Православное белозерье в контакте спаса всемилостивого

Череповецкая епархия просит передать себе шесть храмов

Белозерск. Церковь Спаса Всемилостивого/ Фото NewsVo

Череповецкая епархия просит передать в ведение церкви шесть зданий в Белозерске, Вытегре и Устюжне. Сейчас в них расположены музеи и учреждения культуры.

Речь идет о церквях, которые сейчас не используются по своему прямому назначению. Это храм Всемилостливого Спаса и Собор Спаса Преображения в Белозерске, Воскресенский собор и Храм сретения Господня в Вытегре, Устюженские собор Рождества Пресвятой Богородицы и храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

— Это шесть объектов, шесть храмов, в которых созданы и действуют уже реальные приходские общины: это люди, это священник, которые готовы проводить богослужения. Как пример можно привести храм Всемилостливого Спаса в Белозерске. Очень хороший, энергичный батюшка собрал вокруг себя народ. Какое-то время музей пускал и давал возможность совершать богослужения, а сейчас, насколько мне известно, уже осенью, когда холодно, они совершают молебны перед закрытым храмом. Собирается народ, с зонтами, в плащ-палатках, и там служатся молебны. Конечно, эта ситуация самая вопиющая в Череповецкой епархии. Мы живем сейчас не в советские годы, не в годы гонений, и какой-нибудь консенсус в сложившейся ситуации может быть найден, — рассказал епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан.

Здания всех этих храмов находятся в государственной, областной или в муниципальной собственности. Перечень, предоставленный Череповецкой епархией, будет рассмотрен рабочей группой регионального правительства, которая занимается передачей имущества религиозного назначения.

— Список разделят по органам, которые отвечает за сохранность и содержание этих объектов, далее необходимо поработать с департаментом культуры, чтобы понять, какие объекты возможны к немедленной передаче, какие объекты востребованы в данный момент, и необходима рассрочка, связанная с перемещением фондов, либо нахождение новых зданий, либо строительства новых зданий. Возможен и такой вариант, что передача невозможна, тогда нужно будет договориться о вариантах совместного использования, у нас есть такой опыт, например, Софийский собор, — отметил заместитель губернатора Алексей Шерлыгин.

Решение о судьбе указанных храмов должны будут принять в срок до 1 февраля.

>Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

  • Об исцелении;
  • Об укреплении в вере;
  • Для помощи в решении жизненных трудностей.

Спас Нерукотворный: иконография

Интересно, что:

  • Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
  • Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
  • Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
  • Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
  • На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.

Новая статья: молитва к нерукотворному спасу на сайте святая-молитва.рф — во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Трансмутация кармы посредством Молитв об Исцелении

посредством Молитв об Исцелении

Весьма важной для эволюционного развития каждого из нас является трансмутация части инволюционной кармической задолженности посредством духовной практики Моления и Молитв об Исцелении, обращенных к Пресвятой Богородице, Господу Иисусу, Святому Пантелеймону Целителю, Серафиму Саровскому, Николаю Чудотворцу и тем Святым, которые прославились чудесами исцеления и чьи иконы и мощи чудотворят и по сей день, ибо все болезни, как физические, так и душевные, есть следствия нарушения Божьей Воли, Закона и Заповеди и свидетельствуют об отсутствии гармонии в полевых структурах четырех нижних тел человека и о присутствии определенного объема дисквалифицированной божественной энергии, а также инволюционных качеств и состояний, являющихся причиной деформации и искажения первородной светокопии как энергетических, так и физических тел Присутствия.

Приведем лишь несколько примеров дисквалификации божественной энергии, проявляющейся как различные инволюционные качества и состояния, и проследим, причиной каких физических и психических заболеваний они являются в Реальности:

– страх разрушает почки;

– зависть проявляется стенокардией;

– гнев провоцирует заболевания печени;

– меланхолия и депрессия вызывают различные виды бронхиальных и легочных заболеваний;

– обида может перерасти в астму;

– неприятие и непримиримость положат начало заболеваниям желудка и кишечника;

– упрямство приведет к нарушению перистальтики и хроническим запорам прямой кишки;

– сомнения зачастую провоцируют импотенцию;

– стремление к уходу от активности, во всех или в одной из сфер Объективной Реальности, а также чрезмерная активность в одной из сфер планетарной жизни с игнорированием других проявлений оной, приводит к различным видам и формам одержания – от тончайшей духовной гордыни до наиболее грубоматериальных форм, таких, как алкоголизм, наркомания, похоть и т.д.

Ваша и только ваша божественная сущность несет ответственность перед Творцом Всеединым за энерго-информационное состояние, чистоту и святость всех тел Присутствия своего и элементальный носитель, доверенный Господом, в Реальностях Проявленного Мироздания и Бытия. И потому уже сегодня следует позаботиться о том, чтобы освободиться от энергий, качеств и состояний в полевых структурах четырех нижних тел, противящихся исполнению Воли Бога в вас и через вас. Ибо то, что не будет исправлено сегодня, при той огромной возможности, которую нам ныне предоставляют Владыки Кармы, может решить вашу дальнейшую эволюционную судьбу; и каждая запись в вашей «Книге Жизни» и в ваших полевых структурах, как информация о страданиях элементального носителя и энергетических тел Присутствия, не трансмутированная Молитвами Покаянными, просьбами об исцелении, и как реализация молитв и молений, всеми видами помощи элементальному телу (ибо только в ответ на ваши молитвы к вам будут подведены люди, обладающие возможностями оказать реальную и действенную помощь) посредством гомеопатического лечения, ароматерапии, физических упражнений, массажа, водных и воздушных процедур и т.д., является кармическим долгом вашего Духа перед Божественностью. Бытующее мнение о том, что болезнями и страданиями, испытываемыми и пассивно, с ложным смирением переносимыми (ибо на то, мол, Воля Господа), обретете искупление – не верно и, более того, вредно, ибо есть свидетельство о неосознаваемой духовной лености вашей Души и безответственности вашей личности перед теми энергиями и элементами, которые доверены вам Творцом и за эволюционное состояние которых вы, и только вы, несете перед Ним ответственность. И потому, не откладывая на потом, уже сегодня гоните болезни из своих тел и начинайте тернистый путь к восстановлению и возрождению, и да помогут вам на нем Владыки Просветленные, ангелы и духи природные.

Молитва Богородице об исцелении

О, Возлюбленная Матушка Небесная, Всемилостивая, Сострадающая и Прощающая, Ты ныне единое упование мое и надежда единая.

Умоли Сына своего, Господа нашего Иисуса, простить мне все прегрешения, вольные и невольные, и не остави меня без Покровов Любви своей и Милосердия своего.

Успокой боли, терзающие плоть мою, и даруй исцеление истинное.

Настави разум мой к покаянию, а сердце мое – к тишине молитвенной.

Ниспошли прозрение к неправде, творимой моей личностью, и укрепи Дух мой Молитвой Своей, Душу Милосердием и тело Чистотой, исходящими от Пренепорочного Сердца Твоего!

Навеки припадаю к стопам Твоим с надеждой и упованием обретения нового.

Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Молитва к Спасу Нерукотворному

Божий Спас Нерукотворный,

Дух Господний Миротворный,

Душу извне создает,

он и чистит, и возводит,

Дух Господний в Душу вводит.

Нет отныне смерти в ней,

Дух материи сильней.

От болезненных оков

тело тяжкое встает,

жизнь рождается заново,

Божий Дух ее дает.

Чистит Спас Нерукотворный

грязь телесную у нас,

ставит он на Круг Господний

и пред Богом в час исходний

нас проводит в третий раз.

Отпусти грехи, Спаситель,

освети мою Обитель,

Спас на Душу наложи,

Крестом Честным отжени

все, что претно и черно,

все, что болезно и зло.

Дай спасенье обрести,

дай не сбиться мне с пути,

в час урочный, в миг исходний

Душу к Господу снести.

Чудотворная Молитва Серафима Саровского

Всемилостивая Владычица наша, Пресвятая Госпожа, Всепречистая Дева, Богородица Мария, Матерь Божия, несомненная единая Надежда наша!

Не гнушайся нас, не отвергни нас, не остави нас, не отступи от нас, заступись, попроси, услышь, увидь, Госпожа, помоги, прости, прости, Пречистая.

Молитва об исцелении Преподобному Серафиму

О, Преподобный Серафим, не остави меня немощного и Молитвами творимыми очисти, и исцели тело, освободи Душу и укрепи Дух.

Беспримерным подвигом своим, Святой Старец Девеевский, по милосердию своему избави и меня от недуга всякого и в молитве, ежедневно тобой творимой к Пресвятой Госпоже нашей Богородице Марии, помяни меня недостойного.

Молитва об исцелении Архангелу Рафаилу

О, Великий Господний Архангел Рафаил, Скорая Помощь Бога, Ангел – Целитель Последних Дней Мира, не оставь меня в скорби и печали, в страдании и немощи. Изумрудным Пламенем могущества своего очисти тело и душу от всякия скверны и болезни и напитай внешнее и внутреннее мое благодатной эссенцией исцеления, восстанавливая Истинный Свет, Информацию, Качества и Состояния во всех телах Присутствия сокровенного моего.

Да исполнится сие с Благословения Отца, Молитвами Матери, Могуществом Твоим, Святой Архангел Рафаил, по милосердию ко мне, недостойному.

Молитва об исцелении Отцу Небесному

Прости меня, недостойного, за все прегрешения, вольно и невольно творимые, по осознанию и неосознанно совершенные в этой и предыдущих жизнях – активностях.

Прободи сердце мое любовью ко Христу и каждому творению в мире, Тобой созданному, и уязви покаянием до последних дней.

Не по деяниям моим, но по милосердию своему ниспошли очищение, исцеление, освобождение от одержания всякого и духовное воскрешение, и благослови каждое устремление к Свету Души моей и молитву, творимую сердцем.

Не оставь, не отвергни, не гнушайся меня, но прости, прости, Отче, благослови, очисти, исцели и освободи во Славу Твою Вечную и из любви ко мне, недостойному.

Молитва об исцелении Сергию Радонежскому

О, Дивный Сергий Радонежский, Пресвятой и Истинный Чудотворец всея Руси!

Молитва Твоя укрепляла Воинства в брани и рождала источники живоносные, исходящие из чрева Матери-Земли, укрепи и мой Дух и Внутренния Воины, кои есть Господа Иисуса Присутствие и Присутствие Господа Будды, молитвами чудотворными ко исполнению Бога во всем существе моем и исторгни всю неправду, когда-либо мною творимую и запечатленную немощами, болезнями и страданиями проживаемыми, из Души и тела моего.

Уповаю на Тебя, Преподобный, не гнушайся меня недостойного и помяни в молитвах своих, соверши чудо исцеления истинного Во Славу Отца нашего Небесного и Матери Вечной Всемилостивой, во благо сокровенной и божественной сущности моей.

об исцелении Асклепию, Богу Врачевания

Владыка Асклепий, врачующий тело и Душу,

молитву свою с покаянием к тебе возношу,

целитель, приставленный Богом к творениям своим,

даруй облегчение страданиям тела и Духа,

очисти от скверны и восстанови

системы и органы, суставы, кровь и сосуды,

и ясность мышления, Владыка, мне снова верни.

Свяжи Всемогуществом, Тебе дарованным Богом,

эмоции те, что разрушили радость Души

и состояния мира, гармонии и равновесия,

тем самым препятствуя планов святых воплощению

и деформируя форму и тело,

которые на сохранение были доверены

Сокровенному Я Есмь Присутствию,

дабы Бога в земном и небесном блюсти,

даб Дух мой обрел возможность творить

в Беспредельности Света,

являя собой Лучезарнейший Свет во плоти.

Ответь на молитву Лучом Исцеления,

Энергию Духа Святого во Славу Я Есмь пошли,

и напитай каждый атом, частичку

и клеточку каждого тела

священной эссенцией и пламенем исцеления

Во Славу Творца Всемогущего,

Во Имя, Во Благо развития и эволюции

в Вечном Богом мне данной Души.

Молитвенная медитация с визуализацией Изумрудного Луча Исцеления

Соедините свои ладони, читая и принимая это послание, и образуется Ладья Жизни, в которую я ниспосылаю свой Свет.

Омойте лицо свое моим Светом, преобразуя и очищая внешнее сознание.

И, воспевая мантру ОМ, сотворим медитацию Любви, приумножая Свет во Вселенной.

Попросите благословение Господа на исцеление своего элементального тела, ибо тело это создано повелением Господним и его предназначение – Храм Божественного Присутствия вашего индивидуального Я Есмь.

Сконцентрируйте внутренний взор на органах и системах своего элементального тела, исцеляя и воскрешая его изумрудной эссенцией Духа Святого, и утвердите этот Свет в пространствах могуществом и созидающей силой Слова Изреченного:

Я Есмь исполненный Изумрудным Лучом исцеляющей Силы Святого Духа,

Воскрешающим и Возрождающим Я Есмь Присутствием Христа в земном и небесном моем. (3 раза)

Визуализируйте насыщение изумрудным пламенем полевых структур четырех нижних тел своего сокровенного Присутствия. Это можно делать так: представьте, что ваша истинная сущность – серебряно-золотой Огонь в форме шара, от которого расходятся пульсирующие изумрудные круги, наполняя и преобразуя не только ваши внутренние сферы и элементальное тело, но и все пространство вокруг вас, т.е. вы не просто получаете исцеление посредством Энергии Изумрудного Луча Святого Духа, но становитесь новым источником Божественной Силы Исцеления.

Визуализируйте и наращивайте силу изумрудного излучения от внутреннего своего и укрепляйте визуализацию Мантрой:

Я Есмь Огонь Божественного Исцеления,

Божественное исцеление претворяется через меня.

Я Есмь Огонь Изумрудный Прощения,

Божественное Прощение – отныне суть моя.

Прикосновением рук я провожу Пламя,

и Силой Духа Отца да прощены будут деяния,

повлекшие за собой Души и тела страдания.

Да совершится акт очищения с Благословения

и по Милосердию Великой Матери и Великого Отца.

После этой мантры я рекомендую всем жаждущим исцеления Силой Господа покаяться пред Ним в осознаваемых и не осознаваемых пока еще сознанием вашей личности прегрешениях, кои есть не что иное, как неисполнение Великого Закона, являющегося живой Волей Господа. Ибо каждый момент неисполнения Закона, который вы стараетесь забыть, не раскаявшись в оном, преобразится в тернии на пути восхождения вашего Духа, и потому не дайте им взрасти и расцвести пышным цветом, но мужество имейте полоть посредством покаяния всю сорную траву, посеянную личностным несовершенством.

Хочу особо предупредить – акт публичного покаяния есть реальное проявление гордыни, направленное на претворение собственной эго-программы личности: дескать, прилюдно покаялся – значит, очистился.

В то время как истинное покаяние – это священное таинство прямого общения и сокровенного разговора Души с Господом, не требующее присутствия свидетелей и зрителей. Более того, публичное покаяние зачастую становится искушением для многих душ, неокрепших в Свете, претворяемым посредством эгомысли о том, что ежели иные почитаемые и уважаемые личности могли допускать искомые несовершенства в проявлениях своей Божественной Души, то в порядке вещей и совершать аналогичные проступки, либо другой вид дисквалификации – человек начинает себя с кем-либо сравнивать и, как результат, судить и осуждать, кичась своей «святостью», ибо зачастую Души, не способные реализовать себя в Реальности, стремятся к осуждению Душ, творящих эту Реальность.

Однако вернемся к нашему Уроку. Заключительный шаг в вашей молитвенной медитации – благодарение Господу за ниспосылаемую Им благодать исцеления и очищения, эффективность которых зависит от Осознания совершенных ранее проступков и покаяния за них.

Благодарение завершается следующей мантрой:

Господи, Я Есмь Свет от Духа Твоего!

Ты, наполняющий все существо мое,

восстанови и воскреси, возрождая к Реальности Единой Жизни

Мой Божественный План и Святое Присутствие мое.

Я Есмь утверждаю Дух исцеления Живой,

Я Есмь совершаю обряд Воскрешения Силой Твоей,

Я Есмь сливаюсь навеки с Тобой,

Дух Всеединый – Мать, Сын и Отец.

Я предан Свету вашего Я Есмь Христа.

Я благословляю вас этим посланием любви от сердца моего и посылаю в ваши сферы Луч Исцеления, дабы могли творить в полной свободе собственного богопроявления.

Часть 9 – Трансмутация кармы посредством Молитв об Исцелении

Икона «Спас Нерукотворный»

Самым первым чудотворным образом в христианстве является Нерукотворный образ Спасителя, который обладает особой силой и имеет удивительную историю. Узнайте о необычной иконе и о том, как правильно ей молиться.

История иконы

История первой христианской иконы довольно необычна и связана с сильной болезнью. Недугом был сражен сирийский правитель. Он узнал об удивительном праведнике Иисусе Христе, который мог сотворить истинное чудо и помочь любому человеку. Царь был уже не в состоянии лично явиться за исцелением и поэтому направил своего художника, чтобы тот изобразил точный образ Спасителя и вложил в него удивительную силу. Но сколько бы ни старался лучший мастер, ему никак не удавалось передать всю необычность лица Иисуса. Он уже был в полном отчаянии, когда Святой попросил дать ему белую ткань, которой он утер мокрое лицо. На ней отпечатался лик, изображавший Иисуса Христа.

Художник передал образ своему больному правителю, и уже в скором времени тот исцелился и обрел крепкое здоровье. С тех пор изображения святых помогают каждому, кто нуждается в этом, принимая просьбы верующих людей.

Икона и молитва

На иконе крупным планом изображен лик Иисуса Христа на белой ткани. Такой необычный тип в иконописи распространен в православии и особенно — в русской церкви. Икона почиталась среди русских царей династии Романовых и много раз помогала правителям в сложных ситуациях, связанных с судьбой православного народа. Перед этим образом можно молиться о самой сильной и несбыточной мечте, и он обязательно поможет в достижении цели.

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!

Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер,

чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю

во исцеление недуга его послати благоволил еси.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!

Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,

будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,

и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,

купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.

Молитва должна быть искренней и прежде всего выражать благодарность Иисусу Христу за спасение всех человеческих душ.

Каждый православный образ наделен особой силой и энергетикой. Но все они берут свое начало из обычного отпечатка Спасителя на белом полотне, который сотворил чудо и продемонстрировал всю силу веры в Господа. Обратитесь к этой иконе за помощью или защитой, и Небеса обязательно вам помогут. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

Спас Всемилостивый (икона)

Спас Всемилостивый


Икона ок. 1430 года

Дата появления

60-е годы XII века

Иконографический тип

Вседержитель

Медиафайлы на Викискладе

Спас Всеми́лостивый — образ в иконографии Иисуса Христа, относящийся к типу иконы Пантократор (Вседержитель). Характерной чертой этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой (закрытой) книги или свитка.

История иконы

Появление новой иконы относится к 60-м годам XII века — в период создания сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси. Это — икона вновь вводимого праздника, о причинах которого свидетельствует рукопись «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». Документ этот в рукописи озаглавлен «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Текст его гласит:

Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати

Упоминая день милости Божией Вседержителя («пантократы день милости божиа»), документ этот как бы задаёт и тип иконы — Пантократор, или Вседержитель. Повод введения нового церковного праздника с тем же названием — победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году — событие державного значения, которому в наибольшей степени соответствует именно указанный иконографический тип. В дальнейшем история тех или иных икон «Спас Всемилостивый» иногда переплетается с боевыми действиями, в которых соответствующий список с неё играет роль защитника Руси от того или иного неприятеля или содействует победе над ним.

Известные иконы

Тутаевская

Основная статья: Спас Борисоглебский

Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

Кижи

Икона «Спас Всемилостивый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии на рубеже XVI—XVII веков «панов» — польско-литовских отрядов. В легенде о Белом Спасе, записанной во второй половине XIX века, упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.

Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Их исследования провела Г. И. Фролова, опубликовавшая в 2003 году следующие сведения. Древний, чудотворный образ в серебряной ризе стоял, как свидетельствуют описи 1826 и 1830 годов, у клироса в Никольском приделе Покровской церкви, а копия с него в богатом украшении — у правого клироса в Преображенском храме.

«Спас, находившийся в Преображенской церкви, был облачён в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золочёный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте». Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник.

«Спас Всемилостивый» — самая древняя (датировка: не ранее конца XVI века) икона в иконостасе Покровской церкви. Она располагается справа от царских врат, и происходит ещё из церкви-предшественницы нынешней Покровской церкви. По оценкам искусствоведов, «икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колористическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на заднем плане, по мягкости и нежности колорита иконы».

Литература

  • Кондаков Н. П.. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Лицевой иконописный подлинник. — СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи. Т. I. 1905. //Репринт М.: Паломник. 2001.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М.: Паломник, 2001. — 224 с. — ISBN 5-87468-110-8.
  • Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Малая история культуры. — СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с. — ISBN 5-86457-024-9.
  • Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб.: Сатисъ, 2002. — С. 105. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3.
  • Фролова Г. И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников). В кн.: Кижский вестник. № 8. Петрозаводск, 2003.

Примечания

  1. Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб.: Сатисъ, 2002. — С. 105. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3.
  2. 1 2 Публикации ИРЛИ РАН. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа. Архивировано 24 мая 2011 года.
  3. Православная икона. Икона Господа Иисуса Христа «Спас Всемилостивый»
  4. 1 2 Внутреннее убранство Покровской церкви
  5. 1 2 Фролова Г. И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников). В кн.: Кижский вестник. № 8. Петрозаводск, 2003
  6. Храмовая опись 1830 г., л.14 об.; 4, л.28а.
  7. Копия иконы «Спас Всемилостивый» XIX века хранится в фондах КМИИ №II-681.
  8. Опись 1830 г., л.6 об.; Опись 1867 г., л.20а.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *