Прага храмы и соборы

Прага – гостеприимный город, который населяют и посещают в качестве туристов люди различных конфессий и вероисповеданий. Интересна судьба православия в Чехии.

Храм Святого архангела Михаила в Кинских садах

Это унитская церковь с очень необычной историей. Она расположена на склоне Петршинского холма в Кинских садах.

История

Впервые церковь была возведена около середины XVIII века на Западной Украине, в селе Великие Лучки. Спустя полвека была выкуплена приходом зажиточного села, и церковь «переехала» в Медведовцы. Затем в 1929 году жители передали её в дар Чехословакии, когда к ней отошли земли Западной Украины. Здание церкви разобрали на отдельные фрагменты, перевезли в Прагу и восстановили уже в Смихове в Кинских садах.


Архитектурный стиль

Храм Святого архангела Михаила выполнен в уникальном бойковском, или лемковском стиле и признан Всемирным объектом ЮНЕСКО. Деревянное здание напоминает памятник русского зодчества «Кижи». В обрамлении куполов и внутренних комнат использованы цвета: белый – святость веры, зелёный – непоколебимость надежды, красный – бесконечность любви.

Относится к епархии Православной Церкви Чехии и Словакии. Службы проходят в воскресенье и в понедельник.

  • Адрес: Zahrada Kinských, Praha 5
  • Телефон: +420 777 329 275

Собор Святого Николая на Староместской площади

Собор святителя Николая стоит в центре Старого города неподалеку от ратуши, является памятником чешской архитектуры в стиле барокко.

Из истории собора

Никольский храм, заложенный в XIII веке немецкими купцами как приходская церковь, в начале XVII столетия сгорел дотла и был восстановлен в 1730-х годах архитектором Килианом Денценхофером. В период правления Иосифа II церковь закрыли, а само здание использовали под зернохранилище и регистрационный архив.

С 1868 года этот храм арендовала Русская Православная Церковь на 30 лет. В конце XIX века Собору Святого Николая императором Александром II была подарена большая хрустальная люстра, напоминающая корону Российской империи, которая и сегодня украшает один из залов церкви. В 1916 году, по настоянию австрийских властей, договор аренды расторгли, а православному собору вернули статус католического. Настоятеля арестовали, колокола конфисковали, а церковное имущество сложили в подсобные помещения.

Собор Святого Николая

С 1920 года собор Святого Николая стал гуситской церковью. Он приобрёл обновленный вид в стиле необарокко, его украсили картинами и статуями, в нише установили скульптуру Святого Николая в натуральную величину. Все залы открыты для посещений ежедневно, кроме воскресений, когда проходит Святая Месса.

Храм святителя Николая на Дейвицах

Это маленькая и скромная церковь, расположенная в полуподвале жилого дома северо-западного района Дейвице. Она является наследницей собора Святого Николая на Староместской площади.


После завершения Второй мировой войны в соборе святителя Николая в Старом городе перестали проводить православные богослужения. Епископом Пражским Сергием было благословлено открытие домовой церкви святителя Николая в доме с квартирами для профессоров, деятелей науки и культуры. Из храма на Староместской площади сюда перенесли фрагменты иконостаса, иконы, церковную утварь. У стены закрепили массивные царские врата из бронзы, которые являются напоминанием о былом великолепии собора Святого Николая.

Сейчас храм принадлежит 2-му пражскому приходу Православной Церкви Чехии и Словакии. Службы проходят по средам, субботам, воскресеньям и по большим православным праздникам. Все богослужения проводятся на церковнославянском языке по старому стилю.

  • Адрес: Rooseveltova 597/29, Praha 6 — Bubeneč
  • Телефон: +420 608 367 589

Храм Святого Георгия при Посольстве РФ

Построен на территории российского посольства в Праге. Он относится к Русской Православной Церкви. Освящали храм в 1999 году 6 мая в день 1700-летия преставления святого Великомученика Георгия Победоносца.


Идейным вдохновителем и руководителем закладки церкви стал архимандрит Тихон. Решающую роль в появлении храма сыграл посол России в Чехии Николай Тимофеевич Рябов. Строительство осуществлялось на пожертвования семей, составляющих русскую колонию в Праге.

В 2009 году храму был подарен ковчег с частью святых мощей князя Александра Невского по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла.

  • Адрес: Korunovační 34, Praha 6 — Bubeneč
  • Телефон: +420 773 246 080

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанах

Он возведен на участке Ольшанского кладбища, выделенного для погребения православных, по инициативе «Успенского братства», созданного эмигрантами из России. Помощь в финансировании строительства оказали премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж и протоиерей М. Црвчанин, от имени сербского народа. Освещен в 1925 году. Это монументальный памятник русской признательности и славянской общности на чешской земле, а также мемориал всем русским людям, павшим на чужбине.

Над входом в храм мозаичное изображение Богоматери Оранты, а алтарный апсид украшает мозаичный портрет архангела Михаила. В подвальном этаже расположена крипта мученицы Софии, где упокоены останки многих известных людей.


С 1951 года храм Успения перешёл в епархию Православной Церкви Чехии и Словакии, но сохранил церковные русские традиции. По пятницам, воскресеньям и по большим праздникам здесь проводится божественная литургия. Службы проходят по старому стилю на церковнославянском, а проповеди – на русском языке.

  • Адрес: Olšanske hřbitovy, Praha 3
  • Телефон: +420 224 934 634

Церковь основал Карл IV Великий в 1360 году в южной части Нового города. Первыми его служителями были итальянские монахи-сервиты из ордена Девы Марии. В разные годы храм Благовещения подвергался разорению и разрушению, но каждый раз его восстанавливали. Современный облик выполнен в неоготическом стиле.


С февраля 1990 года перешел в Чешскую Православную Церковь. Во время литургии звонят в колокола, установленные внутри храма. Богослужения проводятся на церковнославянском языке.

  • Адрес: Voskovcova 1130/30, Praha 5
  • Телефон: +420 602 274 014

Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия

Возведён в 1730-х годах архитектором Килианом Денценхофером. Он принадлежал Католической церкви и был посвящён Карлу Боромейскому, поэтому и сегодня на стенах можно увидеть фрески с изображением сцен из жития святого Карла. С 1783 года был закрыт и использовался не по назначению.


В 1933 году церковь Святого Карла передали Православной Церкви, которая и отреставрировала это здание. А Болгарская Православная Церковь подарила икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Под храмом соорудили крипту для захоронений. В 1942 году служители 22 дня укрывали в крипте чешских парашютистов, совершивших покушение на Рейнгарда Гейдриха, обергруппенфюрера СС. После того как немцы их обнаружили, все священники, епископ и даже староста были расстреляны, а сама Чешская Православная Церковь запрещена.

С 1951 года храм святых Кирилла и Мефодия является кафедральным собором митрополии Православной Церкви Чехии и Словакии. В крипте установлен мемориал памяти жертв «гейдрихианы».

Чем больше путешествую по Европе, тем больше прихожу к выводу, что европейцы — это реально больные люди. Несколько лет назад я побывал в костнице города Брно, которое находится в катакомбах под храмом и вот посетил еще одно жуткое место, известное во всем мире — костел с костехранилищем в Седлеце (Кутна-Гора).

Сам город находится в 60 км км от Праги, поэтому сюда можно легко доехать и совместить в одном путешествии со столицей Чехии.

Основан он был в 13 веке в том месте, где нашли месторождения серебра. Город средневековый с очень красивой архитектурой, тут можно много чего посмотреть: Влашский двор, Чумной столб, музей серебра, каменный фонтан, несколько готических храмов, но больше всего притягивает сюда туристов именно костница.

Это даже заметно по сувенирам, которые здесь продаются.

Вход на территорию кладбища с костелом напоминают о смерти.

История создания ее такова. В 1142 году еще до основания самого города здесь был основан монастырь. В 1278 году съездил в Израиль и привез оттуда святую землю с Голгофы аббат Генрих, которую рассыпал около монастыря. С того момента это место начали считать святым и многие захотели быть захороненными именно здесь.

Следующие сто с лишним лет – войны, наводнения и многочисленные эпидемии, особенно чума, которая терроризировала всю Европу. Только в одном 1318 году здесь во время эпидемии похоронили около 30000 человек. В 1400 году у монастыря была достроена и освящена Часовня Всех Святых. В ее крипте в дальнейшем и разместили Костницу. Кстати, вокруг храма до сих пор сохранилось кладбище.

Чтобы как-то освободить место на кладбище для новых тел, старые кости выкапывали и складировали в нижнем помещении часовни. В 1511 один здешний монах создает из костей шесть пирамид.

Монастырь в итоге закрыли в 1784, а земля впоследствии вокруг него стала принадлежать графу Шварценбергу, потомки которого наняли резчика по дереву Франтишка Ринта упорядочить хранившиеся там кости. Именно он и создал современный интерьер Костницы, который вы можете там видеть.
Фотографировать и снимать видео тут запрещено, смотрители постоянно за этим следят и гоняют. Но тем не менее в интернете выложено куча профессиональных фотографий этого места. Поэтому я просто включил видеорежим на камере, а потом заскринил получившиеся стоп-кадры — лайфхак вам на всякий случай.
Часть храма находится на реконструкции
На входе вас встречают столбы из черепов. У дальней стены размещен алтарь. Там можно наблюдать не костяную фигуру — распятого Христа.
Особое внимание привлекает огромный костяной канделябр, напоминающий люстру, свисающий под потолком. Он содержит хотя бы 1 экземпляр каждого элемента человеческого скелета.
Внутри по четырём углам размещены огромные груды костей, выложенные в форме колоколов, по краям которых лежат черепа.

Огромный костяной фамильный герб Шварценбергов, который своим разнообразием дал разгуляться художнику.
Древние надгробные камни.
По разным данным на отделку храма ушло от 40000 до 50000 костей.
Кто-то называет это архитектурным символом жизни после смерти, а кто-то считает надругательством над усопшими людьми с больным воображением. Лично вы какой стороны придерживаетесь?
Ставим лайк и подписываемся на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback

Большинство чехов — атеисты. Из тех, кто все же верит в высшие силы, большинство составляют католики и протестанты. И хотя православие занимают третье место — около 25 тысяч человек — в Праге есть несколько заметных храмов этого течения христианства.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия

Главная православная церковь страны, относится к автокефальной православной церкви Чехии и Словакии.

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия

История. Собор построили в 30-х годах XVIII века — в эпоху барокко. Главным архитектором был Килиан Динценхофер, а сам храм изначально относился к католической церкви и был освящен в честь святого Карла. В 1782 году император Иосиф II затеял церковную реформу, в ходе которой закрыли храмы и монастыри, бесполезные в светской жизни. Под указ попал и Святой Карл — богослужения тогда в нем прекратили.

Здание церкви долго использовали в нерелигиозных целях, а в 1933 году Чехословацкая республика отдала его православной церкви. Следующие два года длилась реставрация, а потом церковь получила нынешнее название.

В военные годы церковь вновь была закрыта, а священники подверглись гонениям. В 1942 году в здании скрывались бойцы чешского сопротивления, которые убили Рихарда Гейнриха — главу оккупационной администрации и одного из главных идеологов и инициаторов Холокоста. В июне 1942 года в храме состоялся бой между семью повстанцами и восемью сотнями оккупантов — все сопротивлявшиеся погибли. Сейчас в крипте церкви работает музей Сопротивления.

Музей Сопротивления в крипте храма

В сентябре 1942 года состоялся суд над членами православной церкви. Некоторых расстреляли, других отправили в трудовые лагеря в Германию, церкви закрыли, имущество конфисковали. Чешская православная церковь тогда фактически прекратила существование. Богослужения в храме Кирилла и Мефодия возобновились сразу после войны, в мае 1945 года.

После Бархатной революции церковь отреставрировали, в том числе с помощью сообщества верующих из Украины, Беларуси и России.

Как добраться

Православный собор Святых Кирилла и Мефодия находится в районе Нове-Место — между Танцующим домом и Карловой площадью, на углу улиц Рессловой (Resslova) и На Здеразе (Na Zderaze).

Ближайшая станция метро — «Карлова площадь” (Karlovo namesti); от нее до храма — около 10 минут пешком. Чуть ближе находится трамвайная остановка «Карлова площадь”, где ходят с десяток маршрутов.

Храм Успения Богородицы

Приходская православная церковь, расположена на Ольшанском кладбище — месте, которое и само по себе имеет большое значение для чешских православных и эмигрантов из России.

Храм Успения Богородицы на Ольшанах

История

Ольшанское кладбище появилось в конце XVII столетия как место для захоронения жертв чумной эпидемии. В 1786 году Иосиф II запустил еще одну реформу — он это любил — и запретил хоронить в пределах городской черты. Так Ольшаны стали главным кладбищем Старе-Места и Нове-Места.

Ольшанское кладбище

В 1905 году по инициативе православного священника Николая Рыжкова православные получили отдельный квартал на кладбище. Вскоре эта часть погоста стала быстро расти: в годы революции и Гражданской войны многие иммигрировали из России в Прагу.

Кладбище обслуживало Успенское братство, и оно же в 20-х годах взялось построить часовню. Но денег собрали больше, чем рассчитывали — хватило на целый храм. К тому же энтузиазм эмигрантов сократил расходы: проект бесплатно разработал архитектор Брандт, инженеры бесплатно поработали над технической частью, студенты бесплатно трудились на стройке. Церковь Успения Пресвятой Богородицы открыли в 1925 году.

Этот собор — образец неорусского стиля с элементами старинной архитектуры Пскова и Новгорода. Под храмом находится часовня Софьи-великомученицы — там похоронены создатели храма.

Как добраться

Церковь находится посреди восточной половины Ольшанского кладбища. Входить в эту часть погоста удобно со стороны улиц Желивскего (Zelivskego) и Израильской (Izraelska).

Примерно на углу этих улиц, совсем рядом с кладбищем находится станция метро «Желивскего”. По периметру погоста есть несколько трамвайных и автобусных остановок.

Храм Святого Георгия Победоносца при посольстве РФ

Церковь расположена прямо на территории российского посольства в Чехии.

История. Строительство началось в 1997 году, а открыли церковь два года спустя. Духовным инициатором и руководителем был архимандрит Тихон (Бондаренко), который был командирован РПЦ в Чешскую православную церковь. Он освящал храм и иногда проводил богослужения.

Со светской стороны и в финансовом плане большую роль сыграли посол Николай Рябов и православная общественность Праги.

Храм Георгия Победоносца при посольстве РФ

Как добраться

Посольство РФ находится в районе Прага-6, совсем рядом с большим парком Стромовка. Храм расположен в восточной части посольской территории.

Ближайшая станция метро — «Градчанска” (Hradcanska); от нее до посольства — примерно 15 минут пешком. К церкви удобно идти с трамвайной остановки «Коруновачни” (Korunovacni), где ходят маршруты №№ 1, 2, 8, 12, 25, 26, 91, 93, 96.

Храм Святой Людмилы при посольстве РФ

Еще одна церковь при российском посольстве, но эта находится уже не на посольской территории, так что туда легче попасть простым верующим.

История. Храм Георгия, расположенный на режимной территории посольства, был не слишком удобным местом для верующих и самого посольства. Кроме того, маленькая церковь не могла вместить всех желающих по большим праздникам. Поэтому решили построить неподалеку еще один православный храм —со свободным доступом и побольше, на тысячу человек.

Освящение храма Людмилы

В 2012 году храм освятили в честь великомученицы Людмилы Чешской. Она была дочерью сербского князя Славибора, а в 874 году стала супругой чешского князя Борживоя. Людмила и Борживой приняли христианство и распространяли его в Чехии. У них был внук Вацлав, а его мать Драгомира была язычницей. Она приказала убить Людмилу, что и было исполнено в 921 году. В 1144 году Людмилу канонизировали.

Как добраться

Церковь находится на Сибирской площади (Sibirske namesti), что в восьми минутах ходьбы от посольства. Рядом с площадью есть автобусная остановка, где ходят маршруты №№ 108, 131, 907.

Храм Святого Архангела Михаила

Старинная деревянная церковь с Западной Украины, перенесенная в Прагу в 1929 году. Находится в Кинских садах на Петршинском холме, в Списке ЮНЕСКО и в Православной церкви Чехии и Словакии.

Храм Михаила на Петршине

История. Храм построили в XVII столетии в западноукраинском селе Большие Лоучки, что возле Мукачева. Это образец архитектуры, характерной для местности, где живут бойки и лемки — этнические группы украинцев. В 1929 году эта часть Карпат вошла в состав Чехословакии, и жители Закарпатья решили подарить храм верующим своей новой страны. Церковь разобрали и отправили в Прагу, где собрали вновь на Петршинском холме.

В ночи

Это действующий храм, которая одновременно входит в состав Этнографического музея как экспонат.

Как добраться

Карпатский храм Святого Архангела Михаила находится на Петршине, в садах Кинских. Подняться на холм можно на фуникулере или пешком по серпантинной дороге.

Добираться до самого холма удобно на трамваях. Рядом есть остановка «Уезд” (Ujezd), где ходят много маршрутов, в том числе и ночных.

Пражский Град – III внутренний двор

Главный и самый большой пражский храм, духовный символ чешского государства. Он был построен на том месте, где находилась епархия, а затем архиепископство. В хоре находится епископский престол, или же кафедра, отсюда и происходит название кафедральный собор.

23. 4. 1997 г. кардинал Мирослав Влк издал указ, согласно которому объект получил свое первоначальное название Кафедральный собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Он посвящен трем святым: князь Вацлав (впоследствии объявлен святым) около 925 года основал на Граде третий костел – ротонду Св. Вита. В подарок от императора Саксонии Генриха I — Птицелова он получил драгоценную реликвию — кость руки святого Вита, которую поместил в стоящейся ротонде. После убийства святого Вацлава ротонда стала местом его могилы, а он сам – покровителем и святым Чехии. Его святыня находится в храме до сих пор.

Третий святой, которому настоящий Кафедральный собор Св. Вита посвящен, был Св. Войтех, второй чешский епископ, убитый на миссионерском пути к полабским пруссам. Его останки были привезены обратно в 1039 году и похоронены в пристройке к ротонде.

Спытигнев II (Spytihněv II) приказал снести Вацлавскую ротонду, потому что она была недостаточной для потребностей жителей Града, а в 1060 году он построил более просторную базилику Св. Вита, Вацлава и Войтеха, на месте которой Карл IV с отцом Яном Люксембургским в 1344 году основали великолепный храм, который должен был служить в качестве коронационного костела и места погребения, а также в качестве сокровищницы для драгоценностей. Тогда же и был перестроен весь Пражский Град, а пражская епархия в том же году была преобразована в архиепископство.

Собор состоит из двух частей: восточной части, где находится хор с часовнями и большой колокольней, которая была построена в готический период XIV — XV веков, и западной части с трансептом, тройным нефом и фасадом с башнями, эта часть была построена только во 2-ой половине XIX-го века и в начале XX-го века.

Первым архитектором, строившим собор до 1352 года, стал Маттиас из Арраса (Matyáš z Arrasu), после него строительство продолжил 23-летний архитектор Петер Парлер (Petr Parléř) из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd), который руководил строительством и украшением до своей смерти в 1399-м году. Строительство храма продолжалось почти 600 лет, в числе его строителей были Бенедикт Рейд (Benedikt Ried), Бонифац Вольмут (Bonifác Wohlmut), Ганс Тироль (Hans Tirol), Олдржих Аосталис (Oldřich Aostalis) и т.д. В 1859 году был создан Союз по завершению строительства храма Св. Вита. В 60-х годах XIX века обновительные работы проходили во главе с архитектором Йозефом Краннером (Josef Kranner), а в 1873 году была заложена основа для нового здания по проекту архитектора Йозефа Мокера (Josef Mocker), после которого работы продолжил Камил Гильберт (Kamil Hilbert), который в 1929 году завершил строительство до конца, когда храм в честь Святовацлавского тысячелетия был торжественно освящен. 12.05.1929 г. прошла торжественная церемония повторного освящения храма.

Размеры храма: длина составляет 124 м, максимальнаяширина поперечного нефа 60 м, ширина храма на западной стороне фасада 37,5 м, высота свода 33 м. Высота главной башни составляет 96,5 метра, высота фронтальных западных башен составляет 82 м, диаметр круглого окна в виде розеты на западной стороне — 10,4 м.

Внешний вид собора

Фасад с двумя тонкими башнями на колоннах украшен 14 статуями святых, Карла IV и архиепископа Эрнеста из Пардубице (Arnošt z Pardubic). К главному нефу ведут три портала с тимпанами, украшенными рельефами в соответствии с моделями Карла Дворжака (Karla Dvořák) и бронзовые ворота с литыми рельефами автора Отакара Шпаниеля (Otakara Španiel). 10-метровое круглое окно над порталом, сделанное в виде розетты, было изготовлено в 1921 году на основании чертежей Франтишка Киселы (Františеk Kyselа) на тему «Создание мира».

Между капеллой Святого Вацлава и колокольней расположены «Золотые ворота». Они являются главным входом в собор. Ворота украшает мозаика на тему Страшного Суда.

В южном фасаде храма с III внутреннего двора в храм ведет парадный вход, который называется «Золотые ворота». Он украшен уникальной готической мозаикой итальянского типа на тему Страшного суда с изображением Карла IV и его жены Елизаветы Померанской (Alžběta Pomořanská). Мозаика была изготовлена в 1370 — 1371 годах неизвестными мастерами мозаики из около одного миллиона стеклянных фрагментов и камушков с использованием более чем 30 оттенков цветов. На входе стоит современная бронзовая решетка, украшенная календарными рельефами и знаками зодиака, работа Ярослава Горейца (Jaroslav Horejc) (1955 год). На этой стороне храма возвышается южная смотровая башня (287 ступеней) с ренессансной галереей, расположенной на высоте 56 м, и куполом от Пакасси (Pacassi), сделанным в стиле барокко, на котором установлен 3,5 метровый позолоченный лев. Неоконченную башню, строительство которой началось в 1419 году, завершил после гуситских войн в период 1560 — 1562 годов Бонифац Вольмут и Ганс Тироль. Башню также называют Великой колокольней.

Соборные колокола

Колокол Иоанна Крестителя был отлит в 1546 году мастером Станиславом. Нижний диаметр колокола составляет 158 сантиметров, высота 128 сантиметров и весит он три с половиной тонны.
Колокол Иосиф был отлит в 1602 году мастером Мартином Гилгером (Martin Hilger). Нижний диаметр колокола составляет 82 сантиметров, высота 35 сантиметров. Он самый маленький из всех.
Колокол Вацлав был отлит в 1542 году Ондржеем Пражским и Матиашем Пражским (Ondřej Pražský a Matyáš Pražský). Нижний диаметр колокола составляет 176 см, высота 142 см. Он весит четыре с половиной тонны.
Колокол Сигизмунд был отлит в 1549 году Томашем Ярошем (Tomáš Jaroš). Это самый большой чешский колокол с нижним диаметром 256 см, высотой 203 см и весом около 16,5 тонн.
Остальные три колокола были сделаны в XIX веке и были реквизированы во время Первой и Второй мировых войн. В день годовщины освящения собора и в то же время в день празднования 450-летия обновления пражского архиепископства — 12 мая 2012 г. – собору было подарено три новых колокола. Колокола являются работой колокольной мастерской Томашкова-Дитрихова (Tomášková-Dytrychová):
Колокол Иисус весит 100 кг

Колокол Дева Мария весит 200 кг

Колокол Святой Доминик весит 1 000 кг.

Интерьер собора

Центральный неф трехнефного собора представляет собой арочный сетчатый свод Петра Парлера, впервые используемый на европейском континенте. Боковые низшие нефы связаны между собой венцом девятнадцати капелл и старой и новой ризницы. Вокруг всего храма на высоте около 14 метров лежит колонная галерея над арками, называемая трифорий, который прославился редкостной портретной галереей, включающей 21 бюст, созданной мастерской Парлеров в 1371 — 1985 годах. Скульптурные портреты, которые тогда являлись уникальными в Европе, изображают членов семьи Карла IV, архиепископов, архитекторов и руководителей строительства. В новой части храма в трифории находятся другие бюсты знаменитых личностей, которые участвовали в завершении строительства. Ренессансная музыкальная гробница Бонифаца Вольмута была изготовлена в 1557 — 1561 годах. Королевский ораторий (молитвенный дом), богато украшенный замысловатыми рельефными ветвями, пристроил к храму в конце XV века Гануш Шписс (Hanuš Spiess) и Бенедикт Рейд.

Перед главным алтарем установлен белый мраморный королевский мавзолей (1589 г.), является работой голландского скульптора Александра Колина (Alexandr Colin). Под мавзолеем в 1589 году была достроена новая усыпальница чешских королей — подземный склеп, вход в который ведет из часовни Св. Креста. Здесь находятся останки чешских королей и их родственников. Самая молодая надгробная плита – расположена в южной части храма. Это надгробный камень св. Войтеха, датируемый 1997 годом, установленный в честь 1000-летия его мученической смерти. После разрушения часовни Св. Войтеха в течение многих лет окончания строительства у святого не было своей могилы.

Возможно, самое знаменитое место в соборе – квадратная часовня Святого Вацлава с построенным Парлером звездным сводом, в центре которой находится могила святого Вацлава. Длина сторон часовни составляет 14 м. Готическая каменная гробница св. Вацлава датируется XIV веком, она стоит на пьедестале, украшенном драгоценными камнями. Мощи святого Вацлава находятся в ларце на надгробной плите, здесь же расположен и его серебряный бюст. Нижние части стен часовни украшены пластинами с драгоценными камнями. Вся часовня богато украшена редкостными настенными росписями — сценами из жизни святого Вацлава – и другими произведениями ремесленного искусства и скульптуры.

Маленькая дверь в углу часовни Св. Вацлава ведет к лестнице в Коронный зал, где хранятся Коронационные драгоценности (они включают в себя корону Св. Вацлава 1346 года, королевский скипетр с 1-й половины XVI века и державу с половины XVI века, футляр на корону, коронационный крест, меч и королевские одеяния. С 1962 года Коронационные драгоценности являются национальным памятником культуры. А кто имеет ключи от драгоценностей короны? Ключей семь. Один из ключей находится у: президента, премьер-министра, Архиепископа пражского, председателя Палаты депутатов, председателя Сената, Митрополита — главы собора Святого Вита в Праге, и мэра г. Праги.

В храме также находятся Святовитские сокровища храма, множество редких предметов старины со времен Св. Вацлава, а, главным образом, со времен Карла IV. Самым ценным предметом является романская Тревирская шкатулка (Trevírská deska), которую также называют реликвией с мощами (1266 г.), знаменательная работа ювелира, украшенная драгоценными камнями с останками святых.

Среди ряда других редких экспонатов в кафедральном соборе по крайней мере необходимо упомянуть мраморное надгробие Яна Очко из Влашимы (Jana Očka z Vlašimi) (1367 — 1370), шесть надгробий Пршемысловичей (после 1373 г.), серебряное надгробие Яна Непомуцкого (1733 — 1736) и графа Леопольда Шлика (Leopold Šlik) (1723, оба сделаны Эмануэлем Фишером из Эрлаха (Emanuel Fischer z Ehrlachu), памятник кардинала Бедржиха Шварценберга (Bedřich Schwarzenberg) автора Йозефа Вацлава Мысльбека (Josefa Václava Myslbek).

Цветные витражные окна храма относятся к периоду с 1925 по 1939 год, они разработаны по проекту Макса Швабинского (Max Švabinský) (самое большое окно собора на тему Страшного Суда), Карла Сволинского (Karel Svolinský), Франтишка Киселы, Альфонса Мухи (Alfons Mucha) и Цирилла Боуды (Cyril Boudа).

Чешские правители, похороненные в Кафедральном соборе

В часовне Св. Вацлава (в частности, в ее подземелье): Вацлав I (чешский князь).

В подземном склепе: Рудольф I Габсбург, наз. Каша (чешский король), Карл IV (чешский король, император Священной Римской империи), Вацлав IV (чешский король, император Священной Римской империи), Рудольф II Габсбург (чешский король, император Священной Римской империи), Ладислав Постум (король Чехии и Венгрии), Йиржи из Подебрад (чешский король).

В хоре Кафедрального собора: Бржетислав I, Спытигнев II, Бржетислав II, Борживой II (чешские князья), Пржемысл Отакар I и II (чешские короли).

В мавзолее в главном нефе собора: Фердинанд I Габсбург (чешский король, император Священной Римской империи), Максимилиан II Габсбург (король Чехии и Венгрии, император Священной Римской империи).

Выбор других выдающихся личностей, чьи останки находятся в соборе

Строители Маттиас из Арраса и Петер Парлер (надгробия в часовне Валленштейна), жёны правителей — Анна Ягеллонка (жена Фердинанда I, мавзолей), Иоанна Баварская (Johana Bavorská) (жена Вацлава IV, гробница), жёны Карла IV – Бланка Валуа (Blanka z Valois), Анна Пфальцская (Anna Falcká), Анна Швайдницкая (Anna Svídnická), Елизавета Померанская (Eliška Pomořanská) (гробница), дочь Марии-Терезии Мария Амалия (гробница), пражские епископы и архиепископы, в том числе Арношт из Пардубице, Ян Очко из Влашимы, Франтишек Томашек (в основном в старой или новой архиепископской часовне), святые (или части их тела) св. Ян Непомуцкий, св. Войтех, св. Сигизмунд, св. Вит, св. Лукаш Евангелист (череп), дворяне Вратислав из Пернштейна (Пернштейнская часовня, то есть старое архиепископство), Гумпрехт Ян Чернин из Худениц (Jan Humprecht Černín z Chudenic) (часовня св. Сигизмунда), Леопольд Слик (гробница напротив часовни святого Вацлава), некоторые Штернберги (Šternberkové) Саксонская часовня (Saská kaple).

Основная часть прихожан – выходцы с постсоветского пространства, для которых православный храм не только религиозное заведение, но также и место для встреч с соплеменниками, общения.

Церковь святого Николая на Староместкой площади позднее опять была передана в ведение Римско-Католической церкви, но сегодня в Праге и Чехии есть другие православные приходы.

Кафедральный собор

Православная община вела длительные поиски нового храма, и в итоге получила от чешского правительства дотацию на приобретение и ремонт помещения для создания церкви. Так в 1935 году был торжественно освящен Кафедральный собор.

Во время войны и позднее храм был закрыт и служители претерпели гонения, но с 1951 года главный православный храм Чехии – Кафедральный собор Кирилла и Мефодия – стал митрополичьим кафедральным собором. Здесь совершались интронизации предстоятелей Поместной Церкви: митрополитов Елевферия, Иоанна и Дорофея. С 1996 году при кафедральном соборе работает образовательный центр «Ортодоксия», в котором ведется преподавание основ православной веры, церковного искусства, православной духовности, а также подготовка к поступлению в высшие богословские учебные заведения.

  • Адрес: Resslova 307/9a, Praha 2.
  • Как добраться: Кафедральный собор Праги находится в 1,2 км от Вацлавской площади. Можно доехать на трамвае 14 от V?clavsk? n?m?st? до Mysl?kova (направление движения на S?dli?t? Barrandov). Ехать 3 остановки. Трамвай ходит каждые 3 минуты.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище

Еще один православный храм в Праге находится на Ольшанском кладбище. Храм был построен в неорусском стиле и, в отличие от тех церквей, которые перешли православной церкви от других конфессий, похож на «наши» родные церкви. Церковь небольшая, но очень уютная.

  • Адрес: Olsanske hrbitovy, Praha 3.
  • Как добраться: От Вацлавской площади дойти до остановки Muzeum – A, сесть на метро в направлении Nemocnice Motol (ходит каждые 6 минут), и ехать до остановки ?elivsk?ho, ехать 3 остановки. Расстояние до кладбища примерно 500 метров.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах

Красивый храм с богатой историей. Он был заложен в 1360 году Карлом IV. Этот храм уникален, т.к. квадратный неф храма с крестовым сводом был возведен на одном каменном столбе. Это был первый храм подобного типа в Европе и послужил образцом для многих других храмов.

В XV веке храм был разрушен, а во время гуситских войн на руинах храма даже были установлены пушки. Позднее храм и окружавший его монастырь были восстановлены. Правда, в XVIII веке храм опять был разрушен, и здесь размещались казармы и ремесленные мастерские, а в XIX веке – лечебница для душевнобольных.

Позднее храм был восстановлен, отреставрирован в готическом стиле, а с 1918 года передан во владение государству. В XX веке в храме совершали богослужение католики. Однако с 1990 года храм был передан православной церкви для верующих из Словакии и Закарпатья. Католики прекратили свои службы.

Богослужение в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах ведутся на церковно-славянском языке, клироса нет, но петь во время службы могут все прихожане.

  • Адрес: Na Slupi 4a, Praha 2.
  • Как добраться: От Вацлавской площади V?clavsk? n?m?st? на трамвае 24 каждые 8 минут в направлении Spo?ilov до остановки Albertov. От остановки до храма – 200 метров.

Храм св. мученицы Людмилы княгини Чешской при Посольстве РФ в Чехии

Храм был открыт в 2002 году на средства прихожан. Храм был освящен в честь Людмилы, дочери сербского князя. В 894 году она была выдана за чешского князя Борживоя. Вместе они приняли православие и способствовали его распространению на чешской земле. Однако язычница Драгомира, мать внука Людмилы и Борживоя, боялась распространения христианства и приказала убить Людмилу. И в 921 году, в ночь с 15 на 16 сентября двое убийц проникли в покои удалившейся от мирских дел Людмилы и удушили ее. Официально Людмила была причислена к лику святых в 1143-1144 гг.

Храм является не только местом совершения богослужений, но и местом распространения русской культуры в Чехии.

Другие православные храмы в Праге и Чехии

Все православные храмы и информацию о них можно найти в буклете «Православные приходы Чехии» протоиерея Олега (Махнова), главного редактора журнала «Свет Православия» по адресу: http://issuu.com/makhnev/docs/tablica_ru_100.doc?e=0/1340117

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *