Православные татары сайт

исламизации и отатаривания групп внутри этноконфессиональной общности чувашей-мусульман.

«Этнографическое обозрение», М., 2007 г., № 4, с. 101-113.

Григорий Косач,

историк

ТАТАРСТАН: РЕЛИГИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ

Татарстан — часть Российской Федерации. Со времени завоевания Казанского ханства Иваном Грозным «казанские» татары, мусульмане-сунниты, живут в России и являются частью российского общества. Татары пребывали (и пребывают) в составе Российского государства значительно дольше, чем другие мусульманские народы, завоеванные Россией позже. Иными словами, они в большей мере подвергались воздействию русской культуры (и через ее посредничество — европейских культур). Воздействие русской культуры на татар усиливалось как благодаря существованию в России значительной татарской диаспоры, ставшей итогом расселения (как вынужденного, так и добровольного) татар в пределах Поволжско-Уральского региона, а также вне его границ, так и массированной русской колонизации территории бывшего Казанского ханства. Татары не только жили и живут в русском государстве, они жили и живут «бок о бок» с русскими, в тесном взаимодействии с ними. По мере демократизации российского общества и овладения татарами русским языком и русской культурой они все более включались в общероссийские социально-экономические, культурные и идеологические процессы. Ритм истории татар в России, в том числе и в ее духовном, идеологическом аспекте, был всегда подчинен ритму общероссийской, прежде всего русской, истории. Развитие капитализма у татар, становление татарской буржуазии — часть общего процесса развития капитализма в России. Либеральные и национал-демократические движения в Татарстане в конце XIX — начале XX в., принявшие форму джадидизма -течения, ставившего своей целью модернизацию ислама и мусульманского общества, — отражение общероссийских, т.е. прежде всего «русских» процессов этого времени. Победа коммунистической революции в Татарстане — это победа русской революции. Стагна-

ция и распад коммунистической системы — это стагнация и распад российской, русской, коммунистической системы. Но все эти общероссийские процессы принимали в татарском обществе форму, модифицированную татарской культурой и татарским самосознанием.

С одной стороны, включенность татарского меньшинства в общероссийские процессы, с другой — их модификация в татарском обществе, — явление и постсоветского периода. Подъем татарского национал-демократического движения начала 90-х годов, приведший к провозглашению Татарстана «суверенным государством», находящимся в договорных отношения с Россией, — это татарское отражение демократической революции в России, восприятие татарами столь популярной в демократическом движении рубежа 80-х и 90-х годов идеи «права наций на самоопределение». Последующий же упадок этого движения, повторное включение Татарстана в российскую «властную вертикаль», отразившееся и в новой редакции Конституции Татарстана, определявшей республику уже как «субъект Российской Федерации», — вновь отражение общероссийских процессов. Включенность татар в общероссийскую жизнь, принятие татарами общероссийских (т.е. сформированных прежде всего в русской среде, русским обществом) представлений и ценностей отчетливо видно и в данных проводившихся в Татарстане опросов. В ответах татар на подавляющее большинство вопросов проявляет себя не татарское своеобразие, поиск которого требует порой пристального внимания (и его далеко не всегда можно найти), а бросающееся в глаза сходство русских и татарских ответов. Тем не менее эти, иногда трудноуловимые, различия между ответами татар и русских все же есть, как есть и сферы, в которых русские и татары различаются значительно.

Стоило бы начать сопоставление татарского и русского массовых сознаний с их религиозной составляющей. Если судить по конфессиональной самоидентификации татар и русских, то практически все русские — православные, как практически и все татары -мусульмане. Есть только крохотное меньшинство православных татар и микроскопическое — русских мусульман. Самоотождествление с национальными религиями — результат общего у татар и русских постсоветского процесса. И те, и другие после крушения Советского Союза не обращались к начавшим тогда свое распространение новым религиям (и русские, и татары плохо относятся к новым религиям и к религиозным поискам), а «возвращались» к

традиционным, рассматриваемым в качестве «национальных», религиям. Если это самоотождествление со своими «национальными» религиями считать реальностью, то для изучения сходства и различий татарского и русского религиозных сознаний нужно было бы обращаться не к итогам социологических опросов, а к религиозным книгам православия и ислама, как и к литературе по сравнительному религиоведению. На самом же деле такого рода самоотождествление, фактически ставшее элементом этнической идентификации («я русский, значит, я — православный», «я — татарин, значит, я -мусульманин»), мало что говорит о реальном содержании сознания и может быть совершенно формальным, — как русские, так и татары могут отождествлять себя с православием или исламом, вообще не веря в Бога. Сознание «неверующих мусульман» и «неверующих православных», несмотря на их самоидентификации, предельно близко друг к другу. Религиозные различия должны влиять лишь на сознание подлинных верующих, или хотя бы «колеблющихся». Но среди татар и русских удельный вес верующих значительно меньше, чем удельный вес отождествляющих себя с национальными религиями. Более того, рост доли верующих в постсоветский период отставал от бурного взрыва самоидентификации с православием и исламом.

Для татар, как и для русских, религия не самый важный жизненный фактор. Значение работы (в 1999 г. работа была «очень важна» для 69% татар и 60% русских, в 2002 г. — 56 и 58%, соответственно), семьи (в 1999 г. она была «очень важна» для 80% татар и 70% русских, в 2002 г. — 80 и 72%) и друзей («очень важны» в 1999 г. для 40% татар и 25% русских, в 2002 г. — 31% и 33%) — значительно выше. Но все же для татар религия важнее, чем для русских. С этими данными совпадают и данные о татарских и русских ответах на вопросы о различных условиях хорошей семейной жизни. «Общие религиозные убеждения» — далеко не на первом месте. И для татар, и для русских значительно важнее материальное благополучие, взаимное уважение и верность супругов (подробнее о сходствах и различиях татарских и русских представлений о семье мы скажем ниже). Тем не менее религиозные убеждения татары называют чаще русских. Если принять во внимание, что татары чаще, чем русские, говорят о единстве своих взглядов в религиозных, моральных и социальных вопросах со взглядами родителей и что разница между числом «верующих» и числом «религиозно воспитанных» у них меньше, то возникает картина несколько

большего, чем у русских, «мировоззренческого единства» татарских семей. Удельный вес татар, говорящих, что религия дает им силы и приносит покой в их души (59% в 1999 г. и 64% в 2002 г.), также выше, чем русских (47 и 57% соответственно).

Самоидентификация в качестве «верующих» больше говорит о реальных взглядах респондентов, чем их самоидентификация в качестве православных и мусульман. Но тоже говорит не так уж много — человек, называющий себя «верующим православным» или «верующим мусульманином», на самом деле может иметь религиозные представления, далекие от православия или ислама. К сожалению, в ходе обоих опросов респондентам не задавали вопросы, связанные со спецификой ислама (например: «Верите ли Вы, что Мухаммед — Пророк Бога?», или: «Верите ли Вы, что Коран послан Богом?»). Но ислам и христианство — «авраамические» религии, имеющие общий комплекс религиозных идей. И в опросе 1999 г. вопросы о вере в эти общие для ислама и христианства идеи ставились как перед русскими, так и перед татарами. Кроме того, им задавали вопросы и о том, что подразумевают респонденты под словом «Бог». Вера в различные религиозные идеи в татарской среде, как и в русской, — разная. Как русским, так и татарам значительно легче поверить в существование Бога, чем в воскрешение мертвых, и в существование рая, чем в существование ада. И Бог, которого многие номинальные мусульмане, как и номинальные православные, понимают как «нечто вроде духа или жизненной силы», одинаково далек и от мусульманского, и от православного Бога.

У татар и у русских примерно одинакова иерархия религиозных представлений по распространенности веры в них. Видимо, в этом случае действуют какие-то общие для современной российской (и не только российской) культуры закономерности. Но при этом вера во все эти представления у татар все же несколько выше, чем у русских в Татарстане, и заметно выше, чем «общероссийская». Из ответов респондентов следует, что Бог «очень важен» в большей мере для татар (24% в 1999 г. и 31% в 2002 г.), чем для русских (16 и 19% соответственно). Вместе с тем татарское сознание, как и русское, содержит в себе множество старых и новых суеверий. Несмотря на различия в религии и традиционной культуре сравнительная распространенность отдельных суеверий у русских и татар очень близка. Но все же татары больше верят в основные представления ислама, и в их среде несколько меньше степень

Сравнение уровней институциональной религиозности русских и татар может быть лишь очень «условным». Православие и ислам предъявляют разные требования к религиозному поведению. Так, хадж вообще не имеет аналога в православии (оба опроса, однако, включили только трех совершивших хадж, планировали же его совершить 10% татар в 1999 г. и 11% — в 2002 г.). Различны требования ислама и православия к молитве. Совершение намаза требует значительно большей дисциплины и самодисциплины, чем менее формальная православная молитва, хотя нерегламенти-рованное, спонтанное обращение к Богу, естественно, присутствует и в исламе. Мусульманский пост в месяц Рамадан отличен от православных постов и значительно тяжелее для верующих. В исламе есть отсутствующие в православии пищевые табу. Помощь мечетям и бедным, закят, имеет в исламе значение непосредственного религиозного требования, входит в число пяти «столпов ислама» («таухид» — признание единобожия, хадж, пост в Рамадан, намаз, закят). Кроме различий в требованиях, предъявляемых исламом и православием к поведению верующих, существуют и большие различия в возможности выполнения этих требований в российских условиях. Так, для мусульман день, специально посвященный религии и Богу, — пятница, когда теоретически каждый мусульманин должен быть в мечети. Но выходной день в Татарстане, как и во всей России, — воскресенье. Ясно, что в этих условиях участие в пятничном намазе возможно практически только для пенсионеров, в то время как русскому верующему легко посещать церковь в воскресенье.

Если бы и татары, и русские действительно соблюдали или старались соблюдать все требования своих религий, их поведение было бы разительно отлично, их общение друг с другом наталкивалось бы на многочисленные трудности и порождало бы постоянное напряжение, — представим себе какое-нибудь предприятие, где работают русские и татары, причем татары регулярно совершают намаз, а в Рамадан смотрят, как русские в столовой едят свинину. Но в действительности же, поскольку фактическое содержание религиозных представлений русских и татар очень далеко от ортодоксальности, а эти представления значительно ближе друг к другу, чем ислам и христианство, постольку и поведение татар и русских,

далекое от соблюдения религиозных требований, не столь уж различно. По данным опросов, в 1999 г. 62%, а в 2002 г. 71% татарских респондентов не соблюдали запрет ислама на алкоголь (37% в 1999 г. и 41% в 2002 г. сказали, что они пьют только «легкие алкогольные напитки», а 27 и 30% — и «крепкие»). Соответствующие данные о русских отсутствуют. Однако ясно, что в этом аспекте различия реального поведения русских и татар — значительно меньше, чем различия в требованиях их религий. Соблюдать запрет на свинину — менее сложно, чем на алкоголь, тем не менее, по данным 1990 г., 51%, а по данным 2002 г. — 59% татар его не соблюдают. Соблюдение пятикратного намаза в российских условиях, как и посещение мечети в пятницу, практически невозможно, и его, очевидно, соблюдают лишь единицы. Обращаются с молитвой к Богу татары тоже не слишком часто, хотя и чаще, чем русские.

В 1999 г. 52%, а в 2002 г. — уже 62% татарских респондентов сказали, что у них дома есть Коран. Мы не знаем, сколько русских имеют дома Библию (такой вопрос им не задавался). Но для подавляющего большинства тех и других наличие дома этих книг имеет чисто символическое значение. К ним редко обращаются, причем татары к Корану даже реже, чем русские — к Библии. Удельный вес никогда не читавших Коран татар (57% в 1999 г. и 59% в 2002 г.) -несколько выше, чем удельный вес никогда не читавших Библию русских (39% в 1999 г. и 55% в 2002 г.). Но это, очевидно, следствие не столько религиозных различий или большей религиозности русских, сколько большей доступности Библии по сравнению с Кораном. Значительное число (80% опрашиваемых) татар утверждают, что они соблюдают требование закята — помощь бедным. Но, скорее всего, здесь имеются в виду просто любая помощь и милостыня. Соответствующий вопрос русским не задавался, и трудно сказать, реже ли русские оказывают помощь бедным. Но если это и так, отличия здесь не принципиальны. Большинство татар не соблюдают пост в Рамадан или соблюдают его скорее символически («частично»), хотя соблюдение поста у татар все же распространено больше, чем соблюдение православных постов у русских.

Слабая институциональная религиозность и татар, и русских не создает между ними в быту, в их повседневных контактах какого-либо значимого барьера. Если барьер между верующими русскими и верующими татарами и возникает, то только тогда, когда одни устремляются в церкви, а другие — в мечети. Но и те, и другие устремляются туда очень редко. В 1999 г. и русским, и татарам за-

давался вопрос: «Как часто Вы бываете в церкви (мечети»?). В 2002 г. вопрос к респондентам — татарам был переформулирован: «Как часто Вы участвуете в пятничной молитве в мечети?». «Каждую неделю» ответили 8%; «Раз в месяц» — 2; «Несколько раз в год» — 3; «Раз в год» — 2; «Практически никогда» — 83%. Среди русских в Татарстане тех, кто вообще не бывает в церкви (35% и в 1999 г., и в 2002 г.), значительно меньше, чем не посещающих мечеть татар (75%). Но и тех, кто ходит в церковь каждую неделю (4%), меньше, чем татар, бывающих каждую неделю в мечети (8%). Посещающих церковь раз в месяц у русских — больше, чем посещающих раз в неделю (6 и 3%). У татар же, наоборот, меньше (8 и 2%). Но эти отличия, несомненно, объясняются прежде всего совпадением специально отведенного религиозным делам дня с выходным у православных русских и несовпадением у мусульман-татар. Татары очень редко обращаются к муллам, но все же чаще, чем русские к православным священникам. В 1999 г. за какими-нибудь советами к служителям своих религий «часто» обращались 1% русских и 6% татар, «никогда» — 73% русских и 52% татар; в 2002 г.: «часто» — 3% русских и 6% татар, «никогда» — 59% русских и 47% татар.

Распространение разных типов отношения к религии в разных социальных и демографических группах у обоих народов также подчиняется общим закономерностям. Для русской религиозности характерна стабильная зависимость отношения к религии от социально-демографических факторов. Несмотря на все радикальные изменения в общественной роли религии в постсоветское время женщины в России религиознее мужчин, старые люди — молодых, и необразованные — образованных. И при всех отличиях татарской традиционной культуры от русской и ислама от православия эта зависимость присутствует и в татарской мусульманской среде. У татар, как и у русских, женщины религиознее мужчин. Так, в 1999 г. в Татарстане определяли себя как «верующих» 48% русских женщин и 30% мужчин, 66% татарских женщин и 51% татарских мужчин. Среди русских в Татарстане посещают церковь раз в месяц и чаще 13% мужчин и 2% женщин, по данным общероссийского опроса — 19 и 3%. У татар в пятничной молитве раз в месяц и чаще в 2002 г. участвовали 5% мужчин и 12% женщин. Полностью соблюдают пост у русских 5% женщин и 1% мужчин. У татар пост в Рамадан полностью соблюдают 18% мужчин и 20% женщин. Совершить хадж намерены 10% мужчин и 12% женщин.

Различия в религиозности мужчин и женщин — примерно одинаковые, хотя у татар ощущается чуть большая «гендерная сбалансированность» религиозности. Собственно, это сочетается с тем, что татары, как отмечалось ранее, придают большее значение в семейной жизни единству религиозных взглядов. Различия в религиозности между возрастными группами у татар и у русских — тоже примерно одинаковое, хотя у татар во всех возрастных группах верующих больше, чем у русских. Огромное различие между старшими и младшими возрастными группами татар с точки зрения посещаемости мечети, как подчеркивалось выше, объясняется тем, что пятница — рабочий день. У русских и татар примерно одинаковая зависимость религиозности и от образования.

Православие татарстанских русских и ислам татар в громадной мере декларативны и формальны, как примерно одинакова и степень религиозности русских и татар. Однако некоторые различия между представителями обеих этнических групп все же существуют. Прежде всего итоги опросов говорят о большей распространенности религиозной веры в татарской среде. Татары чаще утверждают, что для них важна религия, среди них — больше тех, кто объявляет себя «верующими», более распространена вера в общие для ислама и православия религиозные представления, татары чаще соблюдают пост в Рамадан, чем русские — православные посты. Создается впечатление, что религия у татар играет все же несколько большую роль, чем у русских. Кроме того, респонденты-татары чаще говорят о своих родителях и бабушках с дедушками как о «верующих», как и о том, что они получили религиозное воспитание. У татар — чуть меньше различие в степени религиозности гендерных групп. Татары чаще говорят о совпадении своих взглядов со взглядами родителей, они придают большее значение общности отношения к религии в семейной жизни, и, очевидно, татарские семьи действительно в религиозно-мировоззренческом отношении более «сплоченны» и «однородны». Все эти различия невелики, но они — реальность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем можно их объяснить? Отчасти это может быть объяснено несколько иным социальным составом татарской выборки (и татарского населения Татарстана) — у татар и в выборке, и по данным статистики выше, чем у русских, удельный вес сельского (более традиционного) населения. Но, очевидно, здесь сказывается разное положение русских и татар, ислама и православия в Российском государстве. Для русских православие — то, что после круше-

ния коммунистической идеологии наполняет (или «как бы наполняет») понятие «русскости» неким позитивным содержанием, что создает психологически удобное объяснение отличий русских от других народов (русская «православная цивилизация»). Сходную роль для татар играет ислам. Но православие не играет для русских роли барьера против ассимиляции в некой инонациональной общности. А для татар, меньшинства, живущего среди русских, в русском и сейчас все более «православном» государстве ислам выполняет как раз такую роль.

Реальное содержание культуры современных татар-горожан предельно близко к содержанию культуры русских. Практически все татары знают русский язык, и значительное число городских татар в быту говорит по-русски. Люди читают те же книги и газеты, смотрят то же телевидение. Если убрать барьер, создаваемый религиозным различием (каким бы номинальным и символическим оно ни было), полная ассимиляция татар, особенно татар в «диаспоре», неизбежна. Очевидно, этот фактор действовал и в советское время, и то, что татары чаще, чем русские, называют своих родителей верующими и говорят о своем «религиозном воспитании», — не случайно. Инстинктивное стремление к самосохранению всегда заставляло татар более позитивно относиться к исламу, чем русские, национальному существованию которых ничто не угрожало, относились к православию. Российские, русские идеологические волны распространяются в татарской среде в ослабленном и модифицированном виде. Очевидно, степень «атеизации» татарского сознания в годы советской власти была меньшей, чем русского. Но очередная идеологическая волна — обращение к религии, похоже, также пришла к татарам в несколько ослабленном виде.

Судя по татарским ответам на различные вопросы, относящиеся к религии, татары и сейчас — религиознее русских. Но если постсоветский подъем религиозности у татар начался с более высокого уровня, чем у русских, то это значит, что амплитуда идеологических колебаний у них — меньше, и особенно в сфере институциональной и публичной религиозности. Это также связано с положением татар как национального и религиозного меньшинства. Проявлять православную религиозность в России легче, хотя бы в силу того, что выходной — воскресенье, а не пятница. Но главное, очевидно, в другом обстоятельстве. Публичная, демонстративная православная религиозность в стране с доминирующим номинально православным большинством может только поощряться и про-

пагандироваться. Демонстративная публичная религиозность татар в определенной мере означала бы вызов русским и Российскому государству. Но татары, не желая терять свою идентичность, в то же время не хотят конфликтов с государством и обществом, которые воспринимаются ими если не как «свои», то, во всяком случае, как естественные и привычные для них государство и общество. Поэтому татарская религиозность не демонстративна и скорее проявляется на уровне семьи, в частной, а не в публичной сфере. За сотни лет жизни в русском государстве татары привыкли сохранять приверженность собственной этнической идентичности и ее важнейшему маркеру — исламу, не демонстрируя этого.

В приведенных выше данных заметна еще одна тенденция. Русские в Татарстане демонстрируют религиозность меньшую, чем татары, но большую, чем участники общероссийского опроса. Очевидно, здесь сказывается положение татарстанских русских, которые, хотя и принадлежат к титульной и доминирующей нации в России, в Татарстане оказываются в роли меньшинства. Как меньшинство они, с одной стороны, находятся под воздействием ценностей большинства (в дальнейшем мы увидим, что по очень многим позициям, по которым существуют заметные различия между татарами и участниками общероссийского опроса, татарстанские русские занимают как бы «среднюю» позицию), в частности, более высокой татарской ценности религии. С другой стороны, у них, очевидно, усиливается стремление подчеркнуть свою идентичность, как этническую, так и религиозную.

(Окончание в следующем номере.)

«Новые церкви, старые верующие -старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России», СПб., 2007 г., с. 345-391.

Сергей Верёвкин,

журналист

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ИНГУШЕТИИ

В Ингушетии в октябре 2007 г. опять расстреляна русская семья. Не пожалели даже и беременной женщины. «Доколе терпеть этого беспомощного, ни на что не годного Зязикова? — сразу вскипает в мозгу сидящего в теплой московской квартирке обывателя. —

Кряшены (самоназвание — керэшен) и нагайбаки (нагайбэклэр) живут в основном в Татарстане, а также в Башкирии, Удмуртии и Челябинской обл. Численность кряшен 24,7 тыс. чел. (исследователи полагают, что многие кряшены во время переписи 2002 г. были записанытатарами), нагайбаков — 9,6 тыс.

Происхождение

По поводу происхождения кряшен имеются разные мнения. Вызывает доверие точка зрения, согласно которой предки кряшен ко времени присоединения Среднего Поволжья к России находились в языческом или полуязыческом состоянии (их исламизация в период Казанского ханства была слабой), вследствие чего легко перешли в православие. До сих пор имеется группа так называемых некрещеных кряшен. В русских источниках кряшен сначала называли крещенами, крещенцами или крещеными татарами, а после появления в XVIII в. группы новокрещеных татар (перешедших в православие из ислама) их стали называть старокрещеными, старокрещенцами или старокщеными татарами. Самоназвание керэшен встречается в документах начиная с XVIII в.

Исторически сформировались пять этнографических групп кряшен: казанская, заинская, чистопольская, молькеевская и нагайбакская. Нагайбаки фактически представляют собой группу кряшен, переселившихся в конце XVIII в. на Урал и вошедших в казацкое сословие. В 2000 г. нагайбаки получили статус малочисленного народа России.

Религия

Подавляющее большинство верующих кряшен — православные. В условиях изоляции кряшен от татар-мусульман произошла консервация некоторых элементов традиционной культуры. Отдельное почитание имеют обетные кресты-часовни, с которыми связана молитва с принесением жертвы (обычно — каши). Во время моления о погоде готовится «жертвенная» каша, «посвящаемая» иконе Николая Чудотворца, которая ставится перед казанами. Названия христианских праздников получают перевод на язык кряшен (например, Рождество Христово — Туым кено). Особо почитается у кряшен Петров день. Церковное торжество в этот день сочетается с фольклорно-игровыми элементами. Кряшены придерживаются тех же святочных традиций (колядки, песни, гадания), что и русские.

Язык

Говоры кряшен в основном совпадают со средним диалектом татарского языка (исключение составляет говор молькеевских кряшен, который ближе к западному диалекту). Иногда говорят об отдельном кряшенском языке. Выделяется четыре говора: кряшен Нижнего Прикамья, заказанских, чистопольских и молькеевских кряшен, а также — говор нагайбаков. Главные языковые отличия — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.

Жилище

Усадебный комплекс состоял из бревенчатой избы и хозяйственных построек. Преобладали двухкамерные жилища (изба и сени). Хозяйственные постройки — клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба и т.д. Крыши жилищ покрывались тесом и соломой, хозяйственные постройки, кроме того, — лубом и камышом. Дом делился на две половины — белую и черную. Почетным местом в жилище кряшен наряду с тур (священное место напротив дверей у тюрок) было и местонахождение икон.

Одежда

У кряшен, в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда дольше оставалась в обиходе. Покрой одежды отличался архаичностью. Наиболее распространены рубахи туникообразного покроя, без плечевых швов, из белого холста (покрой общий для мужчин и женщин). Другой тип женской рубашки — с отрезной талией, украшением грудного выреза (изу) и оборками. Характерны сложные женские головные уборы.

Занятия

Ведущую роль в хозяйстве играло земледелие с зерновой специализацией. Из технических культур возделывали коноплю, реже лен. Огородничество и садоводство были развиты слабо. Животноводство было подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней. Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами утки и индейки). Имелось пчеловодство; рыболовство и охота носили любительский характер.

Евгений Е. Бухаров
(Москва)

Почти все знают, что многие татары исповедуют Православие. Однако, не многие знакомы с историей православного Христианства среди татарского народа, с обычаями и традициями православных татар, с основами православной веры, а также с нынешними позициями Православия среди татарской нации.

Как известно, основные предки татар – это кыпчаки, вернее сказать, три потока кыпчакского движения – куманы (можары), заволжские татары (новые болгары), мангыты (ногаи). Куманы – западные кыпчаки и кыпчакизированные нетюркские племена (угро-финские, славяно-балтские), расселившиеся от Волги до Днепра и далее, от реки Кума (Кубань) и Кавказских гор до реки Москвы и далее. Заволжские татары – кыпчакские и кыпчакизированные некыпчакские племена (чувашские, угро-финские, возможно славяно-балтские), расселившиеся ниже реки Камы до Каспия, от реки Волги до реки Урала (Яика).

Мангыты — кыпчакские племена, расселившиеся от реки Урал далее на восток и юго-восток. Именно эти три потока сошлись в государстве Золотая Орда, которое они и создали, получив общее название – татары или нугаи (так иногда до сих пор называют в Средней Азии современных татар). История Православия среди всех предков татар берет свое начало с апостольской проповеди, когда святые апостолы, следуя словам Христа: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Инжил от Марка: гл16:15, 16), «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Инжил от Матфея: гл28: 18-20)», и движимые Духом Святым, шли и проповедовали Христа во всех народах.

Известно, что святые посланники Аллаха – апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв, когда предки татар, и вместе с ними многие кавказкие народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном – Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично – христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней – либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример – святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриархата. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа – бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств…

Наличие больших общин православных татар, сохранивших Христианство во время страшных атеистических гонений, свидетельствует о том, что православные татары приняли Евангелие Аллаха не под нажимом царского правительства, ибо, начиная с 1905 года, никто не мешал православным татарам возвратиться к языческому или к исламскому образу жизни, а по зову сердца, познавшего Истину — Христа.

Когда мы говорим «православные татары», мы подразумеваем сразу и тех, кто христианин от рождения, и тех, кто в сознательном возрасте принял Христа, в этом же значении употребляется словосочетание «крещеные татары». Однако, иногда словосочетание «крещеные татары» употребляется применительно к некоторым татарским этническим общностям. Это общности, большинство представителей которых исповедует Православие — кряшены, нагайбаки, обрусевшие православные касимовские татары (крещеные татары Рязанской и Тамбовской губерний, рязанские татары) и чулымские татары. Про чулымских татар следует отметить, что часть их говорит на татарском языке, а часть на хакасском.

Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство. Значит, говоря об обычаях и традициях православных татар, как христиан от рождения, так и тех, кто принял Христа в сознательном возрасте, мы будем учитывать все это пространство. Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие Христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру.

Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям). Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни:
Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) – Рождество Христово;
Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) – Крещение Господа (Богоявление);
Ходай Иисус Христосны карышы алыу – Встреча Господа (Сретение);
Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) – Вход Господа в Иерусалим;
Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу – Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение);

Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе – Вознесение Господа;
Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) – день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов);
Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) – Преображение Господа;
Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе – Успение Пресвятой Богородицы;
Изге Кыз Мариянын тыуган кёне – Рождество Пресвятой Богородицы;
Ходайнын кадерле Качын кютяреу – Воздвижение Креста Господа;
Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе – введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Воскресение кён (Якшямбе) – каждый воскресный день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа.
После великих двунадесятых праздников и воскресных дней идут другие церковные праздники, среди них:
Христоснын киселеуе – Обрезание Господа,

Ходай алдыннан килеуче Иоанн пагамбярнен тыуыуы – Рождество пророка Иоанна Крестителя Предтечи Господа;
Изге Апостоллар Петр белян Павел (Питрау) – Святые апостолы Петр и Павел;
Чумылдырыучы пагамбяр Иоаннын башы киселеу – Усекновение (отсечение) головы святого пророка Иоанна Крестителя;
Алла Анасынын бёркяб тороуы (Пыкрау) – Покров Пресвятой Богородицы
и другие праздники.

Празднуется период святок – дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним, татарское название святок – Нардуган (Рождение Света). Во время празднования Питрау проходят широкие народные гуляния, особенно в сельской местности. Многие православные татары празднуют Сабантуй.

Что касается имен – то здесь царит многообразие и творчество. У православного татарина бывает сразу несколько имен. Первое имя – имя, данное человеку в Святом Крещении, соответствующее имени какого-либо святого. Например, это может быть святой Димитрий, святой Роман, или же святой Омир, святой Ахмед, святой Азат, святой Абу – есть такие православные святые. Второе имя – имя по паспорту, оно может соответствовать первому имени, а может и не соответствовать. Например, человек может получить при Крещении имя Роман, по паспорту быть Рустамом. Третье имя – имя, данное в Крещении, произносимое по-особому.

Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении – Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

Также разнообразны фамилии и отчества православных татар. Если только начать их перечисление, то в одном ряду окажутся такие фамилии как: Давлекамов, Абдурахманов, Ахмадуллин, Исламов, Амиров, Губайдулин, Ибушев, Иванов, Емельянов, Сахабутдинов, Сафронов, Сахаров, Степанов, Харитонов, Павлов, Тимофеев, Назаров, Сауков, Халдеев, Куланчаков, Тургенев, Кастров, Ширинский, Бухаров, Янышев, Кудашев, Казанцев, Карбышев, Минин, Урусов, Юсупов, Бикжанов, Макаров, Глухов, Родионов, Михайлов, Евстафьев, Ефимов, Артемьев, Ахметов, Кутдюсов, Сабиров, Киреев, Дунаев, Григорьев и т. д..
Поэтому, встретив Иванова Ивана Ивановича, будьте готовы к тому, что он – настоящий татарин, и, встретив татарина Рината Гумяровича Исламова, будьте готовы к тому, что он – искренне верующий православный христианин.
Что же объединяет представителей татарских этнических общностей, носящих столь разные имена, отчества и фамилии? Нас объединяет Христос – Алла Улы. Нас объединяет Православие. Основы православной веры кратко изложены в православном Символе веры. Здесь мы приведем его текст на русском и богослужебном татарском (церковно-татарском) языках.

1. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого.
2. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного несотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие.
3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. В Единственную Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
10. Провозглашаю вслух Одно Крещение для уничтожения грехов.
11. Надеюсь на воскресение мертвых,
12. и жизнь будущего века. Аминь (истинно так).
1. Ышанамын бер Алла Атага, буган нястялярне Тотоучы диб, кюкне, жирне, кюреня торганны, кюренмей торганны барысын да Ул булдырган диб.
2. (Жяня ышанамын) бер Ходай Iисусъ Христоска, Алланын жангыз тыуган, жактыдан чыккан жактыдый, чын Алладан тыуган чын Алла диб, тыуган, жаратылган тёгёл, У`зе Ата белян бер, барын да Ул булдырган диб.
3. Без кешеляр ёчён, безне коткарыр ёчён кюктян ин`еб, Святый Тын кыуаты белян Марiя Кыздан тяннянеб кеше булган диб.
4. Понтiй Пилатъ багытында безнен ёчён качка кадакланыб, азабланыб, у`леб кюмелгян диб.
5. О`чёнчё кёнёндя у`лгян жиреннян Алла княгясендягеча терелеб торган диб.
6. Кюккя кютярелеб, Атанын ун` жагыннан утырган диб.
7. Терелярне, у`лгяннярне тикшереб айырырга ололок белян тагы килясе, падшалыгы ич тя бетясе тёгёл диб.
8. (Жяня ышанамын) Святый Тынга, тере итеу`че Ходай диб, Атадан чыга диб, Ата белян, Ул белян тин` табыныулы, тин` даннаулы диб, Пагамбярляр арткылы Ул сёйлягян диб.
9. (Ышанамын) церковькя, апостоллар арткылы бётён жиргя куйылган бер гня арыу жыйын диб.
10. Чумылдырыу бер диб, жазыкларны кичертя диб а`йтямен.
11. У`лгянняр терелеб торасы диб,
12. мянге тормош буласы диб кётямен, аминь.

За последнее время позиции Православия среди татарской нации еще более окрепли. Это проявляется
в увеличении числа татар, принявших Православие в сознательном возрасте;
в увеличении числа приходов, где богослужение проводится на татарском языке;
в увеличении числа татарских православных общин;
в активности кряшенских и нагайбакских культурных организаций;
в издательской деятельности;
в увеличении числа сайтов в Интернете.

В Москве, например, действует татарская православно-христианская община, проходят молебны на татарском и славянском языках, проводятся занятия по изучению Библии (Изге Китаб, Изге Княгя, Алла Княгясе). Конечно, этот краткий рассказ не может Вам дать полное представление о православных татарах, но мы надеемся, что, во-первых, кто-то заполнит пробел знаний в этом вопросе, а во-вторых, что этот рассказ возбудит интерес к православным татарам и к Христианству.

19 мая в Казани прошел семинар-конференция «Школа и воспитание будущего». Организаторами выступили Сообщество татароязычных родителей, Шура (совет) аксакалов Татарстана, концептуальная площадка «Татполит» и ассоциация «Мәгариф». В качестве участников зарегистрировалось 87 человек.

При Всемирном курултае башкир существует родительский комитет, члены которого имеют возможность работать как с родителями, так и с органами власти

Как утверждают организаторы конференции, они заранее пригласили представителей Всемирного конгресса татар и министерства образования РТ, однако никакого ответа ни от тех, ни от других не получили. Не было работников ВКТ и Минобра и на самом семинаре. Т.е. повторилась ситуация осени 2018 года, когда на аналогичную конференцию, проводившуюся в казанском IT-парке, Минобразования и ВКТ не только не отправили официальных представителей, но и отказались оказать организаторам хоть какое-то содействие. Хотя Конгресс тогда предварительно дал обещание помочь. В результате сейчас, как и тогда, все финансовые вопросы легли на плечи организаторов.

Для сравнения: на конференции 19 мая прозвучала информация, что в соседнем Башкортостане ситуация диаметрально противоположная. При Всемирном курултае башкир существует родительский комитет, члены которого имеют возможность работать как с родителями, так и с органами власти. В Татарстане же и Всемирный конгресс татар, и министерство образования всячески избегают подобного формата и отказываются от какого-либо взаимодействия с общественностью, отстаивающей государственный статус татарского языка.

Участники семинара раскритиковали бездействие Всемирного конгресса татар, где формально числится специалист, отвечающий за национальное образование, но ныне этим вопросом не занимающийся. Практически никак себя в этом не проявляет и близкая к ВКТ организация татарских женщин «Ак калфак», которая, в принципе, и должна заниматься вопросами образования и воспитания, а вместо этого целиком и полностью посвятила себя «проблемам» вышивки калфаков и другой национальной одежды.

И Всемирный конгресс татар, и министерство образования отказываются от какого-либо взаимодействия с общественностью, отстаивающей государственный статус татарского языка

Кроме того, напомним, что в том же Башкортостане местный минобр создал специальный отдел по родным языкам с штатом в 15 человек, который, несмотря на свое название, фактически будет заниматься, в первую очередь, проблемами башкирского языка. Татарстанский же минобр не выказывал никакого стремления к началу подобной системной работы. Бездействие татарстанских чиновников особенно бросается в глаза, учитывая, что доля башкир в общей численности населения Башкортостана в разы меньше доли татар в Татарстане. Т.е. пространств для маневра, как и целевой группы поддержки, у чиновников в РБ в разы меньше. И конечно же, не стоит забывать, что 2\3 всех татар проживает за пределами Татарстана (большая часть из которых в приграничных регионах, в первую очередь, в том же Башкортостане), и отстаивание их национальных интересов также относится как к компетенции органов власти РТ (статья 14 Конституции Татарстана), так и к уставным целям и задачам Всемирного конгресса татар. Поэтому причиной вышеописанной бездеятельности можно назвать только отсутствие политической воли.

Среди участников конференции также почему-то не оказалось представителей Духовного управления мусульман РТ, хотя их представители (в том числе, и заместитель муфтия Рустам Валиуллин) значились в числе выступающих.

Первым на семинаре выступил председатель Шуры (совета) аксакалов РТ Айрат Аюпов. Его речь стала своебразной вступительной прелюдией к вопросам, которые поднимали остальные спикеры конференции. Говоря о необходимости передачи подрастающему поколению родного языка и национального наследия, он привел в пример священные хадисы: «Аллах предупреждает нас о том, что человек, сменивший свой родной язык, приравнивается к человеку, предавшему своих отца и мать».

Если раньше мы, сдавая экзамены на родных языках, могли поступать в вузы, то теперь нам перекрыли такую возможность

Говоря о необходимости каждого правоверного мусульманина уделять внимание не только религиозным вопросам, но и мирским делам, он вспомнил слова классика татарской богословской мысли Шигабутдина Марджани: «Если человек будет думать только о религии, забыв о мирских делах, то он — фанатик. Если человек зациклится только на светском, забывая о духовном, то — он атеист. Если же человек в равной степени будет заниматься и светской, и духовной сторонами жизни, то он — ученый муж».

Главная же проблема в кризисе национального образования, по словам аксакала, это отсутствие практической мотивации. «В Татарстане сейчас формально существуют татарские школы и детские сады, однако, если раньше мы, сдавая экзамены на родных языках, могли поступать в вузы, то теперь нам перекрыли такую возможность», — резюмировал он.

Доктор исторических наук, главный редактор журнала «Туган җир» Дамир Исхаков рассказал о роли ислама в Стратегии развития татарского народа. «В ближайшее время будет представлен проект Стратегии, но если вы посмотрите, то исламу там отведено самое незначительное место. А там, где он даже есть, ему отводится роль инструмента по сохранению национальных традиций».

После революции в период борьбы с религией из татарского языка было убрано около 10-15 тысяч слов, в основном, арабского и персидского происхождения. И это стало большой потерей, т.к. мы таким образом потеряли целый пласт оригинальных терминов и понятий из области философии, науки.

— Совершенно упускается цивилизационная роль ислама. Этого делать никак нельзя. Всё наше наследие, наша тысячелетняя культура неотделимы от ислама. Отбросив всё это, мы потеряем наследие, а нам будут втюхивать вместо этого разный продукт вроде Зулейхи, которая не то открывает, не то закрывает свои глаза, — заявил историк. — Второй момент. В Стратегии не решается проблема национального образования. В последнее время стали говорить о полилингвальном образовании, но надо иметь в виду, что такие гимназии не являются полной альтернативой национальному образованию. Кроме проблемы языка нам надо заниматься содержанием этого языка, ведь за каждым словом лежит его внутренняя начинка. Напомню, что после революции в период борьбы с религией из татарского языка было убрано около 10-15 тысяч слов, в основном, арабского и персидского происхождения. И это стало большой потерей для нас, т.к. мы таким образом потеряли целый пласт оригинальных терминов и понятий из области философии, науки. Мы потеряли наше многовековое наследие, мы обеднели на свой язык. Отсюда же идет и проблема подготовки татарских ученых, продолжения национальной науки. Если человек не владеет родным языком, то как он будет транслировать наше культурное и научное наследие, двигать вперед его развитие? В качестве примера я могу привести ситуацию с Институтом истории имени Ш.Марджани, где я раньше работал. В настоящее время только 20% работников в состоянии не то, что готовить публикации на татарском языке, а хотя бы выступить публично.

Адвокат Руслан Нагиев напомнил о недавнем скандале в Казани, когда выяснилось, что полиция составляет списки школьниц, носящих мусульманские платки. Напомним, именно благодаря Руслану Нагиеву и огласке в СМИ МВД открестилось от подобной практики, назвав всё это эксцессом со стороны своих отдельных сотрудников: «В последнее время, после наката на родные языки, мы наблюдаем попытки оказать давление уже на школьников-мусульман. Налицо дискриминация по религиозному признаку. Отсюда у нас возникают вопросы — почему МВД ведет учет только мусульман, а не детей, носящих, к примеру, нательные кресты?»

Платок — это часть одежды коренных народов России, а ислам появился в нашей стране раньше христианства

— Напомню, федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит, что «государство не вмешивается в отношения и в воспитание детей их родителями». Но благодаря инициативе МВД выходит, что на практике учителя должны стучать на учениц, а ведь именно в мусульманских семьях сохраняются татарские национальные традиции. Пока нам удалось отбить эту атаку и мы считаем, что победа в этих делах — это победа гражданского общества. И она показывает, что в таких случаях необходима совместная борьба всех сил. Борьба за отмену языкового закона была проиграна во многом именно из-за нашего бездействия. Суды должны были быть завалены делами, исками от родителей, учителей и особенно от директоров школ. Юристы были готовы представлять их интересы, нужно было только их согласие, и журналисты были готовы освещать всё это. Но кроме директора школы «СОлНЦе» Павла Шмакова принципиальных людей не нашлось, — считает Нагиев. — Мы обеспокоены этими накатами на школьников-мусульман. На деле это может стать плохим прецедентом. Прокуратура напирает на светский характер образования, однако в этом случае хотелось бы уважаемым прокурорам напомнить про основной закон страны — Конституцию РФ, где в статье 29 гарантируется полная свобода вероисповедания. Платок — это часть одежды коренных народов России, а ислам появился в нашей стране раньше христианства. Невозможно татар представить без ислама. При этом никто из мусульман не отказывается от ношения школьной формы, речь идет только о головном уборе. И для мусульман в этом случае остается только обучение на дому. Но, думаю, все согласны, что такой вариант таит в себе множество потенциальных проблем и не является положительной тенденцией.

Президент ассоциации «Мәгариф», экс-руководитель комитета по образованию Казани Марат Лотфуллин добавил, что мусульмане должны добиваться того, чтобы в каждой гостинице и каждой школе была молельная комната:

Сдача ЕГЭ только на русском языке — это нарушение как российских, так и международных прав

— Это, в конце концов, конституционное право. Если мы говорим о платках, то и христиане с точки зрения канонов религии тоже должны носить платки. Это было обязательным атрибутом и у женщин-христианок. Неслучайно в русском языке есть выражение «опростоволоситься» — оно как раз возникло из этого обязательного правила». В вопросе о национальном образовании хочу отметить, что одной из главных проблем в этом деле является ЕГЭ. И сдача ЕГЭ только на русском языке — это нарушение как российских, так и международных прав. По этому делу были иски от родителей, но они проиграли в российских судах. Сейчас дело передано в ЕСПЧ. И в ЕСПЧ в таких случаях всегда собирают информацию, т.к. им необходимо выяснить, выступают ли против ЕГЭ исключительно на русском языке только отдельные люди, либо эта проблема волнует массы людей, — рассказал Лотфуллин.

Кроме того, он отметил, что по российским законам каждый человек имеет право на национальное образование на всех уровнях: дошкольном, школьном и высшем. Но после последних изменений даже в школах преподавание родных языков оставлено только до 9-го класса.

Татары-магометане, зомбируемые своими муллами, самый трудный для обрусения народ

— Российская система образования по своим стандартам совпадает с международной системой. Единственное, что не совпадает, в российской нет пункта о компетенции родного языка. И какую бы общеизвестную систему образования в мире вы не взяли, сдача экзамена по родному языку — это главный критерий грамотности учащегося. Главная компетенция, определяющая грамотность человека — умение читать и писать на родном языке. Поэтому наша первая задача — обязательность сдачи экзамена по родному языку, и вторая — добиться права сдачи экзаменов по разным предметам на родном языке. И нельзя знать свой родной язык без изучения его в школе. Если бы можно было, тогда бы и русский язык не пришлось изучать всем беспрерывно в течение 11 лет. Также несостоятельно и выражение о том, что нельзя на татарском языке изучать точные предметы. В конечном счете вся нынешняя образовательная политика сводится лишь к одному — вывести родные языки из школ и ассимилировать все народы. В этой связи напомню, что в 1870 году в Российской империи была принята государственная программа, которая так и называлась «Об обрусении инородцев». В качестве предмета гордости могу сказать, что для татар там была прописана отдельная подпрограмма «Об обрусении татар», где прямо говорится — «татары-магометане, зомбируемые своими муллами, самый трудный для обрусения народ». И в этой программе первым пунктом значится обучение на русском языке. Когда татары перейдут на русский язык, второй шаг — введение в школах преподавания православия. Всё это мы наблюдаем сегодня, — резюмировал Марат Лотфуллин, добавив в конце, что «гражданские права и свободы сами по себе не работают, за них всегда надо бороться».

Заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов выразил сожаление в связи с тем, что Всемирный конгресс татар проигнорировал конференцию и таким образом отказался от участия в решении проблем национального образования. «В этой ситуации вся ответственность опять ложиться на нас, на общественности», — подчеркнул он.

— В Казани в настоящее время числится 20 татарских школ и гимназий. И нашей целью должно стать возвращение туда хотя бы части предметов на татарском языке. И первая задача — это сформировать при каждой школе группу родителей, выступающих за образование на татарском. Для этого достаточно для начала охватить хотя бы 5-7 школ в Казани. И в качестве примера мы можем использовать опыт других городов и районов Татарстана. Задача вторая — открыть для каждой такой группы родителей свою страницу в социальных сетях, — считает Файзрахманов.

Общественный активист из Черемшанского района Татарстана Фирдаус Галиева в своем выступлении рассказала о ситуации с татарскими школами в своем районе и о том, как неравнодушные граждане пытаются вовлечь родителей в татарские школы:

Когда татары перейдут на русский язык, второй шаг — введение в школах преподавания православия. Всё это мы наблюдаем сегодня.

— В районном центре из четырех школ татарской на сегодняшний день является лишь одна. И мы провели своеобразный соцопрос среди родителей, чьи дети были отданы не в эту, а в другие школы. Кто-то ссылался на стереотипное мнение, что учеба в татарской школе помешает их ребенку усвоить русский язык. Но многие просто объясняли это тем, что другие школы ближе и у них нет возможности каждый день возить детей в татарскую школу на такое дальнее расстояние.

Также она упомянула о противодействии местных районных чиновников, которые не только отказываются работать с общественностью для решения проблем национального образования, но даже не дают списки родителей первоклассников, чтобы можно было сформировать из них татарские классы в школах.

Активист Сообщества татароязычных родителей Ильсия Ахметгалиева привела данные исследования ученых Гарвардского университета, которые пришли к мнению, что полилингвальность (одновременное изучение сразу нескольких языков) в раннем возрасте многократно повышает интеллектуальный потенциал ребенка.

​Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Боль в спине на ранних сроках беременности бывает тупой или острой, …слабой или сильной 😭 Она может вызывать напряжение как в спинном, так и поясничном отделе позвоночника. Причем иногда болевой синдром даже не дает женщине встать из положений лежа или сидя 😳 Иногда боль «отдает» в плечи, грудную клетку и верхнюю часть спины. После физической нагрузки болевой синдром у большинства женщин отдает в ногу. Обычно это возникает тогда, когда женщина долго стоит, много гуляет или сидит в неудобной позе. Прежде чем подбирать средство против дискомфорта, рекомендуется обратиться к гинекологу. Он поможет понять, почему болит спина при беременности 😉 Боли, вызванные физиологическими и анатомическими изменениями, являются нормой ☝️ Ухудшиться состояние может в том случае, если женщина будет вести неправильный образ жизни, плохо питаться и стремительно набирать вес. Кроме того, этому также может способствовать гормональный сбой и большие физические нагрузки 😰 А вы сталкивались с такой проблемой на начальных сроках? 👇 See More

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *