Повседневная жизнь византийцев

Эпоха античности. Семья и семейный быт, частная и общественная жизнь, образование и воспитание-в эпоху античности

В Древней Греции и Риме патриархальная и моногамная семья являлась единственной формой семейных отношений. Греки считали, что вводить в дом много жён — варварский обычай, это не достойно благородного эллина. Рождение детей для древних греков и римлян было выполнением долга перед государством, так как пополнялись ряды защитников, полезных граждан и воинов. Кроме того, это был важный долг перед родом и семьёй, потому что дети сохраняли и поддерживали семейные традиции, воздавали должные почести предкам. Наличие детей обеспечивало также и личную цель — сохранение семейного имущества путём наследования и обретение опоры и поддержки в старости. Люди женатые и имеющие детей пользовались в Греко -римских обществах большим уважением и почётом, чем холостые и бездетные. С развитием греческой государственности семья стала выполнять и другие значимые функции: обеспечивала передачу традиций, нравственных ценностей, гражданских идеалов, всего того, что давало статус полноправного гражданина.
Брачные обычаи отличались в разных культурах и даже местностях, но основным было то, что мужа для дочери выбирал отец или старший мужчина в семье. В 7 -6 вв. до н. э. существовал обычай в состоятельных семьях приглашать погостить одновременно нескольких претендентов в мужья в дом невесты.
В то время браки очень редко заключались по любви. Решающими были социально -экономические, политические, родовые и иерархические мотивы. Дочери правителей использовались для заключения в выгодных династических браков. Жена должна быть здорова, физически хорошо развита, чтобы произвести на свет крепкое потомство. Семья невесты должна быть достаточно обеспеченной, чтобы дать приданое. Такое положение дел свидетельствовало о более низкой «ценности» женщины по сравнению с мужчиной — именно семье женщины приходилось платить за то, чтобы её взяли в жены. Фактически женщина при заключении брака переходила из -под власти отца во власть супруга и не имела практически никаких прав.
Роль женщины в семье и общественно -политической жизни, её свобода — ограничивалась. Женщины обитали исключительно на женской половине дома, не могли без сопровождения появляться на улице, посещать общественные мероприятия, получать образование в государственных школах, участвовать в спортивных состязаниях.
В Древнем Риме женщины обладали несколько большей светской свободой. Римские жены могли ходить в гости и принимать гостей, появляться в обществе, бывать на торжественных приёмах. Но, несмотря на уважение, проявляемое к женщинам в доме, в обществе, в целом сохранялась безраздельная власть и главенство отца и мужа. Постепенно, особенно в эпоху Империи, взгляды римлян на семью и брак стали более свободными. Женщины получали больше прав, в том числе возможность разводиться и иметь мужей, иметь личную собственность и распоряжаться ею, получать образование. Осуждались супружеские измены, при этом женщины наказывались строже, чем мужчины. Муж имел право убить любовника жены.
В Древнем Риме почти двенадцать веков поддерживался и сохранялся культ домашних божеств, духов — покровителей, связанных с почитанием предков. Центром этого культа являлся домашний очаг. К нему возлагали ежедневное жертвоприношение в виде пищи, трижды в месяц — цветы и плоды. Эти ритуалы посвящались духам предков, их мифическим воплощениям — пенатам и ларам, а также духу — «двойнику» каждого домочадца — его доброму охраняющему гению.
Несмотря на стремление сохранить чистоту рода, из-за недостаточного количества женщин были распространены полиэтнические браки. Молодые мужчины — солдаты отправлялись в завоевательные походы и экспедиции в новые земли и зачастую там оставались, выбирая в жёны местных уроженок. Часто это были пленные или украденные с целью брака женщины.

Повседневная жизнь древних греков и римлян

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Камызякская СОШ №4».

КОСВИНЦЕВА А.С., УЧЕНИЦА 5А КЛАССА. РУКОВОДИТЕЛЬ: ЖИГУЛЬСКАЯ Ю.К., УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ.

Камызяк 2013-2014 учебный год.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Важность изучения повседневной жизни для более полного понимания процесса развития античности цивилизации несомненно, тем более, описываются не только сами предметы — посуда или одежда, но анализируется и важнейшие явления общественной жизни ( например театр греков, цирк римлян, погребальные обряды и т.д.). Бытовые предметы и явления могут иметь два значения – прямое и косвенное. Прямое значение заключается в том, что любая вещи

Что любая вещь является источником разнообразных сведений, получить которые, используя только сочинения античных авторов, оказывается невозможно. Косвенное значение бытовых предметов и явлений быта можно видеть в том, что именно они определяли культурную специфику эпохи в целом, давали яркую характеристику отдельных социальных слоев и явлений

Цель моей работы – исследование быта и повседневной жизни древних греков и римлян и сравнение их с повседневной жизнью современного человека.

БЫТ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ.

Древнегреческие дома были одно и двухэтажными, строились они таким образом, чтобы окна не смотрели на улицу. В центре каждого дома находился маленький двор с разнообразной растительностью, предназначенный для отдыха.

Древнегреческие дома делились на две половины – женскую и мужскую. Вход в женскую половину дома был допустимым только членам семьи и ближайшим родственникам, в мужской половине находились гостиные.

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ.

Нижняя одежда называлась хитоном.

Хитон состоял из куска ткани размером 120 см в длину и 100 см в ширину. Обычно его скрепляли на плечах пряжками, а иногда просто сшивали.

ХИТОН

1 – ДВОЙНАЯ ЗАПЛЕТЕННАЯ КОСИЧКА; 2 – ПОДВЯЗАННЫЙ ХОХОЛОК; 3 – ШЛЕЙФ ВОЛОС; 4- ЗАВИТУШКИ НА ВИСКЕ.

1 – с узлом; 2 – прическа в форме дыни; 3 – с платком; 4 – с чепчиком.

КРЕПИМЫ ЭНДРОМИДЫ

ПЕПЛОС

ЕДА.

Фрукты

Рыба

Вино

Хлеб

Сыр

Маслины

Орехи

устрицы

ЖЕНЩИНЫ.

«Образ жизни древних римлян»

  • Чем отличается быт древних римлян от образа жизни современного человека?

Одежда Обычаи

Зрелища Еда

Римский дом

Выводы

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрыли вуалью или краем паллы В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

ОБЫЧАИ

В Риме был рынок, где всякий мог купить себе для забавы все, что было уродливого и притом необычного: людей, родившихся без рук или без ног, одноглазых или трехглазых, с бесформенными головами, сиамских близнецов. Сохраняли и выставляли напоказ даже умерших людей, отличавшихся очень высоким ростом или необычным телосложением.

ЗРЕЛИЩА

Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей.

ЕДА

Обед в Древнем Риме состоял из закуски, цены (собственно обеда), десерта. Хлеб и крупы были главными продуктами в античном мире. Из них готовили похлёбки и каши, такие, как маза – смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды; турон – смесь муки, тёртого сыра и мёда. Также римляне употребляли салаты, рыбу, бобы, устрицы, мясо птицы, маслины, инжир.

РИМСКИЙ ДОМ

Дома римлян были намного уютнее греческих. Все помещения в доме были обращены во внутренний дворик. Наружу выходили только глухие стены. Стремление к роскоши, у древних, состоятельных римлян не имело предела.

Центральной частью дома, где находился бассейн и происходили все важные семейные церемонии, являлся атриум.

Помещение «таблин», выложенное мозаикой, предназначалось для хранения семейных документов. По одну сторону таблина помещалась столовая, по другую – хранилище для драгоценностей.

Дом заканчивался колоннадой

Быт древних греков и римлян отличается от современного меньшим комфортом и разной степенью доступности к роскоши. Высшие сословия строили великолепные дворцы, покупали дорогих рабов, устраивали каждый день пиры и развлечения. При этом многие из них теряли мужество и честь: воровство, праздность, равнодушие, распространились как среди богатых, так и среди простых граждан. Именно поэтому эти народы потеряли былую доблесть и привели свои страны к гибели.

ЛИТЕРАТУРА

  • http : //www . artprojekt . ru — Энциклопедия искусств.
  • http : //www . greekroman . ru- Библиотека античной литературы.
  • Яндекс картинки.
  • Википедия.

Почему византийцы называли себя ромеями а империю ромейской

Византи́йская импе́рия, Византи́я (греч. Βασιλεία Ρωμαίων — Ромейская империя, 476—1453) — средневековое государство, также известное как Восточная Римская империя. Название «Византийская империя» (по городу Виза́нтий, на месте которого римский император Константин I Великий в начале IV века заложил Константинополь) государство получило в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Ромейской». Западные источники также называют Византийскую империю «Романия» (Romania, Ρωμανία на Греческом языке). В течение большой части ее истории многие из западных современников называли её «империя греков» из-за господства в ней греческого населения и культуры. В древней Руси ее также обычно называли «Греческим царством», а её столицу «Царьградом».Столицей Византии всю её историю был Константинополь, один из крупнейших городов тогдашнего мира. Наибольшие территории империя контролировала при императоре Юстиниане I. С этого времени постепенно утрачивала земли под натиском варварских королевств и восточноевропейских племён. После арабских завоеваний занимала лишь территорию Греции и Малой Азии. Некоторое усиление в IX—XI веках сменилось серьёзными потерями, распадом страны под ударами крестоносцев и гибелью под натиском турок-сельджуков и турок-осман.

Города и дома Византийской империи. Повседневная жизнь

Античное, христианское и варварское наследие заложило фундамент нового явления — византийской культуры, по-разному отразившись в разных сферах жизни империи. В государственном строительстве возобладала римская традиция, в духовной области верх одержало христианство, а в повседневной жизни городов и сёл империи возник совершенно новый уклад, соединивший в себе черты старого и нового, традиции многих народов и племён.

Города Византии

Византия по-прежнему оставалась страной городов, хотя облик поселений заметно изменился. Большинство старых античных городов уменьшилось в размерах, иногда замкнувшись в пределах гарнизонной крепости. Афины, например, занимали теперь площадь всего 16 га, тогда как античный город располагался на территории в 12,5 га. В некоторых городах Византийской империи полностью изменилась структура поселения. Так, в Сардах, одном из крупнейших центров Малой Азии периода позднего Рима, на смену компактному городу пришло несколько небольших посёлков с собственными цистернами для воды, площадями и часовнями.

Центрами средоточия жизни городов и кварталов вместо городских рынков, галерей, терм, театров теперь стали христианские церкви. К ним тяготели жилые дома и общественные строения. По ним город чётко делился на приходы.

Всё это тем не менее не нарушило доставшейся от античных времён чёткой городской планировки. В отличие от молодых городов Запада, нередко представлявших собой хаос переплетённых проулков, города Восточной Византийской империи сохранили древний облик. Наряду с выдержанными в античном стиле дворцами появились дома знати с оборонительными сооружениями, напоминавшие западные замки. Не всегда такие укрепления действительно были необходимы — но они подчёркивали силу и богатство влиятельных семей.

Дома Византийской империи

Дома знати почти всегда имели надстройки или не менее двух полноценных этажей. В них располагалось множество жилых и нежилых помещений разного назначения — от господской опочивальни до уборных, где использовалась всё ещё работавшая древняя система водоснабжения. У всех богатых домов имелись просторные внутренние дворы, нередко с хозяйственными постройками.

Так же выглядели и загородные усадьбы земельных магнатов Византии. Сохранилось подробное описание господской виллы XI в. в Малой Азии. Вокруг дома с куполом, опиравшимся на колонны, шла открытая веранда. Рядом находились термы с мраморными полами, амбар из Двух отделений (в нижнем, включая подвал, хранились продукты, а в верхнем — печёный хлеб), особый склад для зерна, соломы и мякины, конюшни, хлева, помещения для работников и слуг. В усадьбе возвышалась церковь с куполом на восьми колоннах, хорами, мраморным полом, золочёной алтарной преградой.

К господскому дому обычно примыкал сад, где росли яблони, груши, вишни, сливы, персики, финиковые пальмы, айва, гранаты, смоковницы, лимонные, фисташковые и миндальные деревья, каштаны. Всё пространство между деревьями засаживалось цветами: розами, лилиями, фиалками, шафраном.

Центром дома, как правило, являлся просторный зал — столовая. В зале описанного в документах имения за большим круглым столом, отделанным золотом и слоновой костью, одновременно могли сидеть З6 человек. Вечером горели светильники на чистом оливковом масле, у ложа курились мускатный орех, камфора, касия, амбра и мускус. В спальнях стояли золочёные кровати с дорогими покрывалами, в гостиных — столы, инкрустированные слоновой костью, золотом и серебром.

Основная масса строений в крупных византийских городах Средневековья — дома мелких торговцев и ремесленников. Они также возводились из камня или кирпича, были достаточно благоустроенными, с внутренними двориками. Но их дворы, гораздо меньшие по размеру, не столь надёжно укрывались от посторонних. Сами строения были одноэтажные (хотя с чердачными и подвальными помещениями).

Окраины — деревни и сёла

Наконец, окраины городов и византийские сёла представляли собой царство скромных глинобитных или деревянных домов городской бедноты и крестьян. Размеры такого строения были крайне невелики, единственное жилое помещение отапливалось простым очагом либо печью. В жилищах бедняков зачастую находилось лишь убогое ложе с матрасом, набитым соломой.

Новым типом поселений в Византии стали монастыри, нередко окружённые неприступными стенами. Внутри располагались плотно пристроенные друг к другу церковь, трапезная, жилые и хозяйственные помещения.

Повседневная жизнь византийцев

Находки археологов и исследование письменных памятников позволяют воссоздать повседневную жизнь византийского города и села. Деревни были гораздо больше и по числу жителей, и по занимаемой территории, чем на Западе. Иногда они сохранялись с античных времён, после распада огромных хозяйств старой рабовладельческой знати. Рабский труд на селе уже почти не использовался. Крестьяне объединялись в общины и не зависели от крупных земельных собственников. На Балканах, где осело немало славян, общины были сплочённее и сохранялись дольше, чем в других землях империи.

Жители деревень выращивали пшеницу и ячмень, в славянских провинциях сеяли и просо, но максимальные доходы крестьянскому хозяйству приносил виноград. Земля под ним ценилась при продаже вдесятеро дороже пахотной нивы. Виноград возделывали и горожане — как в самом городе, так и в пригородах. Считалось, что даже пять модиев виноградника (50—60 соток) могут обеспечить семье скромный достаток. Спрос на ромейские вина далеко перешагивал границы империи. Их ценили при дворах королей Запада, русских князей и скандинавских конунгов. Славились в Византии и фруктовые сады, но соперником винограда по доходности в Малой Азии и в южнобалканских провинциях были оливки. Оливковое масло, а также солёные оливки постоянно находились на столах ромеев.

Византийцы разводили лошадей, свиней, овец и коз. Лошадь в крестьянском хозяйстве обычно была редкостью. За неё давали цену трёх-четырёх коров. Свободный крестьянин держал её только потому, что без лошади не мог отбывать воинскую службу. Коней разводили преимущественно в имениях знати и императорских поместьях. Племенные лошади, выращенные в богатых хозяйствах аристократии, вывозились во многие соседние страны и ценились весьма дорого.

Серьёзную роль в жизни сельского населения играли разного рода подсобные промыслы: рыболовство — у крупных рек, озёр и морского побережья; охота, бортничество; выжиг угля и заготовка дров.

Немало сил у крестьянина отнимали государственные трудовые повинности (ангарии), особенно такие, как перевозка грузов на своих животных, расчистка дорог, ремонт и строительство мостов и укреплений.

В обслуживании хозяйства, будь то небольшое крестьянское поле, мастерская или лавка городского торговца, была занята вся семья, в том числе и дети. Рабочий день начинался с рассвета и длился до заката.

>Всемирная история

§ 7. Культура Византии

Что такое античная культура?

Каков был вклад древних греков и римлян в сокровищницу мировой культуры?

В начале Средних веков Византия не пережила таких нашествий, как Западная Европа. Не было в этой стране и упадка культуры. Поэтому она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII—VIII веках греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках, умеющих грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счёту и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних учёных, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских учёных и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.

Византийский ковёр

Византийская монета. VI в.

В IX веке при императорском дворце в Константинополе была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских учёных — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали и в Западной Европе. В самой Византии было немало учёных и творческих людей. Лее Математик (IX век) изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой.

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремёсел и медицины дало толчок изучению химии. Был изобретён «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков Прокопия Кесарийского (VI век), Льва Диакона (X век), Дуки (XIV век) создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура и живопись. С принятием христианства изменилось назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (по-французски — корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только священнослужители. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращён на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр Земли — Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа.

Применение «греческого огня». Миниатюра XIII в.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот собор главной церковью всего христианского мира. Его сооружали в течение пяти лет, строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Для отделки Святой Софии впервые применили мрамор различных цветов и оттенков — розового, зелёного, тёмно-серого и белого, причудливым узором выложив его плиты на стенах. Внутри храм Святой Софии поражал размерами и красотой.

Храм Св. Софии в Константинополе. Современный вид. После 1453 г. храм был перестроен в мечеть

Центральное помещение храма Св. Софии

Схема храма Св. Софии

В основаниях гигантского купола (диаметром 31 м) располагаются 40 окон. Это создаёт впечатление, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X—XI веках вместо вытянутых прямоугольных храмов стали возводить крестово-купольные. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Храм выглядел более лёгким, устремлённым ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками. Фрески писали водяными красками по сырой штукатурке.

В православных храмах и жилищах важное место занимали иконы. В отличие от мозаики и фрески икону можно перенести с места на место, подарить, взять с собой в путешествие или в военный поход. Одна из наиболее почитаемых на Руси икон Богоматери — Владимирская — была привезена из Византии.

В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Иконы, фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных». Ведь простые европейцы тогда, как правило, не умели читать. А в Западной Европе до XVI в. текст Библии и вовсе был непонятен людям, ведь её переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Да и многие рядовые священники с трудом понимали латынь. Лишь церковные изображения и проповеди знакомили простых людей с содержанием христианства.

Капитель в храме Св. Софии

4. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран, и чаще всего Италии, приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов и греческого языка, чтобы читать «умные книги». У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно большое влияние оказала византийская культура на развитие и культуру славян. В IX—X веках киевские князья совершали военные походы в Константинополь. Именно здесь заканчивался торговый путь из варяг в греки, вдоль которого возникло Древнерусское государство. В 911 и 944 годах были заключены торговые договоры князей Олега и Игоря с Византией.

Повседневная жизнь византийцев

В бытовых привычках и обычаях византийцы сильно отличались от западноевропейцев. Здесь кипела городская жизнь, люди были более открытыми, как в античных полисах. Во время общественных праздников столы накрывали для всех прямо на улицах.

В столице империи многоэтажные узкие дома буквально лепились друг к другу. Сохранился рассказ о ссоре соседей — оратора Зинона и механика Анфимия из-за пристройки, которая загораживала свет. Не сумев переспорить красноречивого соседа, механик устроил в его доме искусственное землетрясение.

Византийцы заботились о своём внешнем виде, любили посещать бани. Патриарх даже потребовал закрывать их в воскресный день, чтобы верующие молились в Святой Софии.

Женщины делали замысловатые причёски, напоминавшие шатёр или башню. Знатные юноши носили сапоги, расшитые узорами из шёлка. Высмеивая таких модников, осторожно ступавших по грязи и пыли, Отец церкви Иоанн Златоуст советовал им вешать сапоги на шею или положить себе на голову. Аристократы гуляли по улицам в пышных костюмах с вышитыми на ткани картинами: пейзажами, фигурами животных, даже евангельскими сюжетами.

Богоматерь с Иисусом. Деталь мозаики собора Св. Софии. X в.

В конце IX века Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии.

С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашёнными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось ещё в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных учёных и писателей.

1. Чему обучали в византийских школах? Чем был вызван такой выбор предметов? 2. Какие науки развивались в Византии особенно успешно? 3. Почему древние греки украшали храмы прежде всего снаружи, а византийские мастера — изнутри? 4. На основе текста и иллюстраций опишите храм Святой Софии в Константинополе. Предварительно составьте план своего рассказа Постарайтесь, чтобы он включал сведения из разных пунктов параграфа. 5. Уточните по словарю значение слов «мозаика», «фреска», «икона». Чем различается техника создания мозаики, фрески, иконы? 6. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?

1. Сделайте вывод: почему образование и наука в Византии в VI-XI веках были развиты лучше, чем в Западной Европе? 2. Документы сообщают, что в день освящения храма Святой Софии император Юстиниан воскликнул: «Слава Всевышнему, который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошёл тебя, Соломон!» Как вы понимаете эти слова? Почему Юстиниан сравнил себя с библейским царём Соломоном? 3. Найдите в книгах или в Интернете изображение базилики (вытянутого прямоугольного здания церкви) или крестово-купольного храма, кроме упомянутой в параграфе церкви Святой Софии. Укажите на этом изображении те части здания, о которых вы узнали из текста. 4. Подготовьте презентацию (5-6 слайдов) о влиянии византийской культуры на культуру Древней Руси. 5. Напишите сочинение от имени путешественника-франка, который впервые увидел церковь Святой Софии. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

3. Повседневная жизнь византийцев Ярмарка в Фессалонике

  • •Федеральное агентство по образованию
  • •Российский государственный гуманитарный университет
  • •Отечественная история
  • •Красноярск 2010 отечественная история
  • •I. Пояснительная записка
  • •II. Содержание программы
  • •Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России.
  • •Тема 2. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства.
  • •Тема 3. Удельная Русь.
  • •Тема 4. Русские земли и княжества во второй половине XIII — хv вв. Образование Российского государства
  • •Тема 5. Россия в XVI веке.
  • •Тема 6. Россия в хvii веке.
  • •Тема 7. Россия в XVIII веке.
  • •Тема 8. Россия в первой половине XIX века.
  • •Тема 9. Россия во второй половине хiх века.
  • •Тема 10. Мир в конце хiх — начале хх в.В. Россия на пути превращения в буржуазную монархию.
  • •Тема 11. Россия в эпоху революций. Советская Россия.
  • •Тема 12. Особенности мирового развития и советский вариант модернизации (20-е — 30-е годы).
  • •Тема 13. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).
  • •Тема 14. Ссср и послевоенный мир. Противоречия общественного прогресса (1945-1953гг.).
  • •Тема 15. Мировое сообщество в условиях научно-технической революции. Ссср в 50-е — 70-е гг.
  • •Тема 16. Ссср конце 70 — начале 90 — х г.Г.
  • •Тема 17. Россия на современном этапе (1992-2010 гг.).
  • •III. Тематический план
  • •IV. Список литературы
  • •Федеральное агентство по образованию
  • •Российский государственный гуманитарный университет
  • •Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала рггу
  • •Красноярск 2010
  • •Пояснительная записка к учебно-методическому комплексу по дисциплине «История мировых цивилизаций».
  • •Памятка пользователя
  • •Раздел II. Цивилизации древности.
  • •Тема 1. Цивилизации древнего Востока.
  • •Тема 2. Античная цивилизация.
  • •Раздел III. Средневековая европейская цивилизация.
  • •Раздел IV. От средневековья к новому времени. Европа в конце XV — XVI вв.
  • •Раздел V. Мир в новое время.
  • •Тема 1. Преобразование традиционного общества и государства в XVII-XVIII вв. В странах Европы и Северной Америки.
  • •Тема 2. Промышленный переворот и процесс создания «индустриального общества» в Европе и Северной Америке (конец XVIII-70-е гг. XIX в.).
  • •Тема 3. Формирование основ зрелого «индустриального общества» в странах Европы и Северной Америки в конце XIX-начале XX вв.
  • •Раздел VI. Мир в новейшее время.
  • •Тема 1. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации хх века.
  • •Тема 2. Новые явления в развитии стран Запада после войны
  • •Тема 3. Продолжение кризиса современной цивилизации. Вторая мировая война.
  • •Тема 4. Противостояние мировых сверхдержав.
  • •Тема 5. Меняющийся мир: 50-е — начало 70-х гг. Хх в.
  • •Тема 6. Мир последней трети хх — ххi в.
  • •Тематический план
  • •Список источников и литературы по курсу «История мировых цивилизаций»
  • •История древнего мира и средних веков
  • •Методические рекомендации по составлению хронологической таблицы по курсу «История мировых цивилизаций»
  • •Пример оформления таблицы
  • •Раздел 1 Начало формирования человеческого общества.
  • •Раздел 2. Цивилизации древности.
  • •Тема 1. Цивилизации древнего Востока.
  • •Тема 2. Античная цивилизация.
  • •Раздел 3. Европейская средневековая цивилизация
  • •Тема 1. Исторические судьбы древних цивилизаций
  • •Обязательные источники
  • •Тема 2. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства
  • •Обязательные источники
  • •Дополнительные источники
  • •Тема 3. Классическое средневековье
  • •Обязательные источники
  • •Дополнительные источники
  • •Тема 4. Позднее средневековье
  • •Обязательные источники
  • •Дополнительные источники
  • •Раздел 4. От средневековья к новому времени. Европа в конце XV — XVI вв.
  • •Раздел 5.
  • •Тема 1. Преобразование традиционного общества
  • •XVII-XVIII вв. В странах Европы и Северной Америки.
  • •Дополнительные источники
  • •Контрольные вопросы по теме
  • •Тема 2. Промышленный переворот и процесс формирования «индустриального общества» в Европе и Северной Америке (конец XVIII — 70-е гг. XIX в.)
  • •Контрольные вопросы по теме
  • •Тема 3. Формирование основ зрелого «индустриального общества» в странах Европы и Северной Америки в конце XIX-начале XX вв.
  • •Контрольные вопросы по теме
  • •Раздел 6. Мир в новейшее время.
  • •Тема 1. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации хх века.
  • •Тема 2. Новые явления в развитии стран
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 3. Продолжение кризиса современной цивилизации. Вторая мировая война.
  • •Тема 4. Противостояние мировых сверхдержав.
  • •Тема 5. Меняющийся мир: 50-е начало — 70-х гг.
  • •Тема 6. Мир последней трети XX в.
  • •Тесты к теме Предыстория человеческого общества
  • •Тесты к теме Цивилизации речных долин. Месопотамская цивилизация
  • •Тесты к теме Цивилизации речных долин. Египетская цивилизация
  • •Тесты к теме Цивилизации речных долин. Индийская цивилизация
  • •Тесты к теме Цивилизации речных долин. Китайская цивилизация
  • •Тесты к теме Городские цивилизации Восточного Средиземноморья
  • •Тесты к теме Цивилизации военных империй
  • •Тесты к теме Античная цивилизация. Древнегреческая цивилизация
  • •Тесты к теме Античная цивилизация. Древнеримская цивилизация
  • •8. Какую версию происхождения римских плебеев Вы считаете верной:
  • •Тесты к теме Средневековые цивилизации. Византийская цивилизация
  • •Тесты к теме Средневековые цивилизации. Арабская исламская цивилизация
  • •18. Какое утверждение Вы считаете наиболее точным относительно культуры Арабский исламской цивилизации:
  • •Тесты к теме Средневековые цивилизации. Западноевропейская средневековая цивилизация
  • •1. Укажите хронологические рамки Западноевропейской средневековой цивилизации:
  • •2, Какое определение феодализма Вы считаете наиболее точным:
  • •3. Феод это:
  • •Тесты к теме Прединдустриальная цивилизация
  • •58. Автор Декларации независимости сша:
  • •59. Назовите имя первого президента Соединенных Штатов Америки:
  • •60. Принятый в 1791 г. Конгрессом сша Билль о правах это:
  • •В.П. Буданова История мировых цивилизаций Тесты к теме Прединдустриальная цивилизация
  • •58. Автор Декларации независимости сша:
  • •59. Назовите имя первого президента Соединенных Штатов Америки:
  • •60. Принятый в 1791 г. Конгрессом сша Билль о правах это:
  • •В.П. Буданова История мировых цивилизаций Тесты к теме Прединдустриальная цивилизация
  • •58. Автор Декларации независимости сша:
  • •59. Назовите имя первого президента Соединенных Штатов Америки:
  • •60. Принятый в 1791 г. Конгрессом сша Билль о правах это:
  • •В.П. Буданова История мировых цивилизаций Тесты к теме Индустриальная цивилизация
  • •Тесты к теме Индустриальная цивилизация
  • •Тесты к теме Постиндустриальная цивилизация
  • •Глава I. Цивилизации Древнего Востока
  • •1. Человек в мире природы Геродот о природе Южной Месопотамии
  • •Диодор Сицилийский о природе Египта
  • •2. Ступени общественной пирамиды Диодор Сицилийский о государственном строе Куша
  • •Из Анналов Синахериба
  • •Из Бехистунской надписи Дария I
  • •Предписание о служебных обязанностях верховного сановника
  • •Из Поучения Ахтоя
  • •Из Речения Ипусера
  • •3. Закон, регулирующий жизнь Законы Хаммурапи: чтобы сильный не угнетал слабого
  • •Из хеттских законов
  • •4. Духовный мир человека Миф о потопе из эпоса о Гильгамеше
  • •Диалог господина и раба о смысле жизни
  • •Нравы и обычаи персов по Геродоту
  • •Диодор Сицилийский о природе Египта
  • •2. Ступени общественной пирамиды Диодор Сицилийский о государственном строе Куша
  • •Из Анналов Синахериба
  • •Из Бехистунской надписи Дария I
  • •Предписание о служебных обязанностях верховного сановника
  • •Из Поучения Ахтоя
  • •Из Речения Ипусера
  • •3. Закон, регулирующий жизнь Законы Хаммурапи: чтобы сильный не угнетал слабого
  • •Из хеттских законов
  • •4. Духовный мир человека Миф о потопе из эпоса о Гильгамеше
  • •Диалог господина и раба о смысле жизни
  • •Нравы и обычаи персов по Геродоту
  • •2. Консолидирующий фактор кастовой системы Из Ригведы
  • •Из Законов Ману
  • •3. Индийский император и его подданные Из надписей царя Ашоки
  • •Глава III. Китайско-конфуцианская цивилизация
  • •1. Духовные искания в древнекитайском обществе Конфуций — знаменитый мудрец-реформатор
  • •Гимн Лао-цзы созерцательному образу жизни
  • •2. Укрепление власти — усиление государства Из жизнеописания Ли Сы
  • •Шан Ян о сильной государственной власти
  • •3. Китайский коллективизм: между рабством и свободой Из Речей царств
  • •Диодор Сицилийский о природе Египта
  • •2. Ступени общественной пирамиды Диодор Сицилийский о государственном строе Куша
  • •Из Анналов Синахериба
  • •Из Бехистунской надписи Дария I
  • •Предписание о служебных обязанностях верховного сановника
  • •Из Поучения Ахтоя
  • •Из Речения Ипусера
  • •3. Закон, регулирующий жизнь Законы Хаммурапи: чтобы сильный не угнетал слабого
  • •Из хеттских законов
  • •4. Духовный мир человека Миф о потопе из эпоса о Гильгамеше
  • •Диалог господина и раба о смысле жизни
  • •Нравы и обычаи персов по Геродоту
  • •2. Античные авторы о древнейшей истории Эллады Экскурс Фукидида в прошлое Эллады
  • •Из Географии Страбона
  • •3. Становление Афинского аристократического полиса Фукидид о синойкизме
  • •Аристотель о древнейшем государственном строе эллинов
  • •Плутарх о реформах Солона
  • •Античные авторы о тирании Писистрата
  • •Геродот о борьбе Клисфена за власть
  • •Плутарх об остракизме
  • •О предоставлении гражданских прав иностранцам
  • •4. Расцвет афинской демократии Фукидид об афинской демократии
  • •О политическом устройстве афинского полиса
  • •Об охране демократии
  • •Гражданская присяга афинян
  • •5. Гуманистические ценности античного гражданина Софокл о возможностях человека
  • •Гесиод, прославляющий крестьянский труд
  • •Еврипид о самопожертвовании ради родины
  • •Эсхил о трагизме героической личности
  • •6. Мифология и античная культура Происхождение мира и богов
  • •Пять веков
  • •Павсаний о храме Зевса в Олимпии
  • •Павсаний о Парфеноне
  • •Дионисий Галикарнасский о древнейшем населении Италии
  • •2. Архитекторы римской государственности Плутарх о реформах Гракхов
  • •Аппиан о Сулланской диктатуре
  • •Цицерон о системе ценностей римских граждан
  • •Светоний о Цезаре
  • •Опыт становления единоличного правления
  • •Дион Кассий о разделении властей
  • •Светоний о культе императора и борьбе за власть
  • •3. Римская средиземноморская культура Лукреций о происхождении человека и общества
  • •Гораций к римскому народу
  • •4. Христианство: человек в новой системе ценностей Нагорная проповедь Иисуса Христа
  • •Из Правдивого слова Цельса
  • •Плиний Младший о преследовании христиан
  • •Тертуллиан об организации христиан
  • •Тацит о германских племенах
  • •Агафий о франках
  • •Аммиан Марцеллин о гуннах
  • •Маврикий о славянах
  • •2. Экспансия цивилизации Из Юлиана, который трижды переходил Рейн
  • •Аммиан Марцеллин о далеких передвижениях римлян
  • •Из Панегирика императору Феодосию
  • •3. Натиск варваров: выход из варварства Павел Орозий о войнах Рима с варварами
  • •Иордан о Битве народов
  • •Прокопий Кесарийский о вторжении славян в Византию
  • •4. Герои варварского мира в римском контексте о консульстве Стилихона
  • •Аларих из рода Балтов
  • •Гизерих — отец и владыка вандалов
  • •Единственный в мире Аттила
  • •Глава VIII. Византийская цивилизация
  • •1. Особенности византийской общины Из Земледельческого закона
  • •Из указа византийского императора
  • •2. Власть и общество в Византии Прокопий Кесарийский о безграничной власти Юстиниана
  • •Испанский купец о резиденции императора
  • •Итальянский посол Лиутпранд о придворном церемониале
  • •Никита Хониат о византийском воинстве
  • •Из указа императора о воинских участках
  • •Прокопий Кесарийский о восстании Ника
  • •3. Повседневная жизнь византийцев Ярмарка в Фессалонике
  • •Из Книги эпарха
  • •Хрестоматия Глава IX. Исламская средневековая цивилизация
  • •1. Ислам — основа арабоязычной цивилизации Средневековья
  • •Из Жития посланника божьего
  • •2. Государство и подданные Арабского халифата Совершенная история об идеальном халифе
  • •Белазури о десятилетии блистательных успехов
  • •О налогообложении
  • •3. Арабская цивилизация на европейском континенте Эмир Кордовы о покинутой родине
  • •Плач-элегия по Валенсии
  • •Из Ожерелья Раббихи
  • •Церемониал папского приема
  • •Из Семи партид
  • •В палатинской школе Алкуина
  • •Средневековый герой духа
  • •2. Средневековый город — центр деловой активности о Магдебурге
  • •Из Устава цеха мастериц шелковых дел
  • •Из Люнебургского статута о цеховых собраниях
  • •О моральных нормах и поведении членов цеха
  • •О товарах Нарбоннского рынка
  • •3. Средневековый город — центр становления новых традиций и представлений о правах горожан
  • •Из присяги бюргера
  • •Из закона о роскоши
  • •О просящих милостыню
  • •4. Отношение сословий к королевской власти Великая хартия вольностей об ограничении власти короля
  • •Поучение короля своему сыну
  • •Бомануар об усилении центральной власти
  • •Письмо Жанны дАрк английскому королю
  • •Из указа Людовика XII
  • •5. Институты сословно-представительной монархии о работе английского парламента
  • •О работе Генеральных штатов
  • •Капитуляция испанских королей с Колумбом
  • •Мартир об открытиях Колумба
  • •Тордесильясский договор — первый раздел мира
  • •Колумб — испанским королям
  • •Лас Касас о жестокости испанцев на Гаити
  • •2. Вокруг Африканского континента Об экспедиции Васко да Гамы в Индию
  • •О порабощении африканцев
  • •Пигафетта о кругосветном путешествии Магеллана
  • •О возвышении личности человека
  • •О достоинстве человека
  • •Научи и воспитай нового человека
  • •2. Идеальное общество для идеального человека Образ нового общества в Утопии Томаса Мора
  • •Новая Атлантида — идеальный остров
  • •Город Солнца Кампанеллы
  • •3. Титаны Возрождения — гармония талантов Вазари о всестороннем даровании Леонардо
  • •Вазари о мастерстве Микеланджело
  • •4. Тернистый путь Реформации я жалуюсь и обвиняю
  • •Мартин Лютер о грехе и отпущении грехов
  • •Осторожная Реформация Лютера
  • •Кровавый указ Карла V
  • •Светские князья и их религиозный мир
  • •Респектабельная Реформация Генриха VIII
  • •О картине Клятва Горациев
  • •2. Рационализм и вера Вольтер о вере и церкви
  • •3. Социальные утопии Просвещения Об общественном договоре
  • •Роберт Оуэн о рациональной системе устройства общества
  • •4. Европеец и Просвещение Имей мужество пользоваться собственным умом
  • •Лорд Болингброк о пользе истории
  • •Джон Локк о воспитании
  • •Благоразумный человек Адама Смита
  • •Советы принцессе Дени Дидро
  • •Об Энциклопедии
  • •Коллингвуд о романтизме
  • •2. Человек в системе ценностей индустриального общества Природа расточительна на разнообразие, хотя скупа на нововведение
  • •О поиске человека в сверхчеловеке Фридриха Ницше
  • •Цивилизация манер по Фрейду
  • •Англичанин в изменяющемся мире
  • •3. Кристаллизация социальных утопий
  • •Хозяйственный и социетарный мир Фурье
  • •Оуэн о новом нравственном мире
  • •Из Манифеста коммунистической партии
  • •4. Америка между Севером и Югом Гомстед-акт
  • •Об освобождении рабов
  • •Геттисбергская речь Авраама Линкольна
  • •Глава XV. XX век в истории мировых цивилизаций
  • •1. Глобальный кризис мировых цивилизаций о биржевом крахе
  • •О фашизме в Германии
  • •Франклин Рузвельт о новом курсе
  • •Из Устава Организации Объединенных Наций
  • •Глава I
  • •Глава II
  • •О холодной войне
  • •Североатлантический пакт
  • •2. Человек защищаемый: развитие идеи прав человека Всеобщая декларация прав человека
  • •3. Глобальные проблемы и мир: взгляд в новую цивилизацию у края пропасти или на взлете: прогнозы развития человечества
  • •Апокалипсис или золотой век: прогнозы развития человечества
  • •На пороге постиндустриальной цивилизации
  • •Взгляд в третье тысячелетие

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *