Православие иерархия

  • Православная церковная иерархия Ю. Рубан
  • Иерархия Христос Яннарас
  • Степени церковнослужителей прот. Владислав Цыпин
  • Священная иерархия прот. Владислав Цыпин
  • Таблица: Церковные чины первых веков христианства
  • Схема: иерархия в Православной Церкви

***

Иера́рхия (от греч. ἱερός (иерос) — священный и ἀρχή (архи) — начальство) – 1) (небесная иерархия) мир небесных ангелов, представителей различных ангельских степеней или чинов (Предание называет 9-ть таких чинов), взаимодействие между которыми осуществляется в рамках установленного Богом порядка, подразумевающего, что Божественная воля, Божественный свет преподается через высшие чины к низшим; 2) (трёхчинная церковная иерархия) священноначалие, совокупность представителей трех степеней священства: «епископ», «священник», «диакон»; 3) (церковная иерархия) порядок управления в Церкви, поразумевающий определенную каноническую подчиненность представителей более низких степеней священства и/или церковных должностей представителям более высоких; 4) возглавляемое Богочеловеком Иисусом Христом единство ангелов и людей, членов Церкви, объединенных действием Божественной благодати, взаимной любовью, общими высшими целями.

Иерархическая подчинённость является Божественным установлением и основополагающим принципом сосуществования всех разумных существ. Одним из убедительных подтверждений этого факта является то, что даже падшие духи (бесы) вынуждены сохранять подчинённость в своей среде, несмотря на стремление отменить или извратить Божественный миропорядок.

Иерархия – понятие православного катафатического богословия, сформулированное в «Ареопагитиках» и означающее священноначалие, священный порядок.

Понятие «иерархия» является терминологической новацией св. Дионисия. На страницах «Ареопагитик» оно встречается около 100 раз. Введя это понятие, св. Дионисий стремился раскрыть гармоническую структуру тварного бытия, выявить его согласованность и созвучие как отражение гармонической жизни нетварного Бога. «Основание этого мира – в неизреченном покое Божественной жизни, который открывается и в мировом ладе и строе. – Разъясняет учение об иерархии Г.В. Флоровский, – Бог есть Бог мира. Все в мире стройно и созвучно, все состроено и согласовано между собой; и ничто не теряет при этом своего своеобразия, но слагается в живую гармонию».

Начало и источник иерархии у св. Дионисия восходит к Святой Троице как «единственной причине всего сущего». Иерархический строй мироздания представлен несколькими ступенями. К двум наивысшим ступеням относятся познающие Бога ангелы и люди – бестелесные мыслящие ангельские умы и облеченные телом умные человеческие души. Три низшие ступени включают животных, растения и неживую природу.

Ангельские и человеческие умы имеют свои и первые, средние и низшие иерархические степени. Ангельская и человеческая (церковная) иерархии пребывают в непрерывном усовершенствовании своего Богопознания, поскольку «кроме Того, Кто истинно самосовершен и всесовершен, нет ничего самосовершенного, что не требовало бы усовершения». По мысли св. Дионисия, иерархическая структура ангельского и человеческого миров являет священный порядок через который тварные существа уподобляются своему нетварному Первообразу. «Цель Иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним, – указывает св. Дионисий. – Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественную Его красоту, она, по возможности, отпечатлевает в себе образ Его, и своих причастников творит Божественными подобиями». Существование иерархии подчинено первостепенной для тварных существ цели Богопознания и обожения. Эта цель раскрывается через Боговоплощение Иисуса Христа, Который есть «Наставник в изъяснении всякой Иерархии».

Ангелы являются посредниками между Богом и людьми. Как нематериальные «умопостигаемые мысленные сущности и деятельности» они наиболее приближены к Богу. «Прозрачнейшие и чистые зеркала», они непосредственно воспринимают Божественный свет и передают его другим. Небесная ангельская иерархия имеет 9 чинов:

  1. Серафимы.
  2. Херувимы.
  3. Престолы.
  4. Господства.
  5. Силы.
  6. Власти.
  7. Начала.
  8. Архангелы.
  9. Ангелы в собственном смысле этого слова.

Ангельские чины делятся св. Дионисием на 3 триады. Первая триада получает просвещение непосредственно от Бога, а следующие за ней посредством вышестоящих триадических иерархий. «Низшие чины небесных Существ познанию Божественных дел справедливо научаются от Существ высших; а сии, как всех высшие, Божественным тайнам научаются, сколько возможно, у Самого Бога», – указывает св. Дионисий. При этом основной Божественной тайной является тайна божественного домостроительства – тайна высочайшей любви Бога к человеческому роду.

Воплотившийся Бог не нарушает иерархической взаимосвязи людей и ангельского мира. Будучи Виновником бытия пренебесных существ, Он подчиняется распоряжениям Бога Отца, исполняемых ангелами. Сам Иисус был введен в число благовестников, назван Ангелом великого совета (Ис. IX, 6), говорил, что все, что Он слышал от Отца, возвестил нам. Вместе с тем Спаситель основывает церковную иерархию, образованную из многих людей единой Божественной жизнью.

Основное отличие церковной иерархии от ангельской заключатся в том, что именно через нее для тварного мира открывается перспектива обожения т. е. предельно осуществимого единения с Богом – «единения с Богом, сколь это возможно».

Для этого церковная иерархия наделена благодатью священнодействий, среди которых Крещение становится «началом обожения».

Получив Божественное рождение и Божественное бытие в Крещении, христианин непрестанно соединяется с Богом в «таинстве таинств» – Причащении.

Третьим по важности становится Таинство Мира – освящение мира, благоуханное помазание которым дарует христианину «вселение богоначального Духа». Таинство Рукоположения благодатно образует чин церковной иерархии. В него включены посвящающие:

  1. Епископы.
  2. Священники.
  3. Диаконы,

и посвящаемые:

  1. Монахи.
  2. Миряне («священный народ»)
  3. Оглашенные, кающиеся, одержимые.

Небесную и земную иерархии возглавляет Богочеловек Иисус Христос, являющийся духовным средоточием всей Богопознающей иерархии, выступающий посредником между ее членами. По Своей человеческой природе Он занимает место ниже ангелов, поскольку «принял существо от сущности людей». Вместе с тем, будучи Пресущественным, принимая человеческую сущность «способом, превосходящим всякую сущность», Он остается «началом, сущностью и богоначальнейшей силой» небесного ангельского мира. Таким образом, ангелы и люди соединяются Воплощением Бога, подчиняются созерцанию одних и тех же Божественных тайн. Как свидетельствует св. Григорий Нисский: «Мы люди стали согласными с ангелами, занимаясь с ними тем же самым богословием».

***

См. БЛАГОДАТЬ, НЕТВАРНЫЙ СВЕТ, АНТРОПОЛОГИЯ, САКРАМЕНТОЛОГИЯ

Иерархия богов Древней Греции

ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ.

ТИТАНЫ.

ОЛИМПИЙЦЫ.

• Аид — бог подземного царства мёртвых
• Аполлон — бог искусств и врачевания
• Арес— бог войны
• Артемида — богиня охоты
• Афина — богиня мудрости и войны
• Афродита — богиня любви и красоты
• Гера — богиня семейных уз
• Гермес — бог торговли, посланник Зевса
• Гестия — богиня домашнего очага
• Гефест — бог кузнечного дела
• Деметра — богиня плодородия
• Дионис — бог виноделия
• Зевс — бог неба и громаnull
• Посейдон — бог морей
Боги и божества водной стихии.
• Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
• Лимнады — нимфы озёр и болот
• Наяды — нимфы родников, источников и рек
• Нереиды — морские нимфы
• Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
• Океаниды — дочери Океана
• Понт — бог внутреннего моря
• Посейдон — бог морей
• Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
• Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид
• Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
• Тритон — бог, вестник глубин
Боги и божества воздушной стихии.
• Эол — полубог, повелитель ветров
• Борей — олицетворение северного бурного ветра
• Зефир — западный сильный ветер, читался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
• Нот — южный ветер
• Австр — восточный ветер
• Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
Боги смерти и подземного мира.
• Аид — бог подземного царства мёртвых
• Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
• Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств
• Керы — демоны смерти
• Танатос — бог смерти
• Гипнос — бог забвения, брат близнец Танатоса
• Эринии — богини мести

МУЗЫ.

• Каллиопа — муза эпической поэзии
• Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
• Эрато — муза любовной поэзии
• Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
• Мельпомена — муза трагедии
• Полигимния — муза торжественных гимнов
• Терпсихора — муза танца
• Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
• Урания — муза астрономии

ЦИКЛОПЫ

• Арг — «молния»
• Бронт — «гром»
• Стероп — «блеск»

ГЕКАТОНХЕЙРЫ.

• Бриарей — сила
• Гиес — пашня
• Котт — гнев

ГИГАНТЫ.

• Агрий
• Алкионей
• Гратион
• Ипполит
• Клитий
• Мимант
• Паллант
• Полибут
• Порфирион
• Тоон
• Эврит
• Энкелад
• Эфиальт
Другие боги.
• Ника — богиня победы
• Селена — богиня луны
• Эрот — бог любви
• Гименей — бог брака
• Ирида — богиня радуги
• Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
• Апата — богиня обмана
• Фобос — божество страха, сын Ареса
• Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
• Асклепий — бог врачевания
• Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
• Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
• Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
• Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
Неперсонифицированные боги.
• Сатиры
• Нимфы
• Оры — три богини времён года и природного порядка

ЧУДОВИЩА.

• Василиски
• Гарпии
• Грифоны
• Драконы
• Единороги
• Ехидна
• Кентавры (Центавры)
• Ламия
• Лернейская гидра
• Медуза
• Минотавр
• Немейский лев
• Пегас
• Пифон
• Сатиры
• Сирены
• Стимфалийские птицы
• Сфинкс
• Сцилла (Скилла)
• Тифон
• Фениксы
• Харибда
• Химера
• Цербер (Кербер)
• Эмпуза (Эмпуса)

ГЕРОИ.

Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.
• Ахилл
• Геракл
• Одиссей
• Персей
• Тесей
• Ясон
• Гектор

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

1.6 Иерархия и институты

Теперь, когда мы уже обозрели более чем 1000 лет церковной истории, остановимся в нашем рассказе, чтобы проанализировать некоторые формы и институты, составляющие суть эфиопского христианства. Они включают в себя чины церковной иерархии, культовые формы, воздействовавшие на жизнь верующих, и обычаи, которые развились, чтобы создать определенные рамки в жизни общины и вложить в них содержание.

1.6.1 Церковная иерархия

1.6.1.1 Абуна

Со времен Фрументия и до середины двадцатого столетия, как уже говорилось, во главе православной эфиопской церкви стоял епископ, носивший титул абуны, и бывший, по сути, египетским монахом – коптом, назначавшимся патриархом коптской церкви в Египте. Этот порядок, связывавший между собой две церкви на протяжении более 1600 лет, был необходим в качестве обоснования претензий эфиопской церкви на то, что она является частью продолжателей деяний первых евангельских апостолов. С другой стороны, этот порядок порождал организационную слабость в самом сердце структур эфиопской церкви.

После того, как Фрументий стал абуной Эфиопии в качестве епископа египетской (в дальнейшем – коптской) церкви, сложился обычай, по которому глава эфиопской церкви назначается египетским патриархом. После захвата Египта мусульманами копты поспешили обеспечить продолжение своей власти над эфиопской церковью. По указаниям патриарха Вениамина (623-662 гг.) было сформулировано, а в сущности фальсифицировано, решение, якобы принятое на Никейском соборе (собравшемся за 9 лет до крещения Эзаны). Оно, якобы, гласило: «Что касается эфиопов: никто из них не может отправлять должность патриарха, и они не имеют прав назначать патриарха для себя. Глава их церкви будет одним из людей александрийского патриарха, который назначит им одного из людей своей епархии, находящегося под его властью. Назначенный им глава церкви не будет иметь права назначать себе преемника, как это позволено патриархам. Он будет получать почести, полагающиеся патриарху, но не иметь его прерогатив». Все главы эфиопской церкви были, таким образом, египетскими монахами, вплоть до января 1951 г., когда был назначен Базилиос – первый абуна-эфиоп, при обстоятельствах, о которых мы расскажем в дальнейшем.

Несмотря на то, что среди эфиопских епископов были и такие, которые смогли внести значительный вклад в развитие христианства в стране, как, например абуна Я‘коб (1337-1344), вложивший много сил в христианизацию народов, покоренных Амда-Цийоном, или знаменитый переводчик абуна Салама (1348-1388), большинство присланных из Египта в Эфиопию епископов были в лучшем случае священниками среднего уровня. В Египте обычно можно было найти лишь немногих коптских монахов, которые согласились бы закончить свою жизнь в столь странной и непохожей чужой стране. Более того, наличие вакансии в Эфиопии частенько помогало коптской церкви избавиться от представителей духовенства, причинявших ей проблемы.

Иллюстрация 43. Слева: священники, фреска церкви в Годжаме.
Справа: Дабтара, гордый переписанным им самим ТАНАХом, Анкобар, Шоа.

Ввиду принципиальных различий между коптской и эфиопской церквами, прежде всего по поводу ветхозаветных обычаев, а также распространённой в Эфиопии полигамии, оставшейся как наследие язычества, даже наиболее образованным и гибким в мировоззренческом плане епископам было сложно приспособиться к реалиям эфиопской жизни. Часть из них даже оказалась в положении бунтовщиков. Поддержка абуной Я‘кобом бунтующих монахов области Шоа привела в конце концов к его изгнанию. Абуна Салама играл решающую роль в переводе христианской литературы на язык геэз, но он сыграл также не менее важную роль и в раздувании споров вокруг проблемы субботы, расколовшей церковь.

В большинстве случаев абуна прибывал, не зная местного языка и местных обычаев и не имея опоры на местах. Его изолированность и зависимость еще более ослабляла его в противоборстве с реальным главой эфиопской церкви, императором. Однако, несмотря на ограниченность власти абуны, он все же был незаменим: только епископу принадлежало право рукоположения священников и дьяконов в сан. Таким образом, его присутствие было необходимым для выживания и роста церкви.

Со смертью абуны задача добиться присылки его преемника из Египта превращалась в запутанную проблему. До прибытия нового епископа проходили месяцы, а то и годы. В ситуациях, когда связь с Египтом осложнялась, либо патриарху или мусульманским правителям Египта было выгодно не реагировать на просьбы из Эфиопии, место абуны могло оставаться вакантным на протяжении десятков лет. В такие периоды подвергалось угрозе само существование эфиопской церкви. Мы уже упоминали о такой эпохе в конце десятого века.

1.6.1.2 Священники

Институциональная слабость абуны, тот факт, что он был единственным епископом, а иногда и его отсутствие вообще, прямым образом отзывались на качестве духовенства. Усилия предотвратить нехватку духовных лиц, которая должна была возникать в случае отсутствия абуны, привели к закреплению обычая посвящать в сан священников и дьяконов детей. Вследствие этого посвящение в священники и продвижение в церковных чинах не было, как правило, связано с успехами в учёбе или с глубиной веры, а всего лишь с семейной традицией священничества. Ограниченное образование, которое получал дьякон или священник, частенько получалось не благодаря организованной системе просвещения, а имело источником личное обучение одним из членов семьи. Из-за того, что большинство священников были женаты и имели семьи, они являлись неотъемлемой частью местного общества, лишь немногим отличаясь от своих мирских соседей. Священникам при справлении помогали дьяконы (которые иногда сами становились священниками), а также дабтара, люди, получившие подготовку в литургическом пении и ремесле переписчика святых книг.

Иллюстрация 44. Справа: настоятель монастыря в Тембене, Тигре. Слева: монахи в Шоа.

1.6.1.3 Монахи

Единственной группой в церкви, имевшей достаточный уровень независимости и образования для того, чтобы выступать в качестве истинных представителей христианства, были монахи. Монахи не несли на себе бремени заботы о семье и других мирских забот, поэтому они могли посвятить себя посту, молитве и учению.

Многие монахи получали положение в сан священников до или после принятия монашеского обета. Как правило, священнический сан не был обязательным условием для того, чтобы стать монахом. В отличие от весьма централизованной системы посвящения в священники, ситуация с монашеством была гораздо менее жесткой. Любой игумен, а на практике любой монах мог принять монашеский обет от верующего. Даже расцветшие в средневековье монашеские движения не были организованы в конкретные структуры и в этом плане совершенно не были похожи на монашеские ордена в западном христианстве, такие, как бенедиктинцы или появившиеся позже доминиканцы или францисканцы. Начиная с 15 века, настоятель монастыря Дабра Либанос в провинции Шоа выполнял функции ычеге, то есть главы всего духовенства и монашества Эфиопии. Нередко именно он, а не абуна, был советником императора и его правой рукой в вопросах религии. Однако, он не обладал сколько-либо значительным прямым влиянием на руководство различных монастырей.

Многие монастыри связали себя с царским двором и давали императору поддержку в вопросах веры и культа, однако не меньшее их число сохранили свою независимость и предпочли связать свою судьбу с местными правителями. Как мы уже видели, монастырские движения, опиравшиеся на местную базу, такие, как движение в Шоа (под водительством монастыря Дабра Либанос), евстафиане и стефаниты, неоднократно представляли собою угрозу прерогативам центральной власти, как императора, так и абуны.

Иногда местные лидеры, проигравшие в общей политической гонке, считали за лучшее найти прибежище в монашеской жизни. Эти «неудачники» иногда расширяли ряды монастырей и даже усиливали тенденцию к самостийности и бунту против центра. Число монахинь, как правило, было значительно меньше числа монахов. Многие из монахинь были вдовами, принявшими решение посвятить себя вере по смерти их мужей. Хотя и существовали отдельные женские монастыри, обычно они примыкали к группам мужских монастырей.

1.6.2 Религиозные обряды

Возведение в священнический сан в эфиопской церкви, также как и в других церквах, является одним из семи христианских таинств. Другие таинства – это крещение, причастие, исповедь, венчание, миропомазание и елеосвящение. Использование двух последних из поколения в поколение постепенно уменьшалось, и они удостоились меньшего внимания в исторических источниках. Первые же три, напротив, на практике, тесно связаны друг с другом.

1.6.2.1 Крещение

Обряд крещения и наречения христианским именем проводится у эфиопских христиан на сороковой день после рождения сына и на восьмидесятый – после рождения дочери. Широко распространено обрезание мальчиков на восьмой день, хотя оно не является обязательным и не носит характера религиозного обряда.

До крещения как ребенок, так и его мать считаются ритуально нечистыми. В этом вопросе, как и во многих других случаях, эфиопский обряд основывается на указаниях Ветхого Завета. В периоды массовой христианизации, как например во время завоеваний, само собою, было распространено также крещение взрослых. Крещение производится троекратным погружением во имя Отца, Сына и Духа Святого. Оно символизирует также три дня пребывания Иисуса во гробе. Принимающий крещение (или его крестный отец, если речь идет о младенце) провозглашает свое отречение от Сатаны и заявляет о вере в Святую Троицу.

1.6.2.2 Исповедь

Только прошедшие обряд церковного крещения могут причаститься. Однако они обязаны (кроме детей) исповедаться перед причащением. Хотя исповедь существовала еще с первых лет церкви, принято приписывать её введение заслугам Зар’а Я‘коба. Ему же приписывается постановление о том, что у каждого христианина должен быть свой священник для исповеди.

1.6.2.3 Причастие

Обряд причастия, как во всех христианских церквах, был одним из главнейших составляющих в жизни православной эфиопской церкви. Особые песнопения (анафора) сопровождают этот обряд, в котором используются ячменный хлеб и вино. Он проходит в срединной части церковного здания. Порядок получения причастия прихожанами отражает систему духовной иерархии церкви: епископ, священники, дьяконы, дети, мужчины и в конце – женщины. Несмотря на то, что формально это таинство доступно для всех верующих, прошедших исповедь, на деле часто оно использовалось для выражения определённых политических и религиозных деклараций. Причащение, как и в других церквах мира, были своего рода символом легитимации и признания со стороны церкви, а отказ в оном – аналогичен наложению анафемы.

Священники могли отказать в причастии прихожанину (даже самому императору), если они считали, что он является грешником, еретиком или по какой-либо причине не заслуживающим причастия. Так, например, мятежные священники отказались допустить к причастию императора Амда-Цийона. Враждующие монастырские течения часто отказывались признавать действительность таинств противной стороны. В ходе теологических разногласий 18 и 19 веков, на которых мы еще остановимся, эти группы, разошедшиеся в христологических позициях, отказались от совместного участия в причастии. Часто величина круга причастников была материальным индикатором влияния той или иной общины или общинной подгруппы.

Иллюстрация 45. Поминальное шествие в память об императоре Менелике Втором, Аддис-Абеба, 1928 г.

1.6.2.4 Браки и погребение

Освящение брака священником является одним из главных обрядов христианской общины. Однако в Эфиопии церковные свадьбы, на которых супруги получали также и причастие, были скорее исключением из правила, нежели правилом. Поскольку освященный церковью брак было невозможно расторгнуть, многие христиане предпочитали оставить для себя открытой возможность развода. Священники, имевшие право жениться только один раз, были единственной категорией населения, сделавшей церковное венчание нормой. Эфиопские императоры заключали многочисленные политические браки и содержали также наложниц при царском дворе. Среди большей части населения браки заключались через семьи, как деловая сделка, и представляли своего рода соглашение между ними.

Несмотря на то, что технически погребение не считается религиозным обрядом, часто именно оно представляет собой наиболее важное общественное событие в жизни христианской общины, собирающее вместе множество родственников и соседей. В память покойного совершаются особые церковные службы. В богатых семьях принято совершать их на протяжении 40 дней после похорон. В дополнение к этому на третий, седьмой, двенадцатый, тридцатый и сороковой дни, а также в годовщину смерти покойного проводится обряд тазкар, поминовение усопшего.

1.6.3 Пути к святости

Таким образом, церковная иерархия имела монополию на отправление основных таинств, однако прочие аспекты религиозной жизни не подвергались столь жесткому контролю. Духовенство, и в первую очередь настоятели монастырей, удостаивались признания также в качестве целителей и мудрецов, и, в силу их почетного положения, занимались также разрешением распрей и споров. Нередко возникала тесная связь христиан на местах с каким-либо конкретным священником, и он становился их наставником как в религиозной, так и в светской области жизни. В обмен на это он получал дары, пожертвования на монастырь, а жертвователи следовали его советам и указаниям. Эти представители духовенства играли также решающую роль в распространении христианства среди завоеванных народов, попавших под власть императора. В сочинениях, описывающих историю их жизни, духовные лица как правило изображаются в качестве живого свидетельства превосходства христианства, как те, кто покоряют бесов и злых духов, а также языческих жрецов.

Несмотря на то, что в эфиопской церкви никогда не был установлен механизм официальной канонизации, такой, как например в католической церкви, тем не менее, многие из эфиопского духовенства после смерти были причислены к лику святых. Эфиопские святые избирались при участии народа и в большинстве своём были признаны таковыми только на местном уровне. Лишь отдельные личности, самыми известными из которых являются Такла-Хайманот и Габра-Манфас Кеддус, удостоились признания в качестве святых на общеэфиопском уровне. Верующие в своих молитвах просили их о заступничестве в периоды кризисов, совершали паломничества к их могилам и почитали их мощи. Монастыри конкурировали между собой за право владеть мощами этих святых, и император иногда поощрял верных ему, разрешая перенесение мощей святого из непокорного монастыря в тот, который считался более достойным такой чести.

Иллюстрация 46. Святой Габра-Манфас Кеддус на миниатюре из ТАНАХа, 19 век.

Кресты, иконы и святая вода также считались наделенными святостью, и среди народных масс была распространена вера в их чудотворную силу. Император Зар’а Я‘коб, к примеру, резко осуждал колдовские обычаи, однако заботился о защите своего дворца, регулярно окропляя его святой водой. Крест, или даже крестное знамение, считался защитой верующего против грешников, тайных злоумышленников и разных несчастий. Начиная с 15 в. эфиопское христианство ввело обычай не только носить крест, но и татуировать его на руках и лбу.

Эфиопские христиане были строгими монотеистами, но в духе культурной гибкости, свойственной их стране, верили в то, что существуют разные пути к Богу и что к Нему можно прийти с помощью различных посредников и представителей. Ангелы небесные – как и в других районах христианского мира, – и во главе их архангел Михаил, воспринимались как те, кто непосредственно вмешивается в личную жизнь верующих. Часто молитвы направлялись не непосредственно к Богу-Отцу, а к Иисусу, Деве Марии или многочисленным святым. Таким образом, у официального духовенства не было монополии на путь к Богу. В глазах эфиопских христиан духовенство должно было удовлетворяться только частичным контролем над религиозной жизнью.

Вопрос 4

«Эфиопское христианство являлось всеобъемлющей системой. С одной стороны, существовала религия, церковь которой осталась связанной «сверху» с государством и его правителями. С другой стороны, оно (христианство) было эластичным, подвижным вместилищем, открывающимся «снизу» изобилию влияний и местных обычаев.» Согласны ли Вы с таким положением? Подробно обоснуйте свое мнение.

Вопрос 5

«Эпоха Соломонидов» была прямым продолжением «Величия Аксума», как в политическом измерении, касающемся роста царства и его развития, так и в измерении религиозном, в развитии христианства. Согласны ли Вы, хотя бы частично, с таким положением? Согласны ли Вы с ним полностью?

Чины сил небесных и святых в православии. Небесная иерархия.

С момента создания мира и человека, всегда были существа, которые мешают людям, и, которые помогают. Ангелы, Херувимы, Серафимы – пожалуй, нет ни одного человека на земле, который бы не слышал об этих силах бесплотных. С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, ангелы почитаются практически у всех народов мира. Про ангелов не единожды упоминается в Святом Писании, описываются их действия при исполнении воли Божией, помощи праведникам, а также ограждение людей от бед и несчастий своим ангельским покровом. Но, об ангелах упоминается не только в главной христианской книге, сведения о них оставили и Святые отцы, которым небесные существа не раз являлись и передавали им волю Всевышнего, именно передавали, так как по Божьему замыслу, он посылает ангелов оповещать, приносить вести, поэтому они называются ангелами, то есть — вестниками.

Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные, могут влиять на мир вещей и на человека, но, только по воли Господа и его хотению, выполняя его волю. Всей сущностью своею, ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором пребывают, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем. Ангелов очень много, порою разум человека теряется в их бесчисленном количестве. На самом деле, все гораздо проще, ведь среди ангелов небесных, есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика Святого Апостола Павла – страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию Святого Дионисия — небесная иерархия имеет три степени, в каждой из которой три чина, соответственно всего девять духовных сущностей:

  1. Серафимы, Херувимы, Престолы — отличаются близостью к Всевышнему Богу. Господства;
  2. Силы и Власти — подчеркивают основу мироздания и мирового владычества;
  3. Начала — Архангелы и Ангелы — отличаются близостью к каждому человеку.

Господь наш Иисус Христос, изливает свою любовь на всех своих ангелов, начиная с высших ликов, поэтому чины ангельские пребывают в полной гармоничности и подчинении низших чинов высшим, согласно иерархии.

Серафимы — это имя означает «Пламенеющие, Огненные». Они находятся всегда рядом с Господом, из всех ангелов они ближе всего к Отцу Небесному. Пылают божественной и великой любовью ко Господу, передают ее другим ликам, воспламеняя их. Таково их главное назначение, и их главная задача.

Херувимы – это имя означает «Колесница». Пророк Иезекииль, видел их в образе льва, орла, вола и человека. Это означает, что Херувимы совмещают в себе разумность, повиновение, силу и быстроту, являются Божией колесницей и предстоят престолу Божию. Херувимы знаю все, что Господь дает познать своим детям, через них Бог посылает в мир премудрость и познание его.

Престолы – духовные сущности сияющие светом богопознания. На них не чувственно, а духовно почивает Сам Бог, и вершит свой справедливый суд. Их назначение помогать детям Божиим, быть честными и поступать только по справедливости.

Господства – владычествуют над последующими чинами ангелов. Их прямое назначение оберегать от грехопадения, укрощать строптивость, побеждать жажду искушения и благочестиво владеть своими чувствами.

Силы – сотворены Господом, дабы творить чудеса, даровать дары прозорливости, исцеления от недугов, и чудодействия святым Божиим угодникам и праведным святым отцам. Они помогают людям стойко переносить тяготы и лишения, даруют мудрость, крепость духа и благоразумие.

Власти – Истинным Богом наделены особенной силой, они способны укрощать действия и силу сатаны. Их прямое назначение защищать земных жителей от козней дьявольских, оберегать подвижников в их благочестивой жизни, и усмирять природные стихии.

Начала – руководят низшей степенью ангелов, направляют их деяния на выполнение воли Божией. Они управляют вселенной, миром и народами населяющими землю. Учат землян жить не ради собственной выгоды, а во славу Господа.

Архангелы – сотворены нести благие вести в мир людей, открывать таинство веры христианской, и доносить волю Господню людям. Они являются проводниками — Откровения.

Ангелы – главные защитники простых людей, есть у каждого человека, они наставляют его на путь праведный, оберегают от злых духов и нечистой силы, удерживают от падений и помогают подняться падшим.

Согласно Святому Писанию – над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил, небесный воин и главнокомандующий ангельского воинства. Во главе с Архистратигом Михаилом, Божеские Ангелы низвергли в преисподнюю возгордившегося ангела и всех, кто последовал за сатаной. Великий воин сил небесных Архистратиг Михаил, принимал участие во многих небесных битвах и защищал народ Израильский в бедах и невзгодах.

Кроме сил бесплотных, существует распределение всех святых на чины святости, которые понимаются разными категориями, а именно:

  1. Святые Ветхозаветные – Святые отцы и Пророки
  2. Святые Новозаветные – Апостолы, Равноапостольные и Просветители, Святители, Великомученики и Мученики, Исповедники и Страстотерпцы, Преподобные, Юродивые, Благоверные, Бессеребренники.

Итак, кто они эти святые новозаветные?

  • Cвятые отцы – канонизированные церковью Христовой за благочестие, добродетель и за праведную земную жизнь. Они пребывают на небесах и молятся за жителей земли пред Господом.
  • Пророки – Божии избранники, которым Господь поведал волю свою. Предсказывали будущие события, изобличали людей в грехах и пророчествовали о пришествии Спасителя.
  • Апостолы – ученики Господа Иисуса Христа, находившиеся с ним долгое время и в последние дни жизни его. По сошествию на апостолов Духа Святого, проповедовали слово Божие по всей земле, силою молитвы лечили людей, воздвигали храмы и обращали вере христианской иноверцев.
  • Равноапостольные и Просветители – подвижники Господа, пришедшие ко Христу по воле своей, по воле Господа обращали вере христианской многие народы.
  • Святители – священнослужители разных чинов, достигшие святости своею благочестивою жизнью, защитой христианства от ереси и расколов, а также глубоким попечением о своей пастве.
  • Великомученики и Мученики – глубоко верующие, претерпевшие мучения и принявшие смерть за свои убеждения, любовь ко Господу и веру Христову.
  • Исповедники и Страстотерпцы – глубоко верующие христиане, пострадавшие за веру от рук убийц и гонителей христианского вероучения.
  • Преподобные — подвижники христианской веры, которые вели монашеский образ жизни.
  • Юродивые – верующие христиане, намеренно отказавшиеся от привычного образа жизни, и подававшие себя смешными и неестественными людьми ради Господа Иисуса Христа. Таких людей особенно почитали, считая их Божьими людьми. Юродивые всегда имели дары прозорливости и чудотворения.
  • Благоверные – знатные и богатые люди, употребившие свою власть и богатство на нужды простых людей, на милосердие и сохранение христианских святынь.
  • Бессеребренники – обычно врачевавший люд, но не за серебряные монеты, а за слово доброе.

Истинный Бог – сотворил свои духовные сущности разумными и сильными, и распределил их согласно роду службы. По заслугам же, образу жизни и степенью святости – распределенные Ветхозаветные и Новозаветные Святые.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *