурион, командующий особой кентурией, Марк, прозванный Крысобоем, предстал перед прокуратором.

Крысобой был на голову выше самого высокого из солдат легиона и настолько широк в плечах, что совершенно заслонил ещё невысокое солнце.

Прокуратор обратился к кентуриону по-латыни:

— Преступник называет меня «добрый человек». Выведите его отсюда на минуту, объясните ему, как надо разговаривать со мной. Но не калечить.

И все, кроме неподвижного прокуратора, проводили взглядом Марка Крысобоя, который махнул рукою арестованному, показывая, что тот должен следовать за ним.

Крысобоя вообще все провожали взглядами, где бы он ни появлялся, из-за его роста, а те, кто видел его впервые, из-за того ещё, что лицо кентуриона было изуродовано: нос его некогда был разбит ударом германской палицы.

Простучали тяжёлые сапоги Марка по мозаике, связанный пошел за ним бесшумно, полное молчание настало в колоннаде, и слышно было, как ворковали голуби на площадке сада у балкона, да ещё вода пела замысловатую приятную песню в фонтане.

Прокуратору захотелось подняться, подставить висок под струю и так замереть. Но он знал, что и это ему не поможет.

Выведя арестованного из-под колонн в сад. Крысобой вынул из рук у легионера, стоявшего у подножия бронзовой статуи, бич и, несильно размахнувшись, ударил арестованного по плечам. Движение кентуриона было небрежно и легко, но связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились. Марк одною левою рукой, легко, как пустой мешок, вздернул на воздух упавшего, поставил его на ноги и заговорил гнусаво, плохо выговаривая арамейские слова:

— Римского прокуратора называть — игемон. Других слов не говорить. Смирно стоять. Ты понял меня или ударить тебя?

Арестованный пошатнулся, но совладал с собою, краска вернулась, он перевел дыхание и ответил хрипло:

— Я понял тебя. Не бей меня.

Через минуту он вновь стоял перед прокуратором.

Прозвучал тусклый больной голос:

— Имя?

— Моё? — торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева.

Прокуратор сказал негромко:

— Моё — мне известно. Не притворяйся более глупым, чем ты есть. Твое.

— Иешуа, — поспешно ответил арестант.

— Прозвище есть?

— Га-Ноцри.

— Откуда ты родом?

— Из города Гамалы, — ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала.

— Кто ты по крови?

— Я точно не знаю, — живо ответил арестованный, — я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец…

— Где ты живёшь постоянно?

— У меня нет постоянного жилища, — застенчиво ответил арестант, — я путешествую из города в город.

— Это можно выразить короче, одним словом — бродяга, — сказал прокуратор и спросил: — Родные есть?

— Нет никого. Я один в мире.

— Знаешь ли грамоту?

— Да.

— Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

— Знаю. Греческий.

Вспухшее веко приподнялось, подернутый дымкой страдания глаз уставился на арестованного. Другой глаз остался закрытым.

У Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите» есть диалог между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом, в котором Иешуа во сне говорит прокуратору: «Мы теперь будем всегда вместе. Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня — сейчас же помянут и тебя!» Накануне Пасхи интересно посмотреть, что же это за человек, чье имя действительно неотделимо в нашем сознании от имени Христа, которого он отдал на казнь.

О рождении Понтия Пилата ничего не известно. Формула Булгакова — сын короля-звездочета и дочери мельника красавицы Пилы — восходит к средневековой немецкой легенде о короле Атусе, увлекавшемся астрологией. Однажды во время охоты звезды предсказали ему: ребенок, зачатый им в эту ночь, станет знаменит. Но поскольку король был вдали от дома, он велел привести к нему первую попавшуюся женщину. Слуги привели дочь мельника Пилу. Отсюда и имя Пилата — Пила и Атус.

Но германское (или не римское!) происхождение Пилата было вполне возможно: он служил в коннице, куда римляне нередко набирали всадников из покоренных народов. И то, что Пилат стал гражданином Рима и даже высшим чиновником, говорит о его личной храбрости и незаурядных способностях.

* * *

Пилат — это третье имя или прозвище, какие носил каждый римлянин, подчеркивающее какую-то отличительную особенность человека. Первое имя Пилата неизвестно, второе — Понтий.

По одной из версий, прозвище «Пилат» идет от названия метательного дротика (pilum). То есть прозвище «метатель дротика» Пилат мог получить либо за личные воинские подвиги, либо оно перешло по наследству, как свидетельство доблести предков.

* * *

Вопреки красивой формуле из «Мастера и Маргариты» Пилат не мог быть «Всадником Золотое Копье». Такого звания или почетного титула у римлян не было. «Всадниками» были только служащие или служившие в коннице римские граждане. Оно могло означать и принадлежность к определенному знатному сословию. А вот «Золотое Копье» было позже, у масонов, о чем можно прочесть, например, в «Энциклопедии франкмасонства».

* * *

Понтий Пилат не был прокуратором Иудеи. В 1961 году при раскопках Кесарии, его бывшей резиденции в Иудее, археологи нашли плиту с латинской надписью, переведенной как «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Дело в том, что римские наместники стали именоваться прокураторами лишь во II — III веках н. э. До этого прокураторами назывались чиновники и агенты императора по финансовым делам. А наместники с правом командования военными соединениями назывались как раз префектами.

* * *

Отпущенного Пилатом перед казнью Иисуса Христа на свободу в честь праздника Пасхи разбойника Варавву, по иронии судьбы, тоже звали Иисусом.

* * *

Филон Александрийский (21 г. до н. э. — 41 г. н. э.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

А вот смерть Пилата туманна. Евсевий Кесарийский (IV век) писал, что Понтия сослали во Вьенн в Галлии (теперь Франция), где в конце концов он покончил жизнь само-убийством. Еще версия — бывший Всадник утонул или был утоплен в озере в Альпах.

* * *

Но есть легенда о том, что к финалу жизни Пилат стал христианином и за это даже был казнен при Нероне или Калигуле (по разным источникам). Эфиопская церковь до сих пор 25 июня отмечает день памяти святых Понтия Пилата и его жены.

* * *

И еще раз о словах «Помянут меня — сейчас же помянут и тебя!».

Самое поразительное, что имя человека, считающегося виновником смерти Христа, включено вместе с именами Иисуса и Девы Марии в христианский Символ веры: «…И во единого Господа Иисуса Христа… распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного…»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *