Православие уз

Ташкентская и Узбекистанская епархия

Ташкентская и Узбекистанская епархия

Русская православная церковь
Среднеазиатский митрополичий округ

Успенский кафедральный собор

Общие сведения

Страна

Узбекистан

Архиепископский округ

Среднеазиатский митрополичий округ

Епархиальный центр

Ташкент

Основана

1 мая 1871 года

Управление

Правящий архиерей

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь) (с 27 июля 2011 года)

Кафедральный храм

Успенский собор (Ташкент)

Статистика

Приходов

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Ташке́нтская и Узбекиста́нская епархия (узб. Toshkent va Oʻzbekiston yeparxiyasi) — епархия Русской православной церкви, включающая в себя православные приходы на территории Узбекистана. Учреждена весной 1871 года как «Туркестанская» с центром в городе Верном.

С 27 июля 2011 года включена в состав новообразованного Среднеазиатского митрополичьего округа. Правящий архиерей Ташкентской епархии является главой митрополичьего округа; в делах, касающихся митрополичьего округа, а также при литургическом поминовении в иных, кроме возглавляемой им самим епархиях, титулуется митрополит Среднеазиатский.

С 2011 года правящий архиерей — митрополит Викентий (Морарь).

История

В июне 1865 года отрядом генерала Михаила Черняева был захвачен Ташкент.

В 1868 году Туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман возбудил ходатайство об учреждении в областях Туркестанского Генерал-губернаторства особой епархии (ввиду отдалённости Оренбургского и Томского епархиальных управлений, к ведению которых относились церкви и духовенство вверенного ему края); однако, категорически не желая нахождения епархиального архиерея в Ташкенте, просил назначить местопребывание последнего в областном городе Семиреченской области — городе Верном. Ходатайство Кауфмана было «уважено по Высочайше утверждённому 1 мая 1871 года мнению Государственного Совета».

12 ноября 1871 года на новоучреждённую Туркестанскую кафедру был назначен епископ Софония (Сокольский) (ранее епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии; † 26 ноября 1877) с титулом «Ташкентский и Туркестанский».

C 1896 года епархиальное начальство возбуждало ходатайства о переносе (или образовании отдельной) кафедры в Ташкенте.

В 1900 году к епархии из состава Грузинской епархии была перечислена Закаспийская область.

Ввиду огромности территории Туркестана и малого числа приходских церквей, большинство православного населения было приписано к военным «неподвижным» церквам, которые в 1900 году перешли из ведения епархиального управление в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства; в 1911 году епископ Димитрий (Абашидзе) ходатайствовал перед Святейшим синодом о их возвращении в ведение епархиального управления, что отчасти было удовлетворено.

16 декабря 1916 года был Высочайше утверждён доклад Святейшего синода о переводе кафедры Преосвященного Вернинского из Верного в Ташкент (в Верном учреждалось викариатство).

Весной 1923 года в Туркестанской епархии бо́льшая часть духовенства и приходов признали власть обновленческого Синода (епархия перешла под управление обновленческого епископа Николая (Коблова)); управлявший епархией архиепископ Иннокентий (Пустынский) после ареста ряда «староцерковных» священнослужителей самовольно покинул епархию.

В период 1927—1929 годов Ташкентской епархией («староцерковной») управлял возвратившийся из сибирской ссылки епископ Лука (Войно-Ясенецкий). До 1933 года во главе епархии стоял митрополит Никандр (Феноменов), затем бывший здесь в ссылке митрополит Арсений (Стадницкий); единственным храмом в их ведении была церковь «Всех скорбящих Радость» на кладбище.

По смерти митрополита Арсения в 1936 году епархия была разделена на «Ташкентскую и Среднеазиатскую» и «Алма-Атинскую и Казахстанскую». После ареста и расстрела в 1937 году архиепископа Тихона (Шарапова) обе епархии пребывали вдовствующими до 1945 года.

В 1943 году был вновь открыт единственный православный храм — Успенский госпитальный, впоследствии ставший кафедральным собором.

При епископе Гурии (Егорове) (1946—1953) число приходов в епархии достигло 66-и. Епископ Ермоген (Голубев) (1953—1960) сумел в период новой антирелигиозной кампании не допустить закрытия ни одного храма; более того, он перестроил и расширил Успенский собор.

12 октября 2007 года Туркменистанское благочиние было выведено из состава епархии.

27 июля 2011 года был образован Среднеазиатский митрополичий округ, в состав которого вошли Ташкентская и выделенные из её состава Бишкекская и Душанбинская епархии, а также опять возвращены Патриаршие приходы в Туркменистане.

6 ноября 2017 года Священный Синод Русской православной церпкви утвердил устав Ташкентско-Узбекистанской епархии.

Современное состояние

Общее количество приходов — 35.

С ноября 1996 года при поддержке правительства Узбекистана строится Духовно-административный центр при Успенском кафедральном соборе. С 1998 года функционирует Ташкентская духовная семинария.

Благочиннические округа епархии

Список благочиннических округов епархии
Название Благочинный Центральный храм Территория
Узбекистан
Ташкентское протоиерей Игорь Балухатин Храм святого равноапостольного великого князя Владимира (Ташкент) Ташкент и Ташкентская область
Самаркандское иерей Роман Загребельный Храм святого великомученика Георгия Победоносца Самаркандская область, Сурхандарьинская область и Кашкадарьинская область
Гулистанское иерей Андрей Тугушев Храм святого Николая Сырдарьинская область, Джизакская область
Ферганское протоиерей Владислав Чеченов Храм преподобного Сергия Радонежского Ферганская область, Наманганская область, Андижанская область
Бухарское иерей Леонид Козин Храм преподобного Сергия Радонежского Бухарская область, Навоийская область, Хорезмская область, Республика Каракалпакстан

Отделы Епархии

  • Просветительский отдел — руководитель протоиерей Сергий Стаценко
  • Отдел по взаимодействию Церкви и общества — руководитель протоиерей Сергий Стаценко
  • Отдел по катехизации — председатель иерей Сергий Алахтаев
  • Отдел по делам молодежи — Председатель священник Владимир Платонов
  • Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями — Председатель протоиерей Игорь Балухатин
  • Отдел по тюремному служению — Председатель протоиерей Игорь Балухатин
  • Паломнический отдел — Председатель Саркисянц Елена Васильевна
  • Культурно-образовательный отдел «Сретенье» — заслуженный работник культуры Республики Узбекистан Андрей Слоним
  • Отдел социальной благотворительности во имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой — Председатель иерей Алексей Назаров.
  • Служба по научной работе — Флыгин Юрий Степанович
  • Апологетическая служба — Шковородюк Олег Степанович
  • Православная творческая группа «5 Элемент» — руководитель Кокин Олег Павлович (преподаватель ТДС).

Комиссии Епархии

  • Комиссия по издательству и духовной цензуре — Председатель Протоиерей Игорь Балухатин
  • Комиссия по канонизации святых — Председатель игумен Нектарий Блинов
  • Богослужебная комиссия — Председатель Протоиерей Игорь Балухатин
  • Комиссия по делам монастырей — Председатель игумен Нектарий Блинов
  • Комиссия по делам кандидатов на посвящение в священный сан — Председатель Протоиерей Игорь Балухатин

Храмы

Кафедральный собор: Успенский в Ташкенте.

В Узбекистане расположено около 35 храмов и молельных домов; построены новые храмы в городах Навои, Зарафшан, Учкудук, Карши; строится храм в Ургенче (Хорезмская область).

Монастыри

  • Свято-Троице-Георгиевский монастырь (мужской; город Чирчик, Ташкентская область)
  • Свято-Троицкий Никольский (женский; Ташкент)
  • Покровский монастырь (женский; Дустабад)

Учебные заведения

  • Ташкентская духовная семинария (ТДС) открыта в 1998 году.

Святыни епархии

1. В Успенском соборе города Ташкента имеется копия Иверской иконы Божией Матери, которая была написана на Святой горе Афон и доставлена в епархию архиепископом Димитрием (Абашидзе) в начале XIX века.

2. Под Самаркандом хранится рука пророка Даниила, перенесенная Амиром Тимуром из Месопотамии в XIV веке: эту святыню почитают как православные христиане, так и мусульмане.

СМИ

  • Начальник Пресс Службы Ташкентской и Узбекистанской епархии — монах Михаил (Столяров)
  • Газета «Слово жизни», выходит с 7 апреля 1991 года (с февраля 1993 года, ежемесячная) в Узбекистане (Ташкент), тираж — 1500, главный редактор — Надежда Исаева.
  • Журнал «Восток свыше» главный редактор: Евгений Абдуллаев (Сухбат Афлатуни).
  • «5 элемент» с интернет версией (журнал православной творческой группы 5 элемент).

Епископы

  • Софония (Сокольский) (12 ноября 1871 — 26 ноября 1877)
  • Александр (Кульчицкий) (12 марта 1877 — 6 августа 1883)
  • Неофит (Неводчиков) (6 августа 1883 — 21 ноября 1892)
  • Григорий (Полетаев) (22 ноября 1892 — 18 февраля 1895)
  • Никон (Богоявленский) (18 января 1895 — 19 июня 1897)
  • Аркадий (Карпинский) (9 ноября 1897 — 18 декабря 1902)
  • Паисий (Виноградов) (18 декабря 1902 — 20 января 1906)
  • Антоний (Абашидзе) (20 января 1906 — 25 июня 1912)
  • Иннокентий (Пустынский) (декабрь 1912 — март 1923)
  • Лука (Войно-Ясенецкий) (12 мая 1923 — сентябрь 1927)
  • Сергий (Лавров) (25 января 1925 — февраль 1927) в/у, еп. Алма-Атинский
  • Никандр (Феноменов) (1927 — 3 марта 1933)
  • Афанасий (Малинин) (23 марта — 24 августа 1933)
  • Арсений (Стадницкий) (24 августа 1933 — 10 февраля 1936)
  • Борис (Шипулин) (13 марта 1936 — 23 февраля 1938)
  • Кирилл (Поспелов) (июль 1944 — 20 июня 1946)
  • Гурий (Егоров) (25 августа 1946 — 28 января 1953)
  • Ермоген (Голубев) (1 марта 1953 — 15 сентября 1960)
  • Гавриил (Огородников) (15 сентября 1960 — 28 февраля 1971)
  • Платон (Лобанков) (февраль 1971 — 11 октября 1972) до 25 июня 1971 — в/у, еп. Самаркандский
  • Варфоломей (Гондаровский) (11 октября 1972 — 10 сентября 1987)
  • Лев (Церпицкий) (1 ноября 1987 — 20 июля 1990)
  • Владимир (Иким) (20 июля 1990 — 27 июля 2011)
  • Викентий (Морарь) (с 27 июля 2011)

Викариатства

  • Пишпекское и Семиреченское (ныне самостоятельная Бишкекская епархия)
  • Самаркандское (недейств.)
  • Верненское (впоследствии самостоятельная Алма-атинская епархия)

> См. также

  • Православие в Узбекистане
  • Астанайская и Алматинская епархия

Примечания

  1. Краткая справка о церквахъ Туркестанской Епархіи подвѣдомыхъ Епархіальному Начальству. // «Туркестанскія Епархіальныя Вѣдомости». 1916, № 24, Часть Офиціальная, стр. 326.
  2. «Туркестанскія Епархіальныя Вѣдомости». 1910, № 4, Часть Неофиціальная, стр. 76.
  3. «Туркестанскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911, № 14, стр. 289—292.
  4. «Правительственный Вѣстникъ». 25 декабря 1916 (7 января 1917), № 277, стр. 1.
  5. Журналы заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года
  6. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 6 октября 2017 года Патриархия.ru
  7. Доклад Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского на епархиальном собрании 26.05.2010 года
  8. Приходы епархии
  9. Официальный сайт Ташкентской и Узбекистанской епархии (недоступная ссылка). Дата обращения 19 сентября 2011. Архивировано 9 октября 2011 года.

Ссылки

  • Православная Церковь Средней Азии
  • Список приходов Ташкентской и Узбекистанской Епархии
  • Астанайская епархия
  • Официальный сайт Православной Церкви в Таджикистане
  • А. В. Тутов «Ташкент православный»

Ташкентская епархия

Дата создания: 4 мая 1871 г. Описание:

Входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа

4 мая 1871 г. была учреждена Туркестанская епархия. Первоначально центр епархии находился в г. Верном (Алма-Ата), а в 1917 г. кафедра правящего архиерея была перенесена в Ташкент. В годы гонений на Церковь было уничтожено, либо закрыто множество храмов. С 1937 по 1945 годы епархия существовала без архиерейского возглавления; во всей Средней Азии оставался только один действующий православный храм — Покровский собор в Самарканде, остальные приходы были либо закрыты, либо возглавлялись еретиками-«обновленцами». Несмотря на гонения, с конца 1940-х годов начинается постепенное возрождение Церкви. Однако лишь после 1991 г. в республиках Средней Азии были созданы все необходимые условия для нормального осуществления духовной жизни православных верующих.

Решением Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 106) из состава Ташкентской епархии выделено Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 67) из состава Ташкентской епархии выделены Бишкекская и Душанбинская епархии. Преосвященному Ташкентскому Синод постановил иметь титул «Ташкентский и Узбекистанский».

Также Синод постановил Преосвященному Ташкентскому и Узбекистанскому быть главой Среднеазиатского митрополичьего округа. В делах, касающихся Среднеазиатского митрополичьего округа, а также при литургическом поминовении в иных, кроме возглавляемой им самим, епархиях, главе Среднеазиатского митрополичьего округа Синод постановил титуловаться «митрополит Среднеазиатский».

Священный Синод на заседании 6 октября 2017 г. (журнал № 81) утвердил устав Ташкентско-Узбекистанской епархии.

***

Объединяет приходы и монастыри на территории Узбекистана.

Кафедральный город — Ташкент. Кафедральный собор: Успенский (Ташкент).

Благочиннические округа: Бухарский, Гулистанский, Самаркандский, Ташкентский, Ферганский.

Епархиальные отделы: просветительский; художественно-производственный; по делам молодежи.

Действующие монастыри:

  • Дустабадский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1992 г. как подворье Ташкентского Троице-Никольского мон-ря, в 1998 г. преобразован в самостоятельный. Узбекистан, 702739, Ташкентская обл., г. Дустабад, ул. Мухамедкулова, 85. Тел.: (998-71) 7-37-30, 7-26-11;
  • Ташкентский во имя Святой Троицы и свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь, учрежден в 1894 г. как община, в 1901 г. получил статус мон-ря, закрыт в 1922 г., возобновлен в 1990 г. Узбекистан, 700005, г. Ташкент, ул. 8 Марта, 7. Тел.: (10-998-71) 191-69-60, 191-49-89;
  • Чирчикский во имя вмч. Георгия муж. мон-рь, учрежден в 1996 г. Узбекистан, 702100, Ташкентская обл., г. Чирчик, просп. А. Навои, 1а. Тел.: (998-71) 5-50-33.

Учебные заведения:

  • Ташкентская духовная семинария, открыта в 1990 г. как училище, в 1998 г. реорганизованное в семинарию. Узбекистан, 700015, г. Ташкент, ул. Авлиёота, 91. Тел.: (998-71) 55-54-15.

Церковные СМИ: газета «Слово жизни», издается епархиальным управлением, имеет приложение — альманах «Восток свыше».

Страна: Узбекистан Город: Ташкент Адрес: 700047, Ташкент, ул. Садыка Азимова, 3-й тупик, 22 Телефон: (99-871) 233-33-21 (канцелярия) Факс: (99-872) 236-79-39 Web-сайт: www.pravoslavie.uz E-mail: mitropolit.uz@gmail.com Правящий архиерей: Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский (Морарь Виктор Александрович)

В Николо-Сольбинском монастыре возводится храм в честь небесного покровителя обители Святителя Николая Чудотворца.

Паломники и гости монастыря получили возможность внести именное пожертвование на строительство этого храма.

Первые памятные сертификаты уже выданы тем, кто украсил свое посещение святой обители добрым делом – участием в строительстве храма, посвященного великому угоднику Божию – святителю Николаю Чудотворцу.

Испокон веков храмы на Руси строили всем миром, традиционной формой благотворительности были пожертвования «на кирпичик». Предлагаем поучаствовать в возрождении этой доброй благочестивой традиции.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь»

Каждому жертвователю выдается Памятный сертификат благотворителя, который может стать памятным подарком вашим близким, свидетельством вашей молитвенной помощи и заботы о них. Имя обладателя сертификата вносится в специальный синодик для вечного поминовения за Божественной Литургией.

Сделать пожертвование (от 1000 р.- 1 имя) на именной кирпич Вы можете, перечислив денежные средства на банковский счет монастыря с пометкой в назначении платежа: «Именной кирпич – ф.и.о.» Например: «Именной кирпич – Лебедев Сергий Владимирович, Морозова Елена Николаевна», указав точный почтовый адрес, по которому мы вышлем Ваш Памятный сертификат благотворителя.

Поделитесь с друзьями:

Церковь Александра Невского в Скобелеве, почтовая открытка 1907—1709-х годов.

Самый крупный храм Ферганской долины был заложен с благословения местного туркестанского епископа 23 июля 1891 года. Строился на средства казны и был закончен в первой половине 1899 года; освящен 17 мая того же года в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Построенный из жжёного кирпича-железняка в византийском стиле, находился в центре города (в те времена носившего имя Скобелев), на главной городской площади. Вмещал до 700 человек. Был построен в три яруса и имел 18 окон в нижнем ярусе, 20 в среднем и 8 в верхнем барабане. Изнутри был оштукатурен и окрашен в различные цвета; декор был дополнен лепными ганчевыми украшениями, полы — деревянные. В западном нефе были обустроены хоры на двойных массивных сосновых балках. В храме имелось пять печей.

В 1898 году по случаю окончания Андижанского восстания афонские иноки принесли в дар церкви вместе с благословением войскам Ферганской области храмовую икону Святого Александра Невского и Образ Богоматери «Избавительницы». Трёхъярусный иконостас, выполненный из различных пород дерева, был приобретен в 1899 году на средства казны.

До 1900 года храм и причт, учреждённый в 1876 году, состояли в ведении Туркестанского епархиального начальства, а 23 марта того же 1900 года по ходатайству генерал-губернатора и командующего войсками округа Сергея Михайловича Духовского в числе других причтов и храмов были переведены в ведение Протопресвитера военного и морского духовенства, числившегося при Управлении коменданта (в 1895 году было переименовано в Управление Ферганского, а затем — Скобелевского воинского начальника). 22 декабря 1911 года распоряжением Военного совета, Высочайше утвержденного, штат причта при Управлении Скобелевского воинского начальника был упразднён, взамен открыт новый в 8-м Туркестанском стрелковом полку, куда и были причислены причт вместе со храмом. По штату при храме был положен один священник.

Основатель храма и его первый настоятель, протоиерей Афанасий Рышкин, был похоронен у юго-восточной стены алтарной части храма, место захоронения отмечал надгробный памятник-плита.

В 1936 году храм был закрыт, его здание снесено. Всё имущество было передано в другие храмы.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 сентября 2015 года.

> Литература

  • Голенберг В. А. «Старинные храмы туркестанского края». Ташкент 2011 год.

Узбекистан

Узбекистан (узб. O’zbekiston, Ўзбекистон или узб. O’zbekiston Respublikasi, Ўзбекистон Республикаси) — государство, расположенное в центральной части Средней Азии. Названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны. Сопредельные государства: на востоке — Киргизия; на северо-востоке, севере и северо-западе — Казахстан; на юго-западе и юге — Туркмения; на юге — Афганистан и на юго-востоке — Таджикистан.

Крупнейшие города

  • Ташкент
  • Самарканд
  • Бухара
  • Наманган
  • Фергана
  • Андижан
  • Карши
  • Нукус
  • Ургенч
  • Коканд

Православие в Узбекистане

Православие в Узбекистане представлено Русской православной церковью, объединяющей всех православных христиан на территории республики в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию, которая входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви (московский патриархат).

Кроме того, имеется община Армянской апостольской церкви (не входит в семью поместных православных церквей). Поскольку Армянская апостольская церковь относится к дохалкидонским церквям, не принявшим постановлений Халкидонского Собора (451) и не принадлежит к Православию как сообществу православных автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Русская православная церковь является единственной зарегистрированной в Узбекистане православной церковью.

История

Начало возникновение христианства в Средней Азии по преданию связывают с именами апостолов Фомы и Андрея Первозванного, которые, как считается, проповедовали на этой территории. Сведения об этом содержатся в житиях этих апостолов, а также косвенным подтверждением может служить тот факт, что христианские общины в Индии до новейших времен носят названия — «христиан апостола Фомы».

Также предание сохранило сведения о почитании еще со времен вавилонского плена целой общиной иудеев могилы ветхозаветного Патриарха Иова Многострадального, которая находилась в Ургенче. До современных времен на территории Узбекистана существует почитаемых как христианами, так и мусульманами «родники Иова», самый известный из которых находится в Бухаре. Предание о том, что именно Хорезм был местом жития праведного Иова Многострадального, косвенно подтверждается предположениями ученых о единстве древнейшего Хорезма с месопотамской цивилизацией Ур (Шумера и Аккада).

После того, как христианство было принято Римскими Императорами и стало официальной государственной религией, в Персии началось гонение на христиан, что и привело их к переселению в Центрально-Азиатский регион. Уже с 334 года упоминается христианский епископ в Мерве.

Начиная с V века, после того, как большинство христиан из персов приняли несторианство и разорвали свои отношения с Константинополем, несториане становятся основными распространителями христианства в Средней Азии. Православными оставалось Хорезмийское (Хвалисское) архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата.

После завоевания Среднеазиатского региона арабами, начиная с VIII века наибольшее распространение в регионе приобретает ислам. Несторианскому католикосу удалось стать придворным халифа и основать свою резиденцию в Багдаде. При содействии властей несториане сумели объединиться с яковитами и организовать крупную церковную общину в регионе.

Дальнейшее распространение ислама и буддизма в XIV веке и начавшиеся гонения на христиан в регионе, привели к постепенному прекращению деятельности как несторианских, так и других христианских общин.

Новое появление христианских общин начинается только с XIX века.

Непосредственно православная диаспора в Узбекистане начинает формироваться наряду с приходом в Среднюю Азию Русской православной церкви после присоединения основной части этого региона к Российской Империи и образованием Туркестанского генерал-губернаторства (1867 год).

Уже к концу 40-х годов в регионе начинают появляться первые русские поселенцы, в основном из сибирских казаков. Они начинают основывать станицы и создавать первые постоянные храмы. Первый такой храм был построен в станице Копальской (ныне город Копал) в 1850 году.

Активным распространением православия становится осуществляемая активная переселенческая программа, которая обеспечивала переезд из центральной части России в Среднеазиатский регион русских крестьянских семей для освоения пустующих земель. Данная программа привела к тому что к 1897 году русское население в регионе уже составляло почти 10 %.

В выстроенных русскими укреплениях, возникающих «русских» пригородах местных городов, казачьих станицах открываются православные приходы: В 1860-х годах — городские в Ташкенте, Джизаке, Самарканде, Чимкенте, а также ряд в совсем небольших поселках и станицах. В 1871 году был учрежден приход и основан храм при Ташкентском госпитале. В 50-х годах ХХ века архиепископом Ермогеном (Голубевым) этот скромный храм был расширен и перестроен в современный Успенский собор.

Самостоятельная епархия в Средней Азии появилась 4 мая 1871 года, когда императорским указом было утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии. Но из за внутреннего сопротивления чиновников и генерал-губернатора Кауфмана архиерейская кафедра вплоть до 1916 года располагалась не в Ташкенте, а в г. Верном.

Русская Православная Церковь

Территория Узбекистана входит в Ташкентскую и Узбекистанскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа Русской Православной Церкви (МП). Епархия была основана в 1871 году как «Туркестанская» и включала в себя территорию Таджикистана, Туркменистана и Кыргызстана — в настоящее время на территории этих государств существуют самостоятельные епархии. Православные соборы расположены в Ташкенте и Самарканде.

С июля 2011 года правящий архиерей — митрополит Викентий (Морарь).

Ташкентская и Узбекистанская епархия состоит из 5 благочиний и 35 приходов, покрывающих всю территорию Республики Узбекистан и включает в себя более 50 храмов и молельных домов.

На территории епархии выпускается православный журнал «Восток свыше», газета «Слово жизни».

На территории епархии находятся: мужской Свято-Троице-Георгиевский монастырь (г. Чирчик) и женский Свято-Троице-Никольский монастырь (г.Ташкент).

В Ташкенте с 1996 года работает Ташкентская духовная семинария — высшее духовное учебное заведение Русской православной церкви, готовящее священно- и церковнослужителей. Действуют пастырско-богословское и катехизаторское (женское) отделения.

>Святые

  • св. ап. Фома
  • св. ап. Андрей Первозванный

Святыни

ТАШКЕНТ.

Кафедральный Успенский собор Русской Православной Церкви:

  • «Иверская» икона Божией Матери.

Александро-Невская церковь Русской Православной Церкви на Боткинском кладбище:

  • архим. Борис (Холчев) (чтимая могила около храма).

САМАРКАНД. Мавзолей Ходжа-Дониёр (принадлежит мусульманам). Мощи:

  • прор. Даниил (рука).

Храмы

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы (Алмалык)
  • Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Ангрен)
  • Храм Всех Святых (Андижан)
  • Храм Николая Чудотворца (Андижан)
  • Храм Святого Сергия Радонежского (Андижан)
  • Храм Апостола Фомы (Ахангаран)
  • Храм Сретения Господня (Бекабад)
  • Храм Архангела Михаила (Бухара)
  • Храм Святого Александра (Бухара)
  • Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Газалкент)
  • Храм Николая Чудотворца (Гулистан)
  • Храм Николая Чудотворца (Джизак)
  • Храм Архангела Михаила (Жамбул)
  • Храм Казанской иконы Божией Матери (Коканд)
  • Храм Святого Николая Чудотворца (Коканд)
  • Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены (Коканд)
  • Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Красногорск)
  • Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского (Кувасай)
  • Храм преподобного Сергия Радонежского (Навои)
  • Храм Архангела Михаила (Наманган)
  • Храм Архистратига Михаила (Наманган)
  • Храм Александра Невского (Самарканд)
  • Храм Георгия Победоносца (Самарканд)
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Самарканд)
  • Храм Святого Георгия Победоносца (Самарканд)
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Сырдарья)
  • Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Ташкент)
  • Железнодорожный Благовещенский храм (Ташкент)
  • Кадетский корпус (Ташкент)
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ташкент)
  • Храм Святого Александра Невского (Ташкент)
  • Храм Святого Александра Невского при Ташкентской учительской семинарии
  • Храм Святого Владимира (Ташкент)
  • Храм Святого Николая Чудотворца (Ташкент)
  • Храм Святого Сергия Радонежского (Ташкент)
  • Храм Святых Апостолов Петра и Павла (Ташкент)
  • Храм Священномученика Ермогена (Ташкент)
  • Храм Александра Невского (Термез)
  • Храм Иова Многострадального (Ургенч)
  • Храм Александра Невского (Фергана)
  • Храм Николая Чудотворца (Фергана)
  • Храм Преподобного Сергия Радонежского (Фергана)
  • Храм Николая Чудотворца (Хаваст)
  • Храм Николая Чудотворца (Каган)
  • Храм преподобного Александра, игумена Куштского (Янги-Чиназ)
  • Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Янгиюль)

>Монастыри

  • Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь (Чирчик)
  • Свято-Троице-Никольский женский монастырь (Ташкент)

>Видео

Ссылки

  • Сайт Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ МП
  • Православие в Узбекистане
  • Первые Христианские захоронения в Узбекистане
  • Духовные центры Узбекистана
  • Православные храмы Узбекистана

Эта категория в данный момент пуста.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *