Пост православие

Мы очень рады вновь встретиться с Вами на страницах нашей скромной «Доброй Вести». Хочется выразить огромную благодарность за ваше внимание и хорошее отношение. Господь да вознаградит Вас обильно за Ваши открытые сердца и теплые отзывы.
В этом номере нам хотелось бы поделиться своими мыслями о таком понятии в христианстве, как пост. Кто из людей может знать все о посте? Кто умеет поститься правильно на все 100 %? В чьей жизни пост занимает правильное место без перегибов и отклонений? Правильный ответ на все эти вопросы будет – никто. Не спорим, есть люди, которые знают об этом гораздо больше, практикуют это в своей жизни более правильным образом и достигли в этом высоких результатов, но нам, не вдаваясь в полемику и теологические дебаты, хотелось бы поделиться тем незначительным опытом, чему Господь научил нас в этой сфере.
Прежде всего хочется сказать, что мы с Вами живем в эпоху церкви, благодати, во времена действия Нового Завета, заключенного Богом с людьми через Его Сына Иисуса Христа, который стал единственным посредником между Богом и людьми, и все обряды и законоположения, относящиеся по закону к Божьему народу, жившему под сенью Ветхого завета упразднены учением любви Господа Иисуса Христа. Такие понятия, как например, обрезание, соблюдение субботы, принесение в жертву животных, священство при храме, десятина, указывающие образно на Христа нашли свое воплощение в Нем и были упразднены обрезанием сердца, успокоением от своих собственных дел исполняя волю Божью, жертвой славословия и хвалы Богу, благотворением и общительностью в полном подчинении Христу и принадлежностью Ему на все 100 %, а не на 10 %. Другие, такие как молитва, пост, изучение Божьего Слова, трансформировались по своему содержанию и на основании взаимоотношений с Богом, как с любящим Отцом превратились из сухих обязанностей в выражение любви, благодарности и практические шаги познания Бога. Некоторые верующие имели опыт поста в своем пути следования за Иисусом, но из-за отсутствия прочного библейского основания, эти начинания не увенчались успехом и были отвергнуты, как пережитки закона. Но должны ли мы считать что-нибудь неправильным только потому, что у нас был негативный опыт? Мы не должны позволить своему негативному опыту удержать нас от воплощения всей полноты Божьего Слова в наших жизнях. Целью того, о чем мы будем говорить в дальнейшем будет пробуждение в сердцах христиан желания использовать такое могучее оружие как пост в духовной войне против сил тьмы и восстановление библейского основания и допустимых границ, установленных Божьим Словом.
Прежде всего выясним, насколько актуален пост в наши дни. Когда к Иисусу в Его земном служении подошли фарисеи и спросили, почему они и ученики Иоанна Крестителя постятся, а ученики Иисуса не постятся, Иисус ответил на это, могут ли печалится сыны чертога брачного, пока с ними Жених, но придут дни, когда отнимется у них Жених, тогда будут поститься. Под Женихом Он подразумевал Себя, и, закончив свое земное служение, Он взошел к Отцу на небо, где был и прежде, и, если можно так выразиться, был отнят от церкви, хотя и послал Утешителя Духа Святого, и является ее главой. Второй раз за церковью Он пока еще не явился, следовательно, мы живем в то время, когда пост может иметь место в нашей жизни, и мы, если хотим иметь полноценную христианскую жизнь, должны его практиковать. Некоторые, основываясь на 58-й главе книги пророка Исайи, считают, что пост – это не от физической пищи, а оказание помощи ближнему. Но о чем здесь говорится? Каждый иудей* с самого детства был научен физической стороне поста, как воздерживаться от пищи, но своей ограниченностью и неправильным отношением к ближнему они перечеркивали весь положительный эффект, который они могли бы иметь. Господь, корректируя их через пророка Исайю, говорит о том, что техническую сторону дела не следует ставить выше отношений, и что при правильных отношениях к Нему, к ближнему и к себе результат будет гораздо выше. Другие просто отбрасывают духовную сторону этого вопроса и просто голодают, называя это постом, но нам не следует смешивать святые вещи с пустыми делами человеческой плоти. Целью настоящего поста должно быть познание Бога и Его воли, приближение к Нему, а не избавление от лишнего веса или поправка здоровья по принципу «чуда голодания». Если Вы желаете избавиться от лишнего веса, то голодайте на здоровье, практикуйте различные диеты, только не называйте это постом. Физическая сторона в посте это только очень маленькая видимая часть того, что по своей сути гораздо больше.
Что же такое пост? Если бы нужно было дать определение, то можно было бы сказать, что пост – это воздержание на определенный период от физической пищи для духовных целей. Во главе угла христианской жизни стоит общение. Это общение состоит из общения с Богом, как с любящим Отцом, что называется молитвой и общения с ближними. Пост практикуется на основании молитвенной жизни христианина, делая ее богаче, полноценнее и продуктивней, и неразрывно связан со взаимоотношениями с другими людьми. Почему пост делает общение с Богом полноценнее? Да, мы имеем отношения с Ним на основании Его безусловной любви, милости и благодати. Выражением нашей любви и благодарности Ему является наше пребывание в Нем, а выражением нашего смирения перед Ним служит послушание Его Слову, а смиренным Бог дает благодать. Другими словами, Бог и Его Слово есть свет, и когда мы принимаем Его Слово в свое сердце и помещаем свою жизнь в Его слово, то из тьмы переходим к свету, а находясь во свете гораздо легче общаться. Итак, пост основан на молитвенной жизни и усиливает ее характер и действие. Кроме того, бытует мнение, что поститься необходимо только по строго определенным дням или в особенные периоды, связанные с праздниками, которые обозначены в специальном календаре. Но мы не должны превращать в сухую закостенелую традицию то, что гораздо более живо и нежнее, говоря о взаимоотношениях с любящим Господом. Христианство – это жизнь полная приключений в Духе Святом разного характера и содержания, направленная на более глубокое познание Бога во всей Его полноте, а не цикличность периодически повторяющихся традиционных событий.
Теперь посмотрим на примерах из Библии, какое преимущество дает практика поста в жизни человека, который верит в Бога. Во-первых, благодаря применению поста приобретается более высокая позиция к познанию Бога и для духовной борьбы с дьяволом, его бесами и разрушения его замыслов. Петр писал: «Смиритесь под крепкую руку Божью, и вознесет Вас в свое время». В книге Есфирь мы видим, что Божий народ, находясь в вавилонском плену, попал в сложную ситуацию. Высший государственный деятель той страны Аман озлобился на иудеев и, задумав их уничтожить в назначенное время, получил на это разрешение царя. Приговор был подписан, целому народу угрожало уничтожение, но у них в запасе оставалось немного времени. Есфирь, еврейская девушка, незадолго до этого ставшая женой царя, не могла войти к царю, чтобы ходатайствовать о своем народе без его приглашения. И тут возникает решение: иудеи во главе с Мардохеем, дядей Есфири начинают поститься и взывать к Богу, начинает поститься и взывать к Богу и Есфирь со своими служанками. В результате этого события развиваться в обратном направлении: иудеи расправляются со всеми своими ненавистниками, злоба Амана выливается на его же голову, Мардохей становится вторым человеком в государстве и дьявол поражен. Этот прообраз конечно же указывает нам на взаимоотношения Иисуса и церкви, но также и служит очень хорошей иллюстрацией того, как должен реагировать Божий народ в целом или каждый отдельный верующий в отдельности на замыслы дьявола, который ищет того, чтобы украсть, убить и погубить, и что в результате этого происходит в духовном мире.Возьмем другой пример. Иисус спускается с горы с тремя из своих учеников, где у Него было общение с Отцом и двумя своими слугами по Ветхому Завету – Моисеем и Илией. У подножия горы Он видит такую картину: фарисеи спорят с Его учениками, которые не смогли изгнать бесов из одержимого мальчика. Иисус делает это безо всякого напряжения, что вызывает недоумение учеников: «Почему мы не могли это сделать?» «По неверию вашему»,- следует ответ, и затем: «Этот род бесов изгоняется только постом и молитвой». Итак: пост и молитва оказывают влияние на состояние нашей веры. Человек, который не практикует пост и не молится или молится недостаточно в своей жизни не будет иметь полного преимущества над дьяволом, и есть определенный род нечистых духов, который могут изгонять только христиане, которые практикуют в своей жизни пост и молитву. Другой вопрос: почему этих бесов не могли изгнать фарисеи, которые постились и много совершали молитв? Также по неверию. Пост и молитва в их жизни не были выражением отношения любви к Господу, а носили больше механический характер. Они не знали сострадающего сердца Бога и того, что Он делает в данное время, они не верили в помазание на разрушение дел дьявола и освобождения его пленников, а самое главное, что они не увидели в Иисусе Сына Божьего посланного в мир, из-за того, что их сердца были наполнены злобой, клеветой, соперничеством, завистью и критиканством. Это держало их в плену сил тьмы, а если ты сам связан, то невозможно освободить других, даже если выполнишь все правила и принципы. Итак: пост и молитва при правильном сочетании и применении дает нам преимущество над врагом.
Во-вторых пост может повлиять на некоторые решения, которые уже приняты Богом и изменить их в лучшую сторону. Сильное утверждение, не правда ли? Давайте посмотрим. Господь однажды решил уничтожить город Ниневию по причине их беззаконий и послал туда пророка Иону сказать, что через сорок дней Ниневия будет разрушена. Иона после некоторых колебаний, которые чуть было не стоили ему жизни, идет в Ниневию и провозглашает там грозное послание Всемогущего Бога, затем устраивается поудобнее с тем, чтобы понаблюдать за происходящим. По всему видно, что он был любителем острых ощущений по плоти. Но что происходит? Губернатор города издает распоряжение: всем, включая и его самого срочно покаяться, поститься и молить Бога о пощаде. Это, конечно же, не было лицемерием, театром или игрой. Бог сердцеведец, и Его внешними манипуляциями не удивишь. Только то, что исходит из глубины сердца, может затронуть сердце любящего Бога. Иону пришлось огорчить, представление было перенесено на более поздний срок, но десятки тысяч людей были спасены благодаря их правильной реакции в ответ на Божье Слово, связанной с покаянием, постом и молитвой. Мы видим, что пост также неразрывно связан с покаянием. Постом мы не пытаемся изменить Бога, он совершенен и в изменениях не нуждается. Благодаря посту изменяемся мы, что дает нам возможность избежать многих проблем, приходящим в нашу жизнь по причине нашей испорченности и распущенности. Следует оговориться. Не все решения Бога могут быть изменены, даже при наличии покаяния, поста и молитвы. Мы не можем диктовать свою волю Богу по примеру капризных детей. Иначе Бог не являлся бы и Богом. Но слава Богу, что Он отвечает не на все человеческие молитвы и прихоти. Когда Господь наказывал Давида за его грех с Вирсавией и за убийство Урии хеттеянина, то Давиду не помогло ни покаяние, ни пост, ни молитва. Бог был, есть и всегда останется Богом, и не нам решать, что Ему делать, а что нет. Думается, что после этого Давид еще больше стал уважать Бога и понял, что с Ним шутки плохи.В-третьих благодаря посту Божий народ освобождается от религиозного рабства и входит в Божьи обетования, возрастая в благодати. Когда Неемия, находясь на чужбине, в посте обратился к Богу с молитвой о Иерусалиме, услышав о запустении храма Божьего и разрушенных стенах, то результатом этого стал выход большой группы иудеев из земли пленения на землю обетования, восстановление храма и стен города. Итак: результатом поста становится освобождение от религиозных форм и традиций, которых некоторые христиане неосознанно еще продолжают придерживаться исходя из рабского состояния и возобновление полноценного служения Богу исходящего из глубины сердца, основанного на личных живых взаимоотношений с Ним, восстановление внутреннего мира и укрепление от нападок врага душ — сатаны.
В-четвертых постящийся человек, зная Божьи обетования, может молиться о их исполнении, и это приводит в движение небесные силы. Даниил, находясь также в Вавилонском плену, вычислил, что 70 лет, отведенные по пророчеству Иеремии для пленения Божьего народа в наказание за его отступничество, подошли к концу и, находясь в посте, начал молиться Господу о его освобождении. Его молитва также была пронизана покаянием и отражала смирение его сердца перед Богом. В результате этого была одержана победа в духовном мире, и Божие Слово начало исполняться. Через пост мы говорим: «Господи, нам не безразлично то, что ты собираешься делать, и мы молимся о том, чтобы Твоя воля совершалась и здесь на земле, как она совершается на небе. Если мы ставим перед собой цели, которые идут вразрез с Божьим Словом и Его волей, то мы напрасно тратим время и силы. Однажды тридцать иудейских религиозных фанатиков договорились ничего не есть, пока не убьют апостола Павла за то, что он проповедовал Евангелие. Господь просто провел своего слугу мимо них, потому что Павлу еще не время было идти на небо. Павел посчитал, что для него не очень престижно будет умереть от рук ослепленных религиозных деятелей, если уж страдать за Христа, то по полной программе. Это, конечно же, не должно уничижать подвиг первого мученика Стефана и самого Спасителя Господа Иисуса Христа, который непревзойден в Своем послушании Отцу. Но говоря о посте, то эти бедняги наверное умерли от голода, если они были честными людьми, которые могут держать свои слова. Итак: целью поста у нас должны быть достижения, которые не идут вразрез с Божьим Словом, а являются Его воплощением и реализацией.Жизни Божьих людей, вера которых дана в Библии как образец, были пронизаны постом и молитвой. Моисей постился дважды по 40 дней, получая на горе Синай откровения для своего народа, Давид многократно спасаясь от своих врагов, Анна в храме служила Богу постом и молитвой день и ночь, ожидая обещанного Спасителя, Даниил, находясь в Вавилонском плену об освобождении, Корнилий, ища спасения своему дому, церковь в Антиохии, желая узнать Божью волю, а также, чтобы конкретным людям исполнить свое служение, апостол Павел, молясь о церкви, чтобы Божий народ возрастал в познании Бога, и, конечно же, сам Господь Иисус Христос перед началом Своего служения 40 дней был в посте, находясь в пустыне. При реке Иордан Он был крещен Духом Святым, а из пустыни Он возвратился в силе. Тема, которую мы затронули, настолько обширна, что одного выпуска явно недостаточно, чтобы только пролить немного света в эту сферу христианской жизни. Мы будем ждать Вас на страницах следующего номера для того, чтобы продолжить разговор на эту замечательную тему. Мы надеемся, что Господь еще больше приоткроет нам с Вами занавес в этой до сих пор недостаточно изученной сфере, чтобы мы еще с большей радостью могли служить Ему во всей полноте Его Слова и находили удовлетворение в исполнении Его обещаний в нашей жизни.
Господь да благословит Вас на пути познания Его !

Пост как обретение праздника.

Как-то переводчица и эссеистка Наталья Трауберг выступала на радио и рассказывала о Честертоне. Когда же пришло время вопросов слушателей, то её стали спрашивать не о чудесном английском писателе, но о том, что можно и чего нельзя кушать в пост. Трауберг весьма огорчилась таким вопросам и долго потом говорила о той свободе, которую подарил нам Христос.

Люди даже в Церкви часто не ищут встречи с Богом, удовлетворяясь поверхностным религиозным чувством, как писал об этом А. Шмеман. Вера же ищет роста себя самой, она ищет видеть Бога глазами сердца, всегда ощущать Его присутствие, радоваться Ему, ликовать о Христе как о величайшем сокровище и перед Ним постоянно, всеми силами умножать красоту. Люди часто даже не знают, как это важно – искать Встречи со Христом и умножения Его в себе. Всё сводится к внешним проявлениям религиозности вне связи с сокровенным. А ведь ещё святой Григорий Нисский говорил: «Какая польза от поста, молитвы и бдения, если нет мира и радости и любви и прочих плодов благодати Духа, какие перечисляет святой апостол?» И здесь, в этом возрастании, человеку могло бы помочь всё то, в чём сияет чудесность Духа: Литургия, молитва-встреча, поэзия, классика, высоты культуры, природа и вообще вся сущая красота. Потому так важно, чтобы человек искал красоты и в музыке Баха, и в стихах Рильке, и в размышлениях Чжуан Цзы, и в шелесте листвы на сильном ветру. Всё это и есть – встреча с Богом, ведь чувствительный к красоте стихов Ду Фу будет чувствителен и к благодати, проницающей мир и делающей всё хорошим. Иначе, вне этого поиска настоящести и красоты, человек и в Церкви останется зацикленным на себе и никогда не оценит слов Фолкнера, что жизнь – не имущество, которое надо прятать в сейфе, но дар, который можно разделить с другими. И лишь тогда пережить святоотеческую мудрость о том, что жизнь есть блаженство…

Святой Иоанн Кассиан Римлянин, ученик Иоанна Златоуста и египетских святых, говорит в своих книгах, что пост есть средняя добродетель, «потому что как соблюдение его не оправдывает нас, так и за нарушение его мы не подвергаемся осуждению». Чтобы его слова были поняты людьми правильно, он разъясняет, что пост должен всегда соединяться с другими добродетелями, особенно с милосердием, без которого он бесполезен. «Один пост без других добродетелей не может принести пользы», – пишет Иоанн Кассиан, утверждая, что Богу прежде всего угоден пост добрых дел.

Даже мудрецы древности знали, что Небо открывается милосердным. Ду Фу, великий китайский средневековый поэт, долго добивался должности, так как это было благородно по конфуцианским понятиям. И, наконец, став средним чиновником в некой китайской провинции, он услышал от местного правителя, что дождя в этом районе нет уже несколько месяцев, урожай может пропасть и тогда люди пострадают от голода. На это поэт отвечал, что небо помогает умеющим сострадать, а потому пусть правитель откроет двери городской тюрьмы и выпустит всех крестьян, сидящих за неуплату налогов, и мелких рыночных воришек. Всё было исполнено, и над полями почти тотчас прошел целый ливень, напоивший землю.

Так неизвестный языческому поэту, но ощущаемый им Истинный Бог ответил на мольбу людей за известное им милосердие…

Даже святые постники прославились не постом, а любовью. Об этом говорит и Антоний Сурожский, замечая, что в посту нам нужно отказаться не от того, что нам дорого, но от того, что нас разрушает. Смысл же поста – в обретении благодати, в жизни с Богом, для которой и существует Церковь. Но происходит это не через пост непосредственно, а через внимание к себе.

Древние святые отцы не назначали всем общую меру поста, считая, что эта мера должна зависеть от физических и духовных сил, духовной жажды, возраста, здоровья и многих подобных факторов. Потому было бы очень хорошо, если бы каждый христианин имел возможность обсудить с духовником условия своего личного поста, чтобы последний принёс пользу лично ему.

Знаю случай, когда девушка обратилась к наставнику с просьбой ей помочь. Она жила дома с неверующими родителями, наладить контакт с которыми стоило огромных усилий. Но поста дочери её родители не принимали и грозились скандалами в случае её отказа от некоторых продуктов. Тогда наставник предложил ей есть всё, что только требуют родители, но при этом усилить подвиг в другом. А именно, на выбор: или читать одну главу из Евангелия в день, или одну кафизму из Псалтыри, или каждый раз перед тем как она захочет ругаться с кем-либо, произнести мысленно 10 раз «Господи, помилуй».

Такова вариативность поста, который, как и все церковные правила, по мысли Василия Великого, варьируется, чтобы только облегчить дорогу ко спасению для каждого конкретного человека. И мудрый духовник узнаётся именно по тому, что он это хорошо понимает, действуя не шаблонно и не по общей схеме, но каждый раз находя для каждого человека то, что будет полезно лично этому пришедшему за советом.

Рассудительность духовника происходит от любви. Ею он определяет меру и устроение пришедшего к нему человека.

Так, к святому Порфирию Кавсокаливиту приехала некая известная актриса. Она уверовала в Господа и просила дать ей правило жизни. Святой ограничился несколькими простыми советами. Когда она ушла, ученики спросили его, почему он дал ей так мало? И Порфирий объяснил, что сейчас она больше не понесёт, но у неё сильная душа и когда огонь любви к Господу станет разгораться, то и правило добрых дел и молитв она себе увеличит.

По мысли Шмемана, в современном мире основную роль должен играть информационный пост, то есть человеку важно научиться отказываться от всех ничего не значащих слов, которые во множестве несут различные новостные ленты и форумы обсуждений содержимого выеденного яйца.

Этот отказ важен ещё и потому, что, как говорил румынский старец Иустин Пирву, когда мы читаем новости, то нам начинает казаться, что всем миром управляет враг рода людского. И лишь молитва снова может открыть, что всё случающееся происходит только по любви Господней.

Важно наполнять тишину молитвой. Это возвращает нас к той подлинности и глубине, где мы начинаем жить по-настоящему, ведь встречаем там Бога.

Некая студентка приехала к Александру Меню, и он спросил её, пишет ли она курсовую? «Да», – отвечала та, заметив, что её очень интересует тема хазаров. «Хазары! – воскликнул Мень, восхищаясь тем, что девушка занимается наукой. – Как это прекрасно! А то всё: любит-не-любит, плюнет-поцелует…»

Насколько жизнь есть служение, доверие Богу и благодарность, настолько она есть блаженство.

Шмеман пишет: «Ничего, абсолютно ничего не достигается и не разрешается путем «дискуссий», споров и обсуждений, все это аберрация нашего времени. Невозможно представить себе Толстого, Рембрандта, Шекспира на каком-нибудь «коллоквиуме», посвященном «путям современного искусства». Все, что убеждает, обращает других, вырастает в одиночестве, в творческой тишине, никогда не в болтовне».

Данте творит «Божественную комедию» в тишине монастыря, кельтские поэты иноки создавали стихи, испытывая ликование посреди какого-нибудь ирландского леса, Серафим Саровский совершает молитву вдали от всех, и каждый из них безмерно далёк от обсуждений и конференций, старающихся дать определение высокому. Нет, они просто живут высотой и знают, что дело всегда не в формальных определениях, но в измерении рая, наполняющего сердце и позволяющего всякий раз говорить «как власть имеющий», к негодованию и ужасу всевозможных умников и формалистов.

Молитва, тишина и творчество учат человека видеть мир глубоко и замечать в своей жизни и в мировой истории Бога.

Нет случая – Бог управляет миром, а дурак не доволен, что Бог не управляет миром по его, дурака, разумению. Но взгляд подвижника или сказочника прозревает за внешней чередой событий грандиозный и победный скрытый смысл. Он всегда есть в любой истории, как и в сюжете нашего мира. Он постепенно, из века в век следует в хороший конец Царства Небесного, даруя по ходу множество малых хороших концов, которые являются прообразами евангельского хорошего конца истории нашего мира.

Всякая боль, всякий мрак – не вечны, ещё на земле человек забывает о них. Так и Клайв Льюис отзывался о годах войны (а он был в действующей армии 1941 года), «как будто там был не я». То же самое говорил мой друг о тяжелейших годах своей жизни. Пережитая боль сжалась в точку, но сделала своё дело, возводя сердце к новой, прежде неведомой высоте. И так бывает везде и всюду, потому что радость хорошего конца Господь обещал всем добрым в Своём бесконечном милосердии, а мы знаем, какое блаженство Он готовит любящим Его.

Митрополит Антоний говорит о Боге: «Он заповедал нам быть в миру, но не от мира сего, а мы поступаем наоборот: мы, по существу, от мира сего, но – бежим»…

Люди бегут в храм спасаясь от проблем, от ложности отношений, от уродств и неправды, но одновременно всё это приносят в храмы сами в себе. А поскольку их жизнь всецело направлена на себя, свои грехи и фобии, свою «духовность», то они не получают ни мудрости видеть красоту Божию и за стенами храма, ни силы быть продолжением Литургии и Евангелия в том, что их окружает в их жизни…

Святая Мария Скобцова говорила, что в жизни, наследии и душе каждого человека сгорит или сгниёт всё то, что он не потрудился отдать по любви к другим.

Как-то мы проводили большую театрализованную игру для детей города прямо на площади. Рядом со мной трудились девушка и женщина, и все мы пришли в тот день играть с малышами после воскресной Литургии. Женщина постоянно жаловалась, что общение с детьми нарушает её молитвенную сосредоточенность после причастия, а девушка радовалась тому, что может послужить другим. Девушка не причастилась в тот день, но лицо её сияло, а женщина хоть и причащалась, но была тусклой и общаться с ней не хотелось.

А ведь это Христос открыл, что вся аскетика, всё благочестие, все смыслы жизни, и глубина, и подлинность меряются всегда по любви.

А. Кураев в книге «Церковь в мире людей» пишет: «Отчего-то в 90-х годах, на исходе ХХ столетия, уже выйдя из полосы гонений, мы где-то потеряли Православие. Произошла революция унылых пессимистов. «Ферапонтов» дух явно оттеснил дух «зосимов» (это если говорить терминами «Братьев Карамазовых»). Серафимово Православие, умеющее радоваться Богу, Пасхе и человеку, стало редкостью».

И это неудивительно: ведь ликование о христианстве возможно лишь для того, кто радуется обо всём мире Божием, всей красоте бытия, человека, культуры, мысли. И лишь благодарный, воспринимающий всё в своей жизни как Господень подарок, лишь доверяющий Небу отвечает ликованием на всю явленную Богом дивную красоту!

В «Древнем патерике» приводится такая история:

«Брат пришел к некоему старцу и, выходя, говорит ему: прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал ему в ответ: мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром».

И это больше всего удивляет в подлинных христианах – желание отдать все силы души и тела, чтобы только другой сумел посмотреть на мир с радостью и надеждой.

Лидия Чуковская вспоминала, как однажды её верующая подруга, переводчица сказок Андерсена, Тамара Габбе, несколько часов слушала нудные стихи пришедшей к ней бездарной поэтессы. Когда та ушла, Чуковская спросила Тамару, отчего подруга потратила столько времени на такие пустяки. Габбе торжественно отвечала: «Жаждущего напои». И Лидия Чуковская ощутила в этих словах какое-то высочайшее откровение о христианстве, которое невозможно вне жизни с Богом.

Все люди на земле ищут радости, но находят лишь те, кто ищет её для других.

Отдавай, делись, радуй – и Господь всей радугой Духа Святого коснётся твоего дня!

Артём Перлик

главная → ЦЕРКОВЬ → В чем заключается пост?

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро.

(Ис. 1, 16-17).

Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела.

При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.

Душевный пост состоит в отвержении попечений.

Я боюсь не кушанья нечистого, но нечистой страсти. Я знаю, что Ною было позволено есть всякое мясо, употреблявшееся в пищу, что Илия восстановил свои силы мясом, что Иоанна, дивного постника, не осквернило употребление животной пищи, т. е. саранчи. И я знаю, что Исава прельстила чечевица, что Давид сам себя укорял за желание напиться, что Царь наш был искушаем не мясом, а хлебом. И народ в пустыне заслужил упрека не потому, что, мечтая об еде, возроптал на Господа.

Если наблюдаешь пост в яствах, то для чего же допускаешь мясоедение в злословии? Ибо лучше пресыщаться яствами, нежели сквернить себя злословием.

Сами по себе пост и девство ни добро, ни зло, но бывают тем или другим от намерения упражняющихся в них.
Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, отражать нечистые помыслы и вожделения, быть выше любостяжания, в милостыни показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего.
И молитва, и пост бесполезны для тебя, когда ты не украшен верою, надеждою и любовью.
Если мы постимся и вместе питаем в себе гордость, если клеветою снедаем ближнего, то мы не только не получаем пользы, а напротив, делаем себе вред. Не о том вздыхай, чтобы не наказал тебя Бог, но о том, что ты оскорбил кроткого, человеколюбивого, пекущегося о твоем спасении Бога, Который Сына своего предал за тебя. Вот о чем вздыхай и вот что непрестанно делай!

Церковь нам воспоминает: постимся постом духовным, благоприятным Господеви и прочее (стихира Триоди). Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно (Пс. 50, 19), не внимать чужим недостаткам и не судить оных, а более внимать своим страстям и не допускать происходить оным в действие.

Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни…

Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными душевными и телесными подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру.
Первое условие нашего говения и христианского поста ≈ незлобие души┘
Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6, 16)┘
Третье условие христианского поста, по учению Евангелия,≈ это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастью, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению Св. Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить небесное царство.
Церковь говорит нам: «Пост вам не будет в пользу, если вы в течение семи недель будете настолько безвольны, что не вспомните своих грехов и не раскаетесь в них пред Господом. Ваш пост будет не во спасение, если вы в течение его не сделаете ни одного доброго подвига, ни одного достойного христианского дела».

Если человек насилует себя и говорит: Куда деваться? Вот снова пришла пятница ≈ и надо поститься, то он себя мучает. А вот вникнув в смысл и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. В этот день, ≈ будет думать такой человек, ≈ Христос был распят. Ему не дали пить даже воды ≈ Его напоили уксусом. И я сегодня целый день не буду пить воды. Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки.
Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает Божественной помощи.

Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного.
Если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства.
Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу.
И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного.

Всё о Великом посте и Пасхе.

Главное о посте

В чем суть поста для нас – и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания?

Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь.

Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился – ничего не ел и не пил.

В книге Деяний Апостолов записано о верующих, которые постились перед принятием важных решений (Деяния 13:4; 14:23).

Пост и молитва часто связаны между собой (Луки 2:37; 5:33).

Суть поста

Довольно часто фокусом поста является воздержание от пищи. Вместо этого, суть поста есть отстранение от этого мира и концентрация на Боге. Пост – это демонстрация Богу (и вам самим), что вы серьезно относитесь к отношениям с Ним. Пост помогает вам обрести новый ракурс и обновить уверенность в Нем.

Хотя пост в Библии почти всегда сопровождается воздержанием от пищи, существуют и другие способы поста. Все, от чего вы можете временно отказаться, чтобы лучше сосредоточиться на Боге, может считаться постом (1 Коринфянам 7:1-5). Пост должен быть ограничен установленным временем, особенно если это пост без пищи. Продолжительные периоды времени без еды вредны для тела. Пост не предназначен для наказания вашей плоти, но для концентрации на Боге. Пост также не следует рассматривать, как «диетический метод». Не поститесь, чтобы сбросить вес, но для того, чтобы обрести более глубокие отношения с Богом. Да, каждый может поститься. Некоторые люди, возможно, не смогут поститься без еды (например, диабетики), но каждый может временно отказаться от чего-то, чтобы сфокусировать свое внимание на Боге.

Отворачиваясь от сего мира, мы можем лучше сконцентрироваться на Христе. Пост – это не средство заставить Бога сделать то, чего мы хотим. Пост изменяет нас, а не Бога. Пост – это не способ казаться более духовными, чем другие. Пост необходимо совершать в духе смирения и радости. В Евангелии от Матфея 6:16-18 говорится: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Основные цели поста:

  • изгнание из души своей лукавого духа – древнего змия. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом”,- сказал Господь Своим ученикам. Мтф. 17:21
  • облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

«Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный”.

Говоря о посте, надо отметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженного служения ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда. (Мтф. 25, 31-46)

Епископ Герман: «Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями”.

Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.

Пророк Исайя: «Почему мы постимся, а Ты не видишь?” (Ис. 58:3)

«Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».

Исаия 58:5-11

Страстная неделя

Сие творите в Моё воспоминание

Реформация в России

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *