Православная церковь в Болгарии

Болгарская Православная Церковь

Описание:

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 г., при святом князе Борисе I (†907).

В 919 г. на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 г. Константинополь признал эти решения.

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (†869) и Мефодий (†885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (†916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий (†1798) и святой Софроний, епископ Врачанский (†1813), прославленные в 1964 г. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (†946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.

В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 г. бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.

В 1998 г. в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.

Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.

В 2003 г. каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

***

Епархии Болгарской Церкви

Софийская митрополия

  • кафедра и резиденция Патриарха: София
  • Патрирший кафедральный собор: храм св. Александра Невского

Варненская и Преславская митрополия

  • кафедра: Варна

Велико-Тырновская митрополия

  • кафедра: Велико Тырново

Видинская митрополия

  • кафедра: Видин

Врачанская митрополия

  • кафедра: Враца

Доростольская митрополия

  • кафедра: Силистра

Ловчанская митрополия

  • кафедра: Ловеч

Неврокопская митрополия

  • кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)

Пловдивская митрополия

  • кафедра: Пловдив

Русенская митрополия

  • кафедра: Русе

Сливенская митрополия

  • кафедра: Сливен

Стара-Загорская митрополия

  • кафедра: Стара Загора

Американо-Австралийская митрополия

  • кафедра: Нью-Йорк

Западно-Европейская митрополия

  • кафедра: Берлин

Страна: Болгария Город: София Адрес: 7 Tsar Kaloyan St., 1000 Sofia Телефон: 882 340, 872 683, 872 681,872 682 (Secretary), 876 127 (Chef de Cabinet) Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg Дочерняя организация: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве (подворье Болгарской Православной Церкви) Предстоятель: Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский (Димитров Симеон Николаев)

Как болгарские ханы объединяли болгарский народ. Христианизация Болгарии

Передача русской редакции иновещания «Радио Болгария» от 02/05/2007 о христианизации Болгарии доступна в аудиофайле в записи Portalostranah.ru:

  • аудио файл №1

а ниже также в тексте.

Христианизатор Болгарии Борис Первый.

С сайта болгарского иновещания.

Но сначала посмотрим на архивную иллюстрацию с сайта русской программы «Радио Болгария». На ней изображен христианизатор Болгарии Святой Борис І — стенопись в Часовне Богословского факультета при Софийском Университета Святого Климента Охридского. Интересно заметить, что Борис многие годы своего правления титуловался ханом, и изображение этой фрески очень забавно сочетается с титулом изображаемого. В общем, хан Святой Борис.

А сейчас к передаче русской редакции иновещания «Радио Болгария» от 02/05/2007 о христианизации Болгарии:

«2 мая (2007 года) отмечалось 1100 лет со дня кончины болгарского венценосца Бориса Первого, осуществившего крещение болгарского народа. По этому поводу в первой столице государства Плиске состоялась большая церковная служба в его память. Там же был открыт памятник Борису Первому. Он представляет собой монумент из известняка высотой 11 м, созданный скульптором Бориславом Бондовым. В качестве модели была использована икона владетеля из Кичевского монастыря (ныне в Македонии). По случаю годовщины в Национальном историческом музее г. Шумен, рядом с которым расположены первая и вторая болгарские столицы Плиска и Великий Преслав, а также культовый центр Мадара, открыта крупная выставка христианского искусства с показом наиболее ценных экспонатов. Среди них корона с 60 рубинами, которую носили епископы культурного и духовного центра Болгарии в средние века в г. Охрид (ныне в Македонии), церковная одежда и утварь, рукописи и др.

ІХ век был самым переломным в истории Болгарии. В то время сформировалась болгарская нация и была введена славянская письменность в качестве официальной для государства. В 864 году христианство стало единственной религией в Болгарии. Для всех этих процессов огромную роль сыграла дальновидная политика хана, впоследствии царя Святого Бориса І — Михаила, Крестителя. В основе его гибкой государственной политики было формирование единой болгарской нации при толерантности ко всем национальностям.

Христианство распространилось на болгарских землях еще с середины І века. Поселившиеся в этих местах с V по VІІ век славяне и протоболгары имели свои языческие религии. В середине ІХ века перед болгарским владетелем, ханом Борисом І, встал вопрос ориентации болгарского государства — оставаться ли ему языческим и тем обречь себя на изоляцию со стороны христианской Европы, или принять христианство, современную и самую распространенную для тех времен религию в Европе.

Среди причин судьбоносного решения царя-Крестителя выделяется геополитический фактор: Болгария была расположена между двумя великими христианскими силами той эпохи — Византией и королевством восточных франков (ныне Германия) — а это, независимо от ее воли, делало страну сопричастной глобальным политическим интересам.

Во-вторых, существовавший почти два века этнический и религиозный дуализм между болгарами и славянами препятствовал консолидации страны. Все это обусловило желание Бориса І присоединить свой народ к христианскому сообществу. Затруднение было связано лишь с тем, от кого принять христианство, так как противоречия между двумя церковными центрами — Константинополем и Римом, очевидно, имели в своей основе и политические мотивы контроля и господства над новокрещеными народами. По оценке профессора Георги Бакалова из Софийского университета Святого Климента Охридского, Борис І подготавливал крещение болгар немецкими духовниками. В то же время Византия следила очень внимательно за этими событиями и не желала уступать другому роль крестителя болгар.

В 863 году голод и природные бедствия поставили Болгарию в критическую ситуацию и в этот момент византийские войска вступили на территорию страны. Князь Борис І не был готов к войне и запросил мира. Византия выразила согласие, но при категорическом условии, чтобы болгарские посланники были крещены в Константинополе, а в Болгарию были допущены византийские духовники, которые окрестили бы князя и весь народ. Поздней осенью 863 года Борис І и его семья приняли святое крещение без церемоний из-за основательных опасений, что народ все еще не готов принять радикальную перемену. Лишь весной и летом 864 года началось массовое крещение болгар, которое завершилось к середине 865 года. Непосредственно после крещения Болгарии вспыхнул бунт болгарской аристократии — боляр — протоболгарского происхождения, с которым Борис расправился жестоко и бескомпромиссно, наказав смертью 52 болярских рода, чтобы искоренить корень зла. Убежденный в значении христианства для болгарского народа и государства Святой царь Борис І, названный также Креститель, остался в истории и с убийством своего сына Владимира-Расате, дерзнувшего выступить против введенного нового вероисповедания.

Бесспорно, хан Борис І — величайший болгарский владетель времен Средневековья, не потому, что он прославился великими завоеваниями, а потому, что он приобщил Болгарию к христианству, ввел славянскую письменность и так связал Болгарию с тенденциями развития средневековой Европы, — таково мнение академика Васила Гюзелева. — До принятия христианства Болгария хотя и была сильным государством, занимавшим обширные территории на юго-востоке Европы, в международных отношениях воспринималась не как равная, болгарского владетеля и болгарский народ считали «языческими и варварскими». Разумеется, общей религией могла бы стать и религия протоболгар, которую разделяла господствующая этническая прослойка, но это привело бы к значительным внутренним сотрясениям в государстве, по причине чего хан Борис предпочел христианство. Необходимо было ввести единое для всех подданных государства законодательство, к тому же, оно должно было быть выдержано в духе законодательств соседних, могущественных государств, таких как Византийская империя и империя франков, а они уже были христианскими».

Чем была христианизация Болгарии — насильственным актом или узакониванием существующего положения в державе?

«Исторические источники показывают, что в языческой Болгарии существовала относительная религиозная толерантность, — цитируем мнение академика Васила Гюзелева. — Признавались разные конфессии в рамках болгарского ханства и преследования христиан были редким явлением и были связаны, прежде всего, с конфликтными ситуациями с Византийской империей. С правом можно говорить о том, что как славянское, так и часть протоболгарского населения, постепенно приобщались к христианству. Сильная оппозиция христианству, особенно в кругах протоболгарской аристократии, существовала потому, что оно считалась религией, наложенной византийской империей. В определенной степени акт крещения был насильственным актом в отношении части аристократии, которая потеряла свои привилегии и свое господствующее положение, так как христианизация привела к выравниванию славянского этнического элемента и протоболгарского, славянской и протоболгарской аристократии».

После крещения перед князем встала проблема создания самостоятельной болгарской государственной Церкви, которая бы препятствовала распространению других конфессий в стране и ограничивала расширение византийского политического влияния. Первоначально князь предпочел римское духовенство. Папа, однако, оказался несговорчивым и несколько раз не рукоположил болгарским архиепископом назначенное ему владетелем лицо. Тогда Борис І снова обратился к Константинополю, и в 870 году Болгария уже обрела свою государственную Церковь. В краткие сроки были воздвигнуты 9 соборных церквей, многие старинные языческие святилища были перестроены в христианские храмы, началось строительство монастырей.

Другим важнейшим делом Бориса І было введение славянской письменности в Болгарии. В 886 году в Болгарии были приняты ученики создателей славянской азбуки святых братьев Кирилла и Мефодия, гонимых немецким духовенством. Царь Борис І встретил учеников с почестями и оказал им поддержку в славянизации богослужений в строящихся в то время многих церквях и монастырях. Самые известные из учеников — Святые Климент, Наум и Ангеларий — сохранили и развили историческое дело славянских просветителей, чтобы передавалось оно в веках другим славянским народам. В созданных книжных центрах по всей Болгарии закипела переводческая и просветительская деятельность. Богослужебные книги переводились на живой народный язык — староболгарский, считаемый до тех пор варварским.

Греческий клир был заменен болгарскими духовниками, в 893 году на Соборе в столице Преславе было принято решение о том, чтобы на староболгарском языке говорилось и писалось в Церкви и княжеской канцелярии. Первым епископом, проповедующим на болгарском языке, был избран Святой Климент Охридский, распространяющий слово Божье в то время в Македонии. Так, менее чем за 30 лет, Болгария полностью приняла христианство и создала свою национальную государственную церковь в ІХ веке.

Совершенное царем Борисом І крещение болгар наложило отпечаток не только на историческом развитии Болгарии, но и всей Европы, считает академик Гюзелев: «Необходимо подчеркнуть, что благодаря своей большой политической проницательности, хан Борис І далеко опередил свое время. Его свершения отразились как на будущем славянства, так и на всей истории Европы. По сути, введя христианство и славянскую письменность в Болгарии, Борис І создал новую модель исторического развития. Идея независимой церкви, которая тогда назревала в Европе, впервые была реализована в «варварской» стране именно болгарским ханом. Культурно-историческое значение этого было в том, что в конце ІХ-начале Х века, возникла новая модель культурного развития, примеру которой последовал ряд государств славяно-византийского мира — Сербия, Россия и другие страны. Введение христианства и славянской письменности в Болгарии возвысило Болгарию в Европе, приобщило страну к основным тенденциям развития. Если говорить об истинном приобщении Болгарии к Европе, оно было совершено именно во вторую половину ІХ века ханом Борисом І».

Утвердив христианство в Болгарии, Борис І предался благочестию. По свидетельству летописцев, днем он являлся народу в царских одеждах, а ночи проводил во власянице в церкви, молясь со слезами на глазах Богу. Ревностная преданность Господу увенчалась отказом Бориса І от царского престола в 889 году. Царь Борис принял монашеский сан, завершив 2 мая 907 года свой земной путь в монастыре. Вскоре после этого царь Борис І был канонизирован Болгарской православной церковью.

В эпоху национального болгарского Возрождения — в ХVІІІ-ХІХ веках — болгарские изографы почли Святого Бориса І, изобразив его на стенописях, иконах и гравюрах. Его изображения присутствуют и в главной церкви Святого Георгия Изографа в болгарском монастыре на Афоне, в Греции, а также в монастыре Святого Наума в городе Охрид и в церкви в Тетово, в Македонии, в Араповском монастыре у Асеновграда, на юге Болгарии. Самое раннее изображение Святого царя Бориса І — на печати, найденной у города Варна, на северном черноморском побережье. Другое его изображение — на известной миниатюре Х века в «Учительском Евангелии» Константина Преславского, которое хранится в Московском историческом музее. Характерно, что лик Святого Бориса І присутствует в композициях наряду с образами Святых братьев Кирилла и Мефодия, а также на стенописях, изображающих крещение его семьи в ІХ веке», передавало русское вещание «Радио Болгария» от 02/05/2007.

Информация по теме: Святой князь Боян-Энравота — первый болгарский мученик

В информации по теме рассказывается о том, как среди болгарских владетелей стали появляется первые христиане. Вот что передавало русское вещание «Радио Болгария» в своем цикле по истории в трансляции от 05/04/2010:

«Христианство очень рано проникло среди болгарских владетелей. Существуют сведения, что еще хан Кубрат, основатель Старой Великой Болгарии на землях к северу от Черного моря и Кавказа, правивший в первой половине VІІ века, был христианином. Христианскую веру он принял в Константинополе, где пробыл несколько лет до своего возвращения на родину и вступления на престол. Свидетельства о вероятном крещении болгарского владетеля есть среди артефактов в большом кладе, обнаруженном близ с. Малая Перещепина в сегодняшней Украине.

Христианином был и его внук, хан Тервел (начало VІІІ века), сын основателя Дунайской Болгарии хана Аспаруха. На обнаруженных объектах хан Тервел изображен христианскими символами. О его христианской принадлежности свидетельствует и его медальон с надписью на греческом языке «Богородице, храни кесаря Тервела». Византийский титул «кесарь», второй по значению после императорского, Тервел получил в знак признательности от Юстиниана ІІ, которому хан помог возвратиться на престол после его свержения. Паисий Хилендарски, автор «Истории славяноболгарской», и другие авторы даже причисляют хана Тервела к болгарским святым под именем «Святой царь Тривелий».

Вопреки этому, христианская вера не успела получить широкое распространение в молодом болгарском государстве. Владетели-христиане в этот период не делали попытки распространить ее. Официальной религией продолжал быть культ верховного бога Тангра. Так, вероятно после смерти Тервела, воспоминания об этих христианских владетелей были забыты, а некоторые из их наследников остались в истории со своим негативным отношением к христианству. В этой новой и незнакомой для них религии они видели — не без основания — источник влияния со стороны враждебной к ним Византийской империи.

Во время одного из своих набегов на Византию болгарский хан Крум (803-814 г.) захватил в плен византийского епископа Кинама. Известное время Кинам провел в ханском дворце. Его ученость, а вероятно и надежда получить хороший откуп за него, стали причиной хорошего отношения хана Крума, а затем и его сына Омуртага (814-831) к епископу Кинаму. Во время одного пиршества, однако, Омуртаг попытался заставить Кинама отречься от христианства и принести жертву языческим богам. После своего категорического отказа Кинам был брошен в темницу. Старший сын Омуртага, Энравота, попал под влияние Кинама и даже принял от него христианское крещение под именем Боян. Из-за этого хан Омуртаг лишил Энравоту от прав престолонаследника. После смерти Омуртага на трон взошел его третий сын — Маламир, чья лояльность к языческим богам не вызывала сомнений. Известный ученый д-р Иван Венедиков предполагает, что второй сын Омуртага, Звиница, тоже попал под подозрение со стороны своего отца, что симпатизирует христианству, и из-за этого им пренебрегли в качестве престолонаследника.

Согласно сведениям византийского писателя Теофилакта Охридского (XI —начало XII века) Энравота попросил своего брата дать ему пленника Кинама, который все еще находился в темнице. Не зная причины о просьбе Энравоты, Маламир удовлетворил ее. Когда, однако, узнал, что Энравота стал христианином под влиянием Кинама, хан воспринял это как предательство в отношении родовых традиций и симпатию к Византии. Маламир вызвал своего брата, и в начале увещаниями, а затем угрозами попытался заставить его отказаться от своей новой веры. После своего категорического отказа Боян-Энравота был посечен мечом по заповеди хана. Согласно его житию, до этого мученик изрек слова, которые приблизительно три десятилетия позже оказались пророческими: «Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Будут воздвигаться храмы Истинному Богу, и служения Ему не прекратятся, а идолы и жертвенники исчезнут».

Затем князь Боян-Энравота склонил голову под меч и принял мученическую смерть — это произошло около 833 г. Вероятно, незадолго после этого он был канонизирован. Таким образом, он стал первым известным в истории болгарским святым. Его память чествуется 28 марта.

Скоро после этого умер Маламир и, так как у него не было наследников, на престол взошел Пресиян, сын князя Звиницы. А сын Пресияна, князь Борис І (852-889 г.) принял в 865 г. христианство и крестил весь болгарский народ. Таким образом, сбылось пророчество Святого мученика Бояна-Энравоты, князя Болгарского», отмечала станция 05/04/2010.

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по передачам болгарского иновещания.

Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

Болгарская Православная Церковь (или Болгарский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Болгария; в «диаспоре» наиболее представлена в США и Германии, также в странах Западной Европы, Канаде, Австралии; на канонической территории нескольких поместных Церквей ведает приходами для болгар
  • Богослужебный язык: церковнославянский и болгарский
  • Календарь: основной новоюлианский, в отдельных случаях юлианский
  • Кафедральный собор: Александро-Невский в г. Софии (также в Софии и резиденция предстоятеля)
  • Предстоятель: Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский
  • Место в диптихе: 9 (Рус.) или 8 (Конст.)
  • Состав: 27 архиереев; 15 епархий; более 1500 священнослужителей (кон. 2008) ; ок. 2600 приходов (кон. 2008) ; ок. 120 монастырей (кон. 2008) ; 4 высших духовных школы; ок. 4,374 млн. членов (2011)

Каноническое устройство

Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты. Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян. Новый Устав Болгарской Православной Церкви был принят на IV Церковно-народном соборе Церкви в декабре 2008 года.

Болгарская Православная Церковь организована как Патриархат и разделена на митрополии, которые являются самостоятельными епархиями во главе с архиереями в сане митрополитов. Существует ряд викарных кафедр возглавлемых епископами.

Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.

Епархии

  1. Софийская
  2. Варненская
  3. Великотырновская
  4. Видинская
  5. Врачанская
  6. Доростольская
  7. Ловечская
  8. Неврокопская
  9. Плевенская
  10. Пловдивская
  11. Сливенская
  12. Старозагорская
  13. Русенская
  • В «диаспоре»:
  • Американская
  • Западноевропейская
  • Исторический очерк

    На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться с апостольских времен. По преданию, епископские кафедры имелись в городе Одисс (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла апостол Амплий, и в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), где епископствовал апостол Ерм. Во II веке епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал. В V-VI веках христианство начинает распространяться среди балканских славян заселивших территорию современной Болгарии и служивших нередко наемниками в войсках Византии.

    В 670-е годы на территорию современной Болгарии вторглись тюркоязычные млемена болгар под предводительством хана Аспаруха. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам. Однако в VIII — IX веках происходило слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: в результате тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось имя болгары, а за страной Болгария.

    Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 году, при святом князе Борисе I.

    В 870 году Болгарская Церковь получила автономию в рамках Константинопольского Патриархата и пользовалась широким внутренним самоуправлением. С 919 года стала автокефальной, а в 927 году — Патриархатом с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в. Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя, автокефалия была ликвидирована, церковь стала управляться греческими епископами которые стремились вытеснить из богослужения церковно-славянский язык и полность эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому болгары настаивали на автокефалии. Многие Константинопольские патриархи старались решить этот сложный вопрос, но из-за давления оказываваемого балканскими греками, им это не удавалось.

    После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В 1860 г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата. По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор (1872 г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский. По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявлена Константинопольским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

    В 1994 году в Болгарской Православной Церкви произошел раскол во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, 2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

    Предстоятели

    Архиепископы

    • Стефан (с 870)
    • Георгий (ок. 878)
    • Леонтий
    • Димитрий
    • Сергий
    • Григорий

    Патриархи

    • Дамиан (927 — после 971)
    • Герман (кон. X в.)
    • Филипп (кон. X в. — нач. XI в.)
    • Давид (1016 — 1018)
    • Иоанн (1018 — 1019)
      • см. далее архиепископов Охридских

    Архиепископы Тырновские

    • Василий I (1186/87 — после 1230)
    • Виссарион

    Патриархи Тырновские

    Экзархи Болгарские

    Патриархи Болгарские

    Исторические титулы предстоятеля

    • патриарх Болгарский, митрополит Софийский (с 8 мая 1953 — упом. 2013)

    Святые и святыни

    В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

    Статистика

    Учебные заведения

    • Богословский факультет Софийского университета
    • Богословский факультет Великотырновского университета
    • Софийская духовная семинария
    • Пловдивская духовная семинария

    Ставропигии

    • Бачковский монастырь
    • Рыльский монастырь
    • Троянский Успенский монастырь (с 1830 — ставропигия Константинопольского патриарха)
    • Софийский Александро-Невский собор, патриарший кафедральный храм-памятник
    • Софийский Иоанно-Рыльский семинарский храм
    • Пловдивский Кирилло-Мефодиевский семинарский храм
    • Бывшие ставропигии:
      • Поморийский Георгиевский монастырь (? — 2008)
      • Преображенский монастырь на Янтре (? — 2008)

    Внешние связи

    Тесные связи поддерживаются с населенным преимущественно болгарами Зографским монастырём на Афоне.

    Учреждения на канонической территории иных поместных Церквей:

    • Болгарская церковная община в Стамбуле, ведает православными болгарами Турции, на территории Константинопольской Церкви
    • Московское подворье, представительство при патриархе Московском и всея Руси
    • Западноевропейская епархия включает:
      • На территории Сербской Церкви: Загребский Седмочисленницкий храм
      • На территории Чехословацкой Церкви: Пражский Никольский храм, Братиславский Иоанно-Предтеченский храм
    • Американская епархия преимущественно располагается на территории Православной Церкви в Америке, при том что автокефалия последней признана Болгарской Церковью

    Литература

    • Народы и религии мира. Энциклопедия, Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», Москва, 1999, 693.

    Использованные материалы

    Например по юлианскому календарю живёт Харпер-Вудский Саввинский монастырь.

    «около 1500 священников» согласно статье «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009,

    «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009,

    «120 монастырей в стране» согласно статье «Българска патриаршия», портал Православие БГ, 13 июля 2009, . В то же время количество монастырей Болгарской Церкви за границей не превышало двух-трёх.

    По переписи населения Болгарии 2011 года, , в которой ответ на вопрос о религии был необязательным, «восточноправославными» записались 4 374 135 человек. Вычитая количество раскольников и прибавляя количество членов Болгарской Церкви в диаспоре, можно предположить что сумма изменится незначительно.

    Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999,

    По переписи населения Болгарии 2011 года, , в которой ответ на вопрос о религии был необязательным.

    София-Рыльский монастырь-Тетевен-Троянский монастырь-Трявна-Бачковский монастырь

    Поморие-Созополь-Несебр-Бургас*

    1 день Понедельник
    Вылет из Москвы. Встреча в аэропорту. София. Собор св. блгв. Александра Невского. Храм-памятник русским войнам, павшим в боях за освобождение Болгарии, патриаршая резиденция, самый большой храм на Балканах. Частица мощей св. блгв. Александра Невского. Иконы и фрески работы великих русских художников: Болотнова, Васнецова, Бруни, Киселева. Русский храм свт. Николая, гроб Серафима Соболева. Храм св. Софии IVв. Переезд в Рыльский монастырь, размещение в гостинице, ужин, отдых. Монастырская гостиница,
    номера с удобствами.
    2 день Вторник
    Литургия в монастыре. Мощи прп. Иоанна Рыльского. Экскурсия: древний резной иконостас, фрески, иконы. Чудотворная икона Божией матери Осеновица. Обед. Прогулка к пещере святого. Камень, на котором он молился, св. источник (в горе). Освобождение номеров. Переезд в Мелник – город виноделов у греческой границы. Роженский монастырь (Рождества Прсв. Богородицы). Экскурсия: древний резной иконостас, аналои, фрески, иконы. Чудотворная икона прсв. Богородицы. Панорама города. Размещение в гостинице. Ужин.
    Монастырская гостиница, номера с удобствами.
    3 день Среда
    Завтрак. Свт. Николая (Боянская) церковь, экскурсия. Росписи 12-13вв. Вид горы Витоша — «софийской святой горы. Драгалевский (Успения прсв. Богородицы) женский монастырь. Свободное время. Етропольский Свято-Троицкий монастырь на р. Бели Искыр – центр книгопечатания Болгарии. Рибарица. Размещение в отеле. Ужин. Гостиница, номера с удобствами
    4 день Четверг
    Г. Тетевен, Завтрак. Гложенский монастырь во имя св. Георгия Победоносца. Чтимая икона святого, принесенная из Киево-Печерской Лавры. Пещера «Сыева дупка”. Переезд в Троянский монастырь. Ужин. Размещение в гостинице. Отдых.
    Монастырская гостиница, удобства на этаже.
    5 день Пятница
    Литургия. Обед. Обзорная экскурсия. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Троеручица». Фрески Захария Зографа в интерьере и на фасадах храмов. Преображенский монастырь. Килифаревский монастырь. Чтимая икона прп. Иоанна Рыльского и другие иконы болгарских школ. Дряновский св. Архангела Михаила монастырь – скальный монастырь-крепость на р. Андыке. Отъезд в Трявну. Размещение в гостинице, ужин, отдых. Гостиница, номера с удобствами
    6 день Суббота
    Завтрак. Прогулка по старинному самобытному центру, по улице старых мастеров – ремесленников, посещение церкви св. Арх. Михаила. Шипка. Осмотр вершины Столетова, братских могил, монумента Свободы, памятников: «Железная батарея, Орлово гнездо». Обед на вершине Шипкинского перевала. Шипкинский монастырь Рождества Христова. Под спудом-братские могилы русских войнов, погибших в русско-турецкой освободительной войне. Казанлык. Панорама долины роз, долины лаванды. Калоферский монастырь, известный своей духовной школой. Хисарские минеральные источники. Асеновград. Размещение в гостинице. Ужин.
    Гостиница, номера с удобствами
    7 день Воскресенье
    Бачковский монастырь. Литургия. Экскурсия. Ковчег с частью Честнаго Древа Господня (Креста). Чудотворная икона Божией Матери Елеуса (Умиление, Милостивая). Чудотворная икона Божией Матери Влахернская Константинопольская, написанная апостолом Лукой. «Родопский Иерусалим», панорама Родоп. Обед. Пловдив, город-музей под открытым небом. Памятник русскому войну-освободителю («Алеша»). Размещение в гостинице, свободное время. Ужин. Гостиница, номера с удобствами
    8 день Понедельник
    Завтрак. Отъезд в аэропорт.
    Для тех, кто остается отдыхать на море по программе: http://www.kovceg.ru/node/476 , трансфер в Поморие, размещение в частном пансионате или отеле. В стандартную стоимость входит проживание в пансионатах: 50 м. до моря, 150 м. до моря, Самуил, Царь Освободитель.

    Стоимость включает: авиаперелет, трансфер проживание в гостиницах уровня 2-3*** по маршруту, в стандартной гостинице двухместные номера, в монастырской гостинице – пятиместные номера, стоимость дана в расчете на 1 человека; мед.страховка, питание двухразовое. Экскурсии по программе.
    В программе возможны изменения, в зависимости от аэропорта прилета.
    Документы для консульства: загранпаспорт со сроком действия не менее чем в течение 3-х месяцев после отъезда из Болгарии, 1 цветное фото 3,5х 4,5 см, анкета. Для детей младше 18 лет св-во о рождении и, при выезде без родителей, нотариально заверенное разрешение от них на выезд за границу.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *