Православные педагоги

ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иерей Артемий Ахметшин, настоятель домового храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Славянской школе города Омска, студент Омской духовной семинарии.

Аннотация. Статья посвящена системе православной педагогики, отражены ее принципы и основные положения. В статье рассматриваются пути и методы решения проблемы воспитания на примере опыта отечественных богословов-педагогов, а также представлены пути разрешения проблемных вопросов в сфере школьного образования.

Ключевые слова: педагогика, воспитание, личность, образование, христианская антропология, светское, религиозное, секуляризация.

ORTHODOX PEDAGOGICS AS A FOUNDATION FOR CHARACTER EDUCATION IN THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION

лово «образование» происходит от слова «образ». Оно первоначально означало участие в созидании в человеке образа Божия, восстановление его по подобию Божиему, которые он утратил и утрачивает в результате грехопадения Адама и собственных грехов. Человек сам с помощью Божией создает себя по образу и подобию Божиему. Задача наставника, духовника, педагога помочь в этом делании руководимому, пасомому ученику.

Актуальность выбранной темы обусловлена насущной необходимостью говорить о восстановлении некогда утраченной модели воспитания подрастающего поколения в русле традиционной православной культуры.

С

К сожалению, к нашему времени слово «образование» утратило свое первоначальное значение. Им стали называть процесс приобретения под руководством учителей и преподавателей знаний и навыков, полезных для материального благополучия и карьеры. Стоит отметить, что образование с Петровской эпохи утрачивает самодовлеющую ценность и все больше становится средством достижения тех или иных эгоистических целей. Поэтому оно не спасает от роста преступности и беззакония.

Проблематике воспитания в свете христианской антропологии посвятили свою жизнь известные православные педагоги протоиерей Василий Зеньковский, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Глеб Каледа, протоиерей Алексий Уминский. Все означенные богословы «нашего времени» непосредственно по роду своей деятельности осознавали неразрывную связь Православной культуры и системы образования. Их труды и старания — есть наследие для грядущего поколения наставников и учителей.

Современный педагог действительно имеет широкий спектр возможностей для того, чтобы наполнить образовательный процесс духовным содержанием: пособия, методические рекомендации и материалы, курсы повышения квалификации, организованные совместно департаментами образования и отделами религиозного образования и катехизации в епархиях Русской Православной Церкви.

Мы неизбежно сталкиваемся с тем, что теряем молодежь, и следовательно необходимо выбрать путь совершенствования системы образования. Возрождение духовной традиции, внедрение нравственного компонента, «живого» слова в систему обучения имеет ориентир на построение благоприятной воспитательной среды, которая несомненно станет откликом на назревшие проблемные вопросы.

В.В. Зеньковский в своей книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, … раскрытие пути вечной жизни»145.

В воспитательном процессе, по мысли В.В. Зеньковского, есть два основных направления: первое — это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой»146. Это одно из направлений воспитания, имеющее в своей основе заботу о духовном развитии ребенка.

Не менее важным является второе направление — «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь — так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность»147. Гипноз земной жизни настолько силен, что зачастую сиюминутные цели и задачи мы ставим на первый план, совершенно забывая о вечности. Задача воспитания должна быть

145Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 152.

146Там же. С. 239.

147Там же. С. 241.

№ 2, 2017 (3)

Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»

определена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу и вечности, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устремиться, в землю или на небо, решать только нам людям, которым Христос подарил свободу выбора. Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода — это самое ценное и самое основное в нас»148.

В.В. Зеньковский убеждает нас в том, что очень важна необходимость «воспитания ребенка к свободе»149. Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине — «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви»150. Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе.

Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка — это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке». То есть воспитание — это развитие основного начала в личности — духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое.

В настоящее время назрела необходимость создания целостной концепции православной педагогики, мировоззренчески основанной на вероучении Православной Церкви, поддерживающей духовно-нравственные, культурно-исторические, национально-патриотические традиции и отвечающей современным требованиям психолого-педагогической науки.

Сущность педагогики — душеспасительное попечение и служение больших меньшим. Прежде всего обратимся к пониманию сущности, назначения и цели педагогики в христианском осмыслении, ее главных отличительных особенностей и категорий. В Древней Греции педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем — сам Христос, который Себя признает и именует Учителем всех учителей. Назначение педагогики — содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период ее становления. Направленность педагогики — детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь. Сегодня преподавание и воспитание становится все более трудным делом. Наши ученики и воспитанники все менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям.

Стоит обратить внимание на размышление о педагогическом вдохновении и поговорить о том, как дарованная христианам в Таинствах Церкви благодать помогает

148 Там же. С. 242.

149Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учителю учить, а воспитателю воспитывать. Без этой помощи каждый из нас может потерпеть лишь поражение на нашем святом поприще.

Итак, призывая на помощь Господа, мы осмысляем, как именно Божия сила помогает нам в деле обучения и воспитания. Эта сила, являясь живой и действенной через подвиг смирения и молитвы, открывает, что перед нами — бессмертные человеческие души. Каждая из них свободна в своем выборе, способна к различению добра и зла, алчет и жаждет благодати Божьей. За каждую из них Владыка-Христос пролил Свою драгоценную Кровь. Вот такое восприятие учителем его учеников как бесценных созданий Господа, искупленных Кровию Спасителя и предназначенных для наследия Царства благодати и любви, во многом меняет ход и атмосферу урока. Когда замечательного педагога своего времени, святителя Григория Двоеслова, папу Римского, спросил кто-то из клириков: «Как нужно относиться к человеку?» — он ответил: «С благоговением», имея в виду, что человек — это искупленное Господом разумное Его создание. И если мы вверимся силе Божией, внушающей нам бережное, трепетное, осторожное, благоговейное, тактичное, а главное, теплое расположение к нашим слушателям, они невольно встрепенутся и почувствуют в нас что-то такое, чего, может быть, еще не чувствовали, не «имели, не осознавали в себе»151.

Педагог, осененный благодатью Божьей, от Господа получает дар общения, дар проникновения в души людские. Как это далеко от холодного психологизма или мрачных оккультных способностей, как это далеко от житейской умудренности и так называемого объективного научного знания. Общение душ — вот тайна педагогического творчества.

Православное духовно-нравственное обоснование педагогики адресовано учителям и студентам духовных и светских учебных заведений, изучающим педагогику, исследователям, работающим в области педагогики и психологии, родителям и всем благочестивым читателям, которых интересуют проблемы педагогики и психологии. В существующих курсах педагогики не освещается процесс духовного становления человека и его взаимосвязь с психофизическим развитием, но без осмысления этой связи невозможно правильно построить учебно-воспитательный процесс. В православии проблема спасения, проблема вечной жизни осознается в рамках земной жизни, и потому в воспитании должны быть правильно сочетаемы две задачи: воспитание для вечной и земной жизни.

Светская педагогика ориентирована только на решение задач земной жизни, а вечное, духовное начало в человеке она не принимает во внимание.

На первом уровне рассмотрения педагогических проблем приоритетными являются проблемы духовно-нравственного становления личности, обеспечение душеспасительной атмосферы, в которой происходит правильное и свободное психофизическое развитие. На втором уровне основными проблемами являются психофизическое развитие и процесс социализации.

Такое деление на уровни возможно только в теоретическом плане. На деле жизнь человека во всех ее проявлениях есть и результат, и следствие, и одновременно средство духовно-нравственного становления.

Возвращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания приводит нас к восстановлению утерянной полноты в сфере пе-

№ 2, 2017 (3)

Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»

дагогики. Теоретическое осмысление и практический опыт духовно-нравственного становления бережно хранились Православной Церковью в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных педагогов. Развивался этот опыт в трудах православных богословов и мыслителей религиозной философии, в процессе обучения и воспитания в духовных школах, в теоретических работах и практической деятельности подвижников благочестия, видевших в педагогической деятельности свое служение.

Понятие «светское», возникнув в России в XVII веке, приобретает особый смысл спустя два столетия, став синонимом латинского saecularis. Секуляризация понимается как высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности. «Светское» принято рассматривать в смысле «безрелигиозное». Так, определяя светское (классическое и академическое) в образовании, мы не стремимся доказать его ненужность или несовместимость с православным образованием, а ищем условия, при которых светское стало бы органической частью православного, если это принципиально возможно.

Полноценное светское и академическое образование неизбежно приводит человека к пониманию предела своего знания, открывает сознанию величие и мудрость мироздания, открывает неведомое как неизъяснимое логически и рационально.

Путь от светского к православному есть путь от самосохранения к упованию на Промысел Божий, от образованности — к благочестию, от нравственности — к святости, от бытия — к инобытию. Называя человека православным, мы не о нравственности говорим, а указываем на его своеобразные силы и деятельность, качественно не сравнимые с присущими миру, говорим о его вышемирности, его пребывании в сферах, недоступных обычному разумению.

Душевный строй человека перерождается очень медленно, и мы находимся в начале этого пути. Реальностью нашего положения является наличие двух систем образования — государственной светской и церковной православной. Исходя из этой реальности, необходимо ясно высказать православное отношение к светскому образованию.

Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Образовательный стандарт должен включать в себя предметы религиозного содержания, которые знакомят школьников с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России. Необходимо вернуть в образовательное пространство изучение основ наук, восполнить курс истории и литературы разделами, связанными с историей Церкви и духовной литературой, изъятыми под воздействием ложно понятого светского характера образования. Без освоения музыкального и художественного творчества не может быть полноценного образования. Необходимо полноценное эстетическое образование, включающее освоение духовного культурного наследия, а для восстановления здоровья школьников — полноценная физическая культура. Духовному образованию следует присвоить особый статус и разработать его содержание. Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье как социальному организму и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и религиозное.

Подводя итоги всему, что было сказано, попытаемся кратко сформулировать основные положения, принципы православной педагогики. Мы не ограничивали тему нашей работы только религиозным преподаванием и воспитанием, а вели речь о постановке педагогического дела в соответствии с духом православия. Не претендуя на полноту и систематичность изложения принципов, будем их рассматривать как ответ на вопрос, который сформулировал В.В. Зеньковский: «Что же есть в православии, что определяет его особые пути в педагогическом деле?»152. В своих рассуждениях мы основываемся на том, что человек создан по образу Бо-жию, то есть самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога. Человеческая личность существует не сама по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в себе источник бытия, но существует благодаря своей причастности ко Христу. Сын Божий в Своем Воплощении и Воскресении явил самую глубокую и фундаментальную основу сущности человека, которого Он воссоздал для вечной жизни и для приобщения к идеальной полноте бытия. Подлинная личность открывается в личной встрече человека со Христом. Православное воспитание есть приведение ко Христу и Его Церкви, к постоянному питанию от тех благодатных даров, которые есть в Церкви. В православном воспитании происходит освящение образом Христовым всей человеческой жизни.

Пример европейской модели воспитания оказался несостоятельным с теми насущными вопросами, которые стоят перед современным обществом и человеком. Культ общества потребления, к которому многие стремятся, — очередной миф, как и многие другие социальные мифы. Знаем также, что даже самая строгая аскетическая жизнь может превратиться в фанатизм, если нет любви, если нет следования Христовым заповедям. Их сущность кратко изложил Сам Господь, сказав: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40)153.

Восстановить некогда утраченную связь можно, восприняв путь следования христианским законам и нормам, вечным и непреходящим евангельским ценностям. Детей надо учить делам любви, следует приучать их думать и заботиться о других.

№ 2, 2017 (3)

Библиографический список:

2. Зеньковский В.В., профессор, протоиерей. Главная цель педагогики // Элек-

153Библия. — Режим доступа: https://azbyka.ru/biblia/?Mt.22:37-40

■^ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА

Иерей Артемий Ахметшин «Православная педагогика как основание воспитания личности в системе школьного образования»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

Педагогические идеи прошлого, не утратившие актуальность в современной педагогике

1. На сегодняшний день, педагогическое наследие А.С.Макаренко удивительно современно. В статьях и выступлениях последних лет жизни (1937—1939 гг.) А.С.Макаренко дал много ценных советов педагогам по вопросам трудового воспитания.

А.С.Макаренко разработал педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Рассмотрим основы педагогики А.С. Макаренко.

1. Воспитание детей в коллективе

2. Дисциплина и режим.

3. Наказание и поощрение.

4. Трудовое воспитание.

5. Проблема семейного воспитания.

Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.

Рассмотрим теперь коллективизм в понятии А. С. Макаренко

«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Он впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе.

Личность и коллектив, коллектив и личность… Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений — стояли в центре новой педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.

Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.

Воспитатель — это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ.

Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности.

В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи, поэтому Макаренко А.С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.

Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива, — считал он, — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

2. С.Т.Шацкий (1878-1943) – активный строитель трудовой школы, организатор первых детских клубов в России, создатель воспитательных учреждений новаторского типа. Сегодня наблюдается поляризация общества, растет число «трудных» подростков, детей, воспитывающихся в неполных, конфликтных семьях и детей из «группы риска», и поэтому изучение педагогического наследия великого педагога – актуальная социально-значимая задача для всех участников образовательного процесса.

С.Т.Шацкий всегда был своим человеком среди воспитанников. Он лично принимал участие в театральных постановках.

«Дайте детям детство», — такова была его главная цель. Главными принципами работы ребята выдвинули самоуправление и самообслуживание, т.е. ребята делами все сами. Они себе готовили, пекли хлеб. Много работали. Облагораживали окружающую вокруг их действительность: прокладывали дороги, для этого выкорчевывали пни; разбили фруктово-плодовый сад, посадили огородные культуры – жизнь постепенно налаживалась.

С.Т.Шацкий подходил к работе с детьми, основываясь на принципах уважения к личности ребенка и воспитывал ребят в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны педагогов.

Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие выступали за воплощение идеи С.Т.Шацкого. «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд… Организует жизнь и делает ее более легкой – деловое самоуправление. Укрепляет жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспосабливает к жизни – игра… Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки.» С.Т. Шацкий

Ранее методика воспитания детей носила авторитарный характер. Когда говорили, что нужно подавлять дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С.Т.Шацкого являлась гуманной.

«Посильный для детей физический труд, — считал Шацкий, — это ядро в дисциплинирующей и развивающей деятельности».

Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал он,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества». Педагог считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. «Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе. Если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах, невозможно и продуктивно работать с детьми».

Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии.

Большое значение имеет гуманистическая идея Шацкого о создании условий для развития каждого учащегося на основе гармонизации всех сфер школь​ной жизни. Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократиче​ских принципах организации школы. По мысли Шацкого, переход от норматив​ной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и уче​ника, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания подрастающего поколения.

Будучи в душе просветителем и гуманистом, он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли, он развивал идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.

3. В.А. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества». Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Он пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым». Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности.

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных».

Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского, является то, что человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира.

Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь».

В.А. считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно через моменты совместного досуга формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Новой в теории Сухомлинского была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей.

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения.

4. Педагогические взгляды выдающегося польского педагога Януша Корчака (1878-1942) формировались в драматическом противоборстве с окружающим миром. В поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе Корчак приходит к противопоставлению двух миров – взрослых и детей. Корчак становится, с одной стороны, защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой – пытается найти пути примирения и достижения взаимопонимания между ними.

Вся воспитательная система Корчака построена на его убеждении в абсолютной ценности детства. «Детский возраст, — писал он, — долгие, важные годы в жизни человека». «…Детские годы – это горы, с которых река берет начало и где определяет свое направление». По мнению Корчака, дети обладают множеством прав, которые взрослые должны безоговорочно признавать. Это право ребенка на уважение:

его незнания и труда познания;

его неудач и слез;

тайн и отклонений тяжелой работы роста;

текущего часа и сегодняшнего дня;

мистерии исправления;

усилий и доверчивости.

Не менее важно признание права ребенка быть тем, что он есть. Принцип уважения личности и прав ребенка не просто отражал гуманистические позиции польского педагога и касался проблем взаимоотношений абстрактного воспитателя с вымышленными детьми.

Позднее он более подробно характеризует воспитательную программу детского дома, основная идея которой была «добрая воля и служба ребенку». Для этого необходимо, на его взгляд, создать детское сообщество на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей. В ходе формирования воспитательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в коллективе других детей и тесно связанная с ней проблема установления правильных взаимоотношений воспитателей и детей.

Ведущая идея педагогической концепции Корчака связана с проблемой детского самочувствия, особенно в условиях большого детского коллектива. Именно заботой об обеспечении хорошего самочувствия ребенка и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления. Необходимость обращения к детскому самоуправлению как ведущему методу организации жизни детей диктовалась и целью, которую Корчак и его сотрудники ставили перед собой – воспитание активной и самостоятельной личности. Создавая своеобразное ребячье общество, он начал с того, что в любом обществе является критерием действенной демократии – с суда. Корчак организовал товарищеский суд, прежде всего, с мыслью о том, чтобы обеспечить защиту каждого ребенка. Кроме того, он заботился о том, чтобы судьба ребенка не зависела от доброй или злой воли, хорошего или плохого настроения воспитателя. В основе товарищеского суда лежит принцип уважения детей и серьезного отношения к их заботам. Суд также стал органом регулирования взаимоотношений воспитателей и воспитанников, основой для формирования взаимного уважения и сотрудничества.

В данной системе взаимодействия коллектива детей и взрослых большое значение придавалось общим собраниям детского дома. Общие собрания приучали детей коллективно решать вопросы своей жизни. Кроме того, там формировалось общественное мнение, которое было ведущим методом воздействия на отдельного ребенка. Собрания в немалой степени способствовали утверждению в жизни детского дома принципа гласности, который обеспечивал нейтрализацию некоторых отрицательных явлений во внутриколлективных взаимоотношениях.

Труд в домах сирот Корчака был существенным фактором воспитания. Корчак не только стремился прививать своим подопечным уважение к людям труда, пробуждать в них признание необходимости любой работы – умственной и физической. Он хотел выработать у них определенные практические навыки, самостоятельность и добросовестность, умение ладить с товарищами в процессе труда, научить контролировать себя и других, развивать волю и инициативу детей, т.е. развить в них качества, имеющие немаловажное значение для взрослого человека.

Цель, основополагающие принципы и гуманистическая направленность воспитательной системы Корчака определили и выбор основного метода воспитания – метода детского самоуправления. Активное детское самоуправление было в корчаковской системе той формой организации взаимодействия взрослых и детей, которая способствовала созданию единого воспитательного коллектива. Самоуправление было также и наиболее верным способом гуманизации взаимоотношений взрослых и детей, помогающим строить эти отношения на основе сотрудничества и взаимной договоренности. Такой стиль взаимоотношений давал реальный нравственный результат: дети держались с воспитателями на равных, сознавая, что несут равную со взрослыми ответственность за судьбу дома. А чувство собственного достоинства являет собой предпосылку защищенности ребенка в системе отношений.

Именно эта нравственная атмосфера детского дома, обеспечившая самочувствие защищенности каждого ребенка, является выражением эффективности и жизненности воспитательной системы Корчака, которая была исключительным явлением в педагогической жизни Европы XX века. Это новый тип воспитательного учреждения, где организация жизни и быта детей была проникнута глубоким гуманизмом, заботой о благе ребенка, о создании условий для его развития и воспитания, для обеспечения каждому ребенку гарантии защищенности.

5. Крупнейшим представителем русской педагогики XIX в. был К.Д. Ушинский (1824-1870).

Ушинский — основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности.

К.Д. Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из «мрака нищеты и невежества», веря, что «хорошее воспитание» может избавить человечество от многих зол.

В целом воззрения Ушинского характеризуются материалистической направленностью: «Искусство же воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению в философии».

Ушинский ясно осознавал необходимость философского осмысления педагогики: «Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея». Сущностная цель воспитания — жизненно важна для человека и потому не может не быть мировоззренческой, полагал ученый.

Выводя цель и программу воспитания из общественного бытия, Ушинский считал, что педагогический успех возможен лишь при таком воспитании, которое «будет основывать свои правила на общественном мнении и вместе с ним жить и развиваться». В свою очередь воспитание должно «выводить… в жизнь новые поколения… вполне готовые к борьбе, которая их ожидает».

Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. При этом Ушинский поднялся над односторонностью славянофильства и западничества. Он полагал, что научное педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть использовано русской педагогикой. В наиболее общем виде идея народности значила для Ушинского объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.

В русской школе принцип народности должен был быть реализован прежде всего через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Обучение родному языку, разъяснял Ушинский, развивает «дар слова», вводит в сокровищницу языка, формирует «миросозерцание» («родное слово — та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание»).

Не менее важное место в трактовке народности отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь. Необходимо «внушить воспитаннику уважение и любовь к труду… дать ему привычку к труду».

Педагогика, по Ушинскому, должна стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук», но на особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом Ушинский разделял тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом. Овладение педагогической наукой, полагал Ушинский, — мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца.

Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности.

Процесс обучения рассматривался как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками. Это напряженный труд («учение есть труд»), который требует от школьника значительных волевых усилий.

Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов.

Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя.

Процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах («условия преподавания»):

— сознательности и активности

— наглядности

— последовательности

— доступности,

— прочности.

Ушинский поддерживал общемировую традицию классно-урочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы:

стабильный состав учащихся в классе;

твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию;

занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками.

Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и пр.) В процессе урока в нужных случаях предлагалось изменять его направление.

Подготовка и проведение урока, считал Ушинский, требуют педагогического мастерства и предварительной тренировки. Основными требованиями к проведению урока были следующие: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Учение, построенное на прочном и сознательном усвоении предыдущего, Ушинский сравнивал с ростом здорового дерева, которое с «каждым годом приобретает новые ветви».

Непременным дополнением к классно-урочной работе Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы. Навыкам такой работы детей нужно учить. Под домашним заданием понималось продолжение начатого в классе учебного процесса («домашние уроки»).

Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Они намного важнее, «чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями». Ушинский поддержал установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания человеческой личности: «Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек».

Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, которую он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты.

Ушинский охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества. Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа выделялась «патриархальная нравственность» — вера в правду и добро.

Раскрывая подробнее идеал воспитания, Ушинский особенно обращал внимание на патриотизм как результат осознания интересов, истории и культуры своего отечества. Детям младшего школьного возраста сведения об истории и трудовой жизни русского народа предлагалось давать прежде всего через образцы фольклора, например, пословицы. Эстетическое начало следует развивать с помощью» природы и искусства. Дидактический материал всегда содержит потенциал воспитания прекрасного: «во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник».

Школьный учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник. Основной инструмент учителя — обучение. В нравственном развитии ребенку нельзя навязывать нравственные убеждения. Такие убеждения следует вносить в детскую душу, не совершая над ней насилия.

В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания — отказ от педагогики «страха», от поддержания школьной дисциплины путем наград и наказаний. Он предлагал воспитывать школьника в атмосфере здравомыслия и гуманности.

УДК 374

Прокошева Елена Дмитриевна

Prokosheva Elena Dmitrievna

соискатель Владимирского государственного педагогического университета, стажер Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ

В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

CONCERNING THE SYSTEM OF PRINCIPLES IN THE ORTHODOX EDUCATION

Аннотация:

Большинство современных исследователей достаточно согласованно выделяют общие принципы православной педагогики, анализ которых позволяет выйти на новый уровень обобщения и систематизации. В настоящей статье представлены два уровня педагогического осмысления православия: онтологический и методологический.

Ключевые слова:

общие принципы православной педагогики.

general principles of orthodox education.

Впервые онтологический уровень в православной педагогике выделил В.В. Зеньковский. Работа архимандрита Георгия (Шестуна) «…является важным вкладом автора в педагогическую теорию и раскрывает понятие «онтологическое основание педагогики”» . Методологический уровень в православной педагогике впервые анализируется В.И. Слободчиковым. Наличие двух уровней педагогического осмысления, онтологического и методологического, помогает не только уравновесить всю систему принципов, но и позволяет учитывать тот факт, что методология и онтология являют собой два разных способа мышления. Предметность мышления позволяет определить — «что», а онтологический способ позволяет выяснить — «как» . Вместе эти два типа мышления работают на одну и ту же задачу, помогая воспитателям вести детей с разным типом мышления через весь мир, что дает им возможность во всей полноте раскрыть для себя Православие.

Рассмотрим эти уровни подробнее.

Онтологический уровень. Этот уровень предполагает наличие принципов, определяющих бытие человека во Христе.

1. Принцип христоцентричности. «Принципом всего сущего является Бог — источник всякого бытия» . Принцип христоцентричности является бытийным принципом жизни любого христианина и основой содержания «православного образования» . «Самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога» . Таким образом, «образование есть направленный процесс воспитания и становления человека в соответствии с образом Божиим — в этом суть педагогической сверхзадачи» . Обращение к принципу христоцентричности запускает внутренние процессы вхождения в цивилизационную традицию. М.В. Захарченко утверждает, что «.традиция — фундаментальная конкретно-историческая характеристика общественной реальности, это форма самоорганизации всякой устойчивой во времени человеческой общности, определяющая ее к бытию в качестве «системы общей жизни. связь всеобщих условий бытия и особенного человеческого способа жизни» , и подчеркивает, что традиция всегда находится во взаимосвязи со Священным Преданием Церкви, а значит, и с принципом абсолютной христоцентричности.

2. Принцип экклезиоцентричности. «Образ Божий в человеке не есть его «природа», но он входит в его природу и дает ей то начало личности, которого в тварном мире вне человека нет» . Становление личности в человеке происходит благодаря приобщению человека к Богу, через его святую Церковь, через участие в богослужениях, через Святое Причастие. Именно поэтому православную педагогику часто называют «педагогикой воцерковления» . «Воцерко-вление — это начало обожения человека» . Как утверждает протоиерей Глеб Каледа, -без этого принципа не может существовать ни православное воспитание, ни православное образование. «Наиболее высокой воссоздающей силой обладает Церковь. Реализация этого принципа помогает привить человеку «христианскую любовь и сердечное созерцание» .

3. Принцип антропосообразного развития. Антропосообразное развитие в контексте православного мировоззрения есть не что иное, как развитие человека сообразно его природе. В.В. Зеньковский предлагает смотреть на природу человека через призму антиномий: природы и личности, природы и духа, естественного и сверхъестественного, эмпирического и духовного: «Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека… Духовная жизнь в ее естестве после грехопадения несет на себе бремя этого раздвоения: она естественно ищет Бога, но так же естественно и уходит от Него» . Святые, являющие нам идеал святости, тоже были когда-то людьми. «Быть по образу Божию… значит быть существом личным, то есть существом свободным, ответственным» . В.В. Зеньковский подчеркивает, что образ Божий в человеке не есть его природа (по происхождению), но он входит в его природу и дает ей начало личности. Тайна личности заключена не в свойствах индивидуальной природы, а в способности возвышаться над собой. Архимандрит Георгий (Шестун) считает: «.личность есть несводимость человека к природе» .

Само слово «грех» можно перевести и как непопадание в цель, таким образом, человек, балансируя между светлым и темным, старается себя «отцентровать» . Если задача педагога — показать детям, как научиться отличать добро от зла и в своих жизненных стремлениях выбирать ориентиром добро, то он прежде всего должен сам хранить веру и иметь твердость в отстаивании своих убеждений.

Методологический уровень. Этот уровень предполагает наличие принципов, определяющих взгляды на педагогическую деятельность.

1. Принцип значимого другого. Религиозному сознанию присуща диалогичность. В сознании человека присутствуют «я» и «другой во мне» («значимый другой») . Этим другим может быть как сам воспитанник, так и учитель. В деле воспитания духовности учитель должен являть собой пример «религиозной убежденности», именно в таком взаимодействии учителя и ученика совершенствуется личность» . Еще К. Д. Ушинский замечал, что любое начинание воспитателя должно быть согрето теплотой его личного убеждения, лишь тогда оно будет иметь силу. «Искренняя религиозность пронизывает все чувства, намерения и дела человека; она освящает все его внутренние помышления и находит выражение даже во внешности человека; она сообщает ему спокойствие, важность и простоту» . Некоторые педагоги могут привести к Богу «одной своей личностью, устремлением души своей к вечной правде» . Христианская идея ориентации на Божественный идеал предполагает, что всегда есть такие люди, которые живут в соответствии с этим идеалом. А идеал Церкви подтверждается практикой жизни хотя бы какого-то количества людей. Каждый человек, носящий в себе Образ Христа и проходящий свой личный путь спасения, может стать значимым для другого человека. Даже сам человек может быть для себя «значимым другим». Ощутить на себе влияние «другого себя» можно, если прислушаться к голосу собственной совести.

2. Принцип воспитания в со-бытийном сообществе. В.И. Слободчиков водит новое понятие в спектр методологических принципов православного воспитания — понятие «со-бытий-ная общность». В основе данной общности лежит принцип общения лиц — единых по существу, но уникальных в своем бытии.

Принцип воспитания в со-бытийном сообществе — это прежде всего принцип развития. «Со-бытие и есть то, что развивается. Сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия с другими формами — более сложными и более высокого уровня развития» . Каждому обществу нужны свои идеалы и цели. В Церкви такой идеал — «братство, — соборное единение наших стремлений к Богу» . Через Таинство Причащения люди присоединяются к вечной жизни, к со-бытийному сообществу в вечности. «Божественную же пия Кровь ко общению . Таким образом, все исповедующие Христа и стоящие на пути ко Христу в настоящее и прошлое время представляют собой собор, со-бытие во Христе.

В то же время важно понимать, что «.мир для человека таков, каким он его заслужил, а человек таков, каков его мир!.. Это — настоящее счастье, к которому стоит стремиться и ради которого стоит понести всякий труд!» . Для христианина со-бытийным сообщество является Церковь и вся вселенская ее полнота. Воспитательно-образовательный процесс только тогда приобретет свою предметность, когда человек понимает, каков смысл его жизни.

3. Принцип содействия саморазвитию. «Еще античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что ВСЕ учителя должны являться наставниками морали» . Но человек как субъект деятельности в конечном счете сам несет ответственность за содержательную интеграцию всех воспитательных воздействий, которые на него оказываются.

Поэтому развитие человека — это его саморазвитие. Принцип содействия саморазвитию определяет отношение педагога к воспитуемому как к человеку развивающемуся, причем самобытно развивающемуся, поскольку Сам Господь промышляет о нем. Задача педагога — не включать его в свои перспективы, а предоставлять воспитаннику возможность решать самостоятельно свои жизненно важные задачи взросления.

В современных условиях, когда большинство воспитателей сами только начинают свой путь к воцерковлению, особенно важно понимать, что «педагогика. отделяющая человека от его природы, человека и его бытие, лишается личностного начала, омертвляется и засыхает» . Приведенная в данной статье система принципов может использоваться педагогами как церковного учебного заведения, так и светского. Цель образовательного процесса, которая достигается при реализации данной системы принципов, есть введение в традицию .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки:

2. Огурцов А.П. От методологии истории к метафизике истории // Наука: от методологии к онтологии. М., 2009.

3. Зелененко Александр, протоиерей. О концепции Православной педагогики и ее основополагающих принципах // Знаменские чтения : сб. материалов. 2000-2004. СПб., 2006.

4. Каледа Глеб, протоиерей. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Отцы, матери, дети: Православное воспитание и современный мир. М., 2001.

5. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. М., 2001.

6. Шувалов А.В Вступительная статья: Со-Образность и со-Бытийность // Живая вода : научный альманах. Вып. I. Калуга, 2012.

7. Захарченко М.В. Антропо-цивилизационный подход к формированию образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» // Научное мнение. 2013. № 3.

8. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

9. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

10. Сурова Л.В. Православная школа сегодня : книга для учащихся и учащих. М., 2000.

11. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты / сост. Ю.Т. Лисица. М., 2001.

12. Зеньковский В.В. Указ. соч.

13. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с фр. В.А. Рещиковой. М., 2010.

14. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

15. Сурова Л. В. Указ. соч.

17. Шестун Г., Захарченко М.В. Цивилизационный подход к разработке концепции предмета «Православная культура» // Педагогика. 2013. № 7.

18. Шестун Евгений, священник. Указ. соч.

19. Зеньковский В. В. Указ. соч.

20. Ильин И.А. Указ. соч.

21. Ничипоров Борис, священник. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Живая вода : научный альманах. Вып. 1. Калуга, 2012.

22. Молитвослов. Как должно молиться в церкви. Минск, 2012.

23. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.

25. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993.

26. Игумен Георгий, Захарченко М.В. Введение в традицию как цель образования // Вестник РАЕН. 2007. Т. 7. № 3.

Зеньковский Василий, протопресвитер

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление перенесено в начало книги.

Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте Odinblago.ru.

Профессор, Протоиерей в. В. Зеньковский

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

Введение 6

1. Основные проблемы воспитания 34

2. Основы христианской антропологии 57

3. Основы христианской антропологии (Проблема зла в человеке) 107

4. Натуральная и благодатная соборность 137

5. Духовная жизнь в различные периоды детства 161

6. Что и как воспитывать 203

7. Принципы православной педагогики 235

Приложение. Церковь и школа 246

Выдающийся мыслитель, психолог и педагог Русского зарубежья протоиерей В. В. Зеньковский родился в России в 1882 году. Магистр философии Киевского Университета, доктор церковных наук. Читал лекции в качестве профессора в Киеве, Белграде, Праге и, наконец, в Парижском Православном Богословском Институте, в котором много лет занимал должность декана. Автор многочисленных произведений, главным образом — по философии и психологии. Митрофорный протоиерей, член Епархиального Совета Западно-Европейской Митрополии, председатель Русского Христианского Студенческого Движения; видный общественный деятель. Скончался в 1962 году.

В данной книге автор показывает, что слабость современной педагогической мысли заключается в ее отрыве от христианского восприятия мира и человека. «Преодоление педагогического натурализма… привлечение идей христианской антропологии к освещению основных проблем педагогики» — основная задача этого издания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *