Пощусь или постюсь?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! У меня вопрос о соблюдении поста. Только пару лет назад стала пытаться соблюдать длинные посты. Первые два прошли благополучно, последующие два стало труднее, чувствовала слабость, и пост нарушала. В следующий пост в конце даже мясо стала есть — не было сил поститься совсем и прямо чувствовала, что нужно что-то есть скоромное. Потом похудела, даже пропали женские дни. Сейчас длинные посты совсем не соблюдаю, и даже однодневные не всегда — иногда тоже ощущение, что нужно что-то скоромное съесть. Подскажите, стоит ли соблюдать однодневные посты или сначала немного восстановиться и набрать вес, чтобы все функции организма нормализовались?

Наталья

Отвечает игумен Андрей (Мороз):

Уважаемая Наталья! Современному человеку очень трудно поститься. Всегда находятся объективные и субъективные причины нарушать пост. Конечно, все мы помним, что пост состоит из двух важных составляющих — труда души и труда тела. Первую составляющую трудно измерить, да и часто мы не получаем должного руководства в данном направлении, а потому результативная часть всегда остается некоей интимной стороной между Богом и человеком. Мы наблюдаем этот перекос и в литературе духовных авторов, которые оговаривают, что пост — это духовное делание, но в рекомендательной части сходят на описание внешних критерии поста, и это понятно. Вот и Ваш вопрос про еду не в бровь, а в глаз.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин обращает наше внимание на то, что «один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Так как и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души, которая бывает жилищем Святого Духа. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа (Еф 3:16-17)».

Принимая в руководство слова авторитетного преподобного отца, мы должны обратить внимание на то, что святоотеческий приоритет обнаруживается в достижении результата, а не в соблюдении формы постного времяпрепровождения. Однако, святые отцы обращали внимание на то, что пост — не личная прихоть каждого из нас.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок». Исключение предоставляется только людям, как Вам, немощным в посте по причине той или иной болезни. Святитель Иоанн Златоуст советует немощным: «Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство – источники и мать всех зол. Кроме воздержания от пищи, есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них, когда не будем пользоваться врачевством поста».

Уважаемая Наталья! Всем нам нужно поститься в том числе и телесно. Но если есть такие физические немощи, как у Вас, прежде всего, нужно обратиться к врачу, возможно, имеет место заболевание обмена веществ. Врач Вам порекомендует препараты и диету, которая будет восприниматься, как прием лекарства. Но то, что Вам надо предпринимать меры для избежания истощения, это очевидно.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Одно из главных аскетических правил у афонских монахов – никогда не показывать, не выдавать вовне духовных чувств, которые тебя наполняют. А попросту – не привлекать к себе внимания.

Христианин, если он находится не у себя дома, никому ничто не навязывает. Все его особенности, отличия, всё, что делает его иным по отношению к этому миру, сокрыты в глубинах сердца. Там вера, надежда, любовь, смирение, чистота, радость, мудрость и Божественная благодать.

Вот почему, если ты будешь слишком хорошим, тебя просто заплюют, а если ты будешь дерзким и наглым, как окружающие, тебя съедят.

Христианин, по слову Христа, должен сочетать мудрость змеи (но отнюдь не змеиный яд) и чистоту горлицы.

Прежде всего, разумно постящийся должен освободиться даже от гранулы раздражительности. Гневливость и раздражительность – это такие токсины, которые, проникая внутрь человека, обесценивают и делают совершенно ненужными все подвиги внешнего воздержания. Поэтому лучше ты ешь сырок «Виола» прямо с упаковкой, но при этом будь Винни-Пухом – белым, пушистым, приятным, приветливым, радушным, улыбчивым, светлым.

Давайте, друзья, хорошенечко помнить: нельзя быть ни Грымзой, ни брынзой. И если ты христианин, тебе остаётся только одно: быть солнышком в этом тусклом и грешном мире, согревая и освещая все закоулки Вселенной.

При этом не нужно про себя повторять: «Ай да Пушкин, ай да молодец!» или «Какой прекрасный день, какой чудесный я!» Христианин, постящийся разумно, должен, прежде всего, видеть свою ограниченность и свои недостатки. И, вместе с тем, отдавать должное и справедливое ближним, радуясь и благодаря Бога за те светлые и благие качества, которые он наблюдает в окружающих его людях.

Вот Роза Ибрагимовна, сослуживица в присутственном месте, работает с Вами уже третий десяток лет. Да, она склонна к осуждению. Да, она безбожно красится и встаёт со своего рабочего места так, что кресло издаёт ужасающий звук металлом по стеклу. Но зато у неё есть добродетель: когда она обедает вместе с Вами, то не чавкает. Вот этому у неё надо поучиться, это и держать в фокусе своего внимания.

Так мудрость учит нас закрепить за каждым человеком ту или иную добродетель и в свете этой добродетели относиться к нему, закрывая глаза на все кажущиеся или реальные его недостатки.

Таким образом, мы завершаем тем, с чего начали: христианство заключается в совершенно особом строе мыслей и чувств. Умей ставить себя позади окружающих, сознавай себя служащим, а не господствующим. Пойми, что ты призван в этом мире производить чистоту, красоту и порядок. Будь фикусом, который, вбирая в себя остатки человеческой жизнедеятельности – CO2, — выпущает из своих листов чистый кислород.

Мудрствуя таким образом, мы никогда не станем тщеславиться по поводу внешнего поста. Потому что Богу не нужны никакие наши подвиги, но умение затянуть ремень и чуть-чуть повоздержаться весьма необходимо нам. Ведь чуть-чуть приструнив своё ненасытное чрево, мы приобретаем внутри себя потребность молиться. И тогда душа, раскрываясь, как цветок, вбирает в себя лучи божественной благодати. А вот сытое брюхо к учению глухо.

И дай нам Бог, дорогие друзья, постом ли, пасхальными ли праздниками, всегда выполнять заповедь апостола Павла, сказавшего удивительно ёмко и понятно: «Всегда молитесь, за всё благодарите, всегда радуйтесь. Сия есть воля Иисуса Христа о вас».

Записала Дарья Менделеева

Видео: Виктор Аромштам

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка!
У меня вопрос о соблюдении постов студентами. Учусь в педагогическом университете, после учебы очень хочется есть, особенно сладкое. Как быть во время поста? Спрашивала одного батюшку в храме, он ответил, что студенты не постятся. Потом спросила другого батюшку из этого же храма, он сказал, что студенты постятся как все (конкретно мне сказал, если я хочу бороться со своим повторяющимся грехом, то пост нужен). Как быть? Если поститься, то опять же, как это делать учащимся?

Елизавета

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Елизавета, а что такое пост? Если речь идет о воздержании от пищи, то не советую Вам изучать календари с «пищей без растительного масла» и «сухоядением», это монастырские правила, не совсем применимые в нашей жизни. Разумный пост это, прежде всего, усиленная молитва, воздержание от развлечений, мечтаний, телесериалов и безграничного сидения в соцсетях. И вот для этого поста в помощь человеку предписывается ограничение в пище, без которого сложно бороться со своими страстями. Меру же телесного поста лучше обсудить с конкретным священником. Одно могу сказать точно: в студенческой столовой лучше есть ту пищу, которую дают всем, чтобы не выделяться и не превозноситься перед другими. И второе: рыба и другие белковые продукты необходимы во время усиленной мозговой деятельности. Но и воздержание полезно для человека. Какова же мера этого? Каждый должен решить это самостоятельно.

Позволю себе не согласиться с утверждением священника о том, что пост поможет для борьбы с грехом. Допустим, пост может помочь в борьбе с некоторыми телесными страстями. Но пост скоро закончится, как быть дальше? Если уж и есть необходимость в воздержании для борьбы с плотскими страстями, то это должно продолжаться дольше, нежели две недели Успенского поста и чаще, чем два раза в неделю вне поста. Монахи, для которых насущна эта проблема, постятся на мясо круглый год и то им это помогает лишь тогда, когда живут они в монастыре без доступа туда противоположного пола и трудятся они на послушаниях до изнеможения плоти.

Вообще же пост полезен для человека. Но, как уже сказано выше, цель не должна быть подменена средствами. Пища — лишь средство, и не каждому это средство приносит исключительно пользу.

На заставке фрагмент фото jessamyn

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *