Поучения старцев

Для начала, чтобы не возникали вопросы, хочу объяснить, почему я не пользуюсь словом «старец». Всё просто. Потому, что знаю: сами люди очень не любят, когда их называют «старцы» и «старчики».
Читая негативные отзывы об отце Иоанникии, я вспомнила об одном случае. Как-то раз Паисий Святогорец посетил Афон, когда ещё был жив старец Иосиф Исихаст. Он много слышал о нем и решил познакомиться со старцем Иосифом, но отцы и братия отговорили его — сказали, что он пребывает в прелести. Старец Паисий Святогорец очень сокрушался потом, что не воспользовался возможностью лично познакомиться с этим великим подвижником, доверившись сплетням.
Я могу советоваться с тем, кто мне интересен, но меня всегда мало интересовало чьё-то мнение относительно кого-либо. Бывало и такое, что на чужие грабли наступала. Но никогда не жалела — мне гораздо больше нравиться разобраться во всём самой, чем полагаться на кого-то. Поэтому, сомнений ехать или не ехать к отцу Иоанникию у меня не возникло — конечно, ехать. Правда, благословение у мужа не могла долго выпросить, а без благословения ехать не хотелось. Повезло, что знакомый священник был знаком с духовным чадом батюшки Иоанникия, тогда ещё Иоанна. Он рассказал одну историю, после которой муж всё-таки отпустил нас с Ефремом.
Где находится обитель? Как туда попасть? Можно ли будет увидеть батюшку? Отец Иоанникий ведь в схиме, а значит, вполне имеет право месяцами находиться в затворе. Вопросов было много. Я открыла поисковик. На удивление, несколько паломнических служб предлагали поездки в обитель к отцу Иоанникию. Ближайшая должна была состояться через несколько дней. Я связалась с гидом и выяснила, что стоимость поездки 2000 рублей с человека. Она рассказала, что мы приедем к самому началу службы, а после ночного бдения можно будет задать вопросы батюшке, потом будет трапеза, затем отъезд. Ещё она сказала, что у каждого будет возможность передать батюшке записку через неё, он их обязательно читает и молиться за каждого человека всю жизнь. Меня все устроило, и я решила воспользоваться услугами этой паломнической службы.
После того, как я написала предыдущий пост, мне стали звонить и писать: как я могла поехать туда, ведь отзывы паломников об этом старце крайне негативные. К тому же, владыка не благословляет и пр. Про владыку я ничего не знаю, но вариантов много. Как бы то не было, на Литургии, однако, отец Иоанникий отчетливо и с любовью помянул своего владыченьку)
На некоторые возмущённые комментарии я могла бы ответить сразу, ещё до того, как побывала в обители. Для удобства я их пронумерую, выделю и буду вставлять по мере необходимости. Например, мне было удивительно читать что:
1. Батюшка деньги заколачивает, организуя к себе самому поездки.
Хочется ответить таким умникам: ну попробуйте, организуйте паломнические службы к самому себе. Кто к вам поедет? Кому вы нужны? Вы вообще задумывались о том, что если люди едут, значит они действительно получают утешение и помощь?
Насчет денег — сомневаюсь, что отец Иоанникий имеет что-то от паломнических служб, но даже если и так, то что в этом плохого? Разве обители не нужны деньги? На ремонт строений, на продукты? Отсюда хочется плавно перейти к второму обвинению:
2. Я приехал, а батюшка меня не принял!
Понятное дело — мало кому хочется задавать вопросы при всех, каждый хочет поговорить наедине. Но страждущих много, а отец Иоанникий один, и он принимает так, как ему удобно, к тому же батюшка — человек пожилой, со здоровьем у него проблемы. И вообще, он не обязан принимать никого. То, что он принимает — уже милость. Нормальный монах должен не принимать, а молиться. Групповые поездки — это оптимальное решение! Не понимаю в чём грех, когда люди приезжают организованно, заранее зная, что батюшка их примет? Это же замечательно, ведь никто не потратит зря время на дорогу. И для батюшки это хорошо — раз в неделю приезжают паломники и чада, отец Иоанникий имеет возможность рассчитать, сколько человек будет на трапезе и пр., а в остальное время он спокойно предаётся молитве. В конце концов, и в миру цивилизованные люди всегда планировали своё время, договариваясь о встрече и встреча проходила так, как удобно обеим сторонам. Но нет, мы особенные — раз старец, значит принимай, потому что к тебе приехал Я!!! Страждущий, жаждущий утешения! Нет, милок, смиряйся и будь как все, одной из овец в стаде Христовом.
Но я отвлеклась.
Микроавтобус отъехал около 17 часов. Несколько человек, включая меня и Ефрема, ехали впервые. Гид, милая приветливая женщина, начала рассказывать об отце Иоанникии, о том, как будет проходить сегодняшняя служба. Я с интересом слушала, но тут она начала рассказывать про правило схимонахини Антонии — какая наступает благодать и успокоение после него. Спрашиваю, кто её научил этому правилу. Отвечает, что старцы. Какие конкретно, она не ответила, но сказала, что схиархимандрит Иоанникий на правило схимонахини Антонии благословение не давал. Если бы я услышала, что батюшка благословлял на это правило, то дальше просто бы не поехала.
Попыталась объяснить гиду и сидящим в микроавтобусе женщинам, что те, кто пользуются этим правилом, раскольники, но гид, естественно, говорила громче, ведь в её руках был микрофон. Мне в руки она микрофон не дала — сказала, что у неё есть благословение на то чтобы говорить в микрофон, а у меня его нет.
Тогда я снова вспомнила о том, что
3 много читала о духовно нездоровой обстановке вокруг отца Иоанникия, и подумала, что батюшка просто не в курсе, что «благословенная» гид, кощунственно глумясь над Таинством Крещения, рекламирует правило Антонии, которое он не благословлял. Нельзя человека крестить после смерти. После аборта надо дела покаяния совершать, а не правилом Антонии себя утешать.
Продолжая разговор о духовно нездоровой обстановке, который будет долгим, хочу сказать о родовых грехах. Это была одна из любимых тем нашего гида после правила Антонии.
Было видно, что гид не читала толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Иоанна, 9 главу:
Итак, вопрос кажется неразумным, но не для внимательного. Ибо знай. Апостолы слышали, как Христос сказал расслабленному: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Теперь видят слепого и недоумевают, и как бы так говорят: «Положим, что тот расслаблен был за грехи, но что Ты скажешь об этом? Он ли согрешил? Но этого нельзя сказать; потому что он слеп от рождения. Или родители его? Нельзя и этого сказать, потому что сына за отца не наказывают.» Итак, апостолы в настоящем случае не столько спрашивают, сколько недоумевают.
Ин.9:3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его,
Господь в разрешение недоумения их говорит: «Не согрешил ни он (ибо как бы согрешил прежде рождения), ни родители его». Впрочем, Он говорит это, не освобождая их от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что «родился слеп». Хотя родители его и согрешили, но не за то с ним это убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо.
Это внушает и Бог чрез Иезекииля: да не будет у вас больше поговорки этой: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез.18:1, 2). А чрез Моисея постановил законом: «да не умрут отцы за сыны» (Втор.24:16).
«Но как же, – скажешь, – написано: «Наводяй грехи отцев на чада до третьего и четвертого рода» (Исх.34:7)?» На это можно сказать, во-первых, то, что это приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им: «Нет, не так. Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие.» Если видим, что нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе или даже многих других. Но бездна судеб Божиих сокрыла эти случаи в самой себе.
Кратко: «наказания за грех отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи.»
Это святоотеческое учение о «родовом грехе».
«Грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же, и даже худшие» в принципе, батюшка об этом и говорил — о том, что сложно с родовыми грехами бороться, но это необходимо для спасения. А не так как объясняла гид: «батюшка помолится, отслужит 10, или 20, или 30 Литургий (для кого как) и выведет родственника из ада».
И еще один перл нашего гида: «В выкидышах женщина виновна так же как и в абортах, потому что не сохранила ребенка» — вообще бред. Это то же самое как обвинять мать, у которой ребенок скончался от неизлечимой болезни.
В общем, обидно, что некоторые гиды вместо катехизации о правиле Антонии в микрофон рассказывают. А катехизацию провести хорошо бы. Потому что у батюшки толпы посетительниц нецерковных, ездящих не к Богу, а «к старцу» за пророчествами и ответами на личные вопросы.
Кстати, когда мы, наконец, доехали, читалось Евангелие от Матфея 8:15, и я поняла, что не напрасно пыталась говорить с гидом.
Вскоре нам вручили файл с прайс листом:

На форумах паломники возмущались, что
4. «деньги с людей дерут»
А по мне, так нормальные цены. Не завышенные. Те, кто был в монастырях, со мной согласятся. Особенно умилило, что отчитка стоит 18 рублей.
Я заказала несколько треб и написала письмо батюшке с просьбой помолиться о Юле и Ефреме.
Последняя часть дороги была посвящена сборам: деньги сдавались, чтобы купить продукты на канон, на электричество (потому что в обители задолженность), на свечи, записки, сорокоусты, и т.д. и т.п. Честно говоря, ничего плохого не видела — разве не честь помочь обители? Как мы еще можем помочь? Только деньгами, так зачем же возмущаться?
Сдавали деньги мы в том числе и на свечи. Вспомнила, как некоторые возмущались тем, что
5. в храме не разрешают ставить свечи.
И правильно. Вы знаете, как коптятся своды? В некоторых храмах каждый год отмывают потолок, а затем тратятся бешеные деньги на реставраторов. Я, например, свечи почти никогда в храме не ставлю.
Кстати, когда началось Соборование, свечи раздавали бесплатно! В любом количестве, и даже с бумажечкой, чтобы расплавленный воск не жег людям руки. Где вы еще видели, чтобы свечи бесплатно раздавали? А между прочим, народу было много, тысяча человек, если не больше!
Приехали мы поздно, далеко за полночь. На площади перед монастырём стояли большие экскурсионные автобусы, микроавтобусы и автомобили. Мы с Ефремом «оторвались» от группы и пошли вперёд, так как я боялась, что в храм мы не поместимся, а мне очень не хотелось, чтобы ребёнок провёл ночь на улице. Я вошла в храм. Он был полон под завязку. Слева — женщины, справа — мужчины. Впереди охранники, крепкие неприветливые мужчины лет тридцати. Они не пустили меня на женскую половину, потому что там буквально ступить было негде. Я попросила пустить нас на мужскую половину, сказала, что Ефрем болен и оставить его одного я не могу. Нас пропустили.
Сказать, что в храме непривычно, это не сказать ничего.

6. «Батюшка жалеет денег на ремонт храма».
Сразу скажу, что это неправда. Если бы на ремонт храма не выделяли деньги, он бы давно разрушился. А так всё в порядке: крыша на месте, она не течёт, стёкла в окнах имеются, двери тоже, всё приемлемо, хотя да, всё старое, будто бы в этой точке мира остановилось время.
Обстановка такая, словно только что вышел из машины времени и попал в прошлое. В фильм 50-х 60-х годов.

Окна обычные, не пластиковые. Убранство не современное, аляповатое, а строгое и скромное, но разве это плохо? Почему позолоченные виньетки считаются роскошью? Кстати, действительно, почему? Недавно, с разницей в несколько дней, была в гостях у двух подруг. У обеих кухни были практически одинаковые, в одном из классических монументальных стилей с элементами прованса. Очень красиво, но мне не нравится. Не потому что у меня на такие никогда денег не будет (кстати, правда, не будет)) просто мне больше по душе простые линии хай тек.
На вопрос, почему храм в таком состоянии, батюшка обычно предлагает обратить внимание на состояние наших душ. Слышала, что он даже ругает работников, когда они паутинку по углам снимают. В этом что-то есть, не правда ли? Поэтому, для меня нет ничего удивительного в том, что батюшка оставил храм в аскетическом, первозданном виде. Храм, как он есть, это фактически музей, сохранённый памятник архитектуры! Очень рада, что есть возможность увидеть храм таким, какой он был изначально, а заодно задуматься о чистоте наших душ.

Действительно, чего мы достойны? Что лучше, девственно нетронутые своды храма или фальшивая позолота?

7. Вонючие матрасы на полу
Некоторые матрасы и правда неприятно пахли. Думаю, их просто пожертвовали в том виде, каком они были. Кстати, во время службы на матрасах не отдыхал никто — аккуратно свёрнутые, они лежали вдоль стены «мужской» половины храма. Когда нет службы, на этих матрасах отдыхают те, кто желает остаться на какое-то время в обители.
8. Не могут нормальную гостиницу для паломников построить, что ли?
Думаю, что просто не хотят. Зачем? Чтобы была такая же толпа, как у отца Власия? Не нужна там гостиница, пусть люди смиряются. Что может быть благодатнее, чем поспать на полу в храме? Я бы поспала с удовольствием, но надо было возвращаться. Может быть, когда-нибудь…
Ещё до поездки гид сказала мне, что я могу взять с собой спальный мешок и положить Ефрема спать, если он устанет стоять. Ещё в дороге я предупредила сына, что сегодня он будет спать в храме, и Ефрем с интересом разглядывал мужчин, сидящих на корточках вдоль стен. Некоторые сидели, некоторые стояли — даже мужская половина храма была забита битком. Положить спальник было некуда. Я пыталась просить мужчин подвинуться или уступить место, но они смотрели словно мимо меня или отсылали у другой стене, где было окно. Я подходила к окну, там отвечали, что тут садиться нельзя. Больше всего я боялась, что уставший Ефрем разнервничается, ведь он в силу своей проблемы мыслит линейно: раз ему сказали, что сегодня он будет спать в храме, значит по другому просто не может быть.
На нашу беду мои метания увидела пожилая монахиня, стоящая за свечным ящиком, и стала прогонять меня с мужской половины. Я ответила ей, что у меня больной ребёнок и охранники разрешили мне отстоять службу с ним. Но моё смущение и усталый вид словно распалили её — она начала громко говорить, что Ефрем здоров и его можно в армию отправлять. Когда я ответила ей, что он аутист, она нашла, наконец, как меня отстроить:
— Да он у тебя бесноватый! У тебя бесноватый ребёнок! — начала орать она.
Болезнь не грех. Грех — это злоба. Но монахине, как ни странно, этого было не понять.
Я тяжело вздохнула. Не реагировать на происходящее в душе легко, но надо было что-то делать. У меня оставалось два варианта: либо поставить её на место, либо уйти из храма. Просто уехать и всё. Гид с правилом Антонии, чтица, возглашающая «Госпэ памилуй», агрессивная монахиня — интересное окружение у батюшки! Но я проделала слишком длинный путь, чтобы сдаваться, и ответила монахине:
— Зато Вы вся светитесь!
Она опешила и замолчала.
— Да-да! Смотрите, у Вас, кажется, прорезался нимб!
Холодный душ не помог, через минуту она пришла в себя снова начала кричать, желая чтобы пришли охранники и выгнали меня. Тогда я спросила как её имя, чтобы помолиться о ней, но она не ответила. Пришлось применить мой единственно беспроигрышный метод:
— У меня девять детей, а у вас? Наверное, абортов не меньше девяти? Только тогда монахиня резко замолчала. Пришедший на шум охранник согнал одного из сидящих мужчин, и я, наконец, положила спальник на пол, и счастливый Ефрем улёгся на него.
В уголочке встали муж, жена и их малыш лет трех. Монахиня не дала покоя и им: сказала, что папа должен остаться с сыном один, потому что женщинам на этой половине находиться не положено. Женщина ушла, но не прошло и пяти минут, как малыш расплакался и стал звать маму. Пришлось папе с мальчиком выйти и стоять всю ночь на улице — даже притвор был забит битком, и на женской половине негде было ступить. Неужели монахине совсем не было жаль маленького ребенка, отправившегося из-за ее дури на всю ночь на улицу?
ПАС налицо. Вот вам и «яко ангели».
Раздававшееся с амвона «Госпэ памилуй» нервировало меня. Госпэ — на мой взгляд, слишком фамильярно. Мне, например, не нравится, если Патриарха называют «патрик». Когда началась служба, я не поняла ничего. Сначала решила, что это другой язык, потом сообразила, что
9. батюшка просто не проговаривает некоторые слова.
Отец Иоанникий очень старенький. Возможно, где-то что-то он сокращает, но видимо, на то есть причины — действительно, очень, очень много нездоровых физически и духовно людей.
Вообще, абсолютно всё было странно и непривычно. Но кстати, стоять было совсем не тяжело, сонливость исчезла, чувствовалась легкость, время шло быстро. Сначала было помазание, затем общая исповедь, после неё Литургия, потом Панихида, далее началась отчитка. Я сразу и не сообразила, просто услышала, как какая-то женщина начала рычать и лаять. «Выходи, выходи!» — строго говорил батюшка, а женщина ревела: «Нет!» Сидевший на одеяле Ефрем удивлённо поднял брови, на него отчитка не действовала совсем. Всё это происходило на женской половине, поэтому мы ничего не видели, только слышали. Отчитка прошла быстро и закончилась благополучно. Потом был Крестный ход, затем Соборование.
И у меня, и у Ефрема было состояние покоя и какой-то тихой радости. Несмотря на бессонную ночь, проведённую на ногах, усталости я не ощущала.
10. «Каков поп, таков и приход». На одном из форумов я читала, что многих возмущали охранники — грубые неотёсанные молодые парни, которые, якобы, не выпускали никого из храма. Ложь. И впускали, и выпускали, просто не давали свободно разгуливать по храму. Публика тут разная, есть неадекватные, есть больные, есть бесноватые — к Богу тянутся больные, а не здоровые. Кстати, охранники со мной почему-то были очень любезны и обходительны.
Хочется спросить, а что ждут люди, приезжая к старцу? Им надо чтобы с ними были ласковы и любезны, они желают получить всё на блюдечке, не претерпев никаких искушений и неудобств? Но так бывает только в пятизвёздочных отелях.
Окружение батюшка не выбирал, эти ребята — бывшие алкоголики и наркоманы, которых он вытащил. Почему-то никто не хочет быть милосердным к ним, их укоряют и обсуждают, а они молча несут свое служение. Тяжелое служение.
Охранники, преданные батюшке, работали прекрасно — после службы они разделили толпу на несколько групп (мужчины, мужчины пришедшие впервые, дети, пришедшие впервые, женщины с детьми и пр.) и поставили людей в разных сторонах оград.
Вскоре вышел отец Иоанникий. Маленький, худенький, старенький. Он весь светился. Сначала батюшка подошёл к мужчинам, которые пришли впервые, собрал их в круг, и что-то тихо говорил им несколько минут. Потом он пообщался с детьми — с мальчиками постарше тоже собрав их в кружок, потом отдельно поговорил с младшими.
Немного отступая от темы, скажу, что мне больно видеть, как некотоые священники относятся к детям — с пренебрежением и брезгливостью. А уж болящих они и вовсе откровенно сторонятся, нимало не стесняясь этого. Если у человека нет любви даже к детям, насколько его сердце очерствело, представляете?
Отец Ионникий светился любовью, находясь рядом с детьми. Ласковым голосом он говорил им, что надо постоянно молиться, призывать Бога, когда пишешь контрольную, сдаёшь экзамены. Не буду писать обо всём, но вообще, о молитве он говорил много. Очень просил людей, чтобы они молились. Приблизительно он говорил так: «Сейчас день идёт за три, поэтому вам некогда встать и помолиться перед иконами, как делали наши предки. Но старайтесь не оставлять молитву. Молитесь на ходу, женщины пусть молятся у плиты.»

Несколько часов батюшка беседовал с людьми. Услышать в толпе всё, что он говорил каждому, было сложно, но я видела, как люди задумчиво уходили, получив ответ. На лицах многих было интересное выражение — будто бы они решили какую-то тяготившую их проблему неожиданным образом. Ефрем, понятное дело, так и не задал вопрос батюшке, поэтому мы вышли из-за ограды, куда охранники милостиво пустили непосредственно к батюшке тех, кто приехал в обитель впервые. Мы с Ефремом пошли в трапезную — я не видела смысла задавать один вопрос, потому что у меня их было тысяча и один, и все самые-самые важные. На трапезе предлагался суп, гречка, тушеная капуста и овощи. И — да, накладывали в одну и ту же тарелку, что тут такого?
10. Искренне не понимаю возмущения от того, что чай наливали в ту же миску что и суп
Мы быстро поели гречку, соленые огурцы и получили по маленькому кусочку хлеба. Хлеб, и вообще еду здесь берегли до последней крошки.
Как-то женщина с раком желудка подошла к батюшке, чтобы спросить о лечении. Отец Иоанникий ответил, что она исцелиться только в том случае, если будет питаться отбросами с помоек, потому что всю жизнь выбрасывала еду — за это ей и дана эта болезнь.
Ну а мы с Ефремом вытерли тарелку из-под гречки кусочком хлеба и с удовольствием напились сладкого теплого чая. Подумаешь, из одной и той же миски! Ведь в желудке все равно все будет вместе.
Когда мы вышли из трапезной, народу возле батюшки стало меньше. Я встала в толпу женщин, насколько я поняла, приезжающих в обитель регулярно, и слушала их вопросы. Они были похожие, у всех были проблемы с личной жизнью, мужьями и повзрослевшими детьми. Иногда батюшка говорил очень чудно0, стихами. Время от времени, отвечая на вопрос, он говорил короткую проповедь. О молитве, о том как важно любыми способами сохранить семью, о том, что венчаный брак разрушать недопустимо. Женщины получали ответы и уходили, а я тем временем продвигалась все ближе к той ограде, за которой находился батюшка. Наконец, я скорее из интереса, чем в надежде получить ответ, решила разбавить одинаковые вопросы другим, совершенно ни на что не похожим. Всевозможные стандартные ответы на мой вопрос в теории я знала прекрасно и применяла их на практике. Результат, впрочем, был плачевным. Как ответит на мой вопрос батюшка?
Я набралась сил и спросила. За одну секунду он, как рентгеном, пробил меня своим взглядом, после чего рассказал коротенький, в две строчки, стишок.
Эврика. Я опешила. «Спаси Господи», ответила я и выскочила из толпы. Выскочила совершенно другим человеком. Вопрос был один, но батюшка несколькими словами ответил на все тысяча и один, которые у меня были. Этот батюшка — великий человек. Самые духовные и образованные священники, некоторые из которых знали меня не один десяток лет, не могли и близко ответить на этот простой вопрос. Все их ответы были ответами книжников и фарисеев, а не отцов — как отцы они ответить не смогли. Наверное, чтобы суметь ответить как отец, надо любить чадо, как дитя? Мой вопрос был о любви, кстати.
Порадуйтесь за меня, братья, сестры и честные отцы. С этой минуты моя жизнь действительно изменилась. Оказывается, чтобы в один миг изменить жизнь, не надо ни денег, ни каких-то усилий, ни даже чьего-то доброго расположения. Достаточно просто того, чтобы открылось некая невидимая доселе грань самого важного. Я поняла свою проблему. Слава Богу. Как только я это поняла, удивительным образом изменения произошли и во внешней жизни в течение каких-то нескольких часов.
Напоследок, хочется ответить еще на несколько претензий недовольных паломников:
11. Батюшка разговаривает с людьми прямо на улице, не приглашая их.
И правильно делает. Ему не нужно долго рассказывать о проблеме, потому что он видит человека насквозь, и быстро дает исчерпывающий ответ.
12. Батюшка не может и шагу ступить без своих охранников.
Не может, иначе его растерзает, заживо разорвет на мощи толпа страждущих. Именно такие охранники ему и нужны, немногословные, строгие, терпеливые.
13. Батюшку возят на кресле как на троне.
Посмотрим, как вы будете функционировать, когда вам будет под 80 лет. Помолитесь лучше о здоровье отца Иоанникия, если у вас осталось хоть немного совести. Интересно, как можно, будучи христианином, дойти до такого состояния, чтобы упрекать пожилого нездорового человека, служившего всю ночь, тем, что его возят на кресле?

P.S. Фотографий мало, потому что в обители запрещается пользоваться фотоаппаратами и мобильными телефонами. Простите за ошибки в тексте — писала с телефона, а у меня автозаполнение, которое вечно склоняет глаголы по-своему и выкидывает еще много разных фортелей)
P.P.S. Если у вас есть хороший духовник, который является для вас примером, то ничего лучшего не ищите.
Если интересно, потом могу написать подробнее о том, как отец Иоанникий благославляет чад молиться.
И напоследок, один совет батюшки, который мне очень понравился:
«Лучше мало знать да делать, чем много знать и не делать»
В наш век, когда горе от ума закрывает очи духовные, этот совет мне кажется очень актуальным.

Великие русские старцы Жития, чудеса, духовные наставления. Издательство Тираж 51. Обложка твердая. Бумага офсетная. 944 стр. Размеры 240х165х38 мм.

Великие русские старцы Жития, чудеса, духовные наставления

Описание

В этой книге впервые собраны жития, чудеса и духовные наставления великих русских старцев — от первого русского старца, преподобного Нила Сорского, до великих старцев двадцатого века.

Вам предстоит встреча с теми, кто уже двести лет окормляет любовью Христовой, духовно просвещает, укрепляет и поддерживает Святую Русь. К этим великим старцам шли мудрецы и простецы, шли простые крестьяне и русские Императоры, шли все, кто стремился узнать волю Божию, кто нуждался в помощи и совете. Особое значение приобрело старчество в годы богоборческой власти, в годы потрясения основ русской народной жизни.

Об этой книге
Преподобный Нил Сорский (из духовных поучений)
Преподобный старец Паисий (Величковский) (из духовных наставлений)
Преподобный старец Феодор Санаксарский (духовные поучения)
Старец Феофан (Соколов), настоятель Кириллово-Новоезерского монастыря (духовные наставления)
Старец Филарет (в схиме Феодор), иеромонах Московского ставропигиальног Новоспасского монастыря
Саровские старцы (духовные наставления, беседы)
Валаамские старцы (духовные наставления, поучения)
Киевские старцы (духовные наставления, поучения, ответы на вопросы)
Радонежские старцы (духовные наставления, поучения)
Афонские старцы (из духовных поучений, рассказы)
Соловецкие старцы (из духовных поучений)
Оптинские старцы (из духовных наставлений, поучений)
Глинские старцы (духовные наставления, из духовных поучений)
Старцы Зосимовой пустыни (духовные поучения)
Одесские старцы (из духовных поучений, наставлений)
Псково-Печерские старцы (из духовных поучений, наставлений)
Белгородские старцы (из духовных поучений, наставлений)

Преподобный Иоанникий Великий родился в 752 году в селении Марикати, которое находится в Вифинии. Родители мальчика были очень бедны и не могли дать сыну даже начальное образование, но с ранних лет любовь к Господу и молитва владели душой и сердцем юного Иоанникия. С детства мальчик пас домашний скот — это было единственное, что имела его семья. Часто юный отрок осенял свое стадо крестным знамением и, уходя в уединенное место, молился в течение всего дня. И в это время никто не подходил к стаду: ни воры, ни дикие звери.

Император Лев IV, который правил с 775 по 780 годы, отдал приказ собрать лучших юношей страны на военную службу, и множество его послов ездило по городам и селениям. Среди прочих и юноша Иоанникий был принят на службу в императорское войско. Сотоварищи быстро полюбили Иоанникия за его доброту. Он был храбрым воином, внушающим страх врагам. За шесть лет, что юноша прослужил в императорском войске, он не раз бывал награжден и своими начальниками, и даже самим императором. Но военная служба тяготила его, так как душа желала служения Господу и уединения. И Бог услышал Иоанникия, призвав его на служение к Себе.

Преподобный Иоанникий хотел сразу же уйти в пустыню, отрекшись от мира, но, послушавшись совета опытных в монашестве старцев, прожил в монастыре еще два года. Здесь святой Иоанникий привык к уставам и правилам монашества и к иноческому послушанию. В монастыре он обучился грамоте и выучил наизусть 30 псалмов Давида. После этого по внушению Господа преподобный Иоанникий удалился в пустыню. Святой Иоанникий пробыл в глубоком уединении три года, всё это время он читал молитвы и пел псалмы. Раз в месяц пастух приносил ему немного воды и хлеба.

После того как святой Иоанникий случайно встретил в пустыне своих товарищей, с которыми вместе служил в императорском войске, он ушел из пустыни в Контурийские горы. Прожив 12 лет жизнью подвижника, Иоанникий постригся в монахи. После пострига он провел в затворе три года, нося вериги. Затем святой отправился к постнику Георгию в Хелидон, и в течение трех лет подвижники жили вместе. Здесь святой Иоанникий выучил всю Псалтирь.

Святой преподобный Иоанникий провел в подвигах 70 лет, достигнув высокого духовного совершенства. Бог дал ему дар пророчества, а во время молитвы святой старец поднимался над землей. Однажды он даже перешел реку, разлившуюся в половодье. Кроме того, преподобный Иоанникий мог становиться невидимым человеческому взгляду сам и делать невидимыми других людей. Благодаря этому дару Иоанникий однажды на глазах у стражи вывел пленных греков из темницы. Завистники пытались уничтожить святого старца огнем и ядом, но ни огонь, ни яд не причиняли ему никакого вреда. Святого Иоанникия не трогали даже дикие звери.

Когда святой преподобный Иоанникий достиг глубокой старости, он поселился в Андреевской обители. Там он пробыл в затворе до самой своей кончины, которую предузнал. В 846 году в возрасте 94 лет святой старец Иоанникий Великий отошел ко Господу.

День памяти 17/4 ноября

История Оптиной Пустыни

Оптина Пустынь – один из самых известных русских православных монастырей, важнейший исторический центр старчества. Этот мужской монастырь расположен в 2 км от города Козельска Калужской области, и тысячи верующих людей преодолевали огромные расстояния, чтобы получить мудрый совет от Оптинских старцев.

Согласно легенде, монастырь был основан в XIV–XV вв. неким Оптой – бывшим разбойником, раскаявшимся в своих злодеяниях. Опта решил замолить грехи, постригся в монахи и в монашестве принял имя Макарий. Уединившись, Опта (Макарий) устроил пустошь, которая по его имени и получила название – Оптина (Макарьева). Но это лишь легенда, и существовал ли Опта на самом деле – теперь уже мы вряд ли узнаем. Нет никаких письменных источников, подтверждающих существование разбойника Опты, тем не менее среди народа предание о раскаявшемся разбойнике оказалось очень живуче.

Достоверно же известно, что Церковь Введения Пресвятой Богородицы и монастырь с шестью кельями существовали в обители уже в начале XVII века. В 1821 году за монастырской рощей был основан Иоанно-Предтеченский скит, который и стал центром духовной жизни обители. Оптинские старцы были наставленниками не только для иноков, но и постоянно проводили религиозно-нравственные беседы с мирянами. Именно поэтому Оптина Пустынь приобрела славу среди паломников, которые шли в этот монастырь не только с целью увидеть чудотворные реликвии и иконы, но в первую очередь за тем, чтобы получить утешение или мудрый совет от преподобных отцов.

Оптина Пустынь была закрыта после Октябрьской революции в 1918 году. В 1987 год у монастырь был возвращен Церкви. В настоящее время обитель снова стала паломническим центром. Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Главные храмы обители – Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский – открыты в течение всего дня, и паломники всегда могут поклониться иконам и святым мощам преподобных отцов.

* * *

Оптину Пустынь в свое время посещали тысячи людей. Среди паломников, искавших в речах старцев духовного просветления, были и общественные деятели, и ученые, и политики, и философы, и деятели искусства… Вот слова лишь нескольких знаменитых людей, которым посчастливилось лично пообщаться с Оптинскими старцами и через них прикоснуться к великой духовной традиции православия.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867), учитель церкви, подвижник и духовный писатель: «В мире хвораем, а в вашей пустыни лечимся… Благословенная Оптина пустынь не выходит из моей памяти. Приглянулась она мне… и скит с его вдохновенной тишиной».

Павел Флоренский (1882–1937), русский религиозный философ, ученый, священник: «Оптина есть… завязь новой культуры. Она есть узел, не проектируемый только, а живущий вот уже сотню лет, который на самом деле осуществил ту среду, где воспитывается духовная дисциплина, не моральная, не внешне аскетическая, а именно духовная… совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее, вплетая в свое предание и эту нить, непременно и эту, потому что это есть единственная нить, которая, действительно не прерываясь в плане историческом, низводит нас из века в век к глубочайшим напластованиям духовного преемства… Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух, хотя бы потом он раскрывался и в иных, чем собственно-оптинское, направлениях…».

Н. В. Гоголь (1809–1852), великий русский писатель и поэт: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали сами все. Сами служки поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше».

Известно также, что Ф. М. Достоевский (1821–1881) неоднократно посещал Оптину Пустынь, где подолгу беседовал со старцем Амвросием. Эти визиты произвели на Достоевского огромное впечатление, и некоторые черты преподобного Амвросия писатель использовал при создании образа старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Сама же Оптина Пустынь послужила прообразом монастыря, изображенного в «Братьях Карамазовых».

Что такое старчество

Конечно же, Оптина Пустынь – это в первую очередь ее старцы. И понять Оптину Пустынь можно, только поняв, что такое старчество вообще. В православии старчество – это особый иноческий подвиг, основанный на советах и поучениях, преподаваемых духовными наставниками – старцами (в женском монастыре – старицами). Причем старец – это вовсе не обязательно человек преклонных лет. По словам преподобного Петра Дамаскина, «не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству; но кто вошел бесстрастие и принял дар рассуждения». А дар рассуждения – это особый талант, дар Святого Духа, т. е. считается, что старец – это человек, которого Сам Господь Бог призвал на это служение.

Сущность старчества заключается в том, что из монастырской братии избирается опытный в духовно-аскетической жизни инок, который достиг бесстрастия и чистоты сердца, обрел благодать и дар рассуждения. Именно такой человек и называется старцем. Он преисполнен любовью Божией, прозорлив, бескорыстен, сострадателен, чужд страстям и самоотвержен. Старцу открыта воля Божия, а потому он может руководить спасением других людей, врачевать их страсти. Такой человек становится духовным отцом всей монашеской общины, он открывает послушникам (и мирянам) Божию волю.

Можно сказать, что старцы не существовали для себя. В любое время люди шли к ним за советом и благословением, делились с ними своими помыслами и поступками. Мудрые слова старцев всегда были людям помощью и поддержкой, укрепляли в вере в минуты сомнений и уныния, служили мощным оружием в борьбе со страстями.

Именно старчество придавало Оптиной Пустыни особую духовность, атмосферу любви, спокойствия и благожелательности, вселяло надежду на спасение и укрепляло в вере. И не напрасно многие сравнивали Оптину Пустынь с Царством Небесным на земле, называя ее идеалом христианских отношений.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *