Попытка восстановить единство Руси

Исследуя исторические аспекты прав человека в России, стоит посмотреть и на правовое положение самых привилегированных слоев населения. С этими сословиями на Руси изначально было не все просто: они имели не только привилегии, но и порой серьезные проблемы с защитой своих прав. Скажем, быть боярином в средневековом русском государстве временами означало находиться ближе всех не только к трону, но и к эшафоту. РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко.

Слово «боляре» пришло к нам, скорее всего, из болгарского языка. Так называли представителей военной аристократии, составлявших совет при царе. Позднее таких людей на Руси и стали называть боярами.

Потребность в появлении подобного слоя соратников монарха возникла с образованием Древнерусского государства, т.е. в связи с тем, что понадобился мощный административный аппарат. На первых же этапах создания государства перед князем встали задачи управления княжеским хозяйством и командования войском. Эти функции управленцев и военачальников исполняли бояре. Под «боярами» в это время понимали ближайших сподвижников князя, его «старшую дружину».

Постепенно бояре заняли все ведущие должности и завоевали себе большой объем прав. Именно «старшая дружина» доминировала на вече – народном собрании, пришедшем из догосударственного периода «военной демократии». Таким образом, первые бояре – это главным образом функционеры князя. На ранних этапах создания государства они не обязательно были землевладельцами-феодалами, хотя в это время дружина могла уже и «оседать на землю».

Свои большие права бояре впервые продемонстрировали, согласно летописи, в 1015 году, когда они предложили князю Борису Владимировичу изгнать из Киева его брата Святополка и занять престол. Стало быть, бояре могли влиять и на княжеский порядок наследования, даже определять имя главы государства.

Громоздкая система «полюдья», при которой сам князь долгими месяцами занимался объездом своих владений и сбором дани для прокормления дружины, требовала реформирования. И князь стал раздавать своим ближайшим соратникам земли, с которых они и должны были кормиться, снаряжаться и вооружаться.

Эти земельные пожалования отдавались боярам в наследственную собственность и стали называться «отчинами» или «вотчинами». В названии этих земельных владении отразилось именно право на наследование, полученных когда-то от князя угодий.

Со сменой поколений происхождение этой собственности «подзабылось», и каждый молодой наследник, получая от отца «отчину», видел себя полноправным собственником этой земли и не считал себя обязанным князю. Отсюда и появилась известная самостоятельность и независимость боярского сословия от монарха. В своих вотчинах они вели себя как обладатели всех возможных прав: выступали руководителями, вождями вооруженных отрядов, сборщиками податей, полицейскими и судьями.

В момент складывания этого сословия – с X по XI вв. – оно было неоднородным. Боярами становились не только старшие дружинники из пришельцев – приближенных князей Рюрика, Игоря, Святослава и их потомков, но и представители родоплеменной знати местных славянских племен. В связи с этим они делились на княжеских и земских бояр, права которых несколько различались в пользу первых.

Позднее появились бояре «путные» и «введенные», которые имели еще более низкий правовой статус. Они не были выходцами из старых знатных родов, а выслужились сами до этого высокого положения и были чем-то вроде дворцовых чиновников.

До конца XII века звание «боярин» было жалованным или наградным. Это был высший чин при княжеском дворе. Позднее его стали передавать по наследству.

При всех различиях в их разрядах на боярах прежде всего лежала обязанность военной службы. Они и составляли княжеское войско и должны были по первому зову князя явится к нему со своим отрядом. Во всех договорных грамотах того времени встречается такое положение: «А кто которому князю служит, полести ему с тем князем, которому служит». За уклонение от несения воинской службы бояре могли быть наказаны князем.

В связи с исполнением этого долга находились и права каждого боярина. Их объем зависел от количества вооруженных слуг в боярском отряде. Боярин обязан был приводить свой полк со своими военными запасами и преимущественно на конях. Тот, кто приводил наибольший по численности отряд, занимал в боярской иерархии самое высокое место – становился первым боярином.

Самым почетным правом для бояр было их участие в заседаниях княжеского совета или Думы. Туда призывались далеко не все бояре, а только самые знатнейшие и заслуженные. С ними князь обсуждал и решал важнейшие государственные дела.

Некоторые исследователи считают, что такой орган был не более, чем совещательным и несколько принижают его значение. Однако в разное время и в разных княжествах (в период феодальной раздробленности их было множество) боярский совет при князе играл различную роль.

Вес и влияние Думы зависели и от личных волевых качеств князя: он мог либо только советоваться с боярами, либо буквально делить с ними власть и перекладывать на них разрешение сложных проблем. Порой боярский совет, действительно, решал вопросы большинством голосов, а князь в таких случаях вынужден был соглашаться с этим решением.

Бояре имели право участвовать в княжеском суде. Им же обычно поручались и посольские дела, т.е. они были первыми дипломатами и вели от имени князя переговоры с иностранными государями. Право управлять городами и областями в качестве наместников и волостелей предоставлялось тоже только боярам. Во время управления городами и волостями бояре получали право получать так называемые «кормы», которые были строго определены законом, а также они могли пользоваться доходами от местного суда.

Таким образом, права бояр были следующие: как свободные люди по доброй воле поступившие на службу к князю, они имели право оставлять ее по желанию во всякое время, даже в военное, и переходить на службу к другому князю. Князья, как это видно из дошедших до нас грамот, не имели права удерживать бояр у себя на службе и препятствовать их переходу.

Боярам принадлежало право местничества. Это право состояло в том, что боярские роды могли считаться друг с другом степенями службы по старшинству родов. По праву местничества для занятия какой-нибудь высшей государственной должности не требовалось ни заслуг, ни способностей, а только одно происхождение от старинного и знатного рода.

Это право было настолько сильно развито, что его не могла ограничить даже княжеская власть: когда князь отдавал какую-нибудь высшую государственную должность члену незнатного рода, то все старшие и знатные роды считали себя оскорбленными (обойденными) и требовали удовлетворения от князя; в противном же случае они отходили к другому князю.

Бояре, поступая на службу к князю, получали от него значительные поземельные владения, иногда вотчины, а большей частью поместья. В этих владениях бояре пользовались большими правами: они были там полными распорядителями и нередко, не спрашивая князя, при помощи своих слуг, воевали с соседними владельцами, принадлежавшими к другим княжествам.

Князья предоставляли боярам распоряжаться в их владениях совершенно самостоятельно и не вмешивались в их дела; так, во всех договорных княжеских грамотах встречается такое условие: «А боярам и слугам в своих домах ведаться самим, а нам ся в них не вступати».

Такие широкие права бояр во многом стали причиной распада некогда единого Древнерусского государства и фактором наступления периода феодальной раздробленности. Следствием этого явилась утрата русскими княжествами своей независимости.

Соответственно, в следующий период истории – во время становления Русского централизованного государства с центром в Москве – неизбежно должен был возникнуть конфликт интересов единого государства и бояр с их широкими правами и претензиями на автономию и самостоятельность.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 17 июля

Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха

сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них

представление о нём не только как о выдающемся военном

и политическом деятеле, но и как носителе высоких нравственных и духовных ценностей. Подвести учащихся к осознанию причин феодальной раздробленности.

План урока. (Слайд №1)

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Изучение нового материала:

1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.

2.Половцы.

3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.

4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.

5.Любечский съезд и его историческое значение.

6.Восстание в Киеве 1113 года.

7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха

I. Проверка д/з:

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем Древнюю Русь. На прошлом уроке мы говорили о деятельности Ярослава Мудрого. В этот период Русь была раннефеодальным государством.

А они по определению непрочные, постоянно раздираемые усобицами. Но были князья, которые пытались преодолеть их и восстановить единство Руси. Одним из них был Ярослав Мудрый.

Давайте вспомним, какие события происходили в I пол.ХI в?

Для этого выполним задание: на доске написаны имена князей. Из них надо выбрать и подчеркнуть имена тех, которые вступили в междоусобную борьбу. (Слайд №2)

СВЯТОПОЛК
СВЯТОСЛАВ
ИГОРЬ
ОЛЕГ
ОЛЬГА
ЯРОСЛАВ
БОРИС
ГЛЕБ
ИЗЯСЛАВ
МСТИСЛАВ

Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов?

Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику.

Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.

Ярослав, будучи патриотом, понимал, что сила Руси в её единстве, и он встаёт на её защиту от своих недалёких родственников. Идя к власти, Ярослав преодолевает сепаратизм своих братьев.

На доске написаны даты и события. Соотнесите их (Слайд №3)

1016г. — начало правления Ярослава в Киеве

1017г. — битва Ярослава со Святополком у Любеча

1024г. — окончание второй усобицы

1036г. — разгром Мстиславом войск Ярослава

Междоусобицы закончились победой Ярослава. Он стал киевским князем. Давайте вспомним основные вехи его государственной деятельности:

  • Внутренняя политика (опрос учащихся)

  • Внешняя политика (опрос учащихся)

Вывод: благодаря деятельности Ярослава Мудрого Русь окрепла: упорядочилась система управления, развивалась культура, налаживались международные связи. Однако после его смерти всё изменилось.

II. Мы переходим к изучению новой темы, которую будем рассматривать в соответствии с планом (план на доске). В ходе урока нам предстоит решить следующую учебную задачу:

Выяснить, каковы были попытки Владимира Мономаха по сохранению единства Руси и почему они не увенчались успехом? (Слайд №4)

1. Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын Изяслав Ярославич (Киев). Святослав правил в Чернигове, а Всеволод в Переяславле (на границе со степью). Остальные младшие сыновья сидели в других далёких городах и все они, по завещанию отца, подчинялись старшему брату. Всё изменилось в 1073 году.

Изяслав захотел править самовластно, как отец. Святослав и Всеволод этого не хотели и двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу. Престол перешёл к Святославу, а второй по значению город Руси – Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 году Святослав умер и Всеволод, чтоб не проливать напрасно кровь, добровольно отдал Изяславу Киев, а сам перебрался в Чернигов. Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну – Владимиру, прозванному в последствии Мономахом, т.к. был рождён от дочери византийского императора Константина Мономаха, в 1053 г.

Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. Собрав большую рать, привлёк на свою сторону половцев, затеял новую смуту, пойдя войной на своих дядей, т.к. после смерти отца он терял возможность стать когда-либо киевским князем. Народ Руси прозвал его Олегом ГОРИСЛАВИЧЕМ за то, что он сделал половцев своими союзниками и разрешал им жечь и грабить русские города, уводить людей в плен.

В битве на Нежатиной Ниве Олег был разбит и укрылся в Тьмутаракани. Однако в этой битве погиб и великий князь Изяслав. Его место занял Всеволод Ярославич. К его сыну Владимиру перешёл Чернигов.

В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие? (Слайд №5)

2. Заслушиваем сообщение о половцах (задание на опережение)

3. В 1093 г. умирает последний сын Ярослава Мудрого – Всеволод. Наступает пора правления Ярославовых внуков. За ними ещё не было громких побед, больших государственных дел и реформ, но все они были амбициозны, честолюбивы, горды и завистливы друг к другу.

Формально старшим в роду был сын Изяслава Святополк. Его и провозгласили великим князем, но он был нерешительным, легковесным интриганом и завистником. Вторым по значению князем на Руси был Владимир Мономах, а третий – Олег Святославич. Так получилось, что при внешнем единстве Руси, сложились три группировки соперничавших князей: киевская (Святополк), черниговско-переяславская (Мономах), тмутараканская (Олег). За каждой из них была дружина, крупные богатые города, что конечно же грозило Руси новыми усобицами.

4. Владимир Мономах уже с юных лет показал себя умелым полководцем и дипломатом. В 1076 году он помогал полякам бороться с объединёнными чешско-немецкими силами, успешно пройдя с боями Чехию. В 80-е годы ХI в. Он боролся с половцами, где действовал смело и решительно, бил их в степи, т.е. на их территории. К 90-м г. это был уже самый сильный и влиятельный князь-патриот не знавший потерь на поле брани.

В 1093 г. половцы предприняли большой поход на Русь. Киевский князь Святополк рвался в бой, но осторожный Мономах советовал ему откупиться в этот раз от врага, т.к. Русь не была готова к войне. Святополк настоял на походе.

Войска сошлись у города Треполя, у речки Стугны. Была ненастная погода, и Мономах советовал её переждать, но Святополк не послушал и проиграл сражение.

Это было первое и последнее поражение Владимира Мономаха.

В этот год половцы нанесли Руси огромный урон. Они разгромили многие города и села, взяли большую добычу, увели сотни пленников. Это время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Чернигов. Мономах и его люди отбили все штурмы, но силы были неравны и он отдал город своему двоюродному брату, а сам вернулся в Переяславль.

В 1095 году половцы вновь пришли на Русь. Мономах послал гонцов в Киев (Святополк) и Чернигов (Олег) за помощью. Святополк прислал дружину, а Олег отказался. Владимир разгромил несколько половецких становий.

В 1096 г. князья решили нанести удар вглубь степи. Олег снова отказался помочь братьям и тогда они повернули свои войска против него и отобрали у него Чернигов, определив ему место жительства в лесном Муроме, где княжил сын Мономаха Изяслав. Олег оказался как бы вообще без владений, что было нестерпимо честолюбивому князю. Он ждал случая добиться своих прав силой.

В этом же году половцы вновь напали, но уже одновременно на Киев и Переяславль, и пока братья отбивались от них, не имея возможности помочь друг другу, Олег пошёл на Муром. В.битве с ним пал малоопытный князь Изяслав Владимирович (Муромский), Весть о гибели сына потрясла Мономаха , но он вместо того . чтобы взяться за меч и отомстить обидчику, взялся за перо.

Владимир написал Олегу письмо, где предлагал не губить Русскую землю, положить конец кровопролитию, договориться миром. Он обещал не мстить за сына. Олег и в этот раз ответил отказом. Тогда Мономах поручил своим сыновьям сокрушить Олега, что те с успехом и сделали.

5. В 1097г русские князья решили положить конец междоусобным войнам и сплотиться для борьбы с половцами. Они собрались в г.Любече по предложению Владимира Мономаха и договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов. А за нарушение этого порядка князьям – отступникам грозили кары со стороны других князей. Т.о., съезд ещё раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями «отчин». Это говорило уже о том , что единое государство начало распадаться, потому что даже киевский князь не мог вступить в чужие владения, хотя он по –прежнему являлся главным князем Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев.

Причиной такой возросшей независимости отдельных земель Руси стало усиление их хозяйственной и военной мощи, рост городов, увеличение в них населения.

6. В конце IX — нач.XIIв. еще более значимой стала в русском обществе роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий, сражаясь друг с другом и кочевниками, обороняли города, захватывали и делили добычу. Для поддержания своего могущества и дееспособности им требовалось больше средств. Их брали в виде повышения налогов с простого населения. Княжеские распри, половецкие набеги были настоящим бедствием для народа, он здесь гиб, терял своё добро и т.п.

Всё больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство, прокормить семью. Они шли в кабалу к богатым, продавая себя в холопы, брали деньги в долг, семена на посев, орудия труда. За это они должны были отработать или уплатить проценты, которые повышались с каждым годом. Ростовщики бесчинствовали. Это вызывало справедливый гнев народа, и он поднимал восстания.

Одним из таких восстаний были события 1113 года.

Корыстолюбивый киевский князь (ростовщик) Святополк Изяславич внезапно умер. Народ воспользовался этим и поднял мятеж против бояр, купцов и ростовщиков. Сотни смердов, закупов и рядовичей отказались платить проценты ростовщикам, а холопы вышли из повиновения господам. Усмирить восставших митрополит и бояре пригласили Владимира Мономаха, что он успешно и сделал. С этого момента Мономах стал великим киевским князем. Ему было 60 лет.

7. Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к.

— князь на время воссоздал единство Руси

— дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе

— на длительный период приостановил набеги половцев на Русь

— стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов. (Слайд №6)

В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.

Давайте убедимся в этом, поработав с документом и ответив на вопросы.

Работа с документом. (Слайд №7)

Итак, возвращаемся к нашей учебной задаче: Каковы были попытки Владимира Мономаха по сохранению единства Руси и почему они не увенчались успехом? (Слайд №8)

Слушаем варианты ответов учащихся.

Вывод (делает учитель):

Сам процесс развития древнерусского государства вёл к раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское государство выполнило свою историческую роль: объединило восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30-е г.XII века.

Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на следующем уроке.

Радимичи

«…Радим сел на Соже, от него назвались радимичи» («Повесть временных лет»).

Восточнославянское племя, которое в ІХ – Х вв. жило в междуречье верхнего течения Днепра и Десны, в бассейне реки Сож. Занимались земледелием, скотоводством, промыслами, ремеслами. Название, вероятно, от имени героя-родоначальника Радима (Радимира). Главные города: Гомель (Гомий), Вжищ на Десне, Чичерск на Соже.

В VІІІ—ІХ вв. были под властью хазар. В 885 г. покорены киевским князем Олегом, входят в состав Киевской державы. Добиваются независимости, но в 984 г. киевский князь Владимир во второй раз покорил радимичей и присоединил их земли к Киевской Руси. В ХІ в. земли радимичей вошли в состав Смоленского и Черниговского княжеств. Последнее упоминание в летописи 1169 г.

«Очевидно они (радимичи) действительно являют собой некоторое новообразование, что возникло на последней стадии формирования Руси вследствие каких-нибудь специфических условий. К этому склоняет и то, что территория радимичей значительно меньше, чем территория любого другого летописного племени» (Михаил Брайчевский).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *