Православие святые отцы

Очевидно, что в помощь к проведению правильной христианской жизни необходимо читать духовную литературу. Сложность сегодняшнего дня заключается в том, что такой литературы очень много, в её потоке можно «утонуть» или запутаться. Когда мы отдаём наших детей в школу, то у нас не встает вопрос в какой класс их отдавать – конечно, в первый. Для нас очевидно, что обучение в школе должно идти по принципу: «от простого к сложному», при этом простое (алфавит, таблица умножения и т.д.) не является чем-то несущественным, но на нем будет основываться затем более сложное. Тот же принцип действует и в высших учебных заведениях, а также в различных образовательных курсах. Его же вполне можно приложить и к духовному чтению, учитывая особенности последнего.

Основой чтения для православного христианина является Священное Писание (Библия), причем начинать читать и изучать его лучше не с Ветхого Завета (за исключением первых трёх глав книги Бытия), а с Евангелия. Церковью мы призваны Слово Божие читать ежедневно, читать и перечитывать его (особенно Новый Завет) в течение всей жизни. Бог, Творец неба и земли, обращается к нам через Библию, призывает нас не только читать, но прежде всего – жить по Его слову. «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; – наставляет нас святитель Игнатий (Брянчанинов) – старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию».

Следующий, за Священным Писанием, важный элемент духовного чтения, – Жития Святых. Святые возлюбили Бога и Его заповеди, Его Церковь, молитву и Таинства, они воплотили в жизни то, о чём мы читаем в Священном Писании. Они пример для нас, пример деятельной христианской жизни, которая возможна в любом месте и в любое время. Они также друзья и молитвенники наши; читая об их жизни, мы можем всегда к ним молитвенно обратиться, через чтение о них можем обрести с ними живую молитвенную связь. Жития каких святых выбрать для чтения? Во-первых, житие своего святого покровителя, в честь которого каждый получил имя в Таинстве Крещения. Затем жития тех святых, которые особенно почитаются в храме, в который мы приходим молиться. Затем богатый выбор: святые апостолы, святители Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, мученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский и многие, многие другие. Очень полезно читать Жития Новомучеников и Исповедников Российских, которые жили в недалёком от нас XX веке. Каждый день Православная Церковь празднует память святых угодников Божьих, с их именами мы можем познакомиться в ежедневном церковном календаре. Не только познакомиться, но и почитать об их жизни, помолиться им. Полезно каждый день читать хотя бы небольшое, краткое житие какого-либо святого, поддерживая таким образом живую связь с той жизнью, которой ежедневно живет Церковь Христова.

Многие Святые Отцы оставили нам свои творения как помощь в понимании Библии, как руководство в различных вопросах духовной жизни. Святоотеческое чтение даёт верующему человеку не только правильное понимание Православия, но и помогает ощутить глубину, силу, красоту, вкус Православной веры. Не может ум человеческий понять Слово Божие без помощи тех святых мужей, которые под воздействием Духа Святого составили различные толкования к нему. «Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его через святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!». Святоотеческих творений огромное количество, какие же нам выбрать для знакомства с ними? Могу для начала предложить следующие книги: «Беседа о смысле христианской жизни» преп. Серафима Саровского, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника, «Миссионерские письма» святителя Николая Сербского, «Слова» преподобного Паисия Святогорца, «Исповедь» блаженного Августина. Возможны, конечно, и другие варианты.

Следующий элемент духовного чтения – книги тех авторов XX века, которые хотя на сегодняшний день и не канонизированы Церковью, но являются признанными, почитаемыми, уважаемыми подвижниками благочестия, проповедниками, писателями, богословами. Признанными со стороны представителей Церкви их труды являются в том смысле, что они находятся в согласии со святоотеческой традицией Православия. На мой взгляд, к ним можно отнести книги: архиепископов Феофана Полтавского и Аверкия (Таушева), игумена Никона (Воробьева), схиигумена Иоанна (Валаамский старец), иеромонаха Серафима (Роуза), архимандрита Иоанна Крестьянкина, протоиерея Глеба Каледы, протоиереев Георгия Флоровского и Михаила Помазанского, священника Александра Ельчанинова, писателей С. И. Фуделя и Н. Е. Пестова. Конечно, данный список далеко не полный, а примерный, вступительный к большому и интересному миру церковной литературы подвижников благочестия XX столетия.

Следующий элемент, мимо которого нам не пройти – книги, проповеди, беседы, лекции современных авторов: православных священнослужителей, проповедников, богословов, преподавателей, писателей. Здесь нужно проявить некоторую осторожность, вспоминая, например, недавнюю горькую историю с уже бывшим священником Владимиром Головиным. Не все издания, не все сайты или видеоролики, которые называют себя православными, действительно несут людям неискаженное православное учение и традицию. Каков же критерий выбора? Во-первых, спрашивайте советов священнослужителей и катехизаторов на Вашем приходе. Далее – из книг, статей, лекций, выступлений современных авторов следует выбирать те, которые опираются на Священное Писание и святоотеческое наследие. Такие труды сегодня, конечно, есть, они нужны и полезны нам, полезны особенно на первых порах нашего знакомства с Преданием Церкви.

Примером к вышесказанному является также непростая ситуация с трудами заслуженного профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова. При всём уважении лично к Алексею Ильичу, к его многолетним и многочисленным трудам на благо Церкви, стоит отметить, что в известной книге «Посмертная жизнь души» некоторые взгляды Алексея Ильича (которые отражены и в его общественных лекциях) явно противоречат святоотеческому учению Церкви. Достойную и аргументированную критику этих взглядов можно найти, например, в книге священника Георгия Максимова «Вне Церкви нет спасения». После же исследования и официального заключения по этим вопросам Синодальной библейско-богословской комиссии, А. И. Осипову следует привести те положения своих выступлений, которые вызвали справедливые замечания, в соответствие с учением Церкви.

Можно сказать, что даже самые лучшие книги и лекции современных авторов, а также книги авторов XX века должны стать для нас «мостиком» к книгам святоотеческим. Они не могут заменить собой творения святых отцов, но могут помочь нам подготовиться к восприятию святоотеческого слова. Книги святых Отцов необходимы для нас, чтобы идти верным путем в христианской, в духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься… Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа… Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским… спасению и христианскому совершенству… Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное… Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни».

Ещё один необходимый элемент церковного чтения – официальные документы Русской Православной Церкви. Не нужно поддаваться искушению мыслить о них либо как о партийных документах советской эпохи, либо как о чем-то скучном, неинтересном, не имеющем отношения к жизни простых верующих. Совсем нет. Например, в документе «Основы социальной концепции РПЦ» многие миряне могут найти ответы на волнующие их вопросы о семейной жизни, биоэтике, эвтаназии, о других актуальных вопросах современности. Вопросы об отношении к новым паспортам (и вообще к новым документам), к ювенальной юстиции можно найти в документах Архиерейского Собора 2013 г. Немалое число православных мирян и сегодня сильно беспокоят вопросы о возможности канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина. Однако примерно 15 лет назад Архиерейский Собор принял доклад, который очень аргументировано отклоняет саму возможность постановки такого вопроса. Архиерейские Соборы созываются Патриархом и Священным Синодом РПЦ «не реже одного раза в четыре года», между Соборами проходят заседания Синода, а также встречи на комиссиях Межсоборного присутствия, на последних готовятся документы для будущего Собора. Таким образом, многие официальные церковные документы помогают простым верующим, прихожанам в решении актуальных, важных для них вопросов.

Какую книгу посоветовать как самую первую для знакомства с Православием? Если из Священного Писания – то, думаю, Евангелие от Марка. Если из остальной литературы, то сказать трудно, многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Можно посоветовать прочитать житие святителя Николая Чудотворца или преподобного Серафима Саровского или другого какого-либо святого (например, из Новомучеников). Если человек не решается пока читать Евангелие и жития святых, то можно посоветовать что-то из художественной христианской прозы, например: «отец Флавиан», «отец Арсений», «Несвятые святые», рассказы протоиерея Николая Агафонова. Для первого знакомства могут подойти также книги «Непознанный мир веры» (изд-во Сретенского монастыря), «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, «Книга о Церкви» священника Андрея Лоргуса, проповеди митрополита Антония Сурожского или архимандрита Иоанна Крестьянкина, брошюра «Знакомство с Православием» Валерия Духанина. Очень полезно приобрести молитвослов с краткими пояснениями (например, от составителя Елены Тростниковой). Если для человека особенно актуальны семейные вопросы, то его первой книгой может стать «Малая церковь» священника Павла Гумерова или «Наша Церковь и наши дети» С. С. Куломзиной.

Если говорить о последовательности чтения, то можно сказать, что книги авторов XX-го и XXI-го веков могут стать первым классом нашего знакомства с богатым и прекрасным миром Предания Православной Церкви. Но даже в первом классе они занимают не главное, а второстепенное место. Главное – Евангелие и другие книги Священного Писания, далее – жития святых (прежде чем изучать творения святых отцов полезно познакомиться с тем, как они жили, подышать атмосферой их святой жизни). Нижеследующий список представляет собой именно такой первый класс. Он примерный и в будущем со стороны автора может дополняться или изменяться. Возможно также составление иного порядка чтения – индивидуального. Если у Вас есть желание его составить – обращайтесь к священнослужителям Вашего храма. Возможно обращение и к автору настоящей статьи – через сайт pravcenter.de. То, что говорилось о книгах, относится также к аудио- и видеопособиям.

Чтение Библии и духовной литературы по основам веры

А. Священное Писание (Библия):

  1. Начинать чтение с Евангелия от Марка и 1 – 3 глав книги Бытия;
  2. Все четыре Евангелия;
  3. Деяния Апостолов. Соборные послания;
  4. Ветхий Завет:
    • Псалтирь;
    • Бытие. Исход;
    • Притчи Соломона. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова;
  5. Послания апостола Павла;
  6. Откровение св. ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис).
  7. Остальные книги Ветхого Завета.

Б. Литература для первых шагов в Церкви.

Общая

  1. Молитвослов.
  2. Жития святых (по индивидуальному выбору).
  3. Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» (возможны различные издания).
  4. Протоиерей Андрей Лоргус и другие авторы. «Книга о Церкви».
  5. Протоиерей Александр Торик «Отец Флавиан».
  6. Под редакцией протоиерея Владимира Воробьева «Отец Арсений».
  7. «Непознанный мир веры» (изд. Сретенского монастыря).
  8. «Всенощное бдение. Литургия». Изд. Совет РПЦ.
  9. Священник Валерий Духанин. «Знакомство с Православием».
  10. Литература по рекомендации священников и преподавателей (катехизаторов).

Пособия и брошюры: подготовка к исповеди, молитва

  1. Священник Валерий Духанин. «Путь исцеления души: Таинство Покаяния».
  2. Архимандрит Иоанн Крестьянкин. «Опыт построения исповеди».
  3. Святитель Игнатий Брянчанинов. «В помощь кающимся».
  4. Игумен Петр (Мещеринов). «Таинство Покаяния: подготовка и исповедь».
  5. Протоиерей Владимир Воробьев. «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство».
  6. Митрополит Иларион (Алфеев). «О молитве».
  7. Е. Тростникова. «Православные молитвы».
  8. Церковно-славянский словарь.

Дополнительная

Книги

  1. Беседы, проповеди святителя Иоанна Златоуста.
  2. «О цели жизни нашей христианской». Беседа преподобного Серафима Саровского.
  3. Святитель Николай Сербский. «Миссионерские письма».
  4. Книги преподобного Паисия Святогорца.
  5. Святитель Феофан Затворник. «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
  6. Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма к мирянам.
  7. Н. Е. Пестов. Современная практика православного благочестия в 2-х томах.
  8. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Апостол.
  9. Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна.
  10. Игумен Никон (Воробьёв). Нам оставлено покаяние.
  11. Письма и проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина.
  12. Проповеди митрополита Антония (Сурожского).
  13. Иеромонах Серафим (Роуз). Православное понимание книги Бытия.
  14. Иеромонах Серафим (Роуз). Святые Отцы Православия.
  15. Митрополит Иларион (Алфеев). Вы – свет мира. Что нужно знать о христианской жизни.
  16. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь.
  17. Священник Павел Гумеров. Малая церковь (о семейной жизни).

Статьи, послания, брошюры:

  1. «Послание к Диогнету» (написано примерно во II веке);
  2. А. И. Осипов. Основы духовной жизни (по творениям св. Игнатия Брянчанинова).
  3. Диакон Андрей Кураев. Если Бог есть Любовь.
  4. Архиепископ Аверкий (Таушев). «Духовность» и «душевность».
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев). Святоотеческое учение о борьбе со страстями.
  6. С. Алексеев. Как устроить домашний иконостас.
  7. Иеромонах Иов (Гумеров). Свящ. П. Гумеров. Дом христианина: традиции и святыни.
  8. Священник Валерий Духанин. Возлюби ближнего твоего. Тайны общения.
  9. Священник Георгий Максимов. Вне Церкви нет спасения.
  10. Протоиерей Вадим Леонов. Брань невидимая. Страсти и добродетели.

Аудио- и видеопособия

  1. Видеокурс «Закон Божий».
  2. Цикл фильмов «Вера святых» (Основы вероучения Православной Церкви).
  3. Циклы фильмов митрополита Илариона (Алфеева): «Человек перед Богом», «Церковь в истории», «Праздники».
  4. Передача «Мой путь к Богу» священника Георгия Максимова.
  5. Фильм художественный «Остров» режиссера Павла Лунгина.
  6. Фильм документальный о Туринской Плащанице студии «Днесь».
  7. Фильм документальный «Апостол любви» (о митр. Антонии Сурожском). 1 – 4 серии.
  8. Фильм художественный «Изменяющий время».
  9. Н. П. Саблина. Священный язык (введение в основы церковно-славянского языка) DVD.
  10. Религиозная энциклопедия CD MP 3.
  11. История Христианской Церкви CD MP 3.
  12. Преподобный Серафим Саровский: житие, беседы прот. Г. Митрофанова CD MP 3.
  13. Митрополит Антоний (Сурожский). Беседы. Часть 1. CD MP 3.
  14. Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова CD MP 3.
  15. Проповеди протоиерея Геннадия Фаста CD MP 3.
  16. Протоиерей Вячеслав Тулупов. История апостольского века CD MP 3.
  17. Священник Павел Гумеров. Семейная школа CD MP 3.
  18. Литургия знаменным распевом. CD Audio.
  19. Избранные песнопения всенощного бдения знаменным распевом. CD Audio.
  20. Песни-притчи Светланы Копыловой «Дар Богу». CD Audio.
  21. Другие аудио- и видеодиски по рекомендации священников и преподавателей.

Православный информационный центр на немецком языке: orthodoxinfo.de

Примечания:

Свят. Игнатий (Брянчанинов). О чтении Евангелия.

Там же.

Подробности можно посмотреть на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского iriney.ru

На мой взгляд, к ним можно отнести книги (лекции, проповеди, выступления) следующих авторов: митрополита Илариона (Алфеева), епископа Пантелеимона (Шатова), протоиереев Владимира Воробьева, Максима Козлова, Геннадия Фаста, Вадима Леонова, Павла Великанова, Стефана Домусчи, священников Георгия Максимова, Валерия Духанина и Павла Гумерова, историка Алексея Беглова. Есть, конечно, и другие авторы.

Свят. Игнатий (Брянчанинов). О чтении святых Отцов.

Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Архиерейский Собор.

Недавно вышло новая книга «Закон Божий», написанная семьей священнослужителей: иеромонахом Иовом (Гумеровым) и его сыновьями: священниками Павлом Гумеровым и Александром Гумеровым.

Настоящий рекомендуемый список литературы «родился» как приложение к огласительному курсу «Основы Православной веры», который автор проводил при храме во имя вмч. Пантелеимона (г. Кельн).

Здесь представлен один из вариантов последовательности в чтении Библии. Он особенно рекомендуется для тех, кто только начинает своё знакомство со священными книгами. Возможны и другие варианты.

Евангелие желательно читать ежедневно по одной главе. Если не получилось прочитать главу, то прочитать хотя бы несколько стихов. Евангелие (как и весь Новый Завет) читается и перечитывается в течение всей нашей жизни.

Чтение Ветхого Завета хорошо бы совмещать с параллельным чтением Евангелия. Понимать Ветхий Завет нужно в свете Нового Завета.

Диакон Андрей Мололкин, преподаватель основ Православной веры
при храме РПЦ во имя свв. Космы и Дамиана (Германия, г. Эссен).

Святые отцы о печали

Преподобный Ефрем Сирин:

Не давай печали сердцу своему, ибо «печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7, 10).

Печаль снедает сердце человека.

Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы и отчаянием ввергнуть их в геенну.

Святитель Василий Великий:

Всякая печаль, которая по видимости не заключает в себе ничего запрещенного, однако не способствует и богочестию, есть житейская (а значит гибельная).

Авва Дорофей:

Хорошо сказал авва Пимен, что преуспеяние монаха обнаруживается в искушениях; ибо монах, который истинно приступает «работати Господеви», должен, как говорит Премудрый, «уготовати душу свою во искушение» (Сир. 2, 1), чтобы никогда не удивляться и не смущаться ничем, случающимся с ним, веруя, что ничего не бывает без промысла Божия. А в чём Божий промысл, то вполне хорошо, и служит к пользе души, ибо всё, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас. И мы должны, как сказал Апостол, «о всем благодарити» (Еф. 5, 20; 1 Сол. 5, 18) благость Его, и никогда не печалиться и не малодушествовать о случающемся с нами, но всё, что с нами бывает, принимать без смущения со смиренномудрием и с надеждою на Бога, веруя, как я сказал, что всё, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом. Бог да помилует нас.

Преподобный авва Исаия:

Бодрствуй против духа печали, ибо он простирает многие сети, чтобы уловить тебя.

Святитель Иоанн Златоуст:

Душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать.

Почему «печаль мирская производит смерть»? Потому что чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее, ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи? Хотя во всем нужно нам иметь великое трезвение, но прежде должно в этом отношении наиболее быть разумно внимательными.

Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, тот вполне прельщает самого себя.

Преподобный Никодим Святогорец:

Грешат те, которые считают добродетелью чрезмерную печаль после греха, не понимая, что это происходит у них от гордости и самомнения, от того, что они слишком много надеются на самих себя и на свои силы. Ибо, думая о себе, что они нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь сами справиться со всем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, приходят в смятение и малодушие, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан — себя самих, на который возлагали все свои ожидания и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на одного Бога уповает, решительно ничего доброго не ожидая от себя самого (при обилии трудов). Поэтому он когда впадает в какое бы ни было прегрешение, хотя чувствует тяжесть его и печалится, однако не впадает в смятение и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость.

Если случится иной раз, что ты не сможешь управиться с сердцем своим и, отогнав туту и скорбь, водворить мир в нем, прибегни к молитве и поприлежи ей, подражая Господу Спасителю, Который в саду Гефсиманском три раза помолился, чтоб дать тебе пример, что во всякой скорби и туге сердечной прибежищем должно иметь тебе молитву и что, как бы ты ни был опечален и омалодушен, не следует тебе отступать от нее, пока не дойдешь до того, что воля твоя совершенно согласится с волею Божиею, и сердце твое, умиротворившись тем, исполнится мужественного дерзновения, с радостию встретить, принять и перенести то, чего пред сим страшилось и желало избегнуть, как и Господь ужасался, тужил и прискорбен был, по молитве же, умиротворившись, спокойно сказал: «Востаните, идем: се приближися предаяй Мя» (Мф. 26, 46).

Подвизайся, чтоб ничто, даже на малейшее время, не вселялось в душу твою, кроме единого Бога, Ни о чем не печалься и ничем не огорчайся. Не обращай очей своих на лукавства других и на худые их примеры; но будь как малое дитя, которое по незлобию своему не замечает их и минует их безвредно.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Одежда, изъеденная молью, уже не может иметь никакой цены или достойного употребления; и дерево, испорченное червями, не годится для украшения… здания, а годно только к сожжению огнем. Так и душа, съеденная едкой печалью, как одежда, будет бесполезна и для той первосвященнической одежды, которая обыкновенно принимает елей Святого Духа. …Она не может быть пригодной и для построения и украшения того духовного храма, основание которого положил мудрый строитель Павел, говоря: «…вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). О том, какие нужны для этого храма деревья, говорит невеста в Песне Песней: «Кровли домов наших — кедры, потолки наши — кипарисы» (Песн. 1, 16). Такие-то деревья требуются для храма Божия — благовонные и крепкие.

Нам предстоит подвиг — притупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием.

Кроме этой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия, или гнева.

…От печали рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние.

Преп. Амвросий Оптинский:

Не без причины Православная Церковь велегласно воспевает: «Благовествуй, земле, радость велию. Хвалите, небеса, Божию славу». Благовествуй и ты своим N. эту радость с хвалою Божией славы. Да и сама нерассудно не предавайся печали, твердо помня, что это твое главное искушение, которым враг старается отравлять твою душу и делать чрез это препинания разные на твоем пути. Святой Иоанн Лествичник пишет, что безвременная и неуместная печаль, и особенно вышемерная, делает душу дымоватою. А сама знаешь, что как видимый дым разъедает очи телесные, так невидимый мысленный дым и мрак печали повреждают очи душевные.

Слышу, что вы скорбите паче меры, видя страдания болящей дочери. Действительно, по-человечески нельзя не скорбеть матери, видя дочь свою малютку в таких страданиях и страждущую день и ночь. Несмотря на это, вы должны помнить, что вы христианка, верующая в будущую жизнь и будущее блаженное воздаяние не только за труды, но и за страдания произвольные и невольные; и потому не должны нерассудно малодушествовать и скорбеть паче меры, подобно язычникам или людям неверующим, которые не признают ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучения. Как ни велики невольные страдания дочери вашей малютки С., но все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников, если же равняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях. Впрочем, не должно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат; и потому требуется очищение, которое без страданий не бывает, очищение же душевное, по большей части, бывает чрез страдания телесные. Положим, что и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки должно знать, что райское блаженство никому не даруется без страданий. Посмотрите: и самые грудные младенцы без болезни ли и страданий переходят в будущую жизнь? Впрочем, пишу так не потому, что желал бы я смерти страждущей малютке С., но пишу все это собственно для утешения вас и для правильного вразумления и действительного убеждения, чтобы вы нерассудно и паче меры не скорбели. Как ни любите вы дочь свою, но знайте, что более вас любит ее Всеблагий Господь наш, всяким образом промышляющий о спасении нашем. О любви Своей к каждому из верующих Сам Он свидетельствует в Писании, глаголя: «аще и жена забудет исчадие свое, Аз же не забуду тебе» (Ср.: Ис. 49, 15). Поэтому постарайтесь умерить скорбь вашу о болящей дочери, возвергая печаль сию на Господа: якоже бо хощет и благоизволит, тако и сотворит с нами по благости Своей. Советую вам приобщать болящую дочь с предварительною исповедью. Попросите духовника, чтобы поблагоразумнее расспросил ее при исповеди.

…У вас теперь хорошо, и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не вотще глаголет Господь во Святом Евангелии, ободряя нас: не бойся, малое стадо: «яко благоизволи Отец ваш Небесный дати вам Царство» (Лк. 12, 32). Поэтому утвердим себя верою и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». И святой Апостол пишет: страдания нынешняго времене тяготу вечным славы нам ходатайствуют (Ср.: Рим. 8, 18; 2 Кор. 4, 17). По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует нам радоваться в находящих скорбях и печалях, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: «радуйтеся, праведнии, о Господе» (Пс. 32, 1). А подобные мне грешные да переносим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться.

Преп. Макарий Оптинский:

Я немало вам удивляюсь, что вы, сначала принявши великодушно скорбь о лишении вашей маменьки с покорностью воле Божией, наконец возмалодушествовали, и грусть вами овладевает час от часу более. Гораздо сходнее при начале скорби чувствовать болезнь сердечной раны, нежели впоследствии. Вы, кажется, христианин, убежденный в всепремудром Промысле Божием и что всякому из нас предположен предел жизни здешней. Маменька ваша совершила течение своей жизни и в благочестии, вере и надежде отошла ко Господу; этот путь неминуемый всякому… Советую вам не предаваться печали, она вам не принесет пользы, но вред, и вы этим погрешаете пред Богом. Когда полагаетесь на Бога, то Он устроит все во благое.

Где ж искать христианину утешение в находящих ему искушениях и скорбях, как не в вере в Бога? Но вера не просто есть только веровать, что Он наш Создатель: но веровать, что Он и промышляет о нас всесильною Своею десницею и все устрояет для нас на пользу, хотя мы сего и не можем разуметь по дебелости нашего разума, помраченного мглою страстей наших, от нашего произволения нами действуемых, а водимые страстьми и скорбь сильнее ощущаем. Премилосердый же Господь, любя нас и хотя нас спасти и избавить от заблуждения и порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, познав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему… Сердце наше, поражаясь нечаянными приключениями и печальми, невольно умирает миру, т. е. страстям, и ищет утешения в лучшем… Мы, по нашему неразумию, полагаем себя тогда счастливыми и наверху блаженства, когда приобретаем богатство, честь, славу и уважение; но Бог знает больше нас; когда Он видит, что с умножением оных повреждается душевное наше устроение, отъемлет от нас сии блага… почему и должны благодарить Бога за Его посещения. …Не в том дело состоит, чтоб не чувствовать скорби, но благодарно оную переносить… Не великость скорби нас расстроивает, но с каким расположением нашего сердца принимаем оные и в каком оно находится устроении.

Я не могу вполне подать вам утешения , ищите оного… от Господа. Когда будете предаваться безгодной печали и сетованию, то сим ему не поможете, а себе сделаете большой вред.

Ты полагаешься на мой совет и благословение о твоем замужестве. Но кто я, и что значу? Будущее мне неизвестно — будешь ли ты счастлива в супружестве или нет, и потому не беру на себя сказать тебе решительно, а предоставляю воле Божией. Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное — к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия — по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали.

Авва Дорофей сказал: «кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением». Ты пишешь, что никак не можешь этого понять, почему это так должно быть? Довольно бы, кажется, верить богопросвещенному разумом великому старцу авве Дорофею, а не усиливаться постигнуть своим разумом, не имеющим еще дара рассуждения. Вот что пишет о сем св. Исаак Сирин: «душа, приемшая попечение о добродетели и со опасством (с осторожностию и рассмотрением) и страхом Божиим живущая, не может быть без печали на всяк день; занеже добродетели сплетены имут печали с собою. Исходяй (уклоняющийся) от скорбей, всяко и от добродетелей несумненно отлучается. Аще желаеши добродетели, предаждь себе во всяку скорбь: скорби бо рождают смирение… иже (кто) без скорби в добродетели своей обретается, дверь гордыни отверзеся ему…» (Слово 34)… Из всего этого видно, да и опыт нам показывает, что добродетелям противовоюют злобы (зло), и сие бывает попущением Божиим, чтобы мы не превозносились, исполняя добрые дела: а огнь искушений попаляет сие терние, и невольно смиряемся чрез искушение.

Какие бы мы ни проходили образы жизни и послушания, какие бы ни имели делания и исправления во всех сих должно иметь обдержательные добродетели: любовь и смирение; без них все наши дела суетны и ничтожны. Еще же надобно иметь болезненное сердце (житие св. Паисия)… и у св. Исаака Сирина в 89 Слове сказано: «сердце, исполнено печали о немощи и безсилии, яже о телесных деяниях явных, исполняет место всех телесных дел; деяния телесна, кроме печали мысли, якоже тело бездушно суть»… «Печаль мысли есть даяние честно от Бога. Человек, отрешивый язык свой на человеки о благих или злых делах, несть достоин благодати сея».

Не всегда же и радоваться; надобно принимать с благодарением и печальное что-нибудь: с вами случается иногда томно и грустно — потерпите, не пренемогайте, благодарите Бога. 43 глава Каллиста может быть полезна для вас. А когда иметь всегда отраду и утешение, то пользы нет; «любовь Божия противными искушается»; и потерпите, смиритесь, считая себя недостойными утешения. А находясь всегда в духовном изобилии, не можете понести сего без вреда. Ты сама, рассуждая о величестве к нам любви Божией в таинствах Его, ощутила это и чувством, однако не удержала во смирении; и потому пока мы не смиримся, то и не достойны еще таковых Божиих дарований. Слава Его о нас всеблагому Промыслу и милосердию.

Мир же, по св. Исааку, составляют страсти, и особенно три главные: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Если против сих не вооружаемся, то неминуемо впадаем в гнев, печаль, уныние, памятозлобие, зависть, ненависть и подобное.

Сколь жалостны люди, коих большая часть увлекается бурными волнами страстного моря и носятся управляемы своим разумом, а истины не обретая. Сильное волнение и бедствование потопления принуждает их возопить: Господи, спаси ны, погибаем! Тем и получают спасение. Печали, скорби и болезни разлучают миролюбцев от благоугождения и любви мира и делают их служителями Богу и истинными христианами. Вы это испытали на себе, по претерпении искушения; теперь вы видите себя свободну и совершенно ни от кого не зависиму, кроме Бога; не должны ли вы Бога, за таковый Его Промысл, немолчно благодарить, что Он, хотя и скорбными приключениями, но избавил вас от суеты сует?

…Невозможно быть сему, чтобы жизнь всю провести без искушений и скорбей, а быть в отраде и без попечения. Тут-то и познавай, что Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали, и хочет тебя оными обучить и упремудрить в духовном разуме. Без скорби ни смириться, ни в духовный разум прийти не можем; и будь твердо уверена, что, кроме попущения Божия, никакая скорбь приключиться нам не может, хотя по видимому и кажется, что люди причиною нам оных бывают, но они суть только орудия, коими Бог действует в деле нашего спасения.

…Уничижение вас примите с благою надеждою воздаяния, и «аще кто терпит слово жестоко без предварившей вины, венец тернов возлагает на главу свою» (св. Исаак Сирин, Слово 56); а когда будете отмщать пренебрежением, то лишаетесь награды; она (оскорбляющая) есть орудие Божие, то как же оному противоратовать? Познавая свою немощь, укоряйте себя, и успокоитесь. Вас беспокоит, что о вас невыгодное имеют мнение, а вы, видно, о себе много думаете хорошего, а не смиренного, оттого вам и больно; смиренный ниже всех, и что его может опечалить? «Яко-же кто может устрашит гору, тако и смиренного».

Святитель Феофан Затворник:

Милость Божия буди с вами!
Вам угрожает опасность остаться беспомощными? Хорошо делаете, что наперед подумываете о том скорбном времени.
И думайте, и наперед подыщите там, между своими, кто бы расположился помогать, или все родные понемногу. Возверзите на Господа печаль свою, и Той попечется о вас. Упование на Господа не посрамит. Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием. А между тем молитесь и молитесь. Больше этого ничего не имею вам сказать.

Молитесь Богу, читайте Евангелие, всю печаль возвергните на Господа. Если неудобен этот способ оздравления — вот другой. Ведь, не столько углубление умовое томит голову, сколько крушит забота и томит сердце, а из сердца томление переходит в голову. Второй мой рецепт на это и направлен, именно — не томить сердца крушением и заботою; а всю печаль и заботу передать в руки Божии, так чтобы сердце оставалось совершенно свободно. Тогда голова, сколько ни углубляйся, все перенесет без изнеможения. В установлении такого настроения — труд идет нравственный, с размышлением, которое оживляло бы упование на Бога. Извольте так сделать, N.N.

«Благослови Господи ваших новобрачных соединиться крепким союзом, не по естественным только расположениям, но по благодатному действию. Желаю им полного счастья, чтобы вы утешались ими все остальные дни жизни вашей.

…Вы грустью одолеваемы. Тут ничего особенного. Естественные материнские чувства. Сгруснется — и пройдет. Дайте им заповедь, чтобы почаще писали. И будете будто видаться с ними. — Но и кроме того, Господь близ. Ему поведывайте печали свои, и Он пошлет вам нечаянно утешение — обильное.

Вы поплачьте за углом, — и легче станет. И представлением будущего счастья можно себя размолаживать».

…с сребролюбием всегда в связи печаль и зависть…

Св. праведный Иоанн Кронштадский:

Когда уныет дух твой в болезни и с ужасом начнет представлять смерть, тогда успокой и утешь мятущееся, трепещущее и печальное сердце твое следующим изречением: Ты, Господи, глубиною мудрости человеколюбно вся строиши и полезное всем подаеши, — и веруй, что Он непременно устроит нам все во благо: жизнь ли, болезнь ли, напасть ли, скорбь ли, смерть ли, так что лучшего тебе и пожелать нельзя. Не говори: рано бы еще мне умирать, хотелось бы еще пожить во славу Божию, для пользы родственников, ближних; хотелось бы еще на свет посмотреть, благами земными насладиться. Будь благодарен Богу и за то, что доселе пользовался ты благами Его, милостями, щедротами Его. Теперь покорись Его воле, Его призванию, а впрочем в то же время не отчаивайся и в продолжении здешней жизни.

Назад к списку

Библиотека Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии существует с момента основания Ивановского Епархиального Духовного училища в 1999 году. Наполнению библиотеки с самого начала придавалось особое значение — без нее было бы несмыслимо научно-богословское образование Ивановской и Кинешемской епархии(ныне Иваново-Вознесенской Митрополии).

Изначально библиотеку составлял совсем малый фонд из книг Священного Писания, малая часть Святоотеческой литературы, творения святых отцов и учителей Церкви, толкования Священного Писания, собрания поучений, речей, проповедей, сочинения классических авторов, учебные пособия по грамматике, истории, права и другое.При преоброзовании в 2002 году Духовного училища в Семинарию увеличилось число воспитанников Духовной семинарии, так же неуклонно возросло количество учебно-богословской литературы. Благодаря многочисленным пожертвованиям частных лиц фонд библиотеки ежегодно пополнялся. Особую роль в формировании библиотеки сыграл вновь назначенный на Иваново-Вознесенскую кафедру в 2006 году епископ Иосиф (Македонов). Епархиальный архиерей приложил огромное попечение о процветании семинарской библиотеки.

Под Архипастырским руководством Епархиального архиерея была полностью обновлена библиотечная мебель соответствующая современным стандартам. Был пересмотрен весь библиотечный фонд и внесены соответствующие изменения. Благодаря усилиям Епархиального архиерея, сегодня, семинарская библиотека пополняется новыми изданиями научно-богословской, исторической, святоотеческой литературой. В настоящее время книжный фонд библиотеки Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии составляет свыше 16.000 тысяч книг. В их числе небольшое, но весьма существенное в научном отношении собрание старопечатных книг. Фонд библиотеки широко представлен современными переодическими изданиями

Библиотека работает с 9.00 до 21 .00

С 9.00-12.30 – внутренняя работа библиотеки

12.30-13.00 – обеденный перерыв

С 13.00-17.00 – обслуживание читателей на абонементе

С 16.00-21.00 – обслуживание читателей в читальном зале

Суббота, воскресенье — выходные дни

Имя Гермогена Ивановича Шиманского (1915-1970) хорошо известно православному читателю по его книге «Литургика: Таинства и обряды», изданной в Сретенском монастыре. В предисловии к этому труду митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим отмечал, что Шиманский «выделялся среди всех своей особой собранностью, методичностью, всегда приветливым обращением и непоколебимой твердостью в своих взглядах». Темой кандидатского исследования он избрал учение о спасении по богослужебным книгам.

Продолжением этой работы стала ныне впервые публикуемая рукопись Г.И.Шиманского, присланная в издательство Сретенского монастыря из Киева.

Приводим отрывок из книги:

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, в общении с Богом. Богообщение — вот существо нашего спасения во Христе Иисусе Господе нашем.

Путь ко спасению — исполнение заповедей Божиих, жизнь во Христе, или, что то же, христианская благочестивая, добродетельная жизнь.

Христианская добродетельная жизнь каждого христианина имеет в себе две существенные стороны: борьбу с искушающим злом (борьбу с греховными страстями и пороками) и стяжание христианских добродетелей.

Этим жизненно важным вопросам — борьбы с главными греховными страстями (пороками) и стяжания основных христианских добродетелей — посвящена данная книга.

Этот далеко не оконченный труд возник на основе бесед, которые проводил автор по обязанности наставника с воспитанниками семинарии. Беседы эти восполнены и расширены, приведены в систему.

О борьбе со страстями и о христианских добродетелях написано много книг людьми опытными в духовной жизни по руководству свв. отцов. Имеются и обширные научные труды из области аскетики.

Эта же книга не является научным трактатом или исследованием; она, скорее, систематизированный сборник святоотеческих мыслей по отдельным, наиболее важным, вопросам деятельной христианской жизни, имеющий, главным образом, цель нравственно-назидательную. Автор в своей работе стремился представить в удобопонятной и доходчивой для современного читателя форме святоотеческое учение и опыт и показать их необходимую применимость в жизни каждого христианина, ибо заповеди Божии и законы духовной жизни общи для всех христиан, какой бы образ жизни и подвига они ни проводили.

В частности, автор имел в виду, что книга послужит пособием для воспитанников семинарии, кандидатов священства, чтобы они могли ознакомиться со святоотеческим учением по данному вопросу в собранном виде. Знакомство кандидата священства с вопросами христианского подвижничества по учению и опыту свв. отцов и аскетов имеет весьма большое значение для их будущей пастырской деятельности.

Второй и ближайшей целью написания этого труда была и собственная польза: «чтобы подвигнуть себя самого к исправлению, к обличению бедной своей души, чтобы, хотя слов устыдившись, — как говорит преп. Иоанн Лествичник, — начал делание не приобретший еще никакого доброго дела, но только слова». И преп. Нил Синайский указывает, что «говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдясь слов, начать и дела».

Книга разделяется на две части. В первой части даны общие понятия о грехе, греховных страстях и самолюбии как источнике всякого греха и порока. Затем излагается стратегическое учение о каждой из главных страстей в отдельности: о гордости и тщеславии, о чревоугодии и блудной страсти и борьбе с ними, о корыстолюбии и гневе, о зависти, злословии и осуждении и, наконец, о греховной печали и унынии.

Вторая часть посвящена изучению главнейших христианских добродетелей: любви, смирения, кротости, воздержания и целомудрия — тех добродетелей, которые необходимо стяжевать христианину в деятельном искоренении перечисленных выше главнейших страстей.

Поэтому, изучая главы, например, о плотских страстях (чревоугодия и блуда), полезно вслед за этим (из 2-й части) усвоить святоотеческое учение о главных искоренителях этих страстей — добродетелях воздержания и целомудрия. При изучении вопроса борьбы с самолюбием, гордостью, корыстолюбием и завистью следует вслед за этим изучать святоотеческое учение о любви и смирении. Гнев имеет своей противоположностью кротость и т. п.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ГРЕХЕ И ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЯХ Глава 1 ГРЕХ

С глубокой древности и по настоящее время человек задумывается над жизненно важным вопросом и пытается решить его: откуда зло в мире? Откуда злоба, вражда, ненависть, обиды, воровство, грабежи, убийства, разные бедствия, общественные смуты и др.? Откуда скорби, болезни, страдания, старость, смерть?

Много разных догадок и решений предлагалось людьми: философами, основателями естественных (языческих) религий, законодателями, политическими вождями… Но их ответы на эти вопросы не нашли общего признания и не выдержали испытания временем, не подтвердились опытом и жизнью. Единственно верный ответ о причине зла в мире и о путях и способах борьбы с ним мы находим в слове Божием.

Творец и Бог наш открыл людям в Своем Божественном Откровении, записанном в Священном Писании (Библии), что непосредственной причиной всех бедствий людских и всякого зла является грех. Кроме него нет зла. Только грех из всех зол человеческих есть действительно зло. Только он один есть «источник и корень, и мать всех зол». Он породил два плода: скорбь и смерть. Грех в древности породил убийство и рабство и сделал нужной власть для ограждения зла

§ 1. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

Грех есть преступление (нарушение) заповеди Божией или, по выражению апостола, «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «грех есть не что иное, как действие против воли Божией»Грех вошел в мир через первых людей, согрешивших в раю (Рим. 5, 12; Быт. 2–3). Бог, пишет преп. авва Дорофей, сотворил человека (Адама и Еву) по образу и подобию Своему, т. е. бессмертным, самовластным и украшенным всякой добродетелью. Но когда по искушению от диавола он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда был изгнан из рая. Ибо Бог видел, что если человек не испытает злоключений и не узнает, что такое скорбь, то еще более утвердится в греховном самолюбии и гордости и совершенно погибнет. Поэтому Бог воздал ему то, чего он был достоин, и изгнал его из рая (Быт.3). Через грех человек отпал от своего естественного состояния и впал в противоестественное, греховное и пребывал уже в грехе: в себялюбии, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих греховных навыках, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом греха через преступление.

Так мало-помалу начало возрастать зло и воцарилась смерть. Нигде среди людей не стало истинного богопочитания, а повсюду было неведение Бога. Только немногие, побуждаемые естественным законом, знали Бога, каковы были: Ной, Авраам, Исаак и прочие патриархи. Короче говоря, очень немногие и весьма редкие знали Бога. Ибо враг (сатана) излил на людей всю свою злобу; и поскольку воцарился грех, то начались идолослужение, многобожие, чародейство, убийство и прочее диавольское зло.

И тогда благий Бог, умилосердившись над Своим созданием, дал через Моисея избранному еврейскому народу написанный закон, в котором одно запретил, а другое повелел, как бы говоря: это делайте, а этого не делайте. Он дал заповедь и прежде всего сказал: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.4), чтобы через это отвлечь ум их от многобожия. Иопять говорит: «И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6, 5) И ближним запретил делать зло, повелев любить их, как самого себя (Лев.19, 18).

Итак, благий Бог дал людям закон и помощь для обращения от греха, для исправления зла. Однако зло не исправилось. Грех объял все силы души и тела человека, все стало подвластно греху, всем он стал обладать. Через грех люди стали рабствовать и врагу — диаволу. И своими силами не мог человек избавиться от «работы вражия».

Тогда наконец преблагий и человеколюбивый Бог послал на землю Единородного Своего Сына, ибо один только Бог мог исцелить такую болезнь. И по исполнении времен пришел Господь наш, сделавшись нас ради Человеком, чтобы, как говорит свт.Григорий Богослов, подобным исцелить подобное, душою душу, плотию плоть; ибо Он по всему, кроме греха, стал Человеком. Господь Иисус Христос — воплотившийся Сын Божий— принял самое естество наше, начаток нашего состава и сделался новым Адамом, по образу Бога, создавшего первого Адама; Он обновил естественное состояние и чувства опять сделал здоровыми, какими они были вначале. Сделавшись Человеком, Он восстановил падшего человека, освободил его, порабощенного грехом и насильственно им обладаемого. Ибо насилием и мучительски владел враг человеком, так что и не хотевшие грешить невольно согрешали (ср.: Рим. 7, 19).

Итак, Бог, сделавшись ради нас Человеком, освободил человека от мучительства вражия. Ибо Бог низложил всю силу врага, сокрушил самую крепость его и избавил нас от его владычества, освободил нас от повиновения и рабства ему, если только мы сами не захотим согрешать произвольно. Потому что Он дал нам власть, как Сам сказал, наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию (Лк. 10, 19), очистив нас святым крещением от всякого греха, ибо святое крещение отъемлет и истребляет всякий грех. Притом преблагий Бог, зная немощь и предвидя, что мы и после святого крещения будем согрешать, дал нам по Своей благости святые заповеди, в Святом Евангелии записанные, очищающие нас, чтобы мы, если пожелаем, могли опять соблюдением заповедей очиститься не только от греховных наших дел, но и от самих страстей, от навыков греховных, через что восходили бы к совершенству и богообщению.

Всякий грех имеет две особенности: злоупотребление свободой и презрение к закону Божию, противление Богу. Слово Божие открывает нам, что грех возник вследствие злоупотребления со стороны первых людей дарованною им свободою, что он не был необходим, что первые люди могли и не согрешить. Так и во всех потомках Адама, «начало греха, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — не в природе человека, но в душевном расположении и в свободной воле», в сознательном противлении воле Божией. Отсюда следует, что не может быть оправданий, будто грех есть следствие наших недостатков, несовершенств, неблагоразумия и проч. Грех характеризуется необузданностью и развращением воли и презрением к закону. Грех всегда есть самовольное уклонение от Бога и святого Его закона в угодность себе. Христианин, хотя и носит в себе склонность ко греху, унаследованную от прародителей, но ему даны по вере в Господа Иисуса Христа все благодатные силы бороться с грехом и побеждать грех.

Человек обычно бывает искушаем на грех от плоти, мира и диавола, но в его свободе противостоять греховному искушению.

Каждый из нас, потомков Адама, от природы носит в себе наклонность ко греху в виде греховного пожелания или «похоти» — по выражению апостола Павла. Эта врожденная человеку «похоть» есть самый глубокий и первый источник искушения, с которого начинается всякий грех. «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью», — говорит апостол Иаков (Иак. 1, 14).

Вторым искушением ко греху бывают соблазны от греховного мира, от общения с людьми грешными и развращенными.

Третьим источником грехопадения является диавол. Он наводит на душу омрачение и, содержа ее как бы в каком опьянении, доводит до того, что она впадает в грех сначала в себе, а потом и вовне. Поэтому апостолы и увещают христиан бодрствовать и храниться от искушений вражиих: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою» (1 Пет. 5, 8-9); «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 10-12).

Причиной греха бывает также недоброе воспитание детей. Такие дети, придя в возраст, стремятся ко всякому злу. Все это происходит от небрежения родителей.

Также сильно влечет ко греху привычка человека: например, пьяницы всегда стремятся к пьянству, хищники — к хищению, блудники и прелюбодеи — к нечистоте, клеветники — к клевете и проч. Ибо привычка тянет их, как веревка, ко греху, и стремятся они к нему, как голодный к хлебу и жаждущий к воде.

Против всех этих причин греха христианину, желающему спастись, нужно твердо и мужественно подвизаться. Труден подвиг против этих противников, но нужен и весьма достохвален. «Многие подвизаются и побеждают людей, — говорит свт. Тихон Задонский, — но своих страстей пленниками и рабами делаются. Нет славнейшей победы, как самого себя и грех победить. Венец и торжество не бывает без победы, победа же не бывает без подвига против врагов».

Грех, который человеку, разумному созданию Божию, кажется таким привлекательным и сладостным, есть великое зло. И нет зла, нет несчастья, нет бедствия, которое было бы гибельнее греха.

И что может быть бедственнее греха, от которого все прочие бедствия?

1. Всяким грехом оскорбляется величествие Божие. Человек, когда грешит, больше почитает страсть и свою похоть, нежели закон Божий, и потому Самого бесконечного, преблагого, праведного и вечного Бога прогневляет. Грех, пишет свт. Тихон Задонский, есть отступление от Бога живого и животворящего; он есть измена обету, данному Богу при крещении; он есть разорение святого, праведного и вечного закона Божия; он есть сопротивление святой и благой воле Божией; он есть огорчение вечной и бесконечной правды Божией; оскорбление великого, бесконечного, неописанного, страшного, святого, благого и вечного Бога Отца и Сына и Святого Духа, пред Которым блаженнии духи, Ангелы святые, весьма благоговеют; он есть душевная проказа, которая смрад свой издает и других заражает, и ни от кого не может очиститься, кроме Иисуса Христа, душ и телес врача; грех есть «злейший самого демона», по свидетельству свт. Иоанна Златоуста, поскольку грех Ангела, созданного Создателем добрым, сделал демоном.

2. Ради истребления греха и «чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8), Сын Божий пришел в мир, воплотился и претерпел страшные крестные страдания и смерть.

3. Грех разлучает человека с Богом, лишает его благодати Божией. К такому человеку Бог глаголет, что оставляется дом ваш пуст (Мф. 23, 38).

4. Душа, лишившаяся Бога и Его благодати, умирает. Ибо как тело умирает, когда его оставляет душа, так и душа духовно умирает, когда ее оставляет Бог. Горе же душе, лишившейся Бога, ибо бывает тогда обладаема диаволом и потому подвергается всякому злополучию. Из сего мы видим, сколь велико зло есть грех.

5. После совершения греха грешника непрестанно мучит совесть, что бывает тяжелее всякого тягчайшего бедствия. Внутри налегает на душу мрак, неспокойствие и некий внутренний страх, как случилось это с первым человекоубийцей и братоубийцей Каином. Грех и скорбь связаны между собой неразрывной цепью. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2, 9).

7. Грех привлекает своей временной сладостью. Сладок человеку грех, но горьки и тяжки плоды его. Грех — это горчайший виноград, от употребления которого бывает сильная оскомина. И?сладок грех бывает только на короткое время, а голод — на продолжительное время. Наслаждение греховное временно, а мучения за него вечны. «Краткая греха есть сладость, — говорит свт. Тихон Задонский, — но вечная смерть последует».

8. Чем более человек грешит и живет нераскаянно, тем более собирает себе гнева Божия, как и апостол говорит: «По упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2, 5-6).

9. Для нераскаянных грешников за грех уготована вечная мука. «Насколько велика горесть (скорбь) греха, познают умирающие, когда надлежит им подвиг против отчаяния и страха суда Божия, когда болезнуют, тоскуют и мучатся, снедаемые совестью, а паче (более всего познают горесть греха) умирающие вечной смертью, когда великая надежда пресечется к избавлению от того бедствия. Ныне люди от смерти убегают, но тогда желали бы умереть, но не возмогут: и се есть вечная смерть, что пожелают грешники умереть или в ничто обратиться от нестерпимого мучения гееннского, но не возмогут».

Из всего сказанного видим, что ничего нет бедственнее греха, что нет большего зла, чем грех.

«Возлюбленные христиане! — увещает свт. Тихон Задонский. — Познаем пагубность греха, да от греха уклонимся; всяк бо от познанного зла уклоняется. Знают люди, что яд вредит, и того уклоняются; знают, что змий жалом своим умерщвляет, и берегутся его; знают, что разбойники обнажают и убивают, и уклоняются их. Познаем и мы, возлюбленные, грех и от греха зло происходящее и неотменно будем того уклоняться. Ибо грех вредит паче (сильнее) всякого яда, грех ядовитейший есть паче (больше) всякого змия, грех обнажает нас паче всякого разбойника и лишает временных и вечных благ, и убивает тело и душу. Се суть плоды горького семене греха. Грех есть гнев, ярость и злоба; грех есть гордость, высокоумие, надмение, кичение (превозношение, напыщенность) и презрение ближнего; грех есть клевета и осуждение; грех есть срамословие и сквернословие, буесловие (безрассудные, глупые речи), кощунство и всякое гнилое слово; грех есть ложь, хитрость, лукавство и лицемерие; грех есть пьянство, обжорство и всякое невоздержание; грех есть воровство, хищение, грабление, насилие и всякое неправедное присвоение чужого добра; грех есть прелюбодеяние, любодеяние и всякая нечистота; словом, всякое законопреступление есть грех и есть зло вредительнейшее паче всякого зла, которое как-нибудь нашему телу вредит. Ибо это только наше тело повреждает, а грех и тело и душу вредит и умерщвляет. Кто греха, яко великого зла, ныне не познает, и того не бережется, тот в будущем веке самым искусом и практикою познает и дознает, коль люто есть зло — грех, но уже поздно и бесполезно. Сего ради в нынешнем веке должно то зло (греха) познавать и храниться от него».

Святые отцы и подвижники указывают и средства к избежанию греха. Вот несколько наставлений свт. Тихона Задонского.

1. Большую помощь в подвиге против греха приносит слушание и внимание слову Божию. Оно указывает, что есть грех и что есть добродетель, отводит от греха и поощряет к добродетели. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3, 16–17). Ибо Божие слово есть духовный меч, которым посекается враг душевный.

Апостол Павел в своих посланиях к Коринфянам пишет, что неправедные Царства Божия не наследуют: ни блудники, ни прелюбодеи, ни впадающие в нечистоту и непотребство, ни идолослужители, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни хищники, ни завистники, ни убийцы, ни еретики, ни пьяницы, ни злоречивые и ненавистники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10; см. также: Гал. 5, 19–21).

2. Весьма полезно прочитывать жития святых, которые подвизались против греха, и подражать им.

3. Помнить надо, что Бог на всяком месте присутствует, и неотступно есть с нами везде, и что мы делаем и думаем — все ясно видит, и все что говорим — слышит, и всяким грехом прогневляется, и каждому воздает по делам его. Берегись же, христианин, перед лицом Божиим грешить! Страшно Бога прогневлять. В самом грехе Бог может поразить грешника и в геенну послать.

Когда приведем себе на память наказания за грехи, то убедимся, что Бог — праведный мздовоздаятель есть: за грехи был наведен на древнее человечество всемирный потоп, вконец развратившиеся жители Содома и Гоморры сожжены были огнем, непокорные и ропотливые израильтяне поражены были смертью при Моисее в пустыне и проч. Припомним и при нашей жизни случающиеся на людях наказания за грехи.

4. От греха отводит размышление о том, что за наши грехи Христос Сын Божий был мучен и умер. Христос за грехи наши пострадал: как же нам дерзать на те грехи, за которые Христос Сын Божий такую горькую чашу страданий испил? Нам ли делать снова то, за что Христос столь тяжкие страдания претерпел, нам ли вторично грехами Сына Божия распинать? Страшно это и весьма прискорбно. И горе христианам, согрешающим и не почитающим страданий Христовых и Самого Христа!

6. От греха может удержать и память о неизвестности часа смертного. Известно, что все умрем, но когда и как умрем — неизвестно. Горе же тому, кого во грехе застанет смерть! Ибо в чем застанет нас смерть, в том будет и судить нас Бог.

7. Да удержит нас от греха неминуемый час суда Христова. Ибо Тот же Христос Господь, Который страдал и был мучен за наши грехи, Он же будет судить за каждое слово, дело и Размышление о вечности облегчает христианину земные скорби, и великий труд, и временные наказания, как то: печаль, узы, темницы, изгнание, обиды, раны, бесчестия, поношения, нужду и нищету и самую смерть помогает принимать с любовью и благодарением. Размышление о вечности (нас ожидающей) не попустит впасть в беззаконные сети греха, не попустит в блуде и плотской нечистоте валяться, лгать, воровать, грабить, обманывать, гордиться, превозноситься, ближнего осуждать, оклеветывать. Кто о вечности будет прилежно думать, тот более будет искать слышать Божия слова и наставления ко спасению, омерзеет ему сласть греха и потеряют свое кажущееся обаяние и?привлекательность временные греховные удовольствия.

10. Необходимо содержать в уме и в памяти, что и во время совершения самого греха может человек умереть и погибнуть, перейдя в таком состоянии в вечность. Так некогда в древности фараон, царь египетский, гнался вслед израильтян, желая причинить им зло, но в самом том беззаконном деле погиб (Исх.14,27-28). Так и Авессалом, сын Давида, восстал на святого отца своего и искал, чтобы убить его, и в это время погиб бесславно (2 Цар. 18, 14). То же наблюдаем и ныне: видим, что блудник и прелюбодей иногда и в самом скверном деле поражаются; хульники — в хулении, воры и хищники — в хищении и прочие беззаконники получают по делам своим. Так праведный суд Божий поражает беззаконников, чтобы и мы убоялись грешить и беззаконовать.

11. Удаляться следует от случаев и поводов, которые ко греху приводят: всякого рода пиршеств и выпивок, дружества и тлетворных бесед с людьми развращенными и не имеющими страха Божия, ибо «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33); охранять надо зрение, слух и храниться от соблазнов.

12. Беречься следует и от самых малых грехов, поскольку от малых грехов легко бывает перейти к большим.

13. Никогда не следует подражать и следовать худому примеру и не смотреть, что люди делают, а обращать внимание, о чем закон Божий учит и, в храме проповедуется. Если мы возлюбим закон Божий, то не повредят нам никакие соблазны мира (Пс. 118, 165).

14. Всяким грехом Триипостасный Бог, Бог великий, святый, благий, праведный, бесконечный и страшный, Отец милосердный и преблагий оскорбляется и прогневляется. Жалко и тяжко оскорбить родного по плоти отца, тем более тяжко оскорбить Бога, Отца Небесного, Который и отца твоего создал, питает, одевает, сохраняет и прочими благами снабдевает и призывает всех к вечному блаженству. Лучше бы стократ умереть, чем Бога, преблагого Отца и Создателя нашего, оскорбить. Храни же себя, христианин, от греха, как от великого зла.

15. Соделанный грех мучит совесть, пока не будет очищен покаянием. Берегись же греха, как яда змей, хотя бы во избежание угрызений совести.

16. Если хочешь, чтобы молитва твоя была услышана, то избегай греха. Ибо кто грешит и от греха не отстает, того молитва не приемлется.

17. К причащению святых, страшных и животворящих Таин Тела и Крови Христовых должны мы приступать со страхом и трепетом, опасаясь, чтобы не в суд и осуждение было причащение. Поэтому надо и прежде причащения и после него беречься греха, как змия, который душу поядает.

18. Наша забота и подвиг в борьбе с грехом не сильны без помощи Божией. Поэтому нам надо всегда заботиться и молиться, да поможет нам Господь в сем подвиге.

20. Благочестивым Христос возглаголет во Втором Своем Пришествии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Об уготованных же праведным благах пророк говорит: «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» (Ис. 64, 4).

Нераскаявшимся же грешникам скажет Господь: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). И пойдут сии в муку вечную; праведницы в живот вечный. И везде в слове Божием возвещается некающимся грешникам бедствие, а благочестивым блаженство. Слово Божие неложно, истинно, о чем говорит, то будет неизменно. Бог солгать не может. Внимай же сему, христианин, чтобы за временную сласть греха не лишиться вечного блаженства и не попасть в вечную муку, которой не будет конца.

Преп. Петр Дамаскин.Творения. Киев. 1902. Ч. 2. С. 229. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 26. § 14, 154.

Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2. С. 250.

Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. II. С. 45, 70.

Там же. Творения. С. 75.

Он же. Творения. Т. IV. С. 745, 747.

Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900. Т. VI. Кн. I. С. 184.

Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 1.

Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. IV. Кн. I. С. 312.

Еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения. Изд. 2-е. С. 150.

Там же.

Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 6-е. Т. V. Слово 20. О подвиге против греха. С. 222-223.

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деян.

Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. М., 1889. Т. I. О грехе. С.?239-240.

Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. Т. I. Плоть и Дух. Т. II. Грех. С. 124-125.

Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V. Слово 19. О грехе.

Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. I. С. 105-107, 10. Т. II. С. 125. Т. V. С. 224-225.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *