Православная группа

Вопрос:

Как вы относитесь к рок-музыке?

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):

Отрицательно отношусь к рок-музыке. Она не созидает духовное устроение человека. Она не привносит мир в человеческую душу. Всякая музыка душевна, скажем так. Даже когда замечательный церковный хор поет песнопения партесные, все равно здесь существует некая душевность, некая, так сказать, страстность в той или иной степени, в меньшей, конечно же, чем во многих других произведениях музыкального искусства. Вот почему древние русские гласы, перешедшие к нам из Византии, особенно знаменный распев, как можно более отделяются от этой страстной человеческой природы. Ну а уж что касается рок-музыки, то это, конечно, разрушительное явление XX века. Хотя говорят, что есть какие-то рок-музыканты верующие, православные. Может быть, кто-то и через это приходит к вере…

Однако случается, что в православных семьях ребенок заболевает пристрастием к рок-музыке. Поэтому родителям надо понимать, что душевную нишу в жизни человека чем-то надо тоже заполнять. Человек состоит из духа, души и тела. Растят детей — дух питают молитвами, чтением слова Божия, познанием, так сказать воли Божией, хождением в Церковь… Тело тоже питают, одевают… А вот душевную часть оставляют на произвол, так сказать, «мира сего». И что читают ваши дети, какую художественную литературу, какую музыку слушают — это считается чем-то второстепенным. Однако второстепенного в жизни человеческой, тем более в жизни ребенка, не существует. И это происходит сплошь и рядом в наших православных семьях — молодые люди культурно не образованы, культурно не воспитаны. Они знают жития святых, они знают наизусть утренние и вечерние молитвы — все это хорошо. Но когда у них в определенном возрасте возникает потребность в душевной, а не в духовной, жизни, то родители порой ничего им предложить не могут: «Художественная литература? Да нет, этого не надо, вот лучше жития святых почитай». Тогда читают дети православных родителей то, что попадается на глаза — далеко не Достоевского, Пушкина или Гоголя, слушают то, что слушают их сверстники — далеко не Чайковского, Глинку или Баха, посещают далеко не Третьяковскую галерею, Пушкинский или Русский музеи…

Да, конечно, надо жития святых читать, надо святых отцов почитать, надо православные песнопения слушать. Но это для духа. А для души тоже же нужна пища, как и для тела нужна. И вот здесь нужно с разумом, с рассуждением, посоветовавшись со священником, но обязательно давать эту душевную пищу: и художественную литературу, и изобразительное искусство, и музыку, но все это в преломлении православного мировоззрения, миросозерцания. Если есть потребность, то надо давать хорошую, качественную пищу, иначе на помойке найдут, и отравятся, и будут болеть, и будете сами потом мучиться.

Цель этого тура привести осужденных к примирению с Богом. Около 6 тысяч заключенных смогут услышать Евангелие в местах лишения свободы.
Тур будет проходить в два этапа. В декабре группа посетила колонии Альметьевска, Нижнекамска и Менделеевска. Музыканты поздравляли заключенных с наступающим Рождеством, пели песни и рассказывали о Боге, о Его любви и искуплении. Среди посещенных колоний была и туберкулезная колония №1 в Нижнекамске. После концертов, на молитве покаяния, многие отдавали свою жизнь Христу.
В январе-феврале – пройдут выступления в колониях города Казань. В общей сложности музыканты посетят 8 колоний.
В рамках тура, совместно с тюремным служением церкви «Слово веры», г. Казань, реализуeтся проект «Мосты надежды». Служители проводят духовную и моральную помощь ВИЧ-инфицированным заключенным. Помогают адаптироваться в социуме после освобождения на свободу. Для женщин проводиться курс «Очарование женственности», на котором женщинам рассказывают о ее природе, роли в семье и в обществе, а также том, как быть женой и матерью.
В дальнейшем, планируется расширение географии тура «Примирение», который будет охватывать колонии других регионов России.

Анонимный пользователь 4 года назад Мы не знаем, кто создал эту запись. Автор предпочел остаться анонимным.

Я (к сожалению) знаю достаточно много поп- и рок-групп евангелически-христианской направленности, есть даже целое церковное движение Hillsong, которое связано с одноимённой группой, а их богослужения напоминают рок-концерты… Но всех музыка этих групп, по-моему, ничего экстраординарного не представляет из себя, обычный мелодичный и прилизанный поп-рок, хотя у тех же Hillsong бывает достаточно приятно и атмосферно.

Но лучше я вам посоветую восхитительную группу The Chariot. Они исполняют хаотик-хардкор и маткор, ну и в таком духе: экспрессивная, тяжёлая, экспериментальная музыка. Тексты у них тоже заслуживают похвалы (правда, из-за манеры пения их бывает сложно разобрать). И да, они тоже христиане. К сожалению, сопутствующую церковь им ещё не организовали, а жаль, я бы пошёл (хотя это и может быть опасно для здоровья).

Вот эта песня вообще, по-моему, одна из самых прекрасных вещей, случавшихся с рок-музыкой. Обязательно дослушайте до конца (если, конечно, в принципе слушаете такое).

Ересь: «Жестокосердие» – 2016

энциклопедия: Ересь

добавил: F!$her
Hell Division Productions 4+ /

Российская группа Ересь (сольный проект участника Inferius Torment и Necromental) не сильно популярна, но кое-какое имя в андеграунде заслужила. Причиной тому довольно странная, но отнюдь не плохая музыка, а также очень хорошее знание православия, позволяющее глумиться над ним на более глубоком уровне, нежели это обычно делают блэк-металлисты. Хотя суперхиты вроде «Кадилом по *блу Христову» от излишних умствований не страдали.

Новый альбом Ереси – это каноничное ВНЕЗАПНО. Inferior, безусловно, музыкант не последний, но я вот не ждал, что он вдруг выдаст нечто такое бомбовое в духе не абы кого, а Funeral Mist. Португальцев Tod Huetet Uebel тут тоже не будет лишним упомянуть, ибо подход к музыке здесь схожий. Альбом также целиком построен на непрекращающемся бластбите и постоянно изменяющемся одержимом вокале, в который я очень советую вслушиваться. Тексты написаны совсем не от балды, поверьте.

Акустические зарисовки для отдыха уха здесь заменены сэмплами со всякими знаменитыми перлами смертельно больных православием людей. Причём местами они расположены так удачно, что не забавляют, а нагоняют жуть. С гитарной работой тут тоже полный порядок, особенно в первой половине альбома – сплошь крутейшие риффы. Ближе к концу альбом начинает выдыхаться, и именно поэтому я не могу сказать, что он затыкает за пояс Funeral Mist (ой-ой!), но вот потягаться на равных с распиаренным Батюшкой вполне способен. Если бы музыканту удалось выдержать всю работу на уровне первой половины, эта бомба разнесла бы все церкви в радиусе 66 км вокруг Омска, я гарантирую!

На данный момент альбом доступен лишь в цифровом виде, а также на кассете, изданной собственным лейблом Inferior’а преступно малым тиражом. Впрочем, печалиться не стоит, так как на CD работа должна скоро выйти через Cold Breath of Silence.»

1 См., например: Пропп В.Я. Русская сказка. — Л., 1984.

2 Там же.

3 Канцлер Ги. Страшная сказка //Megalyrics.ru: музыкальный портал. -Режим доступа:

4 Там же.

5 См.: Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. — М., 1998.

9 ВедерниковаН.М. Русская народная сказка. — М., 1975 — С. 7-15.

10 Там же.

13 НикифоровА.И. Сказка, её бытование и носители // Никифоров А.И. Сказка и сказочник. -М. 2008. — С. 20-69.

© Т.Н. Кижеватова

С.Н. ХОХЛОВА

Омск

КОНЦЕПТ «РОК» В СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ

Рок-культура, изначально полностью заимствованная, быстро видоизменилась и адаптировалась на русской почве, приобрела национально-специфические черты. Концепт «рок», возникший в рамках музыкального явления, перерос его, и сейчас он охватывает многие сферы жизни: от искусства до lifestyle, от социального протеста до христианской философии.

Под концептом будем понимать «единицу коллективного знания / сознания (отправляющую к высшим духовным ценностям), имею-

щую языковое выражение и отмеченную этнокультурной спецификой»1. Структуру концепта рассмотрим как полевую модель — в терминах ядра и периферии, где принадлежность концептуального дифференциального признака к той или иной зоне определяется его яркостью в сознании носителя концепта2. Кроме того, остановимся подробнее на ценностном компоненте концепта, так как, по мнению В.И. Карасика, «центром концепта всегда является именно ценность, поскольку концепт служит исследова-

нию культуры, а в основе культуры лежит именно ценностный принцип» .

Ориентируясь на определённого читателя, авторы воссоздают в тексте картину мира, соответствующую потребностям и ожиданиям конкретного адресата. По определению Ю.М. Лотмана «текст как бы включает в себя образ «своей» аудитории, а аудитория — «своего» текста»4. В зависимости от «фактора адресата» в концепте актуализируются, наводятся, уходят на периферию разные (нередко противоположные) дифференциальные концептуальные признаки.

В данной работе мы исследуем особенности репрезентации концепта «рок» в медиатекстах, адресованных православным христианам. Для анализа было отобрано свыше 500 контекстов употребления имени концепта «рок» в современных (вышедших после 2000 года) русских православных средствах массовой информации (печатных и сетевых) — «Церковный вестник», «Собрание», «Фома», «Православие и мир», «Наша вера», «Русская народная линия» и др.

Публикации на тему «Рок-музыка и православие» всё чаще появляются на страницах заявленных изданий. Не последнюю роль в этом сыграло так называемое «рок-миссионерство» — проповеди православного духовенства на рок-концертах (диакон Андрей Кураев, игумен Сергий (Рыбко)), а также то, что многие известные рок-музыканты стали открыто говорить о своей конфессиональной принадлежности (К. Кинчев, Ю. Шевчук и другие). Возникло даже понятие «православный рок», и отношение к нему у представителей православного сообщества неоднозначное. Одни называют рок-концерты «рок-шабашом» и инкриминируют рокерам все смертные грехи, а другие («рок-батюшки») сами играют на электрогитарах и слушают «ДДТ».

Для удобства описания разделим выбранные медиатексты по аксиологическому модусу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Резко негативное отношение к року («рок — неоспоримое зло»)

«Я не специалист по рок-музыке, но, тем не менее, безусловно, могу чётко сказать, что рок-музыка влияет на психику человека в разрушительном смысле. Она вызывает в душе человека какие-то страсти, например, желание блудить или даже предаваться противоестественным страстям, например, содомскому греху. Часто сами рок-музыканты предаются блуду, пропагандируют противоестественные отношения с представителями своего пола, употребляют наркотики. Все это далеко не случайно. Может ли существовать рок-музыка без этих негативных моментов? Трудно сказать»

(Сатанизм под прикрытием Православия: Протоиерей Георгий Городенцев о сатанинской природе рок-музыки // Русская народная линия. 22.02.2011). Эта цитата ярко высвечивает ценностный компонент концепта «рок», каким он актуализирован в большей части православных изданий. Концепт «рок» репрезентируется здесь как разрушительная музыка, которая «направляет короткой дорогой огромные толпы молодых людей в кромешный ад», и путь этот «покрыт срамом самых гнусных, самых страшных смертных грехов» (Православие и рок-музыка: возможен ли человеческий и человечный разговор? // Собрание. Декабрь 2004), а «содержанием сегодняшнего рока стали в основном мир наркотических иллюзий, стихия разрушения, секс и эротика, плотская развязанность и вседозволенность, -иными словами, мир сатанинских вожделений и бесовских потуг» (Музыка среди нас… // Русская народная линия. 24.01.2012).

ствуют такие профессии, как проститутка, вор-карманник, наркоторговец, наёмный убийца. От Бога ли они?» (Алисомания в «церковном дворике» или о «православном роке» // Русская народная линия. 10.08.2010)).

Наводятся когнитивные оппозиции ‘рок классическая культура’ («Рок-культура — это контркультура, а контркультура враждебна собственно культуре, упадочна, деструктивна, способствует всеобщему одичанию и падению нравов. И еще художественно ущербна» (Фатум, он же рок // Фома. № 9. Сентябрь 2011)), ‘рок-музыка православие’, ‘рок Бог’. Рок возводится в статус религии, поэтому перед читателем неумолимо встаёт выбор: рок-музыка или церковь («…рок — это и есть та религия, которая пытается подменить истинную религию — Христианство. Это религия бунтаря и завистника от века — сатаны. И значит правы те, кто утверждает, что рок концерты — это современные церкви» («Православный рок» — вымысел врагов Церкви // Русская народная линия. 20.06.2010), «В России в последние годы всё больше людей сознательно отрекается от христианства именно через рок-музыку», «. если православные верят, что их учение есть единственно возможный путь к спасению, то с рок-духовностью им придется рано или поздно разойтись в разные стороны» (Правосла-вие.Яи. 02.02.2007)), над верующими нависает «рок-угроза».

Что касается проповедей на рок-концертах, этот вид миссионерства расценивается как «дискредитация Церкви в глазах многих людей» (Пра-вославие.Ки. 02.02.2007) и едва ли не сделка с дьяволом («Один мой знакомый сравнил деятельность этих проповедников с попыткой внедрить троянского коня в Ноев ковчег Церкви» (Христианство и рок-музыка. Протоиерей Александр Шаргунов // Русский дом. № 8. 2005)), а «православный рок» — это замаскированный сатанизм («православный сатанизм»), который пытается проникнуть в Церковь и совратить верующих («»Православный рок», по сути, это нонсенс, абсурд! Точно так же, как и словосочетания «женатый монах» и «православный атеист»» («Православный рок» — вымысел врагов Церкви // Русская народная линия. 20.06.2010), «Так называемая «православная рок-музыка» — это та же вакханалия, где возглас «Эвое, Эрос» заменен словами «Браво Тебе, Иисус». По-моему мнению, так называемый «православный рок» скрывает под благочестивыми афишами свою языческо-демоническую сущность» (Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы по современным проблемам Церкви. Часть I // Русская народная линия. 23.12.2011)).

На периферии концепта можно также отметить признаки ‘страдание’, ‘душевная боль\ ‘пограничные состояния,, ‘проклятые вопросы’. Они имеют негативные коннотации, так как «православный должен отказываться от самовольных, безблагодатных страданий, которые ведут человека к духовной гибели» (Православие.Яи. 02.02.2007). Иногда появляется снисходительное и даже сочувственное отношение к рокерам — как к незрелым, заблудшим душам, несчастным, которых стоит пожалеть и которым нужно помочь отречься от своего греховного увлечения и встать на

путь истинный («В роке, да и в другой «субкультуре» больше душ, алчущих правды, которые своими чувствами чаще (не разумом) пытаются вылезти на свет Божий, и наша задача им в этом честно помогать, не чураясь их, и не радуясь, что «я совсем уже, или вообще — не такой, как они», ведь они братья и сестры наши, такие же, но обманутые. Им мешают привычки и пристрастия к табаку, алкоголю, блуду, но это все мы такие» (Правосла-вие.Яи. 28.03.2006)). В связи с этим интересен образ «покаявшегося рок-музыканта» («Человек этот был бесноватым и не выносил близости евхаристической Чаши и других святынь. Но подобной силы покаяния я не встречал ни в ком. В свои светлые минуты, когда отпускала его эта напасть, он, грустно глядя, говорил, что бес мучит его заслуженно, поскольку он слишком много ему послужил, будучи рок-музыкантом» (Шаг за ограду храма // Правая.ги. 24.03.2008)).

2. Положительная оценка рока («рок — путь к Богу»)

Далее рассмотрим медиатексты, в которых рок-н-ролл трактуется не как «sex, drugs, rock’n’roll», а как «To be Rock and not to Roll» («Быть скалой и не скатиться») (Русский рок никогда не был безбожным // Церковный вестник. 18.09.2006). Структура концепта в них несколько иная.

Стоит отметить, что, если в предыдущей подборке контекстов рок-музыка рассматривалась как единое, неделимое явление (а за основу был взят западный рок, так как авторство лозунгов «рок от сатаны» изначально принадлежит протестантским священникам), то здесь русский рок и зарубежный четко разграничены. «На встрече в ОВЦС все отметили, что рок-музыка на Западе и у нас — это две разные вещи, два совершенно разных культурных явления. Если на Западе рок — это чисто эстрадное явление, сценически развлекательное, то у нас он в лучших своих проявлениях приобрёл ярко выраженный миссионерский характер, испытал тяготение к высокой поэзии, объявил приматом слово над музыкальной формой. И в этой области слова и нравственности, безусловно, есть смычка с тем, к чему призывает Церковь» («Рок-музыка — это слишком активная трата собственных сил», интервью с Романом Неумоевым // Русская народная линия. 22.02.2007).

Так, большинство актуализированных здесь концептуальных признаков описывают именно «русский рок». В ядре концепта выделим признаки ‘молодежь’ («Более того, рок, говорят они, особенно русский рок, способен стать позитивным связующим звеном между современной молодежью и христианством» (Рок-группа на клиросе? // Православие и современность. № 8. 2008)), ‘протест’ («А протест — да, он был и есть. Но только он не политический (то есть не событийный), а бытийный. Это протест против лжи, против лицемерия, против насилия, против воинствующей тупости, против подмены понятий, против грязи и смрада. Короче, против всего того, что делает наш прекрасный спасённый мир преимущественно падшим. И главным образом — против нелюбви» (Фатум, он же рок // Фома. № 9. Сентябрь 2011)), ‘сильная энергетика’, ‘искренность’, ‘эмоцио-

Частотны когнитивные метафоры ‘рок — это нож\ ‘рок — это молоток’ (Рок-музыка что молоток: можно дом построить, а можно голову сломать // Православие.ги. 02.02.2007), то есть самой рок-музыке даётся нейтральная оценка, это орудие, а как его использовать и зачем — это уже решение конкретного человека, который этим орудием пользуется. И для многих людей рок стал дорогой к Богу («Рок-музыка заставила задуматься и в итоге привела к вере в Бога. Движение хиппи, рок-музыка», «Но самое

интересное, что копнёшь клириков наших сейчас, выяснится, что каждый третий где-то играл в какой-то группе. Слушали рок-музыку все. Где-то 1% из семей духовенства, которые были воспитаны в православной культуре. Остальные все шли какими-то запутанными кругами. Но и опыта у таких священников больше. Тот, кто с большим трудом насобирал, тот и рассказать может больше» («Рок — музыка думающих людей», интервью с игуменом Сергием (Рыбко) // Русская народная линия. 07.02.2006)). При этом не отрицается амбивалентность рока, признаётся тот факт, что он может увести и в противоположную от Бога сторону («Далеко не все люди, которые увлекаются рок-музыкой, становятся христианами — большинство-то как раз не становится. Человек либо ищет Бога и находит Его вне зависимости от того, занимается он рок-музыкой или нет, либо он идёт в другую сторону или же вовсе никуда не идёт, пребывая в безразличном состоянии» (Рок-приход // Фома. 23.06.2004), «Несомненно, рок-музыка обладает огромным психоэмоциональным зарядом, который в равной степени может быть направлен как на разрушение, так и на созидание. Сама по себе рок-музыка духовно и нравственно амбивалентна» (Бывшие рокеры и хиппи становятся активными миссионерами // Церковный вестник. 18.09.2006)).

Проповедь на рок-концерте оценивается как благое деяние, совершает ли его священник («Рок-музыка ставит перед молодым человеком вопрос о смысле жизни. Кто как не священник должен дать ему ответ?» (Рок и Бог // Русская народная линия. 20.09.2004)) или рок-музыкант («Если сам легендарный рок-музыкант признаётся, что он православный и рассказывает, какие перемены произошли в нем — это, наверное, лучшая проповедь, на порядок более эффективная, чем если перед толпой молодежи на сцену выйдет священник и начнет что-то говорить людям, пришедшим на рок-концерт» (Православие.ги. 28.03.2006)), — и вот уже «поклонники «Алисы» потихонечку вслед за Костей начинают робко переступать порог храма» (Антиподы ли православие и рок-культура? // Наша вера. 2002). В рамках миссионерской деятельности открываются рок-клубы при храмах («Слава Богу, нашёлся священник, которому идея рок-клуба понравилась. Он дал ребятам помещение, гитары они сами привезли. В результате коллектив разросся до 20 человек и где только их не находили. Кто-то сидел в каких-то кустах, репетировал чуть ли не на коробках. Кстати, первые две группы сложились из детдомовцев: одна из мальчиков, другая — из девочек. Они пришли, стали помогать храм строить своими руками — батюшка до этого не знал, что делать, кого в помощники звать» (Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте // Православие и мир. 04.08.2011)), издаются миссионерские журналы для панков («Братство, возглавляемое знаменитым отцом Серафимом Роузом, издавало миссионерский журнал для «панков» (представителей радикального крыла рок-культуры), который назывался «Смерть миру»» (Бывшие рокеры и хиппи становятся активными миссионерами // Церковный вестник. 18.09.2006)), а православные рокеры

устраивают благотворительные концерты в защиту Байкала, против СПИДа и наркотиков, для сбора средств на восстановление храма.

Здесь ярко проявляется амбивалентность концепта «рок». Ряд когнитивных оппозиций (и сам факт их наличия) иллюстрирует ядерный концептуальный признак ‘протест’: «рок» противоречив даже на структурном уровне. Кроме того, на первый план выходит ценностный компонент концепта, и актуализация одного из взаимоисключающих концептуальных признаков в каждом случае зависит от аксиологического модуса текста.

2 Попова З.Д, Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. — Воронеж, 2006. — С. 81.

4 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семио-сфера — история // Лот-ман Ю.М. Семиосфера. — СПб., 2001. — С. 203.

© С.Н. Хохлова

Н.К. ДАНИЛОВА Санкт-Петербург ПАРАДОКСЫ «СЕМИ КРУГОВ» БЕСПОКОЙНОГО ЛАДА А. БАШЛАЧЁВА

Наиболее важным аспектом тематики и проблематики произведений А. Башлачёва, по мнению исследователей, является определение места и роли «человека в бытии», «поэт находит, что человек причастен абсолюту (или может стать), а роль его активна (или может стать). Причём, в реализации этих потенций огромная роль принадлежит слову, а значит, поэту, творцу»1. Действительно, многие его тексты являют собой мучительные и горестные раздумья о сущности творчества, о призвании поэта, а также

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *