Праведность

>Праведность

Пра́ведность — понятие в христианстве, исламе и иудаизме; строгое следование заветам, которые предписаны вероисповеданием.

Новый Завет

В Новом Завете словом «праведность» переведено греческое слово δικαιοσύνη (дикэоси́ни), означающее справедливость, законность, правосудие. Матф 5:20 «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Исходным для dikaiosune предположительно является δεικνυμι (deiknumi) «показывать словом или учением, являть, свидетельствовать, доказывать», что выражает идею откровения Богом Своих качеств и намерений Своему народу, в виде пророчеств, законов и нравственных повелений. Откр. 1:1 «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать (deiknumi) рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав через Ангела Своего рабу Своему Иоанну». Миссия Иисуса стала не новым учением, а новым событием. Она дала людям не новые обещания Божьих намерений, а возможность уже в настоящем реально предвкусить грядущее эсхатологическое спасение:

Иисус не обещал прощения грехов: Он уже прощал. Он не просто уверял людей в том, что они войдут в грядущее Царство: Он звал их пойти за Ним как носителем этого Царства. Он не просто обещал им оправдание в день суда, но уже сейчас вменял им праведность. Он не только учил об эсхатологическом освобождении от физического зла, но странствовал, свидетельствуя искупляющую силу Царства и исцеляя от болезней и даже воскрешая.

— Джордж Элдон Лэдд «Теология Нового Завета»

Христианство

Праведность в христианстве — это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее Христову закону, изложенному в Евангелии. Характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы духа души и тела направлены на Богоугождение.

Православие

В Православии некоторых мирян (в том числе и белое духовенство), почитаемых за праведную жизнь, угождение Богу и исполнение христианских заповедей называют праведниками. К числу праведников относятся праотцы и богоотцы.

Ислам

В исламе праведника называют са́лихом (араб. صالح‎). Салих не придаёт большого значения преходящим ценностям земной жизни (дунья). Он всецело стремится заслужить любовь и довольство Аллаха. Праведная жизнь салиха, является примером для других.

В духовной иерархии мусульман, салих стоит выше муслима (мусульманина), мухсина (человека, совершающего добрые дела) и мумина (истинно верующего). Отличительной чертой праведника является то, что он совершает свои добрые деяния не напоказ (рия), а с верой, скромностью и прочими добродетелями.

Иудаизм

См. также: Цадик

В иудаизме Праведность (ивр. ‏צְדָקָה‏‎, цдака, обозначает также благотворительность, справедливость) означает выполнение всех законов и обязанностей, налагаемых на еврея Торой и Устным Законом.

> См. также

  • Святость

Примечания

  1. Вейсман А. Д. Греческо русский словарь. СПб 1899 г. стр. 330
  2. Джордж Элдон Лэдд «Теология Нового Завета»
  3. Феофан Затворник. Путь ко спасению.
  4. Али-заде, А. А., 2007.
  5. Салих (недоступная ссылка). Умма. Дата обращения 17 февраля 2014. Архивировано 21 февраля 2014 года.
  6. Кулагина, Анна Муфтий Украины о будущем ислама (недоступная ссылка). Фонд исламского просвещения «WASAT» (8 августа 2011). Дата обращения 17 февраля 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
  7. https://eleven.co.il/judaism/religious-ethics/13297/

Литература

  • Али-заде А. А. Салих // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.

Как выйти на свой праведный путь

На втором отрезке человек, по доминанте своей, развивается как личность – часть коллектива, как элемент системы отношений между людьми. В задачу этой системы входит развитие и сохранение коллектива личностей как нового вида земных организмов, составленных из людей. Здесь человек – элемент системы.
Индивид и коллектив имеют свою иерархию уровней развития и разную продолжительность жизни.
В процессе своей жизни индивид как система проходит четыре этапа развития: выживание, рост, процветание и собственно развитие.
Каждому из этих этапов соответствует свой уровень разумности поведения и на каждом этапе развивается определенное, доминирующее чувство: веры, надежды, любви, радости.
На этапе выживания человек живёт в семье и у него нет необходимых знаний и личного опыта, в его сознании доминирует чувство веры.
На этапе роста он учится в школе и у него появляются элементарные научные знания и некоторый личный опыт их использования, в его сознании доминирует чувство надежды.
На этапе процветания человек учится в училище или институте, получает профессию и создаёт семью, в его сознании доминирует чувство любви.
На этапе развития человек попадает в команду и получает элементарные знания об эффективном коллективном взаимодействии, в его сознании начинает появляться чувство искренней радости от полученных результатов.
Результатом успешного прохождения каждого этапа первого отрезка пути является формирование индивида и проявление в нем сложных чувств: веры, надежды, любви и радости.
Дальнейший процесс развития человека нельзя рассматривать в отрыве от процесса развития коллектива.
В процессе своей жизни коллектив как система проходит те же четыре этапа развития: выживание, рост, процветание и собственно развитие. Каждому из перечисленных этапов в русском языке можно подобрать своё название: общество, сообщество, социум, коммуна. Это разные уровни разумности организации отношений в коллективе. Это вертикаль понятий. Поэтому личность, как коллективная единица, как элемент системы проходит в своем развитии следующие четыре этапа: объединение, солидаризация, консолидация, коммуникация.
С каждым этапом развития повышается разумность поведения личности в коллективе и развиваются следующие доминирующее чувства: счастья, блаженства, святости и преображения.
На этапе объединения людей в автократичное общество зарождается система человеческих отношений, которая позволяет некоторым праведным и удачливым лидерам испытать чувство счастья.
На этапе соединения людей в хейрократичное сообщество (когда меньшинство управляет большинством) система человеческих отношений позволяет узкому кругу праведных государственных деятелей испытать чувство блаженства.
На этапе социализации появляются охлократичные социумы (когда большинство управляет меньшинством), которые позволяют разным кругам социальных лидеров новой формации испытать чувство святости.
На этапе создания максимально эффективной коммуникации между членами социумов появляются демократичные коммуны, которые позволяют широкому кругу инноваторов целенаправленно развивать свои новые, воистину божественные способности и испытывать при этом чувство преображения.
Результатом успешного прохождения каждого этапа второго отрезка пути является формирование личности и проявление в ней следующих сложных чувств: счастья, блаженства, святости, преображения.
Таким образом, праведный путь – это путь изменения разумности в поведении человека, которая измеряется полнотой проявленных чувств. Человек мыслит чувствами. Нас учат мыслить, но не учат чувствовать. А развитие человека и как индивида, и как личности, имеет всегда две составляющие: знания и чувства. И только их единство говорит об уровне развития человека. Чувства определяют вектор нашего развития. Аморальный человек – не праведный человек. Он не развивается. То есть не переходит на новый уровень развития.
Праведный путь развития человека – это оптимальная последовательность трансформации человеческих состояний в сторону увеличения полноты человеческих чувств: веры, надежды, любви, радости, счастья, блаженства, святости, преображения.
Этот спектр чувств представляет собой вертикаль чувственных понятий, которые мы привыкли воспринимать как синонимы. Каждое новое проявленное чувство включает в себя все предыдущие, становясь всё более полным и глубоким. А это в свою очередь позволяет всё более адекватно воспринимать события, происходящие во внешнем и во внутреннем мирах человека.
На этапе преображения человек практически завершает свой земной путь органичного соединения в себе макро и микро космосов, физического тела и тонкой души в единое целое.
Люди созданы по образу и подобию бога. Их продвижение по своему праведному пути развития неизбежно ведёт к раскрытию новых неординарных способностей, предусмотренных природой как своеобразная награда человеку за праведную жизнь.
Рассуждая таким образом, можно почувствовать, что означает выражение из Святого писания: «Я есть путь». Это значит, что Иисус есть пример, который показывает нам, что и как следует делать для того, чтобы поскорее пройти все этапы земного пути развития и стать как он связующим звеном между макро и микро космосами.
Провидение
Для более глубокого понимания смысла этого понятия необходимо иметь достаточно полное представление о фракталах, аттракторах и силе притяжения фрактальных систем к идеальному пути развития.
Фрактал – это многократно повторяющийся элемент с дискретно изменяющимися параметрами.
ДНК человека – это фрактал человека.
Человек – это фрактал общества.
Общество – это фрактал страны.
Страна – это фрактал человечества на Земле.
Органичное соединение разных фракталов приводит к созданию фрактальных, то есть живых систем.
Открытие в русском языке лингвистических фракталов позволило создать вертикали понятий (в тексте они выделены жирным шрифтом), а на их основе фрактальные системы знаний, необходимые для ускорения процесса духовного совершенства человека.
Аттрактор – это форма математического описания зоны, попав в которую, любая фрактальная система начинает притягиваться к своему идеальному пути развития. Образно говоря, аттракторы являются формальным представлением математического описания зон, где начинают работать природные силы притяжения фрактальных систем к своему идеальному пути развития.
На каждом этапе развития фрактальной системы работает свой аттрактор.
На этапе выживания – точечный аттрактор.
На этапе роста – круговой аттрактор.
На этапе процветания – аттрактор торас.
На этапе развития – странный аттрактор.
Конфигурация процесса развития всех фрактальных систем имеет единый математический образ, включающий в себя все четыре аттрактора. Сквозь этот образ красной нитью, строго по точкам бифуркации, проходит идеальный путь развития любой фрактальной системы.
Сила притяжения к идеальному пути развития фрактальных систем.
Каждая фрактальная система имеет свой оптимальный путь развития, который стремится к идеальному. В процессе своей жизни она то приближается, то удаляется от зоны работы соответствующих аттракторов. Как только фрактальная система выходит из зоны работы аттракторов, она умирает. Но стоит системе в процессе своего развития войти в зону действия аттракторов и приблизиться на критическое расстояние к красной нити идеального пути, как тут же начинают действовать природные силы её «прилипания» к своему оптимальному пути развития.
Для «включения провидения» необходимо привести фрактальную систему в зону работы любого аттрактора, где начинают действовать природные силы её «прилипания» к оптимальному пути своего развития.
Выражаясь простым языком, для «включения в человеке проведения» необходимо обучить его таким мудрым правилам поведения в обществе, которые позволят ему в совершенно разных ситуациях с минимальными издержками времени и денег получать ожидаемый результат.
Критическая масса универсальных знаний
Для боле чёткого представления о том, что такое критическая масса универсальных знаний необходимо разобраться с понятиями «гнозис», «социальная технология» и «стиль оптимального поведения».
Гнозис – это оптимальный набор мудрых правил поведения человека.
«Чтобы понять всё, нужно знать очень мало. Но чтобы понять эту малость, прежде следует научиться необходимому. Такой набор самых нужных знаний и составляет гнозис, который для древних означал не простые, т.е. мертвые знания, а знания живые, превосходящее Разум и Веру» (Борис Муравьёв).
Социальная технология – это процедура проявления истинного чувства радости от нахождения оптимального решения конкретных социальных проблем. Например, как в конкретной ситуации, максимально разумно разделить коллективно заработанную сумму денег: поровну, по братски, по справедливости или по честному. Это четыре разные социальные технологии, необходимые для четырёх разных этапов развития общества как фрактальной системы.
Стиль оптимального поведения – это специально сформированная способность проводить гносеологический анализ типичных жизненных обстоятельств и умение принимать максимально разумные решения.
Существует много разных знаний и чувств, но далеко не все из них нам необходимы для выхода на свой праведный путь. Их подавляющее большинство не целесообразны. Так как не приводят человека к увеличению радости в его жизни. «Нас всех учили понемногу. Чему-нибудь и как-нибудь». А нам в первую очередь нужны те знания, которые продвигают нас к очередному сложному чувству, основанному на радости.
Критическая масса универсальных знаний – это минимальный набор необходимых знаний, достаточных для формирования личного стиля оптимального поведения и беспроблемного вывода человека на его праведный путь развития.
Как выйти на свой праведный путь?
Для примера предположим, что вы бизнесмен средней руки.
Вы считаете, что у вас хорошее здоровье, достаточный уровень образования и есть некоторое количество свободного времени и денег. И если вы уже достигли запланированного уровня материального благополучия, то вы не без оснований можете принять решение заняться чем-то для души. То есть целенаправленным увеличением своего благосостояния. К тому же вы имеете несколько друзей и знакомых, которые находятся в похожем положении.
В этом случае для выхода на свой праведный путь развития необходимо:
1. Принять решение изменить своё отношение к жизни. Для этого начать обращать внимание не только на то, сколько вы зарабатываете, а ещё и на то, сколько вам это приносит радости.
2. Успешно освоить критическую массу универсальных знаний и начать формирование своего личного стиля оптимального поведения.
3. Создать клуб единомышленников и организовать процесс регулярного коллективного решения проблем, сдерживающих рост материального благополучия и духовного благосостояния его членов.
4. Синтезировать свою личную фрактальную систему необходимых живых знаний, достаточных для выхода на свой праведный путь развития.
5. Проявить в себе чувство истинного счастья и «прилепиться» к своему праведному пути интенсивного развития.
Для начала успешной работы клуба единомышленников и синтеза в их сознании чувства счастья, клубное пространство должно быть достаточно комфортным и располагать достаточно полным пакетом универсальных знаний и специальных средств интеллектуальной поддержки.
У клуба должна быть единая платформа понятий, философская база, формирующая мышление и единую мировоззренческую шкалу ценностей, и механизмы принятия синергетических решений.
Как нельзя быть чуть-чуть беременной, так нельзя быть чуть-чуть счастливым. Счастье – это как беременность команды. И если оно истинное, то со временем оно должно как плод вызреть и неотвратимо трансформироваться в блаженство. Затем блаженство так же вызревает и естественным образом трансформируется в святость. А вот святость должна смениться чувством преображения. Это будет момент рождения человека с новыми неординарными мыслительными способностями.
Эти способности, образно говоря, будут написаны на его лице. Оно приобретёт черты человека новой формации, который знает и умеет всё, что ему необходимо для счастья. Такое умиротворённое и искренне сочувствующее выражение можно увидеть на лице Джоконды, написанном Леонардо Да Винчи. Великий гений из глубины веков показал своим потомкам, как должно выглядеть лицо просветлённого человека будущего, который получил критическую массу живых знаний и успешно прошёл в своём духовном развитии состояния: прострации, активизации, инициации и мистрации.
Если человек владеет критической массой необходимых универсальных знаний и при этом умеет входить в состояние мистрации, он не будет, без необходимости, демонстрировать перед кем ни попадя свои неординарные способности, чтобы не злить и не смущать большинство окружающих его недостаточно развитых и, как правило, агрессивно настроенных людей.
Он осознаёт, что это для него опасно.
Личное творческое участие человека в целенаправленной деятельности такого клуба можно считать выходом человека на свой праведный путь интенсивного развития.
Последовательное совершение выше перечисленных шагов позволяет человеку начать увеличение своего благосостояния. А коллектив творческих соратников по клубу будет выступать одновременно в роли заказчика и усилителя его наиболее праведных мыслей и поступков.
Чем разумнее мысли и действия конкретного члена такого клуба, тем дальше он продвигает его членов по их праведному пути, тем выше их искренняя признательность.
Коллективное признание обществом личных заслуг доставляет человеку наибольшую радость и является движущей силой для его дальнейшего личного развития.
Для оперативного освоения критической массы универсальных знаний и формирования стиля оптимального социального поведения разработана новая система живых знаний, которая получила название «Результат». Она позволила создать пакет необходимого интеллектуального обеспечения для организации и эффективной работы таких клубов.
3 мая 2010 года

праведность

♦ состояние совершенства и безгреховности

А. Темы в Библии

ПРАВЕДНОСТЬ как тема послания к Римлянам:

Рим 1:17

Б. Праведность человека

1. Сами по себе люди неправедны

♦ никто не праведен:

Пс 13:1–3; Пс 52:2,4; Рим 3:10–12,23

♦ наша праведность как запачканная одежда:

Ис 64:6

♦ мы заслуживаем гнев Божий:

Рим 1:18; Еф 2:3

2. Бог дает нам праведность

а. Примеры из Ветхого Завета

♦ Аврам:

Быт 15:6

♦ Давид:

Пс 31:1,2; Пс 102:18

♦ Исаия:

Ис 45:8,24; Ис 46:13; Ис 61:10

б. Праведность верующих во Христа

♦ Бог провозглашает нас праведными:

Рим 3:21,22; Рим 4:1–8; Гал 3:21,22; Флп 3:8,9

♦ Бог вменяет нам праведность через Христа:

Рим 4:11,22-24

♦ Его праведность — дар:

Рим 5:17

♦ мы становимся праведными перед Богом:

2Кор 5:21

3. Верующие называются праведными

♦ в Ветхом Завете:

Пс 1:5,6; Притч 10:3,6,7,20–22; Ис 26:7; Ос 14:9

♦ в Новом Завете:

Мф 25:37,46; Евр 12:23; Иак 5:16

4. Обязанности относительно праведного образа жизни

♦ быть орудием праведности:

Рим 6:13,18,19

♦ стремиться к праведности:

Мф 5:6

♦ выказывать праведность:

Мф 5:20; Ам 5:24

♦ держаться праведности:

Ис 51:1; 1Тим 6:11; 2Тим 2:22

♦ облечься в праведность:

Еф 4:24; Еф 6:14

♦ искать праведности:

Мф 6:33

♦ являть плоды праведности:

Ос 10:12; 2Кор 9:10; Евр 12:11

♦ жить для праведности:

1Пет 2:24

♦ делать все по правде:

1Ин 2:29; 1Ин 3:7

♦ избегать греха:

2Кор 6:14,15

5. Слово Божие учит праведности:

2Тим 3:16,17

6. Последняя ступень праведности

♦ небеса — дом праведности:

2Пет 3:13

♦ мы получаем венец праведности,

2Тим 4:8

♦ см. оправдание

В. Праведность Бога

1. Бог Отец

♦ Бог праведен:

Пс 7:10; Ис 45:21; Иер 12:1; Ин 17:25

♦ Его деяния всегда праведны:

1Цар 12:7; Пс 144:17; Иер 9:24; Мих 6:5

♦ Он судит по правде:

Пс 9:5; Пс 97:9; Иер 11:20

♦ Его заповеди светлы, повеления праведны, истинны:

Пс 18:9; Пс 118:138,160; Рим 1:32; Рим 7:12

♦ Его правда пребывает вовек:

Пс 110:3; Пс 111:3

2. Праведность Иисуса

а. Ветхозаветные пророчества

♦ Его имя «Господь — оправдание наше»:

Иер 23:6; Иер 33:16

♦ Праведник:

Ис 53:11

♦ Солнце правды:

Мал 4:2

♦ облечен в праведность:

Ис 11:5; Ис 59:16,17

♦ любит праведность:

Пс 44:8

♦ судит праведно:

Пс 71:2; Ис 11:4

♦ царствует по правде:

Ис 32:1; Зах 9:9

б. Утверждения Нового Завета

♦ Праведный:

Деян 3:14; Деян 7:52; 1Ин 2:1

♦ исполнил всякую правду:

Мф 3:15

♦ жил праведно:

Рим 5:18; 2Кор 5:21; 1Пет 3:18

♦ наша праведность:

1Кор 1:30

♦ любит праведность:

Евр 1:8,9

♦ праведный судия:

2Тим 4:8

3. Верующие — праведность Божию

♦ признают:

Езд 9:15; Дан 9:7

♦ видят:

Мих 7:9

♦ проповедуют ее:

>праведный

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. пра́ведный пра́ведное пра́ведная пра́ведные
Рд. пра́ведного пра́ведного пра́ведной пра́ведных
Дт. пра́ведному пра́ведному пра́ведной пра́ведным
Вн. одуш. пра́ведного пра́ведное пра́ведную пра́ведных
неод. пра́ведный пра́ведные
Тв. пра́ведным пра́ведным пра́ведной пра́ведною пра́ведными
Пр. пра́ведном пра́ведном пра́ведной пра́ведных
Кратк. форма пра́веден пра́ведно пра́ведна пра́ведны

пра́-вед-ный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — пра́веднее, пра́ведней.

Корень: -праведн-; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый ◆ Право же, она заслужила это своей праведной жизнью и хотя бы тем, что за жизнь свою не произнесла ни одного хульного слова против Бога. В. П. Астафьев, «Затеси», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. отвечающий правилам религиозной морали ◆ Любовь все грехи искупает, на праведную жизнь наставляет. Эдуард Володарский, «Дневник самоубийцы», 1997 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. высок., устар. соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости; справедливый, правильный ◆ Но поскольку в утопизме возникает идея спасения мира через утверждение в нем праведного порядка или закона, ветхозаветная идея теократии принимает в нем характер спасения мира через государственное принуждение. С. Л. Франк, «Ересь утопизма», 1946 г. // «Родник» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. благочестивый
  2. ?
  3. справедливый, правильный

Антонимы

  1. аморальный
  2. грешный
  3. криведный, несправедливый, неправильный

Гиперонимы

  1. ?
  2. ?
  3. хороший

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: праведник, праведница, праведность
  • наречия: праведно

Этимология

Образовано с помощью суффикса -н от правда, далее от праслав. *prаvьda, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. правьда (др.-греч. δικαιοσύνη, δίκαιον, ἀλήθεια; Супр.), русск., укр. пра́вда, белор. пра́ўда, болr. пра́вда — то же, а также в знач. «поголовье скота», сербохорв. пра̑вда «правда; тяжба», словенск. prȃvda «положение, закон, судебное дело», чешск., словацк. pravda «правда», польск., в.-луж. рrаwdа, н.-луж. рšаwdа. Из праслав. *рrаvъ, с которым связ. также пра́вый. Отсюда произведены пра́ведный, др.-русск., ст.-слав. правьдьнъ (ἅγιος, δίκαιος; Супр.), пра́ведный, диал. также «леший», задабривающее табуистическое название, пра́ведник, др.-русск., ст.-слав. правьдьникъ ἅγιος, δίκαιος, μάρτυς Χριστοῦ (Супр.). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • праведный гнев

Перевод

благочестивый

  • Английскийen: righteous
  • Шведскийsv: rättfärdig, rättskaffens

религиозный

справедливый

  • Древнерусский†orv: пра́вьдьнъ
  • Старославянский†cu: пра́вьдьнъ (cu)

Библиография

    Лики святости в православии

    апостол | бессребреник | благоверный | блаженный | богоотец | великомученик | исповедник | мученик | праведный | праотец | преподобномученик | преподобный | преподобноисповедник | пророк | равноапостольный | святитель | священноисповедник | священномученик | столпник | страстотерпец | чудотворец | юродивый

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • этимологии
    • переводе

    (См. Общепринятые правила).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *