Православие для дошкольников

25 августа 2015 г. приказом министерства образования Саратовской области утвержден перечень ДОУ, определенных пилотными по введению и реализации православного компонента дошкольного образования.

28 сентября 2015 г. состоялось первое заседание рабочей группы с участием сотрудников ДОУ. Был опредеден план мероприятий по реализации православного компонента дошкольного образования.

  • была создана база пилотных ДОУ по введению и реализации православного компонента дошкольного образования;
  • на сайтах пилотных ДОУ созданы страницы, отражающие их деятельность учреждения в этом направлении;
  • сформирована электронная база основных образовательных программ ДОУ и рабочих программ по реализации православного компонента дошкольного образования;
  • проведен мониторинг готовности сотрудников ДОУ к реализации православного компонента
  • За 2015 год выявлены лучшие наработки по проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на примере деятельности сотрудников МДОУ д/с «Золотой ключик» г. Балашова Андриановой Е. Т. и Струговщиковой С.А. Их опыт в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» был отмечен на региональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми дошкольного возраста и молодежью до 20-ти лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» с рекомендацией на окружной этап.

По поручению министерства образования Саратовской области в декабре 2015 года был проведен мониторинг по реализации православного компонента дошкольного образования.

17 февраля 2016 года в соответствии с планом работы ГАУ ДПО «СОИРО» кафедра гуманитарного и эстетического образования на базе автономной некоммерческой организации социальных услуг «Детский развивающий центр «Колосок» провела методический семинар «Особенности духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях». В нем приняли участие 27 сотрудников пилотных дошкольных образовательных учреждений г. Саратова и области.

26 мая 2016 г. состоялось второе заседание рабочей группы по сопровождению региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций с участием сотрудников дошкольных образовательных учреждений. На заседании присутствовали протоиерей о. Сергий Штурбабин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской Епархии Русской православной церкви; Аристархова Е.В. ст. методист кафедры гуманитарного и эстетического образования; Самсонов С. И., доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования; Лабутина Наталья Викторовна, ст. методист кафедры дошкольного и начального образования; Марчук С.В., старший методист кафедры дошкольного и начального образования; Переходникова Н.В., старший методист кафедры дошкольного и начального образования и представители дошкольных образовательных организаций Саратовской области, определенных пилотными по введению православного компонента дошкольного образования.

С приветственным словом к участникам рабочей группы обратился протоиерей о. Сергий Штурбабин. Прозвучали выступления заведующих и заместителей по воспитательно – методической работе в дошкольных учреждениях, посвященные отчету пилотных дошкольных образовательных учреждений по введению православного компонента в текущем учебном году. Все участники признали, что это был период напряженной плодотворной деятельности, поделились первым наработанным опытом, а также подчеркнули необходимость продолжения работы в данном направлении.

На заседании рабочей группы по сопровождению региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций были представлены методические рекомендации, разработанные сотрудниками Саратовского областного института развития образования.

Состоялась презентация методических материалов и рекомендаций: нормативно-правовое обеспечение введения православного компонента дошкольного образования, методическое письмо для проведения родительского собрания, региональная программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Познаем красоту души».

27 октября 2017 года в Балашове в МДОУ д/с «Золотой ключик» состоялось выездное заседание рабочей группы по сопровождению региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций с участием сотрудников дошкольных образовательных учреждений. На заседании присутствовали: помощник Главы Саратовской Митрополии по вопросам религиозного образования, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии протоиерей Сергий Штурбабин, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Балашовской епархии иерей Максим Карпов, Аристархова Е.В., ст. методист кафедры гуманитарного и эстетического образования, Самсонов С.И., доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования, представители дошкольных образовательных организаций Саратовской области, определенных пилотными по введению православного компонента дошкольного образования. Всего в работе выездного заседания рабочей группы приняло участие свыше сорока человек.

С приветственным словом к участникам рабочей группы обратились ст. методист кафедры гуманитарного и эстетического образования Аристархова Е.В., протоиерей Сергий Штурбабин и иерей Максим Карпов. Андрианова Елена Тадиевна, заведующий МДОУ д/с «Золотой ключик» г. Балашова представила опыт образовательного учреждения по введению православного компонента. Состоялись открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»: «Дорогою добра», «Мир семьи Романовых», «Красота Божьего мира». Участники заседания высоко оценили мастер-классы «Жизнь дана на добрые дела» и «Свеча». В завершение детьми МДОУ д/с «Золотой ключик» г. Балашова было показано театрализованное представление «Когда все вместе, так и душа на месте». Педагогические работники выразили благодарность организаторам и подчеркнули необходимость продолжения работы в данном направлении.

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно — всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения. Верующие люди к тому же убеждены, что их вера и молитвы — большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Вопреки распространенному мнению нет никаких доказательств, что как религиозное, так и атеистическое воспитание способно оказать заметное влияние на психологическую уравновешенность ребенка или взрослого человека. Речь идет о выборе, который делают РОДИТЕЛИ, а не о рекомендации психолога! В любом случае воспитание окажется благотворным или приведет к печальным последствиям в зависимости от того, КАК оно будет проводиться. Человек может быть фанатичным в отстаивании своих религиозных взглядов и, наоборот, в борьбе с религией. Так, родители могут испортить отношения с детьми, если будут насильно заставлять их выбрать тот или иной путь. Ребенок может страдать из-за сурового религиозного режима и, напротив, чувствовать себя отвергнутым родителями, если никто в доме не будет исповедовать никакой религии. Так или иначе он неизменно получает какое-то представление о Боге от своих товарищей и испытывает унижение, когда родители говорят ему, что все это такие понятия, разобраться в которых ему еще не по силам. Он может чувствовать себя несчастным и когда его насильно отправляют на урок катехизиса, и когда оказывается единственным во всем квартале, кто не ходит на эти уроки. Он может ощущать себя отвергнутым родителями из-за того, что не разделяет их религиозные взгляды, и, напротив, может осуждать их за невыполнение культовых обрядов, предписываемых религией.

Хотя и могут перед нами встать те или иные проблемы, связанные с религией и атеизмом, это вовсе не означает, что непременно должно быть вечное противоборство чувств! Важно не забывать, что ребенок так или иначе со временем разберется, кто он — протестант, католик или мусульманин, что бы мы ни предпринимали для его религиозного воспитания. Если он видит, что мы не испытываем никаких осложнений, исповедуя или не исповедуя ту или иную религию, он тоже не будет страдать из-за этого. Кроме того, нормы морали, по которым он живет, — это прежде всего нормы, установленные в семье. Мужество, с каким он входит в жизнь,— это в конечном итоге проявление полной психологической уравновешенности и результат многих других сил, действующих на него, поэтому его решимость нельзя считать только плодом религиозного воспитания.

  • Главная
  • Порядок приема
  • Родителям
  • Новости
  • Архив
  • Контакты

Родителям

Все статьи

Гармония религиозного, нравственного, эстетического воспитания
и развития дошкольников.

Заведующий ЧДОУ » Православный детский сад №4″ Каплина И.В.

Вот уже 10 лет детский сад функционирует как конфессиональный – православный. Основная цель дошкольного учреждения: сохранить и передать воспитанникам основы традиций православия как неотъемлемой части жизни христианина, гражданина, как важную составляющую культурного наследия государства.
Более чем тысячелетняя история православной культуры свидетельствует, что именно православие во многом определило путь культурно-исторического развития России. Во время октябрьской революции часть исторического наследия была разрушена. Пострадала и православная церковь. Лишь в 90-е годы началось возрождение православия в России. В настоящее время взгляд на религию как на нечто отжившее и устаревшее повсеместно пересматривается. Религия и Церковь вновь становятся важной и неотъемлемой частью культуры.
Основная образовательная программа включает в себя 60 % светского компонента и 40% православного компонента, который успешно интегрируется в светский. Есть и занятия, которые включают в себя изучение Библейских сюжетов, событий, Заповедей, жизнь святых людей, Евангелие, изучение молитв. Разработана специальная программа православного компонента «Программа введения в православную культуру и вероучение». Цель программы – воцерковление и всестороннее формирование личности детей дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей, традиций Русской православной церкви.
Мы не готовим религиозных деятелей и хорошо понимаем, что после выпуска из детского сада многие воспитанники идут в обычные школы, где религиозный компонент не будет доминировать, а порой и вообще отсутствовать. Поэтому нам очень важно помочь детям встроиться в социальную систему без стресса.
При этом весь уклад детского сада направлен на гармоничное переплетение светской внешней формы воспитания и образования и православной парадигмы с учетом возрастных особенностей детей. Именно эта парадигма определяет эталон, идеал, к которому надо стремиться в вопросах религиозного (духовного), нравственного, эстетического развития. И этот идеал – Иисус Христос. В христианском миропонимании на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. В рамках НОД детей старших групп знакомят с Евангелием, а, следовательно, с личностью Христа. Педагоги рассказывают о Его жизни, о том чему учит Господь, но не механически, а проявляя творческие подходы, где задействованы личные переживания детей. Дети знакомятся с личностью Божией Матери, Ангелами, святыми и их добрыми делами. Системность и планомерность работы отражена в программе православного компонента.
Мы формируем у детей нравственный идеал Христа, стремление во всем походить на Него. Детям рассказывают о добрых делах Господа, как Он лечил людей, помогал им. Если ребенок принимает Христа, как пример, то он будет стараться любить Бога и людей как Христос; стараться исполнять Заповеди; прощать других, как прощал Он; требовательно относится к себе и добиваться мира со всеми, как завещал Он; помогать нуждающимся, любить семью, ближних; быть милосердным и сострадательным; забывать обиды и отвечать на зло – добром. Нравственность сама по себе не определяет духовное содержание. Для нас очень важно, чтобы все ценностные нравственные христианские установки стали внутренними качествами ребенка.
Вопросы эстетического воспитания неразрывно связаны с христианской парадигмой. Высшей ценностью христианской эстетики является духовный человек. Дети старших групп узнают то, что говорит Библия о творческой деятельности Бога, о существовании в природе красоты. То, что мы сотворены по образу и подобию Бога и это создание прекрасно. Значит человек – творец. Каждый может что-то сделать, создать для другого, например дети изготавливают подарки к празднику, украшают группу, высаживают рассаду на клумбы и т.д. – делают приятное другим людям, как учил Господь. Бог мог бы сотворить землю в темных тонах. Но мир цветной. Даже это вызывает радость и благодарность Богу за красоту окружающего мира, природы.
Важнейшее средство воспитания – живой пример, наглядный образец, следовательно, важна культура самого педагога во всех ее проявлениях. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребенка тому, кто сам не воспитан. Очень важен профессионализм педагогов. В нашем детском саду этот вопрос решен. Все педагоги обучились в Смоленской духовной семинарии на катехизаторском отделении. Необходимо, чтобы педагоги разбирались в возрастной психологии. Вся образовательная и воспитательная деятельность в детском саду реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Особенности духовного, нравственного, эстетического развития детей в православном детском саду проявляются в совокупности и неразрывности друг от друга, где эталоном и идеалом является Иисус Христос.
Одной из важных направлений детского сада в решении вышеуказанных задач является создание предметной среды. Правильно созданная и организованная окружающая среда воздействует на ребенка и вызывает с его стороны ответные действия. Молитва является неотъемлемой частью в жизни наших детей. Так, зайдя в здание детского сада, входящего «встречает» икона Божие Матери. При виде иконы дети накладывают крестное знамение, читают тропарь. В каждой группе есть специальный уголок, где расположены иконы, церковная утварь: лампадки, свечи, ладан, литература христианской направленности. Мы прививаем детям уважительное, трепетное отношение к иконам, к святыням, к сохранению надлежащего порядка.
В детском саду есть правило: девочки в группе надевают платья, сарафаны. Это касается и сотрудников. Это один из способов закрепления гендерного различия. Постоянно проводится работа по модернизации и оформлению помещений, в которых находятся дети. Детский сад становится привлекательным. Важное место в работе детского сада занимает выстраивание сотрудничества с родителями воспитанников. В последнее время детский сад пользуется популярностью. Если раньше отношение жителей было очень настороженным, их пугал конфессиональный статус, то сейчас потенциальные родители понимают важность и необходимость духовного воспитания. Впрочем, глубоко религиозных семей не так много. Религиозность большинства людей ограничивается формальным (или неформальным) соблюдением различных ритуалов. Это не является препятствием для принятия ребенка в детский сад. Воцерковление детей часто заканчивается воцерковлением родителей. Родители получают информацию, знания о христианских ценностях, о традициях Русской семьи.
К сожалению, родители наших воспитанников очень часто хотят передоверить свои воспитательные задачи воспитателю, наивно полагая, что без их участия ребенка воспитают «ангелом». Порой их семейные традиции резко отличаются от традиций воспитания в детском саду. И тогда нам остается уповать на то, что духовные зерна, посеянные в детские души, когда-нибудь дадут всходы.
Социум рассматривает нравственность как совокупность внешних правил. Ребенок может выучить правила поведения. Мы понимаем, если дети не будут обращены к духовному миру, если у них не возникнет внутренняя потребность общения с Богом, если они будут руководствоваться только формально понятыми запретами или нормами, то тогда воспитание не принесет результата. Опыт работы нашего детского сада показывает, что в ребенке можно воспитать эту внутреннюю потребность в нравственном поведении.
Есть еще одна проблема. Мало научить ребенка понимать добро, нужно еще научить его сопротивляться злому, греховному – искушениям. Как защитить ребенка от злого мира? Православие дает нам ответ на этот вопрос – это воспитать в ребенке «страха Божия». Это не страх наказания неведомой силой. А это страх обидеть Бога своими поступками. И если у ребенка выработать внутреннюю потребность творить добро, тогда ему не нужно будет напоминать о нравственности. В этом направлении нам предстоит серьезная и длительная работа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *