После исповеди

Тема: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения

Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Геннадий Гумилевский 16-06-2011 20:33
1)Человек стал смертным, то-есть Бог изменил программу времени его жизни.
2)Человек получил совесть.Совесть, также как и любовь чувствами не являются, но они вызывают чувства. В отличие от любви совесть является инстинктом (частью программы, заложенной Богом в психику человека после совершения первыми людьми греха). Это как бы кто-то подсказывает нам, когда мы делаем, что-то неугодное Богу перед тем как выбрать свой тот или иной поступок. При этом, когда человек делает плохое (грех), то его охватывает стыд за зто. Некоторые краснеют при этом. Правда, говорят, что таких становится всё меньше и меньше. Многие просто стараются подавить в себе совесть.
Человек получил совесть только после грехопадения. Об этом ясно сказано в Бытиё 2:25,
что Адам и Ева до совешения греха «не стыдились». А после совершения греха » открылись глаза у них обоих и узнали, что они наги» и закрыли стыдные места свои, См.3:7. Совестью самообличается человек, на совести строится и христианская мораль.
В вечности с Богом человек не будет иметь совести, так как не будет делать ничего
неугодного Богу. Думаю, что и Бог не имеет совести, так как Он ничего плохого не делает,
а поэтому Ему незачем осуждать Себя и мучиться угрызением совести. Бог дал это понятие человеку для облегчения правильного выбора поступка, то-есть это есть помощь ему в обретении Рождения свыше.
Для понимания слов СОВЕСТЬ и СТЫД лучше ползоваться Толковым словарём Даля, так как В.Даль, в отличие от других авторов наиболее приемлем для пояснения христианского понятия употребляемых слов в Библии. Публикую текст с сокращением:
СТЫД -внутреная исповедь перед совестью. Стыд истинный, стыд совести, укор, угрызение совести в дурном поступке; стыд есть признак, наружное проявленье совести.
СОВЕСТЬ- нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.
Думаю, что у тех, кто будет с Богом в вечности совесть уже не будет нужна им, а поэтому её и не будет у них, в отличие от тех кто будет в аду. Но будучи на земле люди не могут жить без совести. Совесть — это подсказка людям, делающим свой выбор в том или ином поступке. Подсказка -от Бога.
Иногда можно услышать вопрос: «Что есть ОПОЯСАНИЯ, которые сделали себе муж и жена, когда узнали, что они НАГИ? Быт.3,7.» Они сделали себе опоясания после того как сшили смоковные листья. Это нужно, чтобы листья держались и не падали. И это необходимо стало, чтобы не видеть то, что стало интимным, только то, что преднаначено было по предвидению для двоих. Только после совершения греха они почувствовали влечение для половых отношений, которое возникло с целью продолжения жизни.
Только после совершения греха они стали стыдиться, то-есть иметь совесть.

Однако в последнее время интимные отношения люди, особенно средства массовой информации, всё более выставляют напоказ. Процветает парнография, которая становится неотъемлемой частью сегоднешней, так называемой, культуры, которой мешают листочки сегодня.Кроме того, слова Быт.3,7 также поясняют слова Господа, что в будующей жизни люди половых отношений иметь не будут. См.Мат.22:23-30 и др. Будет ли одежда и что она будет предствавлять собою, если будет, человеку понять не дано., хотя сказано о том, что человек будет иметь новое тело. См. Филипп 3:21
3)Дух человеческий, через который осуществляется вся связь Бога с человеком, управление и напоминание ему о Боге, приобрёл часть духа дьявольского, духа неверия Богу(самый плохой грех), духа искушения, когда мы задаёмся вопросами: а есть ли Бог?, а прав ли Бог? и другие подобные.. Адам и Ева допустили принятие этого духа в себя и
он стал передоваться по наследству всем людям. Грех Адам и Ева совершили по своей воле. Бог не наказывает людей, которые не могут совершить сами свой поступок (выбор). Но поступок совершаться без воли не может быть. Выбор всегда совершается волевым поступком, даже тогда, когда человек доверяется тому: что будет, то и будет. Познавших Бога, как Отца, и отказ верить Ему и есть предательство Адама и Евы. Это основные отличия, которые получили люди после грехопадения. Остальные можно читать в 3-й главе Бытия и далее в Библии.
4)Первородный грех есть грех неверия Богу. Неверие Богу есть источник всех других грехов, которые в своей жизни совершают люди. Первородный грех изменил сущность человека, изменив его дух. Дух человеческий, через который осуществляется вся связь Бога с человеком, управление и напоминание ему о Боге, приобрёл часть духа дьявольского, духа искушения. Все последующие дети стали иметь такую же сущность, как и их родители. За первородный грех, кроме Адама и Евы, люди перед Богом вины не имеют и ответственность не несут перед Богом. Каждый человек несёт ответственность только за свои грехи.
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Сергей-55 16-06-2011 20:56
Вроде все правильно кроме некоторых спорных моментов. Например: «Только после совершения греха они почувствовали влечение для половых отношений, которое возникло с целью продолжения жизни.»
Глава 1 стих 28 Бытия: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…
Это было сказано до грехопадения.
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Геннадий Гумилевский 16-06-2011 23:44
Вроде все правильно кроме некоторых спорных моментов. Например: «Только после совершения греха они почувствовали влечение для половых отношений, которое возникло с целью продолжения жизни.»
Глава 1 стих 28 Бытия: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…
Это было сказано до грехопадения.
——————————————————————-
Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия
——————————————————————
28. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. Бог благословил прародителей на земле; потому что еще прежде, нежели согрешили они, уготовлял им землю в жилище; ибо прежде, нежели согрешили, Бог знал, что согрешат.
Раститеся и множитеся, и наполните, не сказано рай, но землю, и обладайте рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами. Но как прародители могли обладать рыбами морскими, когда не было вблизи моря? Как могли бы обладать птицами, летавшими по всем концам вселенной, если бы потомство прародителей не должно было впоследствии населить концы вселенной? И как могли бы обладать всеми зверями земными, если бы род их не должен был впоследствии жить по всей земле?
——————————————————————-
Основанием моего утверждения является стих 1-й, 4-я глава
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Августин 16-06-2011 22:47
1. Самое страшное это то, что человек потерял общение с Богом. Но Христос — путь, истина и жизнь — живой мост, который дал шанс каждому, чтобы восстановить это общение. Совесть — значить быть «с вестью от Бога». Совесть связана с интуицией, она даёт мгновенное осознание зла и добра, т.е. поступка. Полагаю, что у Адама и Евы она была развита очень сильно, и она была изначально. Почему они упали — это другой вопрос? Правильней поставить вопрос так: почему творения Бога согрешили?
2. Да, влечение половое появилось после. Более того, половые органы, так же появились после падения. А как иначе. А что до «плодитесь и размножайтесь», ранее Адам и Ева могли рожать по любви, а не по влечению. Обратите внимание, что на «небе ни женяться, ни замуж не выходят.
3. Адам с Евой жили в законе свободе в раю, после падения они стали жить в законе необходимости, от сюда и все страдания. Наши нужды, пораждают страдания. Комфорт, голод и секс заставляют человека крутиться как белка в колесе, «в поте лица» нам приходиться удовлетворять свои нужды, изобилие породило всякого рода игры, которые бы продлили и усилили удовольствия в сексе, голода и
комфорта.
4. Страх. Ранее Адам и Ева не испытывали страха. Смерть и страдания научили по-настоящему человека бояться. Человек боиться умереть, быть больным, потерять работу, жену, мужа, ребенка, боиться правды, публики, боиться плохого мнения со стороны, боиться ада и т.д. Если человек не преодолеет страх, он никогда не сможет по-настоящему любить и быть свободным, тем более свободным от смерти.
5. Смерть. Если Христос победил смерть. Почему бы верующему в Христа не победить смерть. Известно, что после погребения Богородицы и Иоанна Богослова, не было найдено тело. Даже апостолы считали, что Богородица воскресла как Христос. Победить смерть — вот задача из задач.
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Геннадий Гумилевский 17-06-2011 00:32
Августин, спасибо за ответ! Часть его понравилась, но не всё.
Вы написали: Полагаю, что у Адама и Евы она (совесть) была развита очень сильно, и она была изначально.
Ответ:Вы неправильно полагаете. Нужно иметь какое-то основание для этого, но Вы его не приводите. Прочтите, пожалуйста, начало статьи, где я привёл обоснование, что совесть возникла после грехопадения. И если у Вас есть другие доказательства, то приведите их здесь. Далее ведь Вы сообщаете противоположное мнение:
2. Да, влечение половое появилось после. Более того, половые органы, так же появились после падения. А как иначе. А что до «плодитесь и размножайтесь», ранее Адам и Ева могли рожать по любви, а не по влечению.
Насчёт появления половых органов после грехопадения, Августин, так это просто несерьёзно.
Интересно как это можно рожать по любви без полового влечения??? Без полового влечения мужчина совершить половой акт не может
Наши нужды, пораждают страдания.
Да, это так:Бытиё 3:19
4. Страх. Ранее Адам и Ева не испытывали страха. Смерть и страдания научили по-настоящему человека бояться. Человек боиться умереть, быть больным, потерять работу, жену, мужа, ребенка, боиться правды, публики, боиться плохого мнения со стороны, боиться ада и т.д. Если человек не преодолеет страх, он никогда не сможет по-настоящему любить и быть свободным, тем более свободным от смерти.
И это тоже хорошо дополняет тему.
Смерть. Если Христос победил смерть. Почему бы верующему в Христа не победить смерть. Известно, что после погребения Богородицы и Иоанна Богослова, не было найдено тело. Даже апостолы считали, что Богородица воскресла как Христос. Победить смерть — вот задача из задач.
Но каждый верующий посредством Голгофы победил смерть и имеет, будучи
на земле, вечную жизнь.
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Августин 17-06-2011 07:06
Адам и Ева были самые развитые люди на земле, если не считать И.Христа.
После падения была только деградация, которую мы сейчас можем наблюдать по форме и содержанию человека. Будучи в раю, с Отцом Небесным и в общении с ангелами, Адам и Ева имели очень развитые органы. Совесть – это один из органов, фраентологи даже указывают место совести.
Что есть Совесть? Как не тихий, пока не разборчивый голос Бога, а ранее он был даже очень разборчив.
Многие святые (С.Саровский), его отчетливо слышали. Но Адам и Ева обладали и другими органами, которые сейчас просто атрофированы.
Если даже допустить, что Адам и Ева не имели совести, тогда они имели нечто большее, а мы (грешные) в свою
очередь, получили подобие того совершенного «мобильного телефона» который был у наших предков. И точно так же как есть плохие или совсем не рабочие моб.телефоны, точно так же обстоит дело с совестью. Совесть необходимо культивировать, создавать ей условия чтобы она развивалась.
Совесть это звено с Богом, которое необходимо постоянно очищать.
Сказано в Писании «и будут научены Господом». Как? Через Совесть, точно также как Господь учил Адама и Еву.
Геннадий пишет:
Интересно как это можно рожать по любви без полового влечения??? Без полового влечения мужчина совершить половой акт не может.
К этому надо прийти, брат. Это не вопрос дискуссии.
Можно жить без лжи, но не все в это верят.
Можно жить без эго, алчности, денег, войны, без мяса, но мало кто этому следует.
После падения, человек получил нечто, чего у него не было до этого.
Почему некоторые святые стыдились даже своих половых органов?
Святой Аммон был перенесен через реку ангелом, так как стыдился своей наготы.
Девство особо почитается у христиан, многие святые и апостолы сохраняли девство.
Чтобы быть ангелоподобным, прежде всего необходимо сохранять девство.
Обратите внимание, что И.Христос не был рожден традиционным способом.
До сих пор это тайна, говорится кое-что об этом, но одно мы можем утверждать, что при
зачатии И.Христа не было «полового влечения». Для меня Христос это высший идеал, образец.
Можно привести еще несколько доводов, т.к. тема очень обширная, необходимо её рассматривать
академически, созерцать. В целом, я пришел к такому выводу, что ранее человек не
имел половые органы в том виде, какие он имеет сегодня. Отсюда стыд, срам и т.д.
И это не просто вывод построенный на умозаключениях, но и на интуиции.
Пока человек размножается через половые органы, но это временная и вынужденная мера, и что
интересно, не необходимая. Помните, дьявол искушает св. Иустину, говоря, мол, а как же будут
в конце концов размножаться люди, что многие святые заводили семьи и т.д. Это вообще, первый
аргумент на данную тему. На что я отвечаю, что если бы люди вдруг все сразу, решили сохранить
девство ради Небесного Жениха, тогда Бог открыл бы в них прежнюю возможность рожать по любви,
от Духа Святого, точно так же как был рожден И.Христос. Но как не возможно одно, так и не возможно другое на сегодняшний день, но не в будущем.
И, последние. Как вы объясните тот, факт что Бог сотворил Адама без Евы? Еву, как подругу, попросил Адам. Если бы Адам не попросил, Евы бы не было. Тогда возникает вопрос: как тогда можно было бы «плодиться и размножаться»? — это оставлю без объяснений.
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Сергей-55 17-06-2011 20:39
Августину.
«Что есть Совесть? Как не тихий, пока не разборчивый голос Бога, а ранее он был даже очень разборчив.»
Вы сами себе противоречите. Зачем Адаму и Еве тихий и неразборчивый голос Бога (совести), если до грехопадения они имели непосредственное общение с Богом?
Геннадию.
Цитирую: «Основанием моего утверждения является стих 1-й, 4-я глава». Конец цитаты. Приведем начало главы: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина…».
Уважаемый Геннадий, вы чувствуете разницу между словом Бога: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь… и констатацией факта: Адам познал Еву, жену свою…
Я строю свою позицию на слове Бога, которое обязательно будет исполнено, вы на констатации факта зачатия Каина Евой.
Я очень уважаю мнение преподобного Ефрема Сирина: ибо прежде, нежели согрешили, Бог знал, что согрешат. Не нам судить, что знал Бог, а чего не знал. Будем скромнее. Не были мы очевидцами тех событий и можем только предполагать, основываясь на писании.

«Но как прародители могли обладать рыбами морскими, когда не было вблизи моря?»
Тогда не было и GPS, чтобы определить координаты рая. Геннадий, вы уверены, что сад (рай) не располагался на берегу моря? Напомню вам стих 22 1-й главы: И благословил их (рыб) Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях…
И что, рыбы выжидали, пока произойдёт грехопадение человеков и упорно не размножались?
И опять Августину.
Цитирую: «Еву, как подругу, попросил Адам. Если бы Адам не попросил, Евы бы не было». Конец цитаты. Будьте добры, подтвердите ссылкой на писание вашу фразу.
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Геннадий Гумилевский 18-06-2011 17:23
Сергей-55, Вы написали:
Я строю свою позицию на слове Бога, которое обязательно будет исполнено, вы на констатации факта зачатия Каина Евой.
Я с этим согласен и хочу дополнить, что первая глава повествует об
общем творении, животных и людей (мужчины и женщины) и о том, что они будут размножаться. Но детали творения мужчины и женщины описаны,
начиная только со второй главы, где и указано не только творение,но
и НАЧАЛО их жизни (Бог вдунул дыхание жизни им). Адам и Ева никакого
отношения к морю и многим другим вещам не имели, так как до совершения греха они питались растительной пищей. Они жили в раю и
были удовлетворены всеми его условмями для их жизни. Из рая они
никуда не ходили. Через рай проходили реки, но никакого моря вблизи не было. Это место можно ориентировочно определить даже по карте.
Адам и Ева впервые обратили внимание на свои половые органы только
после первого греха, а без понимания их различия и надобности
интимные отношения невозможны. К тому же первородный грех стал передоваться через них, а в Библии не сказано, что до совершения
греха рождались дети, не имеющего первородный грех. Так что Ваше
утверждение, что Адам и Ева жили половой жизнью ошибочно.
Цитирую: «Еву, как подругу, попросил Адам. Если бы Адам не попросил, Евы бы не было». Конец цитаты. Будьте добры, подтвердите ссылкой на писание вашу фразу.
Откуда Вы это взяли??? Такого в Библии нет.
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Геннадий Гумилевский 20-06-2011 06:13
Прошу прощения. Этот текст относится к Августину.
Цитирую: «Еву, как подругу, попросил Адам. Если бы Адам не попросил, Евы бы не было». Конец цитаты. Будьте добры, подтвердите ссылкой на писание вашу фразу.
Откуда Вы это взяли??? Такого в Библии нет.
Re: Что изменилось в человеке в результате его грехопадения
Отправитель: Вадим Голубков 18-06-2011 15:37
что если бы люди вдруг все сразу, решили сохранить девство
Вы мне напомнили: «Если бы парни всей земли…Вот было б здорово…»

Рекомендуйте эту страницу другу!

Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

– Для чего человек приходит на исповедь? Существует целый комплекс ответов, раскрывающих его мотивацию. Одна из них: чтобы Господь простил грехи. Именно потому человек решает открыть их Богу.

Священник Сергий Круглов

Здесь возникает вопрос: а для чего Богу нужно озвучивать грехи, неужели Он о них не знает? Еще человек хочет исповедаться, чтобы ему стало легче. То есть главная цель исповеди видится в получении некоего комфорта.

Извините за грубость, один мой знакомый говорил: «А для чего еще эта исповедь? Пришел, опростался – и легко стало…»

С одной стороны, вроде бы понятно – когда человека что-то тяготит, хочется получить облегчение.

Но, с другой стороны, думается вот о чём: наша жизнь, жизнь падших людей, настолько трагична, что всякое желание получить утешение, обезболивание, отдаёт эскапизмом, то есть – бегством.

Человек, стремясь убежать от реальности, например, может прибегнуть к наркотикам. В итоге он получает ощущение обезболивания от боли жизни, краткую сомнительную эйфорию. Способов убежать от жизни изобретается человеком немало…

Обезболиться, не испытывать боли – одно из сильных движений современного человека. Его можно понять: бывают невыносимо тяжелые страдания, болезни, душевные состояния.

В современном мире болеют и страдают очень многие, в нём очень распространено уныние – не только в церковном смысле, но и в самом что ни на есть медицинском – уныние как часть клинической депрессии…

Увы, пока душа живая, для неё естественно болеть, ведь в нашем неидеальном, падшем мире она просто не может пребывать в абсолютной радости, в абсолютном счастье, без страданий.

Человек, который пытается жить, неизбежно испытывает трудности, страдания, что-то, что нужно преодолевать. Даже встать утром по будильнику, включиться в активную жизнь – непросто, нужно преодолевать сопротивление своего немощного существа, которое тянет нас обратно в кровать, под одеяло.

Человек понимает, что если он будет потакать желанию комфорта, он просто перестанет жить.

Кто-то приходит на исповедь, чувствуя, что он действительно виноват перед Богом и хочется избавиться от чувства вины. Кто-то – еще по какой-то своей причине.

Фото Анны Гальпериной

В храме или «по дороге с работы на пути в гастроном»?

– В последнее время я часто задумываюсь над фразой «покаяться перед Богом». Ведь, казалось бы, если ты хочешь оправдаться перед Богом, для чего тебе в Церковь идти?

Как говорили некоторые святые: Господь ближе к нам, чем наша собственная кожа. С Ним можно говорить в любом углу в любое время суток: дома, на работе, на улице во время прогулки с собакой, «по дороге с работы на пути в гастроном», как пел «Наутилус»…

Размышляя об этом, я стал понимать какие-то простые вещи о том, что такое Церковь. Для чего человек, чтобы исповедоваться, непременно идет в храм? Церковь – уникальна, потому что – по своей сути – семья: Бог – Отец, а все остальные – дети.

Церковь – то место, куда пришёл Бог для того, чтобы собрать этих детей к Себе поближе. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья…» (Мф. 23:37) Вот так Господь собирает тех, кто хочет быть с Ним.

Церковь – место встречи, место спасения, как островок среди половодья, и её основал Сам Господь. Церковь – как маячок, зовущий: «Приходите сюда, здесь мы будем вместе».

Весь смысл таинств Церкви, в первую очередь – это таинство исповеди и таинство причастия – в том, чтобы людям быть вместе с Богом. Не просто каждому по одиночке, самому по себе, а всем вместе, во исполнение второй части заповеди – любить не только Бога, но и ближнего. Семья – это не только каждый вместе с Отцом, но вместе с братьями и сёстрами.

Наше сознание поражено индивидуализмом. Мы идем каяться и имеем в виду свои душевные заботы, душевные болячки, свои проблемы. Мы приходим в церковь и никого вокруг себя не видим: напрямую идём в то место в храме, где, нам кажется, Бог. Перед Ним мы каемся, решаем свои проблемы…

Вроде бы мы были на исповеди, приняли участие в одном из важнейших таинств, но вместе с тем – мы в церкви не были. Мы не видели никого из окружавших нас, не поняли саму природу Церкви, того, что это – семья. Какими бы ни были на наш взгляд братья и сестры – плохие или хорошие, но они – наши ближние, и от этого никуда не денешься.

Господь хочет, чтобы мы избавились от своего одиночества, эгоизма, индивидуализма. Даже будучи в состоянии гордыни, человек способен представлять сам себя верующим, напоказ выставлять: «Я православный христианин, прихожу к Богу».

Но стоит только ему сказать: «Ты приходишь не только к Богу, но и к ближним», – он удивится: «К каким ближним? К этой вредной старухе? К этому пузатому попу?

Это чужие для меня люди, я пришел общаться не с ними, а с Богом. Я решил свои духовные проблемы и ушел обратно. Я – человек грамотный, прочитал много богословских книг, хорошо знаю, как молиться, как креститься. Но никакого контакта с окружающими в храме людьми у меня нет». Вот это не христианское устроение.

Господь пришел, чтобы призвать нас быть вместе. Когда человек идет на исповедь, думая, что он идет только к Богу, чтобы открыть Ему свои грехи, – это не правильное устроение. Во-первых, как было сказано в начале, Бог знает про наши грехи, причем гораздо лучше, чем мы сами.

Во-вторых, если мы идем на исповедь, как на сеанс к психотерапевту, чтобы после наши болячки исчезли и мы начали чувствовать себя комфортно, мы опять попадаем мимо цели. Греческое слово «грех» – «hamartia» – как раз и означает попадание мимо цели. То есть, вроде бы исповедуя наши грехи, мы опять совершаем что-то не то.

Для чего тогда все это надо: приходит человек в храм и чтобы исповедаться, он должен подойти к священнику? Он мог бы подойти к чудотворной иконе или иной святыне, покаяться, пока вокруг никого нет. Вообще от многих можно услышать: «Я так люблю ходить в храм, когда там людей нет: тихо, спокойно». Ощущение, что человек пришел в музей. Но чего делать в церкви, когда там нет людей?! Церковь – это люди.

Так вот, в таинстве исповеди человек кается не только перед Богом, но и перед Церковью, перед людьми, по крайней мере – в лице священника. Это очень важно.

Мы знаем, что в первые века христианства именно так и было. Мы читаем Деяния апостолов, мартирологи и знаем, что само понятие греха у тогдашних христиан, захваченных ожиданием пришествия Христа, возникало довольно редко. Если случались житейские грехи – это был исключительный случай. Когда христианство стало шириться, грехи перестали быть таким уж исключением. Тем не менее всегда предполагалось, что в грехах этих человек кается перед Церковью. Оттуда, например, пошел чин оглашенных, которые во весь голос оглашали свои грехи и просили прощения у Церкви.

Фото: pravostok.ru

Для чего исповедоваться?

Человеку нужно каяться, прежде всего, чтобы избавиться от греха, и не только для того, чтобы ему стало хорошо и комфортно жить, чтобы «совесть не мучила».

Вспоминаются глубокие слова Достоевского о том, что антихрист, когда придет, не только пообещает людям материальное благополучие, но и возьмет в руки их совесть. То есть кто-то, кто решает все за нас, значит – все в порядке, не нужно думать и мучиться.

Мы можем творить что угодно и будем оправданы – наша совесть отдана другому. Вот поэтому иные люди и хотят «очистить совесть»…

А ведь таинство исповеди совсем не для этого. Исповедь – реальное действие, которое предполагает реальное исправление твоего греха, который мешает тебе быть в Церкви, войти в Царство Христово, которое вот-вот наступит.

Иначе почему мы каждый день повторяем слова из Символа веры: «Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века»? Вот-вот Господь придет, а мы не сможем войти на Брачный пир, потому, что не в брачной одежде, не исправили свой грех.

Когда мы приходим в храм, мы открываем свой грех именно перед Церковью. Священник на исповеди – как напоминание о том, что грех твой принимает не только Христос, но и вся Церковь, всё собрание верующих.

Исповедался «не до конца»

Бывает, человек исповедался, а всё равно чувствует, что что-то не так. Причина может быть в недостаточно искренней исповеди. Когда человек пытается оправдать себя, какой-то грех скрыть.

По-человечески это понятно: какая-то болячка, которую стыдно показать. Вот стесняется мужчина показать свою проблему доктору-проктологу – молодой симпатичной женщине. Примерно так происходит у некоторых верующих во время исповеди: противно, стыдно обнажать какой-то свой грех.

Это детское состояние, которое быстро проходит, когда человек часто начнет приходить на исповедь, поймет, что священник его не осуждает. Можно услышать от некоторых: «Батюшка, мы такие грехи рассказываем, как вы еще с ума не сошли?» Отвечаю: «За годы священства я уже столько наслушался, и хотя бы один человек что-то новое рассказал! За тысячи лет ни одного нового греха не изобретено».

Пока пациент испытывает страх перед врачом, он не сможет начать лечиться. Он должен понять: врач – опытный, повидал многое, стесняться перед ним нечего – врач не будет над ним смеяться, ругать, цель врача – вылечить.

Здесь мы подходим к важному понятию: грех – это болезнь, а не юридическая вина человека. Болезнь, глубоко поразившая природу человека.

Недаром, когда священник начинает исповедь, он читает молитву, в которой есть слова: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши».То есть ты пришел в больницу, так не уйди не вылеченным.

Но это не просто, это трудная задача для нашей гордыни, нетерпеливости. Нам хочется совершить мгновенное действие, чтобы раз – и все прошло. Оказывается, грех — болезнь глубокая, не только приобретенная, но идущая корнями вглубь времен, к праотцу Адаму. Еще не известно, как пойдет лечение. Нужно набраться терпения, иметь много мудрости, много трезвости.

Терпение – одно из базовых качеств, которых нам сильно не хватает, в том числе и при исповеди.

Если грех не забывается…

Бывает, человек исповедовал грех, полностью отошел от него, но забыть совершенное не может: мучается год, два, десять лет… Человеку важно каяться именно на исповеди, хотя само по себе покаяние моментом исповеди не ограничивается.

Покаяние – перемена ума, перемена жизни. Тем не менее в таинстве исповеди есть то, что действительно поможет преодолеть грех. То есть не просто Бог простит нам этот грех – Он нас всегда прощает, потому, что любит нас. На исповеди человек получает именно возможность лечения.

Представьте, человек сильно болен, а врач ему говорит: «Я тебя прощаю, за то, что ты болеешь». А болезнь-то никуда не денется. Так вот – в таинстве исповеди есть то, что болезнь излечивает.

Здесь не нужно обольщаться: «Вот приду на исповедь, покаюсь и на следующий день проснусь другим». Важно понимать, насколько природа человека поражена грехом. Как я уже сказал, нужно быть реалистами, набраться терпения и трезвости. Нужно понимать, что с нашей природой можно бороться всю жизнь.

Великие святые подвижники, преподобные в конце жизни плакали и говорили: «Ох, скоро представать перед Богом, а я еще не начинал каяться». Подвижнику возражали: «Как же так, ты же святую жизнь вел, ты ведь святой?!» Вопрошающие не понимали, что чем ближе к источнику Света, к Богу, тем виднее на себе грязь и пятна. А когда человек сидит в полумраке, в темноте и думает, что он чистый, ему стоит попытаться подойти поближе ко Христу и увидеть, сколько на нем всякого.

Конечно, святые были и остаются святыми, но, будучи уже близко от Христа, они замечали самую малость, от которой страдали и каялись. Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине»: принцессе под множество перин положили маленькую горошину, и она всю ночь не сомкнула глаз из-за неудобства. Другая женщина, более грубой конституции, скотница, например, заснула бы крепко, даже если ей под матрас машину кирпичей положить.

Важно, что в таинстве исповеди есть все, чтобы исцелить человека не только от греха, но и от последствий греха. При каждой болезни, скажем, требующей оперативного вмешательства, важно не только провести операцию, но и грамотно организовать восстановительный период после.

Таинство содержит врачевство, помогающее преодолеть грех, в котором мы покаялись, чтобы он перестал нас грызть, как реальная вина, чтобы он стал творческим заданием на нашу последующую жизнь, уроком, наказом.

Забыть грех мы не сможем, но мы будем помнить его не как вечную вину, нас грызущую, а просто как пример, чтобы в следующий раз поступать по-другому. Память о грехе будет для нас рабочим инструментом, который мы применим к строению нашей будущей жизни.

Второй момент: почему мы часто мучаемся от того, что вроде бы покаялись в грехе, а простить его себе не можем. Речь о нашем маловерии.

Часто вспоминаю замечательный эпизод из жития преподобного Силуана Афонского в изложении отца Софрония (Сахарова), который был келейником старца Силуана. В то время, когда будущий старец был молодым человеком Семёном из Тамбовской губернии, в их деревне жил человек, который долгое время пробыл на каторге за то, что убил жену.

После каторги он вернулся в деревню, жил спокойно, играл на гармошке, участвовал в празднествах. Однажды к нему подошел будущий старец Силуан и спросил: «Как же ты можешь вот так жить, радоваться, ведь ты совершил страшное дело». На что бывший каторжник ответил: «Пока эти годы я был на каторге, я много молился Богу. И Бог меня простил».

Важно не только то, что Бог прощает, важно уметь принять прощение. Что толку, если врач выпишет самое лучшее лекарство, если мы не приложим усилий, чтобы найти это лекарство, затем – чтобы принимать его правильно, по определенному графику! Наше маловерие, недоверие к таинству исповеди очень часто нам мешает.

Знаю много случаев, когда человек приходит на исповедь, снова и снова кается в старых грехах. Чего мусолить одно и то же, то, в чем ты покаялся? «Не могу успокоиться, такая у меня тонкая чувствительная душа», – можно услышать от такого человека.

Что, твоя тонкость превыше, чем вера в таинство Церкви? Господь простил, всё, успокойся, иди дальше. Пусть пережитый грех станет для тебя уроком, не больше.

Подготовила Оксана Головко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *