Православие России

Дата: 24.09.2010
Гаврилюк Ольга Владимировна
Предмет: география.
Тема: Россия – многонациональное государство. Этнический и религиозный состав населения.
Класс: 9 (УМК: В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.)
Тип урока: комбинированный.
В современном мире остра национальная проблема, поэтому учитель на данном уроке обязан обратить внимание на формирование у учащихся черт толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Данный урок – это третий урок из раздела «Население России». Ученики знакомятся с особенностями этнографического положения России, национального состава населения и его связью с религиозной принадлежностью. На этапе актуализации опорных знаний повторяются ключевые вопросы предшествующих тем раздела. По ходу изучения нового материала выполняется практическая работа. Учащиеся работают с учебником, картами атласа, статистическими материалами, учатся давать анализ особенностям размещения крупных народов России, сопоставляют размещение народов по территории с административно-территориальным делением страны, делают выводы. Учитель направляет познавательный процесс. Мини-тест и рефлексия в конце урока помогают определить уровень усвоения материала и поставить цели для дальнейшей работы.
Цели:
1. Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.
2. Развивать умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
3. Воспитывать у учащихся черты толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Оборудование: Стенные карты: «Политико — административная карта России», «Народы России»; учебник В.П.Дронова и В.Я.Рома «География России. Население и хозяйство» 9 класс М., Дрофа, 2009; карты атласа для 9 класса.
Распределение времени урока:
Организационный момент – 1-2 мин.
Актуализация опорных знаний – 7-8 мин.
Целеполагание, мотивация – 2 мин.
Первичное усвоение материала – 25 мин.
Закрепление — 7 мин.
Анализ, рефлексия – 2 мин.
Понятийный аппарат: национальный состав, народы России, «языковая семья», «титульный народ», «ассимиляция», религии России.
Логика учебного процесса: актуализация опорных знаний — целеполагание, мотивация — первичное усвоение материала: восприятие, осмысление и первичное запоминание, проверка усвоения – закрепление – анализ, рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Учитель предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой. Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку, концентрируют внимание.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель предлагает вспомнить тему прошлого урока. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос класса по основным понятиям темы «Численность и естественный прирост населения».
1. Дать определение следующим понятиям: «рождаемость», «смертность», «естественный прирост и естественная убыль населения», «демографический кризис», «половозрастная пирамида», «депопуляция», «воспроизводство населения».
2. Какое место в мире занимает Россия по численности населения? Чему равна численность населения России?
3. Объясните особенности и тенденции изменения численности населения России, их причины.
4. По рис.9 на стр. 28 учебника объясните, что можно узнать по половозрастной пирамиде, что обозначают перетяжки на крыльях пирамиды?
5. Какие пути решения демографической проблемы страны вы видите?
Учащиеся отвечают на вопросы. Работает весь класс, ответившие правильно на 3 вопроса получают оценки, остальные зарабатывают баллы для выставления оценки в конце урока.
3. Целеполагание, мотивация:
Учитель: Начать новую тему урока я хочу со стихотворения В.Степанова:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Учитель: О чем это стихотворение? Варианты ответов: о многонациональности России, о разных языках, обычаях, традициях народов ее населяющих.
Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Варианты ответов: национальный состав населения, народы России.
Какие особенности имеет национальный состав населения России, какие религии представлены на территории нашей страны — на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: Россия – многонациональное государство. Этнический и религиозный состав населения. Тема урока открывается на доске.
Учащиеся записывают новую тему урока.
На доске записаны слова:
Патриотизм, этнос, национализм, мононациональное образование, толерантность, ассимиляция, коренной этнос, титульный народ .
Учитель: Кто из вас может объяснить значение этих слов? Учитель прослушивает варианты ответов. (приложение 1. )
Итак, целью нашего сегодняшнего урока является изучение численности и классификации народов России, их размещение по территории страны, религии. Учащиеся помогают учителю определить цель урока.
План нашего урока таков:
1. Изучение национального состава страны, знакомство с основными признаками этноса.
2. Определение религиозного состава страны.
3. Подведение итогов урока.
4. Изучение нового материала.
1) Изучение национального состава населения России.
Учитель: Чем отличаются люди разных национальностей? Перечислите признаки. Какой признак самый главный? Варианты ответов: внешними данными, проживают на разной территории, языком.
Одним из важнейших признаков этноса является язык. Каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Народы России относятся к 4 языковым семьям: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Семьи делятся на группы. Запись в тетрадь схемы.

Признаки этноса
Язык

Задание № 1. Учитель: К каким языковым семьям и группам относятся народы России, вам предстоит узнать самостоятельно. Всему классу дается задание заполнить схему-таблицу классификации народов по языковой принадлежности, пользуясь данными учебника на стр. 30 и картой атласа на стр. 8-9. По круговой диаграмме определить крупнейшие по численности народы России. (приложение 2. )
Исследовательская деятельность учащихся: работают с учебником стр. 30 и картой атласа стр. 8-9, анализируют статистические данные, заполняют в тетради схему-таблицу классификации народов по языковой принадлежности, делают выводы.
Проверка усвоения: учитель проверяет выполнение работы, вызывая учащихся из класса. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.
Учитель: Мы видим, что в России проживают люди разных национальностей, общее число народов составляет около 160. Среди них выделяются крупные народы: русские, татары, украинцы и малые народы. В России насчитывается 26 малых народов.
Учитель: Как общаются между собой люди разных национальностей? Ответы: на русском языке. Русский язык является государственным и языком межнационального общения.
Учитель: Вторым признаком этноса является территория. В пределах России принято выделять территории с исконно русским населением и области с пестрым национальным составом. Запись в тетради. Дополнение схемы.

Признаки этноса
Язык Территория

Учитель: Какие территории России отличаются пестрым национальным составом, вам предстоит определить самостоятельно.
Задание № 2. Класс делится на группы, каждой группе дается задание проанализировать с помощью карты атласа и таблиц учебника национальный состав определенной территории России. Данные своей работы дети заносят в таблицу. (приложение 3.) 1 группа: Северный Кавказ; 2 группа: Поволжье и Урал; 3 группа: Юг Сибири.
Исследовательская деятельность учащихся: работают с учебником на стр. 31 и картой атласа на стр. 8-9, анализируют статистические данные, выявляют территории с наиболее пестрым национальным составом, заполняют таблицу (1 и 2 колонки), делают выводы.
Проверка усвоения: Учитель проверяет выполнение работы, вызывая по представителю от каждой группы. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.
Учитель: Итак, мы видим, что наиболее многонационален состав населения на Северном Кавказе, Поволжье и юга Сибири.
Многие народы рассредоточены по всей территории России, и практически невозможно выделить «чистые» в этническом отношении. В то же время в республиках, автономных округах велика доля коренного населения. Народ, давший название республике или автономному округу называется титульным (коренной этнос). Запись определения.
Учитель: Лишь в 7 республиках титульный народ составляет более половины всех жителей. Выясним по карте, какие же это территории? Исследовательская деятельность учащихся: сопоставляют данные таблицы учебника на стр.31 и карты атласа на стр. 4-5, делают выводы, заполняют третью колонку таблицы. (приложение 3.)
Это большинство северокавказских республик: Дагестан, Чечня, Ингушетия, а также Тыва, Чувашия.
Учитель: Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом?
Правильно, процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Например, в Карелии очень мала доля титульной нации — карелы составляют лишь 10% всех жителей. Запись определения.
2) Религиозный состав населения России.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали, что важнейшими признаками этноса являются язык и территория. Основу духовной культуры и его важнейшим признаком является религия. Что такое религия? Это особое мировоззрение, основанное на вере во всемогущие силы.
Рассмотрим карту атласа на стр. 8-9 и круговую диаграмму. Учащиеся работают с картой атласа на стр.8-9, делают выводы.
Какие религии исповедуют народы России? Учитель прослушивает варианты ответов.
На территории России верующие исповедуют православие, ислам и буддизм. Кроме этого народы Севера, Сибири исповедуют местные верования (шаманизм). Сейчас мы выясним, как соотносятся религиозная принадлежность с национальным составом.
Задание №3. Исследовательская деятельность учащихся: работают с учебником на стр. 30 и картой атласа на стр.8-9, анализируют статистические данные, выявляют территории с разным религиозным составом, заполняют таблицу (4 колонка), делают выводы. 1 вариант выясняет какие национальности исповедуют православие, 2 вариант — ислам, 3 вариант – буддизм.
Проверка усвоения: Учитель проверяет выполнение работы, вызывая по представителю от каждой группы. Пользуясь данными одноклассников, учащиеся до конца заполняют таблицу.
Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что Россия – многонациональная страна, у народов, которые ее населяют разная религиозная принадлежность. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? Учитель прослушивает варианты ответов.
Учитель: После распада СССР обострились многие межэтнические конфликты, например, в Чечне, Ингушетии. Почему именно в этих регионах проблема межнациональных отношений стоит очень остро? Варианты ответов: Кавказ находится на стыке двух культур, очень много народностей проживает в этих регионах, велико влияние ислама.
Учитель: Что же необходимо делать, чтобы избежать национальных конфликтов? Варианты ответов: жить в мире, терпимо относиться друг к другу и к людям другой национальности и религиозной принадлежности.
Кроме того, что вы сказали, также необходима политическая стабильность в стране, экономическое благополучие, соблюдение законов. А нам с вами необходимо научиться быть толерантными. Кто знает, что обозначает это слово? Учитель прослушивает варианты ответов.
Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Принципами толерантности являются:
1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
2. Уважение различий.
3. Понимание индивидуальной неповторимости.
Учитель: Знаменитый философ Б.Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». «Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране… Мы должны работать над тем, чтобы, в конечном счете, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу», — считает Д.А. Медведев.

3) Закрепление усвоения нового материала.
Учитель: Итак, мы попытались сегодня с вами разобраться в национальном и религиозном составе России. Давайте подведем итог. Наверное, теперь мы сможем дать определение тем понятиям, которые написаны у нас на доске. (Патриотизм, этнос, национализм, мононациональное образование, толерантность, ассимиляция, коренной этнос, титульный народ.)
Учащиеся предлагают варианты, учитель корректирует. (приложение 1.)
Для более полного закрепления материала предлагаю вам ответить на вопросы мини-теста по вариантам. (приложение 5.)
5. Анализ, рефлексия.
Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас непонятным? Что особенно запомнилось? Учащиеся обмениваются мнениями.
Учитель: В России проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.
Подведение итогов урока, выставление оценок наиболее активным учащимся. Ученики сдают тетради для проверки работы на уроке.
Учитель: Запишем домашнее задание на следующий урок. (параграф №7, вопрос №3 на странице 32, повторить административно-территориальное деление России.) Спасибо всем за работу, урок окончен.
Приложение 1.Словарь.
1. Патриотизм — любовь к родине.
2. Национализм — идеология в национальном вопросе. Основа национализма — идеи национального превосходства, национальной исключительности.
3. Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
4. Этнос — устойчивая общность людей, которые живут на одной территории, имеют общий язык и культуру; они сознают общность своего происхождения и исторических судеб.
5. Коренной или титульный народ (этнос) — народ, давший имя национально-территориальному образованию.
6. Ассимиляция — процесс усвоения представителями разных народов языка, культуры, обычаев, традиций той среды, в которой они живут.
7. Мононациональный — однонациональный.
Приложение 2.Народы России.

Индоевропейская семья Алтайская семья Уральская семья Кавказская семья
Славянская группа Народы других групп Тюркская группа Монгольская группа Финно-угорская группа
Русские
Украинцы
Белорусы
Осетины
Немцы
Евреи
Армяне
Татары
Башкиры
Чуваши
Казахи
Тувинцы
Алтайцы
Якуты
Буряты
Калмыки
Мордва
Удмурты
Марийцы
Карелы
Коми
Коми-пермяки
Ханты
Манси
Чеченцы
Ингуши
Адыгейцы
Грузины
Кабардинцы
Народы Дагестана

Приложение 3.Определение пестроты национального и религиозного состава населения России.

Регион России Национально-территориальное образование Соотношение русского и коренного населения. Религия
Северный Кавказ Дагестан
Чеченская
Ингушская
Северная Осетия
Кабардино-Балкария
Карачаево-Черкессия
Адыгея
Ставропольский и Краснодарский края
Титульный
Титульный
Титульный
Русские
Русские
Ислам
Ислам
Ислам
Православие
Ислам
Ислам
Ислам
Православие
Поволжье и Урал Калмыкия
Башкортостан
Татарстан
Чувашия
Удмуртия
Мордовия
Марий Эл
Равенство
Русские
Равенство
Титульный
Русские
Русские
Равенство
Буддизм
Ислам
Ислам
Православие
Православие
Православие
Православие
Южная Сибирь Алтай
Тыва
Хакасия
Бурятия
Русские
Титульный
Русские
Русские
Православие, традиционные верования
Буддизм
Православие, традиционные верования
Буддизм

Приложение 4. Национальный и религиозный состав населения России.
Приложение 5. Ответы на тест «Национальный и религиозный состав населения России».

1 вариант 2 вариант
1. А 1. А
2. Б 2. В
3. Б 3. А
4. Б 4. В

1 – В
2 – Г
3 — А

1 – Г
2 – В
3 — А

15 марта 2012 года в Москве в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации состоялось расширенное заседание Центрального совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная», посвященное пятнадцатилетию образования объединения.

Представительный общественный форум в Культурном центре Вооруженных Сил открыл Председатель Центрального совета ООД «Россия Православная», член Совета попечителей Храма Христа Спасителя, член Общественных советов Центрального федерального округа Российской Федерации (с момента его основания) и Министерства юстиции России Александр Иванович Буркин.

Отчет о проделанной работе по традиции был представлен в виде видеоролика с показом и рассказом о социально-значимых проектах, реализованных движением в рамках уставной деятельности – достижения единения общества на основе духовных и исторических традиций, христианской культуры и нравственности, утверждения гражданского и социального мира, межнационального согласия.

Реклама на веке Как разместить

Созданное в феврале 1997 г. по благословению Его Святейшества Приснопамятного Патриарха Алексия II под девизом «Вера без дела мертва», Движение «Россия Православная» за минувшие годы немало сделало для объединения и поддержки людей в благородном деле служения Отечеству, консолидации общества, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, созидания духовно сильного и нравственно здорового Государства Российского. За эти годы сформирован Центральный совет Движения, работающий на соборных принципах. В него входят лучшие представители всех сословий, чинов и званий нашего Отечества – на сегодняшний день 235 человек.

Движение имеет международное признание на всех континентах, где жизнь озарена светом Христовой истины. Движение успешно занимается просветительской, благотворительной и попечительской деятельностью, духовной поддержкой российского воинства, в том числе и в «горячих точках». «В действующих подразделениях Армии и Флота, – сообщается в благодарственных письмах в адрес Центрального совета Движения, – награжденные орденами и медалями «России Православной», носят их наряду с боевыми». Наградные символы Движения «Россия Православная» находятся на хранении в Государственном Историческом музее. Всего за годы служения ООД «Россия Православная» ее орденами и медалями было награждено свыше 30 тысяч человек.

Владимир Путин предложил закрепить в Основном законе, что русский народ является государствообразующим, а государственным языком является русский. Еще одно предложение президента — закрепить в Конституции понятие брака как союза мужчины и женщины.

В президентских поправках также говорится, что «дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации», а «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Также президентские поправки предполагают внесение в Конституцию понятия «бог». «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство», — говорится в них. Новая норма будет соседствовать с формулировками из первой главы Конституции, что Россия — светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Президент также предлагает отметить в Конституции, что Россия является правопреемником СССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях и международных договорах.

В Конституции предлагается зафиксировать, что Россия «чтит память защитников Отечества и обеспечивает защиту исторической правды». «Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», — говорится в документе.

Политолог Алексей Макаркин усмотрел во внесении этого пакета поправок желание президента консолидировать своих сторонников на основе консервативных ценностей, патриотизма и традиционализма. «Думаю, что эти поправки в большинстве своем вряд ли изменят что-то в общественной жизни. Их задача — продемонстрировать верность традиционным ценностям и, возможно, повысить явку на общероссийском голосовании», — отмечает он.

По мнению Макаркина, на основании этих поправок может быть принято большое количество федеральных законов. «Это тренд на продолжение консервативной волны, который может иметь и законодательные последствия», — предупреждает эксперт.

Перераспределение полномочий, Госсовет и запрет на отчуждение территорий

Поправки, уже рекомендованные думским комитетом к принятию, предлагают пересмотреть конституционные полномочия президента и премьера. Предлагается указать, что глава государства «осуществляет общее руководство», а председатель правительства «несет персональную ответственность перед президентом за осуществление возложенных на правительство задач».

Это концептуально меняет всю конструкцию власти — президент становится фактически элементом исполнительной власти, отмечает бывший сенатор, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин. «Путин вместо концепции разделения властей предлагает концепцию переплетения властей в единой и неделимой государственной власти», — констатирует юрист. Общее число президентских сроков предлагается ограничить до двух, убрав из формулировки слово «подряд» (сейчас — «не более двух сроков подряд»).

За правительством предлагается закрепить такие полномочия, как обеспечение политики в области укрепления и защиты семьи и сохранения традиционных ценностей, господдержка научно-технологического развития страны, охрана окружающей среды и развитие системы экологического образования, а также обеспечение выполнения нацпроектов.

Еще одна поправка, рекомендованная комитетом к принятию, предлагает конституционно закрепить норму о неприкосновенности бывших президентов России. В новой статье Конституции предлагается указать, что прекративший исполнение своих обязанностей президент обладает неприкосновенностью. Сейчас неприкосновенность бывших президентов закреплена в федеральном законе от 2001 года. Цель этой нормы — повышение уровня гарантий руководству страны, так как новые руководители нередко пересматривают деятельность предшественников, считает Макаркин.

Также в Основном законе планируется указать условия, при которых президент сможет распускать Госдуму. В частности, это станет возможным при неутверждении палатой премьера или членов правительства. Если Госдума трижды отклонила кандидатуру премьера, президент будет вправе (но не обязан) распустить ее и назначить новые выборы.

Еще одно основание для роспуска президентом Думы — если она трехкратно не утвердит более трети состава кабинета, следует из поправок. В этом случае глава государства также имеет право назначить кандидатуры, предложенные премьером.

В Основном законе предлагается закрепить статус Госсовета. Во внесенных Путиным поправках говорится, что президент формирует Госсовет, чтобы обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти, определить основные направления внутренней и внешней политики России и приоритетные направления социально-экономического развития государства. Подробные полномочия Госсовета будут регламентированы отдельным законом позже.

В Конституцию добавят «запрет на все действия, связанные с отчуждением территорий, будь то призывы (к отчуждению. — РБК) или другие действия». Запрет будет касаться не только граждан России, но и граждан других стран, находящихся на территории России, пояснил ранее РБК сопредседатель рабочей группы по изменению Конституции Павел Крашенинников. «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение территорий, а также призывы к таким действиям, не допускаются», — сказано в президентской поправке, где отмечается, что речь не идет о делимитации, демаркации, редемаркации госграницы.

Для отношений России с международным сообществом и диалога по санкционной политике крайне важны поправки, фиксирующие в Конституции недопустимость отчуждения территорий и ряд консервативных ценностей, констатирует политолог Александр Пожалов. «Любые попытки Запада оспорить, например, принадлежность России Крыма или других территорий теперь будут являться покушением на национальный суверенитет и волю российского народа, выраженную в голосовании за Конституцию», — констатирует он. Поэтому для дальнейшего разговора Москвы с Западом так важно обеспечить убедительную массовую поддержку этих изменений в Конституции на плебисците с высокой явкой, резюмирует эксперт.

Социальные гарантии

В законопроекте фигурирует и ряд поправок, предполагающих социальные гарантии россиянам. В частности, предлагается указать, что в России в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Также есть норма, касающаяся минимального размера оплаты труда: МРОТ должен составлять не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, а также гарантировать индексацию социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом.

Путин в последнем пакете скорректировал формулировку, закрепляющую обязательную индексацию пенсий россиян. Согласно первому проекту поправок, внесенных главой государства в Госдуму 20 января, в Основном законе предлагалось зафиксировать, что индексация размера пенсий осуществляется «регулярно» и в порядке, установленном федеральным законом. Однако периодичность регулярной индексации не была определена. «В части регулярности есть недостаток: в поправке не раскрыто, какая должна быть регулярность. Раз в десять лет — это тоже регулярная индексация», — заметил источник РБК, знакомый с ходом разработки проекта президентского закона о внесении поправок в Конституцию. Ко второму чтению президент предложил закрепить в Конституции формулировку, что индексация пенсий в России осуществляется не реже одного раза в год.

Президентские поправки также уточняют, что после подписания президент отправляет их в Конституционный суд. Тот не позднее семи дней со дня запроса обязан дать заключение о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции. В случае невыявления Конституционным судом несоответствий проводится общероссийское голосование, которое запланировано на 22 апреля. При поддержке поправок более чем 50% участников голосования они вступят в силу.

УДК: 94

Артемьев Алексей Александрович

Преподаватель кафедры информационного обеспечения

Alexey A. Artemyev

Teacher of chair of information support

Роль православной церкви в военной истории русского государства

Role of the Orthodox Church in the military history of the Russian state

Аннотация. В статье рассмотрена роль православной церкви в военной истории русского государства. Отмечено, что в войнах и военных конфликтах Русская Православная Церковь всегда была как наднациональная сила. РПЦ выступает и выступала не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту. Русская Православная Церковь исторически оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на мировоззрение и социальные установки в политическом сознании и поведении граждан России.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, православие, государство, военная история России, влияние РПЦ на государство, русское воинство, война, военные конфликты.

Российское государство на протяжении своего тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Русской Православной Церкви.

Становление Российского государства фактически совпало с Крещением Руси. В течении многих веков Русская Православная Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников. Русская Православная Церковь и Российское государство на протяжении своего сосуществования находились и находятся в состоянии диалектического взаимодействия.

Государство и церковь отличаются происхождением, целями, структурой, но, вместе с тем, они тесно связаны между собой. Каждый из этих институтов имеет свою особую социальную ценность и значимость. Церковь не вмешивается во внутренние дела государства, а последнее, в свою очередь, не вмешивается во внутреннюю церковную жизнь. Вместе с тем, не только не исключается, но и предполагается духовно-моральное влияние церкви и ценностей, которые защищаются ею, на государственную власть.

Взаимоотношения Церкви с государством у нас сознательно строились по византийской модели. Но при этом у русских государей, в отличие от византийских василевсов, не было наследия языческого Рима. Поэтому симфония церковной и государственной власти у нас в древности осуществлялась в формах более правильных и церковных. Несколько попыток московских государей узурпировать власть над Церковью явились лишь посягательством на норму, на право, а нормой оставалась традиционная византийская симфония .

Тысячелетняя история России, как и летопись всего мира, есть в значительной степени история войн и военных походов. Мир для нашей страны, в силу ее геополитического расположения, всегда был почти неосуществимой мечтой.

В период с по вв. православная церковь на Руси действовала в условиях полигосударственности. еятельность церкви в этот период носил надгосударственный характер

1. Митрополит назначался из Константинополя, столицы Византийской империи, и подчинялся императору и патриарху.

. Митрополит возглавлял весь православный клир и верующих на Руси, независимо от их юридической принадлежности тому или иному князю.

. Православная митрополия в ряде вопросов имела независимость от светской власти, что юридически закреплялось уставами великих князей .

о конца в. Русская Церковь входила в состав Константинопольского патриархата на правах особой митрополии. ю управлял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом.

В военных конфликтах между русскими княжествами православная митрополия выступала как наднациональная сила. Она могла поддерживать как великого князя, так и его династическую или феодальную фронду. В ряде случаев церковь играла роль парламентера и миротворца. Влияние православной митрополии в таких ситуациях осуществлялось, главным образом, через личное воздействие или вмешательство иерарха в конкретный военный конфликт. Но при этом киевская митрополия пеклась в первую очередь не о политическом, а об идеологическом единстве русской земли, а также об упрочении своих экономических позиций. В итоге, в Х1-ХШ вв. она превратилась в могущественную феодальную организацию, которая пользовалась политическим суверенитетом и оказывала влияние на все стороны жизни .

Во время вторжения войск Батыя киевская митрополия недостаточно показала себя цементирующей силой и не сплотила всех православных Руси для отражения агрессии с востока. Одновременно с нашествием Батыя на западе

Руси появились шведские и немецкие захватчики. Против этих агрессоров киевская митрополия выступила открыто и решительно.

ело в том, что военные вторжения с запада и востока сопровождались разным идеологическим обеспечением. За рыцарями стояла католическая церковь — непримиримый противник православия. Победа рыцарей означала поражение православной церкви на Руси. Золотая Орда была основана на иных принципах государственно-церковных отношений. Согласно обычному праву и кодексу законов «Яса», золотоордынцы лояльно относились ко всем религиозным культам и их служителям. Великие ханы наделили православную митрополию привилегиями, освободили ее от уплаты дани и установили неприкосновенность церковных владений. Русская Церковь также старалась наладить хорошие отношения с Золотой Ордой. Положение православной митрополии отличалось в лучшую сторону от положения русских княжеств. Таким образом, можно констатировать, что завоевание древнерусских княжеств Батыем и быстрая их вассализация были связаны не только с политико-династической раздробленностью, но и с позицией православной митрополии, которая из двух зол выбрала, на ее взгляд, меньшее .

Позиция православной митрополии по отношению к Золотой Орде начала меняться в начале XIV века. Это связано с тем, что при хане Узбеке государственной религией был избран ислам. Повторилась ситуация середины XIII века. Только теперь основам православия угрожали не католики, а мусульмане. В этих условиях православная митрополия сделала ставку на московское княжество, как наиболее динамично развивающееся и лояльное к церкви.

Но и в этой ситуации митрополия не выступает защитником именно национальных интересов. С одной стороны, она поддерживает Московского князя Дмитрия Ивановича против хана Мамая. С другой стороны, накануне Куликовской битвы митрополия выступила против этого же князя, который хотел назначить митрополитом своего ставленника и тем самым подчинить церковь лично себе, что в дальнейшем неминуемо вело к потере ею своего наднационального характера .

Противоречивую позицию занимала митрополия и в событиях века, известных как емякина смута. С одной стороны, митрополит отий поддерживает московского князя Василия II, а с другой — монахи Троице-Сергиева монастыря потворствуют предательскому захвату и ослеплению того же князя. Такую двойственную позицию церкви можно об яснить только тем, что на тот момент было еще неясно, кто победит в войне за наследство митрия онского.

В 1448 московская православная митрополия стала автокефальной. С этого момента она начинает приобретать черты национальной церкви, что стало особенно важным в связи с изменившейся геополитической обстановкой. Московская православная митрополия потеряла опору в лице Византийской патриархии, которая в 14 9 году на второстепенных ролях вошла в унию с римской католической церковью. А в 1453 году под натиском турок-османов, поведующих ислам, пала и сама Византийская империя. В последней четверти века на Руси утверждается господство Московского княжества. С этого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

времени московская митрополия открыто поддерживает его князей в военных конфликтах со своими противниками.

Православная Церковь, чуждая сектантского пацифизма, всегда благословляла своих чад сражаться с врагами Отечества, не щадя живота своего. Святитель Филарет, митрополит Московский, ныне причисленный к лику святых, говорил : «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и ненавидь врагов Божьих». Отдать жизнь за Родину — значит, исполнить заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, ибо «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» .

В церковном языке слово «воин» имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, целый сонм воинов. Среди них св. Феодор Стратилат, св.Дмитрий Солунский, св.Георгий Победоносец, русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя и другие. Русские дружины шли в бой с благословения Церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Наиболее яркий из них — Куликовская битва. Перед битвой великий князь Московский Дмитрий прибыл в Свято — Троицкий монастырь, где долго и усердно молился и принял напутственное благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, который послал с князем двух своих иноков — лександра Пересвета и ндрея Ослябю в честь которых построен храм в Брестской пограничной группе).

С этого момента Русское государство стало укрепляться. Идея единого, сильного государства и живительный дух Православия сплотили удельных князей и весь многонациональный российский народ, создав условия для рождения будущей Великой Российской Империи .

Таким образом, в войнах и военных конфликтах Русская Православная Церковь всегда была как наднациональная сила.

РПЦ выступает и выступала не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту.

Государство и церковь, действуя согласованно, могут решить много актуальных для современного общества проблем, в частности, оказывать содействие социальному примирению, согласию, взаимопониманию. «Симфония властей», сформулированная много столетий назад, представляет собой такое состояние отношений государства и церкви, которые нацеливает нынешнее поколение на стабильность и благоустроенность как на основание консолидации общества. Не случайно выход современного общества к новым целям и ценностям своего существования, как рядовыми гражданами, так и элитой связывается с понятием «православие».

Русская Православная Церковь исторически оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на мировоззрение и социальные установки в политическом сознании и поведении граждан России.

Литература:

1. Протоиерей Николай Агафанов. Ратные подвиги православного духовенства, Москва 2013.

3. История религий в России: уч. пособие / Под ред. Н. А. Трофимчука. М.

5. Христолюбивое воинство, Российский военный сборник. М. Русский путь 2006.

6. Вехи истории. Тематический сборник. От Александра Невского до Михаила Романова. М. 2011.

7. Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. М. 2011. — С. 791 Literature:

1. Archpriest Nikolai Agafonov. Military exploits of the Orthodox clergy, Moscow 2013.

3. History of religions in Russia: textbook / edited by N. A. Trophimchuk. M.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *