ПОСТРИГ МОНАШЕСКИЙ — в христианстве обряд, знаменующий принятие человеком монашества.
Название происходит от элемента этого обряда — пострижения части волос на голове принимающего монашество.
Традиция пострига монашеского, по преданию, была введена в IV веке в египетских монастырях преподобным Пахомием Великим. В V веке постриг монашеский известен уже как регулярная практика. Согласно автору Ареопагитского корпуса (V-VI века) и преподобному Феодору Студиту (VIII-IX века), постриг монашеский представлял собой одно из церковных таинств, подобное крещению; в нём прощались грехи, совершённые после крещения. Согласно законодательству императора Юстиниана I (535), постриг монашеский запрещался без прохождения 3-летнего подготовительного периода (смотреть Послушничество, Новициат). К IX веку в Византии уже существовала, а к X веку окончательно установилась практика различения 2 этапов пострига монашеского по степени строгости принимаемых обетов — малой схимы и великой схимы.
В современном христианстве постриг монашеский не является церковным таинством; он рассматривается как обряд введения постригаемого в монашество — совершенный образ христианской жизни, основанный на отречении от мира и связанных с ним 3 основных обетах: девства, добровольной нищеты и послушания духовным наставникам. Согласно современному Уставу РПЦ, постригу монашескому предшествует период испытания («искуса»), во время которого кандидат в монашество пребывает в монастыре в чине трудника, затем послушника (при этом он может стать рясофором, при посвящении в которого также совершается обряд пострижения волос), и только после этого он может принять постриг монашеский в малую схиму (собственно монашество). По современным правилам недопустимо принятие в монастырь и дальнейший постриг монашеский лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, без удостоверения личности, а также лиц, обременённых долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами. Постриг монашеский должен быть добровольным. Он совершается в монастыре епархиальным архиереем или игуменом монастыря в присутствии братии с участием духовного наставника, который становится восприемником новопостриженного. Постриг монашеский вне монастырей (так называемое монашество в миру) является исключением из общего правила. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Монахи, непорочно живущие в малой схиме, могут принять второй постриг монашеский, то есть великую схиму. Постриги монашеские в малую и великую схимы сопровождаются наречением постригаемому нового имени, его переоблачением и переобуванием, имеющими символическое значение изменения жизни. Постриг монашеский сопровождается молитвенными чинопоследованиями. Форма выстрижения волос при постриге монашеском в разных христианских традициях различалась и могла меняться со временем: оставление «ободка» волос вокруг головы (разновидность — «гуменцо») как подражание терновому венцу Христа, в дальнейшем получившее наибольшее распространение в Римско-католической церкви (смотреть Тонзура); полное пострижение головы в подражание апостолу Павлу; наиболее распространённой формой стало крестообразное пострижение волос.
В Римско-католической церкви обряды пострижения волос при посвящении в монахи и при рукоположении белого духовенства с 1973 года не проводятся (отменены папой Римским Павлом VI), при этом сохраняется традиционное ношение папой Римским, кардиналами и епископами специального головного убора (так называемый пилеолус), ранее предназначавшегося для содержания тонзуры в тепле.
В древнем христианстве (особенно западном) пострижение волос на голове употреблялось также при поставлении в чтецы и священники. Согласно 33-му канону Трулльского собора (691-692), непостриженным запрещалось учить с амвона в церкви.
Сходные по своему символическому значению с христианским постригом монашеским обряды бритья монахами головы и лица существуют также в буддизме и индуизме.
См. раздел МОНАШЕСТВО
- Девушке, выбирающей между браком и монашеством свт. Николай Сербский
- Напоминание всечестным инокиням… свт. Феофан Затворник
- О трех обетах монашества архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев)
- Три монашеских обета игумен Дионисий (Шленов)
- Изложение монашеского опыта прп. Иосиф Исихаст
- Чем должно украшаться монаху свт. Василий Великий
- О том, как монаху быть совершенным прп. Ефрем Сирин
- Отречение oт мира мон. Варвара (Пыльнева)
- Евангельское монашество архим. Георгий (Капсанис)
- О том, что и монашеский образ объемлется тайной покаяния свт. Симеон Солунский
- Монашество и монастыри в России XI-XX века
- Положение о монастырях и монашествующих (2017 год)
- Видео о монашестве
- Тест: Монашество
***
Мона́шество (монах от греч. μοναχός — одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος – один, одинокий) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.
Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).
Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».
Монашескому постригу предшествует трудничество и послушничество. В традициях Русской Православной Церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами: рясофор, иночество (в женских монастырях), малая и великая схима.
***
«Монахи сути те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою, – добродетелью, высшею всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться во едино с Богом, как сказал Апостол: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор. 6:17). А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова: то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются – преподобными».
святитель Игнатий Брянчанинов «О монашестве»
«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог».
епископ Иларион (Алфеев)
«Человек вступает в брак сразу, одним движением. Никакой «пробный брак» по существу не допустим и не возможен. Брак требует большой отваги, решимости – и готовности ко взаимной жертве. Путь к монашеству, в отличие от брака, состоит из ряда последовательных шагов, которые длятся иной раз по многу лет: за это время человек вполне успевает узнать и почувствовать монашескую жизнь».
иеромонах Макарий (Маркиш)
«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
преподобный Иоанн Лествичник
***
ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА
Из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря:
- Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.
- Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.
- Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.
- Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене…» (Мф. 19:21).
- Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместить, да вместит» (Мф. 19:12). «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви» (1Кор. 7:32).
- Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя. Дающий обет послушания утверждается на словах Священного Писания: «…аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24); «…аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф. 20:26); «Им же несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч. 11:14).
***
Что значит «призвание к монашеству”?
– Это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества. Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.
епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев)
Здравствуйте уважаемые.
Уверен, что не раз и не два, Вы, читая различные исторические книги об истории сталкивались с такой фразой как «пострижен в монахи (-ини)» или уж тем более «насильно пострижен». Сталкивались ведь, верно? Самый яркий пример — тот же дипломат, военачальник и боярин Фёдор Никитич Романов, которого силой заставили стать монахом, и который впоследствии стал 3 Патриархом Руси, а его сын Михаил — первым царем из династии Романовых. ну или несчастная первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
А Вам было интересно, что за постриг такой и как именно он проходит? Мне вот — да. Поэтому я сегодня немного расскажу об этом. Если не интересно — дальше лучше и не читать. А кто глубоко погружен в тему (а я знаю, что среди моих френдов таковые имеются), то прошу подправлять, если в чем-то и где-то ошибусь.
Итак, пострижение — это это очень древняя процедура в христианстве (да и не только в нем, как мы посмотрим чуть погодя). Причем, иногда имеющая, так сказать, внешнее проявление. Вплоть до 1973 года любой католический священник или монах выбривал себе макушку головы и подобная прическа называлась тонзура. Уверен, Вы видели подобное в кино, иллюстрациях к книгам, а может быть и даже лично. Выглядело это примерно вот так вот:
ну или так:
Интересно, что где-то до середины 17 столетия и у нас в Православии что-то подобное было. Только называлось гуменцо
Одна из русских икон.
Никто не скажем с чем именно была связано такая традиция и столь странный метод прически. Практиковаться в христианской церкви это началось где-то с 3-4 века и связано, скорее всего, с жертвенностью Богу. Волосы всегда носили сакральный и мистический характер — это знак величия человека и его красоты. Лишиться волос — лишиться силы и удачи (вспомним хотя бы библейский мотив с Самсоном). Добровольное же острижение части волос — это жертва Богу свой красоты и удачи, ради служения ему и восславления его. Думаю, как то так..
Однако в Православии от подобного отошли очень давно.
Самсон и Далила.
Именно православная традиция нас интересует больше всего, ибо напрямую связано с отечественной историей. Все течет, все меняется, и даже такой консервативный институт как Церковь, вносит изменения в свои, казалось установленные веками, процедуры.
Начнем с того, что насколько я понимаю, ныне под постригом подразумевается не одна а целых 5 процедур, которые несколько отличаются и по смыслу и по значению. главное в том, что сейчас «насильно постричь» больше невозможно. В принципе 🙂
Е.Ф. Лопухина
Первые 2 из этих процедур Вы, наверняка, видели воочию. При крещении и сразу же после миропомазания священник срезает часть волос с особыми молитвами. То же самое происходит во время постановки в чин кого то из младшего клира, например чтеца.
Третий уровень — это уже серьезно. Это так называемый иноческий постриг. Инокини обоего пола на этом уровне называются рясофоры. Это самый первый, начальный уровень монашества. Человек осознано переходи из статуса послушника в статус инока (-ини). Происходит процедура примерно так:
При посвящении новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение посвящаемого, с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Далее постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «последованием в одеяние рясы и камилавки».Про камлавку мы с Вами говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/204223.html
Следующий уровень — это мантийный или по-иному малая схима. Принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом. Напомню, что про чины монашества мы говорили вот тут вот немного: http://id77.livejournal.com/206372.html
На этом этапе неофит получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета:
Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
Безбрачия (или целомудрия);
Нестяжания (нищеты, или отказа от владения личной собственностью);
Непрестанной молитвы.
Тут особая процедура — более сложная. Постриг проводит игумен, который испытывает желание постригаемого служить Богу троекратным повелением подать ножницы и двукратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, знаменуя тем окончательное отречение постригаемого от мира.
После этой процедуры монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, паллий, клобук, сандалии и дают в руку чётки (обо всем этому мы с Вами уже говорили).
Самая последняя стадия пострижение — это так называемая Великая Схима или же Великий ангельский образ. Не во всех Православных церквях она есть, но в РПЦ существует. Это крайняя степень аскезы и послушания Богу. В древности и вовсе еще один обет давали — вселиться в затвор, сиречь закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом. Ныне все немного попроще, но чаще всего, те, кто принял Великую Схиму обычно живут отдельно ото всех и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Помните, как там было у Бориса Акунина в одном из его самых лучших произведений «Пелагия и Черный Монах»? Вот как то так…
Процедура Большой схимы более длительная и торжественная. Великосхимнику (так их иногда называют) дают еще одно монашеское имя (как бы еще одного небесного покровителя) и облекается в великосхимнические одежды (куколь и параман)о коих мы уже говорили вот тут вот: http://id77.livejournal.com/212384.html
Так что насильно ныне не пострижешь, а вот расстрижение можно получить очень даже легко. Это самое жестокие прещение (наказание) в Русской православной церкви. Правильнее говорить, не расстрижение, а извержение из сана. Просто в давние времена процедура выглядела примерно так: что по прочтении изверженному лицу указа о присуждении его к лишению духовного сана, с него снимали усвоенные этому сану одежды — рясу, подрясник, камилавку, клобук и т. д., остригали у него волосы на голове и бороду, облачали в простое мирское платье и отнимали «ставленую грамоту» (документ-свидетельство о рукоположении в священство).Весь процесс мог происходить в храме, под возгласы «Анаксиос!» («недостоин!») или же в консистории(епархиальное управление), в завершение чего расстриженного священнослужителя жезлом изгоняли из храма или из консистории. В Российской империи такой священнослужитель в обиходе назывался расстригой и подвергался значительному поражению в гражданских правах в течение многих лет после извержения из сана. Отсюда и выражения «поп-расстрига» или расстрижение.
Филарет (А. Денисенко)
Суть в острижении волос с бороды есть определенная традиция. Насколько я понимаю, дело в том, что в верованиях русского народа, Господь Бог будет забирать на небо женщин и девок хватая за косу, а мужчин за бороду. Вот поэтому такой скрежет зубовный стоял про Петре Великом, которого считали Антихристом в том числе и за то, что он заставлял бороды брить.
Ныне же, все это упрощено, и никто никому бороду не отстригает. Поэтому то и название ныне извержение из сана. Хотя по традиции часто таких священников называют расстригами. С точки зрения РПЦ (и это весомо в Христианской церкви) таковым расстригой является Филарет (А. Денисенко) ныне возглавляющий УПЦ Киевского патриархата. Георгий Гапон тоже был расстригой. Вот как то так…
Г. Гапон
Но самое забавное, что постриг связан не только с христианством, о чем мы уже начали говорить в начале этого поста. В Древней еще дохристанской Руси, постригали молодых благородных мальчиков (обычно в возрасте 4-5 лет) — и это было, своего рода, посвящение в будущего воина.
Надеюсь, Вам было интересно.
Приятного времени суток.
Tags: Православие, Религии мира
Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.
Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.
Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.
В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.
В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым.
В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шесть человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I, тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в угрешский монастырь был назначен, по рекомендации Игнатия, его знакомый монах Иларий, который несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей». О своих трудностях по восстановлению монастыря Иларий жаловался Игнатию, на что получил ответ: «вы испиваете ту чашу, которую пришлось бы мне пить, если б Промысл Божий не отклонил меня от Угрешской обители <…> В совести Вашей Вы чувствуете, что монастырь не Вы разорили, а напротив, сколько было сил Ваших и умения поправили. Владыке, может быть, показалось точно тяжело глядеть на развалины монастыря, но он, как человек благоразумный, весьма может понять…»
В ноябре 1874 года послушником Николо-угрешского монастыря стал К. Н. Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).
1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.
В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, позже преобразованная по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.
В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.
В 1980-х годах на территории монастыря располагалось общежитие, а также секция дзюдо ДЮСШ «Союз».
30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — в сане епископа Люберецкий, викарий Московской епархии; 31 мая 2010 г. освобожден от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).
В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.
В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.
В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор.
В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.
При монастыре, вне его территории действует гостиница для паломников, управляемая паломнической службой монастыря.
24 декабря 2010 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви новым наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).
(Более подробную информацию об истории монастыря можно посмотреть на сайте обители: http://ugresha.org/putevodotel/letopis.html)
(Все предлагаемые к просмотру снимки были сделаны 22 мая 2013 г.)
«Ненастный день в Николо-Угрешской обители»
«На территории Угрешской обители»
«Храмы Николо-Угрешской обители»
«Здания Николо-Угрешской обители»
«Николо-Угрешская обитель»
«Николо-Угрешская обитель»
«Ненастный день в Николо-Угрешской обители»