Православие о деньгах

Карманные деньги. Польза и вред

Как и многим полезным привычкам, умению рационально распоряжаться деньгами нужно учить с детства. Но как это сделать, чтобы не разбаловать и не ограничить ребенка? Да и вообще, стоит ли давать школьнику карманные деньги, если вы возите его к первому уроку и забираете из школы, там его плотно кормят несколько раз в день, а все выходные вы проводите вместе? Попытаемся разобраться.

Семейный бюджет

Большинство детей проходит стадию «хочу, хочу, хочу!». Ребенок увидел новую игрушку или сладость на полке супермаркета, и уже не может уйти без них. Тут и понадобятся первые знания о финансах – а именно о семейном бюджете. Стоит объяснить ребенку, почему вы не можете покупать все, что захочется.

Даже дети детсадовского возраста поймут следующее:

«Мама и папа ходят на работу каждый день и очень много работают, чтобы у нас были деньги».

«В первую очередь мы покупаем продукты, одежду, платим за свет, тепло, воду. А уже потом – тратим на подарки и развлечения».

«Сейчас мы не может позволить себе тратить деньги на всякую всячину, ты же хочешь поехать летом на море?»

Посвящайте ребенка в планы по значительным покупкам. Например, скоро вы купите стиральную машину, и после этого можно будет сходить в аквапарк.

Не бойтесь брать ребенка с собой в супермаркет. Объясняйте, почему вы выбираете тот или иной продукт. Дети 7-8 лет уже вполне способны запомнить марки любимых маминых продуктов и даже сделать покупку сами.

Понятие о семейном бюджете – первая ступень в финансовой грамотности ребенка. Вторая же – карманные деньги и право свободно распоряжаться ими.

Польза

Психологи настаивают — давать детям деньги нужно обязательно. Так, ребенок почувствует себя личностью и проникнется доверием к родителям. Как часто и какую сумму – решать вам. Другие несомненные преимущества карманных денег в том, что школьник:

  • начинает понимать их истинную ценность;
  • рассчитывает расходы;
  • учится экономить и накапливать ради будущей большой покупки.

Не стоит давать детям слишком много денег. Если вы уверены, что чаду негде их тратить (например, он учится в частной школе, где несколько раз в день плотно кормят и это включено в стоимость обучения), давайте немного. Предложите ребенку копить, чтобы в будущем приобрести дорогую игрушку, велосипед или планшет.

Вред

Противники карманных денег опасаются того, что ребенок будет бесконтрольно тратить: покупать сладости, очередные игрушки. Чтобы не допустить таких ситуаций, контролируйте его. Учите планировать покупки и обсуждать их с вами.

Возможно, кто-то из родственников подарит ребенку деньги. Это не лучший подарок для школьника начальных классов. Но ни в коем случае не отбирайте крупную сумму. Обсудите вместе, что можно купить на эти деньги. Предложите доложить и приобрести радиоуправляемый вертолет или новый телефон.

Как копить

Вот несколько базовых правил для накопления средств.

Правило 1: Записывайте расходы
Можно в блокнот, можно в файл на компьютере, можно в смартфон – в заметки или специальные приложения. Не ленитесь и разбейте траты на группы: продукты, транспорт, одежда, развлечения, ланч на работе и так далее. Делайте так хотя бы месяц (хотя неплохо бы превратить это в привычку) и вы увидите, почему ездите на старой машине или никак не можете сделать ремонт в ванной.

Смешно, но вам мешают ежедневный кофе по пути на работу и те самые четвертый, пятый и шестой коктейли в клубе, о которых вы жалели утром в воскресенье.

Правило 2: Урежьте каждую из статьей расходов
Сэкономить можно на каждой из них. Пересмотрите свой рацион и сократите количество готовой еды из магазинов и кулинарий, а также ресторанов и кафе – покупайте продукты и готовьте дома. Так будет гораздо дешевле и конечно полезнее. Откажитесь хотя бы от части вкусностей типа пирожных, тортов, фастфуда и прочих чипсов. Аргументы те же – любители всего этого тратят ощутимые суммы, а получают довольно вредные трансжиры и простые углеводы. Удовольствие тоже получают, поэтому есть только куриную грудку с рисом все же не стоит. Подберите более выгодные тарифы за связь и интернет, изучите счета за коммунальные услуги – тут тоже есть, что урезать.

Правило 3: Расставьте финансовые приоритеты
Современная экономическая система построена на том, чтобы мы постоянно потребляли, и существуют целые компании с огромными штатами, задача которых – подтолкнуть нас к этому. Все новые и новые модели смартфонов и плазменных телевизоров, модные лишь в этом сезоне вещи и поддержание статуса «чтобы не хуже, чем у других». Перед очередной покупкой нам стоит задавать себе лишь один вопросы: «Мне действительно это нужно?». Именно осознанное потребление часто становится ключом к финансовой стабильности. Нужно просто решить, что важнее – айфон последней подели или курсы английского языка.

Правило 4: Выберите цель, а лучше несколько
Если начать откладывать деньги без цели, то очень быстро можно забросить эту идею. Ведь не понимая, какой нужен результат, сложно делать все необходимое для его достижения. Отпуск, новая машина, диван – не суть. Определитесь с одной или несколькими целями и рассчитайте срок их достижения.

Правило 5: Заведите накопительный счет
После того, как вы научились записывать, а потом и контролировать расходы, вы наверняка поймете, какую сумму можно откладывать каждый месяц без ухудшения качества жизни. Это могут быть 10, 15 или 20 процентов от дохода – не так важно, сколько именно, гораздо важнее делать это постоянно и не забирать деньги раньше времени.

Правило 6: Увеличьте доходы
Подумайте, в каких областях вы сильны – наверняка найдется дело, которым вы могли бы заниматься помимо основной работы. А если вы умеете что-то делать хорошо, скорее всего найдутся и люди, готовые вам за это платить. Главное в этом деле – быть активным и постоянно искать возможности.

Тема денег — тяжелая тема. Хоть они уже не только металл, но чаще — бумага, а то и виртуальное нечто, посредством карточки действующее в мире, но тяжесть не уменьшилась.

Когда дышит Дух, то гнилье сгорает и ветошь рассыпается. Жил человек с грехом пополам и с беззаконием в обнимку и думал, что все можно купить. А для того, чтобы все купить, только и делал, что собирал да накапливал. Потом, если он к Богу обратился и ощутил, что есть иная жизнь, что будет с тем, что собрано и накоплено? Кто его знает: всяко бывает. Но часто бывает именно так, что плохо собранное рассыпается прахом и сгорает, как мусор. Это — особое благословение Божие, которое трудно понять и нелегко принять. Но ведь сжигают же зачумленную или вшивую одежду. Как же Богу хранить близ тебя, на тебе и с тобой все, во что микробом впитался грех?

***

— Я к Богу пришел, а у меня стал бизнес по швам трещать.

— И я к Богу пришел, и половина проектов медным тазом накрылась.

— И я…

— И я… Еще и прихварывать начал.

— А у гадаринских жителей, у тех вообще все свиньи в море с обрыва побросались.

Да и не только свиньи у гадарян пропали. Всюду, где апостольская проповедь разразилась громом над людскими головами, началась перемена хозяйственной деятельности и убыток у тех, кто грехом зарабатывал.

Вот Павел в Филиппах изгнал беса из некой служанки-прорицательницы. И что после этого было? А вот что. «Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16:19). «Исчезла надежда дохода», и «воеводы, сорвав с них (апостолов) одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16:22).

Заговорили апостолы, умолкли демоны, и тут же завопили те, кто имел от демонской деятельности доход. При этом разрушается не всякая хозяйственная деятельность, а только та, которая на грехе замешана. Ведь чуть ранее в той же главе пишется об одной из первых женщин, уверовавших по слову Павла. «Одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» (Деян. 16:14–15). Очевидно, то была благая торговка, умевшая дело вести и совесть не погубившая.

***

Примеры можно продолжать выискивать ради пользы души и целостности картины. В Эфесе после проповеди апостольской «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:19). В металлическом эквиваленте сумма равна нескольким центнерам серебра. Да и книги те — это не книги нынешние. При дороговизне материала и переписке от руки они представляли собой подлинную драгоценность. Так что нам сегодня и сравнить не с чем ту беспрецедентную решимость эфесян расстаться с носителями греховной информации. Приходит новая жизнь, и умирают старые понятия, а вместе с ними умирает и привычный заработок. Конечно, не всем это нравится.

***

«В то время произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» (Деян. 19:23–26).

Указанный отрывок говорит о том, что врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию. Из них тоже могут быть люди, принимающие веру и меняющие жизнь. Но большинство все же будет держаться привычных обычаев. Содержатели заведений и игорных домов, торговцы наркотиками или живым товаром здесь поопасней будут любого торговца истуканами. Вот уже где кроется не ветхое язычество, а подлинный сатанизм. И если им серьезно дорогу перейти, то они быстро найдут простые и эффективные средства остаться при своих прибылях и избавиться от непрошеных реформаторов.

Очевидно, меняя в корне представления людей о жизни, апостолы больно уязвляли и души и кошельки многих. Им, апостолам, действительно приходилось быть подобными овцам посреди волков. Неудивительно, что в наш век при массовой греховной расслабленности и слабоволии так плохо идет борьба с индустрией греха или даже не идет вовсе.

***

Апостолы должны были хранить как зеницу ока свою духовную свободу. И не тюремное заключение угрожало этой свободе. Как раз в тюрьмы они шли и часто Ангелами из тюрем были выводимы. Свободу могли заставить их утратить подарки, взятки, привычка к почету, ласкательства, принимаемые со стороны знатных, и проч. Поэтому Павел говорил, прощаясь, ефесским пресвитерам: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33–34). Апостолы имели право брать от Церкви все, что им предложат, и пользоваться на пользу свою и общую. Но они не имели права желать и просить, тем более требовать от общин нечто материальное для себя. Дали — слава Богу! Нет — тоже слава Богу! И в том же духе говорит об этом «Учение двенадцати апостолов»: «Если (апостол или пророк) потребует денег, то он лжепророк» (Гл. 11).

***

Продать или купить можно то, что производится, делается, вырабатывается. А то, что получено как дар и не имеет денежного эквивалента, продаваться не должно. Свечка — товар, ей и цена есть. А молитва — дыхание Духа. Она бесценна. Вешать ценник на молитву — грех против Духа, рождающего молитву. И как безумие Иуды родило сделку: «Я вам — Господа, а вы мне — серебро», так и бесстыдство лжепророков стремится купить Духа за пенязи. Вот Симон (бывший волхв), «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян. 8:19). Оттуда родился термин «симония», т.е. купля-продажа того, что выше всякой цены. И «Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8:21–22).

Но как повешенный Иуда качается над миром, бросая на землю тень, так и Симон все идет и идет рядом с Церковью через всю историю и предлагает монеты, чтобы получить Утешителя.

***

Денежные отношения — сердцевина жизни падшего человечества. При наличии высших ценностей деньги занимают свое важное, но не абсолютное место. Если же высший план бытия отсутствует, то деньги желают одеться в пышный наряд с надписью «Святое святых» и превращаются в идола: золотого тельца или серебряную жабу. Очевидно, апостолы, меняя мир и разнося повсюду благоухание познания Бога, меняли весь гнилой уклад, не исключая и денежной стороны вопроса. Они не писали новых законов, но меняли само отношение людей к себе, к жизни и ко всему, что под руками. Мы далеко откатились в этом вопросе от радостной изначальной новизны. Кое-где мы просто капитулировали. Причем, не сейчас, а очень давно. Мы — это все христиане. Дух бытового материализма заземлил нас и очерствил. Во все товары, вместе с прибавочной стоимостью, вложена лживая мысль о всесилии экономики и вечном прогрессе товарного производства. А прогресс этот вовсе не вечен и экономика вовсе не всесильна. Мы узнаем об этом, когда дышит Дух и заставляет гнилье сгорать и ветошь рассыпаться.

Портфолио копирайтеров на TextSale.ru — Статьи на тему «Психология»

Статья «Деньги: цель или средство?» написана копирайтером Jasminum.

Большинство людей объединяет одна общая цель – деньги! много денег!.. очень много денег!.. Но, если задуматься, то, что такое на самом деле деньги: цель или средство? Большинство людей мыслят так: «Когда у меня будет очень много денег, я смогу путешествовать, я смогу работать где хочу, я смогу выглядеть как хочу, я смогу носить ту одежду, которую хочу, я смогу жить там, где я хочу» и так далее. Но правда парадоксальна и заключается в следующем: вот когда ты будешь жить, как хочешь, путешествовать, работать там, где хочешь, выглядеть так, как ты хочешь, вот тогда у тебя будет много денег.

История. Когда-то я ходила в элитный фитнес-клуб. Там преподавал один тренер по йоге. Он проводил в основном персональные тренировки, дорогие выездные туры в Таиланд, на Бали, Гоа, медитации и так далее. Словом, все у него в жизни было хорошо. И вот этот тренер по йоге заходит как-то на ресепшен. А на ресепшене сидят молодые девчонки, только из универа, лет по двадцать с небольшим. Сидят с кислыми минами. Он говорит: «Девочки, ну что же вы такие грустные и унылые? Что же вы с такими лицами понурыми? Вы же молодые, красивые, здоровые, у вас все здорово. Улыбайтесь! Всё же хорошо в жизни!» На что одна из девушек ему говорит: «Знаете что! Вот когда я буду на таком лексусе как Вы ездить, я буду улыбаться…» На что он ей и отвечает: «Когда ты будешь улыбаться, ты будешь ездить на таком лексусе как я».

В чем-то он на самом деле прав. Прямо сейчас задумайтесь: а зачем вам деньги? Что они вам дадут? Подумайте. Первый ответ, который пришел вам в голову будет скорее всего правильным, потому что он идет напрямую от подсознания. Возможно вы сейчас подумали, что деньги нужны вам, чтобы быть спокойным, для того, чтобы радоваться жизни, для того, чтобы быть уверенным в себе. Или какая-то иная причина пришла вам на ум? Считайте, что ваше подсознание дало вам подсказку: что вам нужно сделать, над чем нужно поработать, чтобы деньги вас полюбили и пришли к вам легко.

Поменяйте причинно-следственную связь. Деньги не должны быть целью, они просто средство. Когда вы визуализируете, когда вы думаете, старайтесь думать о том, что вам нужно. Нужна квартира – визуализируйте квартиру. Нужно кругосветное путешествие – визуализируйте кругосветное путешествие. Когда мы заказываем и пишем себе в целях деньги, (например, «Я легко получаю столько-то денег») мы очень сильно рискуем, потому что мы можем получить эту сумму денег либо в кредит, либо по страховке от несчастного случая, либо еще при каких-то неблагоприятных обстоятельствах. Кстати, конкретную сумма денег легко может помочь материализовать спорт. Можно, например, бегать на беговой дорожке и повторять аффирмации с конкретной суммой денег.

То есть в принципе деньги привлекать-заказывать можно, но гораздо более эффективно и гораздо проще вы будете действовать, если поймете – зачем вам деньги нужны и начнете это реализовывать.

Например, если вы понимаете, что деньги дадут вам ощущение спокойствия и безопасности, прямо сейчас найдите методики, поставьте себе задачу выработать, пробудить и закрепить в своей душе спокойствие и безопасность. Испытывайте их каждый день, а не дожидаясь, что вот деньги появятся, тогда я буду спокоен и жить в безопасности. Нет. Обретите это ощущение уже сегодня и деньги легко к вам притянутся.

Попробуйте этот метод. Попробуйте превратить деньги из цели в средство и очень скоро вы разбогатеете и убедитесь в этом на личном опыте, на практике. Это будет самое лучшее доказательство того, что такой путь – правильный.

Аудио

Дело не в деньгах, а дело в отношении к ним. Меч обоюдоостр: я могу защищать им, а могу нападать с ним. Могу творить добро, могу творить зло. Все зависит от нашего отношения к деньгам.

Христианство, например, считает это грехом.

Кстати, что такое грех знаете? Грех – это то, что вредит человеку. Вот я завидую – я зеленею. Я ему завидую, а он там на берегу Красного моря наслаждается, купается, рыбок смотрит красивых… А я весь тут зеленею! Правда интересно, какое счастье у меня?! Это такой яркий пример, что такое грех. Оказывается, то, что христианство называет грехом, это ранит, губит, убивает человека. Я ненавижу – кто страдает? Он, тот кого я ненавижу, или я? Я, прежде всего.

Оказывается, когда я ворую, я себе подкладываю мину. Себе! И не важно, здесь у меня это раскроется или там. Если здесь, то еще слава Богу, я хоть немного пострадаю за это зло, т.е. произойдет некое лечение. Избави Бог, если я перейду туда и мне придется потом перед лицом самой Истинной Святыни позорно предстоять перед всеми. Грех – это рана, наносимая человеком самому себе. Вот что называется грехом.

Только христианство смотрит немного поглубже, чем обычно. У нас что такое грех? Убить, украсть, ограбить, изменить. Какие еще могут быть грехи? Вот если я ничего этого не делаю, все – я святой, можете меня в святцы ставить. Какой примитивизм! А христианство говорит: если ты осуждаешь другого, то это означает очень простую вещь: «я не такой, как он». Слышите, до чего я хорош в своих глазах? «Я не такой как он или как она, я бы такого не сделал!» — а сам прячусь, потому что я делал такое, но никому не скажу, чтоб никто не видел.

Любой грех – это есть рана, которую я себе наношу. О, если бы люди только это знали! Если бы мы знали этот реальный факт, что все то, что называется грехом, это есть удар по себе. Как своего рода бумеранг. Вот что это, оказывается.

Так вот, деньги. Кажется, что деньги – вещь сама по себе бесстрастная. Но, когда цель моей жизни оказывается той, о которой писал американский автор Хилл (если помните): «делай деньги и богатей». Он писал: «ты никогда не разбогатеешь, если не приобретешь страсти к деньгам. Только страсть к деньгам дает тебе возможность разбогатеть». (Я не совсем точно привожу цитату, бывает, выскакивает из головы). «Делай деньги и богатей». Книга разошлась – это бестселлер в Америке – 42 издания было лет 5 или 6 назад, сейчас уже не знаю сколько изданий. «Ты никогда не станешь богатым, если не разовьешь своей страсти до безумия». Вот здесь деньги – это ужас.

Есть один миллиардер. Его знаете, как кормят? У него рак горла был, сделали ему какое-то отверстие и вот понемножку вливают туда. Он имеет миллиарды! Ой, какой он счастливый человек, правда? Простой мужичишка, который пол-литра выпьет, закусит – ура! – счастливый человек. А этот миллиардер… Мало ему жены, начинает поглядывать направо и налево. Жена уже что-то не того, давай ему гарем. Счастье! Что только творится?.. Деньги в этом плане есть, конечно, зло. Об этом нечего и говорить.

Они могут быть и добром. Могут быть, когда, во-первых, они не являются целью. Самоцелью – я говорю в этом смысле. Когда человек может помогать другим, пользуясь тем, что он имеет.

Есть одна такая замечательная мысль, сказанная Иоанном Златоустом (4 век, он был такой оратор, что поражал буквально всех): «твое только то, что ты отдал другим». Потому что когда я другому даю из чувства милосердия, сострадания, желания оказать помощь ему, то эти деньги становятся залогом моей вечности, а не этого момента. Вот, оказывается, каким благом они могут быть для человека.

Так что видите – деньги могут пахнуть, могут не пахнуть. По-разному можно к ним относиться. Но, конечно, нужно признать бесспорный факт: очень трудно не развратиться, когда много денег. Простите меня, что я так говорю. Не распуститься, не начать разваливаться морально. Очень это оказывается трудно.

Довольно часто я читаю Новый Завет. И вдруг прочитал слова апостола Павла, и они меня потрясли. Он произнес: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии». Думаю, вот как сильно, действительно надо суметь жить, не потерять своего человеческого достоинства ни в скудости, ни в изобилии.

Недаром изобилие так часто осуждается в Евангелии. Человек просто весь разваливается, вот беда. Это очень легко. Трудно удержаться, имея деньги, остаться в той здоровой норме человечности, которая присутствует интуитивно в каждом человеке.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *