Православие и предпринимательство

В предлагаемой книге впервые представлен православный подход к предпринимательскому делу, что особенно актуально в условиях современного мира. Авторы книги Сергей Шарапов и Марина Улыбышева позаботились о том, чтобы книга была полезна любому читателю, как православному, так и представителю других конфессий, бизнесменам и тем, кто только планирует начать свое дело. Несмотря на насыщенность книги обилием библейских цитат и высказываний отцов церкви, книга заинтересовывает читателя легкостью изложения. Познавательные примеры из жизни не оставляют равнодушным. Простым доступным языком трактуются библейские истины. Православная этика предпринимательства, на которую делается главный акцент книги, основывается на заповедях Божиих, применение которых позволяет добиться успеха в любой сфере деятельности. А ведь стремление к процветанию и благосостоянию заложено в природе человека Богом и направлено на распространение христианских ценностей. Бедность и богатство — это то, что нас окружает. И правильная расстановка приоритетов, основанная на слове Божиим, помогает нам занять правильное место в жизни. На сегодняшний день бизнес в лице православных предпринимателей может стать основной движущей силой экономики современной России.
Православная этика предпринимательства — существует ли она? Может ли Православие стать основой созидания богатой и процветающей экономики? Может и должно. Глубокая вера в Бога, стремление к искреннему исполнению Его заповедей, к честному и добросовестному труду должно побуждать каждого христианина к созидательной деятельности. И только основываясь на этом можно построить «экономику с человеческим лицом», не поддаться соблазну зарабатывать как можно больше любым путем, научиться использовать свое богатство во благо. Книга «Бедность и богатство» представляет собой уникальное собрание изречений святых отцов и размышлений авторов на тему бедности и богатства, о его понимании в том числе и в русской культуре. Главная концепция книги заключается в христианском понимании богатства, которое не всегда является символом и залогом погибели духовной, но может быть использовано во благо и во спасение души, равно как и бедности, которая не всегда является символом или залогом спасения. «Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасает. Можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть» (преподобный Варсонофий Оптинский).

Авторы: Сергей Шарапов, Марина Улыбышева
Исполнитель: Сергей Шарапов
Издательство: Техинвест-3, Благословение
Год выпуска: 2011

Архиеп. Иоанн (Шаховской). «Христианское отношение к богатству и бедности»

Православные составляют большинство в России — неудивительно, что среди них немало предпринимателей. В пику современного общества, пропитанного либеральным грехом ростовщичества и обмана, существует целое сообщество православных предпринимателей. Об этом рассказал член группы православных предпринимателей Дмитрий Любомудров в программе «Наша точка зрения» на Царьграде.

Православные предприниматели: непаханая нива

Любомудров напомнил, что мы, православные, составляем большинство, более 80% населения России. И исполнять заповеди надо не только по воскресеньям на литургии, но и на работе, в повседневной жизни.

«И я должен сказать, что эта нива почти непаханая. У нас большинство предпринимателей, называющих себя православными, на деле заповеди нарушают. Позволяют себе нарушать договоры, не платить зарплату, не поставлять товар, или делать товар плохого качества. И мы как клуб православных предпринимателей свою задачу видим в том, чтобы напоминать наставления Патриарха», — сказал Любомудров.

Он напомнил о том, что правила для верующих предпринимателей были разработаны еще в 1912 году, до революции — российскими промышленниками, купцами. И сейчас разработана специальная «этическая финансовая система».

«Русская цивилизация должна играть по собственным правилам, что мы должны не прислуживать заокеанским «партнерам», а думать о собственном пути, о реализации собственного пути. В этом смысле ответственность несут в основном православные предприниматели, хотя бы просто потому, что их больше».

Принцип симфонии — и среди работающих

В Православии есть принцип, важнейший для понимания светского и религиозного — это принцип симфонии властей. Согласно этому принципу светская и церковная власть должны находиться в состоянии гармонии, сосуществования, синергии по-гречески, нераздельно и неслиянно. Подобные отношения между Империей и Церковью восходят еще к императору Константину Великому, а теоретизация концепции была осуществлена уже императором Юстинианом Первым.

По оценке Дмитрия Любомудрова, сегодня эта симфония глубже, чем была раньше. В отличие от Украины, где в парламенте позволяют друг другу бить лицо — «никакой симфонии там не наблюдается, а священники, которые называют себя якобы православными, призывают к убийствам, то о какой там симфонии может идти речь?»

«Слава Богу, что у нас на этом пути сделан значительный шаг, и мы, следуя наставлениям Патриарха, стараемся эту симфонию воплотить во взаимоотношениях не только предпринимателей. Я хотел бы сказать, вообще, людей работающих. Речь идет не только о командирах бизнеса, но и о тех, кто каждый день приходит в офис на рабочее место — ведь они тоже должны соблюдать заповеди. От них тоже зависит нравственное состояние страны, поскольку высший начальник может руководствоваться благими целями, а его помощники могут воровать, и он даже может об этом знать, или догадываться, но не предпринимать мер».

Грешить коррупцией — вылететь с поста

Многие проекты сейчас не двигаются, потому что нет доверия между предпринимателями, констатировал Любомудров. «Один говорит, я вам денег не дам, потому, что вы меня обманете. Другой говорит — а я вам не верю, потому, что вы мне не поставите товар. И дальше спорят — кто первый деньги даст, либо кто первый товар привезет, и многие из них основываются ведь на нехорошей статистике, действительно очень много воровства, очень много невыполнений обязательств — какая же здесь может быть синергия и симфония в стране? Даже если власть говорит, что вот допустим, наш Президент говорит правильные вещи — как надо объединять усилия, и так далее. А если его министры берут взятки, да еще с государственных компаний даже?»

В этой связи стоит ждать, пока коррупционеры уйдут с постов — а Улюкаев — первая ласточка. «Дело в том, что предприниматели России понимают, куда нас завела вот эта либеральная команда Гайдара, Чубайса и Кудрина. Они завели нас в болото, о чем Патриарх Кирилл неоднократно и очень явственно говорил, что свобода нужна не всякая, что нужно понимать, какую свободу надо. Не свободу вседозволенности и поклонения каким-то там непонятным нам ценностям.Свобода, как говорили святые отцы — это свобода не грешить».

«Мы придумали специальную систему, которая помогала бы православным предпринимателям — для начала — не обманывать друг друга, делать так, чтобы их не обманывали внешние подрядчики, поставщики, в том числе и банки, и инвесторы — и друг друга не обманывали. И тогда мы можем реализовать ту идею, что Русский мир — он шире, чем Россия, Российская Федерация, Русский мир — он по всему миру», — заключил Любомудров.

Многие ли знают, как соотносятся христианство и бизнес? Поскольку вся наша жизнь сегодня подчинена заботам о «хлебе насущном», то этот вопрос, как для верующих, так и для неверующих, несомненно, интересен.

В Библии тема богатства и праведности, их соотношения и совместимости встречается довольно часто. Что же обычно вспоминает человек, хоть раз читавший Библию?

Скорее всего, слова «блаженны нищие». Что же это значит, неужели Бог желает, чтобы все люди прозябали в нищете? Оказывается, совсем не об этом говорится в Священном Писании. Там сказано:

– Блаженны нищие духом! Это значит, что Царствие Небесное наследуют люди, в которых нет самолюбия, которые всецело преданы воле Божией.

Но и эти слова, как увидим, связаны с отношением христианства к бизнесу.

Ведь стремление к богатству возникает у людей самолюбивых, стремящихся к власти и удовольствиям. А у кроткого человека и благожелательного все мысли не о себе, а о других: как не навредить, как помочь другим людям из своего малого или большого достояния?

Кто-то может возразить, что так можно дойти до безрассудной расточительности. Оказывается, что не так. Иисус Христос призывает всех не к безрассудству, а к сознательному отношению к своей жизни.

Разве хоть кто-то из умиравших богачей забрал свое богатство после смерти в могилу? Только древние язычники укладывали в гробницы богатые сокровища, надеясь, что они помогут в загробной участи мертвецам.

Но разве нужно Богу, всемогущему Творцу этого мира, золото, украшения, подарки? Наивно было бы так думать. Такие подношения, скорее, угодны демонам, которые стремятся отвратить человека от Бога, внушают ему страсть к наживе, роскоши и наслаждениям.

В Евангелии есть несколько рассказов об отношении к богатству. Некий юноша спросил Спасителя, как ему наследовать Царство Небесное. Тот ему посоветовал пойти, продать все свое имение и раздать нищим. Юноша сначала задумался, а потом, опечаленный, отошел от Господа. Ему стало жаль своего богатства: так он был к нему привязан, что предпочел остаться с ним, а не с Богом.

Разве не так же поступаем и мы, когда за мирскими заботами забываем о том, что наша жизнь на земле не вечна? А что после смерти? Сколько молодых, энергичных людей становятся ныне жертвами погони за наживой! Их хоронят в красивых гробах, провожают пышные процессии, им ставят роскошные памятники. Но кто вспомнит о них? Успели ли они сделать за свою короткую жизнь хоть одно доброе дело? Накормили ли нищего или отобрали последнее?

Позаботились ли о сиротах или способствовали тому, чтобы дети потеряли родителей, убитых нуждой и болезнями? Большинство современных бизнесменов скажет: Я никого не убивал и не грабил. Юридически такой человек, возможно, не виновен.

Он даже может сказать, что жертвовал на храм или подал от своего богатства копеечку нищему. Но у Бога другие законы – не юридические, а нравственные.

Одна из евангельских притч рассказывает о богаче, который отказал нищему и был жестоко наказан в загробной жизни. Другой рассказ – о милостыне хвастливого богача в храме и о последней копейке, которую пожертвовала Богу в храме нищенка.

Спаситель объяснил своим ученикам, что эта бедная вдова положила больше всех, потому что отдала последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела.

Католичество сегодня идет по пути богача, который от своего богатства может выделить ничтожную часть и нищим. В последних посланиях римского папы Иоанна Павла II, в частности, в энциклике «Сотый год», говорится о том, что католическая Церковь поощряет бизнес и считает образцом современного общества США. Но призывает не забывать о милосердии и выделять милостыню нищим. Протестанты отходят еще дальше от Евангелия и считают богатство признаком угождения Богу.

На самом же деле в Евангелии четко говорится: Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф.19. 23).

Православное учение о спасении не осуждает ни денег, ни богатства, но призывает не привязываться к нему, а употреблять во благо людям.

Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.

Клуб православных предпринимателей в Липецке сложился в конце 2015 года.

Руководитель Клуба, председатель Липецкого регионального отделения «Опора России» Андрей Плотников:
«Тема создания такого клуба давно витала в воздухе. Сегодня назрела определённая необходимость объединиться людям бизнеса и войти в лоно церкви. Православие я для себя вижу идеологией нашего государства. Наш клуб поможет предпринимателям продвигать свои интересы согласно законам православного мира. Сейчас нужен такой бизнес, на который может опереться государство».

Назначение

Объединяет предпринимателей для духовно-нравственного, личностного, профессионального и делового развития, организованного ведения социально-ответственного бизнеса и формирования культуры предпринимательства, основанного на традиционных российских ценностях.

Направления деятельности:

  • объединение предпринимателей для соборного решения задач на благо государства и общества;
  • создание условий для духовного, личностного, профессионального развития, а также возможности для совместных бизнес-проектов;
  • формирование культуры предпринимательства и организационной культуры, основанной на традиционных российских ценностях;
  • поддержка духовно-просветительских проектов;
  • поддержка социальных проектов и благотворительность.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *