Православие и католицизм

История раскола христианской церкви

В результате реформаторских взглядов на протяжении 2000 лет возникают разные течения христианства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм, возникший, как ответвление католической веры.

Каждое вероисповедание впоследствии распадается на новые конфессии.

В православии возникает греческий, российский, грузинский, сербский, украинский и другие патриархаты, в которых есть свои ответвления. Католики разделяются на римско- и греко-католиков. Трудно перечислить все конфессии в протестантизме.

Все эти религии объединяет один корень — Христос и вера в Святую Троицу.

Читайте о других вероисповеданиях:

  • Православие и иудаизм
  • Православие и буддизм
  • Православие и сектанство

Святая Троица

Римская церковь основана апостолом Петром, который провел в Риме последние дни. Уже тогда возглавлял церковь Папа, в переводе означавший «Отче наш». В то время взять на себя главенство в христианстве были готовы немногие священники из-за страха гонений.

Восточный обряд христианства возглавляли четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская, чей патриарх возглавлял восточную ветвь;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская, первым патриархом которой был земной брат Иисуса Иаков;
  • Антиохская.

Благодаря просветительской миссии восточного священства к ним в IV-V веках присоединились христиане Сербии, Болгарии, Румынии. Впоследствии эти страны объявили себя автокефальными, независимыми от православного движения.

Чисто на человеческом уровне в новообразованных церквях начали возникать свои видения развития, возникали соперничества, которые усилились после того, как Константин Великий назвал Константинополь столицей империи в четвертом веке.

После падения власти Рима все верховенство перешло к Константинопольскому патриарху, что вызвало недовольство западного обряда, возглавляемого Папой Римским.

Западные христиане обосновывали свое право на верховенство тем, что именно в Риме жил и был казнен апостол Петр, которому Спаситель вручил ключи от рая.

Святой Пётр

Филиокве

Отличия католической церкви от православной также касаются филиокве, учения об исхождении Духа Святого, что и стало первопричиной раскола христианской единой Церкви.

Христианские богословы более тысячи лет назад не пришли к общему выводу об исхождении Духа Святого. Вопрос состоит в том, кто посылает Дух — Бог Отец или Бог Сын.

Апостол Иоанн передает (Иоан.15:26), что Иисус пошлет Утешителя в виде Духа истины, исходящего от Бога Отца. В послании Галатам апостол Павел напрямую подтверждает исхождение Духа от Иисуса, который дуновением посылает в сердца христиан Духа Святого.

По никейской формуле, верование в Святого Духа звучит, как обращение к одной из ипостасей Святой Троицы.

Отцы второго Вселенского Собора расширили это обращение «Верую в Отца, Сына и Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего», подчеркнув при этом роль Сына, что не было принято Константинопольскими священниками.

Именование Фотия Вселенским патриархом воспринялось римским обрядом как умаление их значимости. Восточные поклонники указывали на безобразие западных священников, которые брили бороды и соблюдали посты в субботу, сами в это время начали окружать себя особой роскошью.

Все эти разногласия по капле собирались, чтобы выразиться в огромном взрыве схимны.

Патриархат во главе с Никитой Стифатом открыто называет латинян еретиками. Окончательной каплей, приведшей к разрыву, стало унижение делегации легатов на переговорах 1054 года в Константинополе.

Интересно! Не нашедшие общего понятия в вопросах правления священники разделились на православную и католическую Церкви. Первоначально христианские церкви назывались ортодоксальными. После раздела восточное христианское течение оставило за собой название ортодоксии или православия, а западное направление стало называться католицизмом или всеобщей Церковью.

Отличия православия от католицизма

  1. В признании непогрешимости и главенства Папы и в отношении к филиокве.
  2. Православные каноны отрицают чистилище, где, согрешившая не очень тяжким грехом душа, очищается и отправляется в рай. В православии нет больших и малых грехов, грех есть грех, и очистить его можно только Таинстве исповедания при жизни грешника.
  3. Католики придумали индульгенции, дающие «пропуск» в Небеса за добрые дела, но Библия пишет, что спасение — это благодать от Бога, и без истинной веры одними добрыми делами место в раю не заработаешь. (Еф. 8:2-9)

Православие и католицизм: сходства и различия

Отличия в обрядах

  1. В восточном обряде Таинство крещения происходит при полном погружении, что символизирует смерть и воскрешение Иисуса, а в западном — только окропление Святой водой.
  2. Восточные церкви проводят Евхаристию с квасным хлебом и вином, а католицизм установил для мирян принятие только постного хлеба, а для служителей — хлеб и вино.
  3. Над православием нет другого единого руководителя, кроме Святой Троицы. Каждый восточный обряд имеет своего патриарха. Католицизм считает себя Вселенской Церковью, во главе которой стоит Папа Римский.
  4. Все поклонники Христа едины в познании и признании 27 книг Нового Завета. Восточные христиане признают каноническими 66 книг Библии, в то время как западные верующие не отрицают Божественного присутствия в книгах Товита, 2,3 книг Ездры и других.
  5. Католическая Церковь поклоняется Папе Римскому, как наместнику Иисуса Христа на земле.

    Папа римский

  6. Православие считает каноничными только законы и изменения в обрядах, принятые на Вселенских соборах, в то время как католицизм отдал право изменять богословские определения понтификам.
  7. По учению православия Богородица была призвана Богом, как не имеющая земных личных грехов, родила в непорочном зачатии Иисуса и почила, как простая смертная, после чего была вознесена Ангелами на Небо.
  8. Католики утверждают, что перед непорочным зачатием с Девы Марии был снят первородный грех всего человечества, по этой, только Ей данной, привилегии, была Она вознесена на небо душой и телом.

Отличаются два вероисповедания и календарем расчета богослужений. Католики живут по григорианскому календарю, православные — юлианскому. Согласно григорианскому летоисчислению иудейская и православная Пасхи могут совпасть, что находится под запретом. По юлианскому календарю ведут богослужения русская, грузинская, украинская, Сербская и Иерусалимская православные Церкви.

Различия имеются и при написании икон. В православном служении — это двумерное изображение, католицизм практикует натуралистические размеры.

Восточные христиане имеют возможность развестись и венчаться второй раз, в западном обряде разводы запрещены.

Византийский обряд Великий пост начинает в понедельник, а латинский — со среды.

Православные христиане накладывают на себя крестное знамение справа налево, сложив пальцы определенным способом, а католики делают это наоборот, не акцентируя внимания на кисти.

Интересна трактовка этого действия. Обе религии согласны, что на левом плече сидит бес, на правом — ангел.

Важно! Католики направление крещения объясняют тем, что при наложении креста происходит очищение от греха к спасению. По православию при крещении христианин провозглашает победу Бога над дьяволом.

Как относятся друг к другу некогда бывшие в единстве христиане? Православие не имеет с католиками богослужебного общения, совместных молитв.

Католицизм не так категоричен в своем суждении. Православные слывут схимниками (раскольниками), но не отнесены к еретикам, при этом православные церкви признаются истинными.

Православные церкви не верховенствуют над светскими властями, католицизм утверждает верховенство Бога и подчинение властей Папе Римскому.

По латинскому обряду любой грех оскорбляет Бога, православие утверждает, что Бога оскорбить нельзя. Он не смертный, грехом человек наносит вред только себе.

Повседневная жизнь: обряды и служения

  1. Управление в православии принадлежит автокефалии, католики находятся в непосредственном подчинении понтифику.
  2. В православном храме иконостас отделяет алтарь, в костелах алтарем называют престол.
  3. Восточные церкви проводят свои служения более длительными, при этом все, кроме больных, христиане стоят во время службы, имея место для совершения глубоких поклонов. Католические храмы оборудованы местами для сидения, но при этом прихожане могут молиться на коленях.
  4. Православие совершает миропомазание при крещении даже младенца, по латинскому обряду это действие допустимо при достижении ребенком возраста, когда он уже осознает ответственность за свои действия. Конфирмация детей является большим праздником, как для родителей, так и для прихожан костела.
  5. В православии священникам позволено жениться, рожать детей, а в католицизме обязателен целибат или другими словами, безбрачие.
  6. Обе религии признают Таинства, но у каждой имеется свой обряд их проведения.
  7. В костелах для исповеди обустроены конфессионалы — маленькие клетушки, через окно в которых человек говорит якобы Богу, не видя лица священника.

    Исповедальня в католической церкви

  8. В восточном обряде усопшие поминаются на третий, девятый и сороковой день, а в латинском течении — третий, седьмой и тридцатый.
  9. Чисто человеческий вопрос — о возможно применения контрацепции. Католики в этом случае категорически против контрацепции, православным разрешено предохраняться в некоторых случаях.

Высказывания святых о разделении и единстве

Различий между христианами обоих обрядов много, но главное, что их объединяет — Святая кровь Иисуса Христа, вера в Единого Бога и Святую Троицу.

Святой Лука Крымский довольно резко осудил негативное отношение к католикам, отделяя при этом Ватикан, Папу и кардиналов от простых людей, имеющих истинную, спасительную веру.

Святой Филарет Московский сравнивал разделение между христианами с перегородками, подчеркивая при этом, что до неба им не дотянуться. По словам Филарета нельзя называть христиан еретиками, если они верят в Иисуса, как в Спасителя. Святой постоянно молился о соединении всех. Он признавал православие истинным учением, но указывал, что Бог принимает и другие христианские течения с долготерпением.

Святой Марк Эфесский называет католиков еретиками, так как они отклонились от истинной веры, и призывал таковых не мировать.

Осуждает латинский обряд и Преподобный Амвросий Оптинский за нарушение постановлений апостолов.

Праведный Иоанн Кронштадтский утверждает, что католики вместе с реформаторами, протестантами и лютеранами отпали от Христа, основываясь на словах Евангелия. (Матв. 12:30)

Как измерить величину веры того или иного обряда, истинность принятия Бога Отца и хождения под силой Духа Святого в любви к Богу Сыну, Иисусу Христу? Все это покажет в будущем Бог.

Видео о том, в чём отличие православия от католичества? Андрей Кураев

Независимо от того, верим мы в Господа или нет, но все мы верим во что-то высшее. Население земного шара исповедует большое количество различных религий. Какой из них следовать – это только Ваше решение. Так, например, среди населения нашей страны чаще всего встречается православие и католицизм. Все чаще люди задаются вопросом о том, чем отличается католическая вера от православной?

Различие церквей

Существует ряд факторов, которые определяют чем отличается католическая церковь от православной:

  • Различное понимание единства церкви. Православные разделяют таинства и одну веру, а католики ко всему этому относят и единого главу церкви – Папу.
  • Отличие в понимании кафоличности и вселенскости. Для православных каждая поместная церковь, возглавляемая еписопом, воплощает в себе Вселенскую Церковь, а католики добавляют к этому, что она еще должна иметь связь с поместной Римо-католической церковью.
  • Католики отмечают в Символе Веры, что Святой Дух походит от Сына и Отца, а православные утверждают, что он пошел только от Отца.
  • Также различие присуще и в понимании таинства брака. Католики говорят о том, что браки заключаются раз и навсегда, а православная церковь может расторгнуть брак в некоторых случаях.
  • В католицизме есть такое понятие как чистилище, которого нет в православии.
  • Католиками принят догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это говорит о том, что ее не коснулся первородный грех. Православные чтят святость Богородицы, но верят в то, что она, как и все люди, была рождена с первородным грехом.
  • В католицизме есть догмат о том, что Мария телом и душой находится на небесах. В православии в это тоже верят, но не подкрепили догмой.
  • Догма католицизма также заключается в главенстве Папы над церковью в вопросах морали и веры, управления и дисциплины. В православии же такое верховенство не поддерживается.
  • Православие несет в себе один обряд. Он же есть и в католицизме и называется византийским, а также является одним из нескольких.
  • В католицизме есть догмат о безошибочности Папы, а православные верят лишь в безошибочность решений Вселенских Соборов.
  • Православные принимают решения только 7 Вселенских Соборов, а католики руководствуются 21.

Часто задаваемые вопросы

Есть большое количество вопросов, которые интересуют многих людей. Уровень духовности у каждого разный и не все могут правильно ответить на вопросы или решить поставленные задачи.

Можно ли православному в католический храм

Священники говорят о том, что ходить в католический храм православному можно, а вот принимать участие в обрядах – нельзя. Тоже самое касается и католиков по поводу православных храмов. Бывает такое, что люди хотят сменить веру и принять обряд крещения. Такой вопрос необходимо решать непосредственно со священнослужителем.

Почему православные отмечают Рождество 7 января

Иной вопрос заключается в том, почему католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января? Данная разница возникла из-за разницы в григорианском и юлианском календарях. Католики, которые живут по григорианскому календарю, отмечают в ночь с 24 на 25 декабря. Среди православных же действует юлианский календарь, который разница между ними изначально была в 1 день, а со временем составила 13 дней. Со временем было принято решение об изменении юлианского календаря, но разница так и осталась.

Именно поэтому Рождество отмечается православными в ночь с 6 на 7 января. Но не все православные церкви приняли такую установку. Некоторые поместные православные церкви так и празднуют этот праздник 25 декабря. Многие все же считают правильным празднование Рождества 25 декабря. Это связано и с соблюдением поста. Ведь многие православные, как и католики отмечают Новый год. А как же можно праздновать этот праздник, если пост заканчивается только 7 января?

Выбор веры не всегда зависит от нас. Бывает такое, что это решение принимают за нас наши родители. Самое главное – это не кидаться из одной крайности в другую. Перед тем, как решить сменить веру, необходимо четко осознать все тонкости как позитивные, так и негативные.

Господь всегда с Вами!

Католические церкви

В Католической церкви существуют несколько обрядов: латинский обряд, другие западные обряды и восточные литургические обряды. Видимым главой Католической Церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме. Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие непринятия решений Первого Ватиканского собора. Кроме того, существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Святым Престолом.

Римский католицизм Неримский католицизм Маргинальный католицизм
Католицизм латинского обряда Старокатолицизм: Старокатолическая церковь Германии, Старокатолическая церковь Австрии, Старокатолическая церковь Нидерландов, Христианско-католическая церковь Швейцарии, Польская национальная католическая церковь, Польская национальная католическая церковь Америки Апостольский католицизм: Католическая апостольская церковь (Германии и Англии), Новоапостольская церковь (Германии, ЮАР и др.)
Католицизм восточного обряда: греко-католики (в частности, украинские), марониты, сиро-католики, сиро-малабарцы, коптские католики, эфиопские католики, армянские католики, халдеи и др. Консервативный католицизм: Бразильская католическая апостольская церковь, Католическая американская православная церковь, Мексиканская православная католическая апостольская церковь, Католическая апостольская галликанская церковь, Старороманская католическая церковь Франции, Старокатолическая мариавитская церковь Польши, Африканский легион Марии (Кения), Национальная католическая апостольская церковь Либеральный католицизм: Православная католическая церковь, Автокефальная галликанская католическая церковь, Апостольская гностическая церковь (все 3 — во Франции), Либеральная католическая церковь США
Реформированный католицизм: Филиппинская независимая церковь, Чешская гуситская церковь
Англороманский католицизм (англокатолицизм): Свободная протестантская епископальная церковь Великобритании, Свободная протестантская епископальная церковь Нигерии, Африканская православная церковь Зимбабве, Африканская православная церковь ЮАР
Католические церкви, возглавляемые независимыми епископами («episcopi vagantes»): Католическая апостольская православная церковь Востока (Алуэтт-Писсак, Жирика, Франция), Смешанный независимый главный приход Восток-Запад (Беэмское миссионерское аббатство, Франция)

> История

Смотри История Римско-католической церкви

Распространение

Распространение католицизма в мире

Католическая церковь — крупнейшая (по числу верующих) ветвь христианства. По данным на 2004 год, в мире насчитывалось 1,086 млрд католиков. Их число постоянно увеличивается за счёт роста числа верующих в Азии, Америке и Африке.

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину.

В Западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США.

В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое число католиков есть во Вьетнаме,Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»).

На Ближнем Востоке много католиков в Ливане.

В Африке проживают по разным оценкам от 110 до 175 миллионов католиков .

До 1917 года в Российской империи, по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (в основном в Царстве Польском). Согласно переписи населения 1897 года общее число римо-католиков составляло 11 миллионов 468 тысяч человек. В современной России (2005) существует около 300 приходов Римско-католической церкви. Оценки общего числа католиков в России разнятся от 200 тысяч до полутора миллионов человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 785 тысяч

Греко-католицизм (или католицизм византийского обряда) распространён среди албанцев, белорусов, словаков, венгров, румын, украинцев, закарпатских русинов и мелькитов Сирии, Ливана и США; а также отчасти среди греков, болгар, хорватов и русских. Католики других восточных обрядов проживают в Индии, на Ближнем Востоке, Египте, Эфиопии, Эритрее, Ираке и в диаспоре.

Доктрина

Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

В Католической церкви существует семь таинств:

  • крещение,
  • брак
  • миропомазание (конфирмация)
  • евхаристия
  • исповедь
  • елеосвящение
  • священство.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, кафедральный собор архиепархии Матери Божией в Москве

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

  • догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (в отличие от православия и протестантизма) и догмат о Её телесном вознесении (в отличие от протестантизма);
  • учение о чистилище (в отличие от православия и протестантизма);
  • широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) (в отличие от протестантизма);
  • почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia) (в отличие от протестантизма);
  • утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
  • централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; утверждение монархического главенства Римского епископа над Церковью как преемника апостола Петра;
  • безошибочность учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности);
  • нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

Особенности латинского обряда

  • добавление «и от Сына» (филиокве) в символ веры;
  • обязательный целибат священства;
  • крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду;
  • совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство);
  • употребление при евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного;
  • подчёркивание значения тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы;
  • крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение, как правило, совершается пятью пальцами.

Структура

Герб папского престола

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает Папа Римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточно-католических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточно-католические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за Папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

  • апостольский викариат
  • апостольская префектура
  • апостольская администратура
  • военный ординариат
  • территориальная прелатура
  • территориальное аббатство

В Восточно-католических церквях существуют, кроме того, экзархаты.

Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты.

Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также общества апостольской жизни мирян. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые Папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно Папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.

Богослужение

Преобладающим обрядом в Католической церкви является латинский или римский, распространённый по всей планете.

Прочие Западные обряды ограничены территориальными рамками или рамками монашеских орденов. В северо-западной Ломбардии, кроме города Монца, около 5 миллионов человек практикуют амвросианский обряд, в городе Брага (Португалия) — брагский обряд, а в городе Толедо (Испания) — мосарабский обряд, в которых есть ряд отличий от литургии римского обряда. Восточные обряды употребляются в богослужении Восточно-католических церквей.

Характерные черты богослужения в латинском обряде

Подробнее смотри статьи: Месса, Литургия часов

Месса с участием Й. Ратцингера, с 2005 года — папы Бенедикта XVI

Богослужение до Второго Ватиканского собора традиционно совершалось на латинском языке. После данного собора совершается также и на национальных языках.

Литургия латинского обряда, месса — главное богослужебное действие, на котором совершается таинство евхаристии. Состоит из Литургии Слова (главный элемент которой — чтение Библии) и Евхаристической Литургии. Причащение в латинском обряде в Средние века осуществлялось под одним видом для мирян и под двумя видами для священнослужителей. После Второго Ватиканского собора всё большее распространение получает практика причащения под двумя видами и мирян. Для таинства используется пресный хлеб — хостия.

Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода — Адвент и Великий Пост, два праздничных — рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (святого или события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие.

Ежедневное чтение Литургии часов (бревиария) обязательно для священнослужителей и монашествующих. Миряне могут использовать бревиарий в своей личной религиозной практике.

Внелитургические богослужения включают в себя пассийные службы, в том числе Крестный путь, поклонение Святым Дарам, молитвенные процессии, храмовое общинное чтение молитв (главным образом, Розария) и т. д.

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое, как правило, следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

Сравнительный анализ православия и католицизма (2)

10

«Религия есть последняя и наивысшая сфера человеческого сознания,

будь то мнение, воля, представление, знание или познание:

она есть абсолютный результат, область,

в которую человек вступает,

как в область абсолютной истины…»

Г. Гегель

Введение

Религия возникла около 40-50 тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нем, человек понял, что его окружает упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений. Для этой силы человек придумал тысячи имён, но их суть одна – это Бог.

Мы живём в начале третьего тысячелетия, и все шесть миллиардов живущих на земле верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что его нет. Поэтому религия является одной из важнейших вещей в жизни человека, его жизненной позицией, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым он живёт (действует, мыслит, чувствует).

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене — христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Христианство – наиболее распространенная мировая религия и одна из самых развитых религиозных систем мира. На начало третьего тысячелетия это самая многочисленная религия мира. И хотя христианство в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочисленные церкви, вероисповедания), которая характерна для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Общее число ее последователей составляет около 2 миллиардов человек. Христианство – это собирательный термин для характеристики трех основных направлений: православия (Россия, Болгария, Румыния), католицизма (Италия, Испания, Франция, Португалия, Ирландия, Хорватия, Словения, Австрия, Польша, страны Латинской Америки, Венгрия, США) и протестантизма (Германия, Англия, США, Швейцария, скандинавские страны, Финляндия). В реальности христианство никогда не представляло собой единой организации.

Христианство (от греческого слова christos — «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — появляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, — священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений — схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства — «вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи, в конце концов, завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V — VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов — и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

Православие.

Православие — одно из трех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (от греческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV — XI веках.

Православие не имело единого церковного центра, т.к. церковная власть была сосредоточена в руках 4 патриархов. По мере распада Византийской империи каждый из патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь.

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств: Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Православная церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста — это «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Первое место среди великих, главных праздников занимает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники — 12 наиболее значительных праздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница) , Воздвижение креста Господня, Благовещание, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм.

Католицизм

Католицизм – от греческого слова katholikos – всеобщий (позже – вселенский). Католицизм – западная разновидность христианства. Появился в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа (папы). Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности (православная церковь отвергает данное утверждение).

Источником вероучения католики признаю Священное писание (Библию) и святое предание, которое (в отличие от православия) включает в себя постановления вселенских сборов католической церкви и суждения пап.

Добавление к символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына

Духовенство даёт обет безбрачия – целибат. Утвердился в 13 веке, чтобы не допустить раздела земель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин отказа многих католических священников в наши дни от сана.

Догмат о чистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ, другие признают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания её там сокращён «добрыми делами», совершаемыми в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» — молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви.

.Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её членов. (Православие опровергает данное утверждение).

Католицизм, как и православие, признаёт 7 таинств – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование.

Различие православия и католицизма.

Католицизм и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной Церковью.

Главной причиной раскола христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния (как своей Церкви, так и личного). Неудивительно, что раскол начинается именно во время процесса утверждения христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени, когда соединение церковной и государственной политики (особенно в странах западной Европы) становится наиболее сильной.

Однако имеется один немаловажный фактор, сыгравший определенную роль в расколе Церквей. Это — различие в понимании христианства, связанное с различием менталитета народов западной и восточной Европы. Это различие менталитетов рационалиста и мистика. В плане менталитета народов — это различие между западным, имеющим более выраженную рационалистическую тенденцию, менталитетом и восточным, где более выражена мистическая тенденция.

Вселенское Православие (православие- т.е. «правое» или «правильное», дошедшее без искажений) — это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15-ти автокефальных и нескольких автономных Церквей.

В отличие от православных церквей, римский католицизм отличается, прежде всего, своей монолитностью. Принцип организации этой Церкви более монархический: она имеет видимый центр своего единства — Папу Римского. В образе Папы сосредотачивается апостольская власть и учительный авторитет Римско-Католической Церкви.

Православие относится к Священным Писаниям, сочинениям и деяниям отцов Церкви как к священному слову, изошедшему от Господа и переданному людям. Православие утверждает, что богоданные тексты не могут быть изменены или дополнены и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны людям. Таким образом, православие стремится сохранить дух христианской веры таким, каким принес его Христос, дух в котором жили апостолы, первые христиане и отцы Церкви. Поэтому православие взывает не столько к логике, сколько к совести человека.

Католицизм рассматривает христианское предание скорее как «семена», которые Христос, апостолы и т.д. заронили в души и умы людей для того, чтобы те могли найти свои пути к богу.

Число таинств у католиков такое же, как и в древней Церкви, то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от древнецерковного. Католики учат, что таинства являются не только действительными, но и спасительно-действенным, и вне зависимости от состояния человека, который их приемлет.

Православная Церковь учит, что церковные таинства считаются действительными при совершении их всяким канонически правильно поставленным священником по Церковному уставу. Но спасительно-действенным таинство является тогда, когда человек приемлет его с должным расположением.

Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание легенды о непорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном вознесении после смерти на небо. Важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии не признаётся, а на первое место выходит вера в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен исходящим от Бога-Отца.

Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков же обет безбрачия– целибат, даёт всё духовенство Целибат утвердился в 13 веке, чтобы не допустить раздела земель между наследниками священнослужителя.

Православные отрицают догмат о чистилище, который — вопреки существующему мнению — не является аналогом понятия о мытарствах в православии, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.

В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки святых – мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православии отсутствуют реликвии Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, так и не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, что католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённых Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей. В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния.

Православие отрицает церковную иерархию католиков. Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её членов.

Это наиболее главные различия в вероучении православных и католиков. Существуют также различия в культурном выражении данных направлений. Это и различие в архитектуре храмов и церквей, изображений. Для католической традиции была свойственна глубокая религиозная экзальтация. Изображения в храмах, на иконах носили в основном страшные моменты, а в православии на первый план выдвигаются радостные просветленные моменты из жизни Христа.

Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.

Заключение

Религии отличаются одна от другой – у каждой есть собственные боги, священные книги, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии считается грехом, в другой может признаваться добродетелью. Каждую религию отличают особое мировоззрение и культ. Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, то останется суть, «сердцевина», практически одинаковая у всех религий.

Это утверждение верно и для православия и католицизма. Сравнивать эти два течения можно бесконечно, находя в любом аспекте различия, но не стоит забывать, что оба течения имеют общие корни- древнехристианскую церковь. В наше время большое количество людей придерживаются точки зрения о том, что не важно к какому верованию или течению ты принадлежишь- Бог один, един для всех, независимо каким способом поклонения ты выражаешь свою любовь и почитание к нему.

Сходство основных религиозных моралей и функций религии приводит к тому, что многие философы, теософы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, в той или иной степени представленной в моральном своде каждой религии.

Список литературы

  1. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 1995.

  2. Религии народов современной России: Словарь /Отв. ред. М.П. Мчедлов. – М., 2002.

  3. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3т. /Гл. ред. С.С. Аверинцев. – М., 1995.

  4. Марченков В. Г. Начала православия. М.: Петит, 1991.

  5. Культурология. История мировой культуры.. / Под. ред. профессора А.Н. Марковой.- М., 2000.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *