Православие музыка

Давно ожидавшийся любителями музыки концерт хора московского Сретенского монастыря и солиста Дмитрия Корчака состоялся в Большом зале консерватории 14 октября и пришёлся на большой праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Среди публики, собравшейся перед концертом, заметны были артисты, певцы, журналисты, преподаватели и профессора АХИ имени В.С. Попова, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова. Присутствовали на концерте и духовные лица. В зале была заметна молодёжь, в том числе и из Московского университета.

Программка, выпущенная к концерту отдельным изданием на глянцевой бумаге, с красивыми фото солиста, хора и регента Никона Жилы, содержала тематические статьи, а также перечень произведений, которые предстояло услышать. Почти все названия знакомые, но, тем не менее, новизна ожидалась. Собственно, новое было уже в том, что тенор Корчак представлял программу с церковным коллективом.

История хора ведёт своё летоисчисление от XVII века. Хор мужской, очень знаменитый не только у нас в стране, но и за её пределами, он постоянно участвует в самых значимых мероприятиях Русской Православной Церкви. Это и освящения храмов, и сопровождение визитов Святейшего Патриарха, а также участие в концертах, как, например, это было в церкви Святой Ирины, одном из самых древних храмов Константинополя во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Хор Сретенского монастыря является главным хором, сопровождающим богослужения Святейшего Патриарха, а также его визиты в епархии Русской Православной Церкви в России и за её пределами.

В репертуаре хора не только канонические песнопения православной церкви, но и шедевры светской академической и народной музыки, песни военных лет и сочинения современных композиторов. Такой диапазон под силу только высокопрофессиональному коллективу, объединённому идеей служения и возрождения высоких идеалов русской духовной культуры.

Регент Никон Жила, заслуженный артист России, уже более десяти лет руководит хором. В творческой работе коллектива в эти годы явно обозначилась линия на сближение с народной, массовой аудиторией. Тому подтверждением могут служить такие программы, как составленные из песен военных лет, «Шедевры русского хорового наследия», «Гимн России», отмеченные почётными наградами.

Дмитрий Корчак хорошо знаком не только московской публике, но и меломанам многих городов нашей страны. Выпускник Академии хорового искусства имени В.С. Попова выступал с концертами в городах от западных границ и до дальневосточных окраин России. Начиная с 2002 года, карьера певца стремительно развивается на лучших европейских и мировых оперных сценах.

Только в этом году Дмитрий Корчак с успехом выступил на сцене «Метрополитен-оперы», в Туринской опере, в Опере Льежа, в венском «Ан-дер-Вин», в брюссельском «Ла Моннэ». Летом этого года он участвовал в знаменитых европейских фестивалях в Бад-Киссингене в Баварии и фестивале Владимира Спивакова во французском Кольмаре.

Один из немногих наших певцов, успешно делающих карьеру на Западе, не упускает малейшей возможности выступить на Родине. И это было всегда при очень плотном рабочем графике артиста. Не стал исключением и сезон 2014-2015 годов, когда на сцене столичного Зала Чайковского Корчак дал концерт русской духовной и народной музыки с родным хором АХИ. Теперь программа этого концерта представлена на CD в новом альбоме певца «RECOLLECTION”. Второй диск в этом альбоме содержит DVD исполнения «Всенощного бдения» С. Рахманинова в Успенском соборе Кремля. И тут мы видим Дмитрия Корчака в качестве дирижёра, что соответствует его первой специальности.

Концерт начался исполнением древнего распева «Ныне силы небесныя». Это был своего рода зачин, настрой на серьёзный лад всех слушателей, пришедших в БЗК в этот вечер. На сцене царила строгость и сосредоточенность на торжественности смысла исполняемого духовного произведения. В таком же строгом, внутренне сконцентрированном стиле были исполнены следующие два произведения. Это «Благослови, душе моя, господа» и «Ангел вопияше», где солировал Корчак.

В первом отделении концерта прозвучали произведения Фёдора Мясникова, Павла Чеснокова, Добри Христова, Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова. Названия исполняемых произведений складывались в некое послание зрителям: «Хвалите имя Господне», «Во царствии Твоем», «Богородице, Дево, радуйся», «Разбойника благоразумного», «Странное Рождество видевше», «С нами Бог!»

Строгая, аскетичная манера исполнения хора и солиста сохранилась и во втором отделении концерта. Программа его как будто не сулила никаких откровений. Это, наверное, могло быть с кем угодно, но не с Дмитрием Корчаком. Сама композиция вечера содержала глубокий художественный замысел и шла от созерцания и осмысления того, что являет собою Россия, Родина. Это и «Ах ты, степь широкая» в исполнении хора, и «Родина» вместе с солистом.

Особенный след в восприятии слушателей оставила русская народная песня «Степь да степь кругом». Дмитрий Корчак своим исполнением представил в этом хорошо знакомом произведении историю целой жизни. Его повествование захватило зрителя, уверенно повело за собой, заставив глубоко сопереживать. Это была трагическая история, подлинная в передаче правды жизни. Да, перед нами был не просто певец, исполнитель, а тонкий музыкант, глубокий драматический артист, художник!

Необыкновенно проникновенно, с легчайшими пиано прозвучала русская народная песня «Как-то ранним утром», оставив след глубокой грусти у слушателей. Это настроение было продолжено в русской народной песне «Однозвучно гремит колокольчик».

Надо сказать, что известные произведения, такие, как «Вечерний звон», «Уж ты, поле моё» или «Вдоль по улице метелица метёт», были наполнены каким-то новым смыслом, новыми оттенками. Тем не менее, стилистически весь концерт представлял единое целое, обращая зрителя к серьёзным размышлениям, к работе души.

Завершился концерт исполнением песни из репертуара русского Казацкого хора «Молись, кунак, в краю чужом». Последний куплет прозвучал в несколько изменённом виде, но слова:

«Молись о том, чтоб встретить вновь

В краю родном мир и любовь!» —

эти слова как-то объединили всех в единодушном приятии всего того, что услышали и пережили во время этого незабываемого концерта!

В этот вечер в БЗК была исполнена поистине уникальная программа русской духовной и народной музыки. Первое и второе отделения концерта представляли единое композиционное целое, проникнутое глубоким смыслом и строгой, классической манерой.

Если говорить о вокальном мастерстве Дмитрия Корчака, то не будет преувеличением сказать, что оно было представлено во всем блеске. Технические приёмы доведены певцом до совершенства. Тем не менее, не они, даже в совокупности с очень красивым тембром голоса певца, составляют главную ценность этого уникального исполнителя. Только утончённый душевный строй в сочетании с огромным творческим потенциалом, интеллектом певца могут дать такой высокий результат. Да, про таких говорят: «Певец от Бога!»

Людмила Краснова

Реализация конфессиональной политики в городе направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях и строится на основе уважения и обеспечения прав каждого гражданина на свободу вероисповедания и убеждений.
Бобруйская епархия Белорусской Православной Церкви учреждена Священным Синодом Русской Православной Церкви 24 декабря 2004 года выделив ее из состава Могилевской епархии.
Бобруйская Епархия включает в себя районы: Бобруйский, Быховский, Осиповичский, Кировский, Глусский, Кличевский.
ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ ЕПАРХИИ — Епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белоножко).
С июля 2008 года на территории города осуществляет деятельность женский монастырь Святых Жён Мироносиц Бобруйской епархии Белорусской Православной Церкви. Настоятельница монастыря монахиня Раиса (Путилина).
­
В Бобруйске действуют 26 религиозных общин 5-ти конфессий.
Православные религиозные общины Бобруйской епархии Белорусской Православной Церкви:
— Религиозная община «Приход кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Советская, 76;
— Религиозная община «Приход Свято-Георгиевского храма г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Карбышева, 4;
— Религиозная община «Приход Свято-Николо-Софийского храма г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Шмидта, 30;
— Религиозная община «Приход храма Святого Духа г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Клубная, 27;
— Религиозная община «Приход храма Святого пророка Илии г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Сикорского, 38.
— Религиозная община «Приход храма Сретения Господня г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Ульяновская, 86/27.
— Религиозная община «Приход храма иконы Божией Матери «Целительница» г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Клубная, 27;
— Религиозная община «приход храма в честь преподобного Серафима Саровского г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Красноармейская, 65.
— Приход «Свято-Иверского храма», расположен по адресу: ул. Оранжерейная, 22.
— Религиозная община «Приход храма в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы в г.Бобруйске», расположена по адресу: ул.Красноармейская, 65.
Старообрядческие религиозные общины:
— Религиозная община «Древлеправославного Поморского согласия во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы г. Бобруйска» старообрядческой Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь, расположена по адресу: ул. К. Маркса, 104;
— Религиозная старообрядческая Покрово — Никольская община Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь г. Бобруйска», расположена по адресу: ул. Набережная, 162-в;
— Религиозная Старообрядческая Община Святителя Христова Николы в городе Бобруйске Древлеправославной Поморской Церкви в Республике Беларусь, расположена по адресу: ул. Комбинатская, 171-а.
Католическая религиозная община:
— Религиозная община «Римско-католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в г. Бобруйске» Минско — Могилевской архиепархии Римско — католической Церкви в Республике Беларусь, расположена по адресу: ул. Октябрьская, д.121.
Протестантские религиозные общины:
— Республиканское религиозное объединение «Самостоятельная евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь», расположена по адресу: ул. Урицкого, 5;
— Религиозная община христиан веры евангельской «Церковь Слово надежды», расположена по адресу: ул. Ботаническая, 3;
— Евангелическо-лютеранская религиозная община Петра и Павла в городе Бобруйске, расположена по адресу: ул. Урицкого,5;
— Религиозная община христиан веры евангельской «Церковь Преображения» г. Бобруйска, расположена по адресу: ул. Орджоникидзе,154-б;
— Религиозная община «Объединённая Церковь христиан веры евангельской «Спасение» в г. Бобруйске, расположена по ул. Октябрьской, д.110;
— Религиозная община евангельских христиан-баптистов «Церковь Благодати Господней» г. Бобруйска, расположена по адресу: ул. Мопра,55-а;
— Религиозная община «Церковь евангельских христиан-баптистов «Тихие Пристани» в г. Бобруйске», расположена по адресу: ул. Октябрьская,223/2;
— Религиозная община Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Бобруйска, расположена по адресу: ул. Черняховского,16;
— Религиозная община Новоапостольской церкви г. Бобруйска, расположена по адресу: ул. Спартаковская, 11;
— Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Бобруйске, расположена по адресу: ул. Заводская,37.
Иудейские религиозные общины:
— Иудейская религиозная община в городе Бобруйске, расположена по адресу: ул. Социалистическая, 36;
— Иудейская религиозная община «Бейс Исроэль» в г. Бобруйске, расположена по адресу: ул. Московская, 28;
— Религиозная община прогрессивного иудаизма «Атиква» в г. Бобруйске, расположена по адресу: ул. Пролетарская, 31-а.
Информация о порядке государственной регистрации религиозных общин:
В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» для регистрации религиозной общины учредители подают в городской исполнительный комитет заявление о её регистрации, подписанное всеми участниками (членами) этой общины.
К заявлению прилагаются:
· список граждан, образовавших религиозную общину, с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, гражданства, места жительства, а также с личной подписью; устав религиозной общины в трех экземплярах;
· протокол собрания участников (членов);
· документ, подтверждающий право размещения религиозной общины по месту нахождения, указанному в уставе.
Религиозная община, исповедующая вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, к заявлению прилагает также сведения об основах этого вероучения и соответствующей ему культовой практике, в том числе об истории возникновения религии, исповедуемой религиозной общиной, о формах и методах её деятельности, об отношении к браку и семье, образованию, исполнению государственных обязанностей, получению медицинской помощи последователями данной религии. Данные сведения прилагаются в соответствии с Положением о составе, содержании и порядке представления сведений при регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение ранее неизвестное в Республике Беларусь утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.04.2010г. №548.
Городской исполнительный комитет в месячный срок рассматривает представленные материалы о регистрации религиозной общины, и направляет их со своим заключением в соответствующий областной исполнительный комитет.
Для получения более подробной информации Вы можете обратиться в:
— отдел идеологической работы и по делам молодежи Бобруйского горисполкома
— главное управление идеологической работы и по делам молодежи Могилевского облисполкома
— уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат

Если бы отцы всегда передавали свои таланты и умения детям, быть бы мне музыкантом или что-то около этого. Батька мой исправно в юности «пилил» скрипку, читал ноты с листа и вообще обещал реализоваться в области гармоничных звуков. Но не сложилось. И у него, и у меня. Как в «Рублеве» у Тарковского, «рецепт колокольной меди» батька забрал с собой. А я остался не то чтобы с медведем, наступившим на ухо, но с рядовой неграмотностью в музыкальном вопросе. Таким, в основном, и остаюсь. К сожалению. Хотя…

Было время: вел я авторскую передачу на радио. Можно было звать в студию интересных собеседников, что я и делал. Были со мной у микрофона переводчики, кинокритики, рок-музыканты, педагоги. И однажды был он. Назовем его Гена. Скрипач. С тех пор мы подружились.

Гена производил впечатление человека, находящегося под высоким напряжением. Ну, если бы мы все были куклами и питались от обычной батарейки, то Гена на общем фоне был бы похож на существо, запитанное от высоковольтного кабеля. Он все время то ли что-то слушал у себя в голове, то ли тяжко думал, то ли ворочал внутри души какие-то большие глыбы. Было очень интересно.

Первое, чем он меня поразил, было скептическое отношение к музыке как к средству улучшения внутреннего мира. Ну, знаете, как каждый кулик хвалит свое болото? Артисты и режиссеры, те изображают из себя таинственных служителей в храме искусства. Так и говорят: театр – храм искусства. А ученые свои институты называют «храм науки». Они, мол, жрецы в этом храме. Художники же и поэты силятся предстать в образе медиумов. И все они якобы допущены до высших сфер. И без всех них природа-мать наутро бы непременно засохла. И как вообще, – думается, слушая их, – можно жить, не разбираясь в тонкостях того или иного искусства? Так вот всего этого снобизма, пожаренного на масле самолюбования, в Гене совершенно не было.

– Музыка лучше человека не делает, – заявил он мне, не меняясь в лице и слушая что-то в своей голове или переворачивая очередную глыбу.

– Вот те на! – говорю. – А зачем тогда все? Разве не для внутреннего роста?

– Не знаю, – отвечает. – Может, и для роста. Только музыка человека лучше не делает.

И мы вспомнили Яновский концлагерь во Львове, где комендант был тонким эстетом. Из четырех евреев, игравших до войны то ли в опере, то ли в филармонии, этот эсэсовец сколотил квартет, и бедные узники играли регулярно некое «танго смерти», когда людей вели на уничтожение. Вспомнили фильм, где офицер играет за роялем Бетховена, пока запоротый шомполами солдат Митька помирает и «ухи просит». И еще много чего вспомнили.

– Так зачем она, музыка? – спрашиваю.

– Да низачем, – говорит. – Она – антропологическое свойство, как прямохождение и обладание словом. Без нее нельзя. Людей без нее нет. И она, конечно, от Бога. От кого же еще?! Как и способность человека к науке от Бога. Но и наука может быть сомнительной и людоедской, и музыка тоже. И вообще все, что есть в человеке, из-за греха стало двусмысленным.

Людей без музыки нет. И она, конечно, от Бога. Но… музыка лучше человека не делает

Еще он говорил, что музыка не развивалась от простого к сложному. Мол, сначала «Чижик-Пыжик», потом «Во саду ли, в огороде», а потом Моцарт. Нет. Музыка, говорит, изначально была сложная. Потому опять-таки, что она от Бога. И говорили еще о том, что в древнем Китае были чиновники, которые, разъезжая по провинциям, прислушивались к песням, которые поет народ. На основании этих песен делали умозаключения о настроениях в народе, о состоянии, так сказать, народного духа. И что за изменения устоявшегося музыкального лада в том же Китае казнили смертью. Потому что изменяющий привычные и древние мелодии колеблет мироздание. Не больше и не меньше: расшатывает вселенную.

Еще говорили, что словесная цензура всегда возможна, поскольку контролирует информацию, закодированную понятными словами, а музыкальной цензуры нет. Потому что музыку понимать и разумно считывать почти никто не умеет. Отсюда в нас бесконтрольно и ежедневно залетают самые злодейские, самые преступные звуки и созвучия, разрушающие внутренний мир, а мы и в ус не дуем, потому что не осознаём важности вопроса. Говорили еще, что «чайнику», стремящемуся к самообразованию, надо начинать с европейской музыки XVIII века. Именно XVIII-го. Потому что связи с христианской духовностью, с Духом Святым еще порваны не были, а техническое мастерство было на очень высоком уровне. Так среди не всуе помянутых Генделя и Мусоргского эфир и прошел.

Но скажите мне, мог ли я еще не встретиться с таким собеседником? Конечно, не мог. Тут годами можно жить, как рыба, ни с кем толком не разговаривая, – и вдруг такой собеседник.

Мы подружились. Я был у Гены дома. И не раз. Конечно, говорили о доремифасоли, чудесным образом связанной с Живущим на небесах. Я не все помню. Просто базовых знаний нет, и информации внутри тебя не за что зацепиться. Но кое-что все-таки помню.

***

– Вот смотри. (Он взял в руки скрипку.) Это мелодия Гайдна. Она начинается с ноты «си».

Он провел смычком по струнам и извлек звук. Потом сделал еще несколько движений и сыграл небольшую музыкальную фразу.

– Слышишь?

– Ну да.

– А вот мелодия Бетховена. Она тоже начинается с ноты «си». Но это почему-то другая нота.

Он извлек из скрипки начальное «си», потом еще несколько звуков, образующих мелодичное начало. И, действительно, это была какая-то другая нота. Ну, как тот же человек, только лет на десять постаревший. Видишь, что это он, только волосы седые и в глазах грусть. Как-то так.

– Почему так, я не знаю. И таких фокусов в музыке на каждом шагу – тысячи. А вообще музыка, звук имеют исповедальный характер.

– ???

– Через звук мир и человек исповедуются, открывают свою внутреннюю тайну.

Через звук мир и человек исповедуются, открывают свою внутреннюю тайну

Ты постучал по дереву и слышишь определенный звук. Это дерево говорит: я дерево. Постучишь по стеклу, и стекло скажет звуком: я стекло. Так же и с камнем, и с кирпичом, и с человеком. Музыкант пишет музыку и сам до конца не понимает, что он этой музыкой сказал. Тонкий и умный критик всегда лучше автора знает, что именно через эту музыку сказано.

И он рассказал мне о том, как играл однажды сонату одного современного композитора. Несколько месяцев репетировал. В каждый аккорд вслушивался с мыслью: что автор здесь говорит, на что намекает? Потом был премьерный концерт, овации зала и благодарность автора. И вот после концерта, уже за бокалом шампанского Гена спрашивает автора музыки: «Зачем ты первую семью оставил?» Тот выпучивает молча глаза, а Генка еще раз спрашивает: «Почему ты ушел от первой жены и оставил ее с ребенком?» «А ты откуда знаешь?» – с обидой и гневом спрашивает композитор. «Так у тебя, – говорит Гена, – в музыке всё написано. Всё звучит очень ярко. Семейная драма, муки совести, самооправдание и всё такое». Они тогда поссорились. Крепко и, возможно, навсегда. Но вот такая она, музыка.

***

О чем мы еще говорили тогда и в следующие встречи? Не помню. Говорю же, базы у меня нет. Информация залетает в душу и, как голубь Ноя, которому некуда ноги поставить, улетает прочь. Воды Потопа еще не сошли. Обидно. Но музыку я стал с тех пор слушать. И стало меня временами «накрывать». Однажды порвал мне душу Бетховен. Точнее – некая часть из Седьмой симфонии, аллегретто, кажется. Я в машине слушал. И такое на меня нашло, что нужно было с трассы съехать, заглушить мотор и выплакаться. Иначе разбиться можно было. Если бы любой гаишник увидал меня тогда на обочине с мокрым лицом и откинутой на спинку кресла головой, подумал бы, что меня надо прав лишить или «Скорую» вызвать. Звоню Генке, взахлеб говорю ему о Бетховене, о Седьмой симфонии. А он спокойно и медленно (видимо, постоянно в голове глыбы переворачивает) говорит: «Это оно и есть. Это музыка, которая от Бога».

После меня еще подобным образом Рахманинов «накрывал», Второй концерт для фортепиано с оркестром. Даже Рахманинов больше Бетховена подействовал. Короче, внес Генка в мою жизнь нечаянные коррективы.

Да, вспомнил. Он еще говорил, что музыка никоим образом не существует для заполнения бытовой пустоты, для «красивости», для всяких невинных тра-ля-ля. Она также не существует для того, чтобы сделать жизнь человека эстетичнее и приятнее. Это, говорил он, просто ересь.

Хотите знать, для чего существует великая музыка и вообще великое искусство? Напрягитесь. Высокое искусство, согласно Генке, существует, чтобы страдать! СТРАДАТЬ! Подлинным, высоким и оправданным страданием.

Для чего существует великое искусство? Чтобы страдать!

Человек потерял Рай. Человек так или иначе страдает. Но если он по образу жизни – вьючное животное и не более, то страдать он будет только от крепкой палки в руке погонщика. Великое же искусство напоминает о Великой утрате и заставляет искать потерянное. Само по себе искусство потерянный Рай не возвращает, и поэтому деятелям искусства надувать щеки не надо. Они лишь будят спящую душу и заставляют «возвести очи в горы, откуда приидет помощь моя». «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120: 1–2). Потому подлинному творцу так тяжко на земле. Потому его никто понять не может. Все у него с душой, как у Лермонтова:

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные звуки земли.

***

Да, еще он говорил, что минорное и мажорное трезвучие – это как Троица в музыке. В мажорном трезвучии средняя нота возвышена. Это радость. Это Христос во славе. А в минорном средняя нота унижена. Это Сын Божий страдает: воплощается, смиряется, молится о Чаше, терпит Распятие.

Но я уже говорил, что многое понять до конца, а многое просто запомнить я не могу. Базы у меня нет. Секрет «колокольной меди» батька с собой унес, и я, как и многие, музыкой долго называл то, что ею не является.

Пока в моей жизни не появился Гена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Давыдова, Наталья Алексеевна, 2009 год

2. Воспоминания о C.B. Рахманинове Текст.: В.2-х томах. / Сост., ред., комм, и пред. 3. Апетян.- Изд. 4-е, доп. — М.: Музыка, 1973-1974. Т. 1. — 480 е., ил.

3. Воспоминания о C.B. Рахманинове Текст.: В.2-х томах./ Сост., ред., комм, и пред. 3. Апетян. Изд. 4-е, доп. — М.: Музыка, 1973-1974. — Т. 2. — 576 е., ил.

16. М.: Госуд. Муз. Изд-во, 1955.- С. 389-390.

19. Указ Св. Синода 14 февраля 1816 г., запрещающий, вводить рукописные сочиненияш церковное пение Текст. // Церковно-гражданские1 постановления о церковном пении. — Харьков, 1878. С. 9.

26. Чайковский, П.И. Письмо к А.Н. Шишкову, 27 февр. 1886 г. Текст. // Московские ведомости. — 1902. — № 50. — С. 4.

28. Антоний, митрополит Ленинградский и Новгородский. Из истории новгородской иконографии. Богословский подход Текст. / Митрополит Антоний // Богословские труды. — 1986. № 27. — С. 61-80.

29. Аллеманов, Д.В. Русское хоровое церковное пение Текст. / Д.В. Алеманов М.: Тов-во Я.А. Левенсон. — 1910. — 95 с.

30. Алфеев, П. О благоустроении церковного пения в приходских храмах Текст. / П. Алфеев // Церковные ведомости. 1890. — №3. — С. 77.

33. Архангельский, А. О церковном пении Текст. / А. Архангельский // Ярославские епархиальные ведомости. 1912, ч.н. — № 3 — С. 36-40:

36. Афинский, М! Новые книги и музыкальные сочинения Текст. / М. Афинский // Хоровое и регентское дело. — 1909. — № 2 С. 28-29.

40. Богатенко, Я.А. Забытое искусство Текст. / Я.А. Богатенко // Музыка и жизнь.-1910.-№9.-С. 27-30; № 10.-С. 10-12.

41. Богатенко, Я.А. У позорного столба (вопрос о женском пении в церкви) Текст. / Я.А. Богатенко // Слово Церкви. 1916. — № 42. — С. 849852.

43. Бражников, M.B: Статьи о древнерусской музыке Текст. / М.В. Бражников. Л.: Музыка, 1975. — 120 е.; 4 л. нот. ил.

44. Бриллиантов, М. О женском пении Текст. / М. Бриллиантов // Слово церкви. 1916. — № 35. — С. 727-730.

45. Брянцева, В. C.B. Рахманинов Текст. / В. Брянцева. — М.: Советская музыка, 1962. 135 с.

46. Булгаков, С.Н. Православие Текст. / С.Н. Булгаков. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 365 с.

49. Бычков; В.В. Малая история византийской эстетики Текст. / В:В: Бычков. Киев: Путь к истине, 1991. — 407 е.; ил.

50. Бычков, В.В’. Русская средневековая эстетика: XI-XVII века Текст. / В.В. Бычков. М.: Мысль, 1992. — 637 е.; ил.

51. Вагнер, Г.; Владышевская, Т. Искусство Древней Руси Текст. / Г. Вагнер, Т. Владышевская. -М.: Искусство, 1993. — 254, 1. е.; ил.; цв. ил.

52. Введение христианства на,Руси: Ин-т философии АН СССР Текст. / .Отв. ред. Сухов А.Д. М.: Мысль, 1987. — 302 е.; илл.

53. Витошинский; Е.М- Ответ свящ. М.А. Лисицыну Текст.: / Е.М. Витошинский // Музыка и пение, 1095. № 1. — С. 4-11.

56. Витошинский, Е. Съезды хоровых деятелей Текст. / Е. Витошинский //Хоровое и регентское дело: —1.910″.-№11.- С. 265-2701

58. Владимирский; Ф; «Старое» иь «новое», в церковной музыке Текст. / Ф: Владимирский // Музыка и жизнь.- 1911. №11 — С. 17-19.

59. Владышевская, Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси Текст. / Т.Ф; Владышевская. — М.: Знак, 2006:-472 с. (Вклейка после с. 224);

63. Вознесенский, И.И. Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви. Греческий распев в России Текст. / И1И1Вознесенский;-Выш 31- Киев; 1893v 115 с.

66. Всероссийский съезд регентов церковных хоров и деятелей на поприще церковного4 пения Текст. // Прибавление к Церковным ведомостям. 1908. — №31.-С. 1497-1501.

70. Второй съезд хоровых деятелей. // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 6. — С. 175-183.

75. Гоголь, Н.В: Размышления о Божественной литургии Текст. / Н.В: Гоголь. СПб.: Русская симфония, 2006. — 128 с.

76. Голос сельского священника Текст. // Хоровое и регентское дело. — 1909.-№6.-С. 150-154.

78. Гречанинов, А.Т. Несколько слов о «духе» церковных песнопений Текст. / А.Т. Гречанинов // Московские ведомости. — 1900. № 53. — С. 3-4.

80. Грибоедов. Где же тормоз? Текст. / Грибоедов // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 2. — С. 49-50.

81. Еригоров, А.; Урусов, Е. О духе церковной; музыки Текст.: / А. Еригоров; Е. Урусов // Московские ведомости: 1900: — № 59. — С. 3:

84. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991,-537 с.

86. Духовный концерт в? зале Синодального училища Текст. // Московские ведомости;,- 1897.’ № 63. — С. 5.

87. Ермолин, Е.А. Символы русской культуры X-XVIII вв: Текст.: / Е.А. Ермолин. Ярославль: Я111У им. К.Д. Ушинского, 1998. — 116 с.

89. Забелин, И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях Текст. / И.Е. Забелин. — Ч. 2. М.: Языки русской культуры, 2000. -Т. 1. -521 с.

90. Заметки регента Текст.: // Хоровое и регентское дело. — 1909. № 1. -С. 13-14.

93. Зиновьев, В. Об улучшении церковного пения Текст. / В. Зиновьев // Ярославские епархиальные ведомости. 1902, ч.н. — № 12. — С. 253-258.

95. Значение H.A. Римского-Корсакова в русской церковной музыке Текст. // Русская музыкальная газета. 1908. — С. 837-842.

96. Иванов, М.М. Московский съезд хоровых деятелей Текст. / М.М. Иванов // Новое время. 1910. — № 12345. — С. 2.

97. Из истории Московского синодального училища церковного пения. // Хоровое и регентское дело. 1911. — № 12. — С. 251-260.

98. Иконников, A.B. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. Текст. / A.B. Иконников. М.: Искусство, 1990. — 385 е.; ил.

99. Иконников, B.C. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории Текст. / B.C. Иконников — Киев, 1869.

105. Кастальский, А.Д. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / А.Д. Кастальский // Русское слово. 1915. — № 54. — С. 6.

107. Кастальский, А.Д. Простое искусство и его непростые задачи: Мелос Текст. / А.Д. Кастальский. — Петроград, 1918. Кн. 2.

109. Кашкин, Н.Д. О церковном пении в России Текст. / Н.Д. Кашкин // Московские ведомости. 1899. — № 271. — С. 4.

110. Кашкин, Н.Д’. П.И. Чайковский и его церковные композиции Текст. / Н.Д: Кашкин // Душеполезное чтение. — 1903. №12. — С. 678-687.

111. К вопросу о съезде провинциальных церковных регентов Текст. // Русская музыкальная газета. 1905. — № 42. — Стб. 1014-1015.

112. Келдыш, Ю.В. Рахманинов и его время Текст. / Ю.В. Келдыш. — М.: Музыка, 1973. 470 с.

113. Ко второму Регентскому Съезду Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 4. — С. 89.

117. Компанейский, Н.И. Концерт Придворной певческой капеллы Текст. / Н.И. Компанейский // Русская музыкальная газета. 1905. — № 2.

121. Концерт Синодального хора в Дрездене Текст. // Русская музыкальная газета. 1911. — № 30-31. — Стб. 611-616.

122. Концерт Синодального- хора памяти C.B. Смоленского Текст. // Хоровое и регентское дело. 1910. — № 2. — С. 49-51.

123. Корабельникова, JI. Письма к Чайковскому: диалог с эпохой Текст. / JI: Корабельникова // Советская музыка. 1990.,№ 6 — С. 103-114.

125. Краткий отчет о деятельности Синодального училища церковного пения за 1903-1904 учебный год Текст. // Русская музыкальная газета. — 1904. № 27-28. — Стб. 644-647.

128. Кудрявцева, Т.Н. Христианская символика Текст. / Т.Н. Кудрявцева // Светильник. 2000. — № 1. — С.85-101.

129. Куров, H.H. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / H.H. Куров // Раннее утро. 1915. — № 57. — С. 6.

130. Кюи, Ц.А. Рецензия на Литургию Чайковского Текст. / Ц.А. Кюи // Голос. 1882. — № 71. — С. 2.

131. Лазарев, В.Н. История византийской живописи Текст.: В 2-х книгах. / В:Н. Лазарев. — Кн.,1. М.: Искусство, 1986; — 329 е.; ил.

132. Лазарев В.Н. История,византийской живописи Текст.: В 2-х книгах. / В:Н. Лазарев. Кн. 2. — М.: Искусство, 1986: — 597 е.; ил.

133. Ларош, Г.А. Горькая правда. (О русской церковной музыке) Текст. / Г.А. Ларош // Хоровое и регентское дело. 1913. — №11. — С. 177-183.

134. Ларош, Г.А. Музыкальные очерки. Литургия Чайковского Текст. / Г.А. Ларош // Русский вестник. 1880. — № 1. — С. 416-427.

135. Левенсон, О .Я. О литургии Чайковского. Текст. / О.Я. Левенсон // Русские ведомости. -1880. № 324. — С. 1-2.

136. Левенсон, О.Я. Из области музыки Текст. / О.Я. Левенсон. М.: А.И. Мамонтов и К0, 1885. — С. 210-212.

137. Лисицин, М. Духовный концерт дирижера* Зилоти. Литургия Рахманинова Текст. /М. Лисицын//Колокол. — 1911. № 1501.-С. 3.

138. Лисицин, М.А. Имеющему уши.Текст. / М.А. Лисицын // Русская музыкальная газета. 1904. — № 8. — Стб. 208-209; № 9. — Стб. 235-237.

139. Лисицин, М.А. Концерт Синодального хора (исполнялась литургия Рахманинова) Текст. / М.А. Лисицын // Колокол: 1911. — №1488. — С. 2.

140. Лисицин, М.А. О- православии и «божественности» в церковном пении Текст.: /М.А. Лисицын//Колокол. -1911. № 1505.-С. 3.

142. Литургия Чайковского в экстренном:собрании Московского отделения РМО Текст.: // Московские ведомости. 1880. — № 351. — С. 3.

143. Максимов, Д. Из записной книжки регента Текст.: / Д. Максимов // Хоровое и регентское дело. — 1909. С. 154.

148. Милин. Заметка из церковно-приходской жизни Текст. / Милин // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 2. — С. 26.

151. Народное пение в храмах Текст. // Хоровое и регентское дело: — 1909. № 10. — С. 249-250.

152. Настольная книга священнослужителя Текст. / Русская Православная Церковь: Изд-во Московской Патриархии, 2001. Т. 4. — 814 с.

154. Николаев, Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения Текст. / Б. Николаев. — М.: Общество древнерусской музыкальной культуры, 1995. — 300 с.

157. Никольский; А.В. Куда мы идем?!? Текст.’ / А.В. Никольский ‘// Хоровое и регентское дело. — 1911. №5. — С. 115-1191

158. Никольский, А.В: П.И. Чайковский как духовный композитор Текст. / А.В. Никольский // Музыка и жизнь. 1908: — № 10: — С. 6-9; №11. — С. 4-7:

160. Новое произведение С. Рахманинова1 (Литургия Св. Иоанна Златоуста) Текст.//Утро России. 19Ш: — №289: — С. 6.

161. Нужды современного монашества Текст. // Церковные ведомости. -1909.-№21.-С. 5-8.

163. Общее в православном храме пение. Текст. // Ярославские епархиальные ведомости. — 1883, ч.н. № 13. — С. 261-263.

164. Общество любителей церковного пения в Москве Текст. // Церковные ведомости: 1886. — № 19. — С. 3.

165. Одоевский, В.Ф. О лучшей постановке общего церковного пения Текст. / В.Ф. Одоевский // Церковные ведомости. — 1891. № 52. — С. 3.

167. О съезде провинциальных церковных регентов Текст. // Русская музыкальная газета. 1905. — № 39. — Стб. 913-918.

169. Отчет о летних регентско-учительских курсах в Москве Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 7-8. — С. 226-241.

170. О церковном пении Текст.: Сборник статей. / Сост. О.В. Лада. — М.: Талан, 1997. 159 с.

171. О’церковном пении Текст. // Русский листок. — 1893. № 61. — С. 2.

172. Панченко, A.M. Русская история и культура: Работы разных лет Текст. / A.M. Панченко. СПб.: Юна, 1999. — 520 с.

175. По вопросу о восстановлении древнерусского пения Текст. // Христианское Чтение. 1885. — № 3-4. — С. 458-500.

176. По духовным концертам* Текст. // Хоровое и регентское дело. 1913. — № 4. — С. 64-67.

177. Попов, Г.О. К’вопросу о церковном пении Текст. / Г.О: Попов // Ярославские епархиальные ведомости. 1916, ч.н. — № 20. — С. 381-382.

178. Поселянин, Е. Церковь и искусство Текст. / Е. Поселянин // Прибавления к Церковным ведомостям. — 1902. № 17. — С. 269-273.

181. Преображенский, A.B. О литургии Чайковского Текст. / A.B. Преображенский // Русская музыкальная газета. 1897. — №. — Стб. 629.

182. Преподобный Иоанн Дамаскин и Седьмой Вселенский Собор Электронный документ., (advan.narod.ru /lib/soch/damaskl.htm).

183. Приселков, М.Д. Очерки- по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. Текст. / М.Д. Приселков. Спб., 1913. — 9 с.

184. Преобразование- Московского Синодального училища Текст. // Хоровое и регентское дело. 1914. — № 7-8. — С. 136-138.

185. Прокофьев, Г.П. «Всенощное бдение» C.B. Рахманинова Текст. / Г.П. Прокофьев / /Русские ведомости. 1915 .- № 60. — С. 5.

186. Прокофьев, Г.П. «Всенощное бдени» Рахманинова Текст. / Г.П. Прокофьев // Русская музыкальная газета. -1915. -№14. — Стб. 260-261.

193. Рахманова, М.П. Огромное и еще едва тронутое поле деятельности Текст. / М.П. Рахманова // Советская музыка. 1990. — № 6. — С. 67-74.

194. Re, si, sol. «Литургия» Чайковского Текст. // Современные известия. -1881.-№21.-С. 1-2.

195. Рецензия на исполнение Литургии Чайковского Текст. // Московские ведомости. 1880. — № 351. — С. 3.

196. Рецензия на исполнение Литургии Чайковского Текст. // Русские ведомости. — 1881. №8. — С. 1-2.

198. Ручьевская, Е. Петр Ильич Чайковский Текст.: Популярная монография. / Е. Ручьевская. — Изд. 3-е, перер: Л.: Музыка, 1985: — 104 с.

203. Смоленский, C.B. Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и «азбуки певчей» Александра Мезенца Текст. / C.B. Смоленский. — Казань: Изд-во «Импер-го Универ-та, 1887.- 19 с.

204. Смоленский, C.B. О литургии П.И. Чайковского ор. 41 Текст. / C.B. Смоленский // Русская музыкальная газета. — 1903. № 42. — Стб. 991-998.

207. Соколова, O.Hi C.B. Рахманинов (1873-1943) Текст. / О.И. Соколова.

208. М.: Музыка, 1987. — 3-е изд. 157, 3. е., л. ил. — (Русские и советские ; композиторы):

209. Соловцов, А. C.B. Рахманинов Текст. / А. Соловцов. Изд. 2-е, доп. — М.: Музыка, 1969. — 175 с.

212. Стоглав Электронный документ. (www.wiki.ru / history / russia / detai / php).

213. Тальберг, H. История Русской Церкви Текст. / HJ. Тальберг. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. — 924 с.

214. Третий; Всероссийский Съезд Хоровых Деятелей в Москве Текст. // Хоровое и регентское дело. 1910; — № 7-8. — С. 185-190;

231. Флорестан (Держановский В.В.) «Всенощная» Рахманинова Текст. // Утро России. 1915. — № 69. — С. 5.

232. Фуга. Доля певчих Текст. // Хоровое и регентское дело. — 1909. № 4-5. — С. 86-88.

233. Фуга. Как поют в монастырях Текст. // Русская музыкальная)газета. — 1907. № 48. — Стб. 1109-1112.

234. Херувимская песнь № 3 П.И. Чайковского Текст. // Русская музыкальная газета. 1904. — № 44. — Стб. 1019-1191.

235. Холопова, В.Н. Русская музыкальная- ритмика Текст. / В.Н. Холопова. М.: Советский композитор, 1983. — 281 с.

236. Хроника Текст. // Хоровое и регентское дело. 1909. — № 5. — С. 111112.

237. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII Текст. / Под ред. В.В. Бычкова. М.: Ладомир, 1996. — 560 е.; 152 с. ил.

238. Церковная музыка Текст. // Большая энциклопедия в 62 томах. — М.: Терра, 2006. Т. 57. — С. 277-278.

239. Чайковский, М.И. Жизнь П.И: Чайковского Текст.: В 3-х томах. / М.И. Чайковский. -М. Лейпциг, 1901. — Т. 2. — 689 с.

241. Чайковский, П.И. О русской церковной музыке Текст. / П.И. Чайковский // Пастырский собеседник.- 1899: № 7-8. — С. 9-12.

242. Четвертый съезд регентов. // Хоровое и регентское дело. 1912, № 7/8. -С. 138-146.

244. Шмеман, А. Евхаристия. Таинство Царства Текст. / А. Шмеман. М.: Паломник, 2006. — 310 с.

245. Шмеман, А. Исторический путь Православия Текст. / А. Шмеман.,-Изд:.3-е. Париж, 1989^ — 389 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *