Православие чудеса

Магия, волшебство, чародейство и отношение к ним Православной Церкви — тема статей Ольги Евенко и иерея Александра Звонченко.

«чудеса, возбуждая удивление,

мало содействуют святой жизни»

Преп. Иоанн Кассиан

Чудо — это событие, не согласующееся с известными законами природы и произошедшее не под влиянием естественных человеческих сил и закономерностей природы, а обусловленное влиянием чего-либо сверхъестественного. Во все времена люди искали чудес, стремились к ним, желали сверхъестественного исполнения своих желаний. Что же такое чудо в нашей жизни и как отличить настоящее чудо от ложного?

Профессор Павел Флоренский, председатель Экспертной рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской православной церкви, высказывался по этому поводу так: «Масло истекает и из идолов, и в других конфессиях, и у шаманов, и масса где… То есть чудеса, – это так же, как и любое явление, может быть не только от Бога». Православная Церковь дает понятию «чудо» четкое определение, ограничивающее круг подобных явлений достаточно узко: «Дела, которые не могут быть сделаны ни силой, ни искусством человеческим, но только Всемогущей силой Божией» (катихизис св. Филарета Дроздова).

Церковь, безусловно, признает чудо, но критически относится к чудомании. Как раз этим суеверием пользуются экстрасенсы, использующие христианскую символику и привлекающие тем самым к себе духовно незрелых людей.

Подлинное чудо всегда сопряжено с определенным духовно-нравственным изменением человека (раскаяние, размышление о Боге или, напротив, ожесточение, богоборчество) ( Лк. 19,8 и Ин. 12,10). Этим оно отличается от фокусов, галлюцинаций, гипноза, экстрасенсорики, и от «чудес», сочиненных фантазией человеческой, которые действуют лишь на воображение, психику, нервы человека, но не изменяют нравственного и духовного его состояния, характера его жизни.

Святой преподобный Иоанн Кассиан называет три причины чудес.

«Первою причиною исцелений, — пишет он, — бывает благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам…

Вторая причина — назидание Церкви, или вера тех, которые приносят больных для исцеления, или тех, которые желают получить исцеление. В сем случае сила исцелений исходит иногда и от недостойных и от грешников, о которых Спаситель говорит в Евангелии … (Мф.7;22-23).

Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их, и они принуждены бежать от одержимых ими». (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания.)

Бесы тоже творят чудеса как сами, так и через своих верных слуг – людей, отдавшихся воле дьявола. Из Священного Писания известно, например, что когда Моисей и его брат Аарон пришли к фараону с просьбой отпустить еврейский народ из Египта, и Аарон бросил жезл свой перед фараоном и он сделался змеем, то фараон позвал египетских чародеев и они сделали то же самое своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

Чудеса злых духов – это не истинные чудеса, а обольщения, прельщения, обман людей, и они служат только погибели человеческих душ. В настоящее время поле таких чудес весьма обширно. Каждому христианину следует трезво осмыслить, что наступает или уже наступило то время, о котором нас предупреждает Господь в Священном Писании: что пред концом света дьявол явится в мир со многими ложными чудесами, чтобы прельстить многих.

С глубокой древности и до настоящего времени дьявол посвящает людей в разные оккультные занятия. Оккультизм – это темное бесовское дело, позволяющее людям, отдавшимся воле диавола, вступать в контакт с нечистой силой, узнавать от нее лжепророчества о человеческих судьбах, пагубно воздействовать через заклятия на других людей и животных.

Еще в Ветхом Завете падшие духи открыли человеку черную магию с ее чародейством, волшебством, колдовством, сообщили астрологические знания. И это нашло среди людей многих поклонников. Вот почему Господь Бог через пророка Моисея обращается к сынам израильского народа со следующими словами: «Не должен находиться у тебя (речь идет об Израиле)… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10—12).

Сегодня в нашей стране происходят тревожные явления, когда самочинные изображения (лжеиконы) и их почитания, объединения экстрасенсов, являющих «чудеса» и называющих себя «церквями» и «монастырями» (как, например, «монастырь» «Воскрешающая Русь»), книги и фильмы, написанные и снятые людьми, находящимися в прелести или о таковых, ведут к церковному расколу и смущению духовно незрелых людей. Недавно несколько прихожанок нашего храма с восторгом рассказывали мне, как на одном из дисков какой-то неизвестный человек рассказывал, как он пришел к православной вере, как ему является Пресвятая Богородица, говорит, что и как нужно делать не только ему, но ВСЕМ православным христианам! Причем они свято верили в то, о чем рассказывали… Никто не задумался, что как-то это не по рангу. С какой стати Ивану Ивановичу будет являться Богородица? И почему тогда Президент страны не приезжает ко всем желающим?

В связи с этим необходимо заметить, что одним из важнейших признаков настоящего чуда является истинно святая жизнь того, через кого оно совершается. Если же таковой жизни нет, а тем более, если есть факты, свидетельствующие об обратном, то таковое чудо, по совету святых отцов, принимать нельзя.

Лжечудеса, как правило, происходят с теми, кто или ищет чудес, или внутренне считает себя достойным видеть и получать их, кто впал в самомнение (прелесть). Почитание бесовских «чудес» в качестве Божественных часто приводит к умоповреждению и умопомешательству.

Неверным является представление, что все сверхъестественные явления, происходящие от православных икон, в православных храмах или при чтении православных молитв, могут иметь только Божественный источник. Согласно учению Святых Отцов, православный храм не препятствует демонам внушать прихожанам греховные мысли и представления – что происходит ежедневно (Свт. Игнатий Брянчанинов, Приношение современному монашеству, гл. 43). Православные иконы также не являются безусловным препятствием бесам для совершения своих сверхъестественных действий. По крайней мере некоторые из таких действий могут исходить от православных икон.

Вот один из примеров, который мы находим в творениях свт. Игнатия Брянчанинова:

«Некоторый чиновник, живший в Петербурге, занимался усиленным молитвенным подвигом, и пришел от него в необычайное состояние. О подвиге своем и о последствиях его он открывал тогдашнему протоиерею церкви Покрова Божией Матери, что в Коломне. Протоиерей, посетив некоторый монастырь Санкт-Петербургской епархии, просил одного из монашествующих того монастыря побеседовать с чиновником. «Странное положение, в которое чиновник пришел от подвига, – говорил справедливо протоиерей, – удобнее может быть объяснено жителями монастыря, как более знакомыми с подробностями и случайностями аскетического подвига”. Монах согласился. Через несколько времени чиновник прибыл в монастырь. При беседе его с монахом присутствовал и я. Чиновник начал тотчас рассказывать о своих видениях, – что он постоянно видит при молитве свет от икон, слышит благоухание, чувствует во рту необыкновенную сладость, и так далее. Монах, выслушав этот рассказ, спросил чиновника: «Не приходила ли вам мысль убить себя?” – «Как же! – отвечал чиновник, – я уже было кинулся в Фонтанку, да меня вытащили”» (Свт. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты, гл. 24, отд. 2).

Наконец, демонические сверхъестественные действия могут иметь место и при совершении некоторых православных молитв, как мы видели выше.

Во все времена святые отцы меньше всего писали о чудесах и знамениях. Напротив, они рекомендуют очень осторожно относиться ко всякого рода чудесам.

Святитель Игнатий Брянчанинов напоминает нам о святоотеческой православной традиции отношения к чудесам, полной духовного трезвения и убеждения в том, что мы должны «бегать чудес», а не искать их: «Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность».

Истинные чудеса происходят редко. Для церковного признания чуда необходимо тщательное исследование необычного явления компетентной церковной комиссией и официальное утверждение ее выводов Священным Синодом (в крайнем случае, правящим епископом). Это необходимо, чтобы оградить народ от доверия мистификаторам, экстрасенсам, психически неполноценным людям, просто проходимцам и, конечно, дьявольским наваждениям. Пока же нет такого удостоверения, вопрос о данном явлении для члена Церкви должен оставаться открытым, ибо «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор. 14;33).

Чудес, пророчеств, предсказаний и знамений всегда жаждали язычники. Они ходили к оракулам, прорицателям, колдунам и магам, искали чего угодно, только не спасения. Иногда кажется, что люди ищут чудес как развлечений, ищут, где бы что увидеть и услышать «волшебного», посещают все престольные праздники блажащих храмов, ездят по всем святым местам, ищут, где мироточение, кровоточение от икон, только этим живут. Чего они ищут? Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), а не снаружи. И нужно трудиться над собой, чтоб войти в это Царство Божие. В Православии главное – это изменение своего внутреннего мира. Православие учит, что причина всего и хорошего, и плохого, что с тобой происходит, в тебе. Ведь главное чудо, которое может произойти с человеком — покаяние, переставление гор своих грехов, пристрастий, привычек, преображение души под действием Бога. Так что истинность Православия доказывается не столько чудесами или пророчествами, сколько тем, что люди, от которых вроде бы нельзя было ожидать каких-нибудь покаянных перемен, меняются.

Не надо искать чудес. Они и так каждый день происходят: восход солнца, узоры на окнах в морозную погоду, оживление природы по весне, зарождение новой жизни, рождение в мир ребенка. В старину, когда жили люди очень верующие, чудес не было вообще. Тогда считалось, что мир пронизан присутствием Божьим, а значит, всё – чудо, радость и благодать. Чудеса совершенно естественно входят в жизнь православного христианина. Чудо – это когда в нужную минуту находится нужная книга, которая раскрывается на нужной странице; когда опаздываешь на поезд и по каким-то причинам отправление его задерживается, и ты успеваешь; когда все-таки опоздал на поезд, но через время обстоятельства складываются так, что думаешь «Слава Богу, что опоздал»; когда в огромном городе в толпе людей встречаешь человека, с которым не виделся годами, но давно хотел повидаться; когда… Перечислять можно бесконечно. Смысл один – во всем есть промысел Божий и разве это не чудо?

Ольга Евенко

В наше время православная церковь переживает некий бум поиска чудес, что зачастую отвлекает верующего человека от главной цели его жизни: покаяния и обращения к своему Создателю.

Из Св. Писания известно, что Господь Бог совершает чудеса как Сам, так и через Своих угодников. Это и воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги, и исцеление прокаженных, и многое другое. Каждое чудо Божие имеет определенный духовный смысл и приводит человека к познанию Истины.

Все христианство это процесс рождения, возрастания и совершенствования нового человека. Если это есть в духовной жизни христианина, то ему уже явлено главное чудо Божие.

Бесы тоже творят чудеса как сами, так и через своих «верных слуг» — людей отдавшихся воле диавола: колдунов, гадалок, астрологов и экстрасенсов. Чудеса злых духов — это не истинные чудеса, а обольщения, прельщения, обман людей, и они служат только погибели человеческих душ.

Причина увлечений ложными чудесами — есть следствие духовной безграмотности. Об этом писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Страшное бедствие — отсутствие в человеке истинного Богопознания: он принимает дела диавола за дела Божии».
Чтобы человеку не впасть в обольщение ложными чудесами и не оказаться под действием нечистых духов необходимо знать священное Писание и вероучение православной церкви.

Иерей Александр Звонченко

Мы продолжим разговор на эту непростую тему. Ждем новых материалов от священников и мирян епархии.

… или «Непридуманные рассказы».

Эти рассказы и некоторые другие, в 70-х годах и позднее распространялись «самиздатно» – в рукописной книге «Непридуманные рассказы». Авторы их неизвестны, ибо тогда это преследовалось: гонение на христианскую религию в СССР, развязанное Н.С. Хрущевым в 1958 – 1964 гг. в связи с планами построения материальной базы коммунизма в СССР к 1980 г., коснулось всех христианских Церквей и сект: Русская Православная Церковь лишилась трети приходов. В 1960 – 1965 г.г. закрыто 10000 храмов различных вероисповеданий, 60 монастырей, 5 семинарий, в т.ч. в Саратове, Жировицах. Православные и протестанты за хранение религиозной литературы и другие подобные «провинности» получали сроки до 25 лет. Больше всего пострадала восточная часть Украины и Белоруссия. Изменилось законодательство о культах, поставившее духовенство в зависимость от «двадцатки» – учредительного органа прихода, негласно формируемого советскими органами. Баптистам было запрещено крестить новых членов моложе тридцати лет. Духовенство обязывалось пересылать сведения об обратившихся к ним за требами в соответствующие инстанции. Хрущев потребовал от Патриарха Алексия вступить во Всемирный Совет Церквей (координационный орган экуменистического движения в г. Женеве) и отрицать факт гонения на верующих в СССР. Гонение прекратилось после снятия Н.С. Хрущева с должности. (См.»Азбука христианства»,словарь – справочник важнейших понятий и терминов Христианского учения и обряда,М.,»Наука»,1997.)

Известны лишь два – три имени собирателей и переписчиков. Один из них (Николай) писал под псевдонимом «Г.Б.Р.» – грешный Божий раб. Другой имеет псевдоним «Шостэ». В полном объеме сборник «Непридуманные рассказы» был выпущен издательством «Трим» в 1994 году.

«Православные чудеса» – это сборник свидетельств о чудесах, происшедших со святыми и с грешниками, с верующими и атеистами: тысячи человек не только обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами –крестились, крестили и стали нравственнее. Не только признавали, что есть Бог, но и стали Христианами. Причина тому – действие Самого Бога: Он чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи. Ложным чудесам здесь дается православная оценка. Для сравнения и подтверждения истинности приводятся описания чудес девятнадцатого века. Чудеса, о которых повествуется в этой рубрике – удивительны, непостижимы. Они утверждают в вере: только Богу возможно все.

Александр ПОСЛУШНИК

Сборник №1

Адские муки, пережитые на земле Н.А.Мотовиловым

Вас не расстреляют…

Ежегодное чудо Благодатного огня

Знамение в небе Сталинграда

И просто и страшно

Изгнание беса

Наказание колдунам

Не вызывайте мертвых

Небесная милостыня

Обновление и покаяние

Отче наш…

Раскаяние безбожника

Русский Бог, помоги мне!

Спасение на краю пропасти

Спасение России в ВОВ

Стояние Зои+

Так обретается вера

Сборник №2

ВИДЕНИЕ ИОАННУ КРОНШТАДСКОМУ

ВИДЕНИЕ СХИМОНАХИНЕ АНАСТАСИИ

НЕ УМРУ, НО ЖИВ БУДУ

ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ

ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИЯ В ЗЕЙТУНЕ

СТОЯНИЕ ЗОИ САМАРСКОЙ В 1956 ГОДУ+

ФЕНОМЕН СВЯТЫХ МОЩЕЙ

ЧУДЕСА ОТ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ЧУДОТВОРЕНИЯ

Сборник №3

ЧУДОТВОРНАЯ МИРОТОЧИВАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНРЕАЛЬСКАЯ

КОГДА ПЛАЧУТ ИКОНЫ

О ЧЁМ ПЛАЧУТ ИКОНЫ?

СЛАВА БОГУ ЗА ЕГО МИЛОСТЬ К НАМ

ЛИК ХРИСТА ОТОБРАЗИЛСЯ НА СТЕКЛЕ

РЕБЕНОК ВОСКРЕС В УТРОБЕ МАТЕРИ

ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»

«ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ»

«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ» (или ЗНАМЕНИЕ АФГАНСКОЙ ВОИНЫ)

Православная Церковь славится своими чудесами. Наиболее известными
являются чудеса мироточения и схождение Благодатного Огня в великую субботу в
канун православной Пасхи. Но и множество других чудес, которые никак
необъяснимы с точки зрения науки, происходят с верующими ежедневно. Главнейшее
условие для получения чудесной помощи от Бога – искренняя вера. Из глубины
веков до наших дней доходят сведения о чудесах исцеления, которые происходили и
продолжают происходить при помощи православных святынь. И сейчас, когда,
празднуем Рождество и Новый год, особенно хочется верить в чудо. В этом вопросе
нам не обойтись без нашего гида в православном мире – настоятеля прихода храма
Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Озерицкая Слобода иерея Иоанна Ясюкевича.

Православная Церковь славится своими чудесами. Наиболее известными являются чудеса мироточения и схождение Благодатного Огня в великую субботу в канун православной Пасхи. Но и множество других чудес, которые никак необъяснимы с точки зрения науки, происходят с верующими ежедневно. Главнейшее условие для получения чудесной помощи от Бога – искренняя вера. Из глубины веков до наших дней доходят сведения о чудесах исцеления, которые происходили и продолжают происходить при помощи православных святынь. И сейчас, когда, празднуем Рождество и Новый год, особенно хочется верить в чудо. В этом вопросе нам не обойтись без нашего гида в православном мире – настоятеля прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы агрогородка Озерицкая Слобода иерея Иоанна Ясюкевича.

– Чудо имеет место в нашей жизни. Расскажу о самых известных в православном мире чудесах. На одном из островов в Греческой провинции существует давняя традиция в день Благовещенья Пресвятой Богородицы приносить в храм белые лилии. Лилии укладываются в киот чудотворной иконы Богородицы. Киот закрывают, и цветы остаются там до праздника Успения. 28 августа, в день Успения Богородицы, происходит чудо: без воды и какого-либо участия людей, на засохших стеблях лилий распускаются белоснежные цветы. И это происходит спустя пять месяцев после того, как они были принесены в храм.

Многие слышали о таком чуде как мироточение – это чудесное появление маслянистого ароматного вещества на мощах, крестах, иконах и даже фотоизображениях. Но существует еще одно подобное чудо – это кровоточение. В настоящее время известными кровоточащими святынями являются кровоточащий образ Спасителя и Казанская кровоточивая икона Божией Матери, которые хранятся в российских храмах. У образа Спасителя струйки красной жидкости, источающей запах настоящей крови, стекают прямо из головы в области тернового венца. Не раз производимые научные исследования показали, что это действительно кровь.

Лично мне приходилось быть очевидцем многочисленных исцелений во время учебы в духовной семинарии в Жировичах: люди исцелялись у чудотворной иконы Божьей Матери и окунаясь в святой источник. В Сынковичском храме, где находится почитаемый список иконы Божьей Матери «Всецарица», происходит множество чудес – исцелений людей от раковых заболеваний. Там хранится специальная книга, где все эти случаи зафиксированы документально: исцелившиеся люди привозят справки о заболеваниях, а также заключения о нынешнем состоянии здоровья. В большинстве из них окончательный вердикт врачей таков: «Раковых клеток не обнаружено». Там есть множество примеров, когда чудеса исцеления происходили с безнадежными с точки зрения медицины больными на третьей-четвертой стадии рака.

Припоминаю еще один случай. Как-то в Жировичский монастырь приезжали детки из Брестского онкодиспансера. Я проводил для них экскурсию. Меня поразила и на всю жизнь осталась в памяти молитва двух девочек у чудотворной иконы Божьей Матери Жировицкой. Мы привыкли у чудотворных икон слышать молитвы об исцелении. Худенькие и лысенькие от сильнодействующих лекарств и химиотерапии девочки, упав на колени, не просили об исцелении, а благодарили Божью Матерь за все, что есть в их жизни, и просили сил, чтобы перенести эту болезнь, как крест, который им дан свыше. Уезжали дети из монастыря ободренными, утешенными. Многие из них получили конкретное облегчение физических страданий. Их родители получили духовную поддержку. Когда мне бывает тяжело, я всегда вспоминаю эту молитву двух маленьких девочек и понимаю, что все проблемы решаемы.

В нашем храме Покрова Пресвятой Богородицы хранится чудотворный список Казанской иконы Божьей Матери. Есть конкретные случаи, когда молодые пары, у которых долгое время не было детей, молясь перед этой иконой, по вере своей и молитве смогли зачать и родить долгожданных деток. Как потом оказалось, у этих молодых пар было много непрощенных обид в отношении друг друга. Господь давал этим супругам время для покаяния, чтобы они примирились, сознались в своих обидах, нашли в себе силы простить. И лишь после таинств Исповеди и Причастия, по молитве у иконы Казанской Божьей Матери Господь благословил их на появление чад.

В моей памяти остался и такой случай. Во время паломнической поездки в Иерусалим в храме Гроба Господня возле белорусской делегации стояла румынская семья. Эти люди приехали в храм с больным ребенком на руках – их двенадцатилетняя дочь была разбита церебральным параличом. Мы разговорились, и они рассказали, что уже третий год приезжают в этот храм именно на эту службу – на схождение Благодатного Огня, веря, что в этот чудесный момент Господь исцелит их болящее дитя. Когда наконец сошел Благодатный Огонь, который появляется из ничего по молитве иерусалимского Патриарха, факелоносцы побежали по храму, поджигая свечи многочисленных паломников. В тот момент, когда огонь дошел до нас, девочка, лежащая недвижимо на руках у папы, поднялась, села и протянула свои руки к Благодатному Огню, который в первые минуты не обжигает своим пламенем. Свидетелями этого события были очень многие люди. Вот пример чуда – исцеления ребенка по вере родителей.

Существует много чудотворных икон Божьей Матери, ведь Божья Матерь, претерпевшая и видевшая, как страдает Ее ни в чем не повинный Сын, понимает скорби человеческие лучше других. Чудотворные иконы многим принесли исцеление и оказали помощь людям, молившимся пред ними, об этом имеется немало свидетельств. Через эти чудотворные иконы, через мощи святых Господь стучится в наши сердца, говоря, что Он не виден физическому взгляду, но Его можно увидеть глазами веры. Необъяснимых чудес в Православии очень много, но люди верующие и не пытаются их объяснять, они просто верят в силу Бога и в то, что все эти чудеса даны нам для вразумления. Чудеса явлены нам не для того, чтобы просто удивить. Они нужны для того, чтобы мы очнулись от духовного забытья и прозрели духовно.

Записала Виктория КИРБАЙ.

Подробную информацию читайте в номере 305 – 310 от 28.12.2013 г.

Патриарх Кирилл. Фото: свящ Игорь Палкин / Патриархия

17 марта 2020 года Московская патриархия опубликовала специальную инструкцию в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Документ содержит весьма жесткие ограничения, касающиеся привычных обрядов и ритуалов, требует использовать одноразовые перчатки и палочки. На самом деле это очень полезный документ и остается только надеяться, что он будет методично исполняться.

Но всех вопросов инструкция не снимает и прежде всего главного – о допустимости совместного нахождения множества людей в замкнутом пространстве.

Должны ли церкви и другие культовые сооружения оставаться открытыми во время эпидемии, когда все другие скопления людей запрещены? Через месяц Пасха, и все пока идет к тому, что эпидемическая ситуация в России будет ухудшаться.

Дискуссия о церкви в эпоху пандемии в России возникла под влиянием новостей из Санкт-Петербурга, где верующих приглашали в Казанский собор поклониться мощам Иоанна Предтечи. Фотографии собора, заполненного людьми, и по преимуществу – немолодыми, из главной группы риска, на фоне доносящихся со всех сторон вестей об ограничении тех или иных сфер общественной жизни выглядит едва ли не вызовом: то есть все ограничивается и закрывается, отменяются самые невинные конференции и лекции, а мероприятия, на которых сотни и даже тысячи людей деятельно нарушают все нормы санитарного дистанцирования и самоизоляции вдруг выводятся властями в другую категорию и никак не порицаются.

В Москве, к примеру, запрещено собираться больше чем 50 людям разом, но церковь из этой арифметики пока исключена – потому что речь идет о развлекательных мероприятиях, а в церкви не развлекаются. Подождите, никто и не спорит, что богослужение совсем не увеселение, но медицинская суть проблемы от этого никак не меняется: если большим группам людей не стоит собираться вместе, то нет никакой разницы, по легкомысленному они поводу собрались или по очень серьезному. Вирусы лишены разума и поэтому им совершенно безразличны эмоции находящихся в зоне поражения людей, разве нет?

Может, дома помолимся?

Пока реакция российских светских и церковных властей на грядущую эпидемию существенно отличается от того, что наблюдается в других странах. В Европе и вовсе собираются встречать Пасху при закрытых дверях храмов. Готовятся к худшему не только в странах с христианскими традициями. В ряде арабских стран, в том числе и вполне воинственно настроенных относительно правоверности своих жителей, отказываются от пятничных молитв. Да что там в других странах – в Москве мусульманам настоятельно советуют молиться дома.

Получается парадоксальная ситуация: мусульманам теперь и можно, и нужно молиться дома. При этом нельзя забывать, что вообще-то за собрания для молитв в жилых помещениях у нас можно и сесть по суровой статье, особенно как раз мусульманам. Как показывает практика отечественной борьбы с терроризмом, разница между «собирались молиться» и «планировали террористические акты» следствием и судом часто игнорируется – кто их там разберет, раз они что-то говорят по-арабски про Аллаха и джихад?.

Между прочим, сесть можно не только мусульманам, но и поклонникам сурового бога Иеговы, а потенциально и вовсе кому угодно. Если кто не в курсе, то в синодальном переводе Библии Иегова тоже фигурирует! И доказывай потом товарищу следователю, что ты просто от карантинной скуки читал семейству Библию вслух, а не проводил собрание запрещенной в России организации.

И вот на фоне всего этого православным верующим обязательно нужно молиться в церквях несмотря на карантины, на чем настаивают и представители РПЦ, и бросившиеся поддерживать их позицию патриотические журналисты. Аргументация там на все вкусы – от заверений для интеллигентной публики о том, что все тщательно протирается и дезинфицируется, и до откровенного мракобесия в средневековом стиле – мол, святыни и вера в их святость защитят от вируса и вообще все в руках Божьих. Судя по упомянутой инструкции от 17 марта, РПЦ надеется не закрывать свои храмы и ограничиться усилением санитарных норм.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *