Правило Тимофея александрийского

Cм. указатель к канонам в целом.

Канонические Ответы Святейшего Тимофея Александрийского.

Тимофей Александрийский был учеником Св. Афанасия Великого и братом Петра Александрийского, после которого был избран на Александрийскую кафедру. О жизни его известно очень мало. Он был участником 2 Вселенского Собора, был проповедником единосущия Св. Троицы и защитником православного учения о Св. Духе. Вследствие его учености разные епископы обращались к нему за разъяснением недоуменных вопросов. 18 ответов его 2 правилом 6 Вселенского Собора приобрели каноническую силу.

Вопрос 1. Если оглашенный отрок, лет семи, или совершеннолетний человек улучит время быть при совершении Литургии, и по неведению приобщится, то как должно поступить с таковым?

Ответ. Должно просветить его Крещением, ибо призван от Бога.

Само собой разумеется, что указание Тимофея Александрийского не исключает необходимости обучения оглашенного началам веры по 7 пр. 6 Всел. Собора, тем более, что по 2 пр. 1 Всел. Собора «и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание.» Однако приобщение по неведению должно ускорить крещение принявшего его лица. Ср. Лаод. 46.

Вопрос 2. Если оглашенный будет беснуемый, и захочет сам, или родственники его, да приимет Святое Крещение, то должен ли принять, или нет, и особенно если будет близ смерти?

Ответ. Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистого, то не может принять Святое Крещение, но, при исходе от сей жизни, крещается.

Ср. Ап. 79; 6 Всел. 60; Лаод. 47; Карф. 58.

Вопрос 3. Если кто верный одержим бесом, должен ли приобщаться Святых Тайн, или нет?

Ответ. Если не нарушает тайны, не хулит иным каким-либо образом, то да причащается, но не каждый день: довольно для него только по временам.

a name=_Toc519337457>Вопрос 4. Если кто из оглашенных, находясь в болезни, лишится здравого ума и не может сам произнести исповедание веры, родные же его просить будут, да приимет Святое Крещение, доколе жив, — должен ли принять, или нет?

Ответ. Должен принять Крещение, если не искушается от духа нечистого.

Ср. Ап. 79; 6 Всел. 60; Лаод. 47; Карф. 58.

Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то можно ли они причаститься, или нет?

Ответ. Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5).

Ср. Дионисия Алекс. 3; Тимофея Алекс. 13.

Вопрос 6. Если жена оглашенная вписала имя свое ко Крещению, а ко дню Крещения приключится ей обычное женам, то должно ли таковую крестить в тот день, или отложить, и на сколько времени отложить?

Ответ. Должно отложить, доколе очистится.

Ср. Дионисия Алекс. 2; Тимофея Алекс. 7.

Вопрос 7. Если жена усмотрит приключившееся ей обычное женам, должна ли она в тот день приступить к Святым Тайнам, или нет?

Ответ. Не должна, доколе не очистится.

Ср. Дионисия Алекс. 2.

Вопрос 8. Если жена родит пред Святою Пасхою, то есть на Великой Седмице, должна ли поститься и не пить вина, или разрешается она от поста и от запрещения пить вино ради того, что родила?

Ответ. Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она принимать пищу и питие, как хочет и понести может.

Ср. Ап. 69; Тимофея Алекс. 10.

Вопрос 9. Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков? или будет ли то ни мало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие?

Ответ. В Божественной Литургии диакон пред временем целования возглашает; не приемлемые ко общению, изыдите. Поэтому таковые не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь.

Ср. Ап. 45; Лаод. 6 и 33.

Вопрос 10. Если кто болен и от сильной болезни совершенно истощен, и приближается Святая Пасха, непременно ли должен таковой поститься, или по причине сильного изнеможения его, священнослужитель разрешит ему употреблять, что может, или елей и вино?

Ответ. Должно разрешать больному принимать пищу и питие, смотря по тому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — есть дело правое.

Ср. Ап. 69; Тимофея Алекс. 8.

Вопрос 11. Если кто звать будет священнослужителя на сочетание брака, и сей услышит, что брак сей есть незаконный, или кровосмешение, например, что имеющая сочетаться есть сестра умершей жены? то должен ли священнослужитель послушать таковых, или творить за них приношение?

Ответ. Решительно скажите: если священнослужитель услышит о незаконности брака, и если брак подлинно есть незаконный, то не должен священнослужитель приобщаться чужим грехам.

Вопрос 12. Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения, или нет?

Ответ. Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Тайн, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться.

Ср. Афанасия Вел. 1; Дионисия Алекс. 4.

Вопрос 13. Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ. Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу.

Ср. Дионисия Алекс. 3; Тимофея Алекс. 5.

Вопрос 14. Если кто, будучи вне себя, наложит на себя руки, или повержет себя с высоты, за такового должно ли быть приношение, или нет?

Ответ. О таковом священнослужитель должен рассудить, подлинно ли, будучи вне ума, соделал это. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнуть, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, что был вне себя. Может же быть, что соделал это от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия, — и о таковом не подобает быть приношения, ибо есть самоубийца. Поэтому священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывать, да не подпадет осуждению.

Самоубийство святыми отцами приравнивается к убийству. Поэтому на покусившихся на самоубийство, но оставшихся в живых налагается епитимья, как на убийцу. По существующем же ныне правилам отпевание лица, совершившего самоубийство в припадке сумасшествия все-таки не может быть совершено священником без особого разрешения Епископа, которому надо при этом предоставить и доказательства того, что есть основание признать данное самоубийство, как совершенное в безумии (медицинское свидетельство, показания заслуживающих доверия лиц).

Вопрос 15. Если у кого жена одержима злым духом до того, что и оковы носит, муж же ее глаголет, что не может воздержаться, и хочет взять в жены иную, должен ли таковой пояти иную, или нет?

Ответ. В сем деле заключается прелюбодеяние; и не имею и не обретаю, что на это отвечать.

Вопреки этому правилу Византийский закон Императора Льва Мудрого допускал расторжение брака при неизлечимом сумасшествии одного из супругов. Допускает это и определение Всероссийского Собора 1918 г. о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью.

Вопрос 16. Если кто, постясь для приобщения Святых Тайн, измывая уста или находясь в бане, нехотя поглотил воду, должен ли таковой причаститься?

Ответ. Должен. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от причащения, чаще будет делать то же.

Вопрос 17. Часто слушая Слово Божие, и не творя, не под осуждением ли мы обретаемся?

Ответ. Хотя и не творим, но не можно нам не укорять себя, что слушая не повинуемся. Укорять же себя есть часть спасения.

Вопрос 18. С которого возраста человека грехи его судятся от Бога?

Ответ. По мере познания и рассуждения каждого: иные судятся с десятилетнего возраста, а иные — с последующих лет.

По существующему ныне обычаю наличие сознательных грехов и, следовательно, обязательство исповеди перед Причастием установлено с семилетнего возраста.

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 21 февраля 2015 года.

Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, приветствую вас в преддверии великого поста, накануне его наступления. Испрашиваю за все вольные и невольные прегрешения — словом, делом, помышлением — прошения у всех, кого обидел, кого не понял, к кому отнесся без должного внимания, перед кем был в чем бы то ни был виноват. Простите! Бог, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит и помилует всех нас.

Как вы знаете, 2-3 февраля в Москве состоялось Архиерейское Совещание, в котором приняли участие епископы нашей Церкви из многих стран, принадлежащие к разным поколениям и разным социальным средам. Одним из самых серьезных вопросов для обсуждения на совещании, а до этого на пленуме Межсоборного Присутствия, о котором мы с вами говорили, являлся документ «Об участии верных в Евхаристии» — документ очень важный для каждого прихода и монастыря, для каждого христианина. Документ этот обсуждался в течение длительного времени: и в духовных школах, и в епархиях, и во многих приходах, и в интернете, и в церковных средствах массовой информации.

Теперь документ одобрен Архиерейским Совещанием и представлен Священному Синоду для канонического утверждения. По нему уже ориентируются в своей жизни многие христианские общины.

Вот что в документе сказано: «Духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред».

Речь идет о подготовке к причастию и правилах, которые эту подготовку сопровождают. Действительно, неоправданная строгость и чрезмерное снисхождение в истории Церкви, в современной жизни многих Поместных Церквей, в жизни некоторых наших общин — проявились не самым лучшим образом, а иногда принесли недобрые плоды.

Часто говорят, что современный мир уходит от строгости христианской жизни, и значит, Церкви нужно меняться вслед за этим миром. В действительности же многие считают, что сегодня, наоборот, нужно сделать более строгим отношение к себе, иногда и в рамках всей церковной общины, потому что мы должны показать: вектор жизни, направленный на саможаление, на услаждение своего тела, на удовольствия, чувственное наслаждение, на комфорт — это неправильный вектор. И мы хотим идти совсем в другую сторону, чем та, в которую идет мир сей.

Нужно об этом свидетельствовать и жизнью, и словом. Показывать, что христианский путь — это не путь к самоугождению и к услаждению плоти. Но, идя по этому, иному пути, конечно, не нужно налагать на людей бремена неудобоносимые. Есть множество примеров отпадения от Церкви или ослабления в вере тех людей, которые когда-то, придя впервые в храм, вскорости или тотчас же столкнулись с очень жесткими требованиями, касающимися молитвы, поста, посещения богослужений, пытались эти требования исполнять — но надорвались духовно и пустились в самые тяжкие пороки.

Таких примеров сегодня, увы, достаточно много: среди мирян мне их известны многие сотни. Такие примеры есть и среди духовенства, и пусть речь идет уже не о сотнях людей, но, наверное, каждый священник пять-десять таких трагедий вспомнит.

Не надломить человека, не злоупотреблять пастырской властью, не подменять любовь ко Христу законничеством, не пользоваться неопытностью человека с целью подчинить его себе — вот о чем должен помнить сегодня и священник, и авторитетные в приходе или в монастыре монах, монахиня, мирянин или мирянка. Нужно соотносить с духовным возрастом человека, с его опытностью, с его мудростью те подвиги, которые ему предлагаются.

Одновременно следует во всей беспощадной ясностью понимать, что очень часто церковные таинства, благочестие, участие в богослужении начинают отмирать в тех местах, где почему-то решили идти за веяниями времени.

Сегодня много есть споров относительно того, нужно ли поститься слишком часто. Да, должна быть мера в посте, касающемся пищи и пития. Где-то эта границы этой меры мера пресекались в сторону излишних требований. Но бывали случаи — и в инославном мире, и в православном, — когда за несколько десятилетий от поста отказывались практически полностью, забыв, что это такое. Люди лишь читают о посте в Священном Писании, относя воспоминания, связанные с этим чтением, исключительно к давним векам первого христианства.

Бывали случаи, когда исповедь объявлялась необязательной или полуобязательной, исчезало понятие о регулярности исповеди, а потом и сама исповедь полностью исчезала. Встречались люди — и встречаются сегодня, — которые были крещены в детстве, а исповедаться решились только в зрелом возрасте, будучи всю жизнь православными христианами, не уклоняясь ни в какие ереси, в расколы или в неверие. Тем не менее, люди вдруг почему-то обнаруживали, что есть такое таинство — таинство покаяния. В течение всей жизни им об этом таинстве почему-то никто не напоминал.

И чрезмерная строгость, и пренебрежение к таинству Божию есть явления, которые вредны для христианина и убивают церковную жизнь.

От этих явлений предостерегает принятый документ. Он предлагает идти «царским путем»: не заграждая путь к благодати Божией созданием искусственных препятствий и возложением неудобоносимых бремен, и в то же время делая так, чтобы человек соотносил свое внутреннее поведение, свое благочестие, свой образ жизни с высотой таинства Еврхаристии, помня слова апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:26-30)».

Документ очень подробно говорит о разных аспектах участия мирян в таинстве Евхаристии и о подготовке к этому таинству. Документ опубликован на церковных сайтах, во многих приходах его распечатали и начали обсуждать. Иногда о нем говорили священники с амвонов. Прочесть его в любом случае очень полезно христианину. Мы читаем иногда много бесполезных вещей или вещей, которые забудутся через день или два, а то и через час. Данный документ — это назидательное чтение, которое ясно говорит о том, как следует сегодня строить приходскую жизнь в отношении таинства Евхаристии.

Не стану подробно цитировать документ. Подчеркну лишь несколько важных моментов.

«Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни».

Соблюдение поста перед причащением в той или иной мере — это обязательная вещь. А вот о том, какова может быть мера, говорится отдельно. В частности, сообщается, что пост может быть пост может быть сокращен, облегчен или отменен при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, для женщин при беременности и кормлении, а также в тех местах, где существуют условия светского общежития, предполагающие общее питание, — это войсковые подразделения, больницы, места заключения, интернаты, спецшколы.

Практика, согласно которой причащающийся постится три дня перед причащением, вполне соответствует Преданию Церкви. Также приемлемой в документе признается практика, когда причащающийся «еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения».

Пост в той или иной мере всегда нужен. Пусть вечером, пусть один день, — но он нужен. При этом человек, соблюдающий все остальные посты и причащающийся в течение года регулярно, может попросить духовника о благословении несколько облегчить бремя поста. В любом случае обязателен евхаристический пост, то есть пост, который держится после полуночи в день причащения, либо в течение шести часов в том случае, когда причащение совершается за Литургией вечером — обычно это бывает Литургия Преждеосвященных Даров.

Во время светлой седмицы и святок между Рождеством и Крещением, когда по уставу православные христиане не постятся, достаточно (также с благословения духовника) соблюдать евхаристический пост после полуночи. Но этот пост все-таки является обязательным.

Последование ко Святому причащению должны прочесть все взрослые люди, которые готовятся к Причастию. Конечно, могут быть и исключения. «Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, — говорится в документе, — духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями». Это касается, конечно, в первую очередь тех молитвословий, которые находятся вне пределов Последования ко Святому Причащению, то есть канонов ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери, Ангелу Хранителю, акафистов.

Последование же, состоящее из канона и молитв, нужно стараться исполнить любому человеку. Но для человека совсем маленького или растущего, тяжелобольного, для человека, который причащается, не имея опыта церковной жизни, или делает это в особых обстоятельствах жизни, например, во время болезни, — конечно, можно испросить благословения духовника на иные молитвословия, более простые.

Но при этом неправы те, кто утверждает о возможности замены молитвы жертвами или какими-то еще действами. Ничто не заменит молитвы, особенно молитвы церковной, составленной святыми людьми, воспитывающей душу, как ничто иное.

Обращаясь к Богу богомудрыми словами, данными нам святыми людьми, мы обретаем истинное христианское миропонимание. Вот почему так важна церковная молитва — даже краткая — для людей, имеющих препятствия к тому чтобы совершать длительное молитвенное правило.

В документе говорится, что, «приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией, чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедующий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых».

Приходилось уже говорить, и не раз, что ситуация, когда люди собираются причащаться, приходя в храм в середине евхаристического канона или даже после него, — это ситуация, которая печалит не только священника и нормально живущую христианскую общину. Она и для Господа является огорчительной.

Очень хорошо, что сегодня во многих приходах начали напоминать людям: приходите к началу Божественной литургии, постарайтесь исповедоваться накануне, или перед Литургией, или уж, по крайней мере, не во время евхаристического канона. В документе сказано, что недопустима исповедь, совершаемая помогающим священником во время евхаристического канона.

Участие в Литургии — общее дело, общая молитва — это величайшая радость. Не будем лишать этой радости ни себя, ни других членов христианской общины, ни священника, принимающего исповедь. Будем едины в этой радости.

В документе говорится, что исповедь является нормой перед причащением. Однако в отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на страстной и светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением, кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди.

Идет речь о том, что человек, причащающийся часто, в то же время не должен ожидать того, что он совсем оставит исповедь. Только в случае причащения несколько раз в неделю можно попросить духовника причащаться без исповеди каждый раз. Впрочем, духовник не может отказать верующим в возможности исповедоваться, если они чувствуют такую потребность.

Найден «царский путь». Не дано возможности полностью отказаться от исповеди под тем предлогом, что ты «всегда достоин», причащаешься часто и исповедь тебе как бы уже не нужна. Но в то же время подчеркнута очевидная практика: в особых случаях, например, на тех же светлой и страстной седмицах, появляется возможность не исповедоваться каждый раз. Нужно, кстати, особо помня, что во время страстной и светлой седмиц большое количество людей приходит исповедоваться в первый раз (или вообще в храм приходят впервые), и эти люди нуждаются в особом внимании.

В документе, наконец, сказано: «Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид».

Это прямое повторение евангельского требования. Будем внимать своей душе, будем делать все для того, чтобы, приходя к Чаше Христовой, мы примирялись с окружающими, примирялись с Богом, понимали смысл таинства, приходили к нему с умом и с сердцем, с любовью и с прощением по отношению ко всем, кто согрешил против нас, с мольбой к Богу, чтобы Он соделал нас, недостойных, достойными великого дара — принятия Его Тела и Его Крови.

Патриархия.ru

69 правило Святых Апостолов
греческий текст:
Εἴ τις ἐπίσκοπος, ἢ πρεσβύτερος, ἢ διάκονος, ἢ ὑποδιάκονος, ἢ ἀναγνώστης, ἢ ψάλτης, τὴν ἁγίαν Τεσσαρακοστὴν τοῦ Πάσχα οὐ νηστεύει, ἢ τετράδα, ἢ παρασκευήν, καθαιρείσθω, ἐκτὸς εἰ μὴ δι’ ἀσθένειαν σωματικὴν ἐμποδίζοιτο• εἰ δὲ λαϊκὸς εἴη, ἀφοριζέσθω.
русский текст:
Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
Зонара:
Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою.
Аристин:
Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Ясно.
Вальсамон:
Сорокадневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом — и Святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток (ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение); то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению. Исключи мне болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании. Исключи мне среды и пятки седмицы, предшествующей седмице мясопустной, седмицы сыропустной и седмицы пасхальной; ибо в эти седмицы мы разрешаем, потому что в седмицу, предшествующую мясопустной постятся Армяне ради ниневитян, и в сыропустную седмицу соблюдают великий пост еретики Тетрадиты. А пасхальная седмица считается как самый великий день Господень; ибо, поэтому каждый день тогда читаются и утренняя воскресная Евангелия. Точно также исключи мне и из четыредесятницы субботы и воскресные дни; ибо подобным образом мы разрешаем и в эти дни по 64-му Апостольскому правилу. А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо. Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как — то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие стыду. Читай и написанное нами на третий вопрос синодальных ответов, бывших в дни патриарха господина Николая.
Матфей Властарь:
69-е правило святых апостолов определяет, чтобы верные сорокадневный период времени пред святою Пасхою пребывали, без всякого послабления в усердии, в посте и воздержании, приводя на память те дни, в которые Господь, постом укрепившись по человечеству, победил нашего врага; а также и всякую среду и пяток каждой из прочих седмиц года наравне с днями четыредесятницы (повелевает правило) проводить в посте и сухоядении; а не соблюдающих поста во все сии дни (правило) подвергает: клириков — извержению, а мирян — отлучению, кроме тех, говорит, которым препятствует телесная слабость соблюдать пост: ибо пост придуман для укрощения прихотливой плоти; а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостоивать снисхождения немощных и допускающих употребление рыбной пищи; употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его; а по субботам и воскресным дням четыредесятницы позволяется употреблять пищу в достаточном количестве, по 66-му (64-му) Апостольскому правилу. Собственно узаконен один сорокадневный пост — пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова.
А десятое (пр.) Тимофея Александрийского — истощенному болезнию употреблять вино и елей в постные дни пред Пасхою считает делом правым, и (позволяет) держаться узаконенного сухоядения не по примеру других, а «сколько возможет понести», — или разрешать на каждый день, или через день, по рассуждению того, кому он предоставил устроение своих помыслов.
Славянская кормчая:
Великий пост, и среды и пятки во все лето в посте пребывати. Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или поддиакон, или чтец, или певец, в 40, дней, сиречь в великий пост не постится, и во все лето во всякие среды и пятки, да извержен будет, токмо аще не пакостит ему телесная болезнь. Немощному бо прощено есть по силе вкушать масла и вина. Аще же мирский человек не постится, да отлучится (Никон. 57).
еп. Никодим Далматский (Милаш):
Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост (перед Пасхою), а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму — отлучением. Предписание поста основывается на Св. Писании. Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви (Лев.16:29,31; Неем.9:1,3; 1Цар.7:6; Иоил.2:15 . Иисус Христос освятил пост Своим примером (Мф.4:2; Лк.4:2) и то же повелел Своим ученикам (Мф.6:16-18; 9:14-15; 17:21; Лк.2:37; 5:33-35). Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом (Деян.9:9; 13:2; 14:23), и то же самое предписывали всем христианам (1Кор.7:5; 2Кор.6:4-5). Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях (V, 13), следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: «смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога» .
Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви ; такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу . Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной. В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сыропустной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как Великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из четыредесятницы субботы и воскресения, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Ап. правилу. А когда говорится о разрешении поста, нельзя думать, что допускается употребление мяса, так как есть мясо в четыредесятницу не может быть дозволено даже и тем, которые находятся при последнем издыхании . Кроме среды и пятницы и Великого поста, церковью предписаны еще посты: Рождественский (ή νηστεία τών Χριστουγέννων), Апостольский (ή νηστεία τών άγίων ‘Αποστόλων), Успенский пост (ή νηστεία τής κοιμήσεω; τής Θεοτόκου), день перед Богоявлением, день Усекновения главы Иоанна Крестителя и день Воздвижения честного и животворящего Креста Господня . Относительно продолжительности Великого поста, соблюдаемой и ныне православною церковью, никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров; но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней (πλήν έπταήμεροι), так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней (μία γάρ τεσσαρακονθήμερος νηστεία έστίν). Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода .
Примечания:
1. По мнению Златоуста («1-я бес. на кн. Бытия») и Василия Великого («1-е слово о посте») Бог положил начало посту в раю, когда воспретил людям вкушать от запрещенных плодов.
2. Кн. «О должностях пресвитеров приходских», 17 (упом. изд., стр.219).
3. Gregor. Naz., «Orat.» 4 et 42 . — Cyrill. Alex., «De festis pasch. hom.» 7 et 20 . — Epiphan., «Expos. fidei et haer.» LXXV . — Tertull., «De jejun.» c.13 . — Euseb., «Hist eccl.» V,23; «De vita Constant.» III,18 . — Socrat., «Hist. eccl.» V,21 . «Прав. испов.», ч.I, отв.88. Разница между восточною и западною церквями относительно этого поста заключалась только в продолжительности его. Всем известно, когда начинается и когда кончается Великий пост в православной церкви («Нов. Скрижаль», II, гл.9). На западе имеет силу в настоящее время следующее предписание de observatione quadragesimae: Qnadragesima summa observatione est observanda, ut jejunium in ea (praeter dies Dominicas, qui de abstinentia substracti sunt), nisi quem infirmitas impedierit, nullatenus solvatur, quia ipsi dies decimae sunt anni. A prima igitur Dominica Quadragesimae usque in Pascha Domini sex hebdomadae computantur, quarum videlicet dies quadraginta et duo fiunt, ex quibus dum sex Dominici dies abstinentiae subtrahuntur, non plus in abstinentia, quam triginti et sex dies remanent… Sed ut sacer numerus quadraginta dierum adimpleatur, quem Salvator noster suo sacro jejunio consecravit, quatuor dies prioris hebdomadae ad supplementum quadraginta dierum tolluntur, id est, quarta feria, quae caput jejunii subnotatur, et quinta feria sequens, et sexta et sabbatum. Nisi enim istos dies quatuor superioribus triginta sex adjunxerimus, quadraginta dies in abstinentia non habemus. Jubemur etiam ab Omnipotenti Deo omnium bonorum nostrorum decimas dare (Decr. P.III. de conseer. dist.V. c.16).
4. Clemens Alex., «Strom.» lib.VII . — Origen., hom. X in Levit. . — Tertull, «De jejun.» c.14 . — Epiphan., «Haeres.» LXXV, в.6, exposit fidei n.22 . См. «Прав. испов.», ч.I, отв.88.
5. Аф.Синт., II,89. См. 218-е правило в Номоканоне при Большом требнике и толкование проф. А.С. Павлова этого правила о средах и пятницах, когда нет поста, а именно на пасхальной, духовской и мясопустной седмицах, и когда в эти дни случится Рождество или Богоявление. Ср. «Новая Скрижаль», II, гл.9.
6. «Прав. испов.», ч.I, отв.88. О рождественском посте см. Анастасия Синаита, антиох. патриарха, «О четыредесятнице» (Аф. Синт., IV,583); об Апостольском посте у того же Анастасия в том же сочинении; об Успенском посте у Никона (Аф. Синт., IV,589-591), у Анастасия Кесарийского в Палестине (Аф. Синт., IV,585-588) и в упом. соч. Анастасия Синаита; о посте в день Воздвижения и Усекновения главы Иоанна Крестителя в упом. соч. Никона и в посланиях антиох. патриарха Вальсамона о постах (Аф. Синт., IV,565-579). См. «Новая Скрижаль», II, гл.9.
7. Аф. Синт., IV,488.
Примечания:
В ходе Поместного Собора 1917-18 гг. вопрос дисциплины поста отдельно разбирался. Отдел церковной дисциплины Собора, после длительных обсуждений подготовил доклад в котором в частности предлагалось:
«…во-первых, предоставить пастырям Церкви право ослаблять постовую дисциплину в отношении родов пищи и продолжительности пощения и даже, ввиду исключительности народных бедствий, например, голода и эпидемий, освобождать свою паству от обязательного соблюдения постов;
во-вторых, преподать благословение на начало работ по созданию устава относительно распорядка постовой трапезы приспособительно к условиям быта мирян в нашей Русской Церкви, поручив эту работу богослужебному Отделу.»
Соборный Совет 8 сентября 1918 г. заслушав данный доклад и обсудив его принял следующее решение:
«Оставаясь верным духу апостольских преданий и неизменно сохраняя почитание всех постов, как упоминаемых в 69 апостольском правиле, так и вошедших в практику Церкви позднее, силой обычая, Совещание епископов <постановило:> впредь до предоставления отдельно подробного и обстоятельного доклада по сему вопросу, а равно и разработки устава относительно распорядка постовой трапезы применительно к условиям быта мирян в нашей Русской Церкви, в суждение по вопросу о постах не входить».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *