Последние станут первыми

Многие же будут первые последними, и последние первыми

С пришествием Богочеловека в земной мир все меняется. Меняются и ценности, и мерила. Весь суд принадлежит Богочеловеку (Ин. 5:22; 9:39): суд о всем, о Боге и о человеке, и всем между Богом и человеком. И этот суд Богочеловек переносит на Своих святых учеников (стих 28). На деле, первая и величайшая ценность в этом мире и есть Богочеловек Христос: ибо Он есть всецелый Бог, воплощенный в человеке, и всецелый человек в Боге. Нет сомнения, в Богочеловеке мы имеем и всего Бога, и всего человека; совершенного Бога и совершенного человека. Благодаря Богочеловеку Господу Иисусу, мы, люди, знаем, что есть Бог и кто есть Бог, что такое человек и кто такой человек. Все ценности распределяются по отношению к Господу Христу как Богочеловеку. Он есть непогрешимое мерило всего Божественного и всего человеческого; и всего существующего. В отношении к Нему и Им распределяются и отсчитываются все люди. И те первые, и те послъднiе, и все остальные между первыми и последними. Послъднiй в глазах людей, как только уверует в Господа Христа и возлюбит Его больше всего, одним этим становится первым, первым до Христа, до Бога. Много раз первый в глазах людей становится последним, если не верит в Господа Христа, если не отвергнет свое идолопоклонство, будь то вещепоклонство, идеепоклонство, мыслепоклонство. До какого бы то ни было рода идолопоклонства не достигает ничто Христово. А это уже ад. Святой Златоуст боговдохновенно благовествует: Спаситель сказал: человъкамъ это невозможно, Богу же все возможно (стих 26) не для того, чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, он сказал это, чтобы ты, сознавая великость предмета, тем скорее принялся за дело спасения, и, с помощью Божией вступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную. Каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения. Если будешь делать это упорно и постоянно, то и невозможное станет возможным, и так постепенно и мало по малу восходи по лестнице, ведущей на небо. Иначе, страсть к богатству есть некоторый новый, ужасный и неизлечимый род сумашедствия.

Толкование на Евангелие от Матфея.

«Последние станут первыми» — широко известная фраза, есть вторая часть, она менее вдохновляющая.

В жизни много таких метаморфоз: когда открывается соседняя касса, из Азъ стала Я. Это всё наши земные вещи, более или менее приятные.

Но о чём она впервые была сказана — о нашем спасении.

И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (Луки 13:22-30)

Разве только немногие спасутся? — Человек догадался! Это расходилось с его представлением.

Когда люди слышат учение Христа, начинают читать Библию, возникает конфликт с их представлением. Это полезно — читать Библию.

То, что Иисус сказал дальше, наверное, совсем его привело в замешательство.

Главное, чтобы Бог тебя знал! Чтобы внешнее благополучие, эта обертка, фантик, не обманули нас. Как часто слышно: «Я живу хорошо, никого не обижаю, не убиваю, стараюсь делать добро».

Хорошо, но знает ли тебя Бог? — Да, конечно знает, но как кого?

Кто думает, что он лучше апостола Павла? Нет таких? Но вот, что Павел писал Титу: «…мы тоже были когда-то неразумными, непослушными и обманутыми. Мы были рабами страстей и удовольствий всякого рода. Мы проводили жизни свои в злобе и зависти. Мы были презренными, нас ненавидели другие, и мы ненавидели друг друга».

И наконец, вот она, та самая фраза (ст.30): И тот, кто последний в жизни сейчас, станет первым в Царстве Божьем, а тот, кто первый ныне, станет последним».

О чем же это? Конечно, о системе ценностей: у этого мира — своя, а у Бога — Своя!

Этот мир полон амбиций!

Ценности Бога: праведность, которая проявляется в честности, мире, любви, верности, уважении, помощи. Как часто мы, люди, поступаемся всем этим для достижения земного первенства!

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Матфея 19:23-30)

Даже ученики были в заблуждении. Потому что богатство позволяет не зависеть от окружающих

Петр молодец — выразил то, что у всех было на уме: Как же Бог оценивает то, что я сделал?! Кстати: всегда полезно говорить Богу о своих чувствах.

Как же поддержано себя почувствовали ученики! Видно сердце Бога: Он высоко ценит веру и жертвы!

И это утверждение работает. В их жизнях все это сбылось. В моей — тоже. Хотя некоторые мои родственники, когда я стал учеником и миссионером, говорили: «Загубил жизнь свою!»

На стихе 30 не заканчивается объяснение, Иисус продолжает:

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. (Матфея 20:1-16)

Маленький тест: чему подобно Царство Небесное в этой притче? — Человеку, хозяину виноградника.

Эта притча уже для верующих, служащих Богу людей.

Общий смысл притчи:

Бог — Главный, Он — хозяин, и что Он не только справедливый, но что важнее — милостивый.

Бог нуждается в работниках, есть работа, призвание в разное время, плата у всех будет одна.

У некоторых верующих может появиться негативное отношение к Богу (и к другим работникам).

И ее можно рассматривать в нескольких ракурсах:

  • Израильские духовные лидеры (призванные давно) и ученики Христа (призванные последними);
  • Верующие по Ветхому Завету и по Новому Завету (Закон и Милость);
  • Все верующие по Новому Завету, призванные в разное время.

Хорошо, а как эта притча относится к нам?

Бог призвал нас всех в разное время. Но положил одинаковую награду — вечную жизнь на Небесах.

Почему же у нас может появиться негативное отношение к Богу и к другим работникам? Когда мы начинаем сравнивать себя с другими: а ему легче, он богаче.

Был зной в твоей жизни? Бог знает об этом, и когда призывал тебя знал. И ты знал, что он будет.

Скоро наши дети будут вести церковь. Как мы будем реагировать на это? Будем постоянно оценивать с высоты своего опыта, поправлять?

Или можно, видя как другие ревностно взялись за работу, успокоиться?

Что мотивирует тебя на служение Богу? Важно то, что, хотя хозяин и договорился о плате, само то, что он дал им работу — милость с его стороны!

Как чувствовали себя эти первые, когда их взяли утром на работу? Они были рады, у них работа!

Как ты чувствовал себя, когда был призван? Подумать только: мы могли бы остаться бесполезными для Бога!

Ты чувствуешь себя последним? — У тебя все шансы стать первым! Бог тебя любит.

Ты чувствуешь себя первым? — Помни о милости Бога к тебе и не сбавляй оборотов!

Ты чувствуешь себя в неприметной середине? — Ну, ты знаешь, что делать.

Итак, подведем итог:

Бог оценивает нас по Своим стандартам и мерилам — быстрее узнай их и живи по ним.

Береги сердце от корыстного отношения к Богу. Он справедлив, но главное — Он милостив!

И когда ты предстанешь перед Ним, пусть Он встретит тебя со словами: А, привет! Знаю-знаю! Ну, наконец-то! И пусть обнимет тебя крепко и усадит за стол!

Владимир Ерольский

Опубликовано 29 сентября 2018 г.

Другие библейские уроки

Кто не знает библейское выражение – «последние станут первыми – первые последними». Как же понимать эту позицию. Понимание этого момента вытекает из знания смысла человеческой жизни. Как мы с вами неоднократно уже озвучивали – смыслом пребывания души в теле является выработка смирения к раздражителям и соблазнам тела и мира.

По ходу наших исследований было выяснено, что интересы тела, противоположны интересам души. Тело стремится реализовать все соблазны мира. Оно так же реагирует на все раздражители мира. Задача же души, угашать эти потребности тела.
Простой пример: тело желает максимально наполнят желудок вкусными соблазнами – а душа должна ограничивать поступление продуктов в организм до минимального уровня, при котором ей не будет обременительно манипулировать элементами пищи.

Другой пример: телу хочется иметь многие вещи мира – а душа должна смирять эту потребность, для того, что бы стать сильнее тела. В этом и есть смысл человеческой жизни. Однако, большинство из нас абсолютно не понимают смысла своего существования. Соответственно, все жизненные движения этих людей направлены ни на развитие потенциала души – а на удовлетворение соблазнов тела.

Кого же традиционно мы считаем первыми? Конечно же, тех людей, которые смогли максимально реализовать свои материальные потребности. Про таких людей мы говорим – «они умеют жить». Как же мы глубоко заблуждаемся! Вы даже не представляете, насколько эти люди обкрадывают себя – обкрадывают свою душу.

Всё дело в том, что возможность реализовывать все свои соблазны, исключает из реальности человека моменты смирения. Но ведь душа только и развивается когда имеются элементы, против которых можно проявить своё смирение. Получается, что у обеспеченных людей, души почти ни развиваются. И заметьте: они сами стремятся к такому положению! Так кем же в реальности оказались те «первые в этой жизни»!? С позиции души – они явно последние.

Хорошо (с позиции души) если человек не имеет возможности реализовывать многие свои соблазны. В этом случае, ему вольно невольно, приходится смиряться с таким положением. Именно это и является формирующим действием для его души. Соответственно: душа такого человека быстрее развивается, чем душа человека полностью обеспеченного.

Естественно, несоизмеримо лучше, если человек вольно проявляет своё смирение к соблазнам и раздражителям. В этом случае, он исключает из своей жизни многие корректирующие воздействия, внутренние и внешние. И это не только приятно в плане восприятия реальности — это очень полезно душе, поскольку осознанное смирение очень быстро её развивает. Но как мы с вами знаем, для правильной реакции на соблазны и раздражители, необходимо иметь правильно поставленное восприятие.

И с этой позиции, мы уже прекрасно понимаем, что означает выражение – «первые станут последними – последние первыми».
Очень важно научиться правильно, понимать эти позиции. В этом случае у человека не слишком обеспеченного, не будет возникать, разрушающее душу чувство зависти, к тем, кто может позволить себе всё. У человека правильно понимающего эту позицию, вместо зависти – к таким людям будет проявляться сочувствие. И это будет наиболее правильная реакция – ведь люди обеспеченные, действительно обкрадывают свои души. Поэтому, для того, что бы быть по-настоящему первым, нужно научиться правильно, воспринимать мир.

Так что, теперь мы понимаем выражение – «последние станут первыми – а первые последними». Так постепенно мы познаём, насколько было искажено наше восприятие. И насколько диаметрально позитивнее оно становится, когда человек смотрит на мир с глобальной позиции — смотрит правильно.
Изучайте «Мозаику Творца» — улучшайте своё восприятие! Успехов!

Проповедь участника Клуба проповедников («Правлайф-встречи в Лавре»).

«Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:7) – таким было третье искушение Христа дьяволом в пустыне. Через поклонение себе сатана предлагал Иисусу Христу власть, этот неограниченный доступ к любым благам мира – то, к чему стремятся многие люди. Нам хочется влиять на других, что проявляется в простом желании дать назидательный совет и даже стремлении вершить их судьбы. Очень часто, даже не подозревая того, человек желает управлять другими людьми, доминировать над ними и получать удовлетворение от чувства власти.

Паисий Святогорец в одном из своих писем писал: «Те, которые стремятся к власти, хотя находятся еще во власти страстей, а также выдают свои личные интересы за духовные, уже оставлены благодатью Божией». Читая житие преподобного Сергия, не трудно заметить, что он хорошо представлял опасность власти для себя и всеми силами старался избежать ее. Не случайно свой иноческий подвиг он начал с отшельнической жизни, служа только Богу, смиряясь и подчиняясь Его святой воле.

***

Впервые тема власти в житии преподобного Сергия возникла, когда к нему обратились монахи с предложением быть игуменом. Но святой ответил им, что «желание игуменства есть начало и корень властолюбия». Преподобный Сергий буквально бежал от власти и рассуждал, что, «будучи подначальным, он удобнее устроит дело своего спасения, нежели тогда, когда примет на себя нелегкое попечение о спасении других». Парадокс в том, что Сергий сам основал пустынь, построил церковь и не хотел начальствовать. Иной человек сказал бы: «Это мое детище, и я должен им руководить – и никто другой». Но Сергию были чужды временные блага. Живя в нищете и часто голодая, он не хотел променять эту жизнь на «все царства мира». Преподобный пребывал в согласии с Богом – чего ему было еще желать?

Хотя в итоге Сергий все же был вынужден стать игуменом, сан не привлекал его, а тяготил. Однажды в монастырь приехал его брат Стефан и Сергий случайно услышал, как тот обронил в одном разговоре: «Не я ли основал это место?» Преподобный, будучи кротким и смиренным человеком и не имея в душе и малейшего помысла отстаивать свое игуменство, удалился из монастыря. Как бы на месте Сергия поступил любой из нас? Наверное, каждый в своей жизни может вспомнить подобный случай и сразу почувствует разницу между святым и собой. Святитель Филарет Черниговский говорил: «Люди сражаются друг с другом за власть, и из-за этого происходит расстройство в делах, расстройство в сердцах, и губят себя и других жаждою власти».

Предстоятель Русской Церкви того времени митрополит Алексий, будучи в преклонном возрасте, искал приемника. И неудивительно, что его выбор пал на Сергия. Но тот категорически отказался: «Прости мне, владыка святый, ты хочешь возложить на меня бремя выше меры моей…» Вспоминаются слова Христовы: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30). Служение Сергия было молитвенное, его чуткая к благодати душа не могла принять начальственное служение, о чем честно сказал он Алексию.

Игуменские полномочия преподобный Сергий употреблял исключительно во благо братии. Свое игуменское звание он воспринимал как служение, при этом всегда оставался монахом и проводил жизнь в нищете, угождая Богу простой иноческой жизнью.

Видение своего служения Сергий выразил такими словами: «Лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать, но боюсь суда Божия, не знаю, что угодно Богу; святая воля Господня да будет!»

***

Наш век – это век капитала и власти, и он диктует нам свои волчьи законы. Многие люди, получив большие деньги, помышляют только о власти. Дьявол продолжает предлагать нам «все царства мира», но мы, идя следом за Христом и преподобным Сергием, должны сказать: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служиˮ».

Леся Гребениченко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *