Православная церковь в чехии

Содержание

Принятие христианства в IХ веке стало большим переломом в истории молодого на тот момент чешского государства. Но де-факто новая религия Чехии начала вытеснять отсюда язычество еще в конце VIII – начале IX веков. Проникала она сюда с территории соседней Баварии. Так, в 845 году четырнадцать чешских дружин во главе со своими воеводами приняли крещение в г. Регенсбурге. Затем крещение получил и моравский князь Ростислав. В период его княжения в этом регионе проповедовали, начиная с 863 года, христианские миссионеры Кирилл и Мефодий.

Эти святые совершили настоящий культурный переворот, переведя Библию на славянский язык. Один из них, Мефодий, крестил первого князя чехов, правившего c 870-х годов. Его звали Борживой, и представлял он династию Пржемысловичей. Произошло это событие при дворе третьего князя Великой Моравии Святополка I. Следует отметить, что именно он направил потом Мефодия в Чехию, где он крестил жену Борживоя, ставшего первым христианским чешским правителем и построившим самую первую христианскую церковь в стране, носившую имя Св. Климента. Княгиня вошла в историю как мученица святая Людмила и первая покровительница Чешского государства.

Вместе с тем основная масса народа оставались язычниками и не очень-то приветствовали внедряемую князем христианизацию. В 883-884 году чехи даже восстали против своего монарха. Тому пришлось бежать из страны и обратиться за помощью к Святополку. Поддержка была оказана и народные волнения вскоре были подавлены. В честь этого победного для себя события Борживоем в Праге был построен костел святой девы Марии на пражском граде. В XIII веке в храме случился пожар, который его уничтожил. Остатки костела в 50-х годах XVIII века обнаружил во время своих научных исследований археолог Иван Борковский. Ученый также доказал, что костелов на самом деле здесь было два, более «молодой» из которых отстроили в XI веке.

В раннехристианские времена богослужения велись по греко-византийскому обряду. В Х веке его постепенно вытеснил латинско-католический обряд. Так Чехия стала католической страной. С XI века в государстве начали строиться многочисленные католические храмы, которых объединял строгий романский стиль в архитектуре. Впоследствии в государстве зародилась своя собственная церковная иерархия. Это произошло, когда Карл IV пришел к власти. В наше время эта иерархичность сохраняется. Во главе католической церкви Чехии стоит архиепископ Пражский, местопребыванием которого является собор Святого Вита.

Благодаря своему расположению Прага очень удобный город для путешествий. Прямо из столицы Чехии Вы можете путешествовать по другим городам как самой Чехии, так и соседних стран. Например, Вам не составит никакого труда заказать билеты, экскурсию или трансфер из Праги в Вену, и потом лишь наслаждаться этим прекрасным городом.

История христианства в Чехии — History of Christianity in the Czech Lands

Четырнадцатого века скульптура князя св Вацлава Богемии (Чехия покровителя ) в часовне , посвященной ему в Собор Святого Вита в Праге Яна Гуса , 15 — го века религиозный реформатор, позже получивший название «The Morning Звезда Реформации »

История христианства в Чехии началось в 9 — м веке. Моравия были первыми среди трех исторических областей того , что в настоящее время формирует Чехия , правящие классы официально принял христианство, между 830s и 860 — й годами. В 845 чешских вождями или Duces также преобразуются в новую веру, но это было только кратковременным политический жест ( в следующем году они вернулись к язычеству ); реальное начало усилий по развитию христианства в Богемской территории должны быть поставлены на период после 885. Моравиа был самым ранним центром старославянский литургии после прихода Константина (Кирилла) и Мефодия в 863 году , но их противники, в основном жрецы Немецкое происхождение, достиг изгнание их дисциплин в 880s. Богемия стала центром христианизации после падения Моравии в начале 10 — го века. Изменения в погребениях и возведение церквей по всей Чехии демонстрируют распространение новой веры в 10 — м веке.

Два епархий (в епископстве Праги и Оломоуце ) возникло в конце 11 — го века, но система местных приходов только укрепились в 12 — м века. В герцоги и богатые дворяне также создали ряд бенедиктинцев , цистерцианцев и премонстрантов монастырей в 11 — м и 12 — м веках.

Православные церкви в Праге

Прага – гостеприимный город, который населяют и посещают в качестве туристов люди различных конфессий и вероисповеданий. Интересна судьба православия в Чехии.

Храм Святого архангела Михаила в Кинских садах

Это унитская церковь с очень необычной историей. Она расположена на склоне Петршинского холма в Кинских садах.

История храма

Впервые церковь была возведена около середины XVIII века на Западной Украине, в селе Великие Лучки. Спустя полвека была выкуплена приходом зажиточного села, и церковь «переехала» в Медведовцы. Затем в 1929 году жители передали её в дар Чехословакии, когда к ней отошли земли Западной Украины. Здание церкви разобрали на отдельные фрагменты, перевезли в Прагу и восстановили уже в Смихове в Кинских садах.


Архитектурный стиль храма

Храм Святого архангела Михаила выполнен в уникальном бойковском, или лемковском стиле и признан Всемирным объектом ЮНЕСКО. Деревянное здание напоминает памятник русского зодчества «Кижи». В обрамлении куполов и внутренних комнат использованы цвета, традиционные для православных храмов: белый – святость веры, зелёный – непоколебимость надежды, красный – бесконечность любви.

Это храм относится к епархии Православной Церкви Чехии и Словакии. Службы проходят в воскресенье и в понедельник.

  • Адрес: Zahrada Kinských, Praha 5
  • Телефон: +420 777 329 275

Собор Святого Николая на Староместской площади

Собор святителя Николая стоит в центре Старого города неподалеку от ратуши, является памятником чешской архитектуры в стиле барокко.

Из истории собора

Никольский храм, заложенный в XIII веке немецкими купцами как приходская церковь, в начале XVII столетия сгорел дотла и был восстановлен в 1730-х годах архитектором Килианом Денценхофером. В период правления Иосифа II церковь закрыли, а само здание использовали под зернохранилище и регистрационный архив.

С 1868 года этот храм арендовала Русская Православная Церковь на 30 лет. В конце XIX века Собору Святого Николая императором Александром II была подарена большая хрустальная люстра, напоминающая корону Российской империи, которая и сегодня украшает один из залов храма. В 1916 году, по настоянию австрийских властей, договор аренды расторгли, а православному собору вернули статус католического. Настоятеля храма арестовали, колокола конфисковали, а церковное имущество сложили в подсобные помещения.

Собор Святого Николая

Собор в современности

С 1920 года собор Святого Николая стал гуситской церковью. Он приобрёл обновленный вид в стиле необарокко, его украсили картинами и статуями, в нише установили скульптуру Святого Николая в натуральную величину. Все залы открыты для посещений ежедневно, кроме воскресений, когда проходит Святая Месса.

Храм святителя Николая на Дейвицах

Это маленькая и скромная церковь, расположенная в полуподвале жилого дома северо-западного района Дейвице. Она является наследницей собора Святого Николая на Староместской площади.


История появления храма

После завершения Второй мировой войны в соборе святителя Николая в Старом городе перестали проводить православные богослужения. Епископом Пражским Сергием было благословлено открытие домовой церкви святителя Николая в доме с квартирами для профессоров, деятелей науки и культуры. Из храма на Староместской площади сюда перенесли фрагменты иконостаса, иконы, церковную утварь. У стены закрепили массивные царские врата из бронзы, которые являются напоминанием о былом великолепии собора Святого Николая.

Сейчас храм принадлежит 2-му пражскому приходу Православной Церкви Чехии и Словакии. Службы проходят по средам, субботам, воскресеньям и по большим православным праздникам. Все богослужения проводятся на церковнославянском языке по старому стилю.

  • Адрес: Rooseveltova 597/29, Praha 6 — Bubeneč
  • Телефон: +420 608 367 589

Храм Святого Георгия при Посольстве РФ

Этот храм построен на территории российского посольства в Праге. Он относится к Русской Православной Церкви. Освящали храм в 1999 году 6 мая в день 1700-летия преставления святого Великомученика Георгия Победоносца.


Идейным вдохновителем и руководителем закладки посольского храма стал архимандрит Тихон. Решающую роль в появлении храма сыграл посол России в Чехии Николай Тимофеевич Рябов. Строительство осуществлялось на пожертвования семей, составляющих русскую колонию в Праге.

В 2009 году храму был подарен ковчег с частью святых мощей князя Александра Невского по благословлению Святейшего Патриарха Кирилла.

  • Адрес: Korunovační 34, Praha 6 — Bubeneč
  • Телефон: +420 773 246 080

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанах

Он возведен на участке Ольшанского кладбища, выделенного для погребения православных, по инициативе «Успенского братства», созданного эмигрантами из России. Помощь в финансировании строительства оказали премьер-министр Чехословакии Карел Крамарж и протоиерей М. Црвчанин, от имени сербского народа. Освещен Успенский храм в 1925 году. Это монументальный памятник русской признательности и славянской общности на чешской земле, а также мемориал всем русским людям, павшим на чужбине.

Над входом в храм мозаичное изображение Богоматери Оранты, а алтарный апсид украшает мозаичный портрет архангела Михаила. В подвальном этаже храма расположена крипта мученицы Софии, где упокоены останки многих известных людей.


С 1951 года храм Успения перешёл в епархию Православной Церкви Чехии и Словакии, но сохранил церковные русские традиции. По пятницам, воскресеньям и по большим праздникам здесь проводится божественная литургия. Службы проходят по старому стилю на церковнославянском, а проповеди – на русском языке.

  • Адрес: Olšanske hřbitovy, Praha 3
  • Телефон: +420 224 934 634

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах

Храм основал Карл IV Великий в 1360 году в южной части Нового города. Первыми его служителями были итальянские монахи-сервиты из ордена Девы Марии. В разные годы храм Благовещения подвергался разорению и разрушению, но каждый раз его восстанавливали. Современный облик выполнен в неоготическом стиле.


С февраля 1990 года храм перешел в Чешскую Православную Церковь. Во время литургии звонят в колокола, установленные внутри храма. Богослужения проводятся на церковнославянском языке.

  • Адрес: Voskovcova 1130/30, Praha 5
  • Телефон: +420 602 274 014

Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия

Этот храм возведён в 1730-х годах архитектором Килианом Денценхофером. Он принадлежал Католической церкви и был посвящён Карлу Боромейскому, поэтому и сегодня на стенах можно увидеть фрески с изображением сцен из жития святого Карла. С 1783 года храм был закрыт и использовался не по назначению.


В 1933 году церковь Святого Карла передали Православной Церкви, которая и отреставрировала это здание. А Болгарская Православная Церковь подарила храму икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Под храмом соорудили крипту для захоронений. В 1942 году служители 22 дня укрывали в крипте храма чешских парашютистов, совершивших покушение на Рейнгарда Гейдриха, обергруппенфюрера СС. После того как немцы их обнаружили, все священники, епископ и даже староста храма были расстреляны, а сама Чешская Православная Церковь запрещена.

С 1951 года храм святых Кирилла и Мефодия является кафедральным собором митрополии Православной Церкви Чехии и Словакии. В крипте храма установлен мемориал памяти жертв «гейдрихианы».

Путеводитель по православным храмам Чехии

Сами чехи в подавляющем большинстве – атеисты и религиозные пофигисты; и это при том, что в ЧР великое множество храмов и костелов самых разнообразных конфессий, многие из которых являются реально действующими. Также на территории Республики проживают мигранты из других стран, вот для них вопрос веры никогда не терял актуальности. Например, многих выходцев из экс-СССР здесь объединяет православие.

Надо отметить, что православных церквей чехи специально не строили (хотя могут быть и исключения, не хочу показаться категоричным). Как правило, они передавали здание от других конфессий, потерявших всех своих прихожан. Поэтому искать православные храмы исключительно по внешним признакам не стоит.

Путеводитель по православным храмам Чехии

И как тогда быть?

Поможет в данном вопросе уникальный путеводитель «Православные приходы в Чехии», изданный главным редактором журнала «Свет Православия», протоиереем Олегом Махневым. На страницах издания размещена подробная информация обо всех православных храмах на территории ЧР. Более того, выложены фотографии приходов, чтобы можно было визуально идентифицировать здания, представлены данные священников, указаны адреса сайтов.

Собственно, вот электронная версия этого путеводителя, можете сами оценить масштабный труд протоиерея (нажмите Expand и листайте):

А вот и сайт журнала «Свет Православия», на котором собрана подробная информация, касающаяся православной религии в Чехии — www.pravoslaviecz.cz. Верующие люди обязательно найдут там массу полезного.

Православные храмы в Праге

Для тех, кому лень искать адреса церквей, я решил выложить информацию по Праге. Итак, в столице Чехии сейчас функционирует 7 православных храмов, вот их перечень:

  • Храм св. архангела Михаила в Кинских садах — Zahrada Kinskych, Praha 5
  • Храм святителя Николая на Дейвицах — Rooseveltova 29, Praha 6 – Bubenec
  • Храм св. Георгия при Посольстве РФ — Korunovacni 34, Praha 6 – Bubenec
  • Собор св. Николая на Староместской площади
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанах — Olsanske hrbitovy, Praha 3
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Слупах — Na Slupi 4a, Praha 2
  • Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия — Resslova 307/9a, Praha 2

Полезные ссылки

Разобраться с географией мест поможет карта Праги. Если кому захочется посетить церкви в других городах – пригодится карта Чехии. Ну и не забывайте про традиционный туристический путеводитель.

Хорошего отдыха!..

Интересное по теме:

  • На выставку яхт на розовом велосипеде
  • Путеводитель Зеленая карта Праги
  • Наиболее посещаемые кладбища Европы
  • Единые купоны на осмотр достопримечательностей Праги

Рубрика: Важно знать о Праге, о Чехии | Дата: | Вадим

Католицизм в Чехии

Католицизм в Чехии или Римско-католическая Церковь в Чехии является частью всемирной Католической Церкви. В Чехии находятся две римско-католических митрополии: Чешская и Моравская, которыми управляют архиепископы-митрополиты. Архиепископ Пражский является примасом всей Чехии. Католическая Церковь в Чехии насчитывает около 1,08 миллионов верующих по результатам переписи населения. Католические источники приводят цифру 3,3 — 3,5 миллиона человек. В Чехии действует также экзархат для 170 тысяч греко-католиков.

История

VIII—IX века

Святые Кирилл и Мефодий Мученичество Святого Вацлава

На территорию нынешней Чехии христианство стало проникать из Баварии в конце VIII — начале IX веков. 13 января 845 года в Регенсбурге приняли крещение 14 чешских воевод со своими дружинами. В первой половине IX века в Моравии был крещён князь Ростислав, во время правления которого в Моравии c 863 года проповедовали христианство святые Кирилл и Мефодий. Эти миссионеры перевели здесь на славянский язык Библию. Кирилл и Мефодий сталкивались в Моравии с противодействием немецкой церковной иерархией, которая считала Моравию своей территорией и не допускала проповедовать здесь чужим миссионерам. После смерти Мефодия его ученики были изгнаны из Чехии немецким духовенством. В 895 году территория Чехии была присоединена к епархии города Регенсбург. В это время в Чехии жили святые Вячеслав и Людмила. В 973 году в Праге была создана епархия. Первым епископом Праги стал Дитмар. Вторым пражским епископом в 982 году был святой Адальберт, который проповедовал христианство в Пруссии, где принял мученическую смерть.

XI—XII века

В 1063 году в Оломоуце была образована отдельная католическая епархия. В XI веке в Чехии и Моравии начинают строиться многочисленные католические церкви, а также замки, которые становились центрами защиты христиан от набегов язычников. В это время в Чехии особенную роль в развитии системы образования и культуры играли католические монастыри. Чешские земли находились в духовном окормлении бенедиктинцев, цистерцианцев и премонстрантов. В Моравии в XI веке особую роль в развитии церковной и общественной жизни сыграл оломоуцкий епископ, дипломат и политик Йиндржих Здик.

В XII веке начала развиваться чешская литература. Наиболее значимым литературным явлением этого времени является сочинение «Чешская хроника» пражского хрониста декана католического собора святого Вита Козьмы Пражского.

XIII—XIV века

Святая Агнесса Пражская ухаживает за больным

XIII век характеризуется возникновением в Чехии споров между церковной и светской властями, а также установлением между ними определённых отношений. Пражский епископ Андрей провёл переговоры с князем Чехии Пржемыслом Оттокаром I о том, что Католическая Церковь получает налоговые отчисления в размере одной четверти. Получив значительные преференции, Католическая Церковь в Чехии приобрела некоторую независимость от светской власти. Среди наиболее значимых церковных деятелей этого времени известны святая Агнесса Пражская, монахиня и дочь чешского короля Пржемысла Оттокара I, а также блаженная Здислава, занимавшиеся благотворительной деятельностью среди больных и нуждающихся. В 1232 году святая Агнесса Пражская основала первую больницу в Праге.

Католическая Церковь в Чехии в это время имела огромное влияние на сферу образования и культуры. Значимой фигурой в культурной жизни Чехии и Моравии стал историк оломоуцкий епископ Бруно из Шауенбурга. XIII и XIV века отмечены повышением роли Католической церкви в жизни чешского общества. В это время в Чехии стали появляться нищенствующие монашеские ордена францисканцев и доминиканцев. Во время правления Карла IV в Чехии стала формироваться собственная церковная иерархия. Пражская епархия была повышена до уровня архиепархии. Первым архиепископом Пражской архиепархии стал Арношт из Пардубиц, после которого архиепископами Праги были Ян Очко из Влашима и Ян II из Енштейна. В XIV веке Католическая Церковь стала полностью независимой от светской власти институцией, которая была носителем не только духовной культуры, но и социальным, культурным, научным и образовательным институтом. В собственности Католической Церкви скопились более трети чешских земель, что привело постепенно в будущем к социальному протесту чешского населения. В это время стали появляться первые реформаторы, критиковавшие Католическую Церковь за её приверженность к накоплению богатства, самым известным из которых был Ян Милич из Кромержиже.

XV—XVII века

Злоупотребления Католической Церкви в сфере материального богатства привели к появлению множества критиков и реформаторов в Чехии. Ситуацию углубили продажи индульгенций, систему которой критиковал Ян Гус. В Чехии возникло реформаторское сопротивление церковной власти Католической Церкви, которое привело к беспорядкам, которые закончились отлучением Яна Гуса от церкви и его сожжением на костре в 1415 году. В 20-х годах XV века в Чехии происходили гуситские войны, во время которых последователи Яна Гуса грабили католические монастыри и церкви. Были сожжены сотни церквей, многочисленные церковные библиотеки и произведения церковного искусства. Католическая Церковь в это время потеряла большую часть своей земельной собственности. В Чехии и Моравии стало формироваться гуситское дворянство, отрицавшее зависимость от Католической Церкви. В 1436 году в Базеле были подписаны «Базельские компактаты», практически разделившие Чехию на гуситскую и католическую части, между которыми, несмотря на договор, постоянно происходили военные столкновения. Чехия согласно «Базельским компактатам» стала называться «Королевством двух народов». Противостояние между гуситам и католиками завершилось во время правления регента Богемии Йиржи из Подебрад, который сумел примирить обе противоборствующие стороны.

В 1466 году Римский папа отлучил от церкви короля Богемии, что стало причиной возникновения чешско-венгерских войн. После смерти Йиржи из Подебрад в 1471 году Чехия практически стала разделённой на две части. В конце XV века в Чехии возникло религиозное движение»Чешские братья», ставшее впоследствии основой для чешской Реформации. В начале XVI века в Чехию стало проникать из Германии лютеранство, которое распространялось в основном среди немцев, проживавших на границах Чехии. Среди чехов в это время были сильны различные сектантские христианские направления.

С распространением в Чехии идей Реформации Католическая Церковь стала терять своё преимущество в чешском обществе. Как ответ на Реформацию, в 1556 году в Чехию прибыли иезуиты, которые начали основывать здесь различные учебные заведения, ставшие оплотом католицизма в реформаторской Чехии.

23 ноября 1620 года Фердинанд II начал в Чехии Контрреформацию. В марте 1621 года гуситское и кальвинистское священство было выслано из Чехии. В 1622 году на иезуитов, преподававших в Карловом Университете, была возложена задача католической проповеди среди чешских последователей реформации. В страну стали прибывать католические миссионеры, пытавшиеся обратить в католицизм местных жителей. После Тридцатилетней войны Католическая Церковь вернула себе потерянные после Реформации позиции в Чехии. Во время Тридцатилетней войны численность населения Чехии значительно сократилась. После этой войны произошло усиление крепостного права. Чехи стали подвергаться германизации, против которой выступал иезуит Богуслав Балбин.

В 1664 году была основана епархия Градец-Кралове и в 1655 году — епархия Литомержице.

XVIII век

священник Йосеф Добровский — лидер чешского национального возрождения

Значительным стимулом в защите чешской самоидентификации послужила канонизация чешского святого Яна Непомуцкого в 1729 году. В конце XVIII века в Чехии проводилось политическое движение «иосифизма», названное по имени императора Иосифа II, которое характеризовалось одновременным запрещением просветительской деятельностью католических монастырей, сопровождавшееся их закрытием и открытием многочисленных католических приходов. Высшее образование в Чехии находилось в это время под управлением иезуитов. Образование в Чехии велось на немецком языке, что приводило к постепенному онемечиванию чешского населения. Государственной властью запрещалось даже молиться на чешском языке простыми молитвами, которые были единственным проявлением чешской культурной жизни. Церковь в Австрии стала в это время одним из элементов государственной власти. Священники считались государственными служащими. Всё это приводило к тому, что чехи видели в Католической Церкви один из элементов австрийской имперской политики. В конце XVIII века в чешской католической общине стали появляться священники, выступавшие за большее употребление чешского языка в церковной жизни. Одним из самых известных деятелей чешского национального возрождения являлся католический священник Йосеф Добровский.

В 1777 году в Чехии были образованы епархия в Оломоуце была возведена до уровня архиепархии. В Чехии возникали многочисленные католические приходы.

XIX век

В начале XIX века политика германизации австрийского правительства была смягчена. После революционных событий 1848 года Католическая церковь в Австрии принимала активное участие в возрождении славянской самоидентификации. Представители католического духовенства принимали участие в славянском Конгрессе. Многие чешские католические священники были арестованы за патриотическую деятельность.

18.08.1855 года между Австрией и Ватиканом был подписан конкордат, который освободил Католическую Церковь от государственной службы. В 1874 году в Австрии был принят закон, который разрешал вмешиваться государственной власти в церковные дела. Церковь в Австрии полностью стала зависимой от государства. Такая ситуация продолжалась до 1918 года, когда распалась Австро-Венгрия. В XIX веке в Чехии возникло национальное религиозное движение святых Кирилла и Мефодия, которое сыграло значительную роль в чешском национальном возрождении. В конце XIX века среди чешских католиков возник католический модернизм, стремившийся реформировать католическую литургию. В 1891 году в Карловом Университете был открыт чешский богословский факультет. В 1896 году в Чехии была образована Христианская социальная партия, которая работала среди католических рабочих. В этот же год была образована Народно-Католическая партия.

XX век

Пражский архиепископ Павел Гуин

Католическая Церковь поддержала создание независимой Чехословакии в 1918 году. Несмотря на это, многовековое подчинение Католической Церкви австрийской имперской власти привело к тому, что в независимой Чехословакии возникло общественное движение младочехов, которое находилось в оппозиции к Католической церкви, которая стала подвергаться гонениям. Многочисленным нападениям подвергались католические священники и епископы. Пражский архиепископ Павел Гуин был вынужден бежать в Рим. В Чехословакии стало возникать среди католических священников движение за создание независимой от Ватикана Католической Церкви. Антикатолическую политику проводил Президент Чехословакии Томаш Гарриг Масарик. В 1927 году между государственной чехословацкой властью и Католической Церковью было заключено так называемое соглашение «modus vivendi». В 1928 году между Чехословакией и Ватиканом были установлены дипломатические отношения, что привело к уменьшению антикатолической политики чехословацкого правительства.

После оккупации Чехии в 1939 году нацистской Германией Католическая Церковь заняла прочешскую позицию. Во время оккупации многие священники подвергались гонениям и были заключены в тюрьмы и концлагеря. Католические массовые паломничества стали одним из элементов ненасильственного сопротивления чешского народа.

Мемориальная доска кардинала Франтишека Томашека в Моравской Гузеве

После 1948 года Католическая Церковь преследовалась коммунистическими властями Чехословакии. Деятельность католического духовенства находилась под строгим контролем государственной власти. Верующие подвергались ущемлению в своих правах на работе и в других сферах общественной жизни. Католические паломничества были запрещены. Не издавалась католическая пресса. В ответ на это Католическая Церковь создавала в Чехословакии подпольные учебные заведения, издавались в подпольных условиях католические периодические издания. В 1985 году в 1100-летнюю годовщину смерти Мефодия в Велеграде было совершено массовое паломничество. 21 ноября 1989 года кардинал Франтишек Томашек выпустил заявление, в котором поддерживал демократические изменения в Чехословакии. После 1989 года Католическая Церковь вновь обрела свободу в своей деятельности.

XXI век

По данным на 2013 год в Чехии было 20 епископов, 1356 епархиальных священников и 597 священников из монашеских конгрегаций, 109 братьев-монахов, 1755 монахинь. Общее число католиков — 3 миллиона 289 тысяч человек (31,5% от общего населения). В высших духовных семинариях обучается 184 семинаристов. Католическая Церковь в Чехии управляет 39 начальными, 33 средними и 7 высшими учебными заведениями. Существует конференция католических епископов Чехии.

Структура

Структура Римско-Католической Церкви в Чехии

Пражская Митрополия

  • Архиепархия Праги
    • Епархия Градец-Кралове;
    • Епархия Литомержице;
    • Епархия Пльзеня;
    • Епархия Ческе-Будеёвице

Моравская Митрополия

  • Архиепархия Оломоуца
    • Епархия Брно
    • Епархия Острава-Опавы

Католические монастыри

Основная статья: Список монастырей Чехии

В Чехии католические монастыри относятся к следующим монашеским орденам:

  • Августинцы
  • Бенедиктинцы
  • Доминиканцы
  • Картезианцы
  • Премонстранты
  • Францисканцы
    • Францисканцы-конвентуалы
    • Капуцины
    • Клариссинки
  • Цистерцианцы
  • Орден босых кармелитов

Базилики Чехии

Основная статья: Список базилик Чехии

По состоянию на начало 2013 года 15 католических храмов Чехии имели почётный титул малой базилики, присвоенный им римским папой в ознаменование исторической важности и значимости как паломнических центров.

Примечания

  1. Náboženská víra obyvatel podle výsledků sčítání lidu — 2011 (чешск.) (PDF). Český statistický úřad (17 февраля 2014). — Религиозные верования населения в соответствии с результатами переписи населения (2011) на сайте Чешского статистического управления. Дата обращения 25 октября 2015.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 «Чехия» //Католическая энциклопедия. Т.5. М.:2013. Ст. 218-226
  3. Statistics by Country by Catholic Population
  4. The Eastern Catholic Churches 2015. Annuario Pontificio
  5. 1 2 Metropolitan Archdiocese of Praha
  6. St. Adalbert of Prague
  7. Metropolitan Archdiocese of Olomouc
  8. «Гуситское движение» //Большая Российская энциклопедия

Страны Европы: Католицизм

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Чехия, Венгрия, Польша в раннем Среденевековье

1. Образование и крещение Великой Моравии
В начале IX в. севернее Дуная под предводительством князя Моймира I (818-846) возникло славянское княжество, получившее впоследствии название Великая Моравия. В 831 г. страна была крещена епископом Регинаром Пассауским. В 846 г. власть князя признали чехи. В том же году немецкий король Людвиг II (http://www.proza.ru/2018/10/28/1476) низложил Моймира и возвел на княжеский престол его племянника Ростислава (846-870).
2. Просветители славян Константин и Мефодий
В 863 г. по просьбе Ростислава в Моравию прибыли греческие миссионеры братья Константин и Мефодий (http://www.proza.ru/2010/06/03/310). С их именем связано создание славянской азбуки и начало славянской письменности.
3. Моравский князь Святополк
В 870 г. нитранский князь Святополк (870-894) при помощи немцев сверг своего дядю Ростислава и сам захватил престол. Впрочем, смена князя ничего не изменила в политике государства. Святополк продолжал борьбу с немцами и подчинял себе соседние племена. В 884 г. ему покорилось славянское Блатенское княжество в Паннонии. Великая Моравия достигла тогда наивысшего могущества и включала в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также часть Силезии.
4. Образование и крещение Чехии
Первым исторически засвидетельствованным чешским князем является Борживой (870-894) (№9 в родословной http://www.proza.ru/2018/11/10/1552) из рода Пржемысловичей. При нем Чехия входила в состав Великоморавской державы. Около 871 г. князь и его жена Людмила были крещены св. Мефодием.
5. Венгры
Древнейшей прародиной венгров, видимо, следует считать регион Северного Урала и Западной Сибири (http://www.proza.ru/2015/07/12/592). Отсюда предки венгров спустились в конце II тыс. до Р.Х. на юг и почти тысячу лет кочевали в степях между рекой Урал и Аральским морем. В первой половине I тыс. они начали свое движение на запад, и какое-то время жили в башкирских степях Поволжья. В середине IX в. источники отмечают их уже в Северном Причерноморье, в низовьях Дона, где им пришлось вскоре столкнуться с наступавшими с востока печенегами. В 895 г. под предводительством дьюла (князя) Арпада (889-907) (№1 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1984) семь венгерских племен двинулись дальше на запад и вторглись в Паннонию.
6. Развал Великой Моравии и завоевание ее венграми
Сразу после кончины Святополка держава моравов стала разваливаться: в 895 г. отделилась Чехия, в 897 г. – сербы-лужичане. Затем отпали другие области. Наследники Святополка сохраняли власть только в Моравии и Нитранском уделе. Смертельный удар слабеющей державы нанесли венгры. В 906 г. в боях с ними погиб последний князь Моймир II (894-906). В 907 г., после того как венгры разбили при Прессбурге баварцев, Великая Моравия прекратила свое существование.
7. Зависимость Чехии от империи. Утверждение католичества
В 929 г. в Чехию вторгся германский король Генрих I (http://www.proza.ru/2018/10/29/1756). Внук Борживоя князь Вацлав I Святой (921-935/936) (№12 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1552) признал себя его вассалом и обязался платить дань. В этих условиях самобытная славянская церковь, существовавшая со времен св. Мефодия, имевшая собственную письменность и собственную литургию, быстро утратила влияние.
8. Образование и крещение Венгрии
Расселившись в Трансильвании и Паннонии, венгры создали здесь свое государство. Из карпатского региона они в течение нескольких десятилетий совершали опустошительные набеги на соседние страны и даже принудили германских королей платить им дань. Окончательно венгры были укрощены только в 955 г., после жестокого разгрома под Аугсбургом, учиненного Оттоном I Великим (http://www.proza.ru/2018/10/31/673). Во второй половине Х в. венгры стали быстро переходить к земледелию и постепенно вошли в сообщество европейских народов. В немалой мере способствовало тому крещение в 974 г. по латинскому обряду дьюла Гезы (972-997) (№6 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1984). Его сын Стефан (Иштван) I Святой (997-1038) (№8 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1984) принял в 1000 г. королевский титул и значительно укрепил центральную власть.
9. Образование и крещение Польши
Территория Польши с середины I тысячелетия была населена славянскими племенами – полянами, вислянами, мазовшанами, расселившимися между Эльбой и Одрой. Родоначальником польской княжеской династии легенды называют некоего бедного поселянина Пяста (№1 в родословной http://www.proza.ru/2018/11/11/1860). Его потомок Мешко I (964-993) (№5 в родословной http://www.proza.ru/2018/11/11/1860), правитель Гнезно (в Великой Польше), объединил под своей властью так же Куявию и Мазовию. В 966 г. он принял христианство по латинскому обряду. Вскоре Мешко присоединил к своему княжеству Западное Поморье, большую часть Силезии и Малой Польши.
10. Чехия при Болеславе I Грозном и его приемниках
В 935 (или 936) г. Вацлава Святого убили по приказу его брата Болеслава I Грозного (935/936-967). В 955 г. тот был союзником императора Оттона I в битве с венграми под Аугсбургом, на Лехе. После их разгрома Болеслав значительно расширил пределы своего государства. Под его властью кроме Чехии оказались Моравия, Силезия, Малая Польша с Краковым и Западная Словакия. Верховная власть значительно окрепла. Сын Болеслава I, Болеслав II Благочествый (967-999), (№14 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1552) продолжал расширять государство. Но после его смерти в стране начались междоусобия.
11. Польша при Болеславе I Храбром
Сын Мешко I, Болеслав I Храбрый (993-1025) (№6 в родословной http://www.proza.ru/2018/11/11/1860) расширил границы Польши до Балтийского моря и объединил под своей властью все польские племена. Чехия также испытала на себе его силу. Болеслав в 997 г. отнял у чехов Краков, в 999 г. завоевал Моравию и некоторые другие области, а в 1003 г. завладел самой Чехией. Но закрепиться здесь он не смог, и на следующий год был изгнан императором Генрихом II (http://www.proza.ru/2018/10/31/1031). После завершения в 1018 г. войны с империей Болеслав ходил походом на Русь, помогая вернуть престол своему зятю Святополку Окаянному (http://www.proza.ru/2010/11/12/324). Во время этого похода поляки взяли Киев и удерживали его около года. В 1025 г. Болеслав принял королевский титул.
12. Ослабление Польши и новое усиление Чехии
Когда умер Болеслав Храбрый, в Польше начались смуты. Его сын Мешко II Вялый (1025-1034) (№8 в родословной http://www.proza.ru/2018/11/11/1860) уступил Моравию чехам, Лужицкую область – немцам, Червенские города – русским. Центральная власть ослабла (Мешко пришлось отказаться от королевского титула), зато большую силу набрали вельможи. Между тем Чехия под управлением князя Ольдржиха (1012-1034) (№17 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1552) начала вновь усиливаться. При его сыне Бржетиславе I (1034-1055) (№18 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1552) она превратилась в одно из самых сильных государств Центральной Европы. Бржетислав совершил опустошительный поход в Польшу, захватил Силезию и Малую Польшу. В войне с империей его, напротив, преследовали неудачи — в 1041 г. Бржетислав в покаянных одеждах принёс присягу на верность императору Генриху III (http://www.proza.ru/2018/10/31/1251). При поддержке императора в Польше утвердился признавший его сюзеренитет Казимир I Восстановитель (1039-1058) (№9 в родословной http://www.proza.ru/2018/11/11/1860). В 1054 г. Казимир за выкуп вернул себе Силезию.
13. Смуты в Венгрии. Войны с империей
Поскольку единственный сын Иштвана, погиб еще при его жизни, престол в 1038 г. перешел к его племяннику (сыну сестры) Петру (1038-1041,1044-1046). Он не сумел удержаться у власти. Восставшие магнаты посадили в 1041 г. другого племянника Иштвана Абу Шамуэля (1041-1044). Петр бежал в Германию к императору Генриху III, который в 1044 г. вторгся в Венгрию и вновь возвел его на престол. В благодарность Петр признала себя вассалом империи. В 1046 г. против него опять вспыхнуло восстание. Король был окончательно низложен и ослеплен, а трон перешел к представителю другой ветви Арпадов Андрашу I (1047-1060) (№10 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1984). В 1051 и 1052 гг. он отразил два похода Генриха III и таким образом восстановил полную самостоятельность своего королевства. В 1060 г. Андраш погиб во время войны со своим братом Белой I (1060-1063) (№11 в росписи http://www.proza.ru/2018/11/10/1984).
14. Хорватия
Расселение славянских племен на территории римских провинций Далмация и Иллирик, имевших многочисленное романское население, началось в VII в. и продолжалось до IX. Основным политическим центром здесь стала плодородная область северной Далмации с городами Нин, Книн и Клис. Под властью местных правителей вскоре оказалось все далмацкое приморье — длинный берег со множеством заливов и гаваней, прикрытых островами, располагавшийся на небольшом расстоянии от Италии. В первое время после расселения далмацкие славяне широко промышляли разбоем и постепенно подчинили своей власти все греческие приморские города. Потом мало помалу из морских разбойников они сделались торговцами, стали заниматься земледелием и ремеслами. В VIII в. большая часть местного населения уже приняла христианство по латинскому обряду. В следующем столетии складывается вассальное от франков Хорватское княжество, которое с распадом империи Каролингов обретает независимость. В 925 г. хорватский князь Томислав принял королевский титул. Своего наивысшего могущества страна достигла в царствование Петра Крешимира IV (1058-1073). Сообщают, что при желании он мог выставить 180 боевых кораблей, до 60 тыс. всадников и 10 тыс. пеших воинов. Но в конце XI в. венецианцы отняли у славян господство на море. В 1102 г., с прекращением национальной династии, хорваты признали своим государем короля венгерского Кальмана. При этом Хорватия не вошла сразу в состав Венгрии и еще долгое время сохраняла внутреннюю автономию.
Страны Центральной Европы http://www.proza.ru/2018/09/28/1914

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *