Исследуя исторические аспекты прав человека в России, стоит посмотреть и на правовое положение самых привилегированных слоев населения. С этими сословиями на Руси изначально было не все просто: они имели не только привилегии, но и порой серьезные проблемы с защитой своих прав. Скажем, быть боярином в средневековом русском государстве временами означало находиться ближе всех не только к трону, но и к эшафоту. РАПСИ начинает публикацию нового цикла правовых расследований кандидата исторических наук, депутата Госдумы первого созыва Александра Минжуренко.
Слово «боляре» пришло к нам, скорее всего, из болгарского языка. Так называли представителей военной аристократии, составлявших совет при царе. Позднее таких людей на Руси и стали называть боярами.
Потребность в появлении подобного слоя соратников монарха возникла с образованием Древнерусского государства, т.е. в связи с тем, что понадобился мощный административный аппарат. На первых же этапах создания государства перед князем встали задачи управления княжеским хозяйством и командования войском. Эти функции управленцев и военачальников исполняли бояре. Под «боярами» в это время понимали ближайших сподвижников князя, его «старшую дружину».
Постепенно бояре заняли все ведущие должности и завоевали себе большой объем прав. Именно «старшая дружина» доминировала на вече – народном собрании, пришедшем из догосударственного периода «военной демократии». Таким образом, первые бояре – это главным образом функционеры князя. На ранних этапах создания государства они не обязательно были землевладельцами-феодалами, хотя в это время дружина могла уже и «оседать на землю».
Свои большие права бояре впервые продемонстрировали, согласно летописи, в 1015 году, когда они предложили князю Борису Владимировичу изгнать из Киева его брата Святополка и занять престол. Стало быть, бояре могли влиять и на княжеский порядок наследования, даже определять имя главы государства.
Громоздкая система «полюдья», при которой сам князь долгими месяцами занимался объездом своих владений и сбором дани для прокормления дружины, требовала реформирования. И князь стал раздавать своим ближайшим соратникам земли, с которых они и должны были кормиться, снаряжаться и вооружаться.
Эти земельные пожалования отдавались боярам в наследственную собственность и стали называться «отчинами» или «вотчинами». В названии этих земельных владении отразилось именно право на наследование, полученных когда-то от князя угодий.
Со сменой поколений происхождение этой собственности «подзабылось», и каждый молодой наследник, получая от отца «отчину», видел себя полноправным собственником этой земли и не считал себя обязанным князю. Отсюда и появилась известная самостоятельность и независимость боярского сословия от монарха. В своих вотчинах они вели себя как обладатели всех возможных прав: выступали руководителями, вождями вооруженных отрядов, сборщиками податей, полицейскими и судьями.
В момент складывания этого сословия – с X по XI вв. – оно было неоднородным. Боярами становились не только старшие дружинники из пришельцев – приближенных князей Рюрика, Игоря, Святослава и их потомков, но и представители родоплеменной знати местных славянских племен. В связи с этим они делились на княжеских и земских бояр, права которых несколько различались в пользу первых.
Позднее появились бояре «путные» и «введенные», которые имели еще более низкий правовой статус. Они не были выходцами из старых знатных родов, а выслужились сами до этого высокого положения и были чем-то вроде дворцовых чиновников.
До конца XII века звание «боярин» было жалованным или наградным. Это был высший чин при княжеском дворе. Позднее его стали передавать по наследству.
При всех различиях в их разрядах на боярах прежде всего лежала обязанность военной службы. Они и составляли княжеское войско и должны были по первому зову князя явится к нему со своим отрядом. Во всех договорных грамотах того времени встречается такое положение: «А кто которому князю служит, полести ему с тем князем, которому служит». За уклонение от несения воинской службы бояре могли быть наказаны князем.
В связи с исполнением этого долга находились и права каждого боярина. Их объем зависел от количества вооруженных слуг в боярском отряде. Боярин обязан был приводить свой полк со своими военными запасами и преимущественно на конях. Тот, кто приводил наибольший по численности отряд, занимал в боярской иерархии самое высокое место – становился первым боярином.
Самым почетным правом для бояр было их участие в заседаниях княжеского совета или Думы. Туда призывались далеко не все бояре, а только самые знатнейшие и заслуженные. С ними князь обсуждал и решал важнейшие государственные дела.
Некоторые исследователи считают, что такой орган был не более, чем совещательным и несколько принижают его значение. Однако в разное время и в разных княжествах (в период феодальной раздробленности их было множество) боярский совет при князе играл различную роль.
Вес и влияние Думы зависели и от личных волевых качеств князя: он мог либо только советоваться с боярами, либо буквально делить с ними власть и перекладывать на них разрешение сложных проблем. Порой боярский совет, действительно, решал вопросы большинством голосов, а князь в таких случаях вынужден был соглашаться с этим решением.
Бояре имели право участвовать в княжеском суде. Им же обычно поручались и посольские дела, т.е. они были первыми дипломатами и вели от имени князя переговоры с иностранными государями. Право управлять городами и областями в качестве наместников и волостелей предоставлялось тоже только боярам. Во время управления городами и волостями бояре получали право получать так называемые «кормы», которые были строго определены законом, а также они могли пользоваться доходами от местного суда.
Таким образом, права бояр были следующие: как свободные люди по доброй воле поступившие на службу к князю, они имели право оставлять ее по желанию во всякое время, даже в военное, и переходить на службу к другому князю. Князья, как это видно из дошедших до нас грамот, не имели права удерживать бояр у себя на службе и препятствовать их переходу.
Боярам принадлежало право местничества. Это право состояло в том, что боярские роды могли считаться друг с другом степенями службы по старшинству родов. По праву местничества для занятия какой-нибудь высшей государственной должности не требовалось ни заслуг, ни способностей, а только одно происхождение от старинного и знатного рода.
Это право было настолько сильно развито, что его не могла ограничить даже княжеская власть: когда князь отдавал какую-нибудь высшую государственную должность члену незнатного рода, то все старшие и знатные роды считали себя оскорбленными (обойденными) и требовали удовлетворения от князя; в противном же случае они отходили к другому князю.
Бояре, поступая на службу к князю, получали от него значительные поземельные владения, иногда вотчины, а большей частью поместья. В этих владениях бояре пользовались большими правами: они были там полными распорядителями и нередко, не спрашивая князя, при помощи своих слуг, воевали с соседними владельцами, принадлежавшими к другим княжествам.
Князья предоставляли боярам распоряжаться в их владениях совершенно самостоятельно и не вмешивались в их дела; так, во всех договорных княжеских грамотах встречается такое условие: «А боярам и слугам в своих домах ведаться самим, а нам ся в них не вступати».
Такие широкие права бояр во многом стали причиной распада некогда единого Древнерусского государства и фактором наступления периода феодальной раздробленности. Следствием этого явилась утрата русскими княжествами своей независимости.
Соответственно, в следующий период истории – во время становления Русского централизованного государства с центром в Москве – неизбежно должен был возникнуть конфликт интересов единого государства и бояр с их широкими правами и претензиями на автономию и самостоятельность.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 17 июля
Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха
сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них
представление о нём не только как о выдающемся военном
и политическом деятеле, но и как носителе высоких нравственных и духовных ценностей. Подвести учащихся к осознанию причин феодальной раздробленности.
План урока. (Слайд №1)
-
Проверка домашнего задания.
-
Изучение нового материала:
1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.
2.Половцы.
3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.
4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.
5.Любечский съезд и его историческое значение.
6.Восстание в Киеве 1113 года.
7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха
I. Проверка д/з:
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем Древнюю Русь. На прошлом уроке мы говорили о деятельности Ярослава Мудрого. В этот период Русь была раннефеодальным государством.
А они по определению непрочные, постоянно раздираемые усобицами. Но были князья, которые пытались преодолеть их и восстановить единство Руси. Одним из них был Ярослав Мудрый.
Давайте вспомним, какие события происходили в I пол.ХI в?
Для этого выполним задание: на доске написаны имена князей. Из них надо выбрать и подчеркнуть имена тех, которые вступили в междоусобную борьбу. (Слайд №2)
СВЯТОПОЛК
СВЯТОСЛАВ
ИГОРЬ
ОЛЕГ
ОЛЬГА
ЯРОСЛАВ
БОРИС
ГЛЕБ
ИЗЯСЛАВ
МСТИСЛАВ
Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов?
Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику.
Если какой-либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях.
Ярослав, будучи патриотом, понимал, что сила Руси в её единстве, и он встаёт на её защиту от своих недалёких родственников. Идя к власти, Ярослав преодолевает сепаратизм своих братьев.
На доске написаны даты и события. Соотнесите их (Слайд №3)
1016г. — начало правления Ярослава в Киеве
1017г. — битва Ярослава со Святополком у Любеча
1024г. — окончание второй усобицы
1036г. — разгром Мстиславом войск Ярослава
Междоусобицы закончились победой Ярослава. Он стал киевским князем. Давайте вспомним основные вехи его государственной деятельности:
-
Внутренняя политика (опрос учащихся)
-
Внешняя политика (опрос учащихся)
Вывод: благодаря деятельности Ярослава Мудрого Русь окрепла: упорядочилась система управления, развивалась культура, налаживались международные связи. Однако после его смерти всё изменилось.
II. Мы переходим к изучению новой темы, которую будем рассматривать в соответствии с планом (план на доске). В ходе урока нам предстоит решить следующую учебную задачу:
Выяснить, каковы были попытки Владимира Мономаха по сохранению единства Руси и почему они не увенчались успехом? (Слайд №4)
1. Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын Изяслав Ярославич (Киев). Святослав правил в Чернигове, а Всеволод в Переяславле (на границе со степью). Остальные младшие сыновья сидели в других далёких городах и все они, по завещанию отца, подчинялись старшему брату. Всё изменилось в 1073 году.
Изяслав захотел править самовластно, как отец. Святослав и Всеволод этого не хотели и двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу. Престол перешёл к Святославу, а второй по значению город Руси – Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 году Святослав умер и Всеволод, чтоб не проливать напрасно кровь, добровольно отдал Изяславу Киев, а сам перебрался в Чернигов. Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну – Владимиру, прозванному в последствии Мономахом, т.к. был рождён от дочери византийского императора Константина Мономаха, в 1053 г.
Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. Собрав большую рать, привлёк на свою сторону половцев, затеял новую смуту, пойдя войной на своих дядей, т.к. после смерти отца он терял возможность стать когда-либо киевским князем. Народ Руси прозвал его Олегом ГОРИСЛАВИЧЕМ за то, что он сделал половцев своими союзниками и разрешал им жечь и грабить русские города, уводить людей в плен.
В битве на Нежатиной Ниве Олег был разбит и укрылся в Тьмутаракани. Однако в этой битве погиб и великий князь Изяслав. Его место занял Всеволод Ярославич. К его сыну Владимиру перешёл Чернигов.
В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они такие? (Слайд №5)
2. Заслушиваем сообщение о половцах (задание на опережение)
3. В 1093 г. умирает последний сын Ярослава Мудрого – Всеволод. Наступает пора правления Ярославовых внуков. За ними ещё не было громких побед, больших государственных дел и реформ, но все они были амбициозны, честолюбивы, горды и завистливы друг к другу.
Формально старшим в роду был сын Изяслава Святополк. Его и провозгласили великим князем, но он был нерешительным, легковесным интриганом и завистником. Вторым по значению князем на Руси был Владимир Мономах, а третий – Олег Святославич. Так получилось, что при внешнем единстве Руси, сложились три группировки соперничавших князей: киевская (Святополк), черниговско-переяславская (Мономах), тмутараканская (Олег). За каждой из них была дружина, крупные богатые города, что конечно же грозило Руси новыми усобицами.
4. Владимир Мономах уже с юных лет показал себя умелым полководцем и дипломатом. В 1076 году он помогал полякам бороться с объединёнными чешско-немецкими силами, успешно пройдя с боями Чехию. В 80-е годы ХI в. Он боролся с половцами, где действовал смело и решительно, бил их в степи, т.е. на их территории. К 90-м г. это был уже самый сильный и влиятельный князь-патриот не знавший потерь на поле брани.
В 1093 г. половцы предприняли большой поход на Русь. Киевский князь Святополк рвался в бой, но осторожный Мономах советовал ему откупиться в этот раз от врага, т.к. Русь не была готова к войне. Святополк настоял на походе.
Войска сошлись у города Треполя, у речки Стугны. Была ненастная погода, и Мономах советовал её переждать, но Святополк не послушал и проиграл сражение.
Это было первое и последнее поражение Владимира Мономаха.
В этот год половцы нанесли Руси огромный урон. Они разгромили многие города и села, взяли большую добычу, увели сотни пленников. Это время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Чернигов. Мономах и его люди отбили все штурмы, но силы были неравны и он отдал город своему двоюродному брату, а сам вернулся в Переяславль.
В 1095 году половцы вновь пришли на Русь. Мономах послал гонцов в Киев (Святополк) и Чернигов (Олег) за помощью. Святополк прислал дружину, а Олег отказался. Владимир разгромил несколько половецких становий.
В 1096 г. князья решили нанести удар вглубь степи. Олег снова отказался помочь братьям и тогда они повернули свои войска против него и отобрали у него Чернигов, определив ему место жительства в лесном Муроме, где княжил сын Мономаха Изяслав. Олег оказался как бы вообще без владений, что было нестерпимо честолюбивому князю. Он ждал случая добиться своих прав силой.
В этом же году половцы вновь напали, но уже одновременно на Киев и Переяславль, и пока братья отбивались от них, не имея возможности помочь друг другу, Олег пошёл на Муром. В.битве с ним пал малоопытный князь Изяслав Владимирович (Муромский), Весть о гибели сына потрясла Мономаха , но он вместо того . чтобы взяться за меч и отомстить обидчику, взялся за перо.
Владимир написал Олегу письмо, где предлагал не губить Русскую землю, положить конец кровопролитию, договориться миром. Он обещал не мстить за сына. Олег и в этот раз ответил отказом. Тогда Мономах поручил своим сыновьям сокрушить Олега, что те с успехом и сделали.
5. В 1097г русские князья решили положить конец междоусобным войнам и сплотиться для борьбы с половцами. Они собрались в г.Любече по предложению Владимира Мономаха и договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов. А за нарушение этого порядка князьям – отступникам грозили кары со стороны других князей. Т.о., съезд ещё раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями «отчин». Это говорило уже о том , что единое государство начало распадаться, потому что даже киевский князь не мог вступить в чужие владения, хотя он по –прежнему являлся главным князем Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев.
Причиной такой возросшей независимости отдельных земель Руси стало усиление их хозяйственной и военной мощи, рост городов, увеличение в них населения.
6. В конце IX — нач.XIIв. еще более значимой стала в русском обществе роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий, сражаясь друг с другом и кочевниками, обороняли города, захватывали и делили добычу. Для поддержания своего могущества и дееспособности им требовалось больше средств. Их брали в виде повышения налогов с простого населения. Княжеские распри, половецкие набеги были настоящим бедствием для народа, он здесь гиб, терял своё добро и т.п.
Всё больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое хозяйство, прокормить семью. Они шли в кабалу к богатым, продавая себя в холопы, брали деньги в долг, семена на посев, орудия труда. За это они должны были отработать или уплатить проценты, которые повышались с каждым годом. Ростовщики бесчинствовали. Это вызывало справедливый гнев народа, и он поднимал восстания.
Одним из таких восстаний были события 1113 года.
Корыстолюбивый киевский князь (ростовщик) Святополк Изяславич внезапно умер. Народ воспользовался этим и поднял мятеж против бояр, купцов и ростовщиков. Сотни смердов, закупов и рядовичей отказались платить проценты ростовщикам, а холопы вышли из повиновения господам. Усмирить восставших митрополит и бояре пригласили Владимира Мономаха, что он успешно и сделал. С этого момента Мономах стал великим киевским князем. Ему было 60 лет.
7. Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к.
— князь на время воссоздал единство Руси
— дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное напряжение в обществе
— на длительный период приостановил набеги половцев на Русь
— стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в качестве управителей дунайских городов. (Слайд №6)
В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим потомкам.
Давайте убедимся в этом, поработав с документом и ответив на вопросы.
Работа с документом. (Слайд №7)
Итак, возвращаемся к нашей учебной задаче: Каковы были попытки Владимира Мономаха по сохранению единства Руси и почему они не увенчались успехом? (Слайд №8)
Слушаем варианты ответов учащихся.
Вывод (делает учитель):
Сам процесс развития древнерусского государства вёл к раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское государство выполнило свою историческую роль: объединило восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30-е г.XII века.
Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на следующем уроке.
Радимичи
«…Радим сел на Соже, от него назвались радимичи» («Повесть временных лет»).
Восточнославянское племя, которое в ІХ – Х вв. жило в междуречье верхнего течения Днепра и Десны, в бассейне реки Сож. Занимались земледелием, скотоводством, промыслами, ремеслами. Название, вероятно, от имени героя-родоначальника Радима (Радимира). Главные города: Гомель (Гомий), Вжищ на Десне, Чичерск на Соже.
В VІІІ—ІХ вв. были под властью хазар. В 885 г. покорены киевским князем Олегом, входят в состав Киевской державы. Добиваются независимости, но в 984 г. киевский князь Владимир во второй раз покорил радимичей и присоединил их земли к Киевской Руси. В ХІ в. земли радимичей вошли в состав Смоленского и Черниговского княжеств. Последнее упоминание в летописи 1169 г.
«Очевидно они (радимичи) действительно являют собой некоторое новообразование, что возникло на последней стадии формирования Руси вследствие каких-нибудь специфических условий. К этому склоняет и то, что территория радимичей значительно меньше, чем территория любого другого летописного племени» (Михаил Брайчевский).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке