Православные лавры

Вместе с православием из греческого языка в русский пришло много заимствованных слов. К подобным словам относятся как лавра, так и монастырь. В дословном переводе лавра значит «городская улица», а монастырь происходит от слова «монос» («один, одинокий»). В русском языке эти заимствования обозначают схожие, но не идентичные понятия. Давайте разберемся, чем отличается лавра от монастыря и в каких аспектах эти православные термины сходятся.

Возникновение монастырей

Монастырем называют религиозную общину монахов с единым уставом и единым комплексом хозяйственных, богослужебных, а порой и оборонительных построек. Монастыри появились в начале 4 века нашей эры: в 318 году написан первый устав. Основателем первого монастыря считают египетского монаха Пахомия Великого. Он велел огородить стеной находящиеся недалеко друг от друга жилища христианских отшельников и учредил для них особый распорядок дня, состоящий из разумного чередования молитв и физического труда. Устав такого монастыря, названного киновией (общинножитием), был очень строг, поэтому позже возникли монастыри другого типа – идиоритмы (особножития), условия жизни в которых были менее суровы, чем в киновиях. Монастыри и в православии, и в католичестве могут быть как мужскими, так и женскими, а вот в среде протестантов монастыри есть только у лютеран, да и то их немного.

Отличие лавры от монастыря в следующем:

  • лавра – название монастыря лишь в православии;
  • лавра – это только мужской монастырь;
  • лавра обязательно должна быть крупным монастырем и иметь особое духовное и историческое значение.

Насколько огромным должно быть это значение, говорит тот факт, что в России всего две лавры – Троице-Сергиева (Сергиев Посад, Московская область) и Александро-Невская (Санкт-Петербург). Есть лавры и в других православных странах – на Украине, в Греции, Румынии, Грузии, Сербии и даже в католической Польше! В последнем случае Супрасльская лавра расположена на востоке Польши и принадлежит Польской православной церкви.

Реклама к содержанию

Сравнение

Кроме упомянутых выше киновии и идиоритма, в православии существуют монастыри и других типов. Например, пустыни (ударение на первом слоге), из которых самая известная – Оптина пустынь в Калужской области. Несмотря на древность (основана в конце 14 века) и большую значимость для православия (пустынь во время духовных исканий посещали, например, Лев Толстой и Федор Достоевский), статуса лавры она не получила. Но имеет статус ставропигиального мужского монастыря – это значит, что подчиняется она не местной епархии, а напрямую Патриарху.

А Троице-Сергиева лавра (которая также имеет статус ставропигиального монастыря) неоднократно выполняла государствосохраняющую роль. Именно здесь Сергий Радонежский благословил Дмитрия (которого только позже назовут Донским) на Куликовскую битву. В начале 17 века лавра выдержала почти полуторагодовую осаду польскими интервентами и стала одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А в конце этого же века сюда, спасаясь от стрелецких бунтов, сбегут сначала царевна Софья, а потом и Петр Первый. И отсюда он в 1689 году уехал обратно в Москву – уже полновластным правителем Русского царства.

Таблица

В чем разница между лаврой и монастырем? Если совсем уж коротко, то лавра – это один из типов монастырей. А различия представлены в этой таблице:

Монастырь Лавра
Что собой представляет Община монахов или монахинь с комплексом богослужебных, хозяйственных, нередко и оборонительных строений Крупный мужской православный монастырь, имеющий большое духовное и историческое значение
Разновидности Различают общинножитные (киновии) и особножитные (идиоритмы) монастыри, они бывают мужскими и женскими. В православии есть и следующие типы монашеских поселений: пустыни (удаленные от основного монастыря) и скиты (обычно жилища монахов-отшельников) Разновидностей нет
Количество в России Православных монастырей в России почти восемь сотен Две лавры – Троице-Сергиева и Александро-Невская

Лавры – это самые большие и значимые православные мужские обители, имеющие особенное духовное и историческое значение. В переводе с греческого слово «лавра» означает: часть города, населенная местность, обнесенная стеной или оградой. Это название стали применять к многолюдным и важным монастырям.

Многие считают, что лавры в Украине – единственные в мире. Первые лавры появились в начале 4 века в Палестине. Монахи-отшельники в поисках уединения селились в Иудейской пустыне, проводя жизнь в молитвах и смирении. Свое жилье они были вынуждены ограждать стенами, дабы защитить себя от набегов кочевников-бедуинов.

Многие из нас не видят особой разницы между монастырем и лаврой. На самом деле это совершенно разные монашеские поселения. Монастыри бывают мужские и женские. Эти религиозные общины имеют свой устав, уклад и правила, единый комплекс богослужебных и жилых помещений.

Лавра – это разновидность монастыря, но с более обширной территорией и большим количеством монахов, со своей особой и древней историей, а также непосредственным подчинением патриарху. Лавра может быть только мужской.

Официальный статус лавры имеют немногие монастыри. Наиболее известная расположена в Палестине – лавра Саввы Освященного, основанная в 484 году на территории Западного берега реки Иордан. В Благовещенском соборе лавры Саввы Освященного хранятся мощи Святого Савы. Примечательно, что по давней традиции монашеского устава в эту лавру запрещен вход для женщин. Еще одна особенность – в монастыре по сей день не используется электричество.

В Украине насчитывается наибольшее количество действующих лавр – три православных монастыря и два греко-католических.

Киево-Печерская лавра

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра признана одной из самых древних и значимых обителей на территории Украины. За время своего существования легендарная святыня пережила немало исторических потрясений – войны, пожары, разрушения и грабежи. Статус лавры монастырь получил в 1688 году.

История Лавры началась в 1051 году, во времена правления князя Ярослава Мудрого. На живописных днепровских берегах в пещере поселился монах Антоний, прибывший со Святой горы Афон в поисках уединения от мирской суеты. Со временем к нему стали приходить миряне: кто за советом, кто с просьбой о молитве, некоторые селились рядом. Со временем над пещерами начали строить наземные постройки.

На протяжении многих столетий Киево-Печерский монастырь пополнялся новыми культовыми сооружениями, а подземные пещеры стали использовать как некрополь.

Автор фото: Yuriy Perebayev © IGotoWorld.com Photo Group.

Уникальный монастырский комплекс в 1990 году был внесен ЮНЕСКО в Список памятников всемирного значения. Ежегодно тысячи туристов со всего мира посещают древнюю святыню Киева. Особый интерес вызывают Ближние и Дальние пещеры, это настоящие подземные лабиринты, уникальные в своем роде. Здесь покоятся мощи летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита, черниговского князя Святослава и многих других.

На территории Верхней Киево-Печерской лавры действует музейный комплекс – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник.

Чтобы увидеть лавру: посещение заповедника (часть огромного комплекса лавры) и его музеев платное – от 20 грн. Антониевы и Феодосиевы пещеры открытии с 9:00 до 16:00. Вход в них и храмы лавры свободный.

Почаевская лавра

Белоснежный архитектурный ансамбль Свято-Успенской Почаевской лавры поражает своим величием и блеском золотых куполов. Он раскинулся на высоком каменистом холме Кременецких гор. Это один из наиболее почитаемых монастырей среди паломников.

Православная обитель пережила немало драматических событий, ее существование окутано многочисленными преданиями и легендами. По одной из них, монастырь основали киевские монахи, спасавшиеся от набегов татар в 1240 году. В то время над Почаевской горой монахам явилась в огненном столпе Богоматерь, оставив после себя отпечаток стопы на камне с источником целебной воды. Там же монахи построили первый деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Первые документальный упоминания о святой обители относятся к 1527 году. Неоценимый вклад в развитие монастыря внесла местная помещица Анна Гойская. Она подарила монастырю чудотворную икону Богоматери, привезенную с Востока в 1559 году греческим митрополитом Неофитом. Также помещица пожертвовала средства на строительство Почаевской церкви и келий для монахов. В 1833 году монастырь получил статус лавры.

Источник фото: pochaev.org.ua.

К основным святыням Почаевской лавры относятся: мощи преподобного Иова и Амфилохия Почаевского; след стопы Богоматери с целебным источником; чудотворная икона Матери Божьей.

Чтобы увидеть лавру: Почаевская лавра расположена в городе Почаев, в 70 км от Тернополя. Сюда постоянно организовывают паломнические туры. На территории есть гостиница и комнаты для паломников. Стоимость ночлега – от 40 грн за ночь.

Святогорская лавра

На живописных склонах реки Северский Донец расположилась Свято-Успенская Святогорская лавра, одна из главных святынь востока Украины. Святая обитель, возрожденная после десятилетий советского атеизма, вновь возвышается в окружении национального парка «Святые горы».

Первые документальные упоминания о Святых горах датируются 1526 годом. Но многие историки сходятся во мнении, что монастырь появился на склонах меловых гор еще до крещения Киевской Руси. Не исключено, что первыми поселенцами были монахи из Византии, спасавшиеся от гонений за поклонение святым иконам. О том, что в этих местах были христианские поселения, свидетельствует также Ипатьевская летопись. В 1111 году местные христиане встречали здесь князя Владимира Мономаха. На протяжении многих веков монастырские пещеры были пристанищем для многих благочестивых иноков во время гонений.

Святогорский монастырь постигла одновременно как счастливая, так и печальная судьба. Худшие годы для обители пришлись на советский период – она была разграблена, осквернена и разрушена.

Источник фото: svlavra.church.ua, автор – Михаил Полтавский.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда священникам вернули соборный храм Успения Божьей Матери. Сейчас в монастырском комплексе восстановлены церкви, дом настоятеля, кельи, кузница, мастерские, гостиные дворы.

Священный Синод Украинской православной церкви 9 марта 2004 года предоставил Свято-Успенскому Святогорскому мужскому монастырю статус лавры, приняв во внимание давность святыни и ее историческую роль в становлении христианства. Это самая молодая лавра с очень древней историей.

Чтобы увидеть лавру: сейчас на территории Донецкой области проходят военные действия. Мы не рекомендуем посещение лавры.

Свято-Успенская Уневская лавра

Уневский монастырь Успения Пресвятой Богородицы со статусом лавры является центральной обителью монахов-студитов, одного из орденов УГКЦ. Орден студитов был основан в конце 8 века Теодором Студитом из Константинополя, он же являлся автором Студийского устава для монахов, действующего доныне.

Уневский монастырь-крепость расположен на окраине села Унев, в окружении лесистых гор. Первые упоминания о монастыре относятся к 1395 году, уже тогда он упоминался как известный духовный центр Галичины.

Источник фото: ua.vlasenko.net, автор – Petro Vlasenko.

История монастыря тесно связана с родом Шептицких. Во времена Австрийской империи Уневский монастырь был закрыт. Инициатором возрождения монашеской жизни в Уневском монастыре был митрополит Андрей Шептицкий, в 1898 году обитель получила статус лавры, здесь снова поселились монахи Студийского устава.

В советское время монастырь использовали как лагерь для католического духовенства, далее организовали приют для душевно больных людей.

В 1991 году власть вернула Уневский монастырь монахам-студитам.

Дважды в год Уневская лавра собирает тысячи паломников, это происходит во время почитания чудотворной иконы Уневской Богородицы на третье воскресенье мая, а также 28 августа – на праздник Успения.

При монастыре открыт музей, в галерее у входа представлена коллекция старинных распятий.

Свято-Ивановская лавра

Лавра Святого Иоанна Крестителя Студийского устава УГКЦ – редко упоминаемая и несправедливо забытая обитель, хотя находится почти в самом центре Львова.

Основан монастырь был в 1927 году Митрополитом Андреем Шептицким, он является полноценной второй лаврой УГКЦ с соответствующей грамотой митрополита, статуса которой никто и никогда не отменял.

Располагается лавра на территории Музея народной архитектуры и быта с народным названием «Шевченковский гай».

Центральный храм Лавры – деревянная церковь Премудрости Божьей, привезенная во Львов в 1930 году из карпатского села Кривко, что на Турковщине. Церковь Святого Николая 1763 года была сильно повреждена во время Первой мировой войны, поэтому сельская община построила себе новый храм, а старый был продан Лавре. 7 июля 1931 года церковь освятили вторично в честь Святой Софии – Премудрости Божьей.

Свято-Ивановская лавра просуществовала до 1946 года, ее постигла печальная судьба многих монастырей на Галичине. Чтобы спасти от уничтожения Лавру с уникальными сакральными памятниками, было принято решение создать музей.

Автор фото: © IGotoWorld.com Photo Group.

В 1990 году монахи-студиты по согласию дирекции музея начали проводить богослужения в церкви Премудрости Божьей. Позже, согласовав формальности, монахи официально поселились на территории музея, заняв помещение бывшей монашеской прачечной.

Чтобы увидеть лавру: необходимо посетить скансен «Шевченковский гай» во Львове. Вам подойдет трамвай № 2, 7 или 10. Из центра ехать всего несколько остановок. Вход на территорию музея стоит 30 грн.

На протяжении многих столетий лавры на территории Украины играли огромную роль как в духовной, так и политической жизни. Они являлись центрами христианской культуры: здесь жили и работали известные летописцы, ученые, художники, книгоиздатели. Это уникальные памятники всего православного человечества, в наших силах сберечь их в первозданной красоте для последующих поколений.

  • Исторические факты
  • ТОП

Если статья понравилась, расскажите друзьям 🙂 Следите за нами в соцсетях

  • Cвято-Троицкая Сергиева Лавра. Вид издалека
  • Вход в Лавру
  • Вход в Успенский собор
  • Здание трапезной
  • Троицкий собор
  • Убранство Троицкого собора: иконостас и Царские врата
  • Икона в Троицком соборе
  • Успенский собор
  • Колокольня
  • Колокол
  • Плотничья башня, Каличья башня и Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких
  • Уточья башня
  • Пруд
  • Cвято-Троицкая Сергиева Лавра. Вид сверху
  • Фрагмент крепостной стены
  • Фрагмент фрески
  • Фрагмент фрески
  • Фрагмент фрески
  • Икона преподобного Сергия
  • Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1892 год
  • Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Об этой русской святыне невозможно рассказать в нескольких словах… Поезжайте на северо-восток от Москвы – и через 70 километров вы увидите золото куполов и разноцветье башен. Это Троице-Сергиева лавра – крупнейший православный монастырь нынешней России и бывшей Российской империи. Сергиев Посад – город, возникший вокруг монастыря лишь в конце XVIII века, когда лавра уже несколько веков была известна каждому русскому человеку.

История обители переносит нас в далекий 1337-й, когда святитель Сергий Радонежский основал небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы. Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром возрождающейся Руси, Руси Московской. Для великого князя Димитрия Иоанновича монастырь стал истинной опорой.

Дважды монастырь сыграл ключевую роль в истории Руси: в 1380 г. игумен Сергий стал идеологом и вдохновителем победы русских войск на Куликовом поле. В нарушение устоявшихся канонов, он послал на битву двух иноков – Пересвета и Ослябю. По сути – святитель Сергий указал русским людям путь к освобождению от векового ига.

В годы смуты, когда судьба русского государства снова висела на волоске, Троице-Сергиев монастырь стал центром ополчения. Монастырь выдержал беспримерную почти полуторагодичную осаду, отразил все атаки польских захватчиков. Архимандрит Дионисий не только выхаживал в монастыре раненых, он стал настоящим духовным лидером освободительного похода 1612 г.

Из настоятелей XIX века следует назвать митрополита Платона (Левшина) и святителя Иннокентия (Вениаминова). То было время расцвета лавры. Не случайно один из первых московских железнодорожных маршрутов был проложен от нынешнего Ярославского вокзала в Сергиев Посад.

А после 1917-го началась эпоха запустения. Монастырь упразднили, основали в лавре историко-художественный музей. Возрождение монашеской жизни в лавре началось в 1946 г. Патриархии был возвращен Успенский собор. Тогда же в стенах лавры возобновили Духовную академию.

Осмотр архитектурных шедевров и святынь лавры лучше всего начать с самого древнего храма – с Троицкого собора. Четерыхстолпный златоглавый собор-богатырь построен на месте деревянного храма, основанного Сергием. Каменный храм заложен в год прославления Сергия в лике святых – в 1422-м. Иконостас собора создавали великие художники – Андрей Рублев и Даниил Черный. Знаменитая рублевская «Святая Троица» написана именно для этого иконостаса. В этом древнем соборе хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского.

Через полвека псковские мастера возвели в Троицком монастыре Духовской храм, а в XVI веке в монастыре развернулось грандиозное строительство: над стенами монастыря вырос огромный Успенский собор – меньшой брат владимирского и московского Успенских соборов. К собору примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи. Царь Борис не раз бывал в лавре, он всемерно способствовал строительству Успенского собора.

Приковывает наше внимание и пятиглавая церковь Иоанна Предтечи, построенная на средства купцов Строгановых в XVII веке – над широкой аркой, за святыми вратами.

Отличается от памятников древнерусской архитектуры самая высокая вертикаль лавры – пятиярусная колокольня, взметнувшаяся на 88 метров. Архитектор Дмитрий Ухтомский совершил невозможное: европейское барокко вписалось в древнерусский ансамбль. Сегодня без высокой затейливой колокольни и представить себе лавру нельзя. Самый крупный колокол лавры – 72-тонный Царь-колокол – поднят на колокольню уже в ХХI веке.

В России сохранилось немного старинных образцов жилой застройки. Лаврские кельи и трапезная, исполненная в стиле нарышкинского барокко, дают представление о теремном узорчатом старорусском архитектурном стиле.

В Троице-Сергиевой лавре всегда многолюдно, не скудеет поток туристов и паломников. Наверное, невозможно понять Россию, не посетив эти места. Лавра поражает и захватывает издалека. Ансамбль, складывавшийся веками, открывается постепенно – как будто православное воинство выстроило в чистом поле свои златоглавые полки.

Вот уже больше восьмидесяти лет по соседству с лаврой в Сергиевом Посаде располагается музей игрушки, который привлекает не только уникальной коллекцией русской игрушки (в том числе – и рождественской), но и собранием детского портрета, в котором есть работы и Николая Богданова-Бельского, и Василия Тропинина.

В Сергиевом-Посаде действует и государственный историко-художественный музей-заповедник. Его экспозиции размещаются и в лаврской ризнице, и за пределами монастыря – в Главном корпусе музея (проспект Красной армии, д. 144) и в музейном корпусе «Конный двор». В залах музея перед вами пройдет история Троице-Сергиевой лавры, увидите вы и замечательные художественные коллекции: «Древнерусская живопись XIV-XVII вв.», «Древнерусское прикладное искусство XIV-XVII вв.», «Русское искусство XVIII — начала ХХ вв.», «Русское народное искусство XVIII — начала ХХ вв.», «Современное декоративно-прикладное искусство». В каждой экспозиции есть подлинные шедевры. Но главный шедевр – это, конечно, сама лавра, к которой в Сергиевом Посаде ведут все дороги.

Издавна православные святыни, прежде всего, монастыри, привлекали внимание благочестивого христианина. Особым почтением пользовались те монашеские обители, которые получили почетный статус Лавры. В этой книге рассказывается о древней истории и современном состоянии трех святынь православного мира — Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской Лавр. Любознательный читатель, готовясь в паломническую либо туристическую поездку, почерпнет для себя здесь много душеполезного и познавательного.
Книга представляет интерес для широкого круга читателей.
Содержание:
I. КИЕВ
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
(историческая справка)
Павел Алеппский (архидиакон). Киев и Печерский
монастырь
Угодья Печерского монастыря
Печерский монастырь. Приезд и встреча. Святые
ворота.
Кельи. Монахи. Трапеза
Печерский монастырь. Описание великой церкви.
Монастырский сад. Колокольни
Печерский монастырь. Описание Ближних
и Дальних пещер
Вознесенский монастырь. Типография Печерского
монастыря
Печерский монастырь. Служения в праздник
апостолов Петра
и Павла. Отъезд из монастыря. Колокол Св. Софии
Описание церкви Св. Софии
Торжественная встреча. Посещение Софийского
собора. Разрешительные грамоты. Стечение
народа. Посещение патриархом
митрополита. Портреты патриархов в его покоях.
Златоверхо-
Михайловский монастырь. Мощи св. Варвары.
Прибытие в Печерский монастырь. Посещение
Никольского монастыря. Выдубецкий монастырь.
Отъезд
Муравьев А.Н. Киев и Киево-Печерская Лавра
Ближние и дальние пещеры
Храм Первозваннаго
Святая София
Михайловский монастырь
Десятинная церковь
Крещатик
Оскольдова могила
Выдубицкий монастырь
Вышгород и Межигоры
Братский монастырь
Пустыни Китаева и Голосьевская
Печерская Лавра
Праздник Успения
Булгаков СВ. Киево-Печерская Лавра
Булгаков СВ. Михайловский монастырь
II. СВЯТОГОРЬЕ
Свято-Успенская Святогорская Лавра
(историческая справка)
Высокопреосвященный Филарет (Гумилвеский),
архиепископ
Харьковский. Святогорская общежительная
Успенская пустынь
Булгаков СВ. Святые Горы.
Из книги Русские монастыри в 1913 г
Тютчев Ф.И. Святые горы
III. ПОЧАЕВ
Свято-Успенская Почаевская Лавра.
Энциклопедическая
справка
История Свято-Успенской Почаевской Лавры

Отзывы Троице-Сергиева лавра (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Сергиева Лавра, Сергиев Посад

Так сложилось, что скромная хижина в глухом безлюдном лесу, сложенная отроком Варфоломеем для уединенных молитв и праведной жизни, выросла в духовный центр православной Руси, а ее принявший монашеский постриг строитель стал прославленным Сергием Радонежским. Его личность оставила глубокий отпечаток в истории церкви и государства, во многом сформировав знаменитую «загадочную русскую душу». Свято-Троице-Сергиева лавра и сегодня продолжает дело своего основателя.

Немного истории

В 1337 г. будущий святой преподобный Сергий основал обитель Живоначальной Троицы на холме Маковец неподалеку от Москвы. Постепенно вокруг него собрались такие же искатели спасения души. Авторитет игумена непрерывно рос, именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву с темником Мамаем, победа на Куликовом поле стала для молодого государства судьбоносной. Позже, в Смутное время, монастырь выдержал осаду литовцев, но был сожжен ханом Едигеем. И снова возродился, став крупнейшим культурным центром страны. В 1920 г. лавру преобразовали в музей, но в 1946 г. вернули церкви. До 1983 г. здесь находилась резиденция патриарха РПЦ.

Что посмотреть

Первым каменным храмом лаврского архитектурного ансамбля был Троицкий собор, возведенный на пепелище Никоном Радонежским, учеником и преемником преподобного Сергия. Храм расписывала артель Андрея Рублева, для его иконостаса он сотворил знаменитую «Троицу». Оригинал иконы сейчас находится в Третьяковской галерее, в соборе — точный список. Главная святыня храма — серебряная рака с мощами преподобного Сергия, обретенными при его закладке. В Серапионовой палате рядом с ними находятся еще около 500 православных реликвий.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры возведена в конце 18 века. Ее высота 88,5 м, это самое высокое подобное сооружение в стране. 42 колокола, среди которых 67-тонный гигант, в 1920 г. были сброшены с высоты и разбиты. Сегодня колокольня отреставрирована, на ее звонницу уже вернулись 26 колоколов.

Лаврский перезвон славится своей силой и мелодичностью. Многие приезжают сюда только ради того, чтобы его послушать.

Из общего стиля архитектуры заметно выделяется здание Царских чертогов, бывшего путевого дворца царя Алексея Михайловича. В них находится Церковно-археологический музей, где выставлены драгоценная утварь, старинные книги и облачения.

Троице-Сергиева Лавра

Экскурсии в Свято-Троице-Сергиеву лавру

Для туристов работает Паломнический центр, организующий обзорные и тематические экскурсии по достопримечательностям лавры. На специальной странице оф. сайта приведены их полный перечень и расценки. Для детей открыты мастер-классы по гончарному делу, росписи и изготовлению витражей.

Практическая информация

Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троице-Сергиева лавра. Веб-сайт.

Время работы: ежедневно с 5:00 до 21:00. На церковные праздники лавра работает круглосуточно.

Как добраться: на электричке с Ярославского вокзала Москвы; на автобусе №388 от метро «ВДНХ»; на автомобиле из Москвы по Ярославскому шоссе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *