Посты в православии

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОПК)

Составила: Милованова Н.В.,

учитель начальных классов

2015 г.

Тема занятия: «Пасха». (Слайд № 1)

Цель урока: формирование духовно-нравственной личности на основе православных

культурных традиций русского народа (Слайд № 2 )

Задачи:

  • познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми;

  • пробудить интерес к старинным русским обрядам;

  • воспитывать дружелюбие

Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха). (Слайд № 3)

Оборудование: компьютер, магнитофон, карточки со словами

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Праздник Пасхи наступает

Торжество нас ожидает.

II. Проверка домашнего задания по теме: «Христос и Его крест».

Вопросы и задания

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, объясни каждую составляющую его частей.

III. Подготовка к восприятию новой темы. (Слайд № 4)

Учитель: Пасха,- главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Мы уже с вами говорили о том, что история Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни — воскрес.

В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздник — воскресеньем, особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье , которое так и называется- Пасха Христова. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка означает «переход», «избавление».

— Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье) (Слайд № 5 )

IV. Изучение новой темы. Работа с учебником.

  • Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28. Запись в тетради, что такое Воскресение.

— Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? (Предположения детей)

  • Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.

— Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.

  • Запись в тетради понятие Пасхи.

-В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе.

  • Приводится пример из учебника на странице 29.

V. Физминутка.

VI . Работа по новой теме. Закрепление изученного.

— Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола? (Слайд № 6)

(Пасхальные крашеные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)

— Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и друзьям. Кто знает историю крашеного яйца? (Слайд № 7)

(По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века.. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: «Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.В память об этом событии христиане стали красить пасхальные яйца в разные цвета, в основном в красный цвет. Красный цвет символизирует цвет крови Христовой, пролитой за людей)

В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился крест.
Пришла к царю Мария Магдалина.
Весть принесла: «Иисус Христос воскрес!»
Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера,
Мысль оживила властное лицо.
Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет, как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно кровь Христова, алым стало!

— В более поздние времена мастера делали нарядные пасхальные яйца из драгоценных материалов и дарили царской семье и другим покровителям. В настоящее время многие такие пасхальные яйца хранятся в музеях нашей страны и за рубежом. Рассмотрим пасхальные яйца, изготовленные в мастерской Карла Фаберже. (Слайд № 8)

-Такие подарки получали очень состоятельные люди. А народ любил изготовлять пасхальные яйца своими руками. (Слайд № 9) Они делали

  • крашенки ( яйца, окрашенные в один цвет и не имеющие рисунка),

  • капанки ( от слова «капать», яйца, усеянные окрашенными крапинками),

  • писанки (расписные яйца),

  • драпанки (яйца, окрашенные в темные цвета. Узор на них выцарапывается с помощью толстой иглы.)

— После ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Пасхальными угощениями являются также пасхальный кулич и творожная пасха.

Пасхальный кулич- это хлебец с изюмом, украшенный сверху белой яичной пастой и разноцветным пшеном. Этот хлебец символизирует воскресшего Христа. Вкушая его, мы насыщаем не только желудок, но и сердце радостью о Христе и жизни вечной. Куличи пекут один единственный раз в году, на Пасху. (Слайд № 10)

Пасха творожная символизирует сладость праздника Пасхи, её радость. (Слайд № 11)

— Почти два месяца до Пасхи (40 дней) православные христиане соблюдают пост: не едят мяса, яиц, молока. В дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам.
— Вся последующая неделя после Светлого Христова Воскресенья считается пасхальной, праздничной светлой. Она так и называется — Светлая седмица. Всю Светлую седмицу до вечера субботы открыты царские врата- врата, отделяющие алтарную часть храма. Это символ того, что Христос своим воскресением открыл для верующих врата в Царствие Небесное. На Светлой седмице любой верующий может позвонить в колоколе. Христиане ходят в храмы. (Слайд № 12)

VII. Групповая работа – Пасхальные игры. (Слайд № 13)

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, — также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель. Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

IХ. Рефлексия. (Слайд № 14)

— Выскажите свое мнение по уроку:
» Мне понравилось…»
» Мне не понравилось…»
» Я узнал…»
» Я хочу похвалить себя…( кого-то)»

Х. Задание на дом (на выбор): (Слайд №15 )

1. Нарисуй, на что похож праздник Пасхи (угощение, колокола, пасхальный огонь и т.п.)

2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.

3.Расспросить бабушек или мам о секретах окрашивания яиц, приготовления пасхи и кулича.

Учитель. (Слайд № 16)

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!»

Звездный хор поет с небес:
» Иисус Христос воскрес!»
В полдень теплые лучи
Озаряют лес,
И поют, журчат ручьи:
» Иисус воскрес!»
Радостно сияет храм,
Золотится крест,
Благовестит ангел нам
» Иисус воскрес!»

Ученики.

Воистину воскрес! Послушаем стоя главный пасхальный гимн.

(Слайд №17)

Используемая литература:

Эта фраза часто вводит людей в заблуждение. Есть даже кулинарная книга с таким названием — «Постимся постом приятным», из которого, очевидно, следует, что приятность от поста должен испытывать сам постящийся, отведав постной вкуснятины, приготовленной по предложенным в книге рецептам. Однако это в корне неверное понимание. Пост — наша жертва Богу. И приятной она должна быть, конечно же, не для нас, а для Господа. Как об этом и поет Церковь в первый день Великого поста в стихире на вечерней службе (откуда, собственно, и была бездумно выдернута фраза о «приятном посте»): «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть, и благоприятный». Легко заметить, что ни одного рецепта постных блюд здесь нет. Так же как нет в упомянутой выше замечательной кулинарной книге со странным названием самого главного постного рецепта — того, о котором говорил святитель Иоанн Златоуст: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает». Замену мяса рыбой в пост святитель объяснял тем, что рыба дешевле мяса, и сэкономленные деньги христианин может отдать тем, кто в них нуждается. Поэтому когда сегодня в «постном» меню модного ресторана видишь какое-нибудь экзотическое блюдо из морепродуктов, стоимостью «всего» в тысячу рублей, невольно задумываешься о целесообразности такого воздержания от мяса.

А ведь у Иоанна Златоуста все очень понятно сказано: перейди на время поста на более простую пищу, и вообще — на более дешевый образ жизни и употреби средства, высвободившиеся от такой перемены, в помощь тем, кто беднее и несчастнее тебя. Но и это само по себе еще не является целью поста. Главное — попытаться за эти семь недель любым способом хотя бы что-то изменить к лучшему в своей душе. Лишь при таком отношении это будет тот благоугодный и приятный Господу пост, к которому призывает христиан Церковь.

Что такое пост?

Пост – это информационный блок, размещённый пользователем в социальной сети, блоге, микроблоге, форуме и пр.

Виды постов в социальных сетях:

  • информационные;
  • развлекательные;
  • инфографика;
  • рекламные (продуктовые) и др.

Хороший пример рекламного поста

Главная цель поста — побудить читателей к одному из следующих действий: поставить лайк, расшарит (сделать перепост), прокомментировать или перейти по ссылке.

Ведущие социальные сети:

Faсebook, Вконтакте, Одноклассники, Twitter, Linkedin, Blogger, Google+, MySpace, Мой Мир.

Правила для создания хорошего поста:

Правило 1: Ограничивайте объем своих постов в социальных сетях. В идеале, их длина не должна превышать 140-200 знаков.

Правило 2: Каждый пост, публикуемый в социальной сети, должен содержать только один призыв к действию, сопровождаемый ссылкой.

Правило 3: Реклама товаров и услуг в социальных должна быть, но при этом она должна быть немного креативной и ценной для читателей текста в виде бонуса или полезной информации.

Правило 4: Сокращайте URL-адреса и ссылки. Длинные ссылки, которые вы включаете в свои посты, загромождают ваши публикации и придают им небрежный вид, тем самым снижая качество постов и читательское внимание к ним. Воспользуйтесь генератором коротких ссылок, например, Google Url Shortener.

Правило 5: К каждому посту должна быть прикреплена картинка (которая останавливает взгляд человека).

Правило 6: Календарь публикаций постов Распределите дни недели по публикациям. Например, 1,6, 9, 13, 19, 27 — вы пишете «развлекательные» посты; 2, 7, 8, 16, 25 – у вас по плану посты о новинках компании и т.д., пока не заполните каждый день по 2-3 публикации в день.

Какие плюсы от ведения календаря публикаций постов?

Поможет узнать, какие посты пользуются большей популярностью, в связи с чем, приносят больше результатов — 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата (закон Парето).

Сможете систематично и равномерно размещать определённое количество публикаций в день, избегая пауз или нагромождения информации, и затрагивая все виды постов, которые подходят дл вашей целевой аудитории.

Для ведения календаря не требуется никаких специальных программ, его можно составить в обычном Excel.

Пост бывает трех видов: пост, являющийся фардом; пост, являющийся ваджибом; и пост являющийся нафилем (8 видов).

Пост, являющийся фардом. Таким постом является пост месяца Рамадан. Точно так же фардом является возмещение пропущенных дней поста месяца рамадан, вне зависимости от того были ли они пропущены по уважительной причине или нет.

Пост, являющийся ваджибом. К этой категории относится назир-пост, то есть пост, который человек обещал или поклялся соблюсти, сделав это для себя обязанностью. Если человек давая такое обещание, определил конкретное время этого поста, например, такого-то числа такого-то месяца, то он обязан соблюсти этот пост в установленное время. Если же время назир-поста не было определено, то он может выбрать любой день для соблюдения этого поста.

Точно так же к этой категории, по мнению Ханафитского мазхаба относится возмещение начатого и нарушенного нафиль-поста.

Нафиль-пост. К этой категории относится любой пост, который не является фардом или ваджибом. Термин «нафиль» означает действие совершаемое добровольно и не являющееся обязательным. К этой категории относятся следующие виды поста:

1. Пост в месяц Шавваль: Соблюдение поста в течение шести дней месяца Шавваль является мустахабом. Лучше всего поститься все шесть дней подряд, но можно делать промежутки. Так же в эти дни можно держать пропущенные дни поста Рамадана или пост-адак.

2. Пост в день Ашура: Десятый день месяца Мухаррам, носит название «день ашура». Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) практически всегда постился в этот день. Однако он считал неправильным поститься только в один этот день и поэтому советовал проводить в посте еще один день до или после дня Ашура.

3. Ежемесячный трехдневный пост: Соблюдение поста в течение трех дней каждый месяц является мустахабом. Особенно хорошо соблюдать пост в 13, 14 и 15 день каждого месяца. В лунном календаре эти дни носят название «аййаму-бид». Известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал соблюдать данный пост. А в риваяте, переданном от Айши (радыйаллаху анха), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) каждый месяц проводил эти дни в посте.

4. Пост по понедельникам и четвергам: Пост по понедельникам и четвергам также является поощряемым постом. Передается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) соблюдал пост в эти дни, говоря при этом: «Деяния людей представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, и в этот момент я хочу быть постящимся» (Абу Давуд, Ибн Маджа).

5. Пост в месяц Зульхиджа: Так же поощряется соблюдение пост в первые девять дней месяца Зульхиджа. Так же в риваятах сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) проводил эти дни в посте.

6. Пост в запретные месяцы: Является мустахабом соблюдение поста по четвергам, пятницам и субботам в запретные месяцы, к которым относятся месяцы: Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб.

7. Пост в месяц Шаабан: В риваяте переданном от Айши (радыйаллаху анха) сообщается, что больше всего нафиль-постов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) держал в месяце Шаабан. Иногда он проводил в посте весь этот месяц.

8. Пост Давуда: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) называл соблюдение поста через день – постом Давуда, говоря: «Самым достойным постом является пост Давуда. Он постился через день».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *