Поверить в бога

Глава 8

Поверить в невозможное

Предзамужние проблемы бывают видимыми (внешность, коммуникативные навыки и т. д.), а бывают невидимыми. Невидимые, это когда не ясна причина возникновения проблемы: я хорошая, умная, правильная, а все остальные ведут себя со мною нехорошо или совсем нехорошо, но почему – не видно.

Давайте попытаемся выяснить, отчего так бывает. Невидимые проблемы – это проблемы, спрятанные от «девицы на выданье» глубоко в ее подсознании. Решить их можно, только изменив мировоззрение в целом, работать приходится с тем, во что не веришь, что не можешь увидеть и потрогать.

А мы люди сознательные. Сознание – атеист и скептик, ничего не принимающий на веру. В этом и заключается корень проблемы.

Мое Сознание не верит в Бога, потому что я его не вижу, не могу потрогать.

Мое Сознание не верит в прошлые жизни, потому что я их не помню. Я верю во вчерашний день, я могу поверить даже в позапозапозавчерашний день, но никак не в то, что жила в прошлой и позапрошлой жизни. И никакие доводы, убеждающие, что если я не помню себя в утробе матери, то как же я могу запомнить себя в прошлой жизни, не прибавляют мне веры.

Во Вселенной нет одноразовых процессов – даже в природе осенью все умирает, а весной рождается вновь. Но примерить эту истину на себя как-то особо не получается.

Да, мы верим в то, что были в утробе матери и потом родились на свет. Но вот в то, что, «накосячив» в прошлых жизнях, мы принесли проблемы в эту жизнь, наше Сознание верить отказывается.

Если нет возможности поверить, мы говорим «нет» тому, что нам говорят, и в дальнейшем полностью закрываемся от подобной информации. А значит, получить выгоду, используя эти сведения, тоже не можем.

Наше мышление давно морально устарело: мыслить категориями «да» или «нет» категорически невыгодно, так как мы лишаем себя массы возможностей личностного развития и значительного улучшения качества своей жизни.

Между словами «да» и «нет» есть еще «возможно», «вполне приемлемо», «может быть» и т. п. Человек может мыслить не только категориями «нет, этого не может быть, потому что так не бывает». Например, если я верю на 2, 3 или 15 процентов, то, значит, это «может быть». А если я верю на 15, 20 или 50 процентов, то это уже почти «возможно». Ну а если 70, 80 или 99 процентов, это почти что «да».

Если вы доверяете информации хотя бы на несколько процентов, отрицать ее глупо.

Я не верю в Бога, я не верю в прошлые жизни, но я использую эту информацию для корректировки своего мировоззрения и улучшения качества собственной жизни. А когда я вижу реальные результаты этих улучшений, моя вера растет. Результаты ведь есть, они из ниоткуда не берутся, а значит, информация действенная, она работает и имеет место для существования в моем скептически-атеистическом Сознании.

Проценты, склоняющие меня к «да», увеличиваются, а значит, я получаю возможность поверить в невозможное и проникнуть в тайны мироздания. Почему бы и нет?

Вернемся к нашим невидимым проблемам.

«…Сначала все было хорошо, много сил, надежд, я познакомилась с разными интересными мужчинами, вела здоровый образ жизни. Потом все стало постепенно снижаться. С успешными мужчинами у меня не получается сохранить отношения, не хватает мудрости, женственности, уверенности в себе, возникают негативные образы, страхи, все порчу, и мужчины перестают со мной общаться. От этого у меня сильная депрессия, страх одиночества, сильная неуверенность в себе, потеря надежды создать семью и, вообще, возникли мысли, что я не способна к счастливой семейной жизни. На меня обращают внимания только мужчины-неудачники, неуверенные в себе, нытики, несимпатичные. Мне уже почти 30, а психологически чувствую себя на 14. Оксана, помогите, пожалуйста, настроиться на позитивный лад…»

Как найти в себе уважение и почувствовать себя на свой возраст, мы разберем позже. А сейчас поговорим о том, почему же мужчины перестают общаться.

Молодой женщине очень важно не прослыть дурнушкой.

В нашем мире есть девушки, слишком уж неуверенные в себе. Они могут быть вполне хорошенькими, иногда даже очень хорошенькими, начитанными и умными. Но, встретившись с мужчиной, будто теряют лицо. Их образ культурных, начитанных, миловидных барышень рассыпается, как карточный домик, и девицы начинают то глупо хихикать, то заумно рассказывать о строении атомного бедра из курса ядерной палеонтологии, то смотреть на мужчину восторженными глазками, будто видят первый раз в жизни этакого самца. Всем своим видом они внушают, что недостойны такого прекрасного кавалера.

И тогда мужчина выносит вердикт: «дурнушка» и решает поискать девушку поинтереснее. Дурнушка! Ну это надо же! Судьба, наверное.

Вот парадокс: прекрасные девушки, отличницы, комсомолки (а в наше время леди, разбирающиеся в политике) и просто красавицы, владеющие премудростями стиля и имиджа, выходят замуж за балбесов и потом страдают. Или вообще не могут выйти замуж.

Ну почему они? Почему им так не везет с приличными мужчинами? Почему эти дамы в обществе женщин выглядят прилично, а в обществе мужчин – дурнушками?

Потому что они имеют связь с каналом «Я дурнушка» и подключаются к нему всякий раз, как встречаются с мужчиной. Отключиться от деструктивного канала не так-то просто.

Нужно перестать считать себя дурнушкой. Легко сказать, но сделать придется много.

Дурнушки, как правило, ненавидят себя самым откровеннейшим образом, но, что самое абсурдное, не придают этому большого значения. А зря.

Они постоянно винят себя во всех грехах, зачастую делая из мухи слона. А если уж «грех» и правда был совершен и ошибка допущена, несчастные девушки впадают в депрессию.

Современные психологи часто пишут о том, что любовь к себе нужно развивать и преумножать. Но я считаю это не совсем верным.

Вместе с любовью к себе нужно развивать любовь к Богу или, как вариант для атеистов, к Вселенской Мудрости, иначе ничего не выйдет. Как это делать, я расскажу в этой главе.

Откуда берется привычка считать себя, даже не осознавая этого, дурнушкой? Из детства.

Девочку часто ругали и обзывали, винили и унижали такими словами, как «курица», «вонючка» и т. д. Родители зачастую стремятся воспитывать своих дочерей как мальчишек, не наряжают их, не заплетают косички, отчего эти девочки начинают ощущать свою ущербность в сравнении с ухоженными подружками в платьицах и бантиках. Несчастных девчонок родители не балуют вниманием, не разрешают жаловаться и, что самое ужасное, плакать. Хотя девочки имеют на это полное право! Девочки гораздо чувствительнее мальчиков, поэтому их так привлекает все красивое, а обиды они переживают в несколько раз тяжелее. Это нужно учитывать, воспитывая девочку, но, к сожалению, не все родители обладают необходимыми знаниями.

Неправильным воспитанием родители прививают дочке недоверие к миру и людям, отчего она вырастает озлобленной и критичной. Отец не проявляет сочувствия, не защищает ее лишний раз, а иногда напротив – относится террористически грубо. Взрослея, дочь на подсознательном уровне не может доверять мужчинам, отталкивает их от себя или находит «неудобных» и «ненужных» мужчин – алкоголиков, тунеядцев, женатиков и т. д. Все это она делает для того, чтобы не заводить серьезных отношений, не осознавая почему и не понимая как все изменить. Проблемы для нее невидимы.

Отчего такая неудача? Почему некоторым девицам достались нехорошие родители, воспитатели и вообще такое печальное детство?

Вселенная мудра. В прошлых жизнях эти женщины были очень умными и красивыми и излишне гордились этим. Считали себя выше других и много трудились во благо своего Образа. А женщин, не занимавшихся собой, лопавших булки и не наводивших красоту, считали глупыми, ленивыми и недостойными. Дескать, «все мечтают о принцах, но что-то сделать для того, чтобы самой стать принцессой, – лень. Шиш вам, голубушки!»

К людям, не желающим много трудиться и учиться, но зато жалующимся на недостаток денег, они испытывали отвращение, обращались с ними грубо.

Вселенная все уравновешивает. И тех, кто излишне раздражается, злится, ненавидит и презирает, она учит по справедливости.

В следующей жизни эти дамы либо рождаются тупыми жирными уродинами, чтобы ощутить на собственной шкуре, каково это, когда тебя презирают умницы и красавицы. Либо судьба лишает их способности к обучению, и женщинам приходится проживать жизнь неудачницы – той, к кому в прошлых жизнях относились агрессивно.

Либо способности оставляет, но дает родителей и учителей, которые занижают самооценку, лишают обаяния, губят талант, чтобы неповадно было унижать других женщин.

Зачем Вселенная все так устраивает? Душа может много жизней хранить черты характера и мировоззрение. Внешне человек может вести себя вполне прилично и благоразумно, а ту ненависть, презрение и т. д., что осталась в душе от прошлых жизней, и не замечать вовсе. Только удивляться: почему мне в жизни не везет?

Человек из жизни в жизнь может сохранять привычку пренебрежительно относиться к другим людям, негативное мировоззрение. Такой негатив, уходя во внешний мир, обязательно возвращается к человеку с той же силой и может привести к болезни и даже смерти.

Но бывает и по-другому. Человек, невзирая на подсознательную ненависть, остается добродушным, то есть подключенным к максимуму конструктивных каналов, ему больше везет, он меньше болеет и т. д. Такому человеку Вселенная готовит другую судьбу. При помощи воспитания она блокирует в человеке пренебрежительное отношение к другим. Например, дает родителей, которые делают все, чтобы у их дочери была заниженная самооценка, чтобы она считала себя дурнушкой, глупенькой (но с большим багажом успехов), некрасивой (но обладающей познаниями в стиле и имидже) и далее по списку.

Вот и получается, что девушка на самом деле очень умная, красивая, начитанная и т. д., но из-за синдрома дурнушки с мужчинами ей не везет.

В итоге заниженная самооценка не позволит девушке в этой жизни вести себя агрессивно и относиться с пренебрежением к другим женщинам, а значит, заболеть и умереть она не сможет. Но за это ей достается несчастливая личная жизнь.

Если не обижаться на себя за свою тупость и неспособность быть обаятельной и привлекательной, если не злиться и, более того, поблагодарить Вселенную за ее уроки, связь с деструктивным каналом «Я дурнушка» можно разорвать, а значит, избавиться от неприятностей, которые не дают возможности удачно выйти замуж. Ведь именно обида на Вселенную, незавидную судьбу и себя, дуру, связывает дурнушек с деструктивным каналом, обрекая на несчастливую судьбу. Постепенно уйдет привычка глупо хихикать при разговоре с мужчинами или обсуждать с ними темы, не добавляющие вам привлекательности. Вы начнете уважительно относиться к себе и другим женщинам, а значит, перестанете излишне восхищаться мужчинами, отталкивая их тем самым от себя. Появятся жизнерадостность и обаяние, и мужчины начнут восхищаться вами.

Что надо делать, чтобы получить результат наверняка?

Нужно постараться вспомнить неприятные эпизоды из своего детства, когда вас унижали родители, особенно отец, пережить каждую ситуацию вновь и поблагодарить Бога за то, что он послал вам такую семью и дал такие уроки в жизни.

В конце концов, не будь у вас такого тяжелого детства, подсознательная агрессия и презрение к другим людям привели бы вас к смертельному заболеванию. Заниженная самооценка – подарок Вселенной, шанс не умереть и выйти из проблемы наиболее мягким способом. Вселенная мудра и заботлива. Поблагодарите и Бога, и родителей, наполните каждую ситуацию Пониманием и Любовью. Лучше всего это делать каждый вечер: заведите дневник прощения.

Вспоминая прошлое, помните: там виновных нет. Все ситуации в жизни нам даются для того, чтобы очистить подсознание от негатива, стать счастливей и успешней в жизни. Если мы умеем это понимать и принимать, очищение произойдет. Если у вас в душе просыпается чувство любви и благодарности при «пересмотре» прошлого – хорошо, значит, вы очищаетесь.

Своим отношением к прошлому вы формируете настоящее и будущее. Какие чувства вы испытываете к прошлому, такие испытаете и к настоящему, и к будущему.

Какие ощущения живут в душе, такие ситуации и притянутся в жизни.

Перестав обижаться на родителей, поблагодарив их за уроки, вы поселите в своем сердце любовь и доверие к миру и ко всем остальным людям.

Как правило, девушка после этого сильно меняется. Она выглядит привлекательно, во взгляде и жестах больше нет жесткости, уходит привычка не доверять мужчинам, ждать от них подвоха или предательства. Девушка наполняется обаянием, добротой и сочувствием – становится женственной. Сами понимаете, мужчина красив мужественностью, а женщина женственностью. Но чтобы начать привлекать этим мужчин, нужно сначала раскрыть в себе эти качества.

Нужно стараться постоянно контролировать свое мышление. Благодарите Вселенную за все неприятности, которые происходят с вами, например, в отношениях с родителями, мужчинами и т. д. Просто поймите: душа сохранила несовершенство из прошлых жизней, и мир реагирует на него. Первопричиной неудач являетесь вы, хотя зачастую и не видите этого. Нужно просто поверить и всякий раз благодарить Вселенную за те испытания, что она вам посылает.

Проблема образовывалась не одну жизнь, и решаться она тоже будет не пять минут.

Некоторое время вам еще будут посылаться испытания, окружающие будут к вам по непонятным (но нам с вами уже понятным!) причинам плохо относиться. Внешне, конечно, вы должны себя вести, как и положено: иногда изображать обиду, иногда давать отпор и т. д. Но внутренне вы должны полностью принимать ситуацию и благодарить Бога за те испытания, что он вам посылает.

Постепенно войдет в привычку правильно воспринимать окружающих и мир в целом, и неудачи пройдут. Людям уже не нужно будет агрессивно к вам относиться, мужчины увидят ваше очарование и захотят серьезных отношений.

Дерзайте!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

О том, как современному человеку поверить в Бога и довериться Ему, как почувствовать то, что выходит за рамки пяти человеческих чувств – беседа Елены Балаян с игуменом Нектарием (Морозовом), вошедшая в их недавно изданную книгу «О Церкви без предубеждения».

Хождение по водам

— Человека, который проявляет интерес к церковной жизни, неизбежно ждут так называемые сложные вопросы веры, касающиеся вещей, которые выходят за рамки естественных законов существования мира. Это воскресение из мертвых, непорочное зачатие, боговоплощение, сама жизнь вечная — все то, что невозможно объяснить привычным ходом вещей. Бывает, человек задумывается об этом и упирается в тупик, потому что не может понять: как такое может быть? Как чисто физически возможно воскреснуть из мертвых? Ведь такого не бывает. Как можно жить вечно, что делать в этой вечности, это же уму непостижимо! Как решать все эти вопросы: над ними нужно думать, пытаться их как-то уложить в голове или просто принять на веру и не мучиться?

— Я слушаю Ваш вопрос и пытаюсь одновременно прислушаться к своим собственным мыслям, ощущениям. И понимаю, что для меня воскресение из мертвых, Боговоплощение, непорочное зачатие не являются чем-то, что вызывает затруднение в том, чтобы принять это как реальность. Для меня это вещи совершенно естественные, потому что если Бог сотворил мир из ничего, создал все законы мироздания и привел их в действие, что есть для Него невозможного? Воскресение мертвых? Да ведь когда-то не было вообще никого — разве труднее воскресить, чем дать жизнь? И разве для Того, Кто установил законы рождения, сложно сотворить чудо рождения без мужчины? Я не вижу в этом ничего непостижимого. И если я верю в чудо бытия человека как такового, в чудо сотворения мира, то и природа всех остальных чудес не является чем-то от этого принципиально отличной. Гораздо большее для меня и более невероятное чудо — это чудо моего собственного изменения от худшего к лучшему или чудо подобного же изменения другого человека. Вот это очень трудносовершимое чудо, потому что оно требует нашего участия, а там, где нужно приложение нашей разумной воли с расположением сердца, всегда неизвестно, получится это или не получится. В возможностях же Бога я совершенно уверен, поскольку Он есть Бог, творящий чудеса.

— В Вашем рассуждении действительно есть логическая цепочка, которую можно проследить и таким образом прийти к выводу о том, что для Бога нет ничего невозможного. Но почему тогда для кого-то эти вопросы становятся камнем преткновения?

— Камнем преткновения становится другое: недостаточно верить в факт существования Бога, надо Богу доверять. Без доверия Богу вера человеческая ничем не отличается от веры бесовской, о которой говорит апостол Иаков.

— А чем вера отличается от доверия?

— Это очень просто. Я верю в то, что Вы есть, но могу при этом не доверять Вам, не считать возможным вверить Вам свою жизнь, не быть готовым поверить в то, что Вы говорите правду. То же самое и в отношении к Богу. Доверие Богу начинается тогда, когда человек оказывается готовым исполнить заповедь Божию, исполнение которой идет вразрез с его временными земными интересами. И надо сказать, что каждый акт доверия по отношению к Богу обогащает человека, потому что человек Бога все больше и больше познает, точь-в-точь как апостол Петр, который, доверившись Спасителю, пошел по воде.

— Одна моя подруга говорит: «Я верю, что Христос воскрес, но не могу поверить во всеобщее воскресение мертвых, это не укладывается у меня в голове». А ведь этот постулат является одним из краеугольных камней Символа веры. Можно ли сказать, что человек, которому сложно поверить в какой-то из христианских догматов, не является настоящим христианином? Или это все-таки процесс творческий и человек может уяснить для себя эти истины в процессе жизни?

— Может уяснить. Но может и не уяснить, и не поверить. Протицированные Вами слова — свидетельство недоверия. А спасение человека, который не доверяет Богу, сомнительно, потому что Бог, образно говоря, протягивает человеку руку и говорит: «Возьми Меня за руку, иди за Мной, и Я спасу тебя». А человек недоверяющий не протягивает руки в ответ — и его невозможно спасти. Там, где нет доверия, нет любви, и спасение невозможно, потому что только отклик несовершенной человеческой любви на Божественную любовь спасает человека. Все остальное, скорее, что-то из области попыток «использования» Бога.

— Но вера, наверное, не может сразу стать совершенной…

— Господь совершенно ясно сказал: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. А веровать подобно ребенку — это и значит уверовать полностью, то есть во все то, что Господь говорит.

— То есть человек должен вообще отбросить свои размышления, знания, опыт?

— Почему? Господь ведь не сказал: «как грудные младенцы», он сказал: как дети. Даже у маленького ребенка есть свой опыт, свои знания, представления о чем-либо. Но он доверяет своим родителям, будучи уверенным в том, что их знания, опыт и разум превосходят его познания. И потому он может совершенно спокойно позволить им взять себя на руки или взять за руку и вести куда-то. До тех пор пока человек по отношению к Богу на доверие не готов, спасение его сомнительно. Господь говорит даже о том, что оно невозможно.

— Еще один вопрос из этой же области — это вопрос о рае и аде. Понятно, что человека думающего не удовлетворяет представление о горящих сковородках и он хочет в меру своих возможностей уяснить, что же эти понятия на самом деле собой представляют. Приходилось слышать такой упрек в сторону верующих: вот вы ищете вечного блаженства,— значит, вы корыстны, меркантильны в вашей вере. Что можно ответить на это?

— Я задумывался над этим вопросом и хочу сказать, что ни разу не видел в Церкви людей — среди тех, которые у меня, как у священника, исповедовались или просто со мной говорили,— которые бы жили с мечтой о рае или со страхом адских мучений как таковых, в чистом виде. Всем этим людям было присуще совершенно другое — желание быть с Богом, что и есть рай, и страх остаться без Бога, что и есть самый что ни на есть настоящий ад.. А как это конкретно выглядит в жизни вечной, сковородки там будут или кастрюли, — не так важно, потому что само пребывание с Богом или без Бога несравнимо все представления превосходит.

— А эти зачатки ада или рая в себе можно как-то почувствовать здесь, на земле, чтобы понять, с чем ты имеешь дело?

— Конечно. Человек в Церкви это чувствует. Это отчасти чувствует человек и вне Церкви, но он чувствует только состояние беспокойства, страха из-за богооставленности, состояние, природы которого он не понимает; состояние же бытия с Богом почувствовать не может, потому что оно еще не является предметом его собственного опыта, ибо он к этому бытию и не стремится. Но самое страшное, что есть в этом во всем,— это остаться без Бога навсегда, чего верующий человек больше всего на свете страшится.

— А почему в жизни вечной уже ничего нельзя изменить? Если жизнь продолжается, почему не может меняться ее качество? Странно, что в этой жизни можно как-то совершенствоваться, а там уже нельзя.

— В этой жизни задается некий вектор движения человека в вечности, а непосредственно в вечной жизни происходит только развитие и раскрытие того, что человек стяжал здесь, на земле. В этой жизни есть момент нравственного выбора — в вечности этого момента нет.

— Почему?

— Потому, что там Бог очевиден для каждого человека: там нет веры — там есть уже знание. Это два совершенно разные бытия — здесь и там. Здесь — определяющее, там — вечно раскрывающееся, на земле определившееся.

— Вы говорите, что человек вне Церкви может чувствовать свою богооставленность. Но ведь он, наверное, не осознает свое состояние именно как богооставленность? Он может интерпретировать это как, скажем, плохое настроение, как депрессию — житейское, в общем-то, дело.

— Он просто не знает, с чем это сравнить, поскольку только в Церкви у человека есть опыт пребывания в благодати. И есть опыт, когда он через грех, через нерадение отпадает от этой жизни в Боге и тогда начинает чувствовать эти два полюса бытия еще здесь, на земле.

— Но как вообще человек, существо телесное, временное, осязаемое, может вступать в какие-либо взаимоотношения с Существом бесконечным, невидимым, неосязаемым и до конца непознаваемым? Можно ли это назвать «взаимоотношениями» в том смысле, какой мы вкладываем обычно в это слово, имея в виду взаимоотношения с нашими родными, близкими, друзьями?

— Мы знаем о Боге то, что Он благоволит нам открывать о Себе и открывает достаточно многообразно — в Священном Писании, которое так и именуется иногда Божественным откровением, в мире, который Он сотворил, в нас самих, потому что и в себе мы можем видеть образ и подобие Божие, как бы далеко от этого богоподобия не отступили. И наряду с этим Господь открывает Себя человеку в том общении с ним, в реальности которого человек, Бога ищущий и с Богом желающий жить, сомневаться не может.

Есть у Блаженного Августина такие замечательные слова: «Ты создал нас для Себя». Конечно, не в том смысле «для Себя», что мы были Ему за какой-то надобностью необходимы. Он сотворил нас для Себя в том смысле, что нет больше никого и ничего в этом сотворенном мире, в чем человек мог бы для себя найти покой, отраду и утешение. И тот же Блаженный Августин говорит: «Мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе», потому что бездну человеческого сердца может наполнить только бездна Божества.

Человек — это существо, которое по предназначению своему сотворено для общения с Богом. Поэтому вопрос о том, возможно оно или невозможно, наверное, по большому счету даже не сто!ит. Если мы посмотрим на первые главы Книги Бытия, то увидим, что Бог постоянно являлся первозданному человеку, общался с ним, учил его и воспитывал, то есть общение было совершенно непосредственным. Но и человек тогда был иной, способный к этому непосредственному восприятию Бога. Это впоследствии человек и весь видимый мир изменились, и от этого до чрезвычайности усложнились взаимоотношения с Богом.

Что же касается богословского объяснения того, как происходит общение человека и Бога, есть сформулированное святителем Григорием Паламой учение Церкви о нетварных Божественных энергиях, то есть о Божественной благодати. Божественная благодать — это как раз способ сообщения Богом миру и человеку Себя Самого, потому что когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, то действительно реальным образом принимаем в себя Бога и вступаем в общение с Ним. При этом нельзя сказать, что благодать — это что-то внешнее по отношению к Богу, потому что благодать — это и есть, по сути, Сам Бог. Это не какое-то искусственно выведенное объяснение: в учении о нетварных энергиях выражен подвижнический опыт всей древней и современной Церкви, который переживали и в настоящее время переживают в Церкви люди.

Можно сказать, что так и совершается общение человека и Бога. А главным условием этого общения является вера, потому что она открывает человеку зрение духовного мира и прежде всего зрение Бога в своей жизни. При этом Бог разделяющую нас пропасть — бездну между Его святостью и нашей греховностью, между Его величием и нашей низменностью, между Его совершенством и нашим несовершенством — преодолевает Сам. Христос говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною,— и эти слова Писания как бы раскрывают тайну отношения Бога к человеку. Бог Сам стучится в человеческое сердце, и человеку, для того чтобы вступить в общение, надо только лишь откликнуться.

— А этот призыв Бога к человеку в чем может выражаться? Для человека, еще не обретшего веру, это очень сложно понять. Вы говорите о нетварных энергиях — как их ощутить? Мы понимаем, как можно почувствовать тепло, холод, огонь, но как почувствовать то, что выходит за рамки обычных пяти чувств?

— С помощью обычных пяти чувств это почувствовать действительно сложно. Но в том-то и дело, что здесь проявляется удивительное смирение, какая-то удивительная кротость Божества. Если бы Господь явился каждому человеку очевидным образом, явился хотя бы в малом отблеске Своего могущества, то вопрос о вере уже не стоял бы. Это была бы некая демонстрация, перед которой не устоял бы ни один человек, ибо вынужден был бы в трепете припасть к стопам Его. А Господь никогда не приневоливает и тем более не насилует человеческого произволения. И поэтому Он просто обращается к тому лучшему в нас, что, невзирая на падшее греховное состояние, в каждом человеке все-таки осталось, и как бы этому лучшему в нас открывает Себя. Это непостижимая тайна человеческого сердца, почему один человек видит и узнает Бога, а другой не видит и не узнает. Все в этом случае зависит только от человека.

В дни Своей земной жизни Христос проходил по земле, и были люди, которые, просто увидев Его глаза, увидев Его лик, без слов понимали, Кто стоит перед ними. Они бросали все и шли за Ним. Некоторым из них Господь являл те или иные Божественные чудеса, некоторые просто, без чудес чудом постигали, что перед ними Тот, за Кем, все оставив, они пойдут хоть на край света. А кто-то оставался, даже видя творимые Христом чудеса, совершенно глух к явлению Божества и, враждуя против Христа, жаждал предать Его смерти, что с особой жестокостью и сделали, распяв Его на Кресте.

В нашей жизни происходит примерно то же самое. Точно так же Христос нам постепенно открывается. И надо сказать, что чем совестливее человек, чем лучше он относится к людям, тем живее его душа и тем больше у него шансов разглядеть в своей жизни Христа и Его познать, потому что во всем, что мы делаем доброго, Христос особенно близок к каждому из нас и нам легче узнать Его. Хотя порой бывает и так, что человек, совершенно очерствевший, жестокий, в какой-то момент непостижимым образом переживает настоящее перерождение именно от этой встречи. И это тоже некая тайна, загадка.

— Есть какая-то досадная несправедливость в том, что одни Бога познать могут, а другим это оказывается не дано…

— Нет, так сказать ни в коем случае нельзя. Если человек хочет быть лучше, чем он есть, если он учится любить окружающих, если учится чем-то жертвовать ради них, то таким образом он прокладывает себе путь к познанию Христа. А если ему все это не нужно и его выбор направлен в противоположную сторону — в сторону греха, то зачастую он не встречает Христа на этом пути, то есть главное зависит от самого человека. Человек сам все выбирает, пусть не всегда осознанно, но зато по расположению сердца.

И есть еще очень важный момент. В одной из своих книг святитель Феофан Затворник говорит поразительную вещь. Он говорит, что если человек ищет в жизни истину, а не комфорта, не счастья, не чего-то, что соответствовало бы его представлениям об удобной, благополучной жизни, то в этом бескорыстном поиске истины он обязательно найдет Христа. Он не сможет пройти мимо Него, ибо само искание истины неминуемо ко Христу приведет.

— Ищет истины, а не счастья… А разве счастье и истина — не синонимы?

— Нет, конечно, потому что о счастье у разных людей бывают очень разные представления. Для одного счастье, как он себе его мыслит,— это много денег, для другого — возможность властвовать над людьми, унижать их и издеваться над ними. Для кого-то счастье — это возможность беспрепятственно, безнаказанно творить волю свою, удовлетворяя свои самые низменные, жестокие инстинкты. К примеру, в чем заключается счастье для бесов? Для демона его мрачное, изуверское счастье заключается в том, чтобы видеть гибель людей, потому что каждый падший ангел знает свой страшный конец, и его, так сказать, радостью является видеть, как возлюбленные Богом создания Его идут туда же — в ту же самую бездну. К сожалению, у иных современных людей, хотя они сотворены по образу и подобию Божию, представление о счастье очень схоже с бесовским, демоническим, ибо тех, кто радуется гибели себе подобных, их развращению и разложению, немало в наше время.

— Но ведь это все равно будет «счастье» в кавычках: оно же не будет подлинным.

— А многие не знают, что такое подлинное счастье. Любое счастье, которое ищет человек, если он ищет его не в Боге,— это «счастье» в кавычках. Хотя, конечно, есть совершенно изуверские представления о счастье и есть представления, скажем так, приличные, хорошие. Когда человек видит счастье в семье, в любви, в том, чтобы делать добро, это все-таки более совершенное представление, хотя и не вполне совершенное, потому что счастье человеку может дать только Тот, Кто его сотворил.

— Протодиакон Андрей Кураев как-то рассказывал о себе, что поскольку всегда имел научный склад ума, то и в Бога поверил в итоге логическим путем: поразмыслив и что-то там сравнив, он понял, что Бог есть, то есть это было для него не каким-то иррациональным озарением, а было чем-то вроде научного изыскания. Получается, к вере можно прийти рациональным путем?

— Безусловно, можно, но на самом деле это все равно будет озарение. Я объясню почему. Для любого честного ученого наличие Бога есть не что иное, как научная данность, потому что любой правильно, логически мыслящий человек не может в какой-то момент не понять, что Бог есть. Мы задаем вопрос о доказательствах — их на самом деле очень много, потому что мы все время, пытаясь что-то для себя уяснить в мироздании, натыкаемся на некую «фигуру умолчания»: вот здесь что-то должно быть. Это что-то — Первопричина всего, тем не менее масса ученых на протяжении многих столетий изыскивает фантастические причины для объяснения бытия мира и отвергает единственную логически объяснимую Первопричину. Другое дело, что когда честный ученый приходит к выводу о наличии Бога, он может назвать Его по-разному. Он может назвать Его «Чем-то, Что есть», как говорят некоторые люди; может назвать Его неким Разумом и прочее. И следующая ступень — это когда придется разбираться: Кто это — Существующий, что это за Разум? И опять-таки чисто логические выводы способны привести человека к тому, что Бог прежде всего Личность, а не какой-то абстрактный Разум. А чтение Евангелия логически мыслящего человека убеждает в достоверности всего того, что в нем сказано. И убеждает в том, что Христос действительно есть Бог.

— Но почему тогда Вы говорите, что это озарение?

— Потому, что нередко в какой-то момент человек вдруг эту стройную логику разрушает и говорит: «Нет, это не так». Причина разрушения логики в том, что он не принимает этого сердцем. Отец Андрей потому смог до конца эту цепочку выстроить и перед собой эту картину в полноте получить, что он это принял сердцем. Он не стал спорить с очевидным. А большинство людей с очевидным спорит. Если человек признает, что есть Бог, сотворивший этот мир, что этот Бог — Святая Троица, а Христос — Сын Божий, пришедший на землю для того, чтобы спасти род человеческий, то дальше следует еще один вывод: значит, каждый из нас должен делать все то, что Он заповедует делать. И это оказывается тем пробным камнем, который может разрушить все предыдущие построения, потому что человек не хочет этого заповеданного исполнять. И начинается откат назад. Человек начинает находить причины: почему это не так, почему то не этак и так далее.

— Сложность заключается еще и в том, что у многих из нас до сих пор где-то глубоко в подкорке сидят представления о теории Дарвина, о происхождении земли в результате большого взрыва и тому подобных вещах…

— А точно ли стереотипы мешают человеку верить? Точно ли именно какие-то представления ему мешают? Мы среди людей, которые пришли в храм, видим представителей самых разных профессий и разных взглядов, в том числе людей, которые специализировались в области преподавания научного атеизма. Значит, стереотипы им не помешали? Нет, эти умопредставления, скорее, какой-то внешний слой, какая-то шелуха, которая достаточно быстро соскакивает. Это уходит моментально, как только сердце к Богу обращается.

Вера предполагает готовность делать шаг и идти по воде, как апостол Петр. Именно это спасает человека, здесь действительно требуется некий подвиг, который потребовался тогда от апостола Петра. Когда человек верит Богу и делает то, что ему заповедал Господь, он делает этот шаг на колеблющуюся поверхность воды — и Бог его никогда не обманывает. И уже после этого, сделав этот шаг, человек приобретает не просто веру — он приобретает веру, основанную на опыте, и она постепенно переходит в самое важное, хотя и сокровенное от мира знание, которое передать другому человеку невозможно. Можно стать только лишь образцом этой веры, ее примером, за которым другой человек захочет последовать. И, последовав, он тоже это переживет и тоже приобретет веру как нечто уже опытно им познанное.

Не успели мы оглянуться, как прошёл год, и снова наступил декабрь. Идёт снег, офисы и магазины украшают яркими игрушками и гирляндами, люди выбирают подарки родственникам и друзьям. И, конечно, все готовятся к Новому году.

И, какой бы раз мы не встречали этот волшебный праздник, всё равно немного или много попадаем в детское состояние веры в чудо, соприкосновения со сказкой и надежды на исполнение желаний. И это так прекрасно!

Нестандартные выходы через мечты

Итак, что такое вера в чудо с точки зрения психологии? Это допущение того, что нечто необычное, сверхъестественное может произойти неожиданным и неизвестным нам образом.

Вера в чудо родом из детства. Именно там к нам приходят Дед Мороз с подарками, Зубная Фея даёт денюжку за выпавший зуб, волчок может укусить за бочок, а зайчик приносит конфеты, которые нам потом передаёт мама. Детская вера в волшебство помогает малышам прикасаться к миру фантазий и развивать творческое мышление. Кроме того, это становится ресурсом, такой дверью, за которой можно найти помощь.

Когда мы верим в чудо во взрослом возрасте, мы становимся более креативными и расширяем свою палитру желаемого и возможного. Потому что вере в волшебство противостоит слово «невозможно». А «невозможно» — это про ограничения и безвыходность. Такой подход к жизни ставит жёсткие рамки. Но именно мечта и вера в запредельное часто позволяют замахиваться на что-то такое, на что из рационального подхода мы вряд ли решим замахнуться. Вера в чудо может давать импульс для поиска нестандартных решений и выхода из тупиковых ситуаций.

Кстати, у психологов есть мнение, что наш мозг не отличает фантазию от реальности. То есть, для него нет разницы между воображаемой картиной и действительностью. И тогда фантазии о чём-то чудесном могут на самом деле успокоить, поддержать и вдохновить нас.

А ещё никто не отменял визуализацию своих желаний — это вполне в русле психологии как науки. Считается, что техники визуализации позволяют расслабиться, избавиться от внутренних негативных установок и стабилизировать эмоциональное состояние. Кроме того, таким образом можно выделять свои цели и намечать действительные пути их достижения. Именно это многие из нас и делают на Новый год, воображая, как исполнятся их мечты.

Еще один сладкий пряник про пользу предновогоднего настроя на чудесное. В этот период практически все немного меняются, есть общий эмоциональный фон веселья и ожидания хорошего. И тогда, даже если вам грустно, можно «заражаться» им, общаясь с окружающими. Ещё настраиваться на праздник помогают яркое украшение дома, продумывание меню с вашими любимыми блюдами, покупка новых нарядов.

И даже если вы не воспринимаете Новый год как волшебный праздник, всё равно объективно есть чему радоваться — длинные каникулы, возможность встречаться с друзьями, дарить и получать подарки.

Как рассказать ребёнку о кошельке Деда Мороза

Считаю, что у ребёнка не нужно отнимать веру в Деда Мороза, если она есть. С реальностью он успеет познакомиться во многих её проявлениях, и не самых хороших — это обязательные пункты школы жизни. Поэтому пусть длится его соприкосновение с волшебством столько, сколько он принимает это.

Иногда родители тревожатся, что Дед Мороз «не выполнит» желание их ребёнка, потому что тот взял и заказал грузовик, или настоящего единорога, или просто то, на что не хватает денег. Дети на то и дети, что у них большой запас доверчивости. Поэтому можно мягко рассказать им о том, что, например, в письме главному волшебнику стоит указать несколько вариантов подарков, которые они хотят. Потому что дедушка очень загружен перед праздником, и на его волшебных складах миллионы подарков. Может, он один возьмёт, а, может, другой.

Тогда мы не будем принижать возможности волшебника, объясняя, что на что-то у Деда Мороза может не быть денег. Заодно и сами не станем сваливаться в чувство вины.

Кстати, если вы пишете письмо вместе с ребёнком, можно попутно отрабатывать ещё один навык — навык подведения итогов. Письма ведь у детей бывают разные. Кто-то просто пишет о том, что он хотел бы получить в подарок. А кто-то сочиняет большое письмо, в котором, в том числе, рассказывает, как он провёл год. Здесь же можно учить ребёнка выделять главные события и обозначать их как значимые и хорошие для себя.

Ещё одно правило: не надо пытаться манипулировать тем, что Дед Мороз придёт или не придёт в зависимости от поведения ребёнка. Чудо должно быть безусловным — на то оно и чудо.

Если взрослеющему ребенку «добрые» взрослые или «повзрослевшие» сверстники рассказали, что Деда Мороза нет, вы можете сказать, что конкретно этого сказочного персонажа не встречали, но в общем чудеса случаются. И он может продолжать верить в них, потому что в мире много того, что нельзя доказать и пощупать.

А мы напоминаем, что до 10 декабря ждём ваших чудесных писем к нам на почту. Авторам самых интересных и необычных обещаем встречу с главным новогодним волшебником, который придёт вас поздравить. Желать можно чего угодно. Помните же, что для мозга нет границ между фантазией и реальностью?! Мечтайте! И пишите письма Деду Морозу сами или вместе с детьми! Все подробности .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *