Православие в южной Корее

Русская православная церковь намерена восстановить храм, построенный в столице Южной Кореи более века назад.

Об этом заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Христианский Мегапортал invictory.com со ссылкой на Интерфакс-религия.

«В 1900 году на юге, в Сеуле, был построен православный храм, и мы предпринимаем усилия, чтобы его восстановить. Но, к сожалению, это до сих пор невозможно по каким-то причинам, которые нам не до конца понятны, но которые, может быть, имеют какое-то политическое звучание», — сказал он на встрече с делегацией Православного комитета КНДР в понедельник в Москве.
При этом патриарх отметил, что у Русской церкви «есть намерение» восстановить храм в Сеуле «с тем, чтобы православные верующие могли вносить совместный вклад в мирное объединение своей родины».

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

  • Shares

Южная Корея – страна-феномен, которая за несколько десятков лет сделала огромный скачок в развитии. По оценкам многих экспертов своим экономическим ростом страна обязана христианской этике и отношению к труду. В Южной Корее более 30% населения являются христианами. Когда гуляешь по ночному Сеулу, всегда в поле зрения можно наблюдать хотя бы несколько неоновых крестов на церквях. В Сеуле находится самая большая в мире церковь Йойдо, основателем которой является Йонгги Чо. Также есть и другие огромные церкви: об одних славянские христиане просто не знают, о других знают совсем немного. Раскрыть всю глубину корейского христианства в одной статье просто невозможно. Поэтому мы решились на журналистский эксперимент — показать феномен пробуждения «по-корейски» на примере всего одного воскресного дня одной из протестантских мегацерквей, которая стала известна русскоязычному читателю благодаря учению Евангелия Святости.

Во время нашего пребывания в Южной Корее в качестве гостей на ежегодном летнем ретрите, который проводит мегацерковь из Сеула «Манмин» (что в переводе с корейского означает «Все народы»), у нас появилась возможность познакомиться достаточно тесно с жизнью самой церкви.

Как корреспондент Christian Telegraph, я не мог не воспользоваться шансом заглянуть «в кухню» корейского пробуждения, которое завоевало репутацию самого быстрого и самого влиятельного пробуждения наших дней. Я побывал как на служениях в центральной церкви, так и в филиалах «Манмин» в других городах. У меня была возможность пообщаться с прихожанами и служителями церкви, которых Бог исцелил от различных, в том числе и смертельных, болезней. Увидев самые разные аспекты служения церкви, мне захотелось узнать поближе служение пастора Джей Рока Ли и посмотреть на его жизнь поближе, так сказать, изнутри. И такая возможность вскоре представилась.

Утренняя молитва

Воскресное утро для Джей Рока Ли начинается очень рано, потому что в 4:30 утра дом пастора уже полон людей, которые хотят, чтобы пастор помолился за их исцеление или которые просто хотят начать свое утро молитвой вместе с ним. Когда приехали мы, а по корейскому христианскому пониманию это было очень поздно — часов в 6 утра — большой зал был уже полностью заполнен членами церкви. Что примечательно, для утренней воскресной молитвы с пастором люди приезжают не только из Сеула, но и из других городов страны. «Манмин» имеет большое количество филиалов по всей Южной Корее и члены этих церквей приезжают часто в Сеул, чтобы побывать на служении в центральной церкви. Многие люди соглашаются вместе с пастором в молитве за родственников или людей, которым нужно исцеление, и у которых нет возможности приехать лично. Пастор усердно молится с каждым из нуждающихся, уделяя каждой молитве довольно большое время.

Утренняя молитва происходит в помещении пятиэтажного дома в Сеуле, в одной из квартир которого живет пастор Джей Рок Ли. Как нам рассказали представители «Манмин», недвижимость пастору не принадлежит, домовладелец – один из членов церкви – предоставил квартиры для семьи пастора и для проведения служений. Интересным является и тот факт, что когда мы спросили о зарплате пастора, нам рассказали, что Джей Рок Ли отдает обратно в церковь зарплату, которую получает, а иногда отдает еще и свои деньги, потому что члены церкви благословляют его деньгами так, что ему хватает на жизнь и даже он сам может жертвовать деньги на нужды церкви.

После того, как мы приехали, утреннее молитвенное служение длилось еще несколько часов, в течение которых пастор читал Библию и произносил короткие проповеди, а также молился за людей и их нужды. Меня лично очень удивило большое количество молодежи на этом служении, причем они не стояли со скучающим видом, а усердно молились и принимали активное участие в служении.

По окончанию утренней молитвы люди поспешили, чтобы успеть попасть к началу воскресного служения в церкви. Теперь, вернувшись в свою страну, мне как-то необычно смотреть на скучающих людей в церкви, которые с трудом могут высидеть жалкие два часа служения в воскресенье. Я часто задаю себе вопрос: что должно произойти, чтобы наши люди пришли в 4 утра в воскресенье на утреннюю молитву, затем без перерыва на основное служение, а потом еще и на вечернее. И не нахожу ответа…

Воскресное служение

По окончанию утренней молитвы люди начали расходиться, чтобы успеть к началу воскресного служения в церкви. Джей Рок Ли, практически без перерыва отправился на автомобиле с водителем на служение. Пастор передвигался на старой модели автомобиля корейского производства Hyundai. Вообще, интересная деталь — в Корее очень мало европейских или японских автомобилей, и основная масса автотехники является отечественной. Даже богатые бизнесмены ездят на достаточно скоромных корейских авто.

Пастор подъехал к церкви задолго до начала служения, однако у входа его уже ждали члены церкви, у которых были молитвенные нужды. Джей Рок Ли помолился за грудного ребенка одной пары, благословил новый автомобиль, купленный членом церкви, помолился за женщину, которая получила сильный ожог руки, а также за ребенка, который повредил себе ногу. Внутри здания церкви пастора тоже ожидали люди, у которых были молитвенные нужды и после того, как доктор Ли помолился за всех ожидающих, он уединился, чтобы подготовиться к служению.

Когда старший пастор вышел на сцену, служение уже шло и другие пасторы церкви вели молитву, проповедовали и читали Библию. Между молитвами исполнялись песни хвалы и поклонения. Стоит отметить, что прославление в церкви «Манмин» — это огромный хор и настоящий симфонический оркестр, которые исполняют классические христианские гимны во время всех служений церкви.

Стоя за большой стеклянной кафедрой без обуви (такова корейская традиция — считается, что место проповеди свято) Джей Рок Ли проповедовал о важности общения с Богом и послушания Ему. «Иногда христиане говорят о том, что они одиноки в этой жизни, — говорил доктор Ли. — Но как вы можете быть одиноки, если вы дети Всемогущего Творца? Подумайте о Царстве Божьем и о той привилегии, которая нам дана — приходить в молитве к нашему Отцу и общаться с Ним. Не игнорируйте эту удивительную возможность, данную верующим в Сына Божьего. Многие проблемы в вашей жизни будут решаться, если вы будете в общении с Господом. Вы никогда не сможете самостоятельно победить ваши плотские желания. Победа прийдет только если вы доверитесь Духу Святому на 100%».

Интересный момент: во время служения в зале царит очень почтительная атмосфера, никто не переговаривается между собой, никто не выходит в холл прогуляться во время проповеди, поговорить по телефону или выпить кофе. Когда старший пастор, гости церкви или пасторы из дочерних церквей проповедуют — все слушают, а во время прославления — все поют. Все очень серьезно и ответственно, наверное, потому, что люди пришли в церковь, к Богу…

Дополнительное служение

После основного служения пастора церкви «Манмин» снова ожидали люди для молитвы. Это были совершенно разные люди из самых разных сословий. По всему было видно, что члены церкви серьезно относятся к молитве пастора и действительно верят, что Бог через эту молитву делает чудеса. Да и сложно в этом сомневаться, когда слышишь столько свидетельств об исцелениях от самых страшных и неизлечимых болезней, в особенности, когда видишь фотографии, рентгеновские снимки и медицинские документы, свидетельствующие о чуде (надо отдать должное организации служения — при церкви действует специальная команда профессиональных докторов-христиан, которая занимается медицинской проверкой и документацией полученных исцелений).

По окончании общего воскресного служения Джей Рок Ли встречается со старейшинами церкви, где они советуются по стратегическим вопросам, обсуждают программы развития миссий и планы на будущее. После встречи со старейшинами пастор Ли готовится к вечернему служению. Оно проходит в дополнительном зале, куда собираются члены церкви, желающие получить еще больше слова и молитвы. Когда мы зашли в этот зал, то обнаружили, что он уже был наполнен людьми. Вообще могу сказать, что за все время пребывания в церкви «Манмин» мы не видели полупустых залов. И это притом, что все залы в «Манмин» — очень большие. Стоит отметить, что на дополнительном служении была большая группа христиан из Китая.

На этом служении доктор Ли говорил о важности веры в жизни христианина. Он говорил, что именно верой и исполнением Божьих заповедей мы выполняем Его волю на этой земле. Джей Рок Ли отметил, что те люди, которые любят Господа плотской любовью, только на словах, всегда будут предавать Его, но настоящая любовь к Богу выражается в исполнении Его слова.

После вечернего служения пастор уже должен был ехать домой, но он продолжал служить людям в молитве, говорил с ними и давал советы. Из здания церкви он вышел уже затемно и водитель все того же Hyundai повез его домой. По словам представителей «Манмин», пастор обычно проводит всю неделю в молитвенном уединении.

Несмотря на то, что старший пастор уехал, жизнь церкви продолжалась. Когда мы вошли в основной зал, то увидели, что начинается молитвенное служение, которое ведет супруга пастора Бок Ним Ли. Главный зал церкви был снова полностью заполнен людьми.

За кулисами

Нам было интересно изучить не только видимую всем жизнь корейской мегацеркви «Манмин», но и узнать, как же все работает изнутри. Служители церкви «Манмин» с удовольствием пошли нам навстречу и всячески помогали нам, как журналистам — по всему было видно, что скрывать им нечего. Так, в течение воскресного служения у нас была возможность посмотреть, что же происходит «за кулисами» церкви.

Здание «Манмин» находится в одном из оживленных и активно развивающихся районов столицы Южной Кореи. Церкви принадлежит большая территория, на которой расположилось большое основное здание, в котором находятся залы для богослужений, основная часть офисов, служебных помещений, офис старшего пастора Джей Рока Ли, и второе здание – это офисные помещения, столовые, а также зал для встреч и официальных приемов.

Служители приходят в церковь задолго до начала служения, чтобы все было настроено и работало как часы — ведь в проведении воскресного богослужения задействовано огромное количество людей: большой симфонический оркестр, хор, группа порядка, телевидение, учителя воскресной школы, синхронные переводчики, творческие коллективы и так далее.

Как я уже писал выше, служение началось молитвой и исполнением оркестром «Нисси» и хором церкви традиционных христианских гимнов. Нашей проводницей выступила Грейс Лиу из офиса «Манмин», она пообещала помочь нам и провести по всему зданию церкви, чтобы мы могли увидеть, что происходит «за кулисами» и как все работает. Также нам очень помогал один из немногих служителей церкви, знающий русский язык — Роня Сон (надо сказать, что по русски он говорит просто отлично). Оказалось, что в здании помимо основного, большого зала есть еще дополнительные залы, в которых транслируется служение на экранах — я насчитал не менее четырех таких залов. Есть даже помещение для пожилых людей, передвигающихся на инвалидных креслах.

На церковной кухне кипела работа по приготовлению еды для детей из воскресной школы и служителей, в зале стоял стойкий запах корейского блюда из квашенной капусты – кимчи. Миновав кухню, мы поднялись на балкон основного зала, откуда открывался превосходный вид на полностью заполненную людьми церковь. После этого мы прошли в помещение, где сидели переводчики. В «Манмин» стараются делать синхронный перевод для каждого гостя церкви на его родном языке. Перевод на английский идет практически на всех служениях, так как всегда есть гости, которые могут слушать проповедь на английском. Что примечательно, переводчики настолько творчески подходят к работе, что даже поют перевод песен во время прославления и поклонения. Перевод на русский язык можно услышать тоже достаточно часто — в церкви бывает много русскоязычных гостей.

Следующая комната была оборудована под телевидение. Большое количество экранов, компьютерные серверы – тут шла серьезная работа по обеспечению хорошей ТВ-трансляции для телеканалов по всему миру и Интернета. Также тут работали над тем, чтобы визуализировать проповедь пастора Джей Рока Ли. Заранее было подготовлено большое количество видео и фотоматериала для проповеди, и если пастор говорил, например, о статье в какой-то газете, то тут же эту газету или вырезки из статей показывали на экранах для прихожан церкви и ТВ-трансляции. Эта комната настолько впечатлила меня, что я долгое время с удивлением наблюдал, как быстро все спорится в руках этих людей, которые ловко подставляли видео-врезки, фотографии и комбинировали материалы для проповеди.

Пасхальный мюзикл «Манмин»

Покинув эту комнату, мы спустились по ступеням и оказались на улице, где нас ожидал большой трейлер с HD-телеоборудованием — отсюда велось управление видео-операторами, которые находились в зале с камерами. Именно тут инженер выбирал, какую камеру включить в эфир, чье лицо выхватить из зала, с какого ракурса показывать проповедника. Руководитель, видя полную картину происходящего, словно из пазлов создавал эфир для зрителей. Будто специально для меня, он отдал команду и я увидел лица людей из нашей делегации, появившиеся на основном мониторе — я понял, что в этот момент все в зале увидели их тоже, да и не только в зале, но и в телетрансляции по многим спутникам и Интернету. Это впечатляло.

Сказав спасибо (по-корейски это звучит «хамсамнида”), мы отправились дальше делать обход. Прошли несколько офисов и рабочих помещений и потом зашли в комнату, откуда непосредственно шел сигнал для живой трансляции воскресного служения в Интернет. Служитель с удовольствием рассказал и показал, как все работает. К слову сказать, везде, куда бы мы не заходили, люди были очень приветливы и с удовольствием рассказывали о происходящих процессах.

Вернувшись снова в зал и удобно разместившись на церковной скамье, чтобы послушать проповедь, я уже совсем по-другому воспринимал происходящее, понимая сколько человек и сколько труда стоит за тем, чтобы прихожане церкви могли наслаждаться проповедью, а телезрители и Интернет-пользователи получить хорошее слово от Господа.

Послесловие

Конечно, всего увиденного в Южной Корее, не опишешь. Ни в одной статье, ни в десяти статьях. Это надо почувствовать. Уровень посвящения христиан настолько зашкаливает, что порой задаешься вопросом: а сможем ли мы так? Когда видишь, как на ночную молитву приходят несколько тысяч человек и молятся практически без перерыва до самого утра, твое понимание христианства начинает меняться.

И церковь «Манмин» в этом не одинока. Тут дело в самих корейцах. Вернее, в корейских христианах. Если уж делать, то делать как для Господа — вот их девиз (странно, что эта же фраза в нашем славянском исполнении зачастую означает, что дело будет сделано «халтурно» или «на тяп-ляп»). У корейцев же все серьезно: если строить здание церкви, так всеми прихожанами и закончить все работы буквально за несколько месяцев, если посылать миссионеров, так по всему миру и зачастую в такие горячие точки, откуда живыми возвращаются редко, если быть пастором, так быть им на 100%, полностью отдаться служению людям и даже не помышлять о том, чтобы параллельно заняться каким-нибудь бизнесом.

Одним словом, если когда-нибудь у вас появится возможность посетить Южную Корею и посетить христианские церкви — мы настоятельно рекомендуем сделать это. Потому что все эти чудеса, посвящение и жертвенность нужно увидеть своими глазами. Нужно ощутить вокруг себя эту уникальную атмосферу пробуждения. Пережить ее. Именно тогда глубоко внутри что-то меняется, и ты уже готов нести огонь Евангелия по всему миру. И что самое удивительное — почему-то знаешь, что все получится.

Сергей Сергиенко Christian Telegraph

  • Shares

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Корейская православная духовная миссия (РПЦЗ)

Описание:

Православие среди корейцев начало распространяться по мере их переселения в Российскую империю, с 1860-х годов. Первым проповедником Благой Вести среди них стал просветитель Сибири, Дальнего Востока и Аляски, святитель Иннокентий (Вениаминов). В 1897 году Святейший Синод принял решение об основании Православной духовной миссии и в самой Корее с центром в Сеуле. Несмотря на многие трудности, миссия действовала, находясь с 1923 года в ведении Токийской кафедры, вплоть до 1949 года, когда ее глава архимандрит Поликарп (Приймак) был выслан в Северную Корею.

После ее разрыва отношений с Московским Патриархатом Русская Православная Церковь Заграницей в 1930-х годах сделала попытку подчинить себе Корейскую духовную миссию, находившуюся тогда в ведении Японского владыки Сергия (Тихомирова).

В 1931 году бывший псаломщик миссии Павел Афанасьев подчинился архиепископу Харбинскому Мелетию (Заборовскому), в мае 1933 года был рукополжен во иеромонаха и основал миссионерский стан в Пхеньяне (яп. Хэйдзё), где обратил и огласил около 450 корейцев.

На заседании Архиерейского Синода Зарубежной Церкви 7 ноября (25 октября) 1933 года епископ Нестор (Анисимов) был возведен в сан архиепископа и назначен начальником Русской духовной миссии в Корее с титулом Камчатского и Сеульского. Но большинство православной паствы Кореи остались верны митрополиту Японскому Сергию и на заседании Архиерейского Синода от 13 апреля (31 марта) 1934 года было решено освободить владыку Нестора от должности начальника Корейской миссии, а «Архипастырское руководство миссионерской работой в Сев. Корее вновь поручить Преосвященному Архиепископу Харбинскому и Маньчжурскому Мелетию». Таким образом в ведении Харбинской епархии Зарубежной Церкви оставались миссионерский стан в Пхеньяне и Воскресенский храм в имении Янковских «Новина» близ порта Чхонджин. После окончания Второй мировой войны архиереи Харбинской епархии вошли в юрисдикцию Московского Патриархата.

Вскоре большинство религиозных организаций Северной Кореи были уничтожены, а Южная Корея оказалась под контролем американцев. После изгнания начальника миссии архимандрита Поликарпа в 1949 году православные верующие здесь были кратковременно в подчинении Православной Церкви в Америке, а с 1955 года перешли под омофор Константинопольского Патриархата, и ныне организованы в отдельную Корейскую митрополию.

В 1994 году, ко дню Святой Пасхи Архиерейский Синод Зарубежной Церкви издал указ о возрождении Корейской духовной миссии в составе Сиднейской епархии.

За Дальним Востоком не без основания закрепилась репутация региона, народы которого весьма равнодушны к религиозным вопросам. Китайцы и японцы в своем большинстве действительно не склонны принимать религию всерьез, и этим они отличаются от жителей и христианской Европы, и мусульманского Ближнего Востока. Однако Корея во многом является исключением из этого общего правила. Религиозная активность корейцев (точнее, корейских христиан) бросается в глаза всем посетителям этой страны, в последние десятилетия ставшей единственной зристианской страной Дальнего Востока.

По данным официальной статистики, среди корейского населения неверующие составляют 46%; буддисты 27%; протестанты 18,6%; католики 5,7%; конфуцианцы и представители прочих религий — по 1%. Таким образом, статистика утверждает, что христиане и поныне образуют меньшинство корейского населения. Однако эти цифры во многом искажают реальное положение вещей, и современная Корея является христианской (протестантско-католической) страной. В статистике не отражено самое важное — религиозное усердие представителей разных конфессий, то, насколько всерьез принимают они свои убеждения.

Христианство проникло в Корею в XVIII веке и, несмотря на запреты и гонения, закрепилось в стране. Последние десятилетия стали временем стремительной христианизации. В 1940 году христиане составляли только 2,2% всего населения страны. К 1972 г. их было уже 12,8%, а в 1990 году — 23,2%. Одним из самых неожиданных впечатлений для большинства русских, впервые приехавших в Южную Корею, становится обилие христианских -храмов. Подавляющее большинство россиян не может представить себе страну «Востока» (термин крайне неудачный, но глубоко укоренившийся в массовом сознании), в которой христианство является если и не доминирующей, то уж, во всяком случае, наиболее активной религией. Русские уверены, что Корея, так сказать, «должна быть» буддистской, а, между тем, преобладание христианства в стране очевидно.

Надо сказать, что и статистика при более внимательном рассмотрении подтверждает, что христианство является в Корее наиболее активной и влиятельной религией. Во-первых, чем моложе человек, чем больше вероятность того, что он окажется христианином. Если в целом по стране в 1991 г. буддисты составляли 51,2% верующих, а христиане — 45%, то а том же году среди верующих в возрасте от 20 до 29 лет буддистов было 40,2%, а христиан — 56,8%. Во-вторых, чем выше уровень образования и социальный статус корейца, тем, опять-таки, больше вероятность того, что он исповедует христианство. Например, в декабре 1994 г. (более поздних данных у меня нет) из 22 министров кабинета 11 были протестантами, 4 — католиками, 6 — атеистами, и только один — буддистами.

Интересны и результаты опроса, в ходе которого верующим задавали вопрос о том, насколько часто они посещают религиозную службу. Результаты этого обследования говорят сами за себя. Больше половины (54,2%) буддистов посещали религиозные церемонии «раз в год и реже», и только 17,2% всех тех, кто считал себя буддистами, бывали в храмах чаще, чем раз в месяц. С другой стороны, более двух третей христиан (76,1% протестантов и 67,2% католиков) посещали храмы «раз в неделю и чаще».

Количество церквей в корейских городах и поселках поражает. Едва ли можно найти сейчас поселок в сотню домов, в котором бы не было как минимум одной церкви. Кресты, установленные на крышах церквей или зданий, в которых тот или иной приход снимает помещение, бросаются в глаза при самом беглом взгляде на любой корейский город. Особо впечатляющим выглядит это зрелище ночью, когда кресты светятся красным неоновым пламенем. Удивительна активность христианских проповедников. Человек средних лет, в костюме и галстуке, с Библией в руке, который голосом, перекрывающим грохот колес, призывает всех пассажиров вагона электрички покаяться в грехах и уверовать в Христа — явление столь обычное, что даже несколько удивляешься, когда за целый день, полный поездок на городской электричке, ни разу не столкнешься ни с одним из таких проповедников. Столь же обычны группы молодых людей, которые распевают у входа в метро религиозные песни, аккомпанируя себя на гитаре.

В результате нет ничего удивительного в том, что количество христиан в Корее быстро растет, в то время как численность сторонников иных, в том числе и традиционных для Кореи религий — уменьшается. В последние годы корейские миссионеры стали активно действовать и в России. Надо сказать, что многие из россиян часто сомневаются «а настоящие ли, дескать, они христиане?» В этом сомнении, с которым я не раз сталкивался, чувствуется подспудная уверенность в том, что, дескать, только европеец может быть христианином. Всякое, конечно, бывает, и среди действующих в России корейских проповедников есть и шарлатаны, но большинство их — — это вполне обычные протестанты американского образца.

А.Н.Ланьков 01.01.1999 Источник: Сеульский Вестник

Факультет иностранных студентов

Филарет Чхве

православие в корЕЕ: история и современность

Материал для данного раздела подготовлен на основе имеющихся публикаций по истории православия в Корее, а также на основе беседы со студентом 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии Чхве Филаретом (Факультет иностранных студентов). До поступления в Академию Филарет Чиюн Чхве был прихожанином сеульского прихода Корейской митрополии Константинопольского Патриархата. Примечательно, что в годы обучения в корейских учебных заведениях он активно интересовался историей Русской Православной Церкви. В 2009г. в университете Сувона в городе Сувоне провинции Кёнки он представил выпускную квалификационную работу на тему «Богослужебная реформа и раскол Русской Православной Церкви в XVII веке». В 2013 г. в университете Корё в Сеуле успешно защитил магистерскую диссертацию «Русская Православная Церковь в Корее: начало миссионерской деятельности в 1900-1912 годах».

В настоящее время в Южной Корее христианство является самой распространенной религией. Оно играет важную роль в современной истории государства. Число христиан составляет уже 30% от общей численности населения страны, в том числе католиков — 11% (5,146,147 человек), протестантов — 19% (8,616,436 человек). Православные оказываются в меньшинстве — по официальным данным, в Южной Корее их примерно 4 тыс. человек.

Православие среди корейцев стало распространяться по мере их переселения в Россию в 1860-х гг. На дальневосточных территориях Российской империи корейцы знакомились с православием, и многие из них крестились. Святитель Иннокентий (Вениаминов) писал в 1866 г. святителю Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому о том, что корейцы охотно принимают крещение. Таким образом, корейские иммигранты становились не только россиянами, но и православными.

Вскоре история православия началась и на корейской земле. Указом Св. Синода в 1897 г. по прошению Российской дипломатической миссии в Корее была учреждена Православная Корейская Духовная Миссия. Заведующим миссией был назначен архимандрит Амвросий (Гудко), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. К сожалению, отцу Амвросию не удалось приехать в Корею по причине сложных русско-корейских дипломатических отношений. Заменил отца Амвросия на руководящей должности архимандрит Хрисанф (Щет-ковский), выпускник Казанской духовной академии. Он прибыл в Сеул 12 февраля 1900 г. Со-Филарет Чиюн Чхве трудничая с дипломатической

Филарет Чхве — студент 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии (filja2009@gmail.com).

миссией, отец Хрисанф окормлял русских православных и оглашенных корейцев в течение 4-х лет, до начала Русско-японской войны в феврале 1904 г. К этому времени было крещено 14 местных жителей. 17 апреля 1903 г. в здании миссионерской школы был освящен храм в честь свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя императора Николая II. Большую поддержку Корейской миссии оказал святой Иоанн Кронштадтский, который имел близкие отношения с архимандритом Хрисанфом и даже прислал ему свои облачения с надеждой, что и сам приедет в Корею и послужит делу миссии.

Во время Русско-японской войны миссионерская деятельность Православной Церкви в Корее была приостановлена. Только в 1906 г. была отправлена новая миссия под руководством нового начальника архимандрита Павла (Ивановского). В период руководства отца Павла, в 1906-1912 гг., на корейский язык были переведены полные тексты Божественной литургии, несколько богослужебных книг и другая духовная литература. Были учреждены четыре миссионерских стана и несколько школ. Более того, была открыта первая женская школа. Количество крещеных составило 322 человека (из них 192 мужчины и 130 женщин). Примечательно, что в этот период состоялось рукоположение первого корейского священнослужителя.

После возвращения отца Павла в Россию Корейская миссия вскоре столкнулась с серьезным кризисом, вызванным революционными потрясениями 1917 г. Ввиду тяжелого положения в стране, решением Священного Синода в 1923 г. ведение Корейской миссией было передано архиепископу Японскому Сергию (Тихомирову). Следует отметить, что Корейская миссия, находясь под личным руководством русского архиерея в Японии, никогда не объединялась с Японской Церковью.

После Второй Мировой войны, в связи с учреждением проамериканского правительства в Южной Корее, в декабре 1948 г. Корейская миссия при содействии русских белоэмигрантов и верующих корейцев самовольно перешла в юрисдикцию Русской Северо-Американской Митрополии (ныне — Автокефальная Церковь в Америке), в то время противостоявшей Московскому Патриархату. Затем во время Корейской войны (1950-1953 гг.) состоялся контакт с греками. Священники Элладской Церкви, прибывшие с греческой экспедиционной бригадой в составе войск ООН, решили помочь православным в Корее. В результате православные корейцы в 1956 г. перешли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

В это время греческому духовенству сослужили корейские клирики. Особенно плодотворной была деятельность епископа Сотирия (Трампас; Еыт|рюд Трацяад), служившего в стране с 1975 г. Под его руководством Корейская миссия расширила свою деятельность на всю Южную Корею. В 1980-2000гг. были учреждены православные приходы и монастыри в пяти провинциях, и количество крещеных уже насчитывало около 3,000 человек. Благодаря такому развитию, 20 апреля 2004 г. была образована Корейская митрополия Константинопольского патриархата, а владыка Сотирий стал ее первым митрополитом. В 2008 г. владыка Сотирий был назначен митрополитом Писидийским, а его преемником на кафедре митрополита Корейского стал епископ Амвросий (Зо-графос; А^Ррооюд Арюготе^п?

Корейский иерей Борис Мун Ичхун (впоследствии протоиерей) и греческий архимадрит Андрей (Халкиопоулос) в Никольском храме в 1954 г.

Божественная литургия в Генконсульстве Российской Федерации в Пусане 3 ноября 2013 г. Совершил митрополит Иларион (Алфеев) в сослужении епископа Феофана (Кима) Кызыльского и Тывинского

Русская община на Сеульском приходе в праздник Рождества Христова (7 января 2016 г.)

Визит архиепископа Солнечногорского Сергия (Чашина) на Сеульский приход (16 июля 2017 г.)

ZwYpdфog), служащий и по сей день.

В связи с наплывом в Южную Корею русских из стран постсоветского пространства, в 1996 г. владыка Сотирий открыл для них храм прп. Максима Грека внутри Сеульского прихода. В 2000-2011 гг., по соглашению с Московским патриархатом, иеромонах Феофан (Ким; ныне архиепископ Кызыльский и Тывинский) служил как настоятель русской общины внутри Корейской митрополии Константинопольского Патриархата. После возвращения отца Феофана в Россию с 2012 г. и по сей день Русскую общину окормляет западно-украинский

священник Константинопольского патриархата Роман (Кавчак).

Отдельно от Константинопольской Церкви, Русская Православная Церковь Заграницей с 1994 г. имеет свою Миссию в Южной Корее. Сначала ее руководителем был назначен священник Иустин Кан Тхэён — бывший клирик Константинополь-

ского Патриархата, постриженный в монашество с именем Иоанн. С 2009 г. Миссию возглавляет его сын протоиерей Павел Кан Ёнгван (^Ж^).

Русская Православная Церковь Московского Патриархата также постепенно предпринимает шаги к возрождению своей Миссии в Корее. 30 сентября 2008 г. во время визита южнокорейского президента Ли Мёнпака в Россию состоялась его встреча со Святейшим Патриархом Алексием II, на которой обсудили возможность строительства новых храмов Русской Православной Церкви в Южной Корее. Наконец, 21 октября 2016 г. решением Священного Синода архиепископ Сергий (Чашин) был назначен управляющим приходами Московского Патриархата в Юго-Восточной Азии и Восточной Азии. 15-18 июня 2017 г. архиепископ Сергий вместе с членами делегации посетил Сеул для участия в презентации книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на корейском языке. Это мероприятие состоялось в посольстве Российской Федерации 15 июня и было подготовлено трудами протоиерея Павла (Канг), администратора Корейской миссии РПЦЗ. 16 июня архиепископ Сергий Игумен Феофан (Ким), настоятель

и делегация посетили Сеульский приход Ко- Русской общины в 2000-2011 гг. (ныне

тг архиепископ Кызыльский и Тывинский)

рейской митрополии Константинопольско-

и митрополит Корейский Сотирий го Патриархата, где встретились с митр°- (Трампас) в 200^-2008 гг., ныне

политом Амвросием. Затем они посетили митрополит Писидийский

Рождественский сочельник в храме прп. Максима Грека для Русской общины (6 января 2016 г.)

и представительства инославных христианских конфессий, а затем и мэра Сеула Пака Вонсуна (^Ьж^), обсудившего с ними будущую роль Русской Православной Церкви в столице страны. Теперь появилась надежда на возрождение миссионерской деятельности Русской Церкви в Южной Корее после 68-летнего перерыва.

Таким образом, в настоящее время в Южной Корее находятся две Поместные Церкви — Корейская Митрополия Константинопольского Патриархата (КМКП) и Корейская миссия РПЦЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По всей Южной Корее у КМКП насчитывается 6 приходов, 2 монастыря и 1 кладбище. Приход в Сеуле насчитывает 3 храма, два из которых — Никольский кафедральный собор и храм прп. Максима Грека — для русской общины. Число паствы составляет более 4 тыс. человек, но из них регулярно приходят на богослужения примерно 300-400 человек. Малочисленность Православной Церкви в Корее связана с антикоммунистической политикой в период холодной войны. Из-за своего русского происхождения в Южной Корее Православная Церковь вынуждена была терпеть недружелюбное отношение к себе, вызванное предрассудком, что все православные являются коммунистами. При этом до сих пор большинство прихожан являются потомками корейцев, крещенных русскими и греческими миссионерами в XX в. К ним добавляются некоторые новокрещеные южнокорейцы, русские женщины из России и стран СНГ, вышедшие замуж за местных жителей, российские корейцы, вернувшиеся в родное отечество, а также рабочие и учащиеся иностранцы, приехавшие в Южную Корею из православных стран Восточной Европы.

Корейская миссия РПЦЗ имеет 3 молитвенных пространства: часовню Рождества Богородицы в городе Куми (ЩЩ) — центр миссии, часовню св. Елены в деревне Чаньждо и Свято-Троицкий скит с церковью св. Анны в городе Самчхок — на родине основателя скита иеромонаха Иоанна (Канг). Неизвестна численность паствы Корейской миссии РПЦЗ. Лишь известно, что в основном она состоит из членов семьи отца Иоанна и нескольких его приближенных.

Кафедральный собор свт. Николая Чудотворца (построен в 1968 г.) на Сеульском приходе Корейской митрополии Константинопольского патриархата на Светлую Пасху (5 мая 2013 г.)

В Северной Корее в 2006 г. в столице Пхёньян по договору с Ким Чен Иром, руководителем Северной Кореи, митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) — ныне Святейшим Патриархом — был освящен Троицкий храм. В этом храме служат 2 северокорейских священника, учившихся в Хабаровской Духовной семинарии.

мои мысли о нуждах и перспективах распространения Православия в южной корее

Я уверен в том, что Русская Православная Церковь Московского Патриархата обязана возобновить свою миссионерскую деятельность и в Южной Корее. Главными целями миссии должны быть окормление православных русских эмигрантов и распространение православия среди корейцев. Возрождение Корейской миссии будет способствовать новому развитию православия в стране, т. к. КМКП и Корейская миссия РПЦЗ, к большому сожалению, находятся в состоянии застоя. Перед будущей Корейской миссией Русской Православной Церкви я бы поставил несколько задач.

Во-первых, необходимо сотрудничать с дипмиссией России и российскими предпринимателями. Необходимо помогать Церкви в переговорах с южнокорейскими властями по устройству домовых храмов при дипмиссии и консульствах и созданию юридического лица миссии для учреждения фонда.

Во-вторых, нужно воспитывать миссионеров, которые должны владеть местным языком и разбираться в особенностях местной культуры. В связи с этим, стоит учиться не только в духовном ВУЗе, но и в светском. Например, на курсах по корейскому языку на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. А по приезде в Корею необходимо продолжать еще в течение нескольких лет изучать язык и культуру посредством общения с местными жителями.

Прежде всего, важно иметь желание стать миссионером в Корее. Без такого желания будет невозможно выдержать тяжесть миссионерского служения. Даже не так важно, является ли миссионер русским или российским корейцем. В 2000-2011 гг. в русской общине внутри КМКП служил иеромонах Феофан — российский кореец с Сахалина. Конечно, сначала служение в стране своих предков было для него чрезвычайно трудным делом, в чем он сам признавался: «Вначале я ещё очень многого не знал, не понимал в корейской культуре, это тоже создавало свои сложности. Далеко не сразу привык к корейским правилам общения, сложностям в иерархии, к особым отношениям внутри коллектива. Порой это приводило к взаимному недопониманию и даже казусам». Преодолев эти трудности, отец Феофан усердно потрудился на корейской земле и принес много добрых плодов.

В-третьих, есть необходимость обратить внимание на эмигрантов из России и стран СНГ. В Южной Корее пребывает более 10 тыс. русских, однако из них лишь 50-100 человек регулярно приходят в Православную Церковь (КМКП). Остальные принадлежат к инославным конфессиям и даже другим религиям. Многие протестантские церкви и секты активно развивают миссионерскую деятельность для русских, включая российских корейцев. Например, знакомая мне русская православная пара профессоров посещала секту «Церковь объединения», а другая наша прихожанка — певица — опубликовала песню, посвященную Будде, и к тому же поклонялась ему в буддийских кумирнях. Перед Русской Церковью стоит задача защищать своих соотечественников от прочих религий, чтобы они не потеряли веры предков и русской идентичности.

В-четвертых, необходимо активно заниматься переводческой деятельностью. В первую очередь необходимо перевести тексты Божественной литургии и других богослужений. Уже в начале XX в. Миссия Русской Православной Церкви осуществила несколько таких переводов на корейский язык. После 1970-х годов переводами занимается Миссия Константинопольской Церкви. Но так как в них существует немало ошибок и стилистически неправильных выражений, следует издать новые переводы с исправлениями таких ошибок. Наряду с духовной литературой первых веков, с моей точки зрения, надо переводить произведения и современных русских православных писателей — митрополита Илариона (Алфеева), митрополита Тихона (Шевкунова), протоиерея Алексия Уминского, протоиерея Андрея Ткачева и других, в то время как КМКП отдает свои силы переводу трудов древних св. отцов и афонских старцев. Но современные корейцы могут воспринимать произведения и своих современников на светскую или религиозную тематику.

В-пятых, организовывать приходские общины и обеспечить катехизаторским образованием будущих священнослужителей. А иначе как приводить к православию корейцев, если большая часть из них вообще не знает Христа? Важно представить православие как религию не только русских, греков, румын, но всех народов.

Уникальность православной религии притягивает корейцев — немало из них посещают православные храмы из любопытства. Долг миссионера — отнестись дружелюбно к таким посетителям и понятно объяснить им основы христианской религии. А русским верующим не стоит колебаться в своей вере перед корейскими братьями, а наоборот, следует утверждаться в ней. Тогда мы сможем надеться, что православие быстрее распространится среди корейцев.

Как же наставлять нового оглашенного? По моему мнению, лучше учить их «Зерцалу Православного исповедания» свт. Димитрия Ростовского и «Катехизису» свт. Филарета Московского. В начале XX в. Корейская миссия Русской Православной Церкви перевела «Зерцало Православного исповедания» для оглашенных. Со временем просветительская литература обновлялась. Тем не менее, мне кажется, «Зерцало Православного исповедания» лучше излагает Священную историю на основе Библии. Поэтому мы снова должны перевести эту книгу на современный корейский язык. По окончании обучения перед крещением оглашенному стоит пройти тест на знание основных вероучительных истин.

По совершении таинства крещения верующий должен регулярно посещать богослужения, особенно Божественную литургию по воскресеньям и великим праздникам, и соблюдать предписания Церкви. Следует также жертвовать деньги на Церковь. Кроме пожертвований за свечи, молебны и поминовения, необходимы дополнительные денежные пожертвования. В КМКП любой прихожанин обязан ежемесячно вносить определенную сумму. Она зависит от договора между конкретным прихожанином и церковноначалием. Я предлагаю ежемесячно жертвовать десятину, 1/20 дохода или меньше по собственному желанию и возможности.

Когда соберется 100 новокрещеных, нужно выбрать кандидата из них на должность катехизатора. Он должен заниматься изучением богословской литературы, прислуживать на богослужениях, и, если умеет петь, то нести послушание на клиросе. После назначения на должность катехизатору требуется выполнять роль преподавателя катехизиса для оглашенных.

Далее Миссия отправит катехизатора в духовные ВУЗы за границей для того, чтобы его обучили необходимым навыкам, рукоположили в священный сан. Если он владеет русским языком или интересуется Россией, то его следует отправить в Россию.

В-шестых, реализовать проекты предшествующей Миссии по строительству храмов: нам понятна важность их строительства, так как они функционируют в качестве центров миссионерской деятельности. По моему мнению, в Сеуле необходимо построить храм в честь свт. Николая Мир Ликийских чудотворца, небесного покровителя св. императора Николая II, основателя Православной Церкви в Корее, по проекту 1902-1903 гг., а в порту Инчхоне или Пусане — храм-памятник воинам, павшим во время Русско-японской войны, по проекту 1908-1910гг. 16 июня 2017 г. в Инчхоне архиепископ Сергий (Чашин) посетил монумент морякам российского крейсера «Варяг», который принял неравный бой с японской эскадрой во время Русско-японской войны. Владыка Сергий совершил заупокойную литию по погибшим воинам российского флота, а также обсудил с городскими властями возможность возведения там православной часовни. Воздвигнутые храмы, таким образом, станут символом преемственности между прежней Корейской миссией Русской Православной Церкви и новой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *