Православная церковь молдовы

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОЛДОВЫ — са­мо­управ­ляе­мая Цер­ковь в со­ста­ве Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви в гра­ни­цах Рес­пуб­ли­ки Мол­до­вы, вклю­чая Прид­не­ст­ро­вье.

Хри­сти­ан­ст­во в ни­зо­вье Ду­ная на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся в пер­вых ве­ках нашей эры, од­на­ко цер­ков­ная ор­га­ни­за­ция на тер­ри­то­рии ны­неш­ней Мол­да­вии сло­жи­лась лишь по­сле соз­да­ния молдавской го­су­дар­ст­вен­но­сти. В об­ра­зо­вав­шем­ся в первой половине XIV века Мол­дав­ском кня­же­ст­ве гос­под­ствую­щей ре­ли­ги­ей бы­ло пра­во­сла­вие, официальным язы­ком (язы­ком кня­же­ской кан­це­ля­рии, обу­че­ния и бо­го­слу­же­ния) вплоть до середины XVII века — цер­ков­но­сла­вян­ский язык.

Из­вест­но, что при пер­вых молдавских гос­по­да­рях су­ще­ст­во­вал не­кий ие­рарх, ко­то­рый на­зна­чал свя­щен­ни­ков, ос­вя­щал хра­мы.

В конце XIV века митрополит Га­лиц­кий (в со­ста­ве Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та) ут­вер­дил 2 молдавских ие­рар­хов — митрополита Ме­ле­тия в то­гдаш­ней сто­ли­це кня­же­ст­ва городе Су­ча­ва и епископа Ио­си­фа. Мол­дов­ла­хий­ская ми­тро­по­лия зна­чит­ся в ис­точ­ни­ках с 1387 года.

Конец XIV — начало XV веков от­ме­че­ны кон­флик­том ме­ж­ду Молдавской ми­тро­по­ли­ей и кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом по при­чи­не на­зна­че­ния пат­ри­ар­хом в ми­тро­по­лию сво­его став­лен­ни­ка (кон­фликт ис­чер­пан в 1401 году).

В начале XV века Молдавская ми­тро­по­лия рас­по­ла­га­лась на тер­ри­то­рии от Кар­пат до Дне­ст­ра, Ду­ная и Чёр­но­го моря, шло ин­тен­сив­ное строи­тель­ст­во хра­мов и мо­на­сты­рей. Боль­шое зна­че­ние по­лу­чи­ли мо­на­сты­ри Нямц, Би­ст­ри­ца, Мол­до­ви­ца, Про­бо­та, Ху­мор, Пут­на. В начале XV века из Бел­го­ро­да-на-Дне­ст­ре в Су­ча­ву пе­ре­не­се­ны мо­щи великомученника Ио­ан­на Но­во­го, став­ше­го пер­вым молдавским свя­тым (великомученник Ио­анн Но­вый, Со­чав­ский).

Молдавская цер­ковь вклю­ча­ла 3 епар­хии — Ро­ман­скую, Рэ­дэ­уц­кую и Хуш­скую. До середины XVII века Молдавская ми­тро­по­лия пе­рио­ди­чес­ки вхо­ди­ла в под­чи­не­ние ар­хи­епископу Ох­рид­ско­му. Тер­ри­то­рии Мол­да­вии, управ­ляв­шие­ся турецкими вла­стя­ми и татарскими (буд­жак­ски­ми) ха­на­ми, во­шли в соз­дан­ную к середине XVII века Про­илов­скую ми­тро­по­лию с цен­тром в городе Брэи­ла, не­по­сред­ст­вен­но под­чи­нён­ную кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху. По­сле при­сое­ди­не­ния в 1775 году северной час­ти Мол­да­вии — Бу­ко­ви­ны к Ав­ст­рии там бы­ла соз­да­на Бу­ко­вин­ская епар­хия.

К 1812 году, вре­ме­ни при­сое­ди­не­ния ме­ж­ду­ре­чья Дне­ст­ра и Пру­та вплоть до Чёр­но­го моря и Ду­ная к Рос­сии, на этой тер­ри­то­рии бы­ло 775 при­ход­ских хра­мов, в том числе около 40 ка­мен­ных. С при­сое­ди­не­ни­ем к ним при­хо­дов по ле­во­му бе­ре­гу Дне­ст­ра юж­нее р. Ягор­лык (так называемый Оча­ков­ской зем­ли с го­ро­да­ми Одес­са, Ти­рас­поль, Анань­ев и их уез­да­ми) в 1813 году соз­да­на Ки­ши­нёв­ская и Хо­тин­ская епар­хия с при­свое­ни­ем ей ти­ту­лов ми­тро­полии и эк­зар­хии. Пер­вый ми­тро­по­лит Ки­ши­нёв­ский и Хо­тин­ский — Гав­ри­ил (Бэ­ну­ле­ску-Бо­до­ни) (1813-1821 годы). При­хо­ды по ле­во­му бе­ре­гу Дне­ст­ра вхо­ди­ли в со­став ми­тро­по­лии до 1837 (за­тем — в со­став Хер­сон­ской епар­хии). В 1856 году часть Южной Бес­са­ра­бии со 124 при­хо­да­ми во­шла в со­став Молдавского кня­же­ст­ва, за­ви­си­мо­го от Ос­ман­ской им­пе­рии, а по­сле 1859 года — в со­став Ру­мы­нии. В 1878 году эта часть вновь во­шла в со­став российской Бес­са­ра­бии.

С при­сое­ди­не­ни­ем в 1918 году Бес­са­ра­бии к Ру­мы­нии при­хо­ды на её тер­ри­то­рии до 1940 года и в 1941-1944 годах под­чи­ня­лись Румынской пра­во­слав­ной церк­ви. При­хо­ды по ле­во­му бе­ре­гу Дне­ст­ра, на тер­ри­то­рии Молдавской АССР (свыше 150 хра­мов и 3 мо­на­сты­ря), со­ста­ви­ли епар­хию с цен­тром в г. Бал­та. К кон. 1930-х гг. ко­ли­че­ст­во церк­вей здесь ос­та­ва­лось ни­чтож­ным. С об­ра­зо­ва­ни­ем в 1940 году Молдавской ССР, в ко­то­рую во­шли б ́ольшая часть Бес­са­ра­бии и часть Молдавской АССР, соз­да­на Ки­ши­нёв­ская и Мол­дав­ская епар­хия Русской Православной Церкви.

В 1992 году епар­хии при­дан ста­тус са­мо­управ­ляе­мой Церк­ви в со­ста­ве Русской Православной Церкви – Православная церковь Молдовы. Ор­га­ны вла­сти и управ­ле­ния Православной церкви Молдовы — со­бор и си­нод, воз­глав­ляе­мые её пред­стоя­те­лем.

На 2013 год Православная церковь Молдовы вклю­ча­ла 6 епар­хий с 1270 хра­ма­ми, 21 муж­ским мо­на­сты­рём и 6 ски­та­ми и 13 жен­ски­ми мо­на­сты­ря­ми и 2 ски­та­ми, Ки­ши­нёв­скую ду­хов­ную ака­де­мию (с 1997 года). Часть пра­во­слав­ных при­хо­дов Мол­да­вии под­чи­ня­ет­ся Бес­са­раб­ской ми­тро­по­лии в со­ста­ве Румынской пра­во­слав­ной церк­ви (ми­тро­по­лия уч­ре­ж­де­на в 1992 году Румынской цер­ко­вью с на­ру­ше­ни­ем цер­ков­но-пра­во­вых норм на ка­но­нической тер­ри­то­рии Русской Православной Церкви; за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на пра­ви­тель­ст­вом Мол­да­вии в 2002 году; не при­зна­на Русской Православной Церквью).

x

Молдавское общество находится в состоянии латентного религиозного радикализма, который, в случае ухудшения экономической ситуации в стране, может перейти в активную фазу. К такому выводу пришли авторы исследования «Религия и государство», представленного сегодня, 5 июня, в Кишиневе, экспертами центра социологических исследований CBS-AXA и фондом Сороса в Молдове. Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с тем, что граждане Молдовы находится в состоянии неуверенности, поэтому в условиях, когда государство не может выполнять свои функции, люди ищут ему замену. Такой заменой для многих становится религия. При этом процесс поиска сопровождается крайне дискриминационным отношением к группам меньшинств.

Религия и отношения

Исследование «Религия и государство» выполнено экспертами CBS-AXA по заказу фонда Сороса в Молдове для того, чтобы, главным образом, выяснить, насколько велико влияние религии на политические и общественные процессы в Молдове. Результаты, как признались сами эксперты, шокировали даже их самих.

Соавтор исследования Дженнифер Кэш призналась, что не ожидала обнаружить в молдавском обществе столь сильное желание искоренить разнообразие во всех его проявлениях: религиозное, этническое, языковое, социально-экономическое и даже политическое. При этом большинство населения (93%) называли себя православными христианами.

По словам Кэш, в большинстве ответов респондентов прослеживается представление жителей о том, что именно разнообразие мешает Молдове достичь стабильности и порядка. «Люди считают, что чем меньше будет непохожих на других, тем больше будет порядка», — сообщила она. Кэш рассказала, что в регионах ситуация наиболее тревожна. «Везде, где бы мы ни были, люди замалчивают то, что в их селе или городе есть «другие». Когда они признают это, то высказываются крайне негативно. Даже в отношении сторонников разных политических партий», — сказала она.

Так, согласно исследованию, 23% населения не приняли бы представителей нацменьшинств для проживания в Молдове. 38% опрошенных — против того, чтобы в Молдове жили ромы. Почти две трети не приняли бы в страну мусульман. В целом, считают эксперты, нет практически ни одной социальной группы, против которой жители РМ не были настроены настороженно. Религиозные меньшинства — одна из таких групп.

Религия и образование

74% опрошенных считают, что религию нужно преподавать в школах. При этом, женщины (80%) ратуют за преподавание религии активнее мужчин (67%). Более умеренно к этому вопросу относятся сами ученики: 56% хотели бы видеть религию в перечне школьных предметов.

24% из тех, кто поддерживает введение преподавания религии, считают, что религия должна быть обязательным предметом. Другая цифра, которая насторожила экспертов — 66% хотят, чтобы преподавали исключительно религию, которую исповедуют ученики. По мнению соавтора исследования Виктории Кожокару, это говорит о том, что люди с опасением относятся к идее разнообразия.

Она считает, что в системе образования нужно урегулировать вопрос о преподавании религии в школах, так как сейчас многие учебные заведения организуют этот процесс по своей инициативе. Кожокару уверена, что для здорового развития общества в Молдове следовало бы изучать историю всех мировых религий, а не только историю православия, как это происходит сейчас.

Еще один любопытный факт. Русскоязычные граждане в этом вопросе оказались немного либеральнее румыноговорящих. Идею преподавания религии в школах поддерживают 66% русскоязычных, а число румыноговорящих сторонников на 10% больше.

Религия и политика

Выяснилось, что религия для граждан Молдовы важна и в политических вопросах. Так, 31% общества уверены, что было бы лучше, чтобы на госдолжностях находились религиозные люди. Для 13% неоспоримо благотворное влияние на страну участие священников на выборах как кандидатов. Еще 7% полностью согласны с тем, чтобы священники рекомендовали прихожанам, за кого голосовать.

Авторы также задались вопросом, как отношение политиков к религии может повлиять на их популярность. Лучше всего население воспримет политика, который публично заявит о своей религиозной принадлежности, но не использует ее для собственных политических целей (58%).

Респондентам также предлагалось представить ситуацию, когда политический кандидат находится в осуждаемой с точки зрения православной морали позиции. Оказалось, что 27% скорее всего не проголосуют за женщину, которая разведена. 46% не отдадут свой голос за атеиста. Больше всего — 79% — откажут в поддержке кандидату из-за его гомосексуальной ориентации. При этом примерно треть молдаван приняла бы активное вовлечение церкви в политику: выбор кандидатов по религиозно-консервативным критериям или предложения церкви о системе голосования.

Выводы и прогнозы

Авторы констатируют, что, несмотря на то, что религия играет важную роль в выстраивании отношений в Молдове, большинство людей, считающих себя религиозными, не доверяют институту церкви. Менее 10% заявили, что хотя бы раз в неделю посещают церковь. Только 18% чувствуют, что церковь восполняет их потребности, связанные с Богом.

Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с тем, что молдавское общество находится в состоянии неуверенности, поэтому в условиях, когда государство не может выполнять свои функции, люди ищут ему замену. Такой заменой для многих становится религия. Этот процесс поиска сопровождается дискриминационным отношением к группам меньшинств. При этом молодые люди 18-24 лет настроены радикальнее остальных.

Дженнифер Кэш считает, что политики, разрабатываемые на национальном уровне, не учитывают региональных условий, где многие процессы развиваются под давлением православной церкви. «Система образования только подпитывает радикальные воззрения, и ситуация может стать критической, если уровень жизни граждан будет ухудшаться», — пояснила эксперт. По ее словам, для того, чтобы избежать обострения, нужно создавать условия, при которых все группы общества смогут проявлять себя в общественно-социальной жизни, а также на более высоком уровне обсуждать существование дискриминации в молдавском обществе.

Митрополия Молдовы опубликовала 14 марта еще один пресс-релиз с уточнениями о работе церквей в ближайшее время. Она объявила, что в воскресенье, 15 марта, все церкви будут открыты, но при этом будут соблюдать требования приказа властей о профилактике распространения нового коронавируса. В митрополии подчеркнули, что обряд причастия в церквях продолжится.

x

Молдавская митрополия призвала всех священников и верующих молиться, соблюдать постановления центральных и местных органов власти, а также минздрава, касающиеся гигиены и общественного здоровья.

*Церкви призвали расположить на видном месте информацию о мерах профилактики заболевания коронавирусом;

*В приходах, где есть два или более алтарей, богослужение будет совершаться в разное время, в ограниченных условиях (в соответствии с действующими правовыми положениями), и после прекращения службы священнослужители будут доступны для верующих. Верующие смогут входить в церковь в шахматном порядке, соблюдая безопасное расстояние между людьми (1 метр) и меры гигиены.

*Чтобы избежать скопления верующих в церкви, во время празднования Святой Литургии будут использовать внешние громкоговорители, или Святую Литургию будут проводить на открытом воздухе, вблизи места поклонения.

*Митрополия приостановила занятия в воскресных школах для детей и курсы катехизации (для детей и взрослых).

*До 23 марта приостановлены все протопопские священнические собрания, паломничества, экскурсии и другие мероприятия, «связанные с собраниями лиц, которые не могут гарантировать соблюдение правил безопасности».

*Приходские и монастырские церкви будут открыты и в течение третьей недели Великого поста, где доступно эксклюзивное место для служения. Программа литургической и духовной помощи будет организована так, чтобы священник мог принять верующих, которые просят молитвы, исповеди, совета и т.д. В запретных зонах священник позаботится о том, чтобы рассказать верующим об условиях, при которых они могут получить духовную помощь.

*Религиозную помощь будет по-прежнему оказывать пациентам в больницах, где разрешен доступ к духовенству.

* Церковь будет оказывать дистанционную помощь с помощью онлайн-общения верующим, находящимися на карантине, и в районах, которые считаются подверженными эпидемиологическому риску.

*Верующим, у которых есть симптомы болезни, но также и тем, кто входит в уязвимые группы с точки зрения здоровья, следует временно избегать выходить из дома, если в этом нет крайней необходимости.

Ранее Митрополия возмутилась тем, что власти запретили работу церквей до 31 марта из-за угрозы распространения коронавирусом.

Отметим, что Свято-Георгиевская церковь в Кишиневе объявила о прекращении работы до 1 апреля.

Немного о Молдове: полезные для туриста сведения

Молдова – древнейшая страна в районе Черного моря, которая имеет славные страницы истории и не менее яркое будущее.

Эти земли были заселены разрозненным племенами с незапамятных времен, о чем свидетельствуют памятники архитектуры и археологические раскопки. Основная сфера деятельности на протяжении многих веков – сельское хозяйство, в частности выращивание винограда и виноделие.

Молдаване проживают преимущественно в сельской местности, это трудолюбивый и мирный народ, который славится гостеприимством.

Каждый гость – это праздник в семье, обильно накрытый стол, почет уважение. Такой радушный прием делает путешествие в Молдову сказочно приятным и душевным, отсюда не захочется уезжать.

Общая информация о стране:

Молдова предстанет более близкой и понятной, если турист будет знать о географии и культуре страны в общих чертах.

Регионы Молдовы

Молдова небольшая, всего 150 км в ширину и 350 в длину, тем не менее, регионы достаточно обособленные, имеют свои ярко-выраженные особенности.

Деление на регионы условное и классическое по географическому признаку:

  • северный регион – Баэлць, Сорока, Рыбница, Флорешть
  • центр – Кишинев, Тирасполь, Хынчешть, Дубоссары
  • южный — Комрат, Кахул.

Говоря про регионы Молдовы, чаще всего имеют в виду винодельческие области: Баэлць на севере, Кодру – центр, Кахул – юг, Пукари – юго-восток.

Климат

Молдавский климат считается умеренно-континентальным, на деле это означает короткую, теплую зиму практически без снега, жаркое и длительное лето, относительную засушливость.

Молдова рекомендована для круглогодичного посещения туристов, но все же идеальными сезонами считаются весна-начало лета и конец-лета-осень, когда солнце умеренное, а природа либо в самом расцвете, еще не иссушена зноем, либо уже щедро дарит спелые плоды.

Валюта

Молдова имеет свою валюту – молдавский лей MDL, но в городах и крупных туристических центрах в банках, обменных пунктах валюты повсеместно принимают евро, доллары, рубли.

Религия

В Молдове основная религия православие, его придерживаются почти 100% населения, но есть небольшие общины старообрядцев, католиков, баптистов, протестантов, мусульман. Верующие живут мирно, уважают выбор друг друга и конфликтов на этой почве не возникает.

Молдаване очень религиозные, стараются придерживаться заповедей, пышно отмечают православные праздники, посещают храмы.

Туристическая Молдова: начало большого пути

Молдова не может похвастаться раскрученными туристическими тропами, но в этом ее и прелесть. Сельскохозяйственная страна с правильным патриархальным укладом и многочисленными фермерскими хозяйствами таит в себе много интересного, колоритного, яркого.

Для знатоков истории и любителей древностей Молдова представляет собой музей под открытым небом, столько здесь религиозных памятников разных эпох!

Природные заповедники действительно ценны и красивы. Увлекательная поездка по стране принесет море удовольствия и оставит только один вопрос: как удается местным жителям сохранять это богатство?

Но лучше всего знакомство с Молдовой начать с винного тура – беспрецедентной по своей красочности и насыщенности впечатлениями экскурсии!

Винная Молдова

Что не нуждается в рекламе, так это натуральные вина Молдовы! Вино – это национальное достояние страны, личная гордость каждого жителя и семейное ремесло для многих.

В Молдове идеальные условия для выращивания многих сортов винограда, это оценили древние люди и еще до нашей эры заложили основу для винной культуры. Климат, состав почвы, рельеф и обилие солнца составили уникальный букет, который признают во всем мире.

Сорта Рара Нягрэ, Зхикарда, Фетяска, Плавай, Галбена – автохтонные, произрастают только в Молдове.

Виноделие здесь сродни искусству, оно переживало непростые времена, но вновь возрождается и есть надежда, что вина Молдовы получат намного большее развитие, чем сейчас.

Винные туры в Молдову — не просто экскурсия на винзавод и дегустация, это прикосновение к величайшей культуре, роскошь вкусов и наслаждение каждой минутой пребывания на гостеприимной земле.

Молдова ждет туристов и готова раскрыть все сокровища, предложить лучшее и навсегда подарить частичку солнца в фирменной бутылке известного завода.

Ждем Вас в Молдове!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *