Православное религиоведение Максимов

Догматы ислама

Ислам — посильная для человека религия. Чтобы быть мусульманином, нужно только исполнять заповеди и соблюдать запреты, тем самым осуществляя «правильное поклонение» Богу. Догматика ислама состоит из пяти «столпов» (аркан) — предписаний и запретов, восходящих к откровению Корана. Принятие ислама начинается с первого столпа — шахады (что означает «свидетельство»). После произнесения шахады новообращённый вступает в круг традиционных мусульманских обрядов и догматов.

Ему необходимо совершать пятикратную молитву (салят), раз в году поститься на протяжении месяца (рамадан), подавать милостыню (закят) и хотя бы однажды в жизни совершить паломничество в Мекку к священному чёрному камню (хаджж). Помимо этих пяти ритуальных столпов в исламе существует небольшое количество предписаний. Мусульманин обязан постоянно демонстрировать Всевышнему своё усердие в вере (джихад), а для этого он должен бороться с собственными пороками и недостатками и быть храбрым в войне за веру. Ему также надлежит совершить обрезание (хитан) — знак союза между Богом и человеком, который вверил Ему себя. И, разумеется, благочестие невозможно без ежедневного обращения к священным книгам — Корану и Сунне.

Помимо исполнения обязательного и довольствования разрешённым мусульманин должен удерживать себя от нарушения запретов. Их также совсем немного. Запрещается почитать кого-либо вместе с истинным Богом (многобожие — ширк — самый страшный грех в исламе), убивать человека в мирное время, убивать безоружного и священнослужителя на войне, красть, прелюбодействовать, пить вино, заниматься ростовщичеством. Запрещено есть свинину, мясо хищных птиц, мертвечину, удавленину и всякое животное, заколотое не по мусульманскому обычаю. Иногда к этому перечню прибавляют запрет на изображение живых существ. В Коране он отсутствует, однако существует хадис: «В дом, где есть изображения, не войдут ангелы». Таков правильный путь ислама — шариат.

В догматике ислама сложно переплелись элементы монотеизма и предшествовавшего ему аравийского язычества. Так, обычаи поститься в рамадан и совершать паломничество к чёрному камню соблюдались ещё при предках Мухаммада. Пищевые запреты ислама и обрезание известны из иудейских книг. За убийство, воровство и прелюбодеяние жестоко наказывали по обычаям рода. Собственно мусульманскими по происхождению следует признать только догмат пятикратной молитвы, догмат обязательной милостыни и не входящее в число столпов предписание джихада. Впрочем, в еврейском языке есть слово «закут», также обозначающее милостыню в пользу бедняков-иудеев. Из запретов ислама оригинальными можно назвать запреты на многобожие, винопитие и ростовщичество.

Салят (араб. «молитва») — обязательная каноническая молитва. Её необходимо совершать пять раз в день: после рассвета, в полдень, перед закатом, после заката, перед наступлением ночи. Однако две первые и две последние можно объединять.

Закят (араб. «очищение») — обязательная милостыня (может быть ещё и дополнительная, называемая «садака»). Она взимается с каждого имущего взрослого члена семьи в день окончания поста в месяце рамадан и предназначается для раздачи неимущим в праздник разговения (‘Ид ал-фитр). Кроме священной милостыни термином «закят» обозначается в современном мусульманском мире обычный государственный налог. Платит его глава семьи раз в год. Размер налога составляет, как правило, 2,5 % годового дохода, однако возможны и другие цифры. Религиозное значение закята в том, что верующий очищается от грехов, отделяя часть своего имущества для нужд бедняков общины. Вводя обязательную милостыню, ислам демонстрирует своё неодобрение принятой в иудейском сектантстве (ессеи) и христианстве практики очищения путём полного отказа от имущества.

Пост и хаджж. Пост в рамадан мусульманин соблюдает в знак уподобления пророку, который целый месяц постился перед получением откровения. Согласно жизнеописанию Мухаммада, этим месяцем был именно священный рамадан. Хаджж в исламе также имеет новую интерпретацию: паломники повторяют действия пророка, очищаясь от грехов и побивая камнями идол злодея Иблиса. Совершая жертвоприношение, они имитируют поступок Ибрахима, который хотел принести в жертву своего первенца Исмаила (по мнению мусульман, родоначальника арабов), но Бог заменил эту жертву ягнёнком. По окончании хаджжа каждый паломник получает зелёную чалму и звание «хаджи», которое ставится после его основного имени (не путать с титулом «ходжа», от перс. «хваджа» — «господин»).

Джихад (араб. «усилие», «усердие») — усердная борьба за веру. Джихад бывает нескольких видов: джихад сердца (борьба с собственными недостатками), джихад языка (разрешение одобряемого и запрещение порицаемого), джихад руки (наказание преступников и правонарушителей), джихад меча, или газават (во оружён ная борьба с неверными, павшие в которой обретают вечное блаженство ещё до Страшного суда). К сожалению, политическая практика ислама позволила европейцам усвоить только последний вид джихада, с которым они и ассоциируют само это понятие. Между тем хорошо успевающему школьнику арабский учитель скажет: «Анта тилмиз муджтахид» — «Ты — прилежный ученик!» (буквально «Ты — ученик, полный джихада!»).

Поведение. Все поступки мусульманина делятся на дозволенные (халал) и запрещённые (харам). К первым относятся обязательные поступки (ваджиб), связанные с исполнением ритуальных предписаний ислама; желательные (мандуб), в числе которых дополнительные посты и подаяния, любой другой акт бескорыстной помощи ближнему; безразличные (мубах) — еда, сон, брачная жизнь, отправление физиологических потребностей; неодобряемые (макрух), связанные со сферой наслаждений. К запрещённым поступкам принадлежат несоблюдение пищевых запретов и употребление алкоголя, азартные игры, браки между прямыми родственниками, мошенничество, ростовщичество. Логика запретов довольно проста. Занимающийся ростовщичеством владеет не своими деньгами и наживается не в результате собственного труда. Так что он может быть приравнен к вору. Алкоголик не контролирует себя. Он может поддаться искушению Иблиса и забыть об исполнении религиозных предписаний. Наконец, самый страшный грех — многобожие — является источником всех остальных грехов, поскольку неверующий чтит наряду с Аллахом силы, склоняющие человека ко злу.

К перечню догматов, запретов и правил, объединяющих всех без исключения мусульман, добавляется также участие в совместной пятничной молитве и в мусульманских праздниках.

Православное религиоведение (fb2)

— Православное религиоведение 939 Кб, 234с. — диакон Юрий Валерьевич Максимов — К В Смоляр

Настройки текста:

  • 1
  • 2
  • 3
  • . . .
  • последняя (90) «

Ю. Максимов, К. Смоляр Православное Религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм

Впервые после октябрьской революции читателю предлагается религиоведческий труд, посвященный православному осмыслению трех мировых религий — ислама, буддизма и иудаизма. Книга написана на хорошем научном уровне, снабжена серьезным богословским анализом предлагаемых к рассмотрению учений. Каждый раздел содержит главу об отношении той или иной религии с христианством, а также подборку святоотеческих высказываний о ней. Ю. В. Максимов — один из авторов, является преподавателем религиоведения, доцентом Московской Духовной академии. Данная работа будет полезна студентам духовных школ, высших учебных заведений и всем интересующимся православным отношением к нехристианским конфессиям.

ДОИСЛАМСКАЯ АРАВИЯ — религиозный, культурный, политический фон

Наименование «араб» можно приближенно перевести как «бродяга» или «кочевник». Согласно Библии, христианским писателям, а также представлениям самих арабов, они происходят от первого сына Авраама — Измаила, а также от Иоктана, потомка Сима и Хуша, сына Хама (Быт. 10, 7, 26–30; 25, 12–18).

В исторически обозримые времена арабы разделялись на северные племена (низариты, или ма’аддиты) и южные (кахтаниты или йемениты). Северные арабы распадались на две ветви: раби’а и мудар, которые делились на множество племен и родов. Южные арабы — кахтаниты — также делились на две ветви: химьяр и кахлан.

Часто доисламскую историю и культуру Аравии недооценивают или неоправданно принижают.

Южная Аравия

Расположение Южной Аравии в плодородной местности, на пересечении путей, ведущих из Передней Азии и Средиземноморья в Африку и Индию, способствовало тому, что еще в конце II тыс. до Р.Х. там появились земледельческие государства с высокоразвитым ирригационным земледелием и интенсивной торговлей. Население этих государств создало относительно высокую культуру и свою собственную письменность на языке южносемитской группы. Древнейшие из сохранившихся южноарабских надписей восходят предположительно к концу II и началу I тыс. до н. э и свидетельствуют о высокой культуре трех южноаравийских царств — Минейского, Сабейского и Химьяритского. Царица государства Саба приезжала к Соломону испытать его мудрость (3 Цар. 10:1—10). Позднее Аравийский полуостров знает также Набатейское царство и город-государство Пальмира. Ко времени рождения Мухаммеда Южная Аравия была захвачена абиссинцами.

Центральная Аравия

В Центральной Аравии арабы преимущественно находились во власти родоплеменного строя. Индивидуум, как в оазисах, так и в пустыне ощущал себя в первую очередь членом своего племени. Только в племени и с его помощью он мог существовать, и ему был гарантирован минимум личной безопасности.

Бедуины владели обширными стадами верблюдов, овец и коз. Часть их приходилось продавать для приобретения зерна или муки у земледельцев. Племена постоянно сражались друг с другом, но среди них, несмотря на это, действовали определенные неписаные законы. Одним из этих законов был обычай кровной мести, представлявший отражение определенного правового сознания, в соответствии с которым племя разделяло принцип коллективной ответственности за проступки каждого соплеменника. Другим неписаным законом доисламской Аравии являлось священное перемирие, устанавливавшееся ежегодно в течение четырех «священных» месяцев, во время которых устраивались ярмарки и традиционные паломничества к культовым центрам.

Население Центральной и Северной Аравии не было сплошь кочевым. Помимо кочевников, в Центральной и Северной Аравии существовали города, порой очень древние, как, например, Мекка, которая упоминается еще Птолемеем. Эти города возникали у оазисов и были центрами торговли, а также культового поклонения.

Некоторое время в Центральной Аравии существовало Киндитское царство, основанное южноаравийским племенем кинда, которое играло значительную роль в аравийской истории. Государствообразующие процессы происходили и в других центральноаравийских городах, так, например, из истории известно, что незадолго до рождения Мухаммеда какой-то человек едва не стал королем Мекки, нечто подобное происходило и в Ясрибе. Эти события говорят о том, что накануне появления ислама, и независимо от него, в Центральной и Северной Аравии происходили процессы перехода к высшим формам государственности.

Такой же факт — наличие огромного исторического потенциала у доисламских арабов. Еще из доисламской эпохи известны случаи значительных побед арабов над культурно и численно превосходящим противником. В 570 г. абиссинский полководец Абраха (или один из его сыновей) предпринял поход на Мекку, который окончился неудачей. В 611 г.

  • 1
  • 2
  • 3
  • . . .
  • последняя (90) «

>

Флибуста

Православное Религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм (pdf)

Иерей Георгий (Юрий) Валерьевич Максимов К. В. Смоляр

Православие, Религиоведение, Религия, религиозная литература, Христианство

Православное Религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм 14363K, 300 с. издание 2008 г. (следить)
Добавлена: 09.10.2019

Аннотация

Впервые после октябрьской революции читателю предлагается религиоведческий труд, посвященный православному осмыслению трех мировых религий — ислама, буддизма и иудаизма. Книга написана на хорошем научном уровне, снабжена серьезным богословским анализом предлагаемых к рассмотрению учений. Каждый раздел содержит главу об отношении той или иной религии с христианством, а также подборку святоотеческих высказываний о ней. Ю.В. Максимов — один из авторов, является преподавателем религиоведения, доцентом Московской Духовной академии. Данная работа будет полезна студентам духовных школ, высших учебных заведений и всем интересующимся православным отношением к нехристианским конфессиям.

Издано по благословению Высокопреосвященного Георгия, архиепископа Зимбабве, Анголы, Ботсваны, Малави и Мозамбика.

Александрийская Православная Церковь.

Источник: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3964259

Tomcatcat в 18:44 (+02:00) / 17-10-2019, Оценка: плохо
Не разбираюсь в иудаизме и исламе, прочёл только часть о буддизме. В ней можно выделить два подраздела. Первый — описание собственно буддизма. Написано достаточно толково, краткое такое описание. Каких-то особенно выпирающих ересей не отмечено — почти как в добротном учебнике по религиоведению.

А вот второй подраздел — об буддизме в свете христианства — написан откровенно бредово: наполнен идеями о не знающий Благой Вести буддистах, как будто знание Благой Вести автоматически даёт +500 к мудрости. Особенно бредово выглядят выдержки из сочинений авторитетных служителей христианства. В некоторых вообще нет ничего о буддизме — просто притча, в которой упоминаются буддисты. В некоторых — написанных весьма давно — излагаются ОЧЕНЬ устаревшие и ошибочные взгляды европейцев начала 20 века.
Резюме. Если книга кому-то и сгодится, то только тем, кто хочет найти подборку «авторитетных» суждений по не-христианским религиям — то есть ученикам семинарий. Всем остальным читать не рекомендую. Madserg в 00:07 (+02:00) / 10-10-2019
Не, ну следует заметить, что жанры подобраны со вкусом 🙂 impan в 22:36 (+02:00) / 09-10-2019, Оценка: нечитаемо
Не осмысляй других — и не осмысляем будешь. Borger в 21:29 (+02:00) / 09-10-2019
>…религиоведческий труд, посвященный православному осмыслению трех мировых религий — ислама, буддизма и иудаизма.
Интересно, а как православие отнесется к тому, что его начнут «осмысливать» упомянутые выше три мировые религии? причем исламским\буддистским\иудаистским осмыслением.

Отзыв: Книга «Православное Религиоведение: ислам, буддизм, иудаизм» — Ю. Максимов, К. Смоляр — Своевременное издание

Доброе время суток, дамы и господа!
Мой сын учится в православном классе московской гимназии. Сейчас изучается предмет «Основы православной культуры». В качестве дополнительной книги для чтения ученикам рекомендовано издание «Православное Религиоведение», выпущенное Издательством храма пророка Даниила на Кантемировской в 2008 году. Поговорим об этой книге.

Издание посвящено православному осмыслению трех мировых религий и, соответственно, включает 3 раздела: первый раздел посвящен исламу, второй — буддизму, а третий — иудаизму. Прежде всего обращает на себя внимание высокий научный уровень изложения материала, в частности, серьезный богословский анализ в произведении. Это позволяет основное произведение отнести к жанру монографии, а именно научно-популярной монографии, поскольку читательский адрес издания достаточно широк и элементы популяризации в произведении, несомненно, присутствуют.
Сильной стороной издания является то, что каждый раздел содержит главу, посвященную взаимоотношению той или иной религии с христианством, и подборку святоотеческих высказываний. Вообще-то книга рассчитана на студентов, но, как показывает практика, и представители среднего школьного возраста вполне могут ее читать.

Аппарат издания представлен такими элементами, как выходные сведения, примечания, содержание, список использованной литературы к каждому разделу, примечания. К сожалению, приходится констатировать, что в списке использованной литературы не соблюдаются требования ГОСТ 7.1-2003. Каждый раздел предваряется шмуцтитулом, на котором дано содержание данного раздела.

Несмотря на то что книга издана в мягкой обложке, книжный блок достаточно прочный за счет припрессовки пленки с внешней стороны обложки. Бумага офсетная. Тираж книги — 5000 экз. Всем рекомендую прочитать эту книгу!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *