Православная биология

Научно-методический журналISSN:0320-9660 (Print) ISSN:2409-8779 (Online)Издается с 1927 годаПериодичность: 8 номеров в год Подписной индекс 70052 по каталогу «Газеты. Журналы» агентства «Роспечать»На страницах журнала «Биология в школе» освещаются актуальные проблемы биологической науки, экологии, здравоохранения и медицины, рассматриваются вопросы биологического образования, а также формы и методы классной и внеклассной работы со школьниками. Журнал знакомит учителей с интересным опытом преподавания биологии, новыми учебниками и пособиями. ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ЖУРНАЛА:• «Актуальные проблемы биологии»;• «Люди науки: творчество, личность»;• «Из истории биологии»;• «Методика преподавания»;• «Молодому учителю»;• «Учителю экологии»;• «В уголке живой природы»;• «В биологическом кружке»;• «Биологическое образование за рубежом». Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.Основные тематические рубрикипо номенклатуре ВАК 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровнямобразованияЖурнал зарегистрирован в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).Журнал предназначен для тех, кто учит и учится, кто любит биологию, кто передает детям биологические знания и прививает им любовь к природе.Он оказывает ему методическую и организационно-педагогическую помощь, способствует росту профессионального мастерства, знакомит с последними достижениями биологической науки, активно пропагандирует экологические, природоохранные и гигиенические знания, делает достоянием читателей интересный опыт педагогов-новаторов. Журнал внедряет в практику активные формы обучения, рациональные приемы учебного труда, стремится показывать многообразие форм внеклассной работы, ориентировать своих читателей в новинках учебной и педагогической литературы. Журнал регулярно публикует материалы проблемного характера, статьи и очерки из истории биологической науки. Журнал делается так, чтобы в нем находили полезное для себя и педагоги общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, и работники станций юных натуралистов, и преподаватели и студенты педвузов, и методисты, а также учащиеся старших классов, интересующиеся проблемами биологии, и их родители, желающие помочь своим детям в выборе будущей профессии. На страницах журнала постоянно присутствуют традиционные рубрики и открываются новые: «Проблемы биологического образования: поиски, суждения», «Люди науки: творчество, личность», «Из истории науки», «Страница психолога», «Школьный учебник: каким ему быть», «Опыт, педагогические находки», «Педагогическая мастерская учителя», «К углубленному изучению биологии», «Школа молодого учителя», «В помощь абитуриенту», «Вуз: опыт работы», «За рубежом», «На школьном участке», «В биологическом кружке», «В уголке живой природы», «Вопросы задает природа», «В блокнот учителя», «Юридическая консультация» и др. Каждый третий и восьмой номера журнала целиком посвящены экологическим проблемам, а каждый второй и седьмой — пропаганде здорового образа жизни. Журнал имеет цветную вкладку. В нечетных номерах — это 16-полосный журнал в журнале «УЧИТЕЛЮ ЭКОЛОГИИ», в котором публикуются статьи по проблемам теории и истории экологического образования, методические разработки, статьи из опыта работы учителей экологии, задания для проектов в помощь школьникам и многое другое. В четных номерах — это 4-полосный материал, представляющий собой лабораторные работы по всем разделам курса биологии. В карточках-заданиях даются цветные иллюстрации и конкретные задания к каждой работе.

  • Классификатор ВАК
  • 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания

Другие журналы в этой предметной области

ISSN Название в/г Выпусков в год Показатели

Учебник пока не получил гриф Министерства образования и науки о допущении к его использованию на уроках биологии в школе. Но судя по тому, что начиная с 2005 года выходит его третье издание, автору очень хочется, чтобы школьники получали представление о живой природе именно с его подачи. На обложке значится имя редактора — академика РАН Юрия Алтухова, учебник открывается его предисловием. Юрия Петровича, к сожалению, уже не спросишь (академик РАН, бывший директор Института общей генетики умер в 2006 году), точно ли приведены приписываемые ему слова:

Реклама

«За последние 10 лет мои представления о мире и человеке претерпели коренные изменения и привели к твердому убеждению в том, что наш мир — результат высшего творческого замысла. Сложность, комплексность, саморегуляция в мире живого таковы, что неизбежно приходишь к заключению о наличии Плана — и, следовательно, места для случайности не остается».

Перед автором учебника стояла практически невыполнимая задача: ему надо было постараться поместить на страницах учебника достаточный объем биологических знаний, чтобы не заслужить упрека в несоответствии современным образовательным стандартам, но в то же время скрестить эти знания с православной идеологией.

Современным креационистам неприлично казаться невеждами. Но в этих попытках автор то и дело терпит крах. Сшивки научных знаний с православной идеологией выполнены грубо и небрежно, все швы «белыми нитками» торчат наружу.

Впечатление от учебника сильно разнится в зависимости от того, на какой странице его открыть. Начальные разделы, посвященные биологическим макромолекулам — белкам, нуклеиновым кислотам, метаболизму, строению и функции клетки, достаточно информативны для старшеклассников, и на первый взгляд ошибок там нет. Современные креационисты не отвергают молекулярную генетику, а пытаются встроить ее в свое мировоззрение. Так что читатель узнает про генетический код, триплеты, стоп-кодон и рамку считывания, промоторы и терминаторы, экзоны и интроны, получит понятие о регуляции активности генов, об альтернативном сплайсинге и т.д.

Все бы хорошо, если бы в тексте, как вставные зубы, вдруг не возникали следующие пассажи: «Для современных ученых удивителен сам факт функционирования этой сложной системы в организме. Возможность же ее самопроизвольного появления многие исследователи абсолютно исключают. Познание внутриклеточных процессов приводит к мысли о Создателе».

То есть сложность устройства вызывает не стремление понять, а удивление. Сложно — значит, не обошлось без Творца. Однако у автора почему-то не вызывает удивления, что, исходя из Книги Бытия, все многообразие жизни Бог создал за два дня, а поскольку перечисленные молекулярно-биологические основы жизни в полной мере относятся к растительному миру, значит, уже на третий день (создание растений) все в основном было придумано. Осталось кое-что доделать, чтобы населить Землю рыбами и птицами (день пятый), а потом зверями (день шестой), и чтобы успеть до выходных; в тот же день Бог создал человека, хотя мог бы для такой великой миссии выделить и отдельный день.

Шестоднев автор понимает исключительно буквально, как шесть суток продолжительностью 24 часа каждые, в отличие от некоторых креационистов, считающих, что библейские дни следует понимать метафорически и, значит, можно их растянуть до миллионов и миллиардов лет.

Стиль, которым написан учебник, скачет от наукообразия к примитивизму. Кое-какие вещи автор пытается излагать научно. Например: «Три кодона не кодируют ни одной из аминокислот, их называют бессмысленными (nonsense-кодонами), или стоп-кодонами: ими матрица белка на мРНК заканчивается. Последовательность нуклеотидов мРНК, начинающаяся с инициирующего кодона и заканчивающаяся одним из стоп-кодонов, называется кодирующей рамкой гена, или открытой рамкой считывания (ОРС)». Но очень легко он сползает с нейтрального стиля изложения фактического материала на высокопарно-чувствительный, присущий плохим детским книжкам, но уж никак не учебникам для современных старшеклассников: «Наш повседневный опыт печально свидетельствует о том, что все живое подвержено смерти. Существа болеют, старятся и, наконец, умирают. У многих жизнь еще более короткая: их съедают хищники». С трудом можно себе представить, что и то и другое написано одним человеком. Кстати, автор везде употребляет слово «существа» вместо нейтрального «живые организмы», и об эти существа как-то все время спотыкаешься.

Периодически Вертьянов впадает в назидательный стиль, который абсолютно неуместен при донесении информации до старшеклассников: «Неумеренное винопитие и другие излишества, искажающие в человеке образ Божий, всегда считались Православной церковью немалым грехом». Это после сообщения о влиянии факторов среды, в том числе алкоголя, на развитие организма. Или такой пассаж:

«По мнению православных ученых, в качествах многих животных Творцом заложен понятный для человека назидательный смысл. Лев напоминает о высшей власти, голубь — о нравственной чистоте, орел может служить образом духовного парения над житейской суетой. Маленький муравей олицетворяет трудолюбие, огромный динозавр — слепую силу, обезьяна — бездуховную человеческую личность».

К рассуждениям о смерти имеется примечание: «Священное Писание и творения святых отцов пронизаны мыслью о том, что смерть и тление не были сотворены изначально, а вошли в мир вследствие грехопадения первого человека». Значит, до грехопадения Адама животные на Земле не умирали, ну а после него все пошло в разнос: «Существа пожирают друг друга, гибнут от болезней, чрезмерно низких или высоких температур, им не хватает корма. Такая дисгармония в природе, если следовать Писанию, была не всегда, а появилась в мире после грехопадения первых людей в раю. Мир был сотворен «хорошо весьма» (Быт. 1,31). В Писании сказано, что до грехопадения человека не было смерти и все существа питались растительностью».

Сразу возникает вопрос: а как же всем хватало ресурсов до грехопадения — когда была полная идиллия и животные не умирали, а хищники не охотились на жертв? Этим вопросом автор не озадачен, зато он пытается доказать, что хищники когда-то не были хищниками.

«Косвенным доказательством такой возможности могут служить признаки некоторых животных. Так, панда может показаться грозным хищником. У нее острые зубы и когти. Трудно поверить, что этот зверь питается в основном бамбуком (не в основном, а исключительно бамбуком, причем недавно биологи выяснили, почему: у панды нет рецепторов к вкусу мяса, ей просто «невкусно»). Пищеварительная система льва настроена на свежее мясо, но в кризисных ситуациях львы могут питаться и овощами Возможно, сок древних растений содержал больше белков, и комары успешно размножались без крови». Убедились? Нет? Тогда дальше: «В первозданном мире функция средств нападения была, вероятно, иной. С тех пор как первый человек внес разлад и смерть в первозданный мир, одни животные стали хватать и поедать жертвы, а другие — прятаться и убегать. Можно предположить, что инстинкты животных переменились вследствие изменений в функционировании генов и соответствующих им изменений в обменных процессах. Хищники стали охотиться, а остальные животные испытывать страх перед ними. Возможно, в зубной и пищеварительной системах хищников произошли существенные изменения».

Интересно, что в разделе про экологию Вертьянов придерживается другой концепции и доказывает полезность и необходимость хищников: «Взаимодействие «хищник – жертва» — один из главных факторов саморегуляции биоценозов», «Отсутствие хищников также может оказаться неблагоприятным для жертв, бесконтрольное размножение которых сопровождается поеданием всех кормов, и тогда голод катастрофически сокращает численность популяций жертв интенсивнее любых хищников». Видимо, автор уже забыл, что писал раньше. Одно из двух: или хищники появились в наказание всей природе за грехи первого человека, или хищники необходимы для существования биоценозов, и тогда непонятно, почему Творец не создал их с самого начала.

Камнем преткновения в дискуссиях с креационистами, естественно, служит вопрос о происхождении человека. Переходя к нему,

автор прежде всего обращает внимание на то, что «как повествует Библейская Книга Бытия, первые люди жили по 800–900 лет», и «примерно за четыре поколения продолжительность жизни постепенно сократилась втрое». Ну а затем – и в десять раз.

Объясняя причины, автор ссылается на предположения Ю.П. Алтухова, что «столь длительная жизнь обеспечивалась тем, что практически все гены у первых людей были представлены доминантными аллелями (вспомним, что рецессивные аллели являются мутантными формами нормально функционирующих доминантных аллелей)… С увеличением гетерозиготности по генам, кодирующим ферменты, организмы быстрее созревают и быстрее старятся. Долголетие людей увеличивается с падением гетерозиготности». На самом деле все ровно наоборот: многократно показано, что гетерозиготность положительно влияет на жизнеспособность, а снижение генетического разнообразия в популяциях животных или человека всегда идет во вред.

Обидное для человека сокращение продолжительности жизни по сравнению с Адамом и Мафусаилом, впрочем, получает объяснение, которое, вероятно, должно служить нам утешением. «Если мы, современные люди, много болеем и рано умираем, но все же забываем о жизни вечной, то насколько мы жили бы легкомысленнее, если бы обладали крепким здоровьем и тысячелетней жизнью, а тем более бессмертием? Временная смерть нашего тела — преграда греху, защита от вечной смерти души». Так что спасибо можно сказать и согрешившему Адаму, и еще более грешившим его потомкам.

Родство человека с животными решительно отвергается.

Но тут автор встает перед сложной задачей: как объяснить многочисленные находки ископаемых предков человека? Это ведь не палеонтологические переходные формы, о которых обывателю мало что известно, — про австралопитеков, эректусов, неандертальцев знают даже дети, их уже не спрячешь. И здесь автор применяет очень любопытный прием. Чтобы не допустить мысли об эволюции человека, надо одни ископаемые находки объявить обезьянами, другие — людьми, такими же, как мы с вами.

Так, австралопитеки и более ранние рамапитеки объявлены просто обезьянами, без всяких признаков «перехода к человеку».

Австралопитекам автор отказывает в прямохождении, в использовании орудий. Homo habilis — человек умелый, с его точки зрения, тоже ни к каким гоминидам не относится. Значительное увеличение мозга можно проигнорировать. Найденные орудия олдувайской культуры? А может быть, они и не им вовсе принадлежали. А вот Homo erectus повезло, их признали людьми: прямохождение, орудия ашельской культуры — все при них. «По всей видимости, эректусы обладали членораздельной речью: соответствующие признаки черепа у них несравненно более выражены, чем у хабилисов, и близки к нашим» — это дезинформация, по признакам черепа антропологи не могут сделать однозначного заключения о наличии или отсутствии речи у древних людей, этот вопрос остается одним из самых спорных. Автор же утверждает, что эректусы — это вымершие сапиенсы и практически ничем не отличались от нас. Что же до внешнего вида, то «крупные зубы, тяжелые надбровные дуги, значительный рельеф в области крепления мышц формируются при питании грубой пищей и не имеют отношения к происхождению от обезьяноподобного предка».

Что касается неандертальцев, то признаки строения их тела объясняются всего лишь приспособленностью к суровым условиям внешней среды. И вообще, к старости все мы станем неандертальцами:

«Антропологи указывают, что с достижением преклонного возраста у людей развиваются «неандертальские» черты: тяжелые надбровные дуги, удлиненный свод черепа и т.д. По мнению антрополога Е.Н. Хрисанфовой, неандертальский комплекс ограничен лишь обменно-гормональными особенностями».

И опять: «Согласно данным современных исследований, неандертальцы не уступали современному человеку по всем двигательным, интеллектуальным и речевым способностям». Про речевые способности откровенная ложь, антропологи до сих пор не могут однозначно решить, говорили ли неандертальцы. А в том, что геном неандертальцев довольно сильно отличается от генома современного человека, так это ДНК с течением времени испортилась, говорит Вертьянов.

«Совершенно правомерно заключить, что обезьяны всегда были обезьянами, а люди — людьми! Человек не произошел от животного. Исследования показывают, что он появился на Земле сразу в своем человеческом виде», — с гордостью заключает автор.

Получается, что раз право первых людей признано за эректусами, то Адам и Ева должны быть представлены в виде пары питекантропов. Только почему-то их не в таком виде рисуют.

Последний раздел учебника посвящен экологии. В нем доказывается необходимость сохранения животных и растений, как всех тварей Божьих на Земле. Эти наставления выглядят лицемерно в контексте того, что «жизнь окружающих человека существ поставлена Творцом в зависимость от жизни царя — человека». Природа и так натерпелась от того, что человек навязывает ей свое господство.

На второй станице обложки учебника приведены отзывы на него нескольких ученых-биологов. Естественно, все они хвалят учебник за всяческие достоинства.

«Эта фраза выдернута из моего отрицательного заключения, которое я писал в 2005 году, когда этот учебник подавался для получения грифа Минобразования о допущении в качестве учебного пособия в школах. Поскольку в рецензии надо хоть что-то похвалить, я написал несколько положительных слов, но наряду с этим отметил, что: а) учебник содержит массу фактических ошибок и б) совершенно неприемлема его православная идеология. Что они там в церкви проповедуют — это их дело, но школьников надо учить научным знаниям. Моя рецензия была отрицательной, так же как и рецензия В.А. Ткачука. Не спросив разрешения у нас,

Вертьянов выдернул какие-то фразы из наших рецензий и поместил на обложку учебника. Я считаю, что он ведет себя просто неприлично», —

пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» Александр Рубцов, доктор биологических наук, замдекана по науке биологического факультета МГУ.

«Это было в 2005 году, Вертьянов мне посылал свою книгу, я написала, что категорически не согласна с разделом «Происхождение человека», остальные разделы я не смотрела. Моя рецензия была отрицательной. Тем не менее Вертьянов поместил под моим именем положительный отзыв на обложке книги. Кроме того, он назвал меня членом-корреспондентом РАН, хотя я никогда не имела этого звания. Я много раз писала ему с требованием убрать мое имя из учебника, но ответа не получила», — рассказала Эльза Хуснутдинова, профессор Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, академик Академии наук Республики Башкортостан.

Корреспондент «Газеты.Ru» попыталась выяснить, как в России обстоит дело с учебниками биологии.

Мария Багоцкая, учитель биологии в частной гимназии «Утро», утверждает, что плохо. «Я пишу собственные конспекты для уроков. Что касается учебников, то хорошие учебники выходят под авторством М.Б. Беркинблита» (авторы учебников биологии для 6- 9 классов — М.Б. Беркинблит, С.М. Глаголев, В.В. Чуб и др.; к сожалению, учебник для 10 класса этих же авторов выходил только в 1999 году). В 2005 году вышел учебник биологии для 10–11 классов авторов: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

«В общей биологии, которую я преподаю, принято ругаться на учебники, и это до некоторой степени обоснованно, потому что написать хороший учебник трудно, — рассказал Илья Лебедев, преподаватель биологии в частной школе «Муми-Тролль». — Сейчас наиболее распространен учебник для 10–11 классов под общей редакцией Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица, его переиздают каждый год. На мой взгляд, в нем довольно сложно изложена молекулярно-биохимическая тема, но ляпов там нет. Но самым лучшим и современным считается переводной учебник Грина, Стаута, Треура в трех томах. Я сам им пользуюсь для подачи некоторых тем, а что-то даю сам, без учебника».

Таки это свершилось. Нет, серьёзно, теперь все неверующие в наступление клерикалов на систему образования точно должны открыть глаза и понять, что происходит. Встречайте первую ласточку на пути к православному Ирану: креационистский учебник по биологии для 10-11 классов авторства академика РАН Алтухова.

И если одна только обложка заставляет задуматься и почесать голову, то дальнейшее содержание книги и вовсе вызывает сомнения: а был ли академик вообще? Или автором на деле является какой-нибудь митрополит или дьякон?

Само по себе предисловие к учебнику уже подготовливает бедного школьника к ожиданию религиозной пропаганды:

«Глубокоуважаемые читатели! Перед вами — первый учебник биологии, не стесненный материалистическими рамками. Мы возвращаемся к Богу, на протяжении столетия вычеркнутому из нашей жизни. Минувший атеистический век крайне пагубно отразился на развитии биологии, ряда естественных наук и самого человека. В угоду вседовлею щему материализму положения гипотезы эволюции возводились в догматы, противоречащие научным фактам. Господа Бога заменил в умах поколений «всемогущий» естественный отбор… Тщательное исследование Священного Писания дает все необходимые предпосылки для твердой веры. За минувшие годы многое изменилось в нашей стране. Стали доступными богооткровенные писания святых (см. приложения), ранее закрытые (в СССР) научные книги и статьи, появились и новые данные. Наблюдается все больший интерес научного мира к возможности согласования науки с библейским шестодневом без натяжек, понимая под днями творения 24-часовые дни, а под сотворением—первое чудо Божие создания мира «из ничего», а вовсе не эволюционную трансформацию неживой материи. Наука постепенно приходит к признанию истинности Священного Писания… Наш знаменитый соотечественник святой Иоанн Кронштадский еще в начале ХХ в. предупреждал геологов об ошибочности эволюционных выводов: «А вы, геологи, хвалитесь, что уразумели в построении слоев земли ум Господень и утверждаете это наперекор Священному Бытописанию! Вы более верите мертвым буквам слоев земных, бездушной земле, чем вдохновенным словам великого пророка и боговидца Моисея». В соответствии с гипотезой эволюции, смерть и тление были до появления первого человека, в первозданном мире еще, согласно же писаниям святых отцов Церкви, смерть и тление появились лишь с грехопадением Адама.»

Дальше — только хуже. Вот лишь некоторые выдержки из грешного плода любви креационистов и допустивших к изданию учебник работников министерства образования.

Убедительный мракобесный месседж содержится уже в названиях некоторых параграфов и глав. Подборка удивительная: «План сотворения», «Невозможность самозарождения жизни», «Бездоказательность гипотезы эволюции».

В самих текстах чудовищным образом соседствуют штампы начала прошлого века, библейские мифы и извращённые, выдернутые из контекста научные факты. Так, говоря о т.н. митохондриальной Еве, автор всерьёз соотносит её с одноименным библейским персонажем и называет первой женщиной, а также прародительницей всех людей, хотя на деле этим термином принято определять некую абстракцию, где на самом деле речь идет об относительно однородной генетической популяции, среди потомков которой большинство ныне живущих людей получили митохондриальную ДНК от одной женщины, в то время как потомки других женщин по прямой женской линии той же предковой популяции не дожили до наших дней.

Марлезонский балет продолжается голословными и ничем, кроме священного писания не подтверждёнными заявлениями о том, что все негроиды — потомки сына Ноя по имени Хам. Да-да, современные нилоты, пигмеи и бушмены, которых в современной антропологии вообще выделяют в отдельные расы — настолько велики генетические различия, на деле оказываются чуть ли не родными братьями в энном поколении.

Видимо, незнакомый с основами экологии автор вполне серьёзно утверждает, что все хищники стали кровожадными убийцами после Потопа и из-за грехов людей, а со вторым пришествием гиены и львы с их коротким и неспециализированным пищеварительным трактом перейдут на подножный корм, вместе с зебрами пощипывая травку в окрестностях озера Виктория. А так же неизвестно кем доказанной теорией, согласно которой питекантропы и неандертальцы были обычными людьми, правда, претерпевшими косметические изменения в ходе приспособления к жёстким условиям потопа.

И давайте надеяться, что в будущем на уроке физики дети не будут получать божественную силу путём умножения божественной массы на божественне ускорение, реакцию нейтрализации щелочей и кислот на химии объяснять волей господней, а всех женщин на биологии считать потомками донора мужчины, отдавшего своё ребро.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *