Посты в католичестве

04 янв 2020

TOMIN.BY

Календарь католических праздников. В 2020 году католическая Пасха празднуется в воскресенье, 12 апреля.

  • Календарь православных церковных праздников

Католические торжества

Непереходящие торжества с постоянной датой

1 января — Пресвятой Богородицы Девы Марии

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире). В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия. Всемирный день мира — это праздник романо-католической церкви, который отмечается ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии.

5 января – Сочельник, канун (навечерие) праздника Богоявления

Сочельники бывают накануне праздников Богоявления и Рождества Христова соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста — в память чуда Феодора Тирона.

6 января — Богоявление Господне (День Трёх царей или Три короля)

Епифания, Теофания (Epiphany, Theophany). В западной церкви праздник получил название Богоявление (греч. Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской. Праздник Крещения Господня, или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей (в иной традиции — волхвов) — Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю — золото, Христу-Богу — ладан, Христу-человеку — мирро.

19 марта — День святого Иосифа, обручника Девы Марии

25 марта — Благовещение Девы Марии

24 июня — Рождество Святого Иоанна Крестителя

Праздник установлен в воспоминание событий, связанных с рождением Иоанна Крестителя, которые описаны в Евангелии от Луки (Лк.1:24-25, 57-68, 76, 80). По учению иудаизма, перед приходом Мессии должен явиться его предшественник — предтеча, которым в соответствии с пророчеством Малахии (Мал. 4:5) считается пророк Илия.

В христианстве учение о провозвестнике Мессии — Иисуса Христа — связано с образом пророка Иоанна Крестителя, возобновившего и продолжившего служение Илии. Как повествует Евангелие, сам Иисус назвал Иоанна «Илией, которому должно прийти» (Мф. 11:14). Отличительная черта Дня святого Иоанна — огни, костры, фейерверки, зажигаемые не только в деревнях, но и на площадях больших городов. Верующие ходят с факелами и на общие молебны в ближайшие часовни.

Празднование Дня святого Иоанна продолжается несколько дней вплоть до Дня святого Петра и Павла (29 июня). Во Франции культ святого Иоанна распространен особенно широко: более тысячи церковных приходов считают его своим патроном.

29 июня — День святых апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

15 августа — Успение и Вознесение Девы Марии

Праздник основывается на истине, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз.

В 1950 году папа Пий XII особым декретом принял Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар Марии. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией.

1 ноября — День всех святых

2 ноября — День поминовения усопших

Родительский день. День поминовения усопших. Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых и 2 ноября День поминовения усопших следуют один за другим.

Праздник Всех святых был введен в начале VII папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века был установлен День поминовения усопших, со временем они слились в один день — День поминовения святых и усопших.

Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут, находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих.

Первый день католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями общей процессией. Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи. Праздник Христа-Царя завершает литургический год Римско-католической Церкви.

8 декабря — День непорочного Зачатия Девы Марии

Согласно католическому вероучению, избранница Отца Небесного, была чистой от последствий первородного греха от рождения.

25 декабря — Рождество Христово

Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего. Во всех католических странах широко распространен обычай изготовления своеобразных яслей-вертепов. Этот обычай церковного происхождения, приписываемый святому Франциску из Ассизы. В

католических храмах с XIII веке устраиваются небольшие ниши, в которых изображаются сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Рождество — семейный праздник. В канун праздника, в сочельник, традиционная семейная трапеза состоит из постных блюд. Это рыба, овощи и фрукты, сладости.

После появления первой звезды, в храмах начинаются торжественные богослужения, присутствие на которых для католиков обязательно. В первый день Рождества подается праздничная кормная пища — мясные блюда: свинина, индейка, гусь, ветчина. Изобилие на праздничном столе считается залогом благополучия в новом году. Повсюду принять дарить друг другу подарки.

Католические переходящие торжества

(каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

26 февраля — Пепельная среда

5 апреля — Пальмовое (Вербное воскресенье)

12 апреля 2020 г. — католическая Пасха

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Центром Пасхального Торжества является воскресший Христос. Утром в Пасхальное воскресенье после торжественной утренней Мессы дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядами.

Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки — возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки. На рассвете поспешили ко гробу Иисуса Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. День, в раннее утро которого воскрес Христос, приближался к вечеру. Ученики Его пребывали в печальном недоумении и колебании, несмотря на рассказ мироносиц. Тогда Господь не замедлил вечером того же дня явиться Сам сначала двум из них, которые «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях».

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства у дьявола и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

21 мая — Вознесение Христово (Вознесение Господне) (40-й день после Пасхи)

После того, как Христос Воскрес, ученики Христа ощущали праздник. Все 40 дней Он иногда являлся им, то кому-то одному, то сразу всем вместе. Ученики видели, как Христос поднялся над землей, что было символом того, что при наступлении конца света, Он точно также вернется на землю, как отошел к Отцу.

При своем Вознесении Христос обещал своим ученикам, что на десятый день спустится к ним как Утешитель от Бога-Отца в виде Святого Духа. Произойдет Единое явление Святой Троицы (Отца, Сына и Святого Духа).

31 мая — Пятидесятница (Сошествия Святого Духа) (7-ое воскресенье после Пасхи)

(7-е воскресенье после Пасхи — 50-й день после Пасхи). Через десять дней после Вознесения Господня сбылось обещание Господа Иисуса Христа, и к его ученикам-апостолам от Бога-Отца спустился Святой Дух в виде огненных языков. Тем самым ученики смогли овладеть всеми языками мира и смогли преподавать христианство по всей Земле.

7 июня — день Святой Троицы (воскресенье, 7-й день по Пятидесятнице)

С 14 века праздником Троицы в Католической Церкви стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. Троица в христианских представлениях — Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого — животворящего Начала. По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной — от первой).

11 июня — Пресвятое Тело и Кровь Христа (четверг, 11-й день по Пятидесятнице).

Это сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (Евхаристии). Католическая Церковь рассматривает Евхаристию как священный дар, оставленный Христом Своей Церкви.

19 июня — Пресвятое Сердце Иисуса (пятница, 19-й день по Пятидесятнице)

Праздник Святейшего Сердца Иисуса отмечается в пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы и, соответственно, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Темой праздника является любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение.

Именно Иисус является источником искупленной и дающей искупление милосердной и целительной любви, которая помогает нам самим возрастать в любви к Христу, а через него и в любви ко всем ближним.

Пасхальный понедельник

Празднуется в память о первом дне после воскресения Иисуса Христа. В Библии повествуется о том, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам. Он разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «…Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

Католические непереходящие праздники с постоянной датой

2 февраля — Сретение Господне

4 апреля — День святого Исидора

30 мая — День святой Жанны д’Арк

31 мая — Посещение Девой Марией Елизаветы

11 июня — День Святого Варнавы

13 июня — День Святого Антония

6 августа — Преображение Господне

8 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

14 сентября — Воздвижение Креста Господня

24 декабря — католический сочельник

28 декабря — День святых невинных младенцев Вифлеемских

Католические переходящие праздники

(каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

26 февраля — Пепельная среда (Dies Cinerum лат.) — день начала католического Великого поста. Отмечается за 45 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В этот день предписывается строгий пост. Соответствует православному чистому понедельнику.

5 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Пальмовое воскресенье) (последнее воскресенье перед Пасхой)

27 декабря — Святое семейство — Дева Мария с младенцем Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником. День Святого семейства — католический праздник, отмечаемый в следующее воскресенье после Рождества Христова.

Католические непереходящие памятные дни (с постоянной датой)

26 июля — Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии

7 октября — Пресвятая Дева Мария Розария

2 ноября — День поминовения усопших

21 ноября — Введение Богородицы во храм

Введение Богородицы во храм. Христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Католические памятные дни

Непереходящие памятные дни (каждый год с новой, переменной, подвижной датой)

29 июня — Непорочное Сердце Девы Марии (суббота, 20-й день по Пятидесятнице)

Посты и постные дни

Великий пост

Великий пост в Римско-католической церкви начинается в Пепельную среду (в амвросианском — в понедельник, а Пепельная среда вообще не выделяется в календаре), за 46 календарных дней до Пасхи, хотя три последних дня перед Пасхой в литургическом календаре выделяются в отдельный период: Священное Пасхальное триденствие.

До литургической реформы 1969 года перед началом Великого поста были три подготовительные недели, первая — называлась Septuagesima, последующие — соответственно, Sexagesima и Quinquagesima (60 и 50).

Пост заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и в делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий дает себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия и т.п.

Все дни, кроме воскресений — рекомендуется пост (без воздержания).

Последняя неделя Великого Поста — «Страстная» или «Святая» неделя — литургически связана с Пасхой. В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий». Первый из них — праздник Пальмового (вербного) воскресенья, предшествующий Пасхальному. В этот день принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, вербы.

Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. С Великого четверга до полудня субботы молчат церковные органы и колокола. Это период Пасхального Триденствия (Triduum Paschalis) — четверг, пятница и суббота.

Вечером в Великую Субботу во всех храмах начинается празднование великого Торжества. После захода солнца служится первая пасхальная Литургия (Месса) Пасхи — зажигаются пасхальные свечи. Важные дни во время поста: Прощеное воскресенье — первое воскресенье Великого поста.

Чистый понедельник — первый понедельник Великого поста.

Адвент пришествие — 29 ноября (первое воскресенье Адвента) — время ожидания Рождества Христова.

Четыре воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии) и т. д.

Верующие готовятся ко второму пришествию Христа, вспоминают о предсказании пророков и Иоанна Крестителя о пришествии Спасителя.

Католическая церковь считает Адвент временем всеобщего покаяния.

6 декабря (воскресенье) — Второе воскресенье Адвента.

13 декабря (воскресенье) – Радуйтесь. Третье воскресенье Адвента — в литургическом календаре Католической церкви и ряда протестантских церквей третье воскресенье Адвента. Этот день — своеобразный перерыв в Адвенте — символизирует радость грядущего праздника. Это единственный день Адвента, когда священники имеют право служить не в фиолетовых облачениях, символизирующих покаяние, а в розовых, символизирующих радость. В этот день допускается украшать храм цветами и украшениями розового цвета. Аналогичный день существует и в период Великого поста — это Laetare, четвёртое воскресенье Великого поста.

Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) – пятница.

Воздержание от пищи перед принятием Причастия – Евхаристический (литургический) пост.

Рождество Христово — один из важных праздников в церковном календаре. 1 декабря начинается Рождественский пост у католических верующих, который продлится до 24 декабря.

Рождественский пост в литургическом календаре

Адвент — это период, предшествующий празднику Рождества Христова. Он охватывает четыре воскресенья перед 25 декабря. Это время знаменует начало литургического года в календаре Католической Церкви, и начинается Адвент всегда с воскресенья.

Именно поэтому ежегодно его продолжительность составляет 23-28 дней. Каждое из четырех воскресений Адвента предназначено для определенной тематики, которая отражается в евангельских воскресных чтениях: в первом рассказывается о пришествии Христа в конце времен; второе и третье повествуют о переходе от Ветхого к Новому Завету, четвертое отображается евангельские события, которые происходили до Рождества Христова.

Что означает слово «Адвент”?

Адвент — это очень важный период для христиан. Слово Адвент означает пришествие. Для древних римлян данное слово знаменовало собой официальное прибытие Цезаря.

Для христиан это светлое время, когда они готовятся к рождению Господа. В связи с этим Адвент — это не только время покаяния, но и период благочестивого и радостного ожидания.

В дни Адвента духовенство облачается в одеяния фиолетового, покаянного, цвета.

Верующие в этот период должны отказаться от развлечений, шумных компаний и посещения увеселительных заведений.

Ключевым элементом Рождественского поста для католиков являются установки, которые дает себе перед его началом каждый верующий.

Серьезных ограничений в рационе верующих в католический Рождественский пост не предусмотрено. Каждую пятницу во время поста, как и на протяжении всего года, католики не едят мясо и продукты животного происхождения.

Священники отмечают, что ключевым моментом для верующих должно стать не ограничение в еде, а забота о своей душе, желание выполнять Христовы заповеди, молитвы и подготовка ко встрече со Христом.

В первые дни Рождественского поста в костелах устанавливают венок Адвента, собранный из еловых веток, также в него вплетают свечи.

В первое воскресенье Адвента на венке зажигают первую свечу — Свечу пророчества, которая символизирует связь Ветхого и Нового заветов.

Во второе воскресенье Адвента помимо первой свечи зажигается вторая, Вифлеемская, в честь памяти о путешествии девы Марии и святого Иосифа в Вифлеем и о рождении Иисуса.

Олицетворением третьего воскресенья Адвента является Свеча пастухов. Ее зажигают вместе с первыми двумя в память о пастухах, которые первыми прибыли, чтобы поклониться младенцу Иисусу.

И, наконец, в Сочельник (24 декабря) возжигают четвертую свечу – Свечу Ангелов, и в Рождественскую ночь в венке Адвента, который находится в костелах перед алтарем, горят все четыре свечи.

По завершении Рождественского поста вечером накануне праздника, в Сочельник, католики семьями собираются вместе. По традиции на столе стоят 12 блюд в честь каждого из двенадцати апостолов. Перед началом застолья верующие читают отрывок из Евангелия от Святого Луки о Рождестве Христа и общую семейную молитву.

С наступлением праздника Рождества каждый член семье по традиции предлагает другому родственнику отломить и съесть кусочек оплатки (рождественского хлеба), поздравляя с праздником и прощая все обиды.

Фото: из открытых источников

Елена Гутыро

Что такое Великий пост в христианстве?

Это длительный пост, во время которого верующие с помощью молитвы и самоограничения готовятся к празднованию Воскресения Христова и воздерживаются от употребления определённой пищи.

Сколько длится католический Великий пост?

Великий пост в христианстве связан с числом 40, ведь именно столько дней, согласно Евангелиям, Иисус Христос постился в пустыне. Но есть свои особенности: так, в католичестве пост начинается за 46 дней до Пасхи, хотя собственно время поста составляет 40 дней (6 недель и 4 дня). Дело в том, что католики постятся все дни, кроме воскресений, то есть воскресенья из времени поста «выпадают», а сам пост по этой причине начинается на 6 дней раньше.

А в православии пост начинается за 48 дней до Пасхи, начинается не в среду, а в понедельник (Чистый понедельник) и является непрерывным, включая 40-дневный период Четыредесятницы и Страстную Седмицу. В 2013 году Великий пост у православных начнётся 18 марта.

Что касается протестантизма, здесь существуют определённые сложности, они связаны с наличием нескольких деноминаций протестантского вероисповедания, их традиции зачастую различаются. Так, у лютеран существует Великий пост, он начинается в Пепельную среду, как и у католиков. Упоминается, что понятие «Великий пост» у лютеран ассоциируется в первую очередь с воздержанием от пищи и увеселений, но при этом не подразумеваются какие-либо запреты на определённые виды пищи, в том числе мясо. У протестантов других деноминаций пост не привязан к каким-то определённым дням, они постятся, когда видят в этом необходимость (в случае болезни или какой-либо трудной жизненной ситуации; вообще же, считают пост делом глубоко интимным и не обсуждают его с другими).

Каковы традиции Великого поста?

В Пепельную среду, с которой у католиков начинается пост, в католических церквях проводят специальный обряд. Священники посыпают головы верующих освящённым пеплом. Этот обряд имеет библейское происхождение и символизирует покаяние и смирение. В этот день католикам следует строго поститься.

Считается, что основное «техническое» отличие католического поста от православного в том, что в католичестве ограничивается не столько употребление определённых продуктов, сколько число приёмов пищи в течение дня.

Фото: Великий пост (коллаж РБК-Украина) Отправить новость другу Спасибо, Ваше сообщение отправлено!
Ok

Чем отличаются разные традиции поста перед Пасхой – в материале

Великий пост 2019 в Украине начнется 11 марта и продлится до 27 апреля, завершаясь праздником Пасхи. Во время Великого поста украинцы часто задаются вопросом о том, чем традиции этого периода отличаются у православных и у греко-католиков. Ведь пост есть и у тех, и у других, и в Украине широко распространены обе традиции.

На самом деле Великий пост как у православных, так и у греко-католиков имеет те же «цели», а традиции его проведения отличаются лишь немногим. Так, могут быть отличия в отказе от конкретных продуктов. Одни могут отказаться только от алкоголя или кофе, а другие придерживаются намного более строгих правил.

Но эти различия уже сугубо индивидуальные, а не глобальные. Также среди многих верующих популярен отказ не только от еды, но и от привычных им развлечений. Например, во время поста они могут отказаться слушать музыку или даже смотреть любимые фильмы, хотя такие правила нигде не прописаны.

В чем же главные отличия?

Какое же одно из главных отличий в традициях поста у греко-католиков и у православных? Прежде всего это ограничение количества пищи и количества ее приемов.

В основном греко-католикам разрешается во время поста есть по большому счету все, но только раз в день. В другие, более суровые дни поста, верующие отказываются от употребления привычных им продуктов. Например, мяса.

Фото: И у католиков, и у православных, во время поста основу стола составляют овощные продукты, каши, супы (.com)

В православной традиции правила есть только раз в день, а не больше, нет. Зато есть ограничения по самим продуктам. К примеру, нельзя есть продукты с растительным маслом, за исключением субботы и воскресенья. Только два раз в пост православная традиция позволяет верующим есть продукты с содержанием рыбы. Во время Великого поста также нельзя есть яйца, молоко и мясо. И у католиков, и у православных, во время поста основу стола составляют овощные продукты, каши, супы и так далее.

«Я бы не сказал, что период поста как в греко-католической традиции, так и в православной, кардинально отличается. Думаю, чисто внешние проявления поста разнятся, особенно в традициях богослужений. Есть ведь разнообразные обряды, но суть одна и та же. Это время приготовления к великому празднику Пасхи», — говорит отец Петр Жук, ректор-протоиерей трехсвятительской духовной семинарии УГКЦ.

Пост из двух частей

В православной церкви Великий пост состоит из двух частей. Первая – это 40 дней до поста. Вторая – это страстная неделя. Таким образом всего получается семь недель поста, которыми православная церковь готовится к Пасхе.

«В целом в византийской традиции всего есть четыре поста, которые называют Четыредесятницами. Из них пост, который продолжается перед Пасхой — самый длинный и в общем самый сложный по своей структуре», — говорит Василий Рудейко, доктор богословия, заместитель председателя Патриаршей литургической комиссии УГКЦ.

Фото: Воздержание от еды – это не центральный аспект поста, говорит доктор богословия (.com)

Кроме Великого поста, есть еще пост перед Рождеством, пост перед успением Пресвятой Богородицы. Кроме того, есть также пост перед праздником Верховных апостолов Петра и Павла.

Отказ от еды – не главное

«Каждый из постов значительным образом определяет основные циклы главных праздников в литургическом году. Данные традиции появились довольно давно, с установления празднований самой Пасхи. Празднику раньше предшествовал однодневный пост. Тогда это был «Пост Великой Субботы», а уже сегодня именно его считают центральным и очень важным постным днем современного Великого поста», — рассказывает доктор богословия.

«Интересно, что воздержание от еды – это не центральный аспект поста. Воздержание от пищи – только один из многих элементов поста. Главное – связь с богом, а отказ от еды – укрепление такой связи», — говорит он.

Стало известно, можно ли употреблять мясо во время поста. В ПЦУ дали неожиданный ответ на этот вопрос.

Также мы собрали для вас интересные рецепты блюд для ежедневного рациона во время Великого поста.

Рождественский пост соблюдается с давних времен. Первые упоминания о нем в письменных источниках относятся к IV веку. Первоначально он длился у одних христиан семь дней, у других – несколько дольше.

У представителей разных конфессий он соблюдается по-разному и сейчас. Так, Рождественский пост у католиков в 2020 году отличается от поста, которого придерживаются православные верующие.

Мы расскажем о том, когда начинается пост у католиков перед Рождеством 2020 года и сколько его соблюдают, о его традициях и обычаях, принятых в это время ограничениях в рационе, и др.

Какого числа католический пост перед Рождеством в 2020 году?

Католический Рождественский пост начнется за четыре недели до Рождества, которое будет отмечаться 25 декабря 2020 года. Начало католического Рождественского поста приходится на 15 ноября 2020 года.

Кроме Рождества Христова, он посвящен Второму пришествию Спасителя, которое, согласно Священному Писанию, должно произойти в конце времен. Поэтому название поста в католичестве получило второе наименование – Адвент (с лат. языка «пришествие»). Этот период считается временем всеобщего покаяния. Его символизируют одежды фиолетового цвета, в которые облачается духовенство.

В отличие от православного, каких-то особых ограничений в рационе Рождественский пост для католиков не предусматривает, кроме принятого и в другие периоды отказа по пятницам от употребления продуктов животного происхождения. Обычно из меню исключается мясо, в некоторых регионах – и молочная продукция. Также предусматривается ограничение приемов пищи до 1-2 раз в день.

Продолжительность воздержания от пищи может быть различной, ведь длительность поста у католиков, составляющего 23-28 дней, зависит от количества воскресных дней перед Рождеством – с 30 ноября (со Дня святого Андрея) до 24 декабря (Сочельника).

Адвент примерно на треть короче 40-дневного православного Рождественского поста. Но хотя Рождественский пост у католиков отличается от православного, смысл воздержания от употребления некоторых продуктов и напитков в обеих конфессиях остается одинаковым – это стремление верующих очиститься от грехов и смирение плоти.

Священнослужители напоминают, что ограничения в рационе в католический Рождественский пост будут напрасны, если человек не заботится о своей душе. В это время принято уделять больше времени молитвам, посещению церкви и общению с семьей.

Также у католиков принято перед началом Рождественского поста ставить какую-либо цель (постановление). Это может быть не только воздержание от пищи, но и воздержание от интимной близости, совершение добрых дел, ограничение посещения увеселительных мероприятий и т. д.

Во время Адвента верующим следует избегать шумных компаний, чрезмерного веселья, чревоугодия и готовиться к предстоящей исповеди. В эти дни также не проводится обряд венчания.

Традиции и обычаи Рождественского поста у католиков

С этим перодом времени связаны и другие традиции. Каждое воскресенье Адвента (в 2020 году это 29 ноября, 6, 13 и 20 декабря) имеет особое символическое значение.

В первое из них в храмах пройдут службы, посвященные пришествию Христа в конце времен; богослужения во второе и третье воскресенья отражают переход от Ветхого к Новому Завету. Третье воскресенье посвящено служению Иоанна Крестителя; в четвертое на службах в храмах будет идти речь о предшествовавших Рождеству событиях, которые описаны в Священном Писании.

Надо сказать, что пост у католиков носит преимущественно светлый и радостный характер. Так, в богослужебных песнопениях говорится не столько о покаянии и очищении для достойной встречи Христа, сколько о радости и готовности к встрече грядущего Судии Вселенной.

С началом католического Рождественского поста 2020 года родители дарят детям календарики, в которых отмечены дни Адвента. За каждым листиком находятся различные лакомства.

Расскажем о еще одном обычае – установлении в храмах венка Адвента из еловых веток, в который вплетают свечи.

Когда начинается пост у католиков перед Рождеством, то есть в первое воскресенье Адвента, которое в 2020 году приходится на 29 ноября, в венке зажгут первую свечу – Свечу пророчества Она символизирует ветхозаветные пророчества о пришествии Спасителя.

Во второе воскресенье Адвента (6 декабря в 2020 году) наряду с первой свечой будет зажжена вторая, Вифлеемская, олицетворяющая пришествие в мир Иисуса Христа, Сына Божьего.

Третье воскресенье Адвента символизирует Свеча пастухов. В 2020 году её зажгут 13 декабря в память о пастырях, которые первыми увидели младенца Иисуса.

И, наконец, в четвертое воскресенье 20 декабря 2020 года будет зажжена четвертая свеча – Свеча Ангелов, олицетворяющая божественную сущность Христа и последующее пришествие его во славе.

В Рождественскую ночь венок Адвента с четырьмя свечами разместят в храмах перед алтарями. Вообще в католических костелах во время Рождественского поста зажигается много свечей, что нехарактерно для их храмов в другое время.

Вы уже знаете, какого числа начинается католический пост перед Рождеством в 2020 году, а до какого момента он будет длится? Он закончится 24 декабря.

Вечером накануне праздника, в Сочельник, в католических странах семьи собираются вместе. Трапеза, которая носит религиозный характер, очень торжественна.

Перед началом застолья католики читают отрывок из Евангелия от Святого Луки о Рождестве Христа и общую семейную молитву. Одно из мест за столом оставляют свободным – для Иисуса Христа.

В странах Восточной Европы принято, что перед ужином в Сочельник члены семьи предлагают друг другу отломить и съесть кусочек облатки (рождественского хлеба).

Также к столу подают кутью, рыбу, которая считается символом Христа и христианства, различные овощи и фрукты, 7 видов сладостей, олицетворяющие семь таинств. Верующие поздравляют друг друга с наступающим праздником и прощают прежние обиды.

После праздничного ужина, с появлением на небе первой звезды, католики отправляются в церковь, где проходит торжественная Рождественская месса.

Это радостный праздник для христиан! В эти дни в католических странах повсюду устраиваются ярмарки, открываются шумные и красочные рождественские базары, где можно купить продукты к праздничному столу и украшения для дома.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *