Православие и жизнь

«В современном мире, нет места мужчине, как главе семьи, нет места отношениям с взаимной любовью, если нет денег, ты никому не нужен». Знакомая формулировка?

Часть 1

Такой вывод делают большое количество мужчин, выбравших красную таблетку. Не важно, как они прозрели, сами, через статьи тут или любым иным способом, важно лишь, когда понимаешь объективную реальность и ее беспощадность, особенно в нашей стране, то, мягко скажем, становится не по себе в любом случае, тут важно не принять поспешных решений. А это сложно, ведь рушится в глазах весь мир, весь фундамент с треском рассыпается под ногами, рушится мораль, принципы, появляется ощущение, что упали декорации и ты оказался на маленьком плоту, посреди океана, кишащего голодными акулами. И вроде вчера еще ты считал, что ты сильный мужчина с железной волей, который чего-то достиг в своей жизни, у тебя была высшая цель и далеко идущие планы, но вот даже тень этой надежды ускользает. Причем, ускользая, оставляет раны, кровоточащие и жгущие, от бессилия, от беззащитности перед нынешней реальность.

Знакомо? Досадно? Не понятно, как жить дальше и зачем? Фактически, начинается если не депрессия или дезориентация, то приступ гнева, злости на виновников сего торжества маразма. А кто виноват? Откуда уверенность, что кто-то виноват, кроме Я? В данной ситуации есть выход, он принесет вам радость жизни, с широко открытыми глазами жизнь становится только лучше, поверьте, вы найдете массу примеров этому, если захотите.

Если разобраться в происходящем, ну или хотя бы сложить 2+2, то матриархат — настолько комплексная проблема, в который замешано и государство и баборабы, а в первую очередь — бабы, тут и блоггеры, включая коммерцию, масс-медиа и много чего еще, виноватого искать бесполезно, виноваты все, кто допускает и распространяет этот бардак, а допускают его на всех уровнях. Развивалась не одно поколение текущая ситуация, она уже имеет крепкие корни. Более того, просто не имеет смысла никого винить. Открыв глаза, лучше поступить, исходя из мужской природы. Искать выход и решение, а не оправдания и виноватых. Ситуация может измениться, только если мужчины изменятся сами, станут наконец Мужчинами, вернутся в соответствие со своей природой. Но у вас возникает вопрос, почему не искать виноватых, ведь все очевидно, женщины достойны самых не лестных чувств, надо включить режим использования их же самих или вообще отсечь с ними все точки соприкосновения и быть одному. А вот и нет! В корне не верное решение. Я поясню почему.

Почему я сказал «кто-то виноват, кроме Я?»? Потому что каждый человек, есть сумма его поступков, его взглядов и системы ценностей, приоритетов, опыта. Ваше мировоззрение, просто задумайтесь на минуту, плод ваших установок? Или установок системы, воспитания, манипуляций и дезинформации? Как вы сами считаете, вы объективны были всю сознательную жизнь, прожив в убеждении, что ваша задача – «вырастить дерево, посадить детей и воспитать дом»? Вот да, подмена слов и понятий в фразе, как и в вашей голове, они не ваши, не мои, это закладываемые в голову ценности, настраивающие мужчин на то, что он «должен», причем всем вокруг, даже популяции деревьев. И еще раз, просто вдумайтесь, вы лично, сами, своими интересами и целями жили? Или вас направляли и управляли? Если жили своим умом, вы знаете, какая поднимается встречная волна сопротивления общества к ячейке, выбивающейся из общего стада и «норм», не подчиняющаяся стадным директивам и императивам «женщина-бог». Потому, многие высунув голову и получив по колпаку за такой маневр, втягивают ее обратно в плечи и продолжают движение по курсу стада. В данный момент, дети клепаются конвейерным воспитанием по общей схеме, зачастую матерями-одиночками. На помощь им приходит государство, законодательство и масс-медиа, включая всю коммерцию, которая на этом зарабатывает. Итак, виноватых уже просто нету, я веду к этому, есть устоявшаяся, набравшая силу инерции и несущаяся как поезд без тормозов, матриархальная система, комплексная и многоярусная, практически не осознаваемая никем (как и вина в происходящем, т.к. это «норма»), кроме небольшого количества прозревших людей, способных мыслить свободно и самостоятельно.

В данный момент, в ближайшие годы и в обозримом будущем, ситуацию изменить не представляется возможным, по крайней мере радикально – точно нет, т.к. не так просто сломать столь мощный инструмент, учитывая количество зомбированных и не желающих принять правду, их можно понять, это тяжело признать, ведь мир без высокой любви как в кино и надежды на светлое будущее, не для слабонервных, что, впрочем, спорно, потому что страдать придется похлеще, чем прозревшему. Прозревает столь малое кол-во мужчин, что ослабить хват матриархата пока нельзя, но можно дать ориентир и знания тем, кто только сейчас понял или начинает понимать происходящее и не знает, как быть дальше, показать, что жизнь на этом не кончается, а как раз наоборот, жизнь вообще штука многогранная и имеет много всего интересного, кроме навязанных вам ценностей и целей.

Часть 2. Типаж современного общества

Итак, давайте разберем обычных персонажей, всплывающих во всех дебатах по МПО, это женоненавистники (настоящие, а не окрещенные этим словом некой ОЖП, прозревшие и задевшие этим женский уклад мира), монахи МИСПа и альфачи, пикаперы и иже с ними, а также, сторонники необходимости семьи и детей и их навязывание своей точки зрения.

По порядку:

Женоненавистники и их позиция, я ни с позицией, ни с ними самими не согласен. Эти товарищи оголтело ненавидят весь женский род, их высказывания радикальны, позиция всегда неизменна, аргументация не воспринимается, есть их мнение и не правильное. Давайте разбираться, за что, собственно, ненавидеть женщину? К этому моменту у вас в голове уже, скорее всего, сформировался ход мыслей «они нами пользуются, они безнравственные, беспощадные и вообще не способны на чувства». И снова, нет, нет и нет. Нет. Во-первых, самое важное, что необходимо усвоить, ненависть и прочий негатив, в первую очередь во вред будет идти вам самим, а не вашему «врагу».

Женщина вам враг лишь тогда, когда она вас явно динамит и манипулирует с корыстными целями. Смертность мужчин – не шутки. Не стоит портить свою нервную систему, ни один человек не стоит того, чтобы тратить на него свои нервы, мужская психика достаточно хрупкая и не рассчитана на это, к этому приспособлена только женщина, у них так устроена психика, они имеют иммунитет. Правильная, зрелая позиция мужчины, это здоровый пофигизм, чувство юмора и эгоизм.

Мир сошел с ума, здорово! Возьмите попкорн и наслаждайтесь. Не можете быть наблюдателем? Займитесь делом, мужчина если чего и должен, так это быть при деле, при том, деле, которое ему самому нравится и приносит удовольствие. Диван, это результат домашнего насилия и баборабства, прокрастинация. Мужчина, который живет своим умом, ради себя любимого, всегда чем-либо занят и на диван у него нет ни времени, ни желания, мир очень большой и интересный. Женщина, так же, как и вы, воспитанная такой, какая она есть, она так же зомбирована, только она привилегированная, а вы нет, и огромное значение имеет то, что женщины, в основном, высокопримативны и все еще живут по инстинктам древнего стада.

Их можно, даже больше, НУЖНО рассматривать, как домашнее животное/красивую спутницу (временную)/отдельный вид человека, но только не как равную мужчине. Естественно, она человек, с правами и своим внутренним миром, речь про отношение к ней. Нельзя судить женщину категориями мужчины, у них нет логики в привычном нам понимании, нет табу, нет ничего, к чему вы привыкли, общаясь с мужчинами. Вам никогда не убедить женщину, приводя логические доводы и не дождаться от нее реакций на ваши слова/поступки, таких, как вы привыкли от мужчины. Тут есть исключения, есть женщины с мужским складом ума, это не огранённый бриллиант, таких надо забирать и не отпускать никогда.

Женщины, они не непредсказуемы, нет, они просто иные, чуть более, чем полностью. «Баба есть баба, что с нее взять». Вот верная позиция. Для более глубокого понимания, жизненно необходимо прочитать книгу Олега Новоселова «Женщина, учебник для мужчин». Вы же не питаете ненависть к собакам, кошкам и прочим домашним питомцам (ведь вы не живодер, надеюсь), за то, что они себя ведут соответствующим природным инстинктам, образом? Вот так и с женщинами. К ним надо относиться снисходительно, либо обрывать всякие контакты, если пахнет неадекватом. Просто не обращайте внимания. У вас нет и не должно быть цели кого-то в чем-либо переубеждать, учить или подавать пример, вы не должны нравиться всем. Ваша задача – нравиться себе.

МИСП.

Я их называю монахами — целая категория людей, которые решили отречься от любых точек соприкосновения с особями женского пола. Не имеются ввиду монахи, служащие в монастырях. Это люди, живущие среди нас, просто они решили, что раз бабы такие, какие они есть, то я буду жить для себя, не обращая на них внимания, не замечая и не контактируя. Не осуждаю, имеет место быть, если вы способны обойтись без секса, пожалуй, даже завидую.

Но я считаю, что это крайность, в которую не стоит вдаваться, имея альтернативы. В конце концов, мужчина, это охотник (не обязательно на женщин), в современном мире, большой вопрос конечно, кто на кого охотится, но тем не менее, женщин, как и для отношений, так и для секса найти можно, просто для этого надо приложить некоторые усилия, отделяя мух от котлет, знать врага в лицо, так сказать, подходить к делу с умом. Хотя бы, оторвать зад от дивана, это уже большой шаг.

Собственно, тот же Олег Новоселов говорит, что позиция сепарации от женщин, есть позиция омеги, который убегает, чтобы не укусили. Не могу не согласиться с ним. Все контакты с женщинами, следует воспринимать, как игру. Когда знаешь приемы противника и умеешь грамотно противостоять, игра становится очень интересной и захватывающей, но главное быть подготовленным и уметь мыслить свободно, иначе можно загреметь самому в ловушку. Лично мной проверено, с очень высокопримативной и противной бабой, уложил на лопатки, сразу после секса, прям в конфетку превратилась, вся такая добрая стала, а всю дорогу чего она только не пыталась применить, виноватила до последней минуты, глядя с презрением, не раз применяла «настоящий мужчина должен». Когда поняла, что на мне это не работает, просто отдалась, да еще с такой страстью и старанием похвальным, прям любо-дорого.

Естественно, не стоит с такими связываться, осадочек ох какой остался, но академический интерес удовлетворен, я сам себе доказал, что они скроены одинаково. Какие конкретно усилия прилагать и надо ли? Отдельной статьей попахивает, уже много разных вариантов есть на сайте, от прямых предложений секса спамом на сайтах знакомств (статья тут, автор Жан), до ухищрений, описанных человеком на данном сайте, известным как «Мемуары омеги». Ну или иным любым, привычным для вас способом, на этот раз, вы уже вооружены знанием, а значит, вы теперь не так беззащитны перед женским произволом.

Лучший способ, это конечно, знакомство в реале. Ваш организм вам даст знать, подходит ли вам женщина, или нет. Биология – очень важна.
Альфачи, пикаперы и прочий люд. Сам не хочу и вас призываю, не обращать на этих товарищей внимания. Если у вас есть много свободного времени, либо вам любопытно узнать их взгляды и теории или вам, банально скучно и хочется «раскрасить досуг» полемикой и демагогией, вперед, они вам в этом помогут. У данных персонажей своя мотивация, свои цели преследуются на ресурсе, в общем, вам не к ним, если вы хотите просто продолжить спокойную жизнь. Объяснения излишни, я считаю. И уверен, настоящий альфа никогда не будет заниматься хвастовством. Хвастовство – это способ повысить самооценку. Самооценка альфы, сами знаете, какая =)

Сторонники семьи. Да, семья, настоящая, крепкая и с правильными гендерными ролями, приносит настоящее счастье всем ее членам, безусловно, это инстинктивное требование, удовлетворение данного инстинкта приносит счастье. Но чаще всего, семьянины считают себя выше всех остальных, свои устои и ценности считают необходимыми, для привития в массовое сознание, их не смущает, что действуют они так же, как и феминистки, только успех у них меньше в этой области, что я считаю положительным результатом, значит общество понемногу начинает понимать, что где-то нас всех нае… обманули.

К сожалению, они не отдают себе отчет даже, что пропагандируют мужчин лезть в петлю, учитывая матриархальный уклад общества, ведь зачастую, они даже не осознают свою рабскую участь. Безусловно, есть нормальные семьи, но это скорее исключение. Их не устраивает, что кто-то думает иначе, живет холостяком, а зачастую, их не устраивает, когда в другой семье главный – мужчина, который ведет себя не подкаблучно, не все могут так, это бьет по самооценке и вызывает нехилые баттхерты, не укладываясь в их модель поведения, ведь их учили иначе.

Их можно понять, любой холостяк и инакомыслящий – потенциальный конкурент на его жену или нарушающий установку «у меня все правильно, как у всех». Ну или, свободный от обязательств человек, живущий в свое удовольствие, тут играет зависть. Зато у меня все как у людей.

Христианство сегодня: социологическое исследование

Каково же сегодня положение православия, христианства и веры в целом в России? Какие процессы в этой области происходят? Давайте разберемся в этом подробнее.

Спустя много веков, христианство остается одной из мировых религий. Претерпев множество изменений, оно живет и продолжает выполнять свою главную функцию – сближение с Богом, с моральными ценностями и устоями.

Кризис коммунистической идеологии и демократизации общества вызвали среди самых разных слоев всплеск религиозных настроений. По данным статистики, в 90-е годы в России православными себя считали 54 % граждан, приверженцами ислама – 5 %, других религий и культов – 4 %. Остальные относили себя к числу неверующих.

После падения коммунизма в 90-е годы по всей стране развернулись восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. В Москве за короткое время был восстановлен взорванный в начале 30-х годов храм Христа Спасителя, возведенный в 19 веке на деньги миллионов простых людей в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время храм Христа Спасителя – одна из главных святынь России, здесь проводит богослужения сам патриарх всея Руси Алексий II.

Сегодня Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Однако не допускаются пропаганда «религиозной ненависти и вражды», а также «религиозного превосходства».

В 1997 году был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который существенно ограничивал деятельность проникших на территорию России из-за рубежа тоталитарных сект (сатанистов, сайентологов, свидетелей Иеговы и др.). Но, несмотря на это, проблема распространения различных сект по стране сегодня весьма и весьма актуальна. Люди вступают в подобные организации, закладывая все свое имущество и полностью посвящая себя секте и служению ее руководителям.

Одним наиболее важных событий начала 21 века можно назвать воссоединение русской православной церкви, которое завершилось в 2007 году. Все противоречия, стоявшие ранее, были развенчаны.

На днях пришла печальная новость, I иерарх русской зарубежной церкви митрополит Лавр, который был одной из главных фигур воссоединения церквей, умер 16 марта. Выборы нового главы русской зарубежной церкви приблизительно пройдут после Пасхи.

Теперь давайте обратимся к социологическому исследованию, которое в начале этого года было организовано Левада-Центром.

18-22 января и 22-25 февраля 2008 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативные для взрослого населения страны опросы, посвященные проблеме религии (выборка 1600 россиян). Абсолютное большинство, трое из каждых четырех, считают, что религия помогает человеку. Кому-то она дает прежде всего «забвение, утешение, облегчение душевных переживаний и боли». Чаще среднего это отмечают те, кто больше других нуждается в забвении: бедняки и представители низшего социального слоя. Опрошенные нами атеисты признают такую роль религии так же, как и верующие. Кому-то религия дает «очищение души», но этого атеисты уже не признают. Чаще других религиозное очищение души отмечают сельские жители, реже — москвичи и зажиточные люди. «Спасение души, путь к вечной жизни» — это, очевидно, центральная и главная роль религии. Атеисты ее отрицают по определению. Наибольшее признание она получает со стороны представителей низшего социального слоя и пожилых людей, наименьшее — со стороны молодежи. «Смысл жизни» — это для тех, у кого вся жизнь пронизана религией, сводится на нее. Атеисты признают такую роль не реже верующих. Наибольшее признание она получает у мусульман и представителей малочисленных конфессий. Наконец, религия может помогать не только отдельно взятому человеку в его индивидуальной жизни, но и окружающим людям, в совместной жизни людей. Самое распространенное мнение (его разделяет треть всех взрослых россиян), что люди обретают в религии «моральные и нравственные нормы повседневной жизни». Чем выше образовательный уровень, чем лучше материальное положение, тем чаще это признается. Сравнительно редко, но признают, нормализующую роль религии и атеисты, а сравнительно часто – православные и представители малочисленных конфессий.

Людьми религиозными – «очень» или «в какой-то степени» — считают себя 42% россиян, немногим меньше половины. Признание своей религиозности мало связано с материальным положением, образовательным уровнем и социальным статусом человека. (Повышенная религиозность заметна как у самых бедных, так и у лиц с высоким социальным статусом. Высокообразованные граждане, чаще других затрудняются ответить на поставленный вопрос). Гораздо важнее в данном случае гендерный и возрастной факторы. У женщин религиозность существенно больше, чем у мужчин (51% против 30%). С возрастом религиозность постепенно растет (18-24 года – 29%, 25-39 лет – 38%, 40-54 года — 44%, 55 лет и старше 49%). По роду занятий, повышенной религиозностью отличаются пенсионеры, служащие без специального образования и руководители, управленческие работники. Ниже средней религиозность у рабочих, значительно ниже – у учащейся молодежи, а меньше всего религиозных людей — среди работников силовых структур.

Каждый второй из тех, кто считает себя религиозным человеком, отметил, что «религия заставляет меня задумываться о смысле жизни, о душе, вечности», несколько меньше половины (40%) – что «религия помогает мне быть терпимым к людям, к их недостаткам», каждый третий – что «религия просто необходима мне как верующему». Религиозные чувства окружающих людей и проявления данных чувств религиозными людьми чаще всего воспринимаются серьезно: «люди раньше таили свои религиозные чувства, а сейчас перестали их скрывать» (35%), «происходит приобщение к Вере все новых и новых людей» (32%). Лишь немногие (14%) не доверяют их проявлениям: «это все только внешняя мода, не имеющая под собой сколько-нибудь глубоких религиозных чувств».

По результатам социологического опроса на вопрос «Какую религию вы исповедуете?» 71 % респондентов ответили «православие», 15 % опрошенных граждан заявили, что не исповедуют никакую религию. 1 % граждан ответили, что они являются католиками, протестантами. Менее 1 % опрошенных признают себя иудеями и буддистами. 5 % респондентов являются мусульманами и атеистами. Затруднилось с ответом около 2 % граждан, 1% выбрали другой вариант ответа.

Таким образом, можно отметить, что в России по-прежнему доминирует православие.

На вопрос «Насколько большое влияние на государственную политику оказывают в нашей стране церковь и религиозные организации?» 4 % процента опрошенных утверждают, что «слишком много», 14 % «немного больше, чем необходимо», 45% респондентов «ровно столько, сколько должно быть», «немного меньше, чем необходимо» — 11 %, 7 % — «слишком мало», 19 % «затруднились с ответом».

Также был задан вопрос «Следует ли уделять определенное место религиозным знаниям в программе общеобразовательной школы?». Результаты таковы: «в школе не должно быть места религии» – 20 %, «по желанию учеников и их родителей в школе можно изучать историю религии, основы религиозной нравственности» — 60 %, «нужно восстановить преподавание Закона Божьего в средней школе для всех желающих» — 12 %, другой вариант ответа – 1 % и затруднились с ответом 8 % опрошенных.

Таким образом, мы получаем общую картину современной действительности. Православие главенствует в российском обществе, процент неверующих достаточно высок. На одной территории соседствуют различные конфессии. На сегодняшний день верят в Бога как богатые, так и бедные. Поэтому вера в Бога не связана с социальным положением.

В церковной среде по-прежнему кипят религиозные процессы, церковь сегодня связана с обществом и государством в целом.

Заключение.

Научное исследование христианства началось еще в 18 веке и продолжается до сих пор. Внимание к религии как к мощнейшему идеологическому средству государства вряд ли иссякнет, до тех пор, пока будут продолжаться межгосударственные, межнациональные конфликты, развязанные на религиозной почве, пока существует сама религия.

Если взглянуть на результат воздействия христианских идей на общество и государство, то, пожалуй, никто не усомнится в том, что сила их действия на человечество оказалась беспримерной. Это говорит нам о том, что вся история после Христа стала качественно другой под влиянием христианских идей. То есть политико-правовой характер этих идей раскрывается в их воздействии на человечество.

Побуждает ли религия к добру или в ней коренятся многие проблемы человечества? Возможно, сам Бог глубоко оскоблен религией, которая подстрекает к вражде, делает совесть нечувствительной, вызывает фантазии, далекие от действительности и сеет в людях предрассудки, суеверия, ненависть и страх! Выход может быть только один – искать истинную религию, ту, которая не противоречит его заповедям. Вера имеет право называться истинной только в том случае, если она побуждает проявлять сострадание на деле. Решить для себя этот вопрос каждый должен сам – в размышлениях, в исследованиях, в поиске.

Нам же необходимо подытожить. Церковь сегодня важна. Она необходима, в первую очередь, для привития моральных и нравственных качеств человеку, необходима в качестве приюта уставшим от пошлости жизни, необходима для самого простого, для чего и была создана церковь, для веры.

Список литературы.

1. Библия.

2. Б. Рассел. Почему я не христианин — М.: Политиздат, 1978.

3. Брошюра «Молитва – это разговор с Богом» — Казань: Новая редакция, 2000.

4. Брошюра «Слово Твое – есть истина» — Казань: Новая редакция, 2000.

5. Брошюра «Существование Бога» — Казань: Новая редакция, 2000.

6. Брошюра «Сущность Бога» — Казань: Новая редакция, 2000.

7. Гончаров А.Н. Старообрядцы XXI века // Победа. – 2006. – 21 февраля. – с. 3.

8. Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 30, 40, 42.

9. И.С.Свенцицкая. Раннее христианство: страницы историй — М.: Политиздат, 1987.

10.История политических учений под ред. Нерсесянца — М.: Инфра М-Кодекс, 1995.

11.История религии — М.: центр «Руник», 1991.

12.История России, 20 – начала 21 века: учебник для 11 кл. / А. А. Левандовский. – М. : Просвещение, 2005.

13.К. Каутский. Происхождение христианства — М.: изд. полит. лит., 1990.

14.Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче// Календарь Древлеправославной Поморкой церкви. – 2004. – с. 72.

15.Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве — М.: изд. полит. лит., 1990.

Православие сегодня

Православие – это не просто система приходов, монастырей, не просто епископы, священники и миряне той или иной, каноничной или не каноничной юрисдикции. Православие – это, прежде всего, духовная традиция, совершенно особая и, если так можно выразиться, раскрывающая для нас особую грань христианства, не замеченную, иногда утраченную католиками и протестантами. Именно поэтому в Англии и во Франции, в США и т.д. православие не перестает быть русским, хотя богослужение давно уже совершается не по-славянски, а на французском или английском языках.

При этом нужно иметь в виду и то, что бывали случаи (в том числе как в древности, так и в советские времена в России), когда православная вера сохранялась единицами, случайно избежавшими репрессий. При этом православие продолжало существовать не в качестве какой-то общественной силы, но именно как духовная правда о Боге, о человеке, о Христе, невидимо, но реально пребывающем с нами «во все дни до скончания века». Таков опыт российских мучеников XX века, их тайного христианства, катакомбной жизни во Христе и тайного служения. Таков опыт духовной жизни в сталинских концлагерях и, прежде всего, на Соловках, который стал для нашего времени драгоценнейшим вкладом православия в мировую духовность.

Если же говорить о дне сегодняшнем, то здесь нужно заметить, что духовная ситуация в России очень непроста. В советские времена верующих, а в особенности просвещенных верующих, понимавших суть веры, ее глубину и смысл православной духовности, осталось очень мало. И даже теперь, на самом деле, таких людей тоже немного, потому что большинство из нас усвоило религию, главным образом, в качестве системы защиты от злых сил и так называемого сглаза, от болезней и т.д. Об этом свидетельствуют многочисленные «народные» молитвословы. Они, конечно, не одобряются Русской Православной Церковью, но продаются обычно в киосках на железнодорожных станциях. Здесь псалмы Давидовы, «Отче наш» и другие взятые из обыкновенных молитвенников тексты перемешаны с народными и чисто языческими заговорами и заклинаньями. Это что-то абсолютно средневековое, но у людей находит спрос и пользуется популярностью.

С того дня, когда религия в России была выпущена за пределы «гетто», в которое ее загнала советская власть, прошло 15 лет.

Что представляло собой это гетто?

Церкви были открыты (в Москве приблизительно одна десятая часть от того, что было до революции, по стране процент открытых церквей был значительно ниже), монастыри практически не существовали – за исключением Троице-Сергиевой лавры. Каждый молодой человек, бывающий в храме, автоматически становился объектом интереса комсомольских или партийных органов или же КГБ. Евангелие и другая религиозная литература была абсолютно недоступна. Среди москвичей распространялись православные книги, изданные в Брюсселе католиками из издательства «Жизнь с Богом», но до провинции они почти не доходили. О крещении каждого младенца сообщалось на место работы его родителей с тем, чтобы они были наказаны и, возможно, уволены с работы. Никакая проповедь за стенами церкви, даже на частных квартирах, не дозволялась и сразу же приравнивалась к антисоветской деятельности. Священники в храмах старались не проповедовать, чтобы не быть лишенными права служить. Молчали все за исключением нескольких человек, среди которых выделялся отец Александр Мень.

При этом официально Церковь находилась под покровительством советской власти. Патриарх Пимен, ныне покойный, лечился в той же больнице, где и члены Политбюро, и отдыхал в санатории ЦК КПСС.

Эта ситуация ушла в прошлое 15 лет тому назад.

Сегодня по всей России восстанавливаются тысячи старых и строятся сотни новых церквей. Епископ в каждой области не просто окружен почетом, но воспринимается людьми чуть ли не как второй после губернатора человек. Взрослые и даже пожилые люди крестятся и становятся верующими, хотя в течение всей своей жизни они никогда не думали, что станут верующими. Так, например, в нашем храме за исключением детей до 10 лет большинство прихожан – это люди, крестившиеся взрослыми. Есть такие, кто стал христианами в возрасте 60 лет и т.д.

Теперь не только в Москве, но и по всей стране везде продаются иконы, крестики и др., а также книги – молитвенники и жизнеописания святых. Эти книги имеются повсюду в огромных количествах. Библия и даже просто Новый Завет есть далеко не везде, хотя благодаря усилиям Российского библейского общества она издается сегодня в России большими тиражами. При этом книг для изучения и углубленного или духовного чтения Библии (экзегетика и lectio divina) – просто нет. Они только начали появляться в России и сегодня доступны только в Москве и Петербурге.

Я надеюсь, что даже из этой до предела краткой характеристики можно понять, что ситуация, в которой находится и сегодня православие в России, непроста.

С одной стороны просто невозможно смотреть без внутреннего подъема на то, как открываются новые храмы. Я часто бываю в небольшом поселке в 40 км от Москвы. Этой весной здесь начали строить церковь, совсем маленькую, из бревен, прямо на берегу небольшого ручья, на опушке леса. Это напоминает пейзаж работы какого-нибудь русского художника девятнадцатого века или пейзажное стихотворение поэта дореволюционной эпохи.

Но за этой внешней, действительно, радующей сердце картиной стоит достаточно сложное содержание. Для того, чтобы вам, дорогие слушатели, было легче усвоить его суть, изложу по пунктам:

Богослужение повсюду совершается на средневековом славянском языке, который почти не понятен прихожанам, которые, хочу это подчеркнуть еще раз, почти на 100 процентов неофиты. Они, в отличие от прихожан советского времени, которые пришли в церковь в детстве, не привыкли к славянскому языку, он для них сакрален, но непонятен. Я сам очень люблю славянский язык, который знаю с детства, но при этом прекрасно понимаю, что этот аналог католической латыни, которую я в течение 20 лет преподавал в университете и поэтому знаю очень хорошо, является сегодня препятствием на пути человека к Богу. Славянский язык делает долгие службы византийского чина недоступными для большинства людей, которые не в состоянии понять их содержание, разобраться в том, что именно читается и поется во время богослужения.

По этой причине большинство прихожан в церкви привлекает не содержание службы, а какие-то отдельные и чисто ритуальные моменты. Они приходят сюда, чтобы взять домой святой воды, облобызать почитаемую икону или взять освященного перед ней масла, облобызать мощи святого, но не более. Люди чувствуют (именно чувствуют) присутствие высшей силы в церкви, но при этом смысл евангельского призыва Иисуса вытесняется (иногда полностью) приверженностью к обрядовой стороне православия, что приводит к тому, что огромным числом людей вера в Бога начинает восприниматься как нечто магическое. Несколько лет тому назад в Москву со Святой горы Афон привозилась в специальном саркофаге голова святого Пантелеймона. Чтобы поцеловать ее (через стекло), к этому саркофагу стояла очередь в течение всего месяца с утра до вечера, причем люди ждали в ней своего момента по 8-10 часов. Однако на вопрос, почему они пришли сюда, они могли сказать только, что «это полезно для здоровья». В такой религиозности играют основную роль не наши личные отношения с Богом через Иисуса, но материальный объект, своего рода фетиш, без которого религия для этих людей теряет смысл.

С таким религиозным «материализмом» связана и позиция священника, который на исповеди зачастую выясняет только, постился или нет прихожанин, собирающийся причащаться. Нужно сказать, что пост в России сегодня соблюдается очень строго. Он заключается в том, что люди полностью отказываются от мясной и молочной пищи, а в течение Великого поста и от рыбы. Однако проблема заключается не в строгости аскетических правил, но в том, что в некоторых случаях евангельское учение превращается в систему запретов для прихожан. Так, например, многие считают большим грехом, если женщина или девушка придет в церковь в брюках или не наденет на голову платка.

Достаточно сильны среди православных людей в России сегодня эсхатологические настроения. При этом ожидание конца света имеет почти всегда политический привкус (как это уже было у русских старообрядцев в начале восемнадцатого века). Эсхатологические ожидания сегодня сочетаются с неприятием демократических реформ и той открытости по отношению к Европе и США, которая сегодня утверждается в России. Признак приближающегося конца света эти люди видят в том, что Россия перестала быть великой державой и утратила контроль над бывшими социалистическими странами, а НАТО усилило свои позиции в Восточной Европе. Так, например, мне пришлось читать в одной православной газете, что Антихрист уже родился – это Ричард Холбрук. Понятно, что можно по-разному, в том числе и резко отрицательно, относиться к деятельности этого политика и дипломата, имея в виду его миссию в Югославии, но считать, что он Антихрист – это значит превращать веру в политику.

Одной из форм ксенофобии является нетерпимость по отношению к другим христианским конфессиям. Если в годы советской власти в католиках и протестантах видели братьев, поддержка которых помогала христианам России выжить в эпоху государственного атеизма, то теперь в них принято видеть врагов. Мне представляется, что неприятие экуменизма, сегодня действительно весьма широко распространенное, базируется на двух основаниях.

Во-первых, отрицательное (порою резко отрицательное) отношение к иным конфессиям базируется на чувстве ущемленной национальной гордости. Таков пример недавно умершего священника Димитрия Дудко, который в эпоху Брежнева был антикоммунистом и одним из самых смелых борцов за религиозную свободу, сидел в тюрьме и т.д., однако в последние годы жизни горячо поддерживал коммунистов и с восторгом говорил о Сталине, ибо при Сталине Россия была великой державой и ее боялся весь мир. В этом контексте православие истолковывается как русская национальная религия, а призыв к добрым отношениям между христианами разных конфессий воспринимается как направленный против России, против ее прошлого и будущего, против ее национальной идентичности и т.д. Таким образом, христианство в России для многих превращается в форму выражения национального духа и в знамя национальной духовности. Ясно, что в этом случае оно неминуемо теряет свой вселенский характер.

Во-вторых, неприятие экуменизма в России сегодня – это своего рода защитная реакция. О своей собственной православной вере, о ее глубинах и потрясающих духовных сокровищах люди знают очень немного, поэтому им начинает казаться, что отстоять свою правоту можно только в борьбе. Здесь на помощь приходит агрессивность и противопоставление своей веры иным исповеданиям. Отсюда и постоянное нагнетание неприятия по отношению к католикам и протестантам – все это поддерживает в своем собственном сознании образ врага.

Так, например, молодой художник заявляет по телевидению: «Ни у одного другого народа нет такой иконописи, как наша». Он делает это заявление и, конечно, при этом ничего не знает о том, что представляет собой религиозное искусство у других народов. Почему бы не сказать по-другому? Например: «Наша иконопись такова, что нет ни одного народа, который бы не восхищался ею». И это была бы правда, причем очень радостная для нас, русских, ибо не случайно копия «Святой Троицы» Андрея Рублева стала главной святыней и символом католической церкви Святой Троицы (Ste Trinite) в Париже.

Сегодня религиозная ситуация в России обусловлена, во-первых, тем, что воспитанное на марксизме общество и прежде всего политики ищут новую общеобязательную для всех идеологию, которая была бы в то же время «единственно правильной», каким был марксизм-ленинизм. В результате, в сознании, многими (в том числе чистыми и действительно верующими людьми) православие начинает восприниматься как новая идеология. Политики, руководители политических партий и государственных структур, губернаторы и их окружение публично демонстрируют свою причастность к православию. При этом каждому ясно, что религиозными людьми они не являются. Трансформация православия в новую идеологию для России мне представляется опасной. Православие – это правда сердца, нечто глубоко интимное, наполняющее нашу душу, ее глубины, это наше молитвенное настроение, это тайна наших личных отношений со Христом. Поэтому, когда православие превращается в PR-технологию современных политиков, это оказывается очень больно для верующего человека.

Во-вторых, эта ситуация объясняется невысоким уровнем знания о вере, о Боге и о Евангелии, но, главное, тем обстоятельством, что сами верующие крайне слабо представляют себе, что такое православие. Так, для огромного числа людей юлианский календарь, отстающий от современного григорианского на 13 суток, кажется одним из основных признаков православия. Верность старому календарю представляется им самым чуть ли не самым важным элементом их веры. Это несмотря на то, что от него давно отказалось большинство Православных Церквей, и в том числе Константинопольская. Когда митрополит Владимир в Петербурге сказал во время проповеди, что Русской Церкви по примеру Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Православных Церквей пора перейти на новый стиль, группа прихожан устроила скандал. Затем религиозные активисты через коммунистическую газету «Советская Россия» и приложение к ней, которое называется «Русь православная», объявили митрополита еретиком. Эта же газета постоянно называет еретиком и другого члена Священного Синода – митрополита Минского Филарета за его последовательный экуменизм. А недавно опубликовала призыв большой группы писателей и нескольких депутатов запретить в России все еврейские национальные и религиозные организации. Разумеется, эта газета не имеет ничего общего с Русской Православной Церковью, но само ее название («Русь православная») в глазах многих делает эту газету голосом православия. Вот что представляет та политическая ситуация, в условиях которой в России мало-помалу распространяется правда о Христе и Евангелии.

Каковы перспективы развития религиозной ситуации в нашей стране? Думаю, что они, в общем, не плохи.

Только в течение двадцатого века христианство в рамках традиции русского православия как за пределами России, так и внутри нашей страны дало миру таких людей, как отец Алексий Мечев и архимандрит Софроний (Сахаров), отец Сергий Булгаков и мать Мария (Скобцова), отцы Николай Афанасьев и Александр Шмеман, архимандрит Таврион, митрополит Антоний Блум и отец Александр Мень.

Я имею в виду полное радости православие недавно канонизированного РПЦ Алексия Мечева, который похож одновременно на святого кюре из Арса и падре Пио. Я имею в виду учение о духовной жизни о. Софрония (Сахарова) и его учителя русского старца Силуана, жившего на Афоне. Я имею в виду святую жизнь матери Марии, русской монахини из Парижа, которую можно назвать православной сестрою святой Эдит Штайн. Мать Мария, философ, поэт и ученый, полностью посвятила себя каритативной деятельности и во время войны спасала евреев, за что была нацистами отправлена в газовую камеру.

Я имею в виду литургическое возрождение, связанное с трудами отцов Николая Афанасьева в Париже и Александра Шмемана в Нью-Йорке, которые во многом предвосхитили учение Второго Ватиканского Собора о литургии и учение о молитве митрополита Антония (Блума). Я имею в виду практический экуменизм и жизненный подвиг архимандрита Тавриона, который никогда не покидал пределы СССР, и труды отца Александра Меня, убитого в начале перестройки. Его научную и пастырскую деятельность, в которой было синтезировано все, что сделали перечисленные выше люди, и, конечно, его экуменизм. Это великое наследие всё более становится известным.

В Церкви есть немало духовно здоровых людей и сегодня. Важно только, чтобы они не боялись, а для этого им нужна поддержка, в том числе и со стороны христиан за пределами нашей страны. В Русской Православной Церкви все больше развивается каритативная работа, к чему призывает патриарх Алексий: не только возводятся новые храмы, но организуются воскресные школы, библиотеки, православные учебные заведения для взрослых и т.д.

Общество развивается; агрессивный национализм сегодня не является идеологией большинства. Общество постепенно отторгает идеологию изоляционизма, которая привлекает к себе сегодня главным образом маргиналов.

Главная задача заключается в том, чтобы люди получали серьезную информацию в области религии и овладели бы фактами, касающимися сути веры, Евангелия и церковной истории. Важно, чтобы человек в России питался бы не пропагандистскими мифами, а конкретными фактами. Любой миф теряет свою привлекательность, как только человек овладевает фактами. Для этого необходимо больше встреч со студентами в государственных университетах, больше публикаций в печати. Замечательно, когда католические ученые работают в России в качестве профессоров в самых разных областях. Прекрасно, когда сестры из разных конгрегаций работают в России в больницах, детских домах, в центрах помощи наркоманам, детям с ограниченными возможностями, бездомным, среди которых тоже немало детей, старикам и т.д. Это сразу меняет отношение к христианам иных исповеданий. Я это знаю, ибо сам вовлечен в эту работу. Именно работа среди тех, кто болен, страдает или выброшен за пределы общества или на улицу, по слову Иисуса в двадцать пятой главе Евангелия от Матфея, исцеляет христиан от духовных недугов и нашу веру от ее искажения. Venite benedicti Patris mei – «Приидите, благословенные Отца Моего»…

В России необходимо строить открытое общество, и тогда ситуация в Церкви тоже нормализуется, причем довольно быстро.

Православие и мир

Православие и мир (Правмир)

URL

Коммерческий

нет

Тип сайта

православный интернет-портал

Регистрация

необязательная

Язык(-и)

русский, английский

Посещаемость

посещаемость 4-5 млн. уникальных посетителей по данным Top.Mail.ru

Расположение сервера

Москва (Россия)

Автор

Анатолий Данилов

Главный редактор

Анна Данилова

Начало работы

20 января 2004

Текущий статус

работает и развивается

Рейтинг Alexa

▲ 11 589 (9 ноября 2018)

«Правосла́вие и мир» (Правмир) — независимый мультимедийный интернет-портал о православии и жизни общества. Имеет версии на русском и английском языках. Создан в январе 2004 года.

История

Идея создать такой сайт пришла в голову Анатолию Данилову, по словам Анны Даниловой:

Однажды он решил, что в Интернете нет миссионерского сайта. Есть богословские, есть для воцерковлённых, а миссионерского нет — надо сделать! Его горячо поддержал отец Александр Ильяшенко, и уже оба они меня поставили перед фактом, что надо быть мне главным редактором. Я долго сопротивлялась, но уговорили. Так, 20 января 2004 года появился «Правмир».

По словам Александра Ильяшенко «Наши прихожане подхватили эту идею и с энтузиазмом стали развивать новый проект. В первую очередь это были, конечно, сам Анатолий , Анна Любимова, которая по моему благословению стала Главным редактором, а через год-два совместной работы стала Даниловой, создав с Толиком прекрасную семью. Надо назвать еще Сергея и Софию Зеленовых, Екатерину Сысину, Татьяну Алешину, Максима Власова. Благодаря их энтузиазму, а также исключительным таланту, инициативе, работоспособности А. Даниловой сайт стал быстро развиваться, приобрел широкую известность и весьма обширную аудиторию».

По признанию Анны Даниловой, вначале «Православие и мир» был по сути приходской сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, «но тот подход, который был выбран отцом Александром и Анатолием — доброго разговора, в том числе о сложных проблемах, который как-то в обычном православном дискурсе отсутствует, — оказался очень востребованным. У нас стала расширяться аудитория, люди начали рассказывать, как помогли им материалы. А мы всегда знали, что если хотя бы одному человеку это будет нужно, то все не зря делается. Оказалось, что действительно это нужно, и процесс пошел».

Позиционирует себя как «независимый» и, по мнению некоторых клириков, выражает позицию «церковных либералов»). Вскоре стал популярным интернет-ресурсом с аудиторией, включающей как воцерковлённых православных христиан, так и неверующих и сомневающихся. С 2011 года активно освещает политическую жизнь страны, периодически выступая с оппозиционных позиций. По словам сотрудника телеканала Царьград Михаила Тюренкова, начиная с 2011 года «Правмир», созданный как православный консервативный ресурс, «совершил либеральный поворот, став рупором, с одной стороны, внутрицерковных либерально-обновленческих кругов, а с другой — заняв либерально-оппозиционные позиции по многим вопросам государственной политики».

12 сентября 2013 года скончался основатель сайта Анатолий Данилов. По словам Анны Даниловой: «низкий поклон всем тем, благодаря кому „Правмир“ существует до сих пор — редакции, которая мобилизовалась и держала оборону, авторам, попечителям и жертвователям. Вместе выстояли, а ведь осенью 2013-го года почти никто не сомневался, что „Правмир“ не переживет 2014-й год».

Проекты

  • Служба «Вопрос священнику». Редакция сайта получает около 20 писем ежедневно и привлекает для работы священников из Москвы и из других городов России..
  • Православная стенгазета. Еженедельное миссионерско-просветительское издание, выходящее в формате электронного документа и распространяемое более, чем в 500 приходах Русской православной церкви.
  • Лекторий «Живое общение» Лекции по литературе, искусству, музыке и дискуссионные встречи с творческими людьми.
  • «Неинвалид.ру». Уникальный социальный портал о преодолении болезни и силе духа, об инвалидах и для инвалидов.
  • «Матроны.ру». Сайт для чувствующих и думающих женщин. Психология, воспитание, семья, культура, здоровье, общество.

Признание

Портал два раза входил в «народную десятку» самых популярных сайтов Рунета — главного российского конкурса сайтов «Премия Рунета», на котором занял в 2005 году 7-е место, став первым православным сайтом, вошедшим в десятку, а в 2006 году — 6-е место. С 2007 года портал не принимает участия в конкурсе, как и другие православные интернет-порталы.

На 3-м фестивале «Вера и слово» были награждены разработчики и сотрудники портала «Православие и мир». Как полагают создатели фестиваля, портал отличился свидетельствами о евангельских ценностях в средствах массовой информации. Награда выдавалась за заслуги перед всемирным православием. На 4-м Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» редакция портала «Православие и мир» была награждена бронзовой статуэткой небесного покровителя фестиваля — апостола Павла за проект «Еженедельная газета для православных приходов».

19 октября 2010 года Центр Беркмана по изучению интернета и общества при Гарвардском университете (США) назвал портал «Православие и мир» одним из наиболее цитируемых сайтов Рунета, вместе с порталом Богослов.Ру и официальным сайтом Московского патриархата Патриархия.Ру.

13 января 2017 года главный редактор портала была награждена премией Правительства Российской Федерации за 2016 год в области средств массовой информации «за большой вклад в духовно-нравственное воспитание и реализацию социально-значимых проектов». В своей речи Анна Данилова рассказала историю издания и поделилась проблемами, которые стоят перед «Правмиром»: «13 лет назад, когда мы начинали „Правмир“, многие коллеги изумлялись, кто будет читать издание про доброе и вечное, про христианский взгляд на современность, когда есть столько развлекательных СМИ, не ставящих эти сложные вопросы о смысле жизни, смысле смерти, смысле милосердия и служения, страдании и радости. Другие коллеги говорили, что независимое издание, у которого нет бюджета, кроме небольших пожертвований читателей, нет официального статуса и административного ресурса, никогда не будет жизнеспособным».

Статистика сайта

Согласно опросу «Кому, как и зачем исследовать православный мир», проведённому исследовательской службой «Среда» в 2011 году среди 50 учёных, изучающих религию, «Православие и мир» занял второе место в пятёрке наиболее посещаемых респондентами сайтов.

В январе и апреле 2019 года по данным Top.Mail.ru посещаемость сайта превысила 5 000 000 уникальных посетителей.

События 2019 года

В июле 2019 года бывший духовник портала, протоиерей Александр Ильяшенко, опубликовал заявление, назвав редакционную политику «подчас не церковной и не православной»: «К сожалению, из тех, кто начинал работу на „Правмире“, практически никого не осталось, редакция работает в обновлённом составе. В последние несколько лет, вопреки моим неоднократным возражениям, на сайте стали регулярно появляться материалы, недопустимые на православном ресурсе. Очевидно, главный редактор и возглавляемая им редакция руководствуются далеко не всегда согласными с моими принципами». В беседе с протоиереем Димитрием Смирновым 17 июля 2019 года отец Александр признался, что «уже несколько лет практически не читал» сайт. «Ряд статей я считаю невозможными. Из этого я сделал вывод, что компетентные люди ушли из проекта».

Анна Данилова поблагодарила за сотрудничество протоиерея Александра Ильяшенко, и заверила, что издание продолжит работу с тем же объёмом и качеством.

Некоторые сотрудники Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ выступили с резкой критикой редакции сайта. Телеканал Царьград ТВ назвал Правмир изданием, «которое на сегодняшний день только прикрывается религиозным названием, а по сути является либерально-западническим оппозиционным политическим ресурсом».

В защиту сайта выступили некоторые общественные и церковные деятели. Главный редактор альманаха «Дары» Сергей Чапнин назвал «Правмир» единственным «живым и динамичным» православным интернет-изданием. Анализируя случившееся, он предположил, что конечная цель критики — увести на другие ресурсы «консервативную часть пятимиллионной аудитории „Правмира“».

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя разрыв отца Александра Ильяшенко с редакцией сайта, заявил, что рассматривает его «как в большей степени рабочий процесс. Так случается, что люди, которые вместе что-то основывали, потом расходятся. Конечно, это вызывает сожаление, но никаких общецерковных решений по поводу ресурса „Правмир“ принято не было. Были отдельные комментарии, в том числе — сотрудников официальных структур».

Примечания

  1. pravmir.ru at WI. Православие и мир. website.informer.com.
  2. Глобальный рейтинг сайта «Православие и мир» (англ.). Alexa Internet. Дата обращения 9 ноября 2018.
  3. Православие и мир (версия на английском языке)
  4. † Анатолий Данилов (20.07.1971 – 12.09.2013).
  5. https://pravoslavie.ru/122365.html
  6. Нефёдова М. Православный интернет и его обитатели: Анна Данилова // «Нескучный сад»
  7. Игумен Виталий (Уткин) — Моя личная точка зрения на сайт «Православие…. archive.is (16 февраля 2013). Архивировано 16 февраля 2013.
  8. Выборы. Как это было на самом деле. Часть 1..
  9. https://tsargrad.tv/news/osnovatel-i-duhovnik-pravmira-protoierej-aleksandr-iljashenko-zajavil-o-razryve-s-jetim-resursom_207822
  10. Данилова А. А. Ампутация. Год второй // Православие и мире, 15.09.2015
  11. Возможные модели взаимодействия между православными сайтами обсудили журналисты православных СМИ на фестивале «Вера и слово». Официальный сайт Московской патриархии, 01.11.2006.
  12. Стенгазета для вашего храма | Православие и мир (рус.) (неопр.) ?. www.pravmir.ru. Дата обращения 15 октября 2019.
  13. Лекторий «Живое общение» (рус.) (неопр.) ?. Живое общение. Дата обращения 15 октября 2019.
  14. НЕ ИНВАЛИД.RU | Энциклопедия мужества (рус.) (неопр.) ?. НЕ ИНВАЛИД.RU (6 марта 2014). Дата обращения 15 октября 2019.
  15. Главная страница (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 15 октября 2019.
  16. Победители «Народного голосования» ПР-2005. Архивировано 1 июня 2012 года.
  17. Сайт Валаамского монастыря и сайт «Православие и мир» стали лауреатами «Премии Рунета». Официальный сайт Московской патриархии.
  18. Победители «Народного голосования» ПР-2006. Архивировано 14 июля 2012 года.
  19. Портал «Православие и мир» заработал награду для своих разработчиков. Информационное агентство «Комментатор», 13.12.2008.
  20. Редакция портала «Православие и мир» стал лауреатом IV Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Православие и мир, 14.10.2010.
  21. Портал «Православие и мир» признан в Гарварде одним из самых цитируемых сайтов православного рунета. Православие и мир, 29.10.2010.
  22. Список награждённых премиями Правительства Российской Федерации 2016 года в области средств массовой информации
  23. Главный редактор «Правмира» получила премию правительства в области СМИ.
  24. Лункин Р. Н. «Что угрожает православию?»: мир науки и мир веры. Некоммерческая исследовательская служба «Среда» (22 декабря 2012). Дата обращения 12 октября 2018.
  25. Экспертный опрос социологов и религиоведов «Кому, как и зачем исследовать православный мир?», февраль-май 2011, 50 экспертов (недоступная ссылка). Некоммерческая исследовательская служба «Среда» (26 декабря 2011). — Слайд 94. Дата обращения 9 октября 2018. Архивировано 9 октября 2018 года.
  26. ПРАВМИР: динамика визитов. Рейтинг Mail.ru. Дата обращения 15 октября 2019.
  27. https://ria.ru/20190711/1556427037.html
  28. https://www.youtube.com/watch?v=Ji_ldwphO0U&feature=share
  29. https://ria.ru/20190711/1556439423.html
  30. https://pravoslavie.ru/122365.html
  31. http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/16/krah_liberalpravoslavnogo_lobbi/
  32. https://tsargrad.tv/news/portal-pravoslavie-i-mir-bolshe-ne-mozhet-schitatsja-pravoslavnym_207890
  33. https://www.colta.ru/articles/media/21872-pravmir-chto-tut-nepravoslavno
  34. https://radonezh.ru/2019/07/22/vladimir-legoyda-cerkov-ne-cenzuriruet-pravoslavnye-internet-izdaniya-no-eto-ne-snimaet-s

Литература

  • Дымова И. А. Взаимодействие Русской православной церкви и СМИ // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). — Оренбург: ОГУ, 2015. — С. 1942-1949.

Ссылки

  • Ежедневное интернет-СМИ Православие и мир, официальный сайт
  • В Живом Журнале: pravmir_24
  • Страница в Фейсбуке.
  • Что такое православные СМИ?
  • Анна Данилова: Мы можем вытянуть социальную журналистику только вместе с читателями

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *