Православная Эфиопия

Эфиопия на протяжении многих столетий играла роль «христианского острова в мусульманском море». Эфиопская Церковь относится к дохалкидонским Восточным Церквам и является православной по самоназванию, однако Православные Церкви считают ее монофизитской. Она всегда играла важную идеологическую и политическую роль в жизни эфиопского государства и была от него практически неотделима. Но в наши дни эта ситуация быстро меняется. Бросается в глаза рост влияния ислама и создается впечатление, что «мусульманское море» буквально захлестывает некогда неприступный «христианский остров».

Однако Аддис-Абеба пока демонстративно не замечает все большего ослабления позиций Эфиопской Церкви. Официальная точка зрения правительства состоит в том, что численность мусульман (на них приходится половина жителей страны) практически не меняется, а их присутствие стало более заметным лишь благодаря демократизации общественной жизни – мусульмане получили возможность наглядно проявлять приверженность своей религии. Это выражается в стремлении следовать мусульманским обычаям в одежде, причем значительное число женщин (и даже совсем маленьких девочек) уже не ограничиваются ношением платков по иранскому образцу, а предпочитают аравийские накидки-паранджи. Однако было бы неверно сводить проблему исключительно к бытовому уровню.

Рост численности мусульман в Эфиопии оказывает большое влияние и на политическую жизнь. Происходит он благодаря более высокому уровню рождаемости на мусульманском юге страны по сравнению с христианским севером. Одним из проявлений роста влияния ислама является массовое строительство мечетей. За последние два десятилетия только в столице страны Аддис-Абебе их число возросло более чем в десять раз.

Большое количество новых городских мечетей появилось не только на юге, но и в традиционно христианских районах на севере страны. Наибольшее впечатление производит массовое строительство мечетей в сельской местности. Это свидетельствует о скоординированной политике исламизации Эфиопии, которая проводится такими мусульманскими государствами, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и другие, а также международными исламскими организациями – «Исламская мировая лига», «Международная Исламская организация возрождения» и т.д. Цель этой политики в том, чтобы в кратчайшие сроки добиться полной исламизации юга Эфиопии путем обращения в ислам тех народов, которые сохраняют приверженность древним традиционным религиям, а также той части населения, которая была обращена в христианство в результате завоеваний эфиопского императора Менелика II в конце ХIХ века (тогда в христианство перешла и значительная часть местных мусульман).

Рост численности эфиопских мусульман создает основу для повышения их роли в политической жизни страны. Основные социально-экономические проблемы не были решены ни под лозунгами христианской монархии, ни социализма с его государственным атеизмом, ни пришедшей им на смену демократии западного образца. В результате дискредитации прежних идеологий альтернатива им в виде исламского пути получает все большую популярность.

Абиссиния (также известная как Эфиопия, но официально как Абиссинская Империя) — страна в Африке. На севере граничит с Красным морем и германской колонией Джибути, на востоке с Сомали, на юге c немецкой Миттльафрикой, а на западе c Египтом.

Абиссиния была одной из немногих стран Африки, оставшихся независимыми во время борьбы за Африку, и успешно победила итальянское вторжение в 1896 году в битве при Адове. Союзник Германии на последних этапах Вельткрига, Абиссиния — страна с большой задолженностью и слабостью, находящаяся под германской сферой влияния

История Править

Борьба за независимостьПравить

Абиссиния была окончательно воссоединена Негусом Негастом Теводросом II 11 февраля 1855 года, после столетий феодального разделения и изоляции со времен Средневековья. Его правление закончилось восстаниями двух его соперников, британским вмешательством и военной интервенцией на эфиопской территории, что в конечном итоге привело его к самоубийству. Его противник Йоханнес IV сменил его, но ему пришлось иметь дело как с британской, так и с итальянской покупкой Эритреи: итальянские войска впервые столкнулись с абиссинской армией к апрелю 1888 года, но боевых действий удалось избежать благодаря переговорам. 9 марта 1889 года Йоханнес IV был убит пулей во время победоносной битвы с египетскими дервишами: его соперник Менелик II стал его преемником. 2 мая император Менелик подписал Ушальский договор с итальянцами, предоставляя им часть Северной Абиссинии (область, которая позже станет Эритреей) и часть провинции Тигрей в обмен на обещание 30 000 винтовок, боеприпасов и пушек. Итальянцы уведомили европейские державы, что этот договор дал им протекторат над всей Абиссинией. Менелик протестовал, показывая, что амхарская версия соглашения не говорит ничего подобного, но его протесты были проигнорированы. Конфликт с итальянцами был разрешен поражением итальянцев в битве при Адове 1 марта 1896 года. 26 октября 1896 года в Аддис-Абебе был заключен временный договор о мире, который признал независимость Абиссинии. Начиная модернизацию страны, Менелика II сменил его внук, Лидж Иясу, но вскоре он был свергнут из-за своих мусульманских связей.

Восходящие неприятности Править

Свержение Иясу V в 1916 году создало больше проблем, чем решило, как, например, когда его тетя Заудиту взошла на трон, она уступила возрастающему давлению со стороны Прогрессивной партии и сделала Рас Тафари Маконнен наследником престола — решение, которое впоследствии окажется серьезной причиной для неприятностей. Тем не менее, Абиссиния процветала при правлении Заудиту, кульминацией которого стало вступление страны в 1918 году в Мировую войну на стороне Центральных держав и последующая аннексия Эритреи после серии сражений в регионе. Однако его номинальный контроль над регионом Огаден был полностью потерян для Сомали. Но война стоила многово, и был взят огромный долг; политические и экономические интересы Германии сейчас сильно влияют на правительство и экономику страны. Хайле Селассие I и его советники изо всех сил пытаются продолжить запланированные реформы с таким бременем, и все большее недовольство со стороны хозяев царства. Кроме того, номинальная отмена рабства не была осуществлена ​​в большей части страны, и поэтому наносит большой ущерб международному авторитету нации. Железная дорога между немецкой Африкой и немецким Джибути, хотя и впечатляющая, приносит мало богатства стране, и германская власть не показывает никаких признаков ослабления в регионе.

Политика Править

В политике империи преобладает сокрушительный государственный долг, заключенный во время Вельткрига, но расширенный попытками Хайле Селассие реформировать несколько областей правительства и подавить растущие волнения в Эритрее. Кроме того, многие лорды возмущены реформистским духом Негуса.

Негус Негаст и министр военной разведки: Хайле Селассие I

Премьер-министр и министр внутренних дел: Гавриат Беджиронде Текле

Министр иностранных дел и министр финансов: Херуи Вольде Селассие

Начальник штаба: Рас Мулугута

Вооружённые силы Править

Огромные бюджетные проблемы Империи означают, что ее вооруженные силы находятся в довольно плачевном состоянии в 1936 году.

Армия Править

Имперская армия — это вкратце беспорядок. Её вступление в Вельткирг было ужасным, так

Армия Абиссинии

как маленький итальянский гарнизон Эритреи и местные жители держали её в страхе в течение нескольких месяцев. Старые, феодальные законы и лорды держат частные армии как свои, а ситуация с оборудованием и поставками ужасная. Только бригады Mehal Sefari готовы к бою с современным оборудованием.

Военно-морской флот Править

Несмотря на повторную аннексию Эритреи, серьезная военно-морская программа никогда не предпринималась из-за высоких затрат.

Авиация Править

У Абиссинии есть небольшие и недавно сформированные воздушные силы, состоящие исключительно из немецких перехватчиков.

Международные отношения Править

Абиссиния имеет

  • Дружественные отношения с Германией и ее колонией Миттльафрикой, а также Японией .
  • Немного плохие отношения с Сомали
  • Враждебные отношения с ЮАР, Социалистической Республикой Италия и Британским Союзом.

Экономика Править

С чрезвычайно аграрной экономикой и большей частью, если не всеми промышленными активами, принадлежащими немецкому капиталу, экономика Империи хрупка и, по сути, недостаточно развита, а голод становится всё более распространенным из-за возросших экономических трудностей. Для подлинной модернизации Империи потребуется много реформ.

<strong>ГОНДЭР (Эфиопия), 30 сен — РИА Новости, Антон Скрипунов.</strong> В Эфиопии ждут визита патриарха Кирилла и благодарны России за поддержку Эфиопской православной церкви: российскую делегацию встретили в Гондэре сотни человек с российскими флагами и плакатами со словами благодарности президенту РФ Владимиру Путину и главе Русской православной церкви, передает корреспондент РИА Новости.Представитель РПЦ иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудники российских СМИ находятся в Эфиопии по приглашению местной церкви с визитом по значимым религиозным местам страны. Среди них и корреспондент РИА Новости — единственного светского СМИ России, приглашенного в эту поездку Эфиопской православной церковью.В аэропорту Гондэра — города на северо-западе Эфиопии — делегацию встретили десятки священников и верующих Эфиопской церкви, державшие в руках российские флаги и плакаты с надписью «Спасибо Путину, спасибо патриарху Кириллу!»»Когда здесь поджигали наши церкви в провинции ваше правительство через российского посла сказало нам: «Христиане, мы с вами, мы не бросим вас!» Это очень важные для нас слова. Именно поэтому мы решили сделать плакаты с Путиным и патриархом Кириллом в благодарность за поддержку. Мы горячо поддерживаем вашего президента, потому что он не только сильный лидер, но и, так же как и мы, христианин», — сказал РИА Новости монах Абауи Дедавит.Жители Гондэра встретили российскую делегацию в разноцветных эфиопских народных одеждах, а также исполнили традиционные песни под аккомпанемент барабанов и ритуальных трещоток, используемых во время богослужений. Одна из песен была посвящена России, ее сочинили специально к приезду делегации.Затем в главном соборе Гондэра, одного из центров африканского христианства, прошло торжественное богослужение, в конце которого епископ этого города от имени всей местной христианской общины поблагодарил Россию за поддержку эфиопского народа.»Мы очень нуждаемся в вашей поддержке и защите. И очень надеемся на сотрудничество между нашими церквами. И мы ждем здесь патриарха Кирилла», — обратился к российским гостям архиепископ Абуна Йоханнес.»В последние годы отношения между Русской православной церковью и Эфиопской церковью активно развиваются в разных направлениях, ведь речь идет о крупнейших церквах восточной традиции. В эти дни в Эфиопии проходит визит делегации Русской церкви и российских СМИ, цель которого — углубление сотрудничества в медийной сфере между нами», — рассказал РИА Новости секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).Он отметил, что визиты подобного рода будут продолжаться. В Русской православной церкви, подчеркнул он, ждут ответного визита из Церкви Эфиопии. «Христиане в этой стране переживают не лучшие времена, сталкиваясь с попытками вытеснить Церковь на обочину жизни эфиопского народа. Здесь, в Гондэре, и в других регионах страны произошли столкновения с целью подорвать положение церкви: было сожжено несколько храмов и убито несколько священников», — отметил Игумнов.Самую большую поддержку для себя, подчеркнул он, эфиопские христиане видят в России и Русской православной церкви, поскольку у Эфиопии «была непростая история взаимоотношений со странами Запада», которые носят сложный характер и по сей день.»В то же время они видят, что сегодня делает Россия для поддержки народов в разных частях света — особенно победу российского оружия в Сирии и спасение народа этой страны от террористов. Все это является свидетельством для стран Ближнего Востока и Африки, что у России они тоже могут найти поддержку. В Гондэре духовенство, представители властей и народ скандировали слова благодарности президенту Путину и патриарху Кириллу, России и Русской церкви уже за один только факт, что между двумя странами и церквами существуют отношения и они, как они надеются, будут развиваться», — подчеркнул Игумнов.Эфиопская церковь относится к семье так называемых древних восточных церквей, чьи религиозные традиции отличаются от устоев Русской православной церкви. По данным отдела внешних церковных связей Московского патриархата, у Эфиопской церкви примерно 60 миллионов последователей, что делает ее третьей по численности христианской общиной в мире после Римско-католической (1,2 миллиарда человек) и Русской православной (140 миллионов) церквей.

На территории нынешнего государства Эритрея, на юго-западном побережье Красного моря, в первые века новой эры находилось христианское царство Аксум. Оно пришло в упадок после мусульманского нашествия, в VII столетии, и на его месте возникло новое Эфиопское царство. Этот регион долгое время сохранял свою относительную независимость, пока в XVI веке не попал под Османское владычество. С 1890-го по 1941 год Эритрея была итальянской колонией, затем ее территорию захватила Великобритания. В 1952 году Эритрея вступила в федерацию с Эфиопией, сохраняя при этом широкие права автономии, а в 1962-м была полностью аннексирована Аддис-Абебой и превращена в обычную эфиопскую провинцию. Длительная национально-освободительная борьба закончилась провозглашением 24 мая 1993 года независимости Эритрейского государства.

Население Эритреи исповедует христианство монофизитского толка, который не принимает христологических догматов Халкидонского Вселенского собора 451 года. Церковь Эритреи до начала 1990-х годов была частью Эфиопской, а до получения ею автокефалии — Коптской дохалкидонской Церкви, не имеющей общения с Православными Церквами.

В июле 1993 года епископы Эритреи при поддержке правительства страны подали прошение папе Коптской Церкви Шенуде III об отделении от Эфиопской Церкви и даровании автокефалии. 28 сентября 1993 Коптский Священный Синод удовлетворил это прошение и взял на себя обязательство подготовить в коптских монастырях десять епископов для Эритрейской Церкви. 19 июня 1994 года в Каире папа Шенуда пятерых из них хиротонисал во епископов.

Предоставление автокефалии произошло с согласия Эфиопской Церкви. В сентябре 1993 года патриарх Эфиопский Павел и архиепископ Эритреи Филипп одобрили разделение Церквей, провозгласив вместе с тем желание продолжать дальнейший исторический путь в духе братства и взаимопонимания.. В феврале 1994 года было подписано соглашение в Аддис-Абебе, подтвердившее автокефальный статус Эритрейской Церкви и признавшее преимущество чести среди Восточных дохалкидонских Церквей в Африке за Коптской Церковью.

В апреле 1998 года, после горячих споров в правительственных и церковных кругах, епископ Асмэрский Филипп был избран первым патриархом Эритрейской Церкви. 8 мая 1998 года в Каире предстоятель Коптской Церкви Шенуда III возвел его в патриархи. Был подписан протокол между Священными Синодами Эритрейской и Коптской Церквей, обеспечивающий их тесное взаимодействие. Подразумеваются созыв совместного Собора не реже чем раз в три года, поминание предстоятелей обеих Церквей на литургиях, формирование единой делегации на богословских диспутах с другими Церквами и учреждение постоянной комиссии двух Синодов для обеспечения взаимодействия в области богословского образования, социального служения и проектов развития.

В Эритрейской Церкви около 1 500 храмов, 22 монастыря и 15 000 священнослужителей. Ею окормляются около 1 700 000 человек.

Патриархия.ru по материалам Церковно-исторического справочника Рональда Робертсона (London, 1998)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *