Православие в школе

В Русской православной церкви (РПЦ) считают неудовлетворительным уровень преподавания в школе предмета под названием «Основы православной культуры» или исламской, иудейской, буддистской, а также светской этики. Глава синодального Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что этому культурологическому предмету уделяют всего час в неделю, а ведут его преподаватели других дисциплин по совместительству.

Дети и родители сами вправе выбирать, в какую церковь ходить, однако школьники должны получать адекватные знания по религии, а преподавать им должны люди, «получившие мандат от церкви», сообщил митрополит в программе «Церковь и мир» на «России 24». Светская школа не должна становиться площадкой для проповеди той или иной религии, отметил представитель РПЦ.

По мнению митрополита, изучение основ религий будет способствовать улучшению межрелигиозного климата. «Это, в конце концов, вопрос безопасности нашего государства»,— заявил он.

В 2019 году патриарх Кирилл на съезде Общества русской словесности предложил ввести в школах курс, направленный на воспитание молодежи в духе любви к русской культуре и противодействие «деструктивным моделям поведения». В 2018 году патриарх Кирилл призывал увеличить объем преподавания в школах основ религиозных культур и светской этики, после чего Министерство просвещения создало рабочую группу для «расширения и углубления» школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Подробнее — в публикации «Ъ” «Школьникам передадут духовный код».

Приоритетное направление работы гимназии – личностно-ориентированное развитие ребенка. Дети в гимназии находятся полный день. Во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия с педагогами, работают секции дополнительного образования. Для обеспечения учебного и внеурочного процесса в гимназии регулярно проводится обновление материально-технической базы. В гимназии работают следующие детские объединения театральная студия, хоровой коллектив, студия детского творчества «Время рисовать», клуб научно-технического творчества «Искатель» (включающий детское конструкторское бюро «Кулибины», школу исследователей «Гимназист», гимназическую дружину «Братства Православных следопытов»), музейное объединение. Почти все учащиеся посещают Дом детского творчества, Детскую школу искусств, Станцию юных техников, спортивную школу.

В процессе работы гимназии родились свои традиции: проведение детских утренников, посвященных престольным праздникам, Рождеству Христову, Масленице, Пасхе и Дням славянской письменности и культуры; сотрудничество с Домом ветеранов, Домом престарелых и инвалидов, детскими дошкольными учреждениями, библиотеками. Традиционными стали паломнические поездки, экскурсии в музеи, посещение театров. Ежегодно в летние каникулы в гимназии работает детский лагерь. Регулярным стало проведение на базе летней оздоровительной площадки научного лагеря «Кулибины».

Дети принимают участие в конкурсах и олимпиадах: международные конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок», всероссийская конференция «Национальное достояние России», всероссийский конкурс им. В.И. Вернадского, Вавиловские чтения, международная конференция «Авиация и космонавтика», районные конкурсы «День науки», «Дорога к храму», «Хоровое искусство» (смотрите график мероприятий); становятся победителями и лауреатами. По результатам районной научно-практической конференции «День науки» гимназии трижды (в 2010, 2011 и 2012 годах) была вручена «Хрустальная сова» – приз за самое большое количество победителей.

Гимназия ведет большую просветительскую работу среди педагогов района. На базе гимназии проводятся семинары для учителей литературы «Православное сознание русской литературы», для администрации образовательных учреждений района «Юридические аспекты преподавания курса «Основы православной культуры» в образовательных учреждениях», «Система духовно-нравственного воспитания в православной гимназии «София», заседания районного методического объединения преподавателей Основ православной культуры и Мировой художественной культуры.

Гимназия награждена грамотами и благодарственными письмами Управления образования района, Министерства социальной защиты (Клинского УСЗН), Всероссийского общественного движения «Боевое братство», Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Создавая гимназию, мы поставили перед собой цель – объединить качественное обучение детей с традиционным духовно-нравственным православным воспитанием. Нами разработана концепция развития гимназии, которая включает в себя внедрение новых образовательных технологий (личностно-ориентированных, исследовательских, информационных, проблемного обучения, проведения коллективных творческих проектов, педагогика сотрудничества), повышение квалификации педагогов, усовершенствование материально-технической базы.

С 2016/17 учебного года в российской школьной программе в 5-9 классах выделены обязательные часы на воспитание нравственности. Пока что в большинстве школ это светская дисциплина, направленная на развитие патриотических чувств. Но православная церковь, похоже, собирается использовать эту возможность для расширения своего влияния.

Предмет по выбору

До недавнего времени в российской школе был обязательным только предмет ОРКСЭ — «Основы религиозной культуры и светской этики». «Этот предмет модульный, на него выделен один час в неделю в 4 классе, — рассказал DW преподаватель московской гимназии 1543 Леонид Кацва. — Родители должны выбрать один из шести вариантов: светская этика, история мировых религий, православие, ислам, иудаизм и буддизм». По статистике, в четвертом классе 46 процентов семей выбирают модуль «светская этика», около 30 процентов — православие, 20 процентов — истории мировых религий, 4 процента — ислам, менее одного процента — иудаизм и буддизм.

Еще три года назад, как сообщает «Интерфакс», модуль «православие» выбирали только 11 процентов родителей. Но с тех пор их количество возросло — во многом потому, что школы ненавязчиво склоняют родителей выбрать православный модуль. «На родительское собрание пришел директор, — рассказала DW мама ученика одной из гимназий Санкт-Петербурга, — и стал объяснять: мол, вы же понимаете, в какой стране мы живем, нужно знать свою культуру, и так далее. В итоге родители всем классом выбрали православие».

Это происходит не во всех школах: так, москвичка Татьяна Лидская рассказала, что в школе, где учится ее дочь, класс, как и полагается по закону, разделился. «Их прямо разбили на группы, и каждый посещает ту, что он выбрал, — говорит она DW. — Мы выбрали историю мировых религий. Делали доклад про шумерского бога Ану, в принципе интересно. Ведет отдельная преподавательница, а у тех, кто выбрал светскую этику, — их основная учительница».

Не только в 4 классе?

Православная церковь давно призывает расширить преподавание ОРКСЭ. «Ни один вуз, ни одна школа, ни один авторский коллектив не готовы всерьез развивать тематику, ограниченную всего лишь 34 учебными часами, только в одном, 4 классе школы», — говорил в начале учебного года в интервью РИА «Новости» заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов. В Российской академии образования, похоже, придерживаются близких к РПЦ позиций: так, в начале октября президент академии Лариса Вербицкая говорила о том, что, по ее мнению, в школьную программу должны входить произведения духовной литературы, в том числе Библия.

Преподаватель истории Леонид Кацва

Впрочем, пока это только теоретические рассуждения. Летом 2016 года Российская академия образования разослала на экспертизу программу расширенного курса «Основы православной культуры» со 2 по 11 классы, но он не был утвержден экспертами Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). Однако с этого учебного года в школьной программе появился другой обязательный предмет, вернее, предметное направление. Его сокращенное название запомнить непросто: аббревиатура ОНДКНР расшифровывается как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В стандартах министерства образования ОДНКНР рассматривается как логическое продолжение ОРКСЭ в средней школе. Но только уже без модулей.

Уроки патриотизма

Государственный стандарт не регламентирует, сколько часов и лет школы должны уделить ОДНКНР, но требует, чтобы школьники ознакомились с этим направлением в 5-9 классах. Как объяснила DW эксперт Центра карьерного развития управленческих кадров Московского института открытого образования (МИОО) Наталья Никулина, школы могут выбрать один из трех вариантов: преподавать ОДНКНР как отдельный предмет, включить его содержание в программы других общеобразовательных предметов (как, например, литература, история, география) или реализовать в форме внеурочной деятельности — различных экскурсий, выездных занятий или проектной деятельности, но тоже обязательной для всех учеников. Решает администрация школы.

Большинство школ выбирают ОДНКНР как отдельный предмет. По словам москвички Анны Кузьминской, дочь которой учится в 5 классе общеобразовательной школы 1601 на севере столицы, курс фактически дублирует программу по истории России, но предлагает «осмысление исторических событий с моральной, так сказать, точки зрения. Сейчас вот Куликовскую битву проходят, подвиг народа».

Как это все связано с православием? Пока никак, утверждает Анна Кузьминская: «Это не религиозные уроки, там больше про победы в боях». Но РПЦ, похоже, собирается использовать время, отведенное на ОДНКНР, для того, чтобы постепенно внедрить православное вероучение. «К решению этих вопросов в школах следует привлекать родительскую общественность. Это имеет значение для работы епархиальных структур, стимулирования родителей для поддержки или инициирования преподавания в «своих» школах курсов православной культуры в рамках ОДНКНР», — говорится в комментарии Синодального отдела религиозного образования и катехизации, опубликованном на сайте этого религиозного ведомства.

Критика в церкви и вне ее

Не все представители православного духовенства довольны тем, что у церкви появилась дополнительная возможность участвовать в жизни школы. Так, диакон Андрей Кураев, автор учебника «Основ православной культуры» для 4 класса, возмущен тем, что предмет ОДНКНР появился в школьной программе без широкой общественной дискуссии. «Когда я писал учебник, я каждую новую главу обсуждал с представителями других конфессий. А сейчас без серьезного оповещения педагогической общественности, без дискуссии в прессе этот предмет стал важной частью школьной программы. На мой взгляд, эта идея катастрофическая».

А учитель истории Леонид Кацва считает, что церковь вообще не должна участвовать в жизни школы: «Когда ребенку на уроках истории рассказывают о происхождении человека от общих с обезьяной предков, а на уроках ОПК рассказывают о происхождении человека в библейской версии, то в голове у человека 10-11 лет, а это 4-5 класс, создается довольно странная картина», — считает Кацва. По его мнению, экспансия религии в школу — это естественное следствие дефицита идеологии в постсоветском обществе: «Советское общество было предельно идеологизировано, а сегодня возник некий идеологический вакуум. Наше государство и значительная часть нашего общества без идеологии жить не умеет».

В России рассматривается введение школьного курса «Православной культуры», рассчитанного на время обучения с 1-го по 11-й класс, пишет «Коммерсант».

По данным издания, письмо с предложением оценить проект программы такого курса было разослано членам Федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию.

Заочное голосование членов УМО заканчивается 30 ноября. Если они поддержат проект, школы получат методические рекомендации по изучению «Православной культуры».

Проект программы «Православной культуры» предусматривает три блока — для 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов. В первом классе разрешено изучать «Православную культуру» во внеурочное время, а дальше предмет предлагается ввести в расписание.

Авторы программы рассчитывают добиться «становления православных христианских ценностных ориентаций» у детей. Свои поступки ученики должны будут оценивать «на основе нравственных норм православной христианской традиции».

Минобрнауки пока не прокомментировало разработку плана программы «Православной культуры». Представители РПЦ, в свою очередь, заявили, что речь об обязательном преподавании «Православной культуры» в рамках существующего в школах курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не идет.

«Это первый случай, когда федеральным экспертам предлагают дать оценку элективному курсу, — говорит собеседник «Ъ» из консультантов УМО.— Для понимания: это как потребовать от учителей пользоваться едиными федеральными программами для всех школьных кружков — от кройки и шитья до робототехники. То есть конкретно этот курс почему-то очень важен для чиновников».

В феврале 2015 года глава РПЦ патриарх Кирилл предложил Минобрнауки расширить школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики», введенный с 2012 года, и преподавать со 2-го по 9-й классы.

По действующей школьной программе «Основы религиозной культуры и светской этики» изучают в четвертом классе средней школы. При этом школьники и родители имеют право выбрать определенный модуль: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики».

С 2015 года в школьную программу был добавлен курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который, как предполагало Миноборнауки, должен стать развитием «Основ религиозных культур и светской этики».

В 2016 году был представлен первый вариант проекта программы «Православная культура», рассчитанной на изучение с 1-го по 11-й класс. В сентябре члены УМО этот проект отклонили.

А вы бы сдали экзамен?

  • Двузвон или миропомазание? Тест на знание основ православной культуры
  • Напишите нам

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *