Православие в литве

Основатель Латвийской православной автономной церкви Константинопольского патриархата (ЛПАЦ) Виктор Контузоров претендует на десять приходов Латвийской православной церкви Московского патриархата (ЛПЦ).

«Нам надо как-то уравновешивать это дело мирно и по-доброму. Прежде всего, мы напишем письмо и обратимся к нашим братьям по вере, что восстановлена историческая действительность и правда, и поэтому надо поделиться. Из 106 приходов церкви Московского патриархата нам нужно сейчас десять», – сказал Контузоров Русскому вещанию LTV.

Синод ЛПЦ: мы не уходим под Константинополь

В ЛПЦ считают, что новообразование никак не связано с довоенной Латвийской православной церковью Константинопольского патриархата, поскольку сам Контузоров приехал в республику только после «перестройки». По мнению члена Синода ЛПЦ Николая Тихомирова, раздела собственности здесь быть не может из-за отсутствия преемственности.

«Они организовали свою новую религиозную организацию, которой никогда до них не было в Латвии. Как они могут претендовать на то, что им никогда не принадлежало? Наследниками чего они никаким образом не являются. Это недобросовестная деятельность. Братские отношения существуют между православными.

Господин Контузоров не православный, не священник, не епископ и даже не мирянин», – сообщил Тихомиров Русскому вещанию LTV.

Контузоров был отлучен от церкви в 1997 году и предан анафеме. В прошлогоднем списке всех православных церквей с именами и контактами епископов, который издается Константинопольским патриархатом, Контузорова нет, однако сам он уверен, что «все еще впереди» – процесс признания «уже запущен».

Если ЛПЦ не поделится с Контузоровым приходами, он собирается обратиться в суд.

Ценз оседлости. Как власти Латвии вмешиваются в дела православной церкви

Напомним, на прошлой неделе Синод ЛПЦ «ради сохранения спокойствия и мира прихожан» дал специальное разъяснение в связи с регистрацией в этой республике в конце октября Латвийской православной автономной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата.

«В настоящее время положение дел таково: в Латвии зарегистрирована наша Латвийская православная церковь, а по инициативе Виктора Контузорова (он был отлучен от церкви 20 лет назад) зарегистрирована еще одна новая религиозная организация – Латвийская православная автономная церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата, – заявил Синод. – Это два юридических лица, которые никак не имеют ничего общего. Новая регистрация не имеет НИКАКОГО отношения к Латвийской православной церкви Московского патриархата и НИКАК не влияет на положение нашей Церкви и на ее название».

«Все сведения о якобы переходе или переводе нашей Церкви в Константинополь являются откровенной неприкрытой ложью, придуманы недругами Православия и растиражированы средствами массовой информации, – сказано в заявлении. – Призываем всех верных чад Латвийской православной церкви не верить этим провокационным измышлениям. Весь этот вымысел направлен не только против Латвийской православной церкви, но и против каждого православного человека в Латвии».

ЛПЦ и ЛПАЦ

24 октября Минюст Латвии зарегистрировал Латвийскую православную автономную церковь в юрисдикции Константинопольского патриархата, свидетельствуют данные лицензированной компании повторного использования данных Регистра предприятий Латвийской Республики Lursoft.

В Латвии существует Латвийская православная церковь – это часть Русской православной церкви, поэтому все назначения в ней утверждает Священный Синод РПЦ. Она управляется предстоятелем и Синодом на основе Устава Русской православной церкви. В ЛПЦ действуют 118 приходов, служат 79 священников. Богослужения ведутся на старославянском и латышском языках.

ЛПАЦ существует с 1994 года и претендует на то, чтобы быть единственной законной правопреемницей довоенной латвийской митрополии.

Дело в том, что в 1936 году ЛПЦ перешла в подчинение к Константинопольскому патриархату и получила томос. Формально он не был отозван. В 1940 году митрополия вошла в Московский патриархат. Все решения о переходе в подчинение Константинополю были аннулированы.

ЛПАЦ теперь хочет получить не только статус полноправной православной церкви, но и имущество ЛПЦ Московского патриархата.

Латвийские власти боятся православной церкви. Что стоит за новым законом

На отрезке с 13 по 16 век Литва была одним из самых крупных государств Европы – Великим Княжеством Литовским. Княжество простиралось от Балтийского до Черного моря и включало территории нынешних Литвы, Беларуси и Украины. В конце 16 века с подписанием унии с Речью Посполитой Литва утратила часть своих суверенных прав, а ее население стало стремительно перенимать польские ценности и традиции. Впоследствии союзное государство Польши и Великое Княжество Литовское было вынуждено капитулировать перед мощью Российской Империи. После трех разделов Речи Посполитой, территория нынешней Литвы оказалась в составе России. История средневековой Литвы наглядно отражена в ее многоконфессиональности: только Вильнюс вмещает несколько десятков православных, католических и униатских храмов.

Свято-Духов храм и возникший под его сенью монастырь в течение почти двух веков оставался единственным не побывавшим в руках униатов православным храмом в Вильнюсе, где в самые трудные минуты для православных раздавалось слово утешения святой веры.
После заключения в 1596 году Брестской унии для православных Литвы наступили тяжелые времена. Все приходские церкви в Вильне были закрыты, Свято-Троицкий монастырь был отдан униатам. После многочисленных отказов, в 1597 году Свято-Троицкое братство получило от короля Сигизмунда III разрешение построить новую православную церковь. В 1634 году по позволению короля Владислава IV на месте старого деревянного был выстроен новый каменный Свято-Духов храм с главным престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и святых равноапостольных Константина и Елены.

В 1749 году результате частых опустошительных пожаров монастырь сгорел вместе с церковью. Церковь сильно пострадала в 1812 году. Солдаты Наполеона устроили в ней кухню, испортили иконостас, сожгли царские врата, взломали полы, закоптили стены. После войны на средства виленского купца Александра Николаевича Слуцкого храм был приведен в наилучший вид, а при архиепископе Алексии была заново отделана вся церковь.

В 1852 году пещера, в которой с 1655 года хранятся мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, обращена в церковь их имени. Сооружен новый вход, над которым поставлен образ с изображением свв. Мучеников.

Интерьер хрaма украшает ценное произведение барочного искусства – иконостас, изготовленный по проекту И. К. Глаубица после пожара в 1749 году. Уникален фасад церкви, представляющий собой историческую ценность. Перед нами архитектурное произведение законченной барочной формы. Рядом с церковью возвышается высокая башня – колокольня, увенчанная куполом формы обелиска. Стены храма видели русских царей, лиц из царского дома, государственных сановников и вельмож России. Царская семья посетила этот храм в 1884 году. Почетными членами Свято-Духова братства были члены царской семьи, все наследники цесаревичи, в том числе и Николай II.

Острая Брама — одна из важнейших достопримечательностей Вильнюса, объект светского туризма и религиозного паломничества, памятник истории и архитектуры. Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды. Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века.

Деревянная церковь Перенесения мощей Св. Николая Чудотворца была основана в 1340 г. второй женой Великого князя Литовского Ольгерда Ульяной. После уничтожения церкви пожаром в 1514 г. гетман Великого Княжества Литовского Константин Острожский построил каменную готическую церковь в византийском стиле. В 1609 г. согласно привилегии короля Сигизмунда Вазы униатам было передано 12 православных церквей, в том числе церковь Свт. Николая. После пожаров 1747 г. и 1748 г. церковь была обновлена в стиле барокко. В 1827 г. ее вернули православным. В 1845 г. церковь Св. Николая была перестроена в русском византийском стиле.

Церковь Параскевы Пятницы – первый храм в столице Великого Княжества Литовского Вильне, построенный в 1345 г. Первоначально церковь была деревянная. Каменной она построена позже по указу жены князя Ольгерда Марии. Церковь сильно пострадала в связи с пожарами. В 1611 г. ее отдали в ведение униатов. В Пятницкой церкви, как свидетельствует надпись на мемориальной доске, царь Петр I крестил прадеда поэта А.С.Пушкина. В 1799 г. церковь была закрыта и находилась на грани разрушения. В 1864 г. оставшиеся части храма были снесены, а на их месте по проекту Н.Чагина возведена новая более просторная церковь.

Полагают, что собор Успения Пресвятой Богородицы в 1346 г. построила вторая жена Великого князя Великого Княжества Литовского Ольгерда Ульяна. Здесь же княгиня была и погребена. В то время, когда Витовт Великий выделил Литву и Западную Русь в отдельную митрополию, эта церковь была названа собором. Пречистенский кафедральный собор – ровесник башне Гедимина, символа Вильнюса, – встречал свадебный кортеж дочери Великого Московского князя Иоанна III Елены, венчавшейся с Великим князем Великого Княжества Литовского Александром. В начале XIX века оно было превращено в ветеринарную клинику, скотолечебницу, затем в приют для городской бедноты, а с 1842 г. здесь были устроены казармы.

Возродился Кафедральный собор, как и многие православные храмы Вильнюса, в последней трети XIX века благодаря пожертвованиям, собранным в России. Над его восстановительным проектом работали профессора Петербургской академии художеств. Выдающийся зодчий А.И. Резанов – автор проекта часовни Иверской Божией матери, что на Красной площади в Москве, и Ливадийского императорского дворца в Крыму. Собор построен в грузинском стиле. На правой колонне находится икона Божьей Матери, которую царь Александр II подарил в 1870 г. На мраморных плитах выбиты имена русских воинов, погибших во время подавления восстания 1863 г.

Александро-Невская церковь возведена в 1898 году как дань памяти императору Александру III. Сооружена она на средства Свято — Духовского Братства и частные пожертвования. Церковь стоит на высоком месте и видна на далеком расстоянии. Называлась она церковью-школой, т.к. при ней было устроено церковно-приходское училище. При церкви выстроен небольшой дом, в котором находились квартиры учителя и учительницы. Храм небольшой, светлый, сооружен из камня и по обеим сторонам его сделаны пристройки для школ: мужской и женской. При освобождении города от немецко-фашистких войск летом 1944 г. здание храма было разрушено почти полностью. В советские времена здесь располагалась колония для трудновоспитуемых девочек — подростков. Церковь и сегодня обнесена глухим забором. Теперь она уже отдана епархии, но богослужения не проводятся, здание реставрируется.

Вильнюсскую Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых. Православные жители города задолго до юбилея Императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Острожского. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли. И теперь верным поводом для воплощения замысла представлялся «Романовский юбилей», дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. Чтобы виленская церковь была в самом деле «Романовской», было решено дать ей двойное посвящение — во имя небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова.

Свято-Михайловская церковь освящена в 1895 г. Первый новопостроенный храм города (до него в XIX веке происходило только восстановление древних храмов XIV и XV вв.). «Первый после многих, многих столетий самостоятельно возникший — жизнерадостный веселый росток из полного внутренней жизни ствола, невиданный православными почти с XV века», — говорилось при его освящении. Весть о замысле воздвигнуть новый храм, притом на правом берегу Вили, где до того еще не было православных храмов, с энтузиазмом встретили все православные люди города. Но особые старания к ее постройке приложили Свято-Духово братство, епархиальный училищный совет, кафедральный Свято-Николаевский собор и Никольская церковь. Кроме виленчан, пожертвования внесли Святейший Синод и лично К. П. Победоносцев, а также св. Иоанн Кронштадтский, который и благословил строительство церкви осенью 1893 г. В том же году открылась и церковно-приходская школа, где обучалось до 200 человек детей (в настоящее время флигеля, в которых располагалась школа, церкви не принадлежат).

Просмотров: 1034

Церкви Литвы инересны тем, что большинство из них не закрывалось в советское время, хотя с древности не все сохранили свой облик. Некоторые храмы были во владении униатов, некоторые пребывали в полуразрушенном состоянии, но потом возрождались. Также в Литве есть несколько церквей, построенных в 1930-х годах, когда у нас храмы разрушались. Есть и новые храмы, построенные в наши дни.
Начнем рассказ с собора монастыря Св. Духа, который никогда не закрывался и не переоборудовался.
Храм был основан в 1597 году для Вильнюсского Братства сёстрами Феодорой и Анной Волович. В это время после заключения брестской унии все православные церкви Литвы перешли в ведение униатов. И тогда в Вильнюсское православное братство, объединявшее людей разных сословий, решило построить новый храм. Однако строительство православных церквей было запрещено. Сёстры Волович смогли построить храм, потому что принадлежали к влиятельной семье, строительство велось на частной земле.
Ворота монастыря в городской застройке.
Долгое вемя Свято-Духовская церковь была единственной православной в Вильнюсе. При храме существовала монашеская община, действовала типография. В 1686 году церковь в Литве перешла в ведение Московского патриархата, от московских государей поступали пожертвованя. В 1749-51 гг. храм был построен в камне.
В 1944 году храм пострадал от бомбёжек, ремонтировался усилиями Патриарха Московского Алексия I. Но уже в 1948 году партийное руководство Литвы ставило вопрос о закрытии монастыря, в 1951 был арестован иеромонах Евстафий, будущий архимандрит Свято-Духова монастыря. Освобожденный в 1955 году о.Евстафий занимался благоустройством монастыря.
Святыня Свято-Духовского собора — мощи виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, казненных при князе Ольгерде.
Храм святителя Николая Чудотворца, Вильнюс, улица Диджой.
Деревянная церковь святителя Николая Чудотворца возникла в Вильнюсе одной из первых, в начале XIV века, в 1350 году построена каменная церковь княгиней Ульяной Александровной Тверской. в XV веке храм сильно обветшал и в 1514 году был заново отстроен князем Константином Острожским, гетманом Великого княжества Литовского. В 1609 году церковь захвачена униатами, затем постепенно приходит в запустение. в 1839 году возвращена Православной церкви. В 1865-66 гг. проведена реконструкция, и с те пор храм действует.
Пречистенский кафедральный собор. Вильнюс.
Храм был построен на средства второй жены князя Ольгерда Литовского княгини Ульяны Александровны Тверской. С 1415 года был кафедральным храмом литовских митрополитов. Храм был княжеской усыпальницей, под полом были захоронены Великий князь Ольгерд, его супруга Ульяна, королева Елена Иоановна, дочь Ивана III.
В 1596 году собор оказался у униатов, в нем был пожар, здание пришло в запустение, в 19 веке использовался для государственных нужд. Восстановлен при Александре Втором по инициативе митрополита Иосифа (Семашко).
Храм пострадал в военное время, но закрыт не был. в 1980-е годы проведен ремонт, установлена сохранившаяся древняя часть стены.
Фрагменты старой кладки, из такого же камня построена башня Гедемина.
Храм во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы на улице Диджои. Вильнюс.
Первый каменны храм в Литовской земле, возведенный первой супругой князя Ольгерда княгиней Марией Ярославной Витебской. В этом храме были крещены все 12 сыновей Великого князя Ольгерда (от двух браков), в том числе Ягайло (Яков), который стал королем Польши и подарил Пятницкому храму.
В 1557 и 1610 году храм горел, последний раз воссановлен не был, так как через год в 1611 его захватили униаты, на месте обгоревшего храма вскоре появился кабак. В 1655 году Вильнюс был занят войсками царя Алексея Михайловича, и церковь возвращена православным. Восстановление храма началось в 1698 году на средства Петра I, есть версия — что во время русско-шведской войны царь Пётр крестил здесь Ибрагима Ганнибала. В 1748 году храм опять горел, в 1795 опять захвачен униатами, в 1839 году возвращен православным, но в разваленном состоянии. в 1842 гооду храм восстановлен.
Памятная доска
в 1962 году Пятницкая церковь была закрыта, использовалась под музей, в 1990 возвращена верующим по закону Литовской республики, в 1991 году чин освящения совершил митрополит Виленский и Литовский Хризостом. С 2005 года в Пятницкой церкви совершается литургия на литовском языке.
Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», находися в конце проспекта Гедеминаса. Вильнюс.
Построен в 1899-1903 гг., был закрыт во время 1 мировой войны, затем службы возобновились и не прерывались.
Храм Рождества Богородицы, Тракай
В 1384 году в Тракае, резиденции Литовских князей, был основан монастырь Рождества Богородицы. Строительницей была княгиня Ульяна Александровна Тверская. В этом монастыре был крещен Витовт. В 1596 году монастырь передан униатам, в 1655 году сгорел во время русско-польской войны и штурма Тракая.
В 1862-63 гг. в Тракае была построена церковь Рождества Богородицы, причем средства были пожертвованы русской императрицей Марией Александровной, которая продолжила древнюю традицию литовских княгинь-строительниц храмов.
в 1915 году году храм пострадал от снарядов и стал непригодным для богослужений, Капитальный ремонт был только в 1938 году. Богослужения не прекращались с тех пор, но храм запустел в 1970-80-е гг. С 1988 года новый настоятель о.Александр стал активно проповедовать в городе и окрестных деревнях, где традиционно жили православные. В Литовской республике разрешено проводить уроки религии в школе.
Каунас. Центром православной жизни являются два храма на территории бывшего Воскресенского кладбища.
Левый храм — церковь Воскресения Христова, была построена в 1862 году. В 1915 году храм был закрыт во время войны, в 1918 богослужение возобновилось. В 1923-35 гг. храм стал кафедральным собором Литовской епархии.
в 1924 году при храме организована гимназия, единственная школа в Литве того времени с обучением на русском языке. Также был организован кружок милосердия, помогавший сиротам, затем и пожилым. в 1940 году Мариинское благотворительное общество было ликвидировано как и все общественные организации буржуазной Литвы при организации Литовской ССР.
в 1956 году было ликвидировано православной кладбище, могилы русских людей сравняли с землей, теперь там парк. В 1962 году Воскресенская церковь была закрыта, в ней был архив. В 1990-е годы храм возвращен верующим, сейчас в нём совершаются требы.
Правый храм — собор Благовещения Прсвятой Богородицы. Построен в 1932-35 гг. по инициативе митрополита Елевферия, архитекторы — Фрик и Топорков. Это образец церковной архитектуры 1930-х годов, практически отсутствующий на территории России. Храм построен с древнерусскими мотивами, продолжение идеи архитектуры русских церквей начала ХХ века.
В 1937-38 гг. при храме проводились беседы для мирян, так как в эти годы в Каунасе появилась католическая миссия и униатский епископ проводил еженедельные проповеди в бывших православынх храмах. Однако население предпочитало посещять проповеди протоирея Михаила (Павловича) в Благовещенском соборе, и униатская миссия вскоре была закрыта.
Благовещенский собор был центром русской эмиграции, его прихожанами были философ Лев Карсавин, архитектор Владимир Дубенский, бывший министр финансов России Николай Покровский, профессор и механик Платон Янковский, художник Мстислав Добужинский.В 1940-41 гг. многие русские эмигранты выехали из Литвы в Европу, прриход опустел.
Во время войны богослужения в соборе продолжались, но в 1944 году погиб митрополит Виленский и Литовский Сергий, управляющим епархией стал архиепископ Даниил. после войны начались гонения на прихожан, был арестован регент собора С.А.Корнилов (вернулся из заключения в 1956 году). В 1960-е гг. Благовещенский собор был единственным православным храмом Каунаса. С 1969 года священники имели право совершать богослужения на дому только с письменного разрешения зам.пред. райсполкома, за нарушение они могли быть отсранены от должности гражданскими властями.
В 1991 году после событий у Вильнюсского телецентра настоятель Благовещенского собора иеромонах Иларион (Алфеев) выступил с обращением, призывая советскую армию не стрелять в граждан. Вскоре настоятель был переведен в другую епархию, а сейчас митрополит Иларион является председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
с осени 1991 года приход возглавляет протоиерей Анатолий (Стальбовский), проводятся паломнические поездки, занятия в школах, опекаются дома-интернаты, собор реставрировался.
Собор Михаила Архангела, Каунас.
Этот храм был православным, но в период литовской независимости в 1918 году передан католикам.
в 1922-29 гг. п Закону о земельной реформе у православной церкви были изъяты 36 храмов и 3 монастыря, некоторые — ранее принадлежали католикам или униатам (которые в свою очередь ранее использовали православные храмы), а некоторые — недавно построенные на частные и государственные средства
На стенах, например, справа, висят современные религиозные картины в стиле абстракции
Самый необычный храм Литвы — церковь во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Клайпеда
в 1944-45 гг. при освобождении Мемеля пострадал православный дом молитвы. В 1947 году общине верующих было передано здание бывшей лютеранской кирхи, которое использоваось советскими властями как зал ритуальных услуг на кладибще. Однако уже после первого богослужения против о.Феодора Ракецкого был написан донос (на проповеди он сказал, что жизнь тяжелая, и утешением является молитва). В 1949 году о. Феодора арестовали, он был освобожден только в 1956 году.
рядом парк, на месте которого ещё недавно было кладбище. Муниципальные власти решили сделать реконструкцию, а родственники до сих пор приходят сюда на поминки.
Некоторое время вместе с православным в храме по расписанию служили и лютеране, община которых тоже постепенно собиралась после войны. Православные мечтали о постройке новой церкви в русском стиле. В 1950-е годы в Клайпеде усилиями католической литовской общины был возведен собор, однако ксендзов обвинили в растрате и посадили, а костел власти передали филармонии. Поэтому строительство нового храма и для православных в Клайпеде стало возможным только в наши дни.
Паланга. Церковь в честь иконы Божией Матери «Иверская». Построена в 2000-2002 гг. Архитектор — Дмитрий Борунов из Пензы. Благотворитель — литовский предприниматель А.П. Попов, земля выделена мэрией города бесплатно по ходатайству пенсионерки А.Я. Лелейкене, строительство вела фирма Parama. Настоятель — игумен Алексий (Бабич), староста — В.Афанасьев.
Храм находится в северо-восточной части Паланги, его видно по дороге в Кретингу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *